Пленум ВС РФ № 53 о субсидиарной ответственности

Содержание
  1. Исключительный характер субсидиарной ответственности
  2. Нововведения в Закон о банкротстве
  3. Детализированы критерии для признания лица контролирующим
  4. Контролирующее должника лицо
  5. Субсидиарная ответственность за неподачу или пропуск сроков при подаче заявления должника о собственном банкротстве
  6. Детализированы круг лиц и основания привлечения к ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве
  7. Уточнены основания субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов
  8. Основные положения закона, разъясненные пленумом
  9. Закреплены широкие полномочия суда в вопросе квалификации правовых оснований заявленного требования
  10. Уточнено действие презумпции, связанной с отсутствием или недостоверностью документации должника
  11. Разъяснены порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности
  12. Руководители
  13. Ответственность нескольких управляющих
  14. Общие принципы привлечения контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве
  15. Раскрыты особенности применения исковой давности к требованию о привлечении к субсидиарной ответственности
  16. Стимулирующее вознаграждение арбитражного управляющего
  17. Когда руководитель не может быть привлечен к ответственности
  18. Процессуальные особенности рассмотрения заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве. Распоряжение требованием к лицу, контролирующему должника
  19. Тождественность исков (заявлений) о привлечении к субсидиарной ответственности. Исковая давность по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности
  20. При каких условиях наступает субсидиарная ответственность
  21. Как реализуется субсидиарная ответственность при банкротстве
  22. Порядок и сроки привлечения к субсидиарной ответственности

Исключительный характер субсидиарной ответственности

На фоне существенного расширения практики привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности ВС РФ подчеркнул исключительный характер такой ответственности. ВС РФ отметил значимость конструкции юридического лица и недопустимость ответственности, если действия, повлекшие негативные для должника последствия, не выходили за пределы обычного делового риска и не были направлены на нарушение прав кредиторов. Судам при этом следует руководствоваться практикой защиты делового решения, сложившейся в корпоративных отношениях.

Также Верховный Суд указал на субсидиарное применение общих положений глав 25 и 59 ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда.

Нововведения в Закон о банкротстве

Законодательство и судебная практика активно борются с недобросовестными действиями заинтересованных лиц при банкротстве предприятий. Организация с неудовлетворительным финансовым положением продолжала работать, заключать сделки с поставщиками и подрядчиками, получать заемные средства. В результате формировалась кредиторская задолженность, которую погасить должник уже не мог. Предприятие-дебитор заявляло о банкротстве. На балансе уже не было имущества для расчетов с кредиторами. В результате нарушались их права, образовывались убытки.

Часто убыточными предприятиями руководили подставные люди. Фактические собственники обанкротившегося юридического лица не несли никакой ответственности. А к номинальным директорам кредиторы не могли предъявлять претензии.

Для защиты интересов заимодавцев в Закон о банкротстве введена статья III.2, предусматривающая субсидиарную ответственность лиц, контролирующих убыточную организацию. При недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов задолженность может быть взыскана с руководства предприятия/

Детализированы критерии для признания лица контролирующим

В Постановлении сделан акцент на неформальном подходе при установлении статуса контролирующего лица и необходимости исходить из реального оказания контролирующим лицом определяющего влияния на условия сделок, изменяющих экономическую или юридическую судьбу должника, а также на учете преимуществ, вытекающих из положения привлекаемых к ответственности лиц. При этом, отсутствие оснований субсидиарной ответственности не исключает привлечение контролирующего лица к ответственности в силу иных норм.

ВС РФ разъяснил, что как управляющая компания должника, так и руководитель такой компании могут быть признаны контролирующими должника лицами, а номинальный руководитель по общему правилу подлежит привлечению к ответственности наряду с лицами, осуществлявшими фактическое управление компанией.

Не исключается признание контролирующим участника, обладающего менее 50% голосов (акций) или члена органа управления должника, голосовавшего совместно с иными лицами за решения, оказавшие существенное влияние на деятельность компании.

Верховный суд детализировал понятие выгоды, необходимой для применения презумпции контроля в связи с извлечением выгоды. Во-первых, выгода должна быть существенной относительно масштабов деятельности должника, а во-вторых, ее извлечение невозможно в ситуации добросовестного осуществления руководством должника своих обязанностей.

Содержащийся в Законе о банкротстве презумпции и критерии статуса контролирующих лиц являются опровержимыми, в связи с чем при формировании позиции в спорах о привлечении к субсидиарной ответственности рекомендуем детально анализировать фактические обстоятельства, относящиеся к характеру вменяемых в вину деловых решений и роли конкретного лица в их принятии и реализации.

Контролирующее должника лицо

Для правильного толкования не только норм указанного выше Федерального закона, но и норм, сформулированных в указанном Постановлении Пленума, необходимо определить, кого следует считать контролирующим должника лицом.

Этому лицу, а также определению его правового статуса, посвящены пункты 3-7 указанного Постановления Пленума.

В соответствии с пунктом 3 данного Постановления контролирующим должника лицом признается такое лицо, которое имеет фактическую возможность давать должнику такие указания, которые могут влиять на его положение, в том числе с финансовой точки зрения. Кроме того, контролирующее лицо может также иным образом влиять на действия должника.

При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 3 указанного Постановления Пленума контролирующее лицо может быть признано таковым в случае, если оно оказывает влияние на должника не напрямую, то есть без определения признаков аффилированности, а, например, посредством родства с руководителем или учредителем компании-должника или посредством свойства с ним или лицами, имеющими влияющую долю в уставном капитале. Для определения того или иного лица в качестве контролирующего должника следует установить, были ли осуществлены влияющие на финансовое состояние должника сделки под влиянием такого лица или нет.

При этом если лицо только находится в отношениях родства с участником или руководителем компании-должника, признать его контролирующим должника не получится, так как отсутствует элемент влияния на осуществление финансовой деятельности компании. Также контролирующим не будет признаваться такое лицо, которое получило полномочия на совершение сделок от имени должника, но такие сделки относятся к стандартным хозяйственным процессам, характерным для регулярной деятельности должника.

Для определения возможностей привлечения контролирующего лица к субсидиарной ответственности используются положения статей 2, 3 и 61.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в частности, с целью определения, наличия контроля над организацией со стороны изучаемого лица в период, который оказался предшествующим возникновению, с фактической точки зрения, признаков банкротства. При этом не имеет значения тот факт, осуществлялись ли мероприятия по сокрытию фактического финансового состояния компании, или все сделки осуществлялись без такого сокрытия. На основании абзаца 1 пункта 4 указанного Постановления Пленума в расчет для определения роли определенного лица, как контролирующего должника, берется трехлетний период осуществления компанией-должником его финансово-хозяйственной деятельности.

В качестве контролирующего должника лица может быть определено не только физическое лицо, которое осуществляет свою деятельность, в том числе в части руководства финансово-хозяйственной деятельностью компании, но также и различные юридические лица, входящие в число учредителей. В этом случае можно говорить о том, что такое юридическое лицо обладает статусом управляющей компании и при наличии объективных показателей осуществления контроля за деятельностью такого лица может быть признано контролирующим должника, что налагает на компанию риск быть привлеченной к различным видам предусмотренной ответственности (на юридическое лицо могут быть наложены только меры административной ответственности). Кроме того, если будет установлено, что управляющая компания является контролирующим должника лицом, то к различным мерам ответственности, в том числе к субсидиарной ответственности, может быть привлечен также и руководитель такой управляющей компании, так как такая возможность дана судам в рамках использования Постановления Пленума Верховного суда РФ №53 от 21 декабря 2017 года. Такое право определено в пункте 5 этого Постановления. Признание физического лица-руководителя управляющей компании и самой управляющей компании контролирующими должника лицами происходит в том случае, если они обладают долей в уставном капитале компании более пятидесяти процентов от общей стоимости такого капитала, либо если они владеют более пятидесяти процентов голосующих акций в такой компании.

Если руководитель юридического лица, проходящего процедуру признания финансово несостоятельным, является номинальным, то есть выполняет свои действия только на «бумаге» либо принимает решения и осуществляет их реализацию под влиянием других лиц, например, учредителей, либо передоверил свои права и обязанности стороннему лицу на основании специально выписанной доверенности, такой руководитель не будет освобожден от определения в отношении него статуса контролирующего лица, так как формирование такого статуса не говорит о том, что он не оказывал влияние на те решения и действия, которые принимались и осуществлялись самим должником.

Однако, если номинальный руководитель раскрыл такую информацию, которая не была доступна другим независимым участникам банкротного процесса, что позволило выявить фактического руководителя компании, размер субсидиарной ответственности такого номинального руководителя будет меньше. Однако он продолжит признаваться контролирующим должника лицом.

В соответствии с абзацем 1 пункта 7 рассматриваемого Постановления Пленума контролирующим лицом также будет признаваться и лицо, которое извлекло выгоду из определенных, в первую очередь, незаконных и недобросовестных действий руководителя компании-должника. При этом в качестве контролирующего должника лица может быть признано и третье лицо, если его выгода (или прибыль) была получена из-за неправомерного действия руководителя должника, в том числе если такие действия причинили существенный ущерб самой компании вплоть до приведения ее к финансовому краху.

Субсидиарная ответственность за неподачу или пропуск сроков при подаче заявления должника о собственном банкротстве

Постановление Пленума №53 дает также исчерпывающее руководство для судей в части применения норм законодательства о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, а также его руководителей в том случае, если имеет место неподача или несвоевременная подача заявления в суд о собственном банкротстве. Данным вопросам посвящены пункты 8-15 рассматриваемого правового акта.

В соответствии с пунктом 8 в первую очередь суд привлекает к субсидиарной ответственности за неподачу или несвоевременную подачу заявления о собственном банкротстве руководителя компании-должника, так как на него возложена прямая обязанность статьей 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» подать такое заявление.

В том случае, если на основании учредительных документов компании-должника подать такое заявление могут несколько лиц, в том числе учредители компании, суд будет изучать также и их действия и в случае наличия в их действиях нарушений соответствующих норм банкротного законодательства также привлечет их к субсидиарной ответственности.

Абзац первый пункта 9 рассматриваемого Постановления Пленума говорит о том, что у руководителя обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в течение одного месяца с даты возникновения признаков объективного банкротства компании. Если данный срок будет пропущен, либо заявление вовсе не поступит, такой руководитель, признаваемый судом в качестве контролирующего должника лица, будет привлечен к субсидиарной ответственности. В том же случае, если он докажет, что признаки неплатежеспособности, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона №127-ФЗ, не свидетельствовали о наступлении объективного банкротства, а сам руководитель принимал добросовестно все действия для преодоления финансовых трудностей, то он может быть освобожден от субсидиарной ответственности на тот период времени, в течение которого его план по стабилизации ситуации мог быть рассмотрен в качестве разумного для действий руководителя в сходной ситуации.

Подача заявления о проведении процедуры банкротства не может находиться в зависимости от наличия у компании-должника средств для признания ее финансово несостоятельной – в случае отсутствия средств у самой компании для проведения данной процедуры могут быть использованы средства учредителей такой компании. Поэтому рассматривать данную причину в качестве объективной, по которой заявление не было подано в срок или не направлялось в судебные органы вовсе, невозможно.

Кроме руководителя компании-должника, которому дается месяц на подачу заявления о собственном банкротстве организации, к субсидиарной ответственности может быть также привлечен единоличный ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии, если он обнаружил признаки банкротства при проведении процедуры ликвидации компании, но не направил в судебные органы в десятидневный срок с момента обнаружения таких признаков заявления о банкротстве компании-должника.

Привлечение к субсидиарной ответственности в данном случае происходит по причине того, что из-за просрочки в подаче заявления о собственном банкротстве либо из-за неподачи такого заявления нарушаются права кредиторов (имеет место причинно-следственная связь между двумя событиями, которая должна быть установлена судом).

Размер субсидиарной ответственности в данном случае для всех привлекаемых лиц определяется либо в солидарном виде (то есть в равном для всех участвующих в деле контролирующих должника лиц, привлеченных к данному виду ответственности), либо в индивидуальном порядке в зависимости от того, предпринимались ли в течение установленного срока какие-либо действия такими привлекаемыми лицами для того, чтобы стабилизировать финансовую ситуацию в компании, или нет (как рассмотренный выше пример с руководителем, который предпринимал определенные действия для стабилизации финансового состояния компании и преодоления существующих сложностей).

Общий размер субсидиарной ответственности равняется размеру всех обязательств должника, в том числе которые сформированы по текущим платежам, за период с даты истечения необходимо срока для подачи заявления о собственном банкротстве до даты возбуждения дела о финансовой несостоятельности должника.

Если в компании последовательно сменилось несколько руководителей, каждый из которых должен был подать заявление о банкротстве (при неподаче такого заявления предыдущим руководителем), но не подал его, то привлекаться к субсидиарной ответственности они будут все, однако, с определенными условиями:

  1. Первый руководитель привлекается к субсидиарной ответственности в размере обязательств должника за период с даты истечения установленного месячного срока для подачи заявления до даты возбуждения банкротного дела.
  2. Каждый последующий руководитель привлекается к субсидиарной ответственности в размере, равном обязательствам должника за период, рассчитываемый следующим образом: с даты, определяющей увеличенный на один месяц срок для определения обстоятельств, с которыми на законодательном уровне связываются обстоятельства банкротства компании, до даты начала банкротного дела.
  3. Если у компании-должника в этот период (при смене нескольких руководителей) возникают какие-либо обязательства, то по ним будут отвечать солидарно все такие руководители, действующие в период возникновения и существования обязательств.

В том случае, если бывший руководитель сообщил о том, что у него возникла обязанность обратиться в суд с заявлением о проведении процедуры банкротства в отношении компании-должника, и он эту обязанность не исполнил, в отношении него прекращается ответственность по обязательствам со дня такого объявления.

Детализированы круг лиц и основания привлечения к ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве

Разъяснено, что учредительным документом полномочия по обращению в суд с заявлением должника о собственном банкротстве не могут быть предоставлены только одному из его директоров, и по общему правилу несколько директоров, действующих совместно или независимо друг от друга, солидарно несут субсидиарную ответственность.

Руководитель должника может быть освобожден от ответственности, если:

  • несмотря на наличие признаков неплатежеспособности, должник не находился в состоянии объективного банкротства;
  • руководитель добросовестно рассчитывал на преодоление в разумный срок финансовых трудностей, приложил необходимые условия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план.

Ограничение ответственности руководителя возможно только на тот период, когда выполнение такого плана являлось разумным

При возникновении финансовых и иных трудностей в деятельности компании контролирующим лицам необходимо уделить особое внимание созданию документального подтверждения принятия разумных и необходимых мер, направленных на стабилизацию ситуации, включая планы антикризисных мероприятий, организацию и реализацию действий по их выполнению.

Также Верховный суд смягчил условия ответственности иных, кроме руководителя, лиц (например, участника или акционера) за непринятие мер по инициированию банкротства, подчеркнув, что такие лица должны быть осведомлены о возникновении у руководителя обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве и невыполнении им данной обязанности.

Постановление содержит разъяснение о том, что ответственность такого лица ограничена обязательствами должника, возникшими после истечения совокупности предельных сроков, отведенных на созыв, подготовку и проведение заседания уполномоченного органа управления должника.

ВС РФ обратил внимание на то, что для ликвидатора и членов ликвидационной комиссии срок обращения с заявлением о банкротстве должника составляет не 1 месяц, а 10 дней, и что для членов ликвидационной комиссии по общему правилу ответственность за неисполнение соответствующей обязанности является солидарной.

Размер ответственности за непринятие мер по инициированию банкротства должника может быть увеличен на сумму расходов, необходимых для проведения процедур банкротства, если будет доказано, что он был бы меньше в случае своевременного исполнения контролирующим лицом обязанности по подаче заявления о банкротстве.

Публикация бывшим руководителем информации о наступлении обязанности обращения в суд с заявлением о банкротстве освобождает такого руководителя от ответственности по обязательствам перед кредиторами, возникшими после такой публикации.

Уточнены основания субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов

ВС РФ ориентирует суды на необходимость установления действий контролирующих лиц, которые явились необходимыми причинами объективного банкротства должника. Такие действия могут выражаться, в частности, в принятии ключевых деловых решений недобросовестно и неразумно, в назначении на руководящие должности лиц, результат деятельности которых будет очевидно не соответствовать интересам организации, в создании системы управления, при которой во вред должнику выгоду из его деятельности извлекают третьи лица и т.д.

Особо отмечается необходимость исследовать совокупность сделок и иных операций, так как не может быть признана единственной предпосылкой банкротства последняя сделка (операция), хотя бы она и привела к критическому изменению возникшего ранее неблагополучного финансового положения.

ВС РФ обращает внимание на важность оценки как внутренних, так и внешних факторов, которые могли повлечь невозможность полного погашения требований кредиторов (финансовый кризис, существенное изменение условий ведения бизнеса и т.п.).

Поскольку солидарная ответственность предполагает согласованность, скоординированность и направленность действий контролирующих лиц на реализацию общего для них намерения, при определенных обстоятельствах возможна замена такой формы ответственности на пропорциональную, например, в зависимости от периодов осуществления ими фактического контроля за должником.

Списание кредитором, в том числе уполномоченным органом в порядке ст. 59 НК РФ, задолженности, не является препятствием для последующей подачи заявления о привлечении контролирующего лица к ответственности по таким обязательствам, как и не является единственным основанием исключения суммы задолженности из объема субсидиарной ответственности.

Финансовые проблемы компании нередко протекают в период неоднократной смены участников и менеджмента. Разъяснения нацеливают на персонализацию ответственности, установление лиц, по вине которых наступило объективное банкротство, и с очевидностью повлекут расширение круга привлекаемых к ответственности субъектов за счет бывших участников, бенефициаров, руководителей и иных оказавших влияние на деятельность компании лиц.

С учетом изложенного мы рекомендуем при продаже доли участия в компании или прекращении полномочий как члена органа управления или сотрудника учитывать риски потенциального привлечения к ответственности и последствия утраты доступа к документации, подтверждающей ее финансовое состояние.

Основные положения закона, разъясненные пленумом

В целях единства чтений разъяснения дал Пленум 53: субсидиарная ответственность, правила ее применения, лица-участники, сроки, суммы – эти и другие положения заслуживают подробного анализа.

Закреплены широкие полномочия суда в вопросе квалификации правовых оснований заявленного требования

Независимо от того, каким образом заявитель поименовал вид ответственности и на какие нормы права он сослался, суд самостоятельно квалифицирует предъявленное требование. При недоказанности оснований привлечения к субсидиарной ответственности, но доказанности оснований для применения иных видов ответственности суд принимает решение о привлечении к такой ответственности.

Уточнено действие презумпции, связанной с отсутствием или недостоверностью документации должника

Верховный суд разъяснил критерии существенного затруднения проведения процедур банкротства, которые необходимы для применения данной презумпции, а также указал, что непередача предыдущим руководителем новому необходимых документов не освобождает последнего от ответственности. Добросовестный и разумный руководитель должен истребовать документацию у своего предшественника либо попытаться восстановить документацию иным образом.

Разъяснены порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности

Верховный суд разъяснил права отдельных субъектов по инициированию привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Так, правом обращения с таким заявлением обладают «зареестровые» кредиторы (п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве), а также кредиторы по текущим обязательствам. При этом подача заявления вне рамок дела о банкротстве последними возможна только при подтверждении требований вступившим в законную силу судебным актом или иным подлежащим в силу закона принудительному исполнению документом.

Основанием требования о привлечении к субсидиарной ответственности, по мнению ВС РФ, являются не ссылки на нормы права, а фактические обстоятельства спора. По этой причине предъявление требования со ссылкой на одни и те же нормы права, но основанного на различных нарушениях, не будет считаться тождественным иском.

Применительно к бремени доказывания ВС РФ разъяснил, что если арбитражный управляющий и (или) кредиторы с помощью косвенных доказательств убедительно обосновали статус контролирующего лица и невозможность погашения требований кредиторов вследствие действий (бездействия) последнего, бремя опровержения данных утверждений переходит на привлекаемое лицо.

Возможность выявления в ходе процедур банкротства все новых фактов, подтверждающих неправомерные действия контролирующих должника лиц, создает риски неоднократного обращения заинтересованных лиц в суд с заявлениями о привлечении их к ответственности.

Руководители

В Постановлении Пленума четко различаются два типа руководителей юридического лица:

  • Номинальный управляющий. Не принимает решений, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Часто является директором только «на бумагах».
  • Фактический руководитель. Непосредственно влияет на работу предприятия. Осуществляет финансовые операции, заключает сделки, обеспечивает хозяйственную деятельность.

При банкротстве оба типа руководителей предприятия-должника несут солидарную ответственность. Это означает, что заимодавец вправе обратиться в суд с иском к любому из них.

Если требования о субсидиарной ответственности предъявлены к номинальному директору, он вправе уменьшить сумму своих обязательств перед кредиторами. Он также может указать на того, кто фактически руководил организацией, дать информацию о скрываемом имуществе и другие сведения, позволяющие погасить задолженность.

Ответственность нескольких управляющих

Если у организации-должника было несколько управляющих, они несут солидарную ответственность за несвоевременное информирование о банкротстве. Штрафные санкции налагаются на любого из руководителей. Уставом предприятия не может быть вменено в обязанность конкретному должностному лицу обращение в суд с заявлением.

Общие принципы привлечения контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве

1. Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов. При его применении судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта (пункт 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), его самостоятельную ответственность (статья 56 ГК РФ), наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии (согласовании) деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица (статья 10 ГК РФ).

2. При привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в части, не противоречащей специальным положениям Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), подлежат применению общие положения глав 25 и 59 ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда.

Раскрыты особенности применения исковой давности к требованию о привлечении к субсидиарной ответственности

В Постановлении Пленума ВС РФ детально регламентирован порядок исчисления исковой давности с учетом большого круга возможных заявителей требования о привлечении к субсидиарной ответственности. В частности, если будет установлено, что один из кредиторов узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к ответственности до того, как об этом могли узнать иные кредиторы, исковая давность может быть применена к части требования о привлечении к субсидиарной ответственности, приходящейся на такого информированного кредитора.

Также отмечено, что исковая давность для кредиторов не может быть исчислена с момента, когда об обстоятельствах, являющихся основаниями для привлечения контролирующих лиц к ответственности, узнал арбитражный управляющий, если он недобросовестно скрыл эти сведения от конкурсных кредиторов.

Стимулирующее вознаграждение арбитражного управляющего

Размер такого вознаграждения зависит от результатов работы управляющего и его реального вклада в привлечение контролирующих должника лиц к ответственности, в связи с чем сумма вознаграждения может быть снижена или же в его выплате может быть отказано. Фактически выплаченные суммы вознаграждения арбитражного управляющего подлежат взысканию с контролирующего должника лица в качестве судебных расходов

Взыскание с контролирующих лиц суммы расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему фактически увеличивает размер субсидиарной ответственности на 30% от взысканной суммы.

Когда руководитель не может быть привлечен к ответственности

Управляющий предприятием не привлекается к субсидиарной ответственности в том случае, если его действия признаны необходимыми для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Банкротство на подходе, но директор продолжает работу для обеспечения потребностей организации. Администрация не стремится умышленно нарушить права кредиторов.

При рассмотрении действий должника Пленум дал указания судам руководствоваться сложившейся практикой делового оборота.

Процессуальные особенности рассмотрения заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве. Распоряжение требованием к лицу, контролирующему должника

33. В заявлении о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в том числе должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны утверждения заявителя о наличии у ответчика статуса контролирующего лица, и подтверждающие их доказательства (пункт 5 части 2 статьи 125, пункт 3 части 1 статьи 126 АПК РФ, пункт 2 статьи 6116 Закона о банкротстве).

Доказательства, представленные заявителем, не исследуются судом при рассмотрении вопроса о возможности принятия заявления к производству (статьи 125, 126 и 162 АПК РФ).

Вместе с тем, если в заявлении названные обстоятельства не отражены и (или) к нему не приложены доказательства, подтверждающие, по мнению заявителя, данные обстоятельства, суд оставляет заявление без движения (пункт 2 статьи 6116 Закона о банкротстве), а при неустранении допущенных нарушений — возвращает его (пункт 4 части 1 статьи 129 АПК РФ).

34. Пунктом 3 статьи 6116 Закона о банкротстве установлены особенности рассмотрения в рамках дел о банкротстве обособленных споров о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. При подготовке таких споров к судебному разбирательству проводится предварительное судебное заседание по правилам статьи 136 АПК РФ.

Соответствующее заявление рассматривается судом в разумный срок применительно к положениям части 2 статьи 22516 АПК РФ.

35. Если в производстве суда находятся два и более дела (обособленных споров) о привлечении к ответственности лиц, контролирующих одного и того же должника, такие дела (обособленные споры) могут быть объединены в одно производство для совместного рассмотрения по правилам части 21 статьи 130 АПК РФ.

36. В отсутствие ходатайства участвующего в деле (обособленном споре) лица о порядке рассмотрения его заявления о принятии обеспечительных мер по спору о привлечении к ответственности, установленной главой III2Закона о банкротстве, вопрос о принятии обеспечительных мер в соответствии с пунктом 5 статьи 6116 Закона о банкротстве может быть разрешен судом без извещения заинтересованных лиц либо в судебном заседании, о котором извещаются заинтересованные лица, если возникла необходимость заслушать объяснения заявителя или лица, привлекаемого к ответственности, иных лиц.

При наличии ходатайства участвующего в деле (обособленном споре) лица о рассмотрении его заявления о принятии обеспечительных мер в судебном заседании с извещением заинтересованных лиц в удовлетворении такого ходатайства может быть отказано только в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 159 АПК РФ.

37. Согласно пункту 6 статьи 6116 Закона о банкротстве заявление о привлечении к ответственности, указанной в главе III2 этого закона (в том числе в статье 6120), контролирующего должника лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве контролируемого лица. О времени и месте судебных заседаний или совершении отдельных процессуальных действий суд извещает в том числе арбитражного управляющего, утвержденного в деле о банкротстве контролирующего должника лица, который в силу пункта 4 статьи 203 Закона о банкротстве обязан проинформировать о начавшемся процессе лиц, участвующих в деле о банкротстве данного контролирующего лица, в порядке, установленном для уведомления кредиторов о проведении собрания кредиторов (статья 13 Закона о банкротстве).

38. Понижение очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренное пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве, применяется только в случае, когда возможность предъявления требований в двухмесячный срок, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором. Поэтому при установлении в деле о банкротстве контролирующего должника лица требования о возмещении им вреда в порядке субсидиарной ответственности названный двухмесячный срок начинает течь не ранее начала течения срока исковой давности по заявлению о привлечении такого контролирующего лица к субсидиарной ответственности.

39. Должник, по обязательствам которого контролирующее лицо привлекается к субсидиарной ответственности, с момента принятия к производству в деле о банкротстве контролирующего лица требования, вытекающего из возмещения последним вреда, в том числе в период приостановления рассмотрения данного требования (абзац четвертый пункта 6 статьи 6116 Закона о банкротстве), пользуется правами и несет обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве контролирующего должника лица. Он вправе знакомиться с материалами дела, заявлять возражения по требованиям других кредиторов и относительно порядка продажи имущества контролирующего лица, обжаловать судебные акты, требовать отстранения арбитражного управляющего, участвовать без права голоса в собраниях кредиторов и т.д.

В случае пропуска должником, по обязательствам которого контролирующее лицо привлекается к субсидиарной ответственности, срока на обжалование судебных актов, принятых в рамках дела о банкротстве контролирующего лица, суд вправе восстановить пропущенный срок исходя из сведений о том, когда подавшее жалобу лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов (статья 117 АПК РФ).

40. Изложенное в абзаце 5 пункта 6 статьи 6116 Закона о банкротстве правило о том, что до рассмотрения вопроса о включении в реестр требований кредиторов контролирующего должника лица требования о привлечении его к ответственности денежные средства, вырученные от реализации имущества контролирующего лица, не распределяются между кредиторами последнего, не распространяется на кредиторов лица, контролирующего должника, требования которых имеют приоритет над требованием о привлечении к ответственности, относящимся к третьей очереди удовлетворения (пункт 4 статьи 134 Закона о банкротстве).

41. По смыслу пункта 7 статьи 6116 Закона о банкротстве приостановление производства по обособленному спору о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 6111 Закона о банкротстве, осуществляется судом при невозможности определения размера ответственности, но при установлении всех иных обстоятельств, имеющих значение для привлечения к такой ответственности.

В этом случае суд, в том числе суд апелляционной инстанции (при установлении оснований для привлечения контролирующего должника лица к ответственности при рассмотрении апелляционной жалобы на определение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении соответствующего требования), выносит определение (постановление) о приостановлении производства по обособленному спору, в резолютивной части которого должны содержаться указание на приостановление производства по спору и вывод о наличии оснований привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, а в мотивировочной части приводит обоснование соответствующего вывода. Такой судебный акт как в части вывода о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, так и в части приостановления производства по спору может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.

Определение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции о приостановлении производства по обособленному спору в связи с невозможностью определения размера субсидиарной ответственности, в котором отсутствуют выводы о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270, части 3 статьи 288 АПК РФ.

Производство по обособленному спору без установления оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных статьями 143, 144 АПК РФ.

42. В случае приостановления производства по заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности судом апелляционной инстанции в резолютивной части постановления также указывается на направление вопросов о возобновлении производства по делу и об определении размера ответственности в суд первой инстанции (пункты 8 и 9 статьи 6116Закона о банкротстве).

43. Изложенный в резолютивной части определения о приостановлении производства по делу вывод суда о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности является общеобязательным (статья 16 АПК РФ), что исключает повторную проверку этого вывода после возобновления производства по обособленному спору на основании абзаца первого пункта 9 статьи 6116Закона о банкротстве.

44. Положения абзаца второго пункта 9 статьи 6116 Закона о банкротстве о том, что вопросы об определении размера субсидиарной ответственности и о рассмотрении отчета арбитражного управляющего о результатах проведения процедуры банкротства рассматриваются в одном судебном заседании, не исключают возможности вынесения судом двух отдельных определений по этим вопросам.

45. В резолютивной части определения о привлечении к субсидиарной ответственности (об определении размера субсидиарной ответственности) указывается общая сумма, подлежащая взысканию с контролирующего должника лица, привлеченного к ответственности, в том числе в пользу каждого из кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 статьи 6117 Закона о банкротстве, и в пользу должника — в оставшейся части.

В случае, когда на момент вынесения определения о привлечении к субсидиарной ответственности (об определении размера субсидиарной ответственности) кредиторы не выбрали способ распоряжения требованием к контролирующему должника лицу и не могут считаться сделавшими выбор по правилам абзаца второго пункта 3 статьи 6117Закона о банкротстве, в определении о привлечении к субсидиарной ответственности (об определении размера субсидиарной ответственности) взыскателем указывается должник. Впоследствии суд производит процессуальную замену взыскателя по правилам подпункта 1 пункта 4 статьи 6117 Закона о банкротстве.

46. В соответствии с пунктом 1 статьи 6117 Закона о банкротстве информация о возможности выбора способа распоряжения требованием к контролирующему должника лицу доводится до кредиторов путем включения соответствующего сообщения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ). Предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 6117 Закона о банкротстве сроки исчисляются со дня публикации указанного сообщения в ЕФРСБ.

47. По смыслу пунктов 13-15 статьи 6116 и пункта 1 статьи 6117 Закона о банкротстве в случае, когда производство по заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности не приостанавливалось, кредиторы вправе выбрать способ распоряжения требованием к контролирующему должника лицу как до, так и после вынесения судом определения о привлечении к субсидиарной ответственности.

Если способ распоряжения требованием выбран всеми кредиторами до рассмотрения по существу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, арбитражный управляющий обязан заблаговременно проинформировать об этом суд, направив соответствующий отчет (пункт 3 статьи 6117 Закона о банкротстве). В этом случае сообщение о возможности выбрать способ распоряжения требованием к контролирующему должника лицу (пункт 1 статьи 6117 Закона о банкротстве) не подлежит опубликованию в ЕФРСБ и в определении о привлечении к субсидиарной ответственности указывается сумма, подлежащая взысканию с учетом выбранного кредиторами способа распоряжения требованием к контролирующему лицу (пункт 13 статьи 6116 Закона о банкротстве).

48. По смыслу пункта 5 статьи 6117 Закона о банкротстве голоса кредиторов, являющихся заинтересованными по отношению к должнику или к лицу, привлеченному к ответственности, не учитываются как при определении того, каким образом будет пополняться конкурсная масса (путем взыскания денежных средств с контролирующего должника лица или путем возмездной уступки требования к нему), так и при утверждении порядка продажи требования.

49. По смыслу пунктов 5 и 6 статьи 6117 Закона о банкротстве требование в соответствующей части переходит к выбравшему уступку кредитору (подпункт 3 пункта 2 статьи 6117 Закона о банкротстве) независимо от того, какой выбор сделали другие кредиторы. Получение их согласия на уступку не требуется.

Кредиторы, выбравшие уступку, не имеют права голоса на собрании по вопросу об утверждении порядка продажи оставшейся за должником части требования к лицу, контролирующему должника (абзац второй пункта 5 статьи 6117 Закона о банкротстве).

50. Для обеспечения исполнения судебного акта о привлечении лица к ответственности по основанию, предусмотренному статьей 6112 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим открывается специальный банковский счет должника. Списание денежных средств с этого счета осуществляется по распоряжению арбитражного управляющего для удовлетворения требований кредиторов, в интересах которых было удовлетворено заявление о привлечении лица к субсидиарной ответственности, в соответствии с очередностью, установленной статьей 134 Закона о банкротстве.

При наличии разногласий между арбитражным управляющим и кредиторами, имеющими право на получение денежных средств с названного счета, любой из них вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий, по результатам рассмотрения которого выносится определение (пункт 4 статьи 6118 Закона о банкротстве).

51. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности как по основаниям, предусмотренным статьей 6111, так и по основаниям, предусмотренным статьей 6112 Закона о банкротстве (часть 6 статьи 13 АПК РФ), поданное вне рамок дела о банкротстве, считается предъявленным в интересах всех кредиторов, имеющих право на присоединение к иску, независимо от того, какой перечень кредиторов содержится в тексте заявления. Такое заявление рассматривается судом по правилам главы 282 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о банкротстве (пункт 4 статьи 6119 Закона о банкротстве).

Форма и содержание названного заявления должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 4 статьи 6119 Закона о банкротстве и статьей 22513 АПК РФ. Оно оплачивается государственной пошлиной в размере, определенном по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 33321 НК РФ исходя из суммы, предъявленной к взысканию в интересах подавшего иск кредитора.

52. Исходя из целей законодательного регулирования и общеправового принципа равенства к заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности, поданному вне рамок дела о банкротстве, вправе присоединиться кредиторы должника, обладающие правом на обращение с таким же заявлением (пункты 1 — 4 статьи 6114 Закона о банкротстве), а также иные кредиторы, требования которых к должнику подтверждены вступившим в законную силу судебным актом или иным документом, подлежащим принудительному исполнению в силу закона (далее — кредиторы, обладающие правом на присоединение).

53. Заявитель, обратившийся с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве, должен предложить другим кредиторам, обладающим правом на присоединение, присоединиться к его требованию (части 2 и 4 статьи 22514 АПК РФ).

Такое предложение должно быть сделано путем включения сообщения в ЕФРСБ в течение трех рабочих дней после принятия судом к производству заявления о привлечении к ответственности (часть 6 статьи 13 АПК РФ, подпункт 3 пункта 4 статьи 6119, пункт 3 статьи 6122 Закона о банкротстве).

Суд в определении о принятии заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству вправе возложить на заявителя обязанность по дополнительному извещению кредиторов иным способом, установив порядок и форму дополнительного извещения (часть 3 статьи 22514 АПК РФ).

54. Кредиторы, обладающие правом на присоединение, могут присоединиться к уже предъявленному требованию в любое время до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, путем направления в письменной форме соответствующего сообщения с приложением документов, подтверждающих наличие у них такого права заявителю. К заявлению о присоединении к требованию о привлечении к субсидиарной ответственности также должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, исчисленной по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 33321 НК РФ исходя из денежной суммы, предъявленной к взысканию в интересах присоединяющегося кредитора, или право на получение льготы по уплате государственной пошлины либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.

Заявитель обязан сообщить информацию о лицах, присоединившихся к его требованию, и представить документы, подтверждающие их присоединение, суду (часть 5 статьи 22514 АПК РФ).

Лицо, чье сообщение (заявление) о присоединении к требованию было направлено и поступило непосредственно в суд, в производстве которого находится дело, считается присоединившимся к исковому требованию.

55. Заявитель, не сообщивший суду информацию о кредиторах, присоединившихся к его требованию, несет перед ними ответственность в виде возмещения убытков (статья 1064 ГК РФ).

56. По общему правилу, на арбитражном управляющем, кредиторах, в интересах которых заявлено требование о привлечении к ответственности, лежит бремя доказывания оснований возложения ответственности на контролирующее должника лицо (статья 65 АПК РФ). Вместе с тем отсутствие у членов органов управления, иных контролирующих лиц заинтересованности в раскрытии документов, отражающих реальное положение дел и действительный оборот, не должно снижать уровень правовой защищенности кредиторов при необоснованном посягательстве на их права. Поэтому, если арбитражный управляющий и (или) кредиторы с помощью косвенных доказательств убедительно обосновали утверждения о наличии у привлекаемого к ответственности лица статуса контролирующего и о невозможности погашения требований кредиторов вследствие действий (бездействия) последнего, бремя опровержения данных утверждений переходит на привлекаемое лицо, которое должно доказать, почему письменные документы и иные доказательства арбитражного управляющего, кредиторов не могут быть приняты в подтверждение их доводов, раскрыв свои документы и представив объяснения относительно того, как на самом деле осуществлялась хозяйственная деятельность (пункт 4 статьи 6116 Закона о банкротстве).

Материалы проведенных в отношении должника или его контрагентов мероприятий налогового контроля, документы, полученные в ходе производства по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, могут быть использованы в качестве средств доказывания фактических обстоятельств, на которые ссылается заявитель, предъявивший требование о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности. Такие материалы не имеют для суда заранее установленной силы и подлежат оценке наряду с другими доказательствами (статьи 71, 75 и 89 АПК РФ).

Тождественность исков (заявлений) о привлечении к субсидиарной ответственности. Исковая давность по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности

57. По смыслу взаимосвязанных положений абзаца первого пункта 5 и абзаца первого пункта 6 статьи 6114, пункта 3 статьи 6119 Закона о банкротстве не допускается повторное разрешение в рамках дела о банкротстве требования о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, если ранее требование о привлечении этого же лица по тем же основаниям, поданное в защиту интересов гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов должника, уже было предъявлено и рассмотрено в том же деле о банкротстве. Также не может быть повторно разрешен иск о привлечении лица, контролирующего должника, к субсидиарной ответственности, поданный вне рамок дела о банкротстве, если ранее требование по тем же основаниям к тому же лицу было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве.

Кредитор, обладающий правом на присоединение к заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности, поданному вне рамок дела о банкротстве, не реализовавший это право, утрачивает право на последующее предъявление требования к тому же контролирующему должника лицу по тем же основаниям (часть 5 статьи 22516 АПК РФ), за исключением случаев, когда существовала объективная невозможность присоединения к первому требованию, например, кредитор не имел возможности присоединиться к первоначальному требованию ввиду того, что судебное решение, подтверждающее задолженность перед ним (или иной документ — для случаев взыскания задолженности во внесудебном порядке), не вступило в законную силу.

При этом под основаниями требования о привлечении к субсидиарной ответственности, предполагающего обоснование статуса контролирующего должника лица, понимаются не ссылки на нормы права, а фактические обстоятельства спора, на которых основано притязание гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов должника, о возмещении вреда, обращенное к конкретному лицу. В частности, не могут быть квалифицированы как тождественные требование о привлечении к субсидиарной ответственности, мотивированное непередачей руководителем должника учредительных документов, и требование, мотивированное непередачей им документации об основных активах должника, либо два требования, в основание которых положены разные действия (бездействие) одного и того же контролирующего должника лица.

58. Сроки, указанные в абзаце первом пункта 5 и абзаце первом пункта 6 статьи 6114 Закона о банкротстве, являются специальными сроками исковой давности (пункт 1 статьи 197 ГК РФ), начало течения которых обусловлено субъективным фактором (моментом осведомленности заинтересованных лиц). При этом данные сроки ограничены объективными обстоятельствами: они в любом случае не могут превышать трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) или со дня завершения конкурсного производства и десяти лет со дня совершения противоправных действий (бездействия).

Исковая давность применяется судом только по заявлению контролирующего должника лица, сделанному до вынесения определения о приостановлении производства по делу, содержащего вывод о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, определения о привлечении к ответственности (если производство по обособленному спору не приостанавливалось), решения о привлечении к ответственности (если спор разрешен вне рамок дела о банкротстве) (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).

59. Предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 6114 Закона о банкротстве срок исковой давности по требованию о привлечении к субсидиарной ответственности, по общему правилу, исчисляется с момента, когда действующий в интересах всех кредиторов арбитражный управляющий или обычный независимый кредитор, обладающий правом на подачу заявления, узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности — о совокупности следующих обстоятельств: о лице, имеющем статус контролирующего, его неправомерных действиях (бездействии), причинивших вред кредиторам и влекущих за собой субсидиарную ответственность, и о недостаточности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами (без выяснения точного размера такой недостаточности). Если в ходе рассмотрения обособленного спора (дела) будет установлено, что какой-либо из кредиторов узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к ответственности до того, как об этом объективно могли узнать иные кредиторы, по заявлению контролирующего должника лица исковая давность может быть применена к части требования о привлечении к субсидиарной ответственности, приходящейся на такого информированного кредитора (пункт 1 статьи 200 ГК РФ, абзац первый пункта 5 статьи 6114 Закона о банкротстве).

При этом в любом случае течение срока исковой давности не может начаться ранее возникновения права на подачу в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности (например, ранее введения первой процедуры банкротства, возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом, прекращения производства по делу о банкротстве на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве на стадии проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом).

Если в ходе рассмотрения обособленного спора (дела) будет установлено, что недобросовестно действующий в интересах контролирующего должника лица арбитражный управляющий скрыл от кредиторов обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к субсидиарной ответственности, срок исковой давности не может быть исчислен с момента осведомленности такого управляющего.

60. Если о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности кредиторы узнали или должны были узнать только после завершения конкурсного производства, к соответствующему требованию, поданному вне рамок дела о банкротстве, применяется исковая давность, предусмотренная пунктом 6 статьи 6114 Закона о банкротстве.

В этом случае исковая давность исчисляется с момента, когда обычный независимый кредитор, обладающий правом на подачу заявления вне рамок дела о банкротстве, узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности. Если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что какой-либо из кредиторов узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к ответственности ранее этого момента, по заявлению контролирующего должника лица исковая давность может быть применена к части требования о привлечении к субсидиарной ответственности, приходящейся на такого информированного кредитора (пункт 1 статьи 200 ГК РФ, абзац первый пункта 6 статьи 6114 Закона о банкротстве).

61. В удовлетворении иска о привлечении к субсидиарной ответственности, поданного вне рамок дела о банкротстве, не может быть отказано только потому, что о наличии оснований для привлечения к ответственности кредитор (кредиторы) узнал или должен был узнать до завершения конкурсного производства. В этом случае к части требования о привлечении к субсидиарной ответственности, приходящейся на данного проинформированного кредитора (кредиторов), применяется исковая давность, предусмотренная пунктом 5 статьи 6114 Закона о банкротстве, к остальной части требования о привлечении к субсидиарной ответственности применяется исковая давность, предусмотренная пунктом 6 статьи 6114 Закона о банкротстве.

62. Положения абзаца второго пункта 5 и абзаца второго пункта 6 статьи 6114 Закона о банкротстве являются специальными по отношению к правилам статьи 205 ГК РФ.

Срок исковой давности арбитражному управляющему, кредиторам, являющимся юридическими лицами или предпринимателями, может быть восстановлен лишь в исключительных случаях, когда они действительно были лишены возможности своевременно обратиться в суд по независящим от них причинам.

При этом не подлежат восстановлению предельные объективные трехлетний и десятилетний сроки, исчисляемые со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) или завершения конкурсного производства, совершения неправомерных действий (бездействия), причинивших вред кредиторам и влекущих субсидиарную ответственность.

При каких условиях наступает субсидиарная ответственность

Несостоятельность организации сама по себе еще не является причиной для привлечения ее руководства к субсидиарной ответственности.

Контролирующая фирма или гражданин отвечают перед кредиторами своей собственностью при наличии следующих условий (статья 61.11 закона № 127-ФЗ):

  • задолженность не может быть погашена за счет собственных средств компании;
  • доказано, что причиной банкротства стали действия или бездействие КДЛ;
  • виновными были заключены сделки, которые нанесли ущерб правам кредиторов;
  • отсутствует или искажена бухгалтерская отчетность, либо другая необходимая документация, которая должна храниться в соответствии с со специальным законодательством (об ООО, АО, о ценных бумагах и т.п.);
  • в государственный реестр не внесены или внесены с искажением обязательные сведения о фактах деятельности юридического лица.

Перечисленные условия можно дополнить положениями ст. 61.12 закона № 127-ФЗ. Субсидиарная ответственность наступает также за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должником. Учредители и директор признаются виновными, если при наличии признаков банкротства (ст. 9 закона № 127-ФЗ) не приняли в установленный месячный срок решения о начале его процедуры. В этом случае КДЛ отвечают своим имуществом за все долги бизнеса, которые возникли после той даты, когда по закону необходимо было подать заявление о банкротстве.

Как реализуется субсидиарная ответственность при банкротстве

Субсидиарная ответственность при банкротстве – это дополнительная ответственность перед кредиторами, которую несут контролирующие должника лица (КДЛ). Она применяется в ситуациях, когда собственности фирмы не хватает для покрытия всех требований кредиторов. Поэтому недостающие средства взыскивают с учредителей, руководителя и прочих ответственных лиц, перечисленных в статье 61.10 закона № 127-ФЗ.

Под КДЛ в данном случае понимают граждан или юридические лица, которые могут оказывать определяющее влияние на действия должника. В первую очередь, это, конечно, владельцы бизнеса и директор организации. Но суд может признать в качестве КДЛ и других лиц, например, заместителя директора или главбуха, если будет доказано, что именно они допустили нарушения.

Важно!
Постановление 9-го ААС от 03.12.2018 по делу № А40-2992/2015 определило субсидиарную ответственность главного бухгалтера за недостоверность сведений бухгалтерского учета и отказ от передачи регистров конкурсному управляющему.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 года № 53 более детально раскрывает признаки контролирующего лица. ВС РФ указал, что нужно учитывать реальное влияние КДЛ на условия сделок, повлекших несостоятельность должника и полученную этим лицом выгоду. Суд должен выяснить степень вовлеченности КДЛ в процесс управления должником и его влияния на принятие важных решений.

Наряду с учредителями и руководителем, фактически управляющими компанией, к субсидиарной ответственности могут быть привлечены номинальные собственники или руководитель. Правда, номинальные КДЛ имеют возможность избежать взыскания, если дадут суду информацию о лицах, которые реально руководят бизнесом (п. 9 ст. 61.11 закона № 127-ФЗ).

Порядок и сроки привлечения к субсидиарной ответственности

Порядок подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности установлен статьей 61.14 закона № 127-ФЗ. Сделать это разрешается на любом этапе процедуры несостоятельности.

Обратиться в суд вправе следующие лица:

  • арбитражный управляющий;
  • конкурсные кредиторы;
  • сотрудники (настоящие и бывшие) должника или их представитель;
  • налоговая служба.

Конкурсные кредиторы могут подать заявление и после завершения производства по делу о банкротстве. Если их требования в рамках прошедшего судебного разбирательства не были удовлетворены, то ответственность с КДЛ не снимается.

Срок давности составляет:

  • 3 года со дня признания должника несостоятельным, прекращения производства или возврата документов;
  • 10 лет со дня, когда были совершены действия или имело место бездействие, приведшее компанию к несостоятельности.

Если срок давности был пропущен по уважительной причине, его можно восстановить, но не позднее, чем через два года после истечения.

Источники

  • https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-plenum-of-vs-of-the-russian-federation-no-53-on-vicarious-liability/?PAGEN_2=3
  • https://bankrotof.net/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/plenum-53-subsidiarnaya-otvetstvennost/
  • https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-plenum-of-vs-of-the-russian-federation-no-53-on-vicarious-liability/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/plenum-n-53.html
  • https://pravo163.ru/postanovlenie-plenuma-verxovnogo-suda-rossijskoj-federacii-ot-21-dekabrya-2017-g-n-53-g-moskva-o-nekotoryx-voprosax-svyazannyx-s-privlecheniem-kontroliruyushhix-dolzhnika-lic-k-otvetstvennosti-pri/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5e1f7fcd2b61691292e5bb6e/subsidiarnaia-otvetstvennost-pri-bankrotstve-5e347150b0b76a6555172c6f

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: