Полный перечень сроков по 44-ФЗ по состоянию на 1 июля 2020

Содержание
  1. Что такое контракт по 44-ФЗ
  2. Электронный аукцион
  3. Условия заключения контракта по 44-ФЗ
  4. Цена контракта по 44-ФЗ
  5. Что включает в себя контракт по 44-ФЗ
  6. Расчет неустойки по 44-ФЗ
  7. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
  8. Ответственность заказчика по контракту 44-ФЗ
  9. Ответственность поставщика по контракту 44-ФЗ
  10. Типичные нарушения и взыскания
  11. Как проходит оплата поставщикам
  12. Претензионная работа с поставщиком
  13. Открытый конкурс в электронной форме
  14. Планирование
  15. Сроки заключения контракта по 44-ФЗ
  16. Где осуществляются закупки
  17. Каковы минимальные сроки
  18. Кто может быть участником тендера
  19. Фиксация факта просрочки и предъявление требований поставщику
  20. Уведомить поставщика о нарушении
  21. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ
  22. Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки
  23. Разрешение спорных моментов
  24. Запрос предложений в электронной форме
  25. Контроль в закупках
  26. Признание контракта недействительным
  27. Допустимость отказа от приемки работ поставщиком
  28. Расторжение соглашения
  29. Банковская гарантия
  30. Неустойка по контракту по 44 федеральному закону бывает в виде пеней и штрафов
  31. Какие сферы вне закона 44-ФЗ
  32. Обозначить сроки просрочки
  33. Определение НМЦК
  34. Порядок действий при нарушении срока поставки
  35. Как избежать взыскания

Что такое контракт по 44-ФЗ

Это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Контракт по 44-ФЗ заключается с участником, который выиграл тендер (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) или с единственным поставщиком.

Электронный аукцион

Стадия закупки
Срок
Ссылка на норму 44-ФЗ
1
Размещение извещения и документации об электронном аукционе
Не менее, чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе при
– НМЦК не более 300 млн. рублей;
– НМЦК не более 2 млрд. рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях.
Ч. 2, 3 ст. 63
2
Срок подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации
Не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок
Ч. 4 ст. 65
3
Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений аукционной документации
В течение 2 дней с даты поступления запроса
Ч. 4 ст. 65
4
Внесение изменений в аукционную документацию
Принятие решения о внесении изменений – не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок
Публикация решения о внесении изменений – в течение 1 дня с даты принятия данного решения
Ч. 6 ст. 63
5
Изменение сроков подачи заявок в случае внесения изменений в аукционную документацию
Срок подачи заявок с даты размещения изменений:
Не менее, чем 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе при
– НМЦК не более 300 млн. рублей;
– НМЦК не более 2 млрд. рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях.
Ч. 6 ст. 63
6
Срок рассмотрения первых частей заявок
Не более 1 рабочего дней с даты окончания срока подачи заявок при
– НМЦК не более 300 млн. рублей;
– НМЦК не более 2 млрд. рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Не более 3 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок во всех других случаях.
Ч. 2 ст. 67
7
Отмена аукциона
Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Решение размещается в ЕИС в день принятия решения.
Ч. 1 ст. 36
8
Размещение в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявок
Не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок
Ч. 7 ст. 67
9
Проведение аукциона
– Следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок;
– В случае включения в документацию о закупке проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе
Ч. 3 ст. 68
10
Рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов
Не более 3 рабочих дней после даты публикации протокола проведения электронного аукциона
Ч. 5 ст. 69
11
Размещение в ЕИС протокола подведения итогов
Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола подведения итогов
Ч. 8 ст. 69
12
Разъяснение итогов электронного аукциона
В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного аукциона
Ч. 21 ст. 68
13
Заключение контракта
1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов;
Ч. 2 ст. 83.2
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нем указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке);
Ч. 3, ч. 4 ст. 83.2
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем;
Ч. 5 ст. 83.2
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта;
Ч. 6 ст. 83.2
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование);
Ч. 7 ст. 83.2
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Ч. 9 ст. 83.2

Условия заключения контракта по 44-ФЗ

Контракт по 44-ФЗ заключается на условиях, предусмотренных:

  1. Извещением или приглашением
  2. Документацией о закупке (проектом контракта)
  3. Заявкой участника (содержащей предложенные им условия: цену, срок и т.п.)
  4. Окончательным предложением участника (например, последним ценовым предложением в аукционе)

Изменение существенных условий контракта при его исполнении запрещено, за исключением изменения контракта по соглашению сторон по 95 статье 44-ФЗ.

Для заключения контракта поставщик предоставляет обеспечение контракта способом, определенным в документации закупки.

Цена контракта по 44-ФЗ

Цена контракта по 44-ФЗ не подлежит изменению, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

По предложению Заказчика количество товара, объема работ или услуг может быть уменьшено или увеличено с пропорциональным изменением цены контракта по 44-ФЗ не более или не менее 10%.

Что включает в себя контракт по 44-ФЗ

Контракт должен содержать порядок и сроки:

  • Оплаты
  • Приемки (количества, комплектности и объема)
  • Оформления результатов приемки

В контракт по 44-ФЗ включается:

  • Условие о сроках возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта
  • Обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (пени, штрафы)
  • Обязательство об уменьшении суммы, подлежащей оплате на размер подоходного налога (если контракт заключен с физическим лицом)
  • График исполнения контракта, если срок заключения превышает 3 года и цена контракта более 100 миллионов рублей.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Допускается заключение контракта по 44-ФЗ с несколькими участникам в случаях:

  • Поставки технических средств реабилитации инвалидов
  • Создание нескольких произведений литературы и искусства
  • Выполнение научно-исследовательских работ
  • Оказание услуг в сфере образования
  • Услуги по санаторно-курортному лечению и оздоровлению
  • Услуги по организации отдыха отдыха и оздоровления детей (в т.ч. предоставление путевок)

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.
Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение исполнение контракта по 44-ФЗ. Исключения, где обеспечение контракта является правом, а не обязанностью заказчика, определены в 96 статье федерального закона.

Обеспечение контракта устанавливается от начальной (максимальной) цены и составляет:

  • 5 – 30% при цене до 50 млн. руб.
  • 10 – 30% при цене от 50 млн. руб., но не менее размера аванса
  • повышается до 45% в случае применения антидемпинговых мер (при снижении цены выше 25%).

Контракт заключается после предоставления обеспечения. Если обеспечение установлено, а участник закупки не в состоянии его внести, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Способы обеспечения исполнения контракта:

  • Банковская гарантия по 44-ФЗ
  • Внесение денежных средств на счет заказчика

Способ внесения обеспечения участник закупки определяет самостоятельно.

При выборе банковской гарантии, срок ее действия на 30 дней должен перекрывать срок действия контракта.

Ответственность заказчика по контракту 44-ФЗ

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по контракту по 44-ФЗ, поставщик может потребовать оплаты неустойки.

Конечно, это крайняя мера. Обычно поставщики стараются обходить острые углы, не ссорится с заказчиками, а находить компромиссы.

Особенно хорошо это понимают крупные компании, давно работающие на рынке, имеющие хорошую репутацию. Они выстраивают долгосрочные отношения и понимают, что каждая сторона имеет право на ошибку.

Если такое требование заявлено, то пеня начисляется по стандартной ставке 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки исполнения обязательства (в соответствии с ГК РФ). В случае ненадлежащего исполнения контракта, уже начисляется штраф в виде фиксированной суммы.

Размер ставки рефинансирования ЦБ приравнивается значению ключевой ставки ЦБ (указание 3894-у от 11 декабря 2015 года). Размер ключевой ставки ЦБ – 9,75% с 24 марта 2017 года.

Штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту:

  • 2,5% от цены контракта до 3 млн. рублей
  • 2% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
  • 1,5% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей
  • 0,5% от цены контракта свыше 100 млн. рублей

Ответственность поставщика по контракту 44-ФЗ

Ответственность поставщика работает по той же схеме, что и заказчика.

Однако проект контракта разрабатывается заказчиком, который определяет все условия закупки и платит деньги. Поэтому его интересы защищены контрактом гораздо лучше.

В контракт могут быть включены крупные штрафы, достигающие 10% от суммы контракта.

Если учесть, что сумма контракта для поставщика является выручкой, из которой нужно вычесть расходы на материалы, оплату труда, логистику и прочее, то такие штрафы могут уничтожить большую часть прибыли.

Советуем поставщикам трезво оценивать все условия, на которых они готовы исполнить контракт и заранее просчитать финансовую ответственность в случае просрочки или неисполнения.

В случае просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем) уплачивается неустойка. Заказчик должен направить поставщику соответствующее требование.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей.

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке
  • нарушение порядка приемки товара.
За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика.

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Претензионная работа с поставщиком

После установления факта просрочки заказчик может переходить к претензионной работе и направить в адрес поставщика официальную претензию. Это требование основано на нормах ст. 34 44-ФЗ.

Претензия имеет письменный формат и оформляется на фирменном бланке организации. В ней заказчику следует перечислить:

  1. Причины написания претензии и требования по существу, а также ссылки на положения законодательства или контракта, нарушенные поставщиком.
  2. Сроки, в которые поставщику дается возможность устранить нарушения. Они никак не ограничены законодательно, но рекомендовано устанавливать их, как 5-10 суток.
  3. Последствия отказа поставщика от удовлетворения законных требований заказчика. В частности, начисление пени за просрочку, штрафы и включение в РНП за неисполнение контракта.
  4. Подпись и печать руководителя заказчика.

Стоит отметить, что отправка претензии является обязанностью заказчика. Если он не направит претензию поставщику, то контрактного управляющего или специалиста контрактной службы привлекут к ответственности по нормам ст. 7.32 КоАП.

Открытый конкурс в электронной форме

Стадия закупки
Срок
Ссылка на норму 44-ФЗ
1
Размещение извещения и конкурсной документации
не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе
Ч. 1 ст. 54.2
2
Срок подачи запросов на разъяснение положений конкурсной документации
не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок
Ч. 8 ст. 54.3
3
Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений конкурсной документации
В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса
Ч. 8 ст. 54.3
4
Внесение изменений в конкурсную документацию
Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе
Публикация решения о внесении изменений – в течение 1 дня с даты принятия данного решения
Ч. 6 ст. 54.3
5
Изменение сроков подачи заявок в случае внесения изменений в конкурсную документацию
Срок подачи заявок с даты размещения изменений:
не менее чем десять рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе
Ч. 6 ст. 54.3
6
Отмена конкурса
Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Решение размещается в ЕИС в день принятия решения
Ч. 1 ст. 36
7
Получение заказчиком первой части заявки на участие в конкурсе
Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе
Ч. 13 ст. 54.4
8
Рассмотрение и оценка первых частей заявок на участие в конкурсе
По общему правилу не более 5 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок
Исключения:
– не более 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 миллион рублей;
– не более 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства
Ч. 1 ст. 54.5
9
Публикация протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок
Не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок
Ч. 7 ст. 54.5
10
Подача участниками окончательных предложений по цене контракта
Подача проводится в рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
Продолжительность приема окончательных предложений о цене контракта составляет три часа
Ч. 3 ст. 54.6
Ч. 2 ст. 54.6
11
Рассмотрение и оценка вторых частей заявок
По общему правилу не более 3 рабочих дней после даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
Исключения:
– не более 1 рабочего дня с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в таком конкурсе если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 миллион рублей;
– не более 5 рабочих дней с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства
Ч. 2 ст. 54.7
12
Срок рассмотрения и оценки заявок и подведения итогов конкурса
не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, который направляется площадкой автоматически в течение 1 часа после публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок
Ч.11 ст. 54.7
13
Размещение в ЕИС протокола подведения итогов конкурса
Размещается в ЕИС в день подписания
Ч. 13 ст. 54.7
14
Разъяснение итогов проведения конкурса
В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного аукциона
Ч. 16 ст. 54.7
15
Заключение контракта
1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов;
Ч. 2 ст. 83.2
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нем указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке);
Ч. 3, ч. 4 ст. 83.2
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем;
Ч. 5 ст. 83.2
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта;
Ч. 6 ст. 83.2
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование);
Ч. 7 ст. 83.2
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Ч. 9 ст. 83.2

Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ вносятся существенные изменения в Закон №44-ФЗ в части проведения запросов котировок. Изменения, касающиеся сроков проведения запросов котировок, вступают в силу с 01.10.2020, поэтому нами подготовлено 2 таблицы.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах.

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Сроки заключения контракта по 44-ФЗ

Отсчет срока заключения контракта начинается от даты размещения протокола определения поставщика.

Сроки заключения контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки.

Электронный аукцион по 44-ФЗ. Контракт заключается не ранее 10 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона.

Открытый конкурс по 44-ФЗ. Контракт заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

Запрос котировок по 44-ФЗ. Срок заключения контракта установлен от 7 до 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

Минимальный срок подписания контракта по 44-ФЗ нужен для возможности обжалования участниками контрактной системы результатов закупки.

Сроки по 44-ФЗ по умолчанию измеряются в календарных днях, если отдельно не оговорено измерение в рабочих днях. Перенос сроков с выходных дней на рабочие осуществляется по нормам ГК РФ.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Каковы минимальные сроки

Минимальные сроки поставки товара по нормам 44-ФЗ никак не регулируются. Нет указания на минимальные сроки и в Гражданском кодексе. Их заказчик вправе определять по своему усмотрению. На основании ч. 1 п. 1 ст. 33 44-ФЗ заказчику запрещено указывать требования в закупочной документации, которые ограничивают численность участников. Здесь не перечислены сроки поставки, так как они связаны с условиями исполнения контракта, а не с самими товаром, работой и услугой. По положениям ст. 421 ГК о свободе договора условия контракта могут быть любыми, которые удовлетворяют обе стороны.

Нередко участники контрактной системы указывают на нереальные сроки поставки товара в закупочной документации, которые указаны заказчиком. По сути, это является нарушением, так как тем самым заказчик нарушает требования законодательства и искусственно ограничивает конкуренцию. При необоснованном ограничении сроков поставки товара поставщики могут пожаловаться на действия заказчика в ФАС.

Но доказать факт ограничения конкуренции весьма непросто. Для этого поставщику следует документально подтвердить в антимонопольной службе реальные сроки поставки товара. Помимо прочего, нужно доказать, что заказчиком были введены сроки для обеспечения победы определенному поставщику, а не по объективным основаниям (например, в некоторых случаях сжатые сроки являются объективной необходимостью). Но доказательства, предъявленные поставщиком, не всегда принимаются в расчет сотрудниками ФАС. Связано это с тем, что официальные письма поставщиков или перевозчиков не всегда подтверждают нереальность сроков, так как письмо может выдать не самый оперативный поставщик. 

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Фиксация факта просрочки и предъявление требований поставщику

Если после написания претензии поставщик привез товар, заказчику следует зафиксировать факт просрочки. Для этого нужно иметь подтверждение отправки претензии и акт приема-передачи товара с указанной в нем датой исполнения обязательств по контракту.

На основании положений ст. 405 Гражданского кодекса сторона, которая просрочила исполнение своих обязательств, должна возместить заказчику связанные с этим убытки. Также по нормам 44-ФЗ заказчик может требовать от поставщика уплаты неустойки в виде пени.

Пени рассчитываются в установленном порядке как 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы просроченных обязательств за каждый день просрочки. В отправленном поставщику требовании от заказчика на перечисление пени в обязательном порядке приводится расчет суммы пени, основания для начисления неустойки и банковские реквизиты для перечисления пени.

Когда заказчик направил претензию поставщику, то допускается несколько вариантов развития событий:

  1. Поставщик согласен с выдвинутой претензией и добровольно перечисляет неустойку на реквизиты, указанные заказчиком.
  2. Поставщик соглашается, что им были нарушены сроки, но оплачивать неустойку не хочет. В этом случае заказчику следует ориентироваться на условия контракта. Если в контракте прописана такая возможность, то заказчик вправе удержать пени из суммы к оплате или направить требование в банк-гарант по банковской гарантии. Но если условиями контракта не оговорены подобные удержания, то поставщик может обжаловать действия заказчика в судебном порядке и признать их незаконными.
  3. Если поставщик не соглашается с начисленной суммой пени, то ему следует сразу обратиться в суд, и судья решит вопрос о правомерности начисления неустойки, а также ее размере и порядке выплаты. В случае если поставщик сможет доказать, что просрочка произошла по вине заказчика, то его могут освободить от уплаты пени.

Уведомить поставщика о нарушении

Когда вы с достоверной точностью установили, что товара нет, и Поставщик надлежащим образом был уведомлен о своих обязательствах, вам следует незамедлительно уведомить его способом, оговоренным контрактом. Не лишним будет напомнить о том, что телефонные звонки, совершаемые вами Поставщику, не всегда могут быть должным образом зафиксированы. Воспользуйтесь либо заказным письмом с уведомлением в юридический адрес Поставщика, либо адресом электронной почты, указанной в контракте.

При составлении первоначальной претензии, вы можете сразу же оговорить сроки, в течение которых он должен поставить товар, указав на возможные последствия, если они оговорены контрактом: пени и возможность одностороннего расторжения контракта.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки, контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств, заказчик, кроме взыскания неустойки, имеет право также на некоторые действия, которые позволят ему защитить свои интересы.

В случае нарушения условий контракта в части соблюдения сроков поставки товара заказчик имеет право отказаться от поставленного товара в полном объеме или частично (по своему усмотрению) в том случае, если у него отпала необходимость в приобретении и использовании товара (низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость для автомобилей не нужна заказчику летом, поэтому в случае нарушения срока поставки товара в зимнее время и предоставление его заказчику летом последний имеет право отказаться от использования такового).

Если исполнитель по контракту не только просрочил поставку, но и предоставил товар, не соответствующий условиям контракта, государственный или муниципальный заказчик имеет право не только отказаться от товара, но и подать заявку на включение поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков со всеми вытекающими для исполнителя последствиями. Кроме того, исполнитель будет подвергнут взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение контракта.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Запрос предложений в электронной форме

Стадия закупки
Срок
Ссылка на норму 44-ФЗ
1
Размещение извещения о запросе предложений
Не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком запросе предложений
Ч. 3 ст. 83.1
2
Внесение изменений в извещение о запросе предложений и его отмена
Заказчик не вправе отменять проведение такого запроса или вносить изменения в извещение о проведении такого запроса, документацию о проведении такого запроса
Ч. 5 ст. 83.1
3
Получение заказчиком заявок на участие в запросе предложений
Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений
Ч. 15 ст. 83.1
4
Размещение в ЕИС выписки из протокола рассмотрения заявок
Не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в запросе предложений
Ч. 20 ст. 83.1
5
Подача участниками окончательных предложений
В течение 1 рабочего дня, следующего за днем публикации выписки из протокола рассмотрения заявок
Ч. 21 ст. 83.1
6
Подведение окончательных итогов запроса предложений
на следующий рабочий день после даты окончания срока для направления окончательных предложений
Ч. 23 ст. 83.1
7
Размещение в ЕИС итогового протокола
Размещается в ЕИС в день подписания
Ч. 24 ст. 83.1
8
Заключение контракта
1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов;
Ч. 2 ст. 83.2
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нем указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке);
Ч. 3, ч. 4 ст. 83.2
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем;
Ч. 5 ст. 83.2
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта;
Ч. 6 ст. 83.2
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование);
Ч. 7 ст. 83.2
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола запроса предложений.
Ч. 9 ст. 83.2

Обжалование действий (бездействия) закупочной комиссии Заказчика по всем способам закупок, осуществляется с 1 июля 2019 года только в течение 5 дней с даты публикации соответствующего протокола, решение комиссии по которому обжалуется. Раньше срок составлял 10 дней, что значительно сокращает возможности для обжалования незаконных действий Заказчика через ФАС. По истечении 5 дней с даты публикации соответствующего протокола обжаловать действия (бездействие) закупочной комиссии Заказчика можно будет только в судебном порядке.

Знание и соблюдение сроков проведения процедур по Федеральному закону №44-ФЗ О контрактной системе является необходимым условием работы по данному закону. Знание обновленных сроков необходимо как государственным и муниципальным заказчикам, так и обычным поставщикам, подрядчикам и исполнителям, работающим по 44-ФЗ. Несоблюдение сроков может привести к штрафам в отношении заказчиков и внесением в реестр недобросовестных поставщиков для участников закупок.

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Признание контракта недействительным

Суд может признать контракт недействительным по жалобе поставщика или требованию контрольного органа, в случае установления личной заинтересованности должностных лиц заказчика в получении выгоды или доходов в заключении контракта.

Допустимость отказа от приемки работ поставщиком

В случае поставки товара, соответствующего требованиям контракта, хоть и с просрочкой, заказчик обязан принять его и оплатить на условиях контракта.

Если исполнитель по государственному контракту не только допустил просрочку, но и предоставил товар, не соответствующий требованиям закупки, то заказчик вправе не принимать такой товар. Помимо этого, он передает заявку на включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик может заменить товар, но до того момента, пока заказчик не расторгнет договор в одностороннем порядке.

Если в ответ на претензию о нарушениях сроков поставки поставщик не ответил или отказывается поставить необходимый товар, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Подобное право должно быть обязательно прописано контрактом.

После того как заказчик принял решение о расторжении контракта, он должен опубликовать такое решение в ЕИС в течение трех суток. Одновременно с этим заказчик направляет извещение поставщику о расторжении контракта. Если в течение 10 дней после такого уведомления поставщиком не были исполнены свои обязательства, то договор автоматически расторгается. После этого сведения о поставщике передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

В случае если по результатам расторжения контракта заказчику были причинены убытки, то он может взыскать их с поставщика. Для этого первоначально направляется претензия поставщику, а при его отказе компенсировать убытки заказчику следует передать требование в суд.

В некоторых случаях условия контракта предусматривают единовременную поставку, но товар поставщик привозит частично. Если запрет на указанные действия не прописан в контракте, то заказчик не может отказать в приемке поставленной партии товара. Также он должен будет оплатить поставленную партию. В отношении непоставленной партии заказчик может направить поставщику претензию с требованиями устранить нарушения, выплатить неустойку или расторгнуть контракт, если эта возможность прописана в тексте контракта.

Таким образом, срок поставки товара является существенным условием контракта и не подлежит изменению даже по соглашению сторон. Сроки поставки товара определяет заказчик по своему усмотрению, основываясь на принципах разумности, и не должны ограничивать конкуренцию без четкого обоснования. После допущения просрочки при поставках товара заказчик на следующий день должен начать претензионную работу с поставщиком. Просрочка грозит поставщику пени, взысканием убытков и включением в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик вправе на основании длительной просрочки расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Общение между сторонами контракта обязательно должно быть оформлено в письменном формате, чтобы избежать спорных ситуаций.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Неустойка по контракту по 44 федеральному закону бывает в виде пеней и штрафов

Размер неустойки определяется в документации закупки в соответствии с правилами определения размера штрафа и размера пени, утвержденными постановлением Правительства 1063 от 25 ноября 2013 года.

Пени начисляются за просрочку исполнения обязательств по контракту пропорционально фактически не исполненному объему обязательств.

Формула расчета: Пени = (Цена контракта – Выполненные работы) х Коэффициент х Дни просрочки х Ключевая ставка ЦБ

Ставка пени определяется с учетом коэффициента просрочки исполнения контракта:

  • до 50% от срока исполнения – 0,01 ставки рефинансирования
  • от 50 до 100% от срока исполнения – 0,02 ставки рефинансирования
  • свыше 100% от срока исполнения – 0,03 ставки рефинансирования

Размер пени зависит от просрочки исполнения контракта.

Например, заключен контакт на 10 млн. рублей на поставку компьютеров. В срок поставщик осуществил в срок поставку на 7 млн. рублей. Оставшуюся часть просрочил. Пени будут начисляться на 3 млн. рублей.

Возьмем срок исполнения контракта 30 дней. Если просрочка составит 10 дней, то коэффициент будет 10/30 х 100%, т.е. 30%. Ставка 0,01.

Если просрочка составила 18 дней, то коэффициент будет 18/30 х 100%, т.е. 60%. Ставка 0,02.

Если просрочка превысила срок исполнения контракта и составила 40 дней, то коэффициент будет 40/30 х 100%, т.е. более 100%. Пеня составит 0,03 ставки в день.

Размер пеней составит 3 млн. х 0,03 х 40 дней х 9,75% (ключевая ставка ЦБ). В результате расчета размер пеней составит 8775 рублей в день, а за 40 дней – 351000 рублей.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде фиксированной суммы.

Размеры штрафов за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту 44-ФЗ:

  • 10% от цены контракта до 3 млн. рублей
  • 5% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
  • 1% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей
  • 0,5% от цены контракта свыше 100 млн. рублей

Самые крупные и невыгодные штрафы ожидают поставщика контракта при суммах до 50 миллионов рублей. 5% от 40 млн. составит 2 млн. рублей. Такой штраф может полностью уничтожить маржу компании.

Какие сферы вне закона 44-ФЗ

Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

  • международные финансовые организации;
  • компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.

Нельзя закупать в рамках этого закона:

  • драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;
  • неоплачиваемую помощь юридической защиты;
  • услуги избирательной комиссии.

Обозначить сроки просрочки

Если текстом договора не определен максимально возможный срок просрочки обязательств, то исходя из общих положений ГК, после просрочки в 30 дней вы можете направить Поставщику решение об одностороннем расторжении контракта, и, подождав еще 10 дней (с момента получения Поставщиком решения), считать контракт расторгнутым. (ст. 95 п.13 44 ФЗ)

В случае если Поставщик, после получения решения об одностороннем расторжении контракта, всё же поставил товар в 10-дневный срок, такое решение отменяется, и выставляется требование об уплате пени за просрочку исполнения обязательств. (ст. 95 п.14 44 ФЗ).

Определение НМЦК

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры. Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

Порядок действий при нарушении срока поставки

На основании гражданского законодательства стороны обязаны добросовестно исполнять свои обязательства по государственному контракту, в частности, поставщик должен поставить товары в положенные сроки.

Нарушение сроков поставки товара является наиболее частым нарушением 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан принять ряд мер для привлечения поставщика к ответственности. Если заказчик не исполнит свою обязанность, то ему грозит штраф.

На основании 7 параграфа 44-ФЗ заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке и наложить на контрагента пени и штрафы за просрочку.

Порядок действий для заказчика при нарушении сроков поставки товара будет следующим:

  1. Заказчик удостоверяется в факте просрочки срока поставки товара.
  2. Направляет поставщику претензию с требованием устранить нарушения условий контракта.
  3. После поступления товара заказчик рассчитывает сумму пени, которая предъявляется в требовании по оплате поставщику.
  4. При согласии с допущенной просрочкой поставщик перечисляет пени заказчику, или спор по вопросу просрочки становится предметом судебного разбирательства.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Источники

  • https://open-torg.ru/44-fz/kontrakt-po-44-fz-cena-sroki-zaklyuchenie-ispolnenie
  • https://bcstender.ru/info/perechn-srokov-44fz/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html
  • https://open-torg.ru/44-fz
  • https://pravo.team/zakupki/44/sroki-postavki-tovara.html
  • https://good-tender.ru/poleznye-stati/617-chto-delat-esli-postavshchik-narushaet-sroki-postavki-po-44-fz
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/sroki-postavki.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: