Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ

Содержание
  1. 1. 44 ФЗ ответственность сторон по контракту
  2. 2. Государственный контракт ответственность сторон
  3. 3. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение контракта
  4. Права и обязательства заказчика и исполнителя
  5. Правовое регулирование
  6. Типичные нарушения и взыскания
  7. Расчет неустойки по 44-ФЗ
  8. Как избежать взыскания
  9. Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
  10. Расчет штрафов по 44-ФЗ
  11. Штрафы для СМП и СОНКО
  12. Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
  13. Расчет пени по 44-ФЗ
  14. Как начислять пени
  15. Если нарушитель — заказчик
  16. Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта
  17. Если нарушитель — поставщик
  18. Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ
  19. Если поставщик — СМП или СОНКО
  20. Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО
  21. Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП
  22. Материальная ответственность
  23. Административные меры

1. 44 ФЗ ответственность сторон по контракту

Согласно с ч 4 ст 34 44 ФЗ в сам контракт должны быть включены условия по обязательному исполнению своих обязательств между сторонами заключения контракта. Напомним, что в качестве сторон в ходе заключения контракта выступают заказчик и поставщик. В том случае, если за ними будет замечено ненадлежащее исполнение контракта или вовсе его неисполнение, то за это может предусматриваться административная ответственность.
В ситуациях, когда происходит возникновение просрочки в исполнении обязательств по контракту со стороны заказчика или в ситуациях, когда за ним следует ненадлежащее выполнение накладываемых на него обязательств, то в этом случае пострадавшей стороной будет выступать поставщик. Последний в свою очередь может потребовать возмещения от заказчика неустойки. Напомним, что неустойка может быть двух видов, первым будет являться пени, а вторым штраф.
Если речь идет о пени, то этот вид неустойки может быть начислен за каждый за день невыполнения обязательств, которые указываются в контракте, начиная с момента, следующего после дня окончания действия, установленного контракта периодом исполнения обязательств.
Данный размер пени может указываться в контракте в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которая не была выплачена в установленный срок.

Что касаемо штрафа, то он начисляется за ненадлежащее исполнение обязательств со стороны заказчика, исполнение которых предполагается контрактом. Исключение в данном случае составляет лишь действие по просрочке исполнения обязательств, которые прописаны в тексте контракта

2. Государственный контракт ответственность сторон

Вся ответственность по поставке продукции для обеспечения госнужд согласно с общими требованиями об ответственности по контракту. Вместе с взысканием убытков происходит отметка взыскания неустойки. Значимость поставки товаров для обеспечения госнужд обуславливает использование ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств сторон контракта или за неисполнение обязанностей. Так, если за подрядчиком замечается неаргументированный отказ в заключении госконтракта на поставку продукции для удовлетворения госнужд:

  • Тогда поставщик обязан будет оплатить штраф в размере цены товаров, которая обычно прописывается в самом проекте контракта.
  • Если обнаружена просрочка поставки или недопоставки продукции по госконтракту, тогда поставщик обязан будет выплатить неустойку 50 % от цены недопоставленной продукции. Помимо этого поставщику необходимо будет возместить все убытки, понесенные заказчиком.
  • Если происходит поставка в гос резерв материалов ненадлежащего качества, при этом на поставщика накладываются обязательства по оплате штрафа, имеющего размер 20 % от цены товаров, которые были по итогу забракованы и др.

Если происходит невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств одной из сторон контракта, то она должна будет сделать следующие действия:

  • Потребуется возместить ущерб стороне, которой входе неисполнения контракта или его ненадлежащего выполнения были понесены убытки данная сторона будет нести ответственность, предусматривающуюся гос контрактом;
  • Если произошло нарушение обязательств по контракту на поставщика накладывается ответственность и он может лишиться льгот, которые предусматриваются гос контрактом согласно со ст 9 44 ФЗ;
  • Если в качестве поставщиков выступают монополисты по производству особых видов продукции или по их продаже, то он не имеет возможности отказаться от заключения гос контрактов на оказание поставки продукции для гос нужд.

3. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение контракта

Начисление пени производится за каждый день просрочки неисполнения обязательств поставщиком, предполагающиеся контрактом со дня, следующего за днем истечения установленного контрактом периода исполнения обязательств и устанавливается в размере, определяющегося согласно с порядком Правительства России.
При этом размер штрафа может быть установлен контрактом в виде суммы, которая определяется согласно с установленным порядком Правительства России.

Если все же просрочка исполнения обязательств наступает со стороны поставщика или, если с его стороны происходит ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, то в том случае заказчик может отправить требование по оплате неустоек поставщику.
Возникают случаи, при которых сторона может быть освобождена от оплаты штрафов и пени. Данными ситуациями будут выступать те, при которых можно будет предоставить доказательства того, что действия по неисполнению обязательств по контракту происходят из-за возникновения непредвиденных обстоятельств или же из-за действий второй стороны.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя. Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.
При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

  • Административным кодексом
  • Гражданским кодексом.

определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей ().

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке
  • нарушение порядка приемки товара.
За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика ().

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.
Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно , нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:

  1. Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
  2. Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.

Что изменилось в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в условиях пандемии, подробнее в теме “Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса“.

Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.

В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.

Сумма контракта, руб. ниже 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100-500 млн 500 млн до — 1 млрд 1-2 млрд 2-5 млрд 5-10 млрд 10 млрд и выше
Штраф, % 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

Внимание! Сумма всех начисленных штрафов за невыполнение или ненадлежащее выполнение участником обязательств по контракту, не должно быть выше цены этого контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.

НМЦК, руб. Менее 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100 млн и выше
Штраф, руб. 1 000 5 000 10 000 100 000

Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.

Расчет пени по 44-ФЗ

Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:

Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки

Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.

Внимание! Пени не начисляются за те дни, которые потребовались клиенту для приёмки товара (установлено письмом Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:

Сумма контракта, руб. Менее 3 млн руб. 3-50 млн руб. 50-100 млн руб. 100 млн руб. и выше
Штраф, руб. 1 000 5 000 10 00 100 000

Внимание! Для заказчиков применяется тот же порядок расчёта пени, что и для исполнителей.

Как начислять пени

Пени начисляются в размере 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ, действующей на дату уплаты. Пени по этой ставке рассчитываются от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, в том числе за выходные и праздничные дни (письмо Минфина от 13 апреля 2016 года № 02-04-06/21780). Датой начала отсчета является день, следующий за тем, когда обязательства по контракту должны были быть выполнены.
В общем случае формула расчета пеней выглядит так:

Пени = ЦК * 1/300 * Ставка ЦБ * Просрочка,

где:

  • ЦК — это цена контракта;
  • Ставка ЦБ — ключевая ставка Банка России на день уплаты;
  • Просрочка — количество дней, прошедших после крайней даты оплаты контракта.

В ФАС считают недопустимым начисление пени в размере, более 1/300 ставки ЦБ. Пример — предписание Омского УФАС от 16 октября 2017 года № 03.10.1/279-2017.

В случаях, когда обязательство исполнено, но не полностью, размер пени должен быть уменьшен на стоимость исполненной части. Кроме того, при расчете пеней из количества дней нужно исключить те, в течение которых заказчик осуществлял приемку товара (услуги) и оформлял и ее результаты. Эти дни исключаются при условии, что в контракте специально не оговорены иные положения. На это Минфин указывает в своем письме от 7 ноября 2017 года № 24-03-08/73293.

Если нарушитель — заказчик

Штрафы за нарушение условий контракта заказчиком устанавливаются в фиксированной сумме.

Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта

Цена контракта, рублей Штраф, рублей
Не более 3 млн 1 тыс.
От 3 млн до 50 млн (включительно) 5 тыс.
От 50 млн до 100 млн (включительно) 10 тыс.
Более 100 млн 100 тыс.

Таким образом, какова бы ни была стоимость контракта внутри определенных диапазонов, штраф будет неизменным. Например, при цене контракта 100 тыс. рублей или 3 млн рублей заказчику будет назначен одинаковый штраф — 1 тыс. рублей.

Если нарушитель — поставщик

Штрафы для поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ

Цена контракта (этапа), рублей Штраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн 10%
От 3 млн до 50 млн (включительно) 5%
От 50 млн до 100 млн (включительно) 1%
От 100 млн до 500 млн (включительно) 0,5%
От 500 млн до 1 млрд (включительно) 0,4%
От 1 млрд до 2 млрд (включительно) 0,3%
От 2 млрд до 5 млрд (включительно) 0,25%
От 5 млрд до 10 млрд (включительно) 0,2%
Более 10 млрд 0,1%

Если поставщик — СМП или СОНКО

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена отдельная линейка штрафов. Они представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО

Цена контракта (этапа), рублей Штраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн 3%
От 3 млн до 10 млн (включительно) 2%
От 10 млн до 20 млн (включительно) 1%

Бывает, что закупка проводилась на общих основаниях, а победил в ней субъект малого бизнеса. Как в этом случае рассчитывать штрафы? По ставкам для обычных участников или для СМП? Штрафы прописываются на условиях, соответствующих объявленной закупке. То есть в данном случае льготного штрафа для поставщика не будет. То же правило действует и наоборот.

Допустим, объявлена закупка для СМП, но она была признана несостоявшейся. Далее заказчик на основании пункт 25 части 1 статьи 93 закона заключает контракт с единственным поставщиком. При этом в контракте прописываются штрафы, соответствующие условиям несостоявшейся закупки, то есть в размере, установленном для СМП. Такой подход подтверждается решениями ФАС (например, Ивановского УФАС от 23 октября 2017 года № 07-15/2017-189).

Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП

44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:

  • дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
  • мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.

Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.

В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.

Статья в новом КоАП

Ответственность (за что предусмотрен штраф)

28.1 За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика
28.2 За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок
28.3 За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ
28.4 За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки
28.5 За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры
28.6 За нарушение порядка заключения, изменения контракта
28.7 За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ
28.8 За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц
28.10 За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ
28.11 За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа
28.12 За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ
28.13 За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд ГОЗ
28.14 За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности
28.15 За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ
28.16 За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу
28.17 За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ
28.18 За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу
28.19 За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении
28.20 За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере

Материальная ответственность

При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:

  • Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
  • Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:

  • Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:

Исполнитель
Пени С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика.

Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.

Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб.

Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 5,50 % = 19 рублей 07 коп.

Штрафы Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042):

· 10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.;

· 5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.;

· 0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.;

· 0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.;

· 0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.;

· 0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.;

· 0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.;

· 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд. руб.

Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб.
Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы:

· 10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы:

· 10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если ЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ.
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф:

· 1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.;

· 5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.;

· 100 тыс. руб., если она 100 млн. руб. и выше.

Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Важный момент! Если было доказано действие обстоятельств непреодолимой силы или вины третьей стороны, штраф назначен не будет.

Административные меры

Кроме штрафов, установленных договором по 44-ФЗ и на этапе исполнения, предусмотрена административная ответственность по 44-ФЗ как для заказчика, так и для исполнителя. Она регулируется статьями КоАП РФ. Основной вид наказания при несоблюдении положений 44-ФЗ — штраф.

Некоторые несоблюдения приведут к тому, что участник будет дисквалифицирован. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ).

Такие санкции вправе устанавливать специализированные ведомства в области контроля закупок — ФАС РФ и его территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).

Ниже приведена исчерпывающая таблица штрафов. Чтобы избежать путаницы, следует помнить, что вся информация систематизирована по статьям КоАП.

Итак, какие нарушения приведут к административной ответственности в виде штрафа, и сколько придется заплатить:

№ п/п Правонарушение Статья КоАП Штраф (руб.)
Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика
1. Нарушение требований 44-ФЗ в принятии решения о способе определения поставщика. ч.1 ст.7.29 30 000
2. Выбор иного способа определения исполнителя, если его определение должно проводиться с помощью конкурса или аукциона. ч.2 ст.7.29 50 000
3. Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ.

Несоблюдение порядка и сроков направления в контролирующую организацию сведений и документации для согласования возможности заключения обязательств с единственным исполнителем.

ч.2.1 ст.7.29 50 000
4. Принятие заказчиком или уполномоченным ведомством решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере ГОЗ либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в области ГОЗ. ч.3 ст.7.29 Должностные лица — от 30 000 до 50 000
5. Несоблюдение порядка определения стоимости госконтракта при размещении ГОЗ у единственного исполнителя. Ст.7.29.1
6. Внесение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными НПА РФ о контрактной системе требованиям к приобретаемым заказчиком ТРУ или нормативным затратам, либо включение в план-график НМЦК, в том числе заключаемого с единственным исполнителем, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и иными НПА РФ о контрактной системе. ч.1 ст.7.29.3
Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок
7. Нарушение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания). ч.2 ст.7.29.3 Должностные лица — 10 000
8. Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения. ч.3 ст.7.29.3 Должностные лица — 30 000
9. Несвоевременное утверждение плана закупок, плана-графика (вносимых в них корректировок) или несвоевременная публикация плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы корректировок) в ЕИС. ч.4 ст.7.29.3 Должностные лица — от 5 000 до 30 000
10. Несвоевременное размещение в ЕИС материалов и документов согласно 44-ФЗ при проведении конкурса, аукциона (нарушение сроков не более чем на 2 рабочих дня). ч.1 ст.7.30 Должностные лица – 5 000

Юридические — 15 000

11. Несвоевременное размещение в ЕИС материалов и документов согласно 44-ФЗ при проведении конкурса, аукциона (нарушение сроков более чем на 2 рабочих дня). ч.1.1 ст.7.30 Должностные лица — 30 000

Юрлица — 100 000

12. Несвоевременное размещение в ЕИС сведений и документации согласно 44-ФЗ при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного исполнителя (нарушение сроков не более чем на 1 рабочий день). ч.1.2 ст.7.30 Должностные лица – 3 000

Юрлица — 10 000

13. Несвоевременное размещение в ЕИС сведений и документации согласно 44-ФЗ при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного исполнителя (нарушение сроков более чем на 1 рабочий день). ч.1.3 ст.7.30 Должностные лица — 15 000

Юрлица — 50 000

14. Несоблюдение требований 44-ФЗ при размещении материалов. Нарушение порядка:

· предоставления конкурсной или аукционной документации;

· разъяснения положений конкурсной или аукционной документации;

· приема заявок на участие в определении исполнителя, итоговых предложений.

ч.1.4 ст.7.30 Должностные лица — 15 000

Юридические — 50 000

15. Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе поставщика на 10 календарных дней раньше дня внесения изменений в план-график в отношении данной процедуры. ч.1.5 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
16. Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе поставщика в случае, если сведения о данной процедуре не внесены в план-график. ч.1.6 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
17. Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе исполнителя в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено. ч.1.7 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
18. По основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ:

· отклонение заявки на участие в конкурсе;

· отказ допустить участника к аукциону;

· признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной (аукционной) документации;

· отстранение поставщика от участия в конкурсе, аукционе.

Если участник, подавший такую заявку, не был допущен к процедуре согласно требованиям 44-ФЗ:

· признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации;

· признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе.

Нарушение порядка:

· вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытия доступа к таким заявкам, поданным дистанционно;

· изучения и оценки заявок, итоговых предложений участников, установленного конкурсной документацией.

ч.2 ст.7.30 1% от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000
19. Несоблюдение требований к составу протокола, подготовленного в ходе определения исполнителя. ч.2.1 ст.7.30 Должностные лица — 10 000
20. Неразмещение в ЕИС материалов и документации, размещение которых регулируется с 44-ФЗ. ч.3 ст.7.30 Должностные лица — 50 000

Юридические — 500 000

21. Установление непредусмотренных 44-ФЗ:

· порядка изучения и оценки заявок на участие в выборе поставщика, итоговых предложений;

· требований к участникам;

· требований к сумме обеспечения заявок;

· требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта (ОИК);

· требования о предоставлении участниками в составе заявки сведений и документов, нарушающих 44-ФЗ.

ч.4 ст.7.30 1% от стоимости контракта, но не менее 5000 и не более 30 000
22. Добавление к описанию объекта госзаказа требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименований производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования ограничивают конкурентную борьбу, кроме случаев, предусмотренных 44-ФЗ.

Включение в один лот объектов закупки ТРУ, технологически и функционально не взаимосвязанных.

ч.4.1 ст.7.30 1% от цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000
23. Утверждение конкурсной и аукционной документации, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законом. ч.4.2 ст.7.30 Должностные лица — 3000
24. Отказ в приеме заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений по основаниям, противоречащим законодательству.

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, направившему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе согласно законодательству.

Несоблюдение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в виде электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям.

Нарушение порядка изучения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений.

ч.6 ст.7.30 5% от НМЦК, но не более 30 000
25. Признание победителя торгов с нарушением требований законодательства. ч.7 ст.7.30 Должностные лица — 50 000
26. Сокращение сроков подачи заявок в случаях, не оговоренных в 44-ФЗ.

Несоблюдение порядка и сроков отмены выбора исполнителя.

ч.8 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
27. Организация закупок для СМП и СОНКО не в том объеме, который предусмотрен контрактным законодательством.

Временем совершения правонарушения является дата окончания календарного года.

ч.11 ст.7.30 Должностные лица — 50 000
28. Несоблюдение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на 2 рабочих дня. ч.13 ст.7.30 Должностные лица — 3000
29. Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на 2 рабочих дня. ч.14 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
30. Нарушение заказчиком или уполномоченным органом сроков размещения заказов на приобретение ТРУ по гособоронзаказу, установленных законодательством РФ о ГОЗ. ч.15 ст.7.30 30 000 — 50 000
Штрафы за нарушение порядка ведения реестра контрактов, РНП (штрафы на должностные лица)
31. Внесение заведомо ложных сведений в РНП. ч.1 ст.7.31 50 000
32. Ненаправление, несвоевременная отправка в контролирующий орган данных, необходимых для внесения в РНП.

Непредоставление, несвоевременная подача в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, материалов или документов, необходимых для включения в такой реестр контрактов, если направление, предоставление указанных информации или документов являются необходимыми согласно 44-ФЗ.

ч.2 ст.7.31 20 000
Штрафы за несвоевременный возврат обеспечения заявок
33. Нарушение порядка или сроков возврата денег, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в выборе поставщика, не более чем на 3 рабочих дня. ч.1 ст.7.31.1 Должностные лица – 5 000

Юрлица — 30 000

34. Нарушение порядка или сроков возврата денег, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в определении исполнителя, более чем на 3 рабочих дня. ч.2 ст.7.31.1 Должностные лица — 15 000

Юрлица — 90 000

Штрафы за несоблюдение порядка при заключении, исполнении и изменении госконтрактов
35. Заключение контракта с нарушением утвержденных условий определения исполнителя или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключаются обязательства. ч.1 ст.7.32 Должностные лица — 1% от суммы договора, но не менее 5 000 и не более 30 000

Юридические — 1% от суммы договора, но не менее 50 000 и не более 300 000

36. Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий выбора поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт, если такое нарушение привело к дополнительным расходам бюджета или уменьшению объема поставляемых ТРУ. ч.2 ст.7.32 Двукратный размер дополнительно израсходованных денег или цен ТРУ, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
37. Срыв сроков заключения контракта или уклонение от заключения. ч.3 ст.7.32 Должностные лица — 50 000
38. Смена условий договора, включая увеличение цен ТРУ, если возможность изменения условий не разрешается 44-ФЗ. ч.4 ст.7.32 Должностные лица — 20 000

Юридические — 200 000

39. Изменение условий договора, включая увеличение цен ТРУ, если возможность изменения условий не разрешается 44-ФЗ, и такие корректировки повлекли дополнительные траты из бюджета или уменьшению объема ТРУ. ч.5 ст.7.32 Двукратный размер дополнительно потраченных денег или цен ТРУ, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
40. Неправомерное расторжение обязательств в случае одностороннего отказа от исполнения. ч.6 ст.7.32 Должностные лица — 50 000
Юрлица — 200 000
41. Действия (бездействие), повлекшие неисполнение контрактных обязательств с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не приводят к уголовной ответственности. ч.7 ст.7.32 Приводят к административному штрафу:

· на должностных лиц и ИП в размере 5 — 15% суммы невыполненных договорных обязательств, но не менее 30 000, или дисквалификацию на срок до 2-х лет;

· на юрлиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных договорных обязательств, но не менее 300 000

42. Нарушение законов и НПА России о проведении экспертизы поставленных/выполненных ТРУ или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с 44-ФЗ к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. ч.8 ст.7.32 Должностные лица — 20 000
43. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания. ч.9 ст.7.32 Должностные лица — 20 000
44. Приемка ТРУ или отдельного этапа исполнения договора в случае несоответствия этих ТРУ либо результатов выполненных работ условиям договора, если обнаруженное несоответствие не устранено исполнителем и повлекло дополнительные траты из бюджетной системы РФ или уменьшению количества/объемов ТРУ. ч.10 ст.7.32 Должностные лица — от 20 000 до 50 000
45. Срыв срока и несоблюдение оплаты, в том числе неисполнение обязанности по предоставлению аванса, указанных в контракте. ч.1 ст.7.32.5 Должностные лица — от 30 000 до 50 000
46. Повторное нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по выплате аванса, указанных в контракте. ч.2 ст.7.32.5 Должностные лица — дисквалификация на 1-2 года
Штрафы за нарушения в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности
47. Проведение процедур по приобретению ТРУ, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. ч.11 ст.9.16 Должностные лица — 30 000

Юридические — 100 000

Штрафы за несвоевременное выполнение законного предписания
48. Невыполнение в требуемый срок законного предписания, требования контролирующего органа. ч.7 ст.19.5 Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии — 50 000

Юрлица — 500 000

Штрафы за нарушение порядка и несвоевременную подачу сведений в контролирующий орган
49. Непредоставление или несвоевременное предоставление в контролирующий орган информации и документов, если предоставление таких информации и документов является необходимым по 44-ФЗ, либо подача заведомо ложных сведений и документов. ст.19.7.2 Должностные лица — 15 000

Юридические — 100 000

 
Источники

  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/otvetstvennost-storon-po-kontraktu/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html
  • https://zakupki-kontur.ru/news/shtrafy-44%E2%80%91fz-2020-god/
  • https://zakupki-kontur.ru/news/sankcii-po-44-fz-novye-pravila/
  • https://azbukatenderov.ru/zakazchiku/otvetstvennost-storon-po-44-fz-shtrafy-i-peni.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: