Особенности социально ориентированных некоммерческих организаций

СОНКО расшифровка

СОНКО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация.

Согласно ч.ч. 2.1-3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, пре­дусмотренных законом «О некоммер­ческих организациях», а именно: общественные или религиозные организации (объединения), общи­ны коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, неком­мерческие партнерства, учрежде­ния, автономные некоммерческие организации, объединения юриди­ческих лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных ком­паний, общественных объединений, являющихся политическими партиями.

Социально ориентированные некоммерческие организации осуществляют деятель­ность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Россий­ской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. закона «О некоммерческих организациях»:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Правовая основа

В законодательной базе существует акт, обеспечивающий право на государственную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Ее предоставление регламентируется Федеральным законом “О некоммерческих организациях” (от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ). В нем также определяется, какие структуры признаются некоммерческими организациями, в каких формах они могут действовать, правила их создания, ликвидации и реорганизации, перечисляются основные виды деятельности и указывается, какие из этих обществ считаются социально ориентированными, какими способами и в каких случаях им предоставляется государственная поддержка. Помимо этого в документе содержится информация о правилах ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, расписаны полномочия руководящих инстанций при решении вопросов о поддержке данных обществ.

Формы социально-ориентированных некоммерческих организаций

Итак, существуют следующие виды организаций некоммерческого характера, ориентированные на решение общественных проблем.

  1. Объединения, носящие характер:
      общественных;
  2. религиозных.
  3. Общины, представленные народностями, проживающими на территории России, объединенными по признакам:
      малочисленности;
  4. коренного проживания на тех или иных территориях.
  5. Общества, организованные представителями российского казачества.
  6. Социальные фонды.
  7. Партнерства, созданные на некоммерческой основе.
  8. Учреждения частного типа.
  9. Организации, представляющие государство и муниципалитет.
  10. Учреждения, содержащиеся за счет бюджета страны.
  11. Автономные организации некоммерческого типа.
  12. Различные союзы и ассоциации.

Все вопросы относительно деятельности этих учреждений регулируются Федеральным законодательным актом

Регулирование деятельности всех вышеописанных инстанций отведено Федеральному закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

О сути понятия

Для того чтобы определить, какие из формирований подпадают под статус «социально ориентированные коммерческие организации», необходимо сначала обратиться к понятию «некоммерческие организации» и выяснить, что представляют собой данные структуры. Итак, речь идет о компаниях, у которых получение доходов не является приоритетным направлением деятельности, а извлеченная прибыль не делится между участниками образования.

Цели создания добровольных товариществ

Подобные группы формируют для выполнения следующих задач:

  • благотворительная деятельность (помощь детским домам, многодетным семьям, инвалидам);
  • развитие научной, культурной и образовательной сфер жизни народа;
  • проведение мероприятий с целью оздоровления разных групп общества;
  • удовлетворение духовных потребностей населения;
  • защита прав людей в соответствии с законодательством РФ;
  • юридическая помощь рядовым гражданам, пособничество в разрешении споров и др.

Любая подобная организация целью создания может иметь и другой вид деятельности, но он обязательно должен быть направлен на создание социальных благ для народа.

Чем занимается СОНКО?

Что это такое – СОНКО, мы уже знаем. Давайте посмотрим на статистику. Где такие организации в нашей стране заняты:

  • 25,4 % (более 11 тыс. учреждений) – образование, наука, просвещение.
  • 21,9 % (около 9,6 тыс. учреждений) – социальная поддержка и защита населения.
  • 17,9 % (более 7,8 тыс. учреждений) – спорт, физическая культура.
  • 14,7 % (более 6,4 тыс. учреждений) – патриотическое, военно-патриотическое воспитание.

В долях от 13 % до 4 % распространены следующие виды деятельности:

  • Благотворительность.
  • Здравоохранение, пропаганда здорового образа жизни.
  • Искусство и культура.
  • Духовное развитие граждан.
  • Льготная или безвозмездная юридическая помощь, правовая защита населения.
  • Повышение качества жизни пожилых граждан.
  • Соц. адаптация инвалидов.
  • Поддержка материнства, профилактика сиротства.

Права и обязанности объединений

Организации, не ориентированные на извлечение финансовой выгоды, официально получают свой статус после регистрации в соответствии с правилами проведения процедуры в определенном законом порядке. В своей собственности (или в управлении) они имеют какие-то ценности или объекты и, согласно имеющимся обязательствам, несут ответственность за него, могут осуществлять имущественные права, подавать иски в суд и быть на процессе ответчиком. Им присваивается наименование, в составе которого указывается организационно-правовая форма общества и вид его деятельности. В обязательном порядке такая структура должна иметь баланс (смету). Как правило, некоммерческая организация создается на неограниченный срок. Исключение возможно в том случае, когда в учредительных документах указан конкретный период деятельности. Такие сообщества вправе открывать счета в учреждениях банков на территории РФ и за ее пределами, а лишается такой возможности только в случаях, противоречащим законодательству страны.

Управление компании заводит печать, на которой значится название общества (полностью) на родном (русском) языке. По желанию правления общество может выдавать бланки со своим названием и пользоваться фирменным штампом. В случае необходимости возможно создание собственной эмблемы.

Какие из организаций считаются социально ориентированными?

На территории России зарегистрировано достаточно большое количество обществ, не направленных на получение прибыли. Но статус социально ориентированной некоммерческой организации может быть присвоен не всем из них. Существует 2 критерия, по которым компания приобретает это “звание”: форма ее организации и вид деятельности, прописанный в учредительных документах.

Социально-ориентированные некоммерческие организации: деятельность

31-я статья обозначенного нами законодательного акта раскрывает перечень конкретных видов действий, которые полагается осуществлять организациям, работающим на основе вышеописанных организационных форм.

В рамках компетенций НКО лежит действительно обширная сфера деятельности

Таблица 1. Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Вид деятельности Описание
Социальные услуги гражданам Организации описанного типа обязаны оказывать россиянам все необходимые меры социальных:
  • защиты;
  • поддержки. Осуществляется данный процесс в том виде, который требует ситуация.
Подготовка к экстремальному режиму жизни Также перечисленные учреждения берут на себя ответственность за:
  • подготовку населения к экстренным событиям;
  • преодоление чрезвычайных ситуаций. К списку обозначенных событий относятся:
  • бедствия стихийного характера;
  • экологические катастрофы;
  • техногенные катастрофы;
  • прочего вида случаи.
Оказание помощи в разгар бедствий Представленные социальные образования обязуются также поддерживать граждан и оказывать им всевозможную помощь при условии, что те пострадали в ходе:
  • катастроф стихийного, техногенного или экологического характера;
  • конфликтов социального, национального или религиозного типа;
  • побега из государства проживания (беженцы и переселенцы).
Охрана среды и ее фауны В компетенциях перечисленных учреждений лежит также защита и охрана:
  • окружающей среды;
  • населяющих эту среду животных, птиц и т.д.
Охрана локаций, имеющих высокую значимость Также лежит в зоне ответственности искомых органов задача по охране, согласно установленным на законодательном уровне требованиям и содержание объектов (строения и т.п.) и территорий, которые имеют высокую значимость следующего характера:
  • исторического;
  • природоохранного;
  • культурного;
  • морального (захоронения);
  • культового.
Оказание безвозмездной юридической поддержки Еще одна компетенция представлена необходимостью оказывать бесплатно или за плату, установленную ниже общепринятого в регионе тарифа, юридическую протекцию россиянам и прочим организациям этого типа, а также вести просвещение жителей, распространяя сведения о том, как они могут самостоятельно защитить свои:
  • права;
  • свободы.
Профилактика социально-опасного поведения Ответственны структуры обозначенного типа и за введение профилактических мер, препятствующих проявлению гражданами страны социально-опасного с точки зрения закона поведения.
Деятельность благотворительного характера Каждая инстанция должна совершать благотворительные пожертвования или помощь в иной форме, или хотя бы содействовать проявлению подобной щедрости в других, поощряя добровольчество.
Деятельность, направленная на духовное и физическое здоровье граждан РФ Ответственность искомых структур также лежит в области:
  • образовательных мероприятий;
  • просвещения всех слоев населения;
  • стимуляции развития культуры и науки;
  • поощрения искусства;
  • работы, связанной со здравоохранением, а также профилактикой здоровья населения страны;
  • пропагандирования здорового образа жизни;
  • стимуляции улучшения морально-психологического состояния жителей нашей страны;
  • развития культуры и спорта в России;
  • прочих направлений аналогичной категории.

Перечень задач рассматриваемых структур действительно обширен, но все они входят примерно в одну и ту же категорию

Ведомства, действующие в социальной сфере, помимо перечисленных в таблице задач, обязаны также:

  • проводить стимуляцию негативного отношения к коррупции среди слоев населения;
  • развивать сотрудничество с другими странами, попутно оказывая протекцию культурной, языковой и традиционной самобытности коренных народностей нашей страны;
  • воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, в том числе просвещать относительно военно-патриотических инициатив;
  • осуществлять поисковые мероприятия, в рамках которых случается обнаружение захоронений воинов, павших смертью храбрых во времена Великой Отечественной Войны, среди которых могут быть обнаружены также и пропавшие без вести люди;
  • принимать участие в профилактике пожароопасных ситуаций или же непосредственном тушении возникающих в ходе работ спасательного характера возгораний;
  • помогать в адаптации мигрантов, как с социальной, так и с культурной точки зрения;
  • производить реабилитационные мероприятия для граждан страны, долго употреблявших наркотические или психотропные вещества, которые больше не могут самостоятельно ориентироваться в обществе.

Выдержка из ФЗ №7 Статьи 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти

Ограничения для социальных организаций некоммерческого типа

Многие из перечисленных организаций вынуждены сталкиваться с трудностями различного характера ввиду специфики производимой ими деятельности. Так, например, Закон «О бухгалтерском учете» определяет перечень структур, представляющих рассматриваемую категорию, не имеющих возможности предоставлять отчетность в упрощенном виде.

  1. Некоммерческие компании, доход которых в виде денег и прочего поступившего на баланс имущества за подотчетный период составил более 3 миллионов российских рублей.
  2. Адвокатские коллегии.
  3. Частные юридические практики, осуществляющие такую услугу, как консультирование.
  4. Палаты нотариальной категории.
  5. Кооперативы характера: как жилищного;
  6. так и жилищно-строительного.
  • Кооперативы, имеющие кредитно-потребительский характер, в частности, сельскохозяйственные образования.
  • Учреждения, представляющие государственный сектор.
  • Корпорации, организованные государственными структурами.
  • Компании, также работающие на государственной основе.
  • Региональные представительства партий политического характера, сами эти образования и прочие их структурные подразделения.
  • Организации, подлежащие саморегулированию.
  • Некоммерческие учреждения, ответственные за выполнения функций иностранных агентов, и прочие компании.
  • Закон содержит некоторые неточности, которые могут ввести вас в заблуждение относительно формы ведения отчетности, потому нужно учитывать нормативно-правовые акты и их содержание по старшинству

    Обратите внимание: одно из писем Министерства финансов нашей страны изначально разрешает государственным корпорациям вести бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме, что делает ее полностью законной. Тем не менее, налицо следующее противоречие: описанный нами выше законодательный акт ее ведение запрещает. Соответственно, поскольку норма Федерального закона всегда выше, делать этого не стоит, могут возникнуть неприятные последствия.

    Также недавно произведена отмена действия другого письма Министерства финансов, касающегося уже религиозных организаций. В нем говорилось, что при условии, когда обозначенные структуры не имеют облагаемого налогом объекта, то они имеют право не подавать бухгалтерскую отчетность в Федеральную налоговую службу. Теперь эта норма считается недействительной и все религиозные образования должны отчитываться перед компетентным надзорным органом.

    Церковь может стать НКО, если осуществляет дополнительные функции

    Также для церквей и других религиозных учреждений действует предложение — получить признание в качестве социально-ориентированных структур, если они осуществят дополнительную деятельность, направленную:

    • на решение возникающих в обществе проблем;
    • на гражданское развитие российского народа.

    При решении упомянутых выше вопросов религиозное учреждение обретет обозначенный статус и сможет подавать отчетность с использованием форм, предназначенных для эксплуатации в организациях социально-ориентированного и некоммерческого типа.

    Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

    Согласно ч.3 ст. 31.1 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

    1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

    2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

    3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

    4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    Субъекты РФ и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку СОНКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    Оказание финансовой поддержки СОНКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку СОНКО (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

    Также оказание имущественной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

    Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций

    Согласно ст. 31.2 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

    В реестр СОНКО — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

    1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);

    2) идентификационный номер налогоплательщика;

    3) форма и размер предоставленной поддержки;

    4) срок оказания поддержки;

    5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;

    6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

    7) информация о видах деятельности, осуществляемых СОНКО, получившей поддержку;

    8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных СОНКО, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

    Порядок ведения реестров и хранения, представленных СОНКО документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО, является открытой для всеобщего ознакомления.

    Что нужно знать об участии СОНКО в госзакупках?

    В соответствии с 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять часть собственных закупок у социально ориентированных организаций и субъектов малого предпринимательства (СМП) в объеме, не менее пятнадцати процентов от общего годового объема всех закупок. При этом начальная цена контракта не может быть более 20 миллионов рублей.

    Необходимо отметить, что действие данного законодательного акта распространяется и на СОНКО – за исключением организаций, основанных правительством, субъектами или муниципальными образованиями РФ.

    Закупки с социально ориентированных некоммерческих учреждений могут осуществляться путем организации:

    • открытого конкурса;
    • двухэтапного конкурса;
    • конкурса с ограниченным участием;
    • электронного аукциона;
    • запроса предложений;
    • запроса котировок.

    При осуществлении закупки у СОНКО или СМП в извещении устанавливается ограничение в отношении потенциальных участников закупок с указанием, что участвовать в торгах могут только социально ориентированные некоммерческие учреждения или субъекты малого предпринимательства. При этом участники закупки обязаны в своих заявках на участие декларировать собственную принадлежность к необходимому типу организации.

    Важно: Заказчик также вправе указать в извещении требование к участнику, не являющемуся СОНКО или СМП, о привлечении к исполнению контракта соисполнителей и субподрядчиков из числа необходимых организаций.

    В соответствии с частью 15 стати 44 Закона 44-ФЗ, сумма обеспечения заявки при размещении заказа у СОНКО не может превышать двух процентов от максимальной стоимости контракта.

    В том случае, если договор заключается с СОНКО, то в документ в обязательном порядке вносится условие об оплате поставленного товара, оказанной услуги или выполненной работы не позднее тридцатидневного срока с дата подписания документа о приемке.

    Таким образом, наше правительство создает для социально ориентированных некоммерческих учреждений достаточно комфортные условия для осуществления деятельности, в том числе для участия в закупках.

    Преимущественное право СОНКО в госзакупках

    Перечислим требования к СОНКО для привилегированного участия в проведении госзакупок. Они заключены в ФЗ №7 (статья 31.1, первый пункт), ФЗ №44. Организация должна вести следующую деятельность, чтобы обрести преимущество на конкурсах и аукционах госзакупок:

    • Подготовка населения к преодолению последствий разного плана ЧП, катастроф, бедствий – стихийных, техногенных.
    • Социальная защита и поддержка граждан.
    • Оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, техногенных аварий, религиозных, социальных, национальных конфликтов.
    • Содержание и охрана объектов культурного, природного, исторического значения, захоронений.
    • Защита биомира и окружающей среды.
    • Оказание льготной или безвозмездной юридической помощи населению, проведение тематических ликбезов.
    • Профилактика опасных форм социального поведения.
    • Благотворительность, содействие ей.
    • Формирование у граждан нетерпимости к коррупции.
    • Как развитие межнационального диалога, так и сохранение российской культуры, самобытности, традиций, языков.
    • Патриотическое, военно-патриотическое гражданское воспитание.
    • Поисковые работы, направленные на выявление неизвестных воинских захоронений, непогребенных останков солдат, установление личностей безымянных павших защитников Родины.
    • Участие в аварийно-спасательных мероприятиях, тушении и профилактике пожаров.
    • Деятельность по интеграции, социальной и культурной адаптации мигрантов.
    • Реабилитация (социальная и медицинская), помощь в трудоустройстве лицам, ранее незаконно употреблявшим психотропные вещества, наркотики.
    • Деятельность в области просвещения, образования, искусства, здравоохранения, культуры, пропаганды спорта, ЗОЖ, удовлетворительного психического состояния.

    ФЗ не запрещает организациям заниматься как одним, так и несколькими видами перечисленной деятельности.

    Заключение

    Рассматриваемые организации призваны поддерживать и защищать граждан страны, оказывая им всевозможную помощь. Можно сказать, что эти структуры — столп, на котором держится общество, продолжая развиваться и расти. Без них люди бы оставались беззащитными перед возникающими проблемами.

    Источники

    • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/uchastie-sonko-v-zakupkah-po-44-fz.html
    • https://BusinessMan.ru/sotsialno-orientirovannyie-nekommercheskie-organizatsii-opredelenie-deyatelnost-gosudarstvennaya-podderjka.html
    • https://ZonaPravosudia.ru/raznoe/socialno-orientirovannye-organizacii-eto-2.html
    • https://BusinessMan.ru/sonko—chto-eto-takoe-rasshifrovka.html
    • https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/sonko.html
    • https://yr-expert.com/soczialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizaczii-eto/

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: