План закупок по 223-ФЗ: порядок формирования, сроки размещения в ЕИС, регламент внесения изменений

На какой срок утверждается

Законодательство разъясняет, что план закупок по 223-ФЗ формируются на срок: не менее 1 года (если условиями конкретного заказа предусмотрен больший период, документ формируется с его учетом, ограничений максимального срока планирования не предусмотрено). В ч. 3 ст. 4 федерального закона о закупках отдельными видами юрлиц сказано, на какой срок формируется план закупок по 223-ФЗ, если в него включают инновационную продукцию: специфика заказов инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции обязывает готовить документ на срок от 5 до 7 лет (даже если данные виды товаров не приобретаются, необходимо опубликовать пустой документ).

Основные принципы закупок по 223-ФЗ

Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.

Принципы закупок:

  1. Информационная открытость.
  2. Равные для участников требования и условия закупки.
  3. Недопустимость дискриминации участников закупки.
  4. Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
  5. Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
  6. Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
  7. Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.

Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:

  • конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
  • закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
  • закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
  • закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
  • закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
  • информационного обеспечения закупок (ст. 4);
  • мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
  • обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).

Требования к участникам закупок

223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  • юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
  • физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
  • индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.

Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.

Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.

В положении и документации о закупке должны быть отражены:

  • требования непосредственно к участникам;
  • требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
  • требования к условиям исполнения договора (контракта);
  • критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:

  1. Регистрация на территории РФ.
  2. Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
  3. Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
  4. Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
  5. Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
  6. Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
  7. Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
  8. Наличие определённой материально-технической базы.
  9. Требования к деловой репутации.
  10. Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
  11. Наличие опыта определённой деятельности.
  12. Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
  13. Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.

Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.

Правительство РФ вправе устанавливать:

  • приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
  • перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
  • квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
  • запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
  • перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
  • основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.

Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.

Как контролируют закупки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.

Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.

В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.

Размещение сведений о планировании закупок в ЕИС

На всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ, возложена обязанность по формированию, утверждению и публикации планов закупок. Такое правило устанавливается частью 2 части 4 указанного закона. Информация должна оказаться в свободном доступе в срок не позднее 31 декабря текущего года. План считается надлежаще опубликованным, если в ЕИС появляется машиночитаемый документ, составленный в соответствии с правилами и подписанный усиленной ЭП.

Заказчик имеет возможность при необходимости вносить в уже опубликованный план закупок корректировки. Информация об этом также должна быть выставлена на всеобщее обозрение. Это должно быть сделано не позднее, чем через 10 календарных дней с момента утверждения обновленного документа.

Регламентированные сроки

Все закупки, проводимые в рамках 223-ФЗ делятся на две категории: конкурентные (аукцион, конкурс, запрос цен и так далее) и неконкурентные (закупка у единственного поставщика). При проведении каждой процедуры заказчик публикует информацию в ЕИС. При этом он должен руководствоваться сроками, приведенными в таблице.

Размещаемый документ

Регламентированный срок

Ссылка на 223-ФЗ

Статья

Часть

Положение о реализуемых закупках

В течение 15 дней с момента визирования документа

4

1

Положение в закупке с внесенными коррективами

Не более 15 дней с даты утверждения

4

1

Извещение о проведении закупки

При реализации аукциона или конкурса срок составляет минимум 20 суток до момента финиша подачи предложений. При проведении других видов закупок срок регламентируется разработанным положением заказчика.

3

2

Извещение с внесенными в него корректировками

В течение трех суток с момента принятия решения о внесении коррективов

4

11

Документация о проводимой закупке

Размещается одновременно с извещением

3

2

Разъяснение документации

В течение трех суток с даты получения соответствующего запроса

4

11

Протоколы о завершении отдельного этапа закупки

Не позднее, чем через три дня после его визирования

4

12

Финальный протокол

В течение трех суток с даты его оформления

4

12

Заключенный договор

Не более чем трех рабочих дней с момента его подписания обеими сторонами

4.1

2

Сведения об изменениях, внесенных в договор

В течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения

4.1

2

Отчетность по заключенному контракту

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным

4

19

Если во время публикации необходимых документов на ЕИС происходит технический сбой, который не позволяет завершить операцию, то регламентированный срок отодвигается на один рабочий день с момента устранения всех неполадок. Сведения о закупках, которые включают в себя информацию о государственной тайне, не подлежат размещению в единой информационной системе. Заказчик вправе не размещать также сведения о закупках, сумма которых не превышает 100 000 рублей.

На заказчика, который не разместил необходимую информацию в ЕИС, накладывается штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей в зависимости от степени тяжести нарушения. При этом должностное лицо уплачивает штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Ответственность заказчика за нарушение сроков размещения в сети информации колеблется в пределах от 10 до 30 тысяч рублей. Контрактный управляющий в этом случае выплачивает от 2 до 5 тысяч рублей.

Соблюдение правил и сроков опубликования информации, касающейся закупок в рамках 223-ФЗ, является обязанностью каждого заказчика. Любые нарушения в этой сфере наказываются в соответствие с действующим КоАП.

Порядок внесения изменений

Внесение корректировки в уже опубликованный план закупок может потребоваться в следующих случаях:

  • при изменении потребности в товарах или услугах;
  • при изменении требуемых сроков исполнения заказа;
  • при изменении стоимости нужных объектов более, чем на 10%;
  • в иных случаях, предусмотренных Положением о закупке.

Если при подготовке к закупке и расчете начальной цены выяснится, что увеличение стоимости закупаемых товаров на рынке не позволяет уложиться в запланированные расходы, план корректируется согласно .

Обоснование внесенных изменений указывается в плане, если это предусмотрено Положением о закупке.

Изменения могут быть опубликованы в ЕИС в течение 10 дней после подписания приказа о корректировке плана. Если закупка проводится в форме конкурса или аукциона, то внесение изменений в план после публикации окончательного варианта извещения о закупке не допускается ().

Электронный план закупок отражает основную информацию о количестве нужных заказчику объектах, их характеристиках и сроках поставки. Избежать ошибок при размещении плана закупок можно путем детального описания всех позиций типовой формы плана, учитывая при этом требования законодательства о закупках.

Пошаговая инструкция заполнения плана

В процессе заполнения плана закупки заказчику предстоит придерживаться следующего алгоритма:

  1. В реестре нужно нажать на ссылку «Создать план закупки».
  2. Далее выбрать в поле «Вид» нужный план закупки товаров, работ и услуг (инновационный или обычный).
  3. Выбрать период создания документа.
  4. Проверить корректность информации о заказчике.
  5. Поле с периодом планирования также заполняется в ЕИС автоматически.
  6. Заказчик указывает дату утверждения плана.

После автоматической проверки информации заказчик переходит к добавлению позиций в план закупок. Оно происходит в следующем порядке:

  1. В поле с типом закупки выбирается нужная опция «Планируемая закупка» или «Размещенная».
  2. Заполняются поля «Дата размещения извещения», «Срок исполнения контракта».
  3. Выбирается способ закупки.
  4. При необходимости нужно поставить галочки в полях для закупок среди СМП и инновационных закупок.
  5. Заполняются поля в разделе с информацией о предмете контракта.
  6. Выбирается способ указания региона для поставки.
  7. Из встроенных справочников добавляют позиции ОКПД-2 и ОКВЭД-2.
  8. Заполняются поля с количеством закупки и единицей измерения. Можно также выбрать опцию «Невозможно установить объем».
  9. После заполнения всех полей нужно выбрать ссылку «Добавить позицию в таблицу».

Электронный документ размещается в формате, которые не допускает возможность его сохранения, поиска и копирования фрагмента.

Состав плана закупок

В плане закупок по 223-ФЗ заказчику нужно отобразить следующую информацию:

  1. Наименование заказчика.
  2. Контактные данные заказчика.
  3. Номер редакции документа (по порядку с начала года).
  4. Наименование объекта закупки, код по ОКВЭД-2 или ОКПД-2, выбранная единица измерения по ОКЕИ и адрес для поставки.
  5. Описание объекта закупки и его количество.
  6. Дата публикации документа о заказе и сроки его исполнения.
  7. Начальная цена контракта.
  8. Указание на проведение закупки только по СМП (если применимо).
  9. Способ проведения заказа с указанием его вида.
  10. Относится ли заказ к приобретению инновационной продукции или высокотехнологичной продукции.

Заказчик может не включать в план сведения о следующих закупках:

  1. Закупки на сумму менее 100 тыс. р. (если заказчик имеет выручку свыше 5 млрд р. – на сумму до 500 тыс. р.).
  2. Информация, которая составляет государственную тайну. Если закупки малого объема заказчик все же может включить по своему усмотрению, то сведения с гостайной заказчик включать в план не вправе: за это ему грозит ответственность.
  3. Закупки, которые определены Правительством. Например, по Распоряжению Правительства от 2015 года №2662 к таким закупкам относят товары атомной энергетики, банковские билеты, бланки паспортов, монеты. По Распоряжению Правительства от 2015 года №1247-р в перечень неразмещаемых товаров включают товары космической деятельности и пр.

Что такое дробление закупок

С учетом того, что закупки малого объема допускается не включать в план-график, заказчики нередко прибегают к дроблению крупных закупок на несколько небольших на сумму до 100 или 500 тыс. р. Такие действия заказчика признаются противоречащими законодательству, по мнению контролирующих инстанций.

ФАС выявляют такие признаки дробления закупок, как наличие нескольких закупок одного и того же объекта у заказчика, идентичные условия проведения небольших закупок, выбор одного исполнителя или поставщика неконкурентным способом через подписание договора с единственным поставщиком.

При выявлении нарушения в виде дробления ФАС вправе привлечь заказчика к административной ответственности в виде штрафа до 30 тыс. р. по ст. 7.29 КоАП.

При наличии веских оснований заказчик может обжаловать решение антимонопольной службы, например, если закупка неконкурентным способом обусловлена текущими рыночными условиями и отсутствием конкурентной среды.

Что включать в планы закупок по 223-ФЗ на 2021 год

Заказчик при планировании закупок по 223-ФЗ вносит в документ:

  • название организации и контактные данные (адрес, телефон);
  • номер редакции, сформированный последовательно с начала года;
  • наименование заказа;
  • идентификационный код товара по ОКВЭД-2 и ОКПД-2;
  • единицу измерения по ОКЕИ;
  • адрес поставки по ОКЕИ;
  • описание объекта покупки и его количество;
  • информацию о товарах, которые заказчик получит при выполнении работ или оказании услуг (это правило вступает в силу 1 января 2021);
  • начальную цену контракта;
  • предполагаемую дату публикации документации о заказе и срок его исполнения;
  • способ проведения заказа с указанием вида (электронный или нет);
  • объем покупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • сумму заказов инновационной или высокотехнологичной продукции.
ВАЖНО!
Покупки на сумму менее 100 000 руб. (при годовой выручке заказчика более 5 млрд руб. — на сумму не более 500 000 руб.) заказчик не вносит в план. Также не подлежит размещению информация, составляющая государственную тайну, сведения о кредитах, вкладах, аренде и конкретные торги, определенные правительством (распоряжения №2662 от 24.12.2015 — товары атомной энергии, №2027-р от 27.09.2016 — банковские билеты, монеты, бланки паспортов, №1247-р от 30.06.2015 — товары для космической деятельности и др.).

Постановление №932 от 17.09.2012 разъясняет, какие сведения из ОКПД2 заказчики по 223-ФЗ обязательно указывают, когда готовят план закупки, — только коды товара.

Образец плана по 223-ФЗ

Перечень представляет собой электронный документ в формате, который обеспечивает возможность его сохранения, поиска и копирования произвольного фрагмента текста (сканированное или графическое изображение в виде картинки не допускаются). Правила подготовки и изменения документа утверждены постановлением №932 от 17.09.2012.

С 2021 года меняются требования к форме в рамках постановления правительства №1799 от 07.11.2020.

ВАЖНО!
При размещении заказов в рамках национального (федерального) проекта или комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры с 2021 года заказчик указывает в перечне объем финансирования (графа 16) и целевую статью (графа 17).

Как изменить перечень закупок

Есть случаи, когда заказчик вносит изменения в реестр закупок по 223-ФЗ, а когда он вправе этого не делать.

Когда вносят изменения Когда это не требуется
  • изменились потребности, в том числе сроки приобретения товаров, работ, услуг;
  • поменялся способ определения поставщика;
  • скорректирован объем денежных средств, необходимых для проведения торгов, более чем на 10% от предполагаемой стоимости;
  • иные случаи, предусмотренные заказчиком.
  • изменились существенные условия уже подписанного договора, например количество товара, цена, срок исполнения (письмо Минэкономразвития №Д28и-3186 от 06.12.2016
  • не включается информация о покупке в перечень в рамках п. 4 Правил формирования;
  • возникла потребность в покупке из-за чрезвычайной ситуации или ее угрозы, такой заказ возможно включить в перечень уже после ее совершения.
ВАЖНО!
В законодательстве отсутствуют основания для продления срока действия плана закупок по 223-ФЗ, который размещен в ЕИС.

Действия заказчика

Порядок внесения изменений законодательно не урегулирован. Заказчик обязан составить официальный приказ о корректировке плана закупок, только если подобный порядок внесения изменений был утвержден в Положении о закупке или ином локальном документе, регулирующем действия заказчика. В приказе должны быть указаны изменения, которые заказчик предполагает внести в план, а также назначены ответственные сотрудники за указанные действия.

Для изменения плана закупок заказчику необходимо зайти в свой личный кабинет в ЕИС. Здесь он выбирает пункт контекстного меню «Создать проект изменений». Отобразится вкладка «Общая информация». После чего надо нажать кнопку «Далее» и перейти в корректируемую «Позицию плана закупки».

При изменении плана закупок по 223-ФЗ есть обязательное поле «Причина внесения изменений». Заказчику нужно отобразить актуальную причину из предложенных. Если заказчиком выбирается вариант «Иной случай по Положению о закупках и другим документам», то автоматически открывается поле «Обоснование внесения изменений». Оно заполняется в обязательном порядке. После внесения поправок нужно нажать кнопку «Завершить» и позиция перейдет в статус «Изменена».

Детального алгоритма обоснования закупок законодательно не предусмотрено. Можно полагать, что в графе с обоснованием заказчику нужно сослаться на соответствующий пункт Положения о закупках, по которому он обязан скорректировать план.

 
Источники

  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-sostavit-plan-zakupok-po-223-fz
  • https://zen.yandex.ru/media/iitrust/glavnoe-o-zakupkah-po-223fz-polojeniia-osobennosti-i-trebovaniia-k-uchastiiu-5f1977087461176a85256c41
  • https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/163-sroki-razmeshcheniya-informatsii-v-eis-po-223-fz-tablitsa
  • https://zakonguru.com/goszakupki/223/plan-2.html
  • https://pravo.team/zakupki/223/plan-zakupok-4.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: