Особенности предоставления земельных участков для строительства жилого дома в 2021 году

Содержание
  1. Понятие
  2. Нормативно-правовая база
  3. Статья 30 ЗК РФ. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  4. Виды предоставления земли государством
  5. Основания для получения
  6. Кто имеет право на бесплатный земельный участок от государства
  7. Федеральные льготы
  8. Региональные льготы
  9. Программы по переселению
  10. В каких регионах земельный участок дают в безвозмездное пользование?
  11. Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов
  12. Условия получения
  13. Необходимые документы
  14. Способ №1 — подать заявление и ждать очереди
  15. Способ №2 — получить землю от государства без очереди
  16. Шаг 1 — найти муниципальный участок на кадастровой карте
  17. Шаг 2 — убедиться, что участок находится в публичной собственности
  18. Шаг 3 — подать заявление на предоставление земельного участка
  19. Шаг 4 — заключить договор с администрацией
  20. Оформление в собственность
  21. Куда подавать?
  22. Как подать бумагу в электронном виде, через Госуслуги?
  23. Как происходит принятие решения?
  24. Сроки и стоимость
  25. Как реализовать право на бесплатное предоставление земельного участка:
  26. Как осуществляется строительство на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения?
  27. Органы, выдающие разрешение на ИЖС
  28. Когда возможен отказ?
  29. Правомерно ли требование о замене земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности?
  30. Важные нюансы, на которые следует обратить внимание
  31. Заключение

Понятие

Под выделением земельного участка понимают процесс передачи государственных земель физическим или юридическим лицам. Данная сделка закрепляется особым документом – договором предоставления, который фиксирует основные положения:

  • цели физического или юридического лица, для которых отводится участок;
  • основные условия выделения;
  • период, в течение которого юридическое или физическое лицо может распоряжаться участком;
  • порядок расторжения договора в случаях, когда земля предоставляется на определенный срок;
  • порядок оформления земли в собственность новым владельцем.

Процедура перехода земельного участка от государства к иным лицам регулируется законодательно. В данном случае в качестве основного документа выступает Земельный Кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) .

Нормативно-правовая база

Нормативно-правовая база, на основании которой осуществляется предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство главным основана на Градостроительном Кодексе Российской Федерации. Однако в некоторых случаях применяются статьи из Земельного Кодекса. Это обусловлено проверкой совпадения статуса земельного участка – определения правомерности выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в данном месте.

Статья 30 ЗК РФ. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Это старая редакция документа

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

1.2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

2.2. Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

2.3. Предоставление Государственной компании “Российские автомобильные дороги” в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчета размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом “О Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

2.4. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицам, заключившим договоры об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договоры об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, некоммерческим организациям, созданным субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в аренду без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов.

Размер арендной платы по договору аренды такого земельного участка устанавливается в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок. В случае изменения размера ставки земельного налога размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, – в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее – кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) утратил силу;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) утратил силу;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

13. Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

14. Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

15. Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:

1) занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;

2) предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта.

16. Соглашение, указанное в пункте 15 настоящей статьи, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

17. Соглашение, указанное в пункте 15 или 16 настоящей статьи, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

Виды предоставления земли государством

Земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, могут становиться объектом сделки. Основные виды отношений приведены в таблице:

Вид Краткое описание
Продажа Реализация через публичные торги или через осуществление права преимущественного выкупа у человека, предоставляющего интересы официальных органов.
Аренда Права переходят открыто, через публичные торги. Повторное продление договора аренды производится без торгов.
Постоянное бессрочное пользование В данном случае за пользование землей устанавливается определенная плата.
Безвозмездное срочное пользование Земля эксплуатируется в соответствии с ее целевым назначением, плата за использование отсутствует.

В таблице отражены ключевые направления перехода земель от государства к юридическому или физическому лицу. В данном случае земля становится объектом сделки, для его получения составляется договор купли-продажи в соответствии с законодательными нормами.

Но есть ситуации, когда он может быть выделен безвозмездно на льготной основе определенным группам граждан ( ЗК РФ).

Даже если гражданин имеет право на получение льготных земель, то юридически всё равно заключается договор купли-продажи, но он не требует платы за участок.

Считается, что гражданин покрыл стоимость земли, оплатив услуги по оформлению кадастровых и межевых документов. Исключение – заключение договора безвозмездного срочного пользования.

Основания для получения

В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за многодетными семьями на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.

На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах бессрочного или пожизненного владения.

Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.

Остальные категории льготников определяются на региональном и муниципальном уровне.

Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:

  • лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
  • лица с ограниченными возможности и члены их семей;
  • семьи, на попечении которых есть дети-инвалиды
  • ветераны ВОВ и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
  • молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
  • пенсионеры, которые постоянно проживают в селе;
  • инвалиды или члены их семей.

Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды.

Среди граждан, которые могли бы претендовать на получение участков для строительства там дома, можно выделить группу лиц, обладающих приоритетным правом. Это многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами.

Кто имеет право на бесплатный земельный участок от государства

Пункт 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, а также положениями вашего «местного» Областного закона «О регулировании земельных отношений в *** области» устанавливается перечень и категории граждан имеющих право на предоставление земельного участка с учетом — Нуждаемости.

Обратите внимание, что бесплатно получить земельный участок под строительство дома можно только один раз и только из фонда государственных или муниципальных земель. Земля, находящаяся в собственности других физических и юридических лиц может быть только куплена, подарена или передана по наследству.

Федеральные льготы

Федеральное законодательство закрепляет следующие категории граждан, имеющих преференции по предоставлению земельных участков бесплатно:

  1. Герои России — (Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (с изменениями и дополнениями));
  2. Герои труда России (Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (с изменениями и дополнениями).

Для граждан, имеющих федеральные награды, выделяются участки от 8 соток в городских поселениях, и от 25 соток — в сельских.

Региональные льготы

На региональном уровне земельные участки предоставляют следующим категориям граждан:

  1. Многодетные семьи с тремя и более детьми на иждивении родителей;
  2. Граждане, состоящие на учёте в муниципальных органах как нуждающиеся в жилье;
  3. Члены семьи погибшего героя РФ;
  4. Молодые семьи, имеющие ребенка или без детей (2 разные программы);
  5. Молодые специалисты;
  6. Дети-сироты;
  7. Инвалиды 1, 2 и 3 групп, а также семьи, имеющие ребенка-инвалида. Льготой является получение земли в СНТ в аренду в порядке особой очереди (не такая долгая, как например у многодетных семей) и без участия в процедуре торгов;
  8. Военнослужащие
  9. Ветераны ВОВ и других боевых действий. Ветераны, имеющие боевые награды, могут претендовать на участки до 20 соток в городах и до 40 соток в сёлах;
  10. Сотрудники ОВД;
  11. Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АС
  12. Пенсионеры
  13. Работники бюджетной сферы;
  14. Семьи, в которых на иждивении инвалид или ветеран, а также семьи, потерявшие кормильца, погибшего при участии в боевых действиях;
  15. Жители сельской местности при условии, что они достигли возраста 35 лет, прошли профессиональное обучение в области медицины, сельского хозяйства, культуры, образования и работают по специальности;
  16. Граждане, проходящие службу в армии по контракту;
  17. Религиозные организации.

Данный список постоянно обновляется и его нельзя назвать исчерпывающим.

Ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с «Областным законом» осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений. Учет граждан в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется отдельно.

Но есть и плохие новости — для граждан, имеющих трех и более детей, внесли изменения в статью 39.5 Земельного Кодекса. Теперь регионам дали право оказывать поддержку только тем семьям, которые стоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или соответствует этому статусу (до 11 кв. метров жилья на человека). То есть будут давать на выбор либо участок, либо иную форму поддержки.

Скорее всего, новое правило начнет распространяться и на остальные категории льготников, которым чтобы получить землю под ИЖС — придется состоят на учете, как нуждающимся в жилье. Всем остальным предлагают землю под садоводство или огородничество, что также позволяет стоить жилые здания, а затем регистрировать их по дачной амнистии.

Программы по переселению

Если в регионе вашей прописки принята региональная программа предоставления земельных участков, то вы имеете право написать в МФЦ заявление на бесплатное выделение земли из публичной собственности. Очередь будет отдельная от льготников, указанных выше.

Действующие федеральные программы:

  1. Дальневосточный гектар
  2. Ленинградский гектар
  3. Костромской гектар
  4. Волгоградский гектар
  5. Родовое поместье

Действующие региональные программы:

  1. Земельные участки для переселенцев с Крайнего Севера
  2. Земельные участки для жителей Крыма
  3. Земельные участки в Калининграде

По программе переселения землю можно получить за несколько недель.

А теперь о том, какие существуют способы бесплатно получить землю из государственной или муниципальной собственности.

В каких регионах земельный участок дают в безвозмездное пользование?

Чтобы через 5 лет получить землю в собственность бесплатно.

Изучить все региональные законы в стране я не берусь, потому что хочу сохранить психическое здоровье.

Поэтому перечислить все регионы, где дают землю в безвозмездное пользование, не смогу.

Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов

Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.

Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется. В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории. Также предварительное согласование не нужно при выделении земли для с/х или нужд лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального строительства или ведения ЛПХ.

Последовательность получения земельного участка можно представить следующим образом:

  1. Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
  2. В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
  3. Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
  4. Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
  5. Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
  6. Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
  7. В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
  8. При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
    После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.

Условия получения

Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои. Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Крыму нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет. Тогда как гектар земли на Дальнем Востоке может получить любой гражданин РФ независимо от прописки. Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.

В числе условий к заявителю могут значиться такие:

  • наличие статуса молодой семьи (в которой обоим супругам не более 35 лет) или многодетной семьи (в которое трое и более несовершеннолетних детей);
  • постановление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • наличие статуса молодого специалиста, работа по одному из приоритетных направлений по медицинскому или образовательному профилю при заключении бессрочного трудового договора в пределах сельского поселения и пр.;
  • наличие официального заключения о признании ребенка инвалидом.
Обычно требуется, чтобы у гражданина не было в собственности иной земли под аналогичные нужды.

Так, если он или члены его семьи владеют участком под дачное хозяйство, это не лишает их права на выделение бесплатной земли для строительства дома. Но повторно землю под ИЖС им не предоставят.

Необходимые документы

Перечень документов, которые потребуются для получения земли у администрации, зависит от категории получения льготы. Обычно в перечень запрашиваемой документации входят:

  • паспорта всех членов семьи/свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий прописку на территории региона 3–5 лет (это может быть отметка из паспорта или решение суда);
  • справка из органов местного самоуправления о том, что гражданин ранее не использовал свое право на бесплатный участок;
  • документ, подтверждающий право на льготы (медицинское заключение об инвалидности, трудовая книжка, удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное удостоверение и пр.).

Независимо от категории гражданина он должен предоставить заполненное заявление на выделение земли. Заявление подается в целях предварительного согласования выбранного участка или для выделения земли без торгов.

После получения такого согласования подается другое заявление с просьбой предоставить участок. В нем указывается предназначение объекта, предполагаемое место возведения постройки и ее площадь, обоснование размера земли, испрашиваемое право на землю (аренда, собственность).

В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.

Способ №1 — подать заявление и ждать очереди

Если вы относитесь к перечисленной выше льготной категории граждан, либо приняли решение участвовать в национальной программе, то вам будет достаточно:

  1. Написать заявление «О постановке в очередь на получение земельного участка» в ближайшем Много Функциональном Центре «Мои документы» (МФЦ). Бланк заявления предоставит сотрудник МФЦ.
  2. Когда подойдет ваша очередь, вас пригласят в администрацию для розыгрыша участка. Да, вы не ослышались, именно розыгрыша, так как вам будет предложено вытянуть билет с кадастровым номером земельного участка. Вы сможете отказаться от «вытянутого» земельного участка, но тогда придется вставать в очередь снова.

Примерный срок ожидания в льготной очереди 3-5 лет.

Способ №2 — получить землю от государства без очереди

Если хотите получить землю без очереди, то придется самостоятельно искать свободный муниципальный участок, а затем писать заявление на его предоставление в Администрации.

Данный способ предлагаю рассмотреть подробнее, так как он дает нам возможность получить земельный участок за 2-3 месяца.

Шаг 1 — найти муниципальный участок на кадастровой карте

Откройте сайт публичной кадастровой карты: pkk5.rosreestr.ru и наведите курсор на интересующий вас земельный участок. Так в режиме онлайн вы получите минимально необходимые сведения: кадастровый номер, категория земли, площадь, разрешенное использование, адрес, кадастровую стоимость, ограничения и обременения.

Но главное, так можно узнать свободен ли участок от частной собственности. Во вкладке «Услуги» выберите раздел «справочная информация по объекту недвижимости», затем внизу страницы нажимаем «Сформировать запрос» и жмем ссылку с информацией из ЕГРП.

Шаг 2 — убедиться, что участок находится в публичной собственности

Прежде, чем подавать заявление на найденный участок, советую документально убедиться в отсутствии частного собственника или арендатора. К сожалению, РосРеестр предоставляет информацию о собственниках только на платной основе. Зато в случае, если участок все-таки кому-то принадлежит, но информация на кадастровой карте (как это часто бывает) еще не успела обновиться, — вы сэкономите минимум месяц на ожидании ответа от администрации.

Нам нужно, чтобы в особых отметках раздела №1 выписки из ЕГРН было указано — «Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют». Это означает, что земельный участок находится в публичной (государственной) собственности и не имеет частного собственника или арендатора.

Обратите внимание, что Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите убедиться в отсутствии собственника быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение дня. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Шаг 3 — подать заявление на предоставление земельного участка

Когда свободный участок найден, необходимо подать заявление в районную администрацию (или в тот же МФЦ) заявление о предоставлении земельного участка. Заявление можно подать в электронном виде на портале «Госуслуги» или при личном визите (рекомендовано). В заявлении указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • данные паспорта;
  • адрес прописки и места фактического проживания, номер домашнего или мобильного телефона, адрес электронной почты;
  • описание сути ходатайства;
  • адрес или описание расположения участка;
  • кадастровый номер;
  • перечень прилагаемых документов.

В приложении кроме сведений о земельном участке должны быть документы, служащие доказательством вашего права на бесплатное получение. Если интересы заявителя представляют третьи лица, необходимо наличие нотариально заверенной доверенности. При очной подаче документов сотрудник должен выдать вам расписку в получении документов или входящий номер заявления.

Срок рассмотрения заявления — 30 дней. За это время заявитель должен получить постановление главы администрации о выделении земельного участка или обоснованный отказ. Решение об отказе можно обжаловать в вышестоящих органах власти или в суде.

Шаг 4 — заключить договор с администрацией

По истечении срока рассмотрения, администрация пригласит вас на заключение договора аренды сроком на 3,5,10 или 49 лет (срок аренды зависит от вида разрешенного использования). После подписания и регистрации прав аренды в Росреестре, вы становить законным владельцем земельного участка.

Заметьте, что владелец и собственник — это принципиально разные понятия. Так как вы подавали заявление на льготное получение земли, то участок будет передан вам в пользование без проведения аукциона. Но нужно быть готовым к возможной жеребьевке с другими претендентами: процесс напоминает игру «Лото», только вместо бочонков будут записки с кадастровыми номерами земельных участков.

Оформление в собственность

Процедура регистрации права собственности состоит из нескольких основных шагов:

  1. Подготовка документов. Для оформления в собственность выделенного земельного участка потребуются следующие документы:
    • распоряжение от местной администрации о выделении земли;
    • кадастровый паспорт на участок;
    • межевые документы;
    • оригинал и копия паспорта гражданина, на которого будет оформляться земля;
    • квитанция, подтверждающая факт оплаты услуги регистрации.
  2. Оплата государственной пошлины. Ее можно оплатить в любом банке или через сервисы онлайн-банкинга, например, Сбербанк Онлайн. Но при оплате через портал Госуслуги гражданам предлагается скидка 30%, поэтому лучше оплачивать именно на этом ресурсе.
  3. Дополнительный. Если ранее не было проведено межевание участка, то перед следующим шагом его необходимо произвести.
  4. Подача документов. Все необходимые документы вместе с квитанцией об оплате государственной пошлины передаются сотрудникам многофункционального центра – МФЦ. Он проверяет правильность заполнения, наличие необходимых бумаг и выдает расписку о их получении.
  5. Получение сертификата на землю. Сотрудник МФЦ назначает дату, когда можно будет забрать заявление. Для этого необходимо явиться в МФЦ с распиской.

От уплаты государственной пошлины могут быть освобождены следующие категории граждан: сотрудники органов государственной власти, Центрального банка и малоимущие семьи.

Куда подавать?

После того, как собраны все необходимые документы, можно использовать разные варианты дальнейших действий:

  1. Самостоятельно обратиться с заявлением в местный орган власти, который занимается распределением земельных участков. Это может быть администрация муниципального образования, подразделения, занимающиеся земельными вопросами, сельский или поселковый совет.
  2. Если нет времени заниматься лично оформлением всех документов, то можно это сделать через посредников, например юридическую компанию. Следует учесть, что придется оплатить определенную стоимость за их услуги.
  3. Воспользоваться услугами МФЦ. Для этого, взяв с собой весь пакет необходимых документов, посетить указанный центр. Специалист проверит документы на соответствие и примет заявление на выделение участка земли.
  4. Подать заявление в личном кабинете через Госуслуги. Это наиболее удобный вариант, поэтому рассмотрим его подробнее.

Как подать бумагу в электронном виде, через Госуслуги?

Пошаговая инструкция:

  1. Регистрация на сайте Госуслуги. Для этого нужно нажать кнопку «Зарегистрироваться» на главной странице сайта, она находится справа. Затем поочередно в полях ввести фамилию, имя, телефон, электронную почту. Дождаться смс с кодом, который нужно ввести в указанное поле. Далее-на кнопку «Зарегистрироваться».
  2. Войти в свой аккаунт. Жмем на кнопку «Войти». Система запросит пароль и телефон, их нужно ввести в указанных полях. Снова на кнопку «Войти».
  3. На странице сайта выбрать пункт «Услуги».
  4. Из открывшегося списка перейти в подменю «Квартира, строительство и земля».
  5. Далее поочередно: «Предоставление в аренду земельных участков на территории…», «Получить услугу».
  6. После этого внимательно заполнить все пункты формы запроса, выбрать вид результата услуги, т.е. в какой форме она будет предоставлена, электронной или бумажной. Нажать кнопку «Отправить данные».

Как происходит принятие решения?

Как уже было сказано, для получения земельного участка гражданину следует обратиться в администрацию с заявлением и пакетом основных документов. Право рассматривать такие обращения предоставляется исполнительному лицу государственной власти или органу местного самоуправления.

В течение установленного срока, 30 дней с момента подачи заявления, сотрудники должны провести проверку предоставленных данных:

  • установить достоверность предоставленной информации;
  • проверить полноту пакета документов;
  • проверить землю, которая должна быть выделена.

По результатам проведенной проверки выносится решение: положительное или отрицательное.

Если результат отрицательный, необходимо исправить все ошибки, заново собрать документы и обратиться в администрацию. Если результат положительный, гражданин получает решение в письменной форме – специальный документ, который является основанием для проведения процедуры выделения.

Он состоит из нескольких основных пунктов:

  1. Название и номер документа. Например, «Постановление от 08.05.2020 №22 о выдаче земельного участка под индивидуальное жилищное строительство».
  2. Ссылки на законы и законодательные акты, в соответствии с которыми будет происходить процедура выделения.
  3. Непосредственно решение. Обычно состоит из нескольких пунктов, в которых указаны основные моменты передачи земли.
  4. Данные по участку: фактическое расположение, адрес, кадастровый номер, категория земель, границы участка и его площадь.
  5. Наличие обременений на участке: аренда, залог, арест, сервитут.
  6. Стоимость земли, если она переходит не по льготной программе.
  7. Список ответственных лиц.

Документ обязательно должен быть заверен печатью и подписью ответственного лица, выдавшего данное разрешение – глава местной администрации или его законный представитель.

Сроки и стоимость

Для людей, которые претендуют на выделение земельного участка на платной основе, через торги, процесс получения займет не более полугода. Но в случае с льготными программами всё намного труднее.

Здесь ситуация зависит от количества обратившихся граждан – чем их больше, тем дольше придется ждать. И тут невозможно сказать точно, поскольку каждая администрация самостоятельно определяет годовой объем земель, который может быть передан безвозмездно. Поэтому срок здесь колеблется от полугода до нескольких лет.

Размер государственной пошлины может быть от 100 рублей до 2000. Все зависит от вида участка, его площади и размеров. Узнать можно на сайте Госуслуги.

Как реализовать право на бесплатное предоставление земельного участка:

  • найти регион, в котором действует закон о безвозмездном пользовании для специалистов;
  • изучить данный закон и выбрать муниципальное образование, в котором готовы трудиться 5 лет;
  • убедиться, что образование позволяет работать по специальности, которая дает право на получение участка в безвозмездное пользование;
  • отработать не менее 5 лет в муниципальном образовании по соответствующей специальности;
  • весь срок безвозмездно использовать участок по целевому назначению (ИЖС или ЛПХ) на условиях договора с местной администрацией;
  • подать заявление о предоставлении участка в собственность до истечения срока действия договора о безвозмездном пользовании землей.

Как осуществляется строительство на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения?

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” предусмотрена возможность строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в случае предоставления и приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее – Классификатор).

Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка “сельскохозяйственное использование” включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции следует использовать земельный участок (его часть), не являющийся сельскохозяйственным угодьем.

Вместе с тем размещение жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, действующим законодательством не предусмотрено.

Органы, выдающие разрешение на ИЖС

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство окончательно выдается местными органами власти. Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, в отношении которого соблюдены многочисленные процедуры, удостоверяется документом, заверенным подписью главы администрации. Именно данный факт знаменует получение необходимого разрешения.

Охарактеризуем органы и инстанции, в которых на основании закона согласовывается разрешение на индивидуальное жилищное строительство:

  • – архитектурная часть проекта согласовывается в местном отделении Государственного архитектурно-строительного надзора;
  • – разрешение в Государственном пожарном надзоре, курирующем данную местность;
  • – учреждения, в ведении которых находятся подземные, наземные и воздушные коммуникации на территории, на которой находится земельный участок;
  • – контрольная проверка и получение разрешительных документов в потребительском надзоре;
  • – разрешение на индивидуальное жилищное строительство закон требует согласовывать также и в районном комитете водного хозяйства, если выдается разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства как объекта в водоохранной зоне.

Индивидуальное жилищное строительство на земельном участке требует от заинтересованных в этом лиц не только готовности к организации самого процесса строительства, но и соблюдения ряда юридических процедур. Однако часть, связанная с документальным сопровождением строительства, не должна пугать будущих собственников домов, поскольку она направлена не на препятствование осуществлению имущественных прав граждан, но на полное закрепление этих прав.

Когда возможен отказ?

Земельный кодекс четко ограничивает основания для отказа в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:

  • с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
  • участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
  • участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
  • на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
  • участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
  • участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие;
    земля выступает предметом аукциона;
  • площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
  • на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
  • участки на заявленном виде прав не выделяются;
  • в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • земля изъята для государственных и муниципальных нужд.

Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.

Кроме того, региональные власти вправе разрабатывать свои критерии для предоставления отказа.

Наиболее распространенными причинами отказа являются несоответствие категории заявителя требованиям к получателю, неполная комплектность документов или обнаружение в них неточностей и фактических ошибок.

Правомерно ли требование о замене земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности?

Такое требование неправомерно при предоставлении земельного участка по договору аренды. Арендодатель отвечает за недостатки имущества, переданного в аренду, но по смыслу п. 1 ст. 612 ГК РФ не обязан производить его замену на аналогичный. Таким образом, арендатор может выдвигать требование о замене, но удовлетворение такого требования является лишь правом арендодателя, принудить к исполнению требования арендодателя нельзя. К тому же следует учитывать особенности предоставления земельного участка в аренду, установленные ст. 39.6 ЗК РФ (по общему правилу торги в форме аукциона).

Между тем если участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства гражданину в собственность и непригоден для этой цели, то требование о его замене на иной пригодный участок может быть признано правомерным.

Земельные участки для целей строительства, как правило, предоставляются по договору аренды.

Земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (ст. 22 ЗК РФ).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК РФ), и отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках (п. 1 ст. 612 ГК РФ).

При этом обязанности производить замену предмета аренды на аналогичный законом для арендодателя не установлено. В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 612 ГК РФ арендодатель при выявлении недостатка арендованного имущества может произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, но из буквального содержания приведенной правовой нормы следует, что замена предмета аренды на аналогичный является правом, а не обязанностью арендодателя.

Арендатор в случае непригодности земельного участка целям строительства может воспользоваться правом, предоставленным ему п. 1 ст. 612 ГК РФ и потребовать по своему выбору, в частности, безвозмездного устранения недостатков земельного участка или возмещения своих расходов на устранение недостатков, потребовать расторжения договора и др. (абз. 35 п. 1 ст. 612 ГК РФ).

Кроме того, следует учитывать особенности предоставления земельных участков в аренду. Ранее действовавшая норма ст. 31 ЗК РФ о выборе земельного участка для строительства с 01.03.2015 утратила силу, земельные участки в аренду предоставляются по общему правилу на основе проведения торгов (ст. 39.6 ЗК РФ), в связи с чем “простая” замена земельного участка, как правило, невозможна.

Таким образом, требование о замене земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности, неправомерно.

Между тем существует исключение: если земельный участок предоставлялся для целей индивидуального жилищного строительства гражданам в собственность и непригоден для этого, то требование о его замене может быть признано правомерным. 

Важные нюансы, на которые следует обратить внимание

Участки под ИЖС выделяют для возведения здесь дома высотой не более 3 этажей.

К участку власти обязаны подвести все необходимые коммуникации: газ, воду, свет. Т.е. создаются все условия для строительства здесь жилой постройки для постоянного проживания. Поэтому важным условием владения землей под ИЖС выступает ее целевое применение.

Обычно первоначально выделенный пользователю земельный участок под ИЖС оформляют как обычный арендный договор с оговоркой о возможности передачи ее в собственность.

Но при условии строительства здесь жилого дома в течение трех лет она переводится в собственность.

Если же строение не будет возведено и зарегистрировано в установленном законом порядке, то земля изымается в муниципальную собственность или будет передана более активным пользователям.

В том случае, если земля под ИЖС не используется по своему целевому предназначению, на ее владельца могут наложить административный штраф. Например, если он решит открыть в доме мини-гостиницу или магазин, т.е. возведет постройку не в целях постоянного проживания, а извлечения прибыли, построит не индивидуальный частный дом (для одной семьи), а многоквартирное строение, использовать выделенный участок под сельскохозяйственные цели для получения прибыли.

Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.

Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков для строительства в собственность регулируется нормами Земельного кодекса и регионального законодательства. Наделы земли под ИЖС могут быть выделены бесплатно или на платной основе. Условия выделения земель могут предполагать их переоформление в собственность, заключение договора аренды, в том числе, с правом выкупа при условии строительства там дома.

В числе льготников, которым положена бесплатная земля, могут быть многодетные семьи, молодые специалисты, семьи с инвалидами, потерявшие кормильца, проживающие в стесненных условиях и пр.

В общем случае выделяют два вида передачи земельных участков: с проведением торгов и без таковых.

Заключение

Таким образом, выделение земельного участка – сложный с юридической точки зрения процесс. Задача гражданина – ответственно подойти к подготовке документов, активно сотрудничать с работниками администрации, быть готовым на возможный отказ или необходимость в повторном прохождении процедуры. Только так удастся получить земли от государства.

Источники

  • https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/vydelenie-zu
  • https://advokat-malov.ru/poluchenie-razresheniya-na-stroitelstvo/zemelnyj-uchastok-dlya-individualnogo-zhilishhnogo-stroitelstva.html
  • https://www.zakonrf.info/zk/30/
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/predostavlenie-zemelnyx-uchastkov-dlya-stroitelstva.html
  • https://zembaron.ru/ekonomiya/kak-poluchit-zemlyu-pod-stroitelstvo-doma-besplatno/
  • https://paruslex.ru/besplatnoe-predostavlenie-zemelnyx-uchastkov/
  • https://pravoved.online/arenda-zu/u-administracii-zayavlenie
  • https://znatpravo.ru/zemlya/kak-predostavit-gosudarstvennyj-ili-municipalnyj-zemelnyj-uchastok-dlya-stroitelstva/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: