Перераспределение земельных участков: нюансы, порядок и условия

Содержание
  1. Что такое перераспределение земельных участков
  2. Перераспределение земельных участков: определение, особенности
  3. Правила образования земельных участков в 2021 году
  4. В каких случаях возможна процедура перераспределения земель и/или земельных участков
  5. Основания перераспределения земельных участков
  6. Оценить шансы и риски
  7. Заключить соглашение между собственниками
  8. Кому доступна регистрация перераспределения земельных участков
  9. Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков
  10. Требования к процедуре
  11. Статья 11.7 ЗК РФ. Перераспределение земельных участков
  12. Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
  13. Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями
  14. Комментарий к Статье 39.28 Земельного кодекса РФ
  15. Комментарий к Статье 11.7 ЗК РФ
  16. Другой комментарий к Ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации
  17. Как узнать, кто собственник смежного участка
  18. Подготовьте заявление
  19. Соберите пакет документов
  20. Основные два варианта перераспределения земельных участков
  21. Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
  22. Основания для отказа в перераспределении земель
  23. Судебная практика
  24. Причины отказа в перераспределении земельных участков
  25. Выводы

Что такое перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков — изменение границ смежных наделов с согласия двух собственников, с установлением новых границ. Процедура регламентируется Земельного кодекса Российской Федерации. Закон о перераспределении земельных участков определяет упрощенную процедуру — достаточно заключить соглашение между собственниками смежных наделов и зарегистрировать сделку в местном муниципальном органе, а также поставить новые участки на кадастровый учет.

Согласно классификации, предложенной законодательством, есть три типа возможных изменений границ — с участием собственников:

Юридических и физических лиц. В этом случае нужно заключить соглашение между собственниками наделов и получить разрешение государственных органов.

Муниципальных структур. Этот тип сделок используют только для передачи надела от одного государственного учреждения к другому.

Муниципальных структур и физических лиц. Здесь действует особо жесткий регламент размежевания, а к наделам предъявляется ряд дополнительных требований. Это — исключение из правил, мы расскажем о нем ниже.

от 03.07.2016 года внес ряд изменений в регламент процедуры. Основные нововведения:

Все решения по территориям сельских поселений принимаются на уровне местных органов самоуправления.

Если при корректировке границ используются земли сельских поселений, нужно обратиться в администрацию района, к которому территориально относится надел.

С момента перераспределения границ все полномочия по использованию наделов переходят к их владельцам.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Правила образования земельных участков в 2021 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2021 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2021 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

В каких случаях возможна процедура перераспределения земель и/или земельных участков

Законодательство предусматривает четкие основания, при которых возможно перераспределение границ земельного участка с изменением площади.

Исключение ломаных границ

Ломаные границы доставляют неудобство собственникам надела и государственным органам. В этом случае происходит перераспределение с сохранением первоначальной ширины участка и выравниваем ломаных границ.

Выделение смежных границ

Перераспределение проводят по программе развития территории, в том числе с землями с недвижимостью или под застройку. Собственники перераспределяют наделы для удобного расположения границ и выполнения требований к строительству дома.

Перераспределение наделов в кооперативе

Чаще всего перераспределение проходит по причине определения четких смежных границ или урегулирования требований и пожеланий владельцев участков ЛПХ, ИЖС.

Вмешательство строительных мероприятий, федеральных программ.

Перераспределение происходит в случае, если в наделах будут проходить строительные работы по федеральным программам — например, прокладка железной дороги, строительство моста, образование водоема.

Частные случаи перераспределения наделов включает в себя другие основания. Собственники могут провести процедуру:

при объединении нескольких участков, расположенных по соседству, в один надел;

по решению суда, в случае споров по границам земельных участков;

при необходимости прокладки коммуникаций по нескольким смежным наделам;

для соблюдения требований к строительству жилой и нежилой недвижимости;

при разграничении участков между несколькими собственниками;

при продаже доли земельного участка, разделяя его на несколько отдельных наделов.

Основания перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков происходит по разным причинам. Например, собственники решили изменить изломанные границы участка путем выравнивания, либо захотели получить доступ к коммуникациям, находящимся на смежной площади.

Для изменения границ земельного участка данная территория должна соответствовать некоторым критериям, т.е. участки должны:

  1. быть смежными;
  2. находится на территории одного муниципального образования;
  3. поставлены на кадастровый учет, зарегистрированы в установленном порядке;
  4. иметь установленные границы;
  5. принадлежать к одной категории, виду разрешенного использования.
Не подлежат перераспределению землевладения, если после заключения сделки нарушаются нормы действующего законодательства.

Также под запретом перераспределение земельных наделов, находящихся в собственности государства или органа местного самоуправления между собой и землями, принадлежащими частным лицам. Исключение составляют:

  1. Земельные участки образовываются для объектов капитального строительства.
  2. Земельные участки находятся в границах застроенных территорий, по которым принято решении о развитии.

Согласно ст. 29 ЗК РФ вышеуказанные земельные участки оформляются на основании соглашения между собственниками земельных участков, органами государственной власти или органами муниципалитета. Также в соответствии с п. 4 ст. 11.7 ЗК РФ в соглашении указывают возникновение право собственности на образуемый земельный участок: частная, государственная или муниципальная.

Перераспределение осуществляется путем письменного согласия собственников земельных участков. Согласие не требуется при перераспределении участков на основании решения суда.

Оценить шансы и риски

Для начала изучите документы перераспределяемые участки. Запросите информацию из Государственного Кадастра недвижимости в виде выписки из ЕГРН. Главное — это выяснить принадлежность участков к одному муниципальному образованию и подтвердить факт их смежности. Только в этих случаях имеет смысл начинать процедуру.

В случае, если при перераспределении один из владельцев получает уменьшенный участок, ему выплачивается компенсация, оговариваемая в соглашении. Этот момент рекомендую согласовать заблаговременно со всеми участниками соглашения.

Заключить соглашение между собственниками

Поскольку в процедуре раздела земельного участка между собственниками участвуют несколько физических лиц, все работы начинаются с заключения соглашения. Если такого документа нет, то это уже несколько иная, судебная процедура. Количеств лиц, участвующих в перераспределении, законом не ограничено.

Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о владельце земельного участка: ФИО, паспортные данные, адрес проживания;
  2. Данные о земельном участке, подвергающемся перераспределению: площадь, место нахождения, кадастровый номер, категория земли, дата и место регистрации прав на недвижимость, идентификационные данные свидетельства о регистрации права собственности;
  3. Данные о новых земельных участках, передаваемых владельцам предыдущих земель. Указываются такие же стандартные характеристики, что и для прежних участков. Если передаётся несколько земельных единиц, то приводятся все сведения по каждой из них.

Кому доступна регистрация перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками, одним или несколькими владельцами по Земельного кодекса доступно только физическим или юридическим лицам. Причем юридические лица могут согласовывать процедуру с физическими и наоборот, юридические лица могут перераспределять наделы с юрлицами, физические — с физическими.

Но в документе есть исключения, согласно которым в сделке может участвовать муниципалитет. Это:

Образование новых наделов для капитального строительства по Земельного кодекса. В этом случае муниципалитет выделяет участки собственникам — чаще всего физическим лицам.

Перераспределение в рамках Градостроительного кодекса с обязательным развитием территории. В этом случае изменяют границы участков, собственниками которых являются юридические/физические лица и муниципалитет. Участки, которые остались в собственности государства, облагораживают — например, прокладывают асфальтированную дорогу.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Требования к процедуре

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:

✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.

✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.

✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.

✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.

✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.

✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.

✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.

✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.

✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.

Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.

Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.

Статья 11.7 ЗК РФ. Перераспределение земельных участков

Новая редакция Ст. 11.7 ЗК РФ

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

СТ 39.28 ЗК РФ

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями

Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.

В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).

Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.

К заявлению прикладывают:

  1. Выписку из ЕГРН на свой земельный участок. РосРеестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х рабочих дней (бывают задержки). Если хотите получить информацию быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите готовый документ в течение дня. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН РосРеестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).
  2. Схему планируемого участка на кадастровой карте. Заказать схему расположения земельного участка можно не выходя из дома. Для этого рекомендую сервис ONLINE-KADASTR, который присылает готовый для перераспределения документ в течение 2-х дней. Стоимость – 1900 рублей, данные официальные и составлены кадастровым инженером в соответствии с постановлением №762 Минэкономразвития России.

Когда новая схема расположения ЗУ согласована, можно приступать к межеванию. Чтобы выбрать грамотного исполнителя, я создал инстукцию по межеванию земельного участка.

В течение 14-ти дней после оплаты ваш земельный участок начнет отображаться на публичной кадастровой карте. Если все сделано правильно и ваши намерения не идут вразрез с законом и намерениями государства, вы становитесь владельцем нового участка.

Комментарий к Статье 39.28 Земельного кодекса РФ

Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Использование механизма перераспределения предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях такая процедура является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.

Так, в частности, перераспределение земель и (или) земельных участков в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории (ст. ст. 46.1 – 46.3 ГрК РФ) осуществляется в целях исполнения условий такого договора и приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Утвержденный проект межевания территории, а точнее, содержащиеся в нем чертежи межевания территории (п. 3 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ), могут отражать границы образуемых и изменяемых земельных участков.

Распространенным явлением в настоящее время, особенно применительно к территории сложившейся застройки, является наличие таких явлений, как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосица (см. комментарий к ст. 11.9 ЗК РФ), существование которых зачастую препятствует установлению единой границы между смежными земельными участками, появлению ограждений неправильной конфигурации, искажению архитектурного облика элементов планировочной структуры, возникновению споров о местоположении границ земельных участков, в том числе на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, невозможности выбора удобных вариантов размещения объектов инфраструктуры.

При наличии таких земельных участков на территории, применительно к которой утвержден проект межевания территории, эти недостатки могут быть также устранены путем приведения местоположения границ земельных участков в соответствие с таким проектом межевания территории путем перераспределения.

Положения подп. 3 п. 1 комментируемой статьи, устанавливая возможность перераспределения земель и (или) земельных участков для граждан, которым принадлежат земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, призваны способствовать решению проблем оформления так называемых прирезок или излишков земель, как фактически используемых гражданами, так и в случае, когда земельный участок не запользован, но для целей предоставления не может быть сформирован как самостоятельный без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. Увеличение площади таких земельных участков в указанном случае осуществляется за плату, размер которой определяется по правилам, предусмотренным п. 5 комментируемой статьи.

Необходимо отметить, что до появления на законодательном уровне механизма перераспределения земель и земельных участков для целей изменения местоположения границ и увеличения площади земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, граждане испрашивали такие “прирезки” в качестве дополнения к существующим земельным участкам. Вместе с тем в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. N 18-КГ14-178 изложена правовая позиция, согласно которой подобные “прирезки” должны были предоставляться на общих основаниях в случае, если можно было сформировать самостоятельный земельный участок, в том числе для дальнейшего предоставления на торгах.

Следует напомнить, что в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Однако увеличение площади земельных участков в результате перераспределения, предусмотренного комментируемой статьей, и в результате уточнения местоположения границ земельных участков для целей государственного кадастрового учета и регистрации являются совершенно различными правовыми механизмами, при которых меняются площадь и местоположение границ земельных участков.

Механизм перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности и земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также используется при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд как наименее “болезненный” способ решения вопросов размещения объектов государственного и муниципального значения для лиц, у которых изымаются земельные участки, поскольку в таком случае фактически прекращения прав на земельные участки не происходит, а осуществляется изменение местоположения их границ с целью обеспечения возможности размещения таких объектов.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 56.9 ЗК РФ в случае, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу, соглашение об изъятии недвижимости должно предусматривать условия такого перераспределения, включая размер возмещения и порядок его предоставления за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. При этом в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и рыночной стоимостью образуемого земельного участка, на который в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости возникает право собственности данных гражданина или юридического лица, если в результате такого перераспределения рыночная стоимость образованного земельного участка уменьшается.

Возможность перераспределения земельных участков при изъятии для государственных нужд предусматривается и в ряде специальных федеральных законов, принятых в целях реализации крупнейших государственных проектов <1>.
——————————–
<1> См., например, ст. 30 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2866), ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1651).

Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1308 (СЗ РФ. 2014. N 50. Ст. 7097).

Комментарий к Статье 11.7 ЗК РФ

Перераспределение земельных участков практикуется значительно реже, чем, скажем, раздел или объединение. В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами). Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 11.7 ЗК при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки, соглашение между такими субъектами об образовании земельных участков путем их перераспределения можно рассматривать в качестве основания возникновения прав на образуемые смежные участки <129>.
——————————–
<129> Гряда Э.А. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // .

Часто к перераспределению обращаются, руководствуясь п. 3 ст. 11.7 ЗК, в тех случаях, когда земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности – в границах застроенной территории в связи с реализацией инвестиционных проектов по (многоэтажной) застройке земельных участков, или в соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК. Значительно реже как способ образования земельных участков перераспределение используется крупным сельскохозяйственными предприятиями (в основном – бывшим совхозам или колхозам). Юридическое основание перераспределения в данном случае – решение собственника земельных участков. Наконец, перераспределение в отдельных случаях является единственным путем, который помогает легализовать незаконно возведенный объект капитального строительства на части чужого смежного земельного участка. Собственник такого смежного земельного участка может либо договориться с “захватчиком” и заключить с ним соглашение о перераспределении, в результате чего часть его земельного участка, занятая самовольно возведенным строением, войдет в состав нового земельного участка, либо обратиться в суд с негаторным иском и потребовать устранения препятствий в пользовании земельным участком и сноса возведенного строения.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК). Перераспределяться могут только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. По чисто технической причине невозможно перераспределить “неотмежеванные” ранее учтенные земельные участки, так как у таких преобразуемых земельных участков отсутствует местоположение границ характерных точек и как следствие – общие характерные точки границ.

Для граждан и юридических лиц, если они выбирают рассматриваемый способ образования земельного участка, юридическим основанием перераспределения является соглашение между собственниками всех перераспределяемых земельных участков. Одним из условий соглашения является согласие сторон на изменение площади их участков, которое происходит в результате перераспределения. Необходимо также иметь в виду, что перераспределение – вторичный способ образования земельного участка; ему предшествует первичное образование перераспределяемых участков.

Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ <130>.
——————————–
<130> Пункт 12 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.

Подготовка проектов перераспределения земель (разновидности проекта территориального землеустройства) в массовом порядке осуществлялась в Российской Федерации в период проведения аграрной реформы в 1992 – 1995 годах в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323. Без них невозможно было возникновение общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения почти у 12 млн. граждан <131>. Проект перераспределения земель предназначался для следующих целей:
——————————–
<131> Данная цифра приводится в Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю” // СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.

а) определения (уточнения) размера земельной доли, которой наделяется каждый указанный в приложении к проекту перераспределения гражданин;

б) составления схемы раздела сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность совокупности граждан с передачей “лишних” земель в районный фонд перераспределения.

Проект перераспределения включал в себя значительное число текстовой информации, а также плановый материал (карту) по землепользованию. Его утверждение главой администрации района являлось одновременно и моментом возникновения права общей долевой собственности на земельные доли у граждан.

Перераспределение земель в настоящее время как способ образования земельного участка существенно отличается от перераспределения периода аграрной реформы XX вв. (в основном в период самой активной фазы в 1992 – 1993 гг.). В первом случае перераспределяются земельные участки, принадлежащие либо одному, либо нескольким собственникам. Во втором же случае перераспределению подлежали земли, которыми колхозы и совхозы пользовались, говоря современным языком, на праве постоянного (бессрочного) пользования; само перераспределение свелось к прекращению такого права и к передаче земельных участков новым собственникам – физическим лицам. Если в первом случае для случаев перераспределения земель подготавливается обычный межевой план, то во втором случае специальный документ – проект землеустройства.

Другой комментарий к Ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации

Перераспределение смежных земельных участков, которое приводит к образованию иных смежных земельных участков, возможно на основании соглашения, которое заключается между собственниками этих участков. В результате такого перераспределения существование прежних земельных участков прекращается.

Юридический факт перераспределения частных земельных участков является основанием приобретения права собственности на образованные земельные участки.

По общему правилу предусмотрен запрет на перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и частных земельных участков. Из этого правила есть исключения. Во-первых, такое перераспределение земельных участков возможно в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории. И во-вторых, перераспределение земельных участков, находящихся в публичной собственности и частной собственности, допускается в целях образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных в п. 1 ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий). Речь идет о таких объектах, как объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности и др.

При перераспределении частных и публичных земельных участков условия приобретения права частной или государственной либо муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются в соглашении между их собственниками.

Как узнать, кто собственник смежного участка

Если вы хотите провести перераспределение, обязательно предварительно договоритесь с владельцем соседнего участка, который тоже будет участвовать в процедуре. Если не знаете, кому принадлежит надел, запросите выписку из органов государственной регистрации одним из следующих способов:

Получите данные из Публичной кадастровой карты Росреестра

Закажите выписку из ЕГРН онлайн, на сайте Росреестра

Закажите выписку в местном отделении Росреестра или через МФЦ

Получение выписки из государственного реестра облагается пошлиной. Ее размер отличается в зависимости от сведений, которые вы хотите получить. Оплачивать пошлину рекомендуем заранее, если подаете заявление лично, или после подачи заявки, если обращаетесь в Росреестр онлайн.

Подготовьте заявление

Соберите необходимый пакет документов и составьте заявление на образование земельного участка путем перераспределения либо изменение границ участков. Укажите в нем:

Данные заявителя — фамилию, имя, отчество, место проживания и данные паспорта.

Кадастровые номера участков, границы которых будут перераспределены.

Данные проекта межевого дела на все наделы, которые участвуют в процедуре.

Список документов, который прилагается к заявлению.

Подайте заявление вместе с собранным ранее пакетом документов в местный орган управления. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.

Соберите пакет документов

После заключения соглашения проверьте, все ли документы на месте. Для регистрации сделки в государственных органах вам понадобятся:

Схема участка — ее нужно взять в местных органах самоуправления, в отделе по земельным делам.

Кадастровый паспорт.

Документы, подтверждающие право собственности — выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, договор дарения или другие.

Документация на постройки, расположенные на участки — например, план жилого дома.

Приложите заключенное ранее соглашение с собственником другого участка. Каждый собственник, участвующий в сделке, должен предоставить полный пакет документов. Если какой-то собственник действует через посредника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на осуществление подобной сделки с недвижимостью.

Внимание! В государственные органы нужно предоставлять оригиналы документов. Если не хотите или не можете предоставить оригиналы, предъявите копии. Если при подаче документов не возьмете с собой оригиналы, копии должны быть нотариально заверены.

Основные два варианта перераспределения земельных участков

  • Собственниками участков являются физические или юридические лица.

В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.

  • Собственниками с одной стороны выступают физическое/юридическое лицо, а с другой – муниципальное образование.

Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Основания для отказа в перераспределении земель

Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:

  1. отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
  2. прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  3. по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
  4. площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
  5. границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.

Судебная практика

Верховный суд разъяснил правила раздела земельных участков в случаях, которые чаще всего встречаются (при разводе, получении наследства и т.п.). В этих ситуациях огромное значение имеют размеры земельных наделов после процесса деления. Согласно закону, собственник может получить свой участок, только если все получившиеся после раздела доли соответствуют установленным нормам для целевого использования. Например, деление садоводческого участка может быть произведено лишь в том случае, если в дальнейшем все части могут быть использованы по тому же назначению.

Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.

Истцу принадлежало 2/3 земли и домовладения, а другая 1/3 — женщине. После смерти владельцы ее часть перешла наследнику. Согласно паспорту БТИ, площадь участка составляла 506 кв.м., а дома – 70,1 кв.м. Данная земля была предназначена для садоводческих целей, поэтому при ее разделении необходимо было соблюсти допустимые параметры для продолжения использования долей в том же назначении. Однако наследника подобный раздел не устроил, и он подал встречный судебный иск на истца, чтобы разделить собственность по собственному варианту. Но суд принял решение в пользу истца, отдав ему 337,3 кв.м. земли, а наследнику – 167,7 кв.м. Это же решение было поддержано апелляцией.

Волгоградский местный суд при принятии такого решения опирался на доли собственности, однако Верховный суд не был согласен с этим. Свое решение он объяснил ст.1. Земельного кодекса. В ней указано, что деление участков, находящихся в собственности сразу у нескольких людей, может быть осуществлено разными методами. Новые наделы могут быть выделены из существующих или перераспределены из имеющихся участков, а также проданы или отданы. Раздел долей также является выделением участка. При этом и новая, и оставшаяся части продолжают дальше считаться участками, но с новыми границами. Владелец выделенной доли становится полноправным собственником индивидуального участка, а владельцы оставшихся частей надела остаются собственниками долей общей собственности. Однако, несмотря на способы раздела, должно быть соблюдено первоначальное целевое назначение земли и всех выделенных из нее частей. Закон также предусматривает максимальные и минимальные размеры новых участков.

В 1996 года был проведен пленум Высшего Арбитражного и Верховного судов, на котором обсуждался Гражданский кодекс. Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.

Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум). На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.

Земельный кодекс гласит, что минимальные и максимальные размеры участков могут быть установлены лишь градостроительными регламентами. А в Градостроительном кодексе указано, что размеры и правила пользования землей устанавливаются местной властью. В рассмотренном выше случае следовало основываться на постановление Волжской городской Думы ВО, согласно которому максимальный размер участка может составлять 0,2 гектара, а минимальный – 0,02 гектара. То есть выделенная ответчику часть земли площадью 167,7 кв.м. не соответствует данному постановлению. Это стало поводом для пересмотра данного земельного спора по указу Верховного суда РФ.

Причины отказа в перераспределении земельных участков

Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа:

Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.

На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.

В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.

Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.

Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.

В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.

Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.

Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.

В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.

Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.

Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.

Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три, или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.

Выводы

Процедура перераспределения земель способствует упорядочиванию учёта и состояния земельного фонда, а также увеличивает правовую защищённость собственников земельных участков, снижая вероятность появления разногласий и споров.

Источники

  • https://J.Etagi.com/ps/pereraspredelenie-zemelnykh-uchastko/
  • https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/pereraspredelenie-zemelnyh-uchastkov.html
  • https://geostart.ru/post/428
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/pereraspredelenie.html
  • https://zembaron.ru/oformlenie/prirezka/
  • http://ZemKod.ru/glava-5-4/st-39-28-zk-rf
  • http://ZKodeksRF.ru/gl-1-1/st-11-7-zk-rf

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: