Понятие и признаки естественной монополии

Признаки естественной монополии:

  1. действие в строго определенных сферах хозяйствования, которые определяют границы правового режима регулирования деятельности естественных монополий;

  2. удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции (поскольку издержки производства на единицу товара существенно понижаются по мере увеличения объёмов производства);

  3. товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

  4. спрос на данном товарном рынке является неэластичным (он стабилен даже при росте цены).

Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии

  • Субъекты естественной монополии – это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом – это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий.
  • Потребители – это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие “потребитель” здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ “О защите прав потребителей”.
  • Федеральные органы государственной власти по регулированию естественных монополий.

Сущность субъектов естественных монополий

Субъекты естественных монополий включают в себя предприятия, лидирующие на рынке в силу не зависящих от них условий. По этой причине субъекты могут установить свои цены, использовать возможности поиска выгодных поставок, каналов сбыта продукции.

Субъекты естественной монополии практически защищены от конкуренции, что разным образом влияет на перспективы развития бизнеса. Положительной стороной низкой конкуренции является возможность планирования бизнеса на долгосрочную перспективу. Ведь субъект, уверенный в своем бизнесе с большими оборотами, при стабильной прибыли, успешно инвестирует в модернизацию фондов и способен привлечь инвесторов и кредиторов.

Наряду с этим субъекты естественных монополий в связи с отсутствием конкуренции не всегда могут уделять должное внимание качеству производимой продукции, а также степени ее технологичности.

Предприятие, которое осуществляет деятельность на соответствующем национальном рынке вне конкуренции, может значительно проиграть в темпах производственной модернизации компании, осуществляющей работу в другом государстве высоко конкурентной среды. В этом случае после освоения национального рынка, такому предприятию будет сложно освоиться за границей, если она решит выйти на международный уровень.

Монополии, которые изначально не имеют конкурентов, препятствуют их появлению в дальнейшем следующими путями:

  • предельное снижение цен,
  • загрузка производственных мощностей поставщиков таким образом, что бы они даже при наличии спроса не смогли принимать заказы от сторонних предприятий.

По этим причинам государство осознает позитивные и негативные аспекты рыночной ситуации и регулирует деятельность естественных монополий. В данной рыночной ситуации соответствующие компании могут получить преимущества в собственном сегменте.

Замечание 1

С целью регулирования субъектов естественных монополий государство разрабатывает и применяет специальные правовые акты.

Сферы действия субъектов естественной монополии

Субъекты естественной монополии являются предприятиями, чаще всего приобретающими определенный статус в таких отраслях экономики, как:

  • Перевозки железнодорожного транспорта,
  • Сырьевая отрасль,
  • Производство электроэнергии;
  • Атомная промышленность;
  • Строительство самолетов,
  • Военный комплекс и др.

В данных сегментах возникновение естественных монополий основано на следующих факторах:

  • ограниченный доступ сторонних компаний к необходимым технологиям,
  • высокий порог входа на рынок,
  • жесткие требования к финансовым показателям,
  • определенная технологическая оснащенность,
  • высокие требования к квалификации персонала,
Замечание 2

Большая часть субъектов естественных монополий в нашей стране являются преемниками организаций (предприятий), существовавших в советские времена. Эти предприятия были сформированы в условиях нерыночного хозяйства, при этом появление аналогичных предприятий в современной рыночной среде крайне затрудняется необходимостью вложений огромных средств.

На практике в РФ субъектами естественной монополии в большинстве случаев могут стать крупнейшие акционерные общества. Но в соответствии с теорией монополистами могут быть и индивидуальные предприниматели, а в некоторых случаях даже некоммерческие организации.

Часто монопольное положение в некоторых сферах занимают иностранные компании, что связано с технологическими и финансовыми факторами. Во всех случаях функционирования субъектов естественных монополий, вопросам регулирования их деятельности большое внимание уделяет государство.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но 1 октября 2019 года).

Субъекты естественных монополий — реестр на 2020 год

В соответствии с технико-технологическими особенностями производства, ряд российских предприятий не может функционировать в условиях рыночной конкуренции, однако товары, работы и услуги, предоставляемые такими организациями, являются уникальными и незаменимыми (например, природные ресурсы). В связи с этим, им необходимо пройти процедуру регистрации в качестве субъекта ЕМ. Естественные монополии в России 2020, список которых в разрезе направлений деятельности представлен на официальном сайте ФАС России, в своих действиях руководствуются 147-ФЗ от 17.08.1995.

Реестр естественных монополий 2020 года — это специализированный источник, в котором ведется учет организаций, работающих в условиях естественных монополий. Ответственность за его формирование и функционирование возложена на Федеральную антимонопольную службу. Основное назначение данной информационной базы — определение цен и тарифов на услуги ЕМ и контроль вопросов определения таковых цен и тарифов.

Обновленные по состоянию на 01.02.2019 списки субъектов ЕМ регулируют следующие направления деятельности:

  • нефтяная промышленность;
  • транспортные услуги;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • энергетический комплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода.

Поиск по реестру естественных монополий осуществляется по наименованию или ИНН предприятия, по территориальному коду, по типу реестра. В некоторых списках присутствуют подразделы, детализирующие отраслевые особенности.

Перечень естественных монополий по 44 ФЗ

Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами:

  • в транспортных терминалах;
  • морских и речных портах;
  • аэропортах.

На сегодняшний день Приказом ФАС № 1189/17 от 08.09.2017 утверждены субъекты, работу которых регулирует само ведомство.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Реестр субъектов естественной монополии — это автоматизированная база данных, которая содержит сведения о таких компаниях, занятых в различных сферах. Сюда включают следующую информацию:

  • наименование;
  • адрес;
  • ИНН;
  • номер телефона;
  • № и дата приказа о включении в реестр;
  • статистические коды;
  • о результатах деятельности;
  • сведения о лицензии на осуществление видов деятельности, которую регулирует государство;
  • данные об информационных источниках.

Обязанность по ведению массива после упразднения Федеральной службы по тарифам возложена на Федеральную антимонопольную службу (Указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373). Она же регулирует и контролирует работу компаний, включенных в базу, с целью установления тарифов на их продукцию.

Важно отметить, что база содержит только субъекты, занятые в таких сферах как:

  • нефтяная промышленность;
  • транспортные услуги;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • энергетический комплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода.

Доступ к данным открыт на сайте fas.gov.ru. Если перед заказчиком при планировании неконкурентной закупки будет стоять выбор из нескольких компаний, работающих в разных сферах, то ответ на вопрос, что из перечисленного относится к естественной монополии, он сможет найти на сайте ФАС, проверив ИНН, и раздел реестра субъектов естественных монополий.

Также на сайте антимонопольного ведомства выложены отдельные списки субъектов естественных монополий. Скачайте их по состоянию на 01.03.2019.

Реестры субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль
В сфере захоронения радиоактивных отходов
В топливно-энергетическом комплексе
В сфере транспорта
В сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры
В сфере связи
В сфере транспортировки нефти и(или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам
В сфере транспортировки газа по трубопроводам

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Какие компании относят к естественным монополиям

Причины формирования естественных монополий могут быть различными. Одной из них стал механизм трансформации старых предприятий СССР. Они были ориентированы на плановую экономику и занимали лидирующие позиции в секторе. На их основе образовывались новые компании. Владельцем большей части акций осталось государство, но к развитию привлекались и частные инвестиции. В результате такие фирмы стали монополистами в своей отрасли.

Другой причиной появления монополий стала необходимость огромных вложений для открытия крупного предприятия. Владелец такой компании заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и занять весь рынок. Для этого ему приходится выискивать ресурсы, которые станут уникальными, например, возводить платную магистраль.

К субъектам естественных монополий относят компании из следующих отраслей:

  1. Атомная промышленность.
  2. Добыча сырья.
  3. Железнодорожные перевозки.
  4. Авиастроение.
  5. Подача электрической энергии.

В российских реалиях монополистами часто становятся лидирующие акционерные общества. Примерами таких компаний становятся: Газпром, РЖД, Почта России, Росатом и другие.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Как попасть в реестр

Механизм рассмотрения и принятия решения по включению экономических субъектов в реестр естественных монополий законодательно не установлен.

Порядок рассмотрения документов и последующего принятия решения о введении, изменении или прекращении функционирования ЕМ отражены в приказе ФСТ России № 481-э от 13.10.2010.

Реестр естественных монополий формирует и ведет ФАС в полном соответствии с информационными данными, предоставленными уполномоченными органами исполнительной власти всех уровней, и с заявлениями, полученными непосредственно от самих предприятий, претендующих на включение (изменение, прекращение деятельности) в списки ЕМ. Нормативно-правовую базу, в том числе и вышеуказанный Порядок 481-э, можно найти на официальном сайте ФАС, там же можно скачать реестры субъектов естественных монополий по состоянию на 01.02.2019.

Реестры субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль
В сфере захоронения радиоактивных отходов
В топливно-энергетическом комплексе
В сфере транспорта
В сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы коммунальной инфраструктуры
В сфере связи
В сфере транспортировки нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам
В сфере транспортировки газа по трубопроводам

Все документы совместно с приложениями и дополнительными сведениями к ним заявитель направляет в ФАС либо электронно, либо посредством почтовых отправлений. Представитель организации также может подать заявление о введении, изменении или прекращении деятельности лично. Надлежащий пакет документов в бумажном виде, который подает организация-заявитель, должен быть пронумерован, завизирован руководителем и закреплен «живой» печатью предприятия.

Сроки рассмотрения

Если в предоставленной информации с заявлением о включении, изменении или прекращении регулирования содержатся неполные, искаженные или недостоверные сведения, специалисты ФАС возвращают документы организации-заявителю в течение 10 рабочих дней после даты их принятия (п. 15 Порядка).

Если все поданные сведения корректны и непосредственно относятся к вопросу о введении, изменении или прекращении деятельности субъекта ЕМ, то на их рассмотрение и согласование ФАС отводит до 6 месяцев с момента поступления (п. 19 Порядка).

По итогам изучения и анализа документальной базы принимается одно из двух решений (п. 6 Порядка):

  • приказ о введении, изменении, прекращении госрегулирования деятельности;
  • отсутствие оснований для введения, изменения, прекращения госрегулирования деятельности.

Заключение контрактов с естественными монополиями

Приобретение товаров и услуг у субъектов естественных монополий является частным случаем закупки у единственного поставщика. На них распространяется действие статьи 93 44-ФЗ. При этом закупки у монополий имеют несколько ключевых особенностей:

  1. Для них не нужно составлять отчет, в котором приводится обоснование выбора поставщика.
  2. Нет необходимости предусматривать оплату обеспечения исполнения контракта.
  3. Не потребуется привлекать экспертные организации при приемке поставленных товаров или услуг.
  4. В контракт не нужно будет вписывать расчеты и обоснования выбранной цены.
  5. Отсутствует необходимость уведомлять о закупке контролирующие органы.

Чтобы заказчик мог легко отыскать контрагента, ведется специальный Реестр субъектов естественных монополий. Однако отсутствие информации в этом реестре не говорит о том, что монополиста в конкретном регионе не существует. Качество ведения этого списка на данный момент нельзя признать удовлетворительным.

Контракты с естественными монополиями нужно размещать в ЕИС. Исключения составляют случаи, подпадающие под действие пунктов 4, 5, 23, 42, 44 – 46, а также 52 статьи 93 44-ФЗ.

Заключение контракта с естественными монополиями часто становится единственным способом для заказчика получить необходимые ему товары и услуги. Эта процедура мало чем отличается от приобретения продукции у единственного поставщика. Главное, соблюсти все нормы и сроки. Тогда у контролирующих органов не возникнет лишних вопросов, и закупка будет признана законной.

Источники

  • https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-priznaki-estestvennoy-monopolii-sferi-deyatelnosti-i-subekti-estestvennich-monopoliy
  • https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/monopoliya/subekty_estestvennyh_monopoliy/
  • https://goskontract.ru/tender/rabotaem-s-reestrom-estestvennykh-monopoliy
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kto-otnositsya-k-estestvennym-monopoliyam-v-goszakupkakh
  • https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/199-monopoly

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: