Поправки в НК РФ: налоговые льготы для инвесторов и новые акцизы

Налоговые льготы для инвесторов

Закон “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” предполагает стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ.Налоговые преференции для инвесторов будут применяться на территориях Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Забайкальского края, Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Амурской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа.

По закону региональный инвестиционный проект, которому предоставляются льготы, не может быть направлен на добычу и переработку нефти, газа и газового конденсата, оказание услуг по их транспортировке, производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей, а также осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0 процентов.

Другим ограничением является то, что на земельных участках, на которых предполагается реализация инвестиционного проекта, не должны располагаться здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, не являющейся участником инвестиционного проекта. Исключение составляют подъездные пути, коммуникации, трубопроводы, электрические кабели и другие объекты инфраструктуры.

При этом объем капитальных вложений не может быть менее 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников и 500 миллионов рублей при условии осуществления вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр. Причем каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

Налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта признается российская организация, которая получила статус участника регионального инвестиционного проекта. Организация получает статус участника регионального инвестиционного проекта со дня включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов. При этом такие налогоплательщики на протяжении всего срока применения налоговых льгот должны отвечать одновременно целому ряду законных требований.

В частности, государственная регистрация такого юридического лица должна быть осуществлена на территории субъекта РФ, в котором реализуется региональный проект, она не должна иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории данного субъекта, не применять специальных налоговых режимов, не являться участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, такая организация не должна являться НКО, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, не должна быть участником иного реализуемого регионального инвестиционного проекта, а также обязана иметь в собственности или в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года земельный участок, на котором планируется реализация регионального проекта.

Для организаций – участников инвестиционного проекта, удовлетворяющим вышеуказанным условиям, в течение 10 лет реализации инвестиционного проекта будет действовать нулевая ставка налога на прибыль. Данная ставка будет действовать в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не будет превышать 10 процентов в течение 5 налоговых периодов, начиная с момента получения первых доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта. Однако данная ставка не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов. При этом закон предоставляет регионам возможность устанавливать более низкие ставки налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов.

Преференции при добыче углеводородов

Закон “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ” предусматривает установление мер налогового стимулирования отношений, связанных с созданием, эксплуатацией и использованием искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе РФ в целях поддержки организаций, осуществляющих разработку и добычу углеводородного сырья континентального шельфа.

В первую очередь это касается льгот по НДС. Так, при реализации углеводородного сырья, добытого на морском месторождении, продуктов его технологического передела, а также работ и услуг по его перевозке и транспортировке, налогообложение будет производиться по нулевой ставке НДС. Одновременно с этим устанавливаются налоговые льготы в части налога на имущество и транспортного налога.

В соответствии с законом не являются объектом налогообложения морские стационарные и плавучие платформы, передвижные буровые установки и буровые суда. Наряду с этим предусмотрено освобождение организаций, осуществляющих деятельность по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, от уплаты налога на имущество организаций.

Для этого имущество организации должно быть расположено во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне либо в российской части дна Каспийского моря, и использоваться для разработки морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ. Освобождение от налогообложения действует при условии, что вышеперечисленные критерии будут действовать в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года.

В свою очередь ставка налога на прибыль организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, установлена в размере 20 процентов.

Понятие акциза

Акциз представляет собой косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков как производящих, так и реализующих соответствующую продукцию, однако по факту, уплата его перекладывается на плечи покупателя.

Он является налогом индивидуальным и применяется лишь для определённых групп и видов товаров входящих в специальный перечень.

Акцизы имеют историю, уходящую глубоко в древность. В предыдущих веках акцизная система имела всеобъемлющий характер во всём мире. В России акцизным сбором всегда облагались дефицитные товары либо их отдельные группы, без которых население не могло обойтись и было вынуждено их приобретать, невзирая на взимание акциза. В различные времена акцизами облагались различные товары.

4.2 Акцизы

Акцизы являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателя­ми подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Феде­рации.

В соответствии с главой 22 НК РФ налогоплательщиками акциза являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу Россий­ской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодек­сом РФ.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакциз­ных товаров:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция;
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

Объектом налогообложения признаются следующие операции по обороту подакцизных товаров:

1.Реализация:

  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении от­ступного или инновации. Передача прав собственности на подакциз­ные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвоз­мездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
  • лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государ­ственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакциз­ных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению. В государствен­ную и (или) муниципальную собственность.

2.Передача:

  • на территории Российской Федерации лицами произведенных
    ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
  • в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключе­нием передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейше­го производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатури­рованного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регис­трации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал орга­низаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятель­ности);
  • на территории Российской Федерации организацией (хозяйст­венным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также пере­дача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора просто­го товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выде­ле его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
  • произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

3.Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Россий­ской Федерации.

4.Получение (оприходование):

  • денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. По­лучением денатурированного этилового спирта признается приобре­тение денатурированного спирта в собственность;
  • прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собствен­ность.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подак­цизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налого­плательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

Налоговые ставки

по подакцизным товарам,

в отношении которых установлены:

Налоговая база

Твердые (специфические) налого­вые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения)

Объем реализованных (переданных) под­акцизных товаров в натуральном выра­жении

Адвалорные (в процентах) налого­вые ставки

  • стоимость реализованных (передан­ных) подакцизных товаров без учета ак­циза труда, НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам. Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен;
  • стоимость переданных подакцизных
    товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза труда, НДС;
  • в аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным това­рам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных то­варов по соглашению о предоставлении
    отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда

Комбинированные налоговые став­ки, состоящие из твердой (специ­фической) и адвалорной (в про­центах) налоговых ставок

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стои­мость реализованных (переданных) под­акцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении ад­валорной (в процентах) налоговой ставки

Налоговый кодекс РФ устанавливает один вид льгот по акцизам: ст. 183 дает перечень операций освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Исчисление суммы акциза проводится в следующем порядке:

Налоговые ставки по подакцизным товарам, в отношении которых установлены:

Порядок исчисления суммы акцизы:

Твердые (специфические) налого­вые ставки

Произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы

Адвалорные (в процентах) налого­вые ставки

Соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Комбинированные налоговые став­ки, состоящие из твердой (специ­фической) и адвалорной (в про­центах) налоговых ставок

Сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как: произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налого­вой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены раз­личные налоговые ставки, должен вестись раздельный учет и налого­вая база определяться применительно к каждой налоговой ставке.

В том случае если налогоплательщик не ведет раздельного учета, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров и сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой нало­говой базы (п. 2 ст. 190, п. 7 ст. 194 НК РФ).

Дата реализации (передачи) и получения подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи), получения соответствую­щих подакцизных товаров.

При передаче на территории Российской Федерации лицами про­изведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе при получении указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных то­варов из давальческого сырья (материалов), датой передачи признает­ся дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у нало­гоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации- подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

Суммы акциза, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на та­моженную территорию Российской Федерации, учитываются в стои­мости приобретенных подакцизных товаров.

Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза по подакцизным товарам на суммы налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщи­ком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные на­логоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обра­щение, в дальнейшем используемых в качестве сырья для подакцизных товаров.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных доку­ментов и счетов-фактур либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей сум­мы акциза.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, опреде­ляется по итогам налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы­четов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разни­ца подлежит возмещению (зачету, возврату).

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензи­ном и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налого­вым периодом.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого свое­го обособленного подразделения налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым пе­риодом.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации ли­ца, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) сви­детельство о регистрации организации, совершающей операции с де­натурированным этиловым спиртом, представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Формы налоговых деклараций и порядки их заполнения определе­ны приказом Минфина России.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются та­моженным законодательством Российской Федерации.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

  • 1.1. Развитие теории налогообложения
  • 1.2. Принципы налогообложения
  • налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость
  • ответственность за нарушеия законодательства о налогах и сборах

Глава 2. Налоговая система

  • Основные термины
  • 2.1. Элементы налога и способы взимания налога
  • 2.2 Классификация налогов
  • 2.3 Налоговый механизм и его элементы

Глава 3. Налоговая система Российской Федерации

  • 3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации
  • 3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов
  • 3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
  • 3.4 Налоговое обязательство и его исполнение
  • 3.5 Изменение сроков уплаты налогов (сборов)
  • 3.6 Способы обеспечения обязанностей по уплате налогов (сборов)
  • 3.7 Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога (сбора)
  • 3.8 Налоговый контроль: формы и методы проведения
  • 3.9 Камеральная налоговая проверка: цели и методы проведения
  • 3.10 Выездная налоговая проверка: цели, методы проведения, обжалование результатов
  • 3.11 Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Глава 4. Федеральные налоги

  • 4.1 Налог на добавленную стоимость
  • 4.2 Акцизы
  • 4.3 Налог на доходы физических лиц
  • 4.4 Налог на прибыль организаций
  • 4.5 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • 4.6 Водный налог
  • 4.7 Налог на добычу полезных ископаемых
  • 4.8.1 Упрощенная система налогообложения
  • 4.8.2 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Глава 5. Региональные и местные налоги

  • 5.1 Транспортный налог
  • 5.2 Налог на имущество организаций
  • 5.3 Земельный налог

Какие суммы акцизов принимаются к вычету

«Акцизные вычеты» — это суммы, на которые можно уменьшить акцизы, начисленные по реализованным (или переданным) подакцизным товарам (ПТ).
К налоговым вычетам относятся суммы акцизов, описанные в ст. 200, 201 НК РФ, предусматривающих разные алгори:

  • по уплаченным при покупке ПТ акцизам;
  • по акцизам, уплаченным в связи с операциями по отдельным видам продукции (денатурированный этиловый спирт, прямогонный бензин);
  • при возврате ПТ или их утере;
  • для производителей алкогольной продукции.

О разновидностях ПТ читайте в материале «Что относится к подакцизным товарам — перечень 2020?».

К вычету принимаются акцизы:

  • по фактически уплаченным продавцам ПТ суммам;
  • при полном комплекте подтверждающих документов.

Если подакцизные товары использованы в качестве сырья для производства других ПТ («подакцизное сырье»), для вычета требуется подтверждение фактов:

  • оплаты «подакцизного сырья»;
  • списания стоимости «подакцизного сырья» на затраты по производству проданных ПТ.

Для получения «акцизного вычета» коммерсанту необходимо учесть множество нюансов, например:

Вычет Статья НК РФ
При безвозвратной утере ПТ ст. 200 Принять к вычету можно только акциз, относящийся к части безвозвратно утерянных товаров в пределах норм технологических потерь и норм естественной убыли (они устанавливаются по соответствующим группам ПТ)
По использованным в качестве сырья ПТ для производства других ПТ, если товары оплачены третьими лицами п. 1 ст. 201 Вычеты возможны при условии, что в расчетных документах указано наименование фирмы, за которую произведена оплата
По приобретенному сырью п. 2 ст. 200,

п. 3 ст. 199,

ст. 198

Уплаченные при приобретении ПТ акцизы подлежат вычетам, если ставки акциза «подакцизного сырья» и ставки акцизов ПТ, произведенных из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Если указанные единицы измерения налоговой базы не совпадают, налоговые вычеты не применяются, а акциз включается в стоимость приобретенного ПТ

Счет-фактура

Наличие правильно оформленного счета-фактуры при приобретении товаров у поставщика является одним из условий применения налогового вычета. Входной акциз принимайте к вычету в сумме, выделенной в счете-фактуре (п. 2 ст. 198 НК РФ). Если счета-фактуры нет или он оформлен с нарушениями, предъявленную поставщиком сумму налога к вычету не принимайте.

Специального порядка заполнения счетов-фактур для организаций – производителей подакцизных товаров законодательством не предусмотрено. Поэтому при предъявлении сумм акциза покупателям следует оформлять счета-фактуры на общих основаниях – в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса РФ и приложением 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. Подробнее об этом см. Как правильно оформить счет-фактуру для покупателя .

Требования для получения вычетов при возврате подакцизных товаров

Если ПТ возвратился продавцу (при расторжении договора и в иных случаях), для получения вычета необходимо выполнить следующие условия:

  • в учете продавца произвести все связанные с возвратом товаров корректировки;
  • акциз по возвращенному ПТ должен быть полностью уплачен продавцом при его реализации;
  • продавец в течение года представил в налоговый орган декларацию и подтверждающие документы (подтвердить требуется факт возврата ПТ и факт возврата покупателю 100% уплаченной им суммы за ПТ).

Описанная схема не применяется, если вернули подакцизную спиртосодержащую и (или) алкогольную продукцию.

Учетные и налоговые тонкости, связанные с реализацией алкоголя и спиртосодержащей продукции, изучайте с помощью подготовленных нашими специалистами материалов:

  • «Спирт для производства косметики, бытовой химии и медицинских товаров хотят обложить акцизами»;
  • «Услуги общепита с продажей алкоголя подпадают под ЕНВД».

Налоговики в своем письме от 06.12.2016 № СД-4-3/[email protected] уточнили следующее:

  • продавец не может заявить «акцизный вычет», если возвращен изготовленный после 01.06.2016 алкогольный продукт;
  • продавец обязан уплатить акциз при повторной продаже возвращенной продукции (акциз по которой был уплачен), при этом право на вычет уплаченного при первоначальной продаже продукции акциза у него отсутствует.

Бухучет

Списание подакцизного сырья для производства иных видов товаров в бухучете отразите так:

Дебет 20 (25, 44) Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы»

– списан подакцизный товар в качестве сырья для производства продукции.

Принятую к вычету сумму акциза отражайте проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»

– принят к вычету акциз, предъявленный поставщиком.

Пример расчета суммы налогового вычета по акцизу

ООО «Торговая » производит и реализует пиво. Сырье закупается в бочках и разливается в бутылки емкостью 0,5 литра.

Бухгалтер «Гермеса» сделал в учете следующие записи.

Вычет превысил начисленный к уплате акциз (схема действий)

Возможность применения увеличенных вычетов, описанная в предыдущем разделе, может привести к ситуации, когда вычет акциза (ВА) превысит начисленный к уплате акциз (НА).

В этом случае применяется следующая схема действий:

Если ВА > НА → (ВА – НА) = ВЗВ,

где ВЗВ — разница между «акцизным вычетом» и начисленным акцизом, подлежащая возврату, зачету или возмещению.

Читайте также: Льготы пенсионерам на налог автомобили физических лиц в 2020 году республике крым

Пример

ООО «Нефтехимик» — производитель полиэтилентерефталата, имеющий соответствующее свидетельство, — приобрело в ноябре 2020 года 1 528 т исходного сырья. Ставка акциза — 3 000 руб./т. Для расчета своих акцизных обязательств ООО «Нефтехимик» использовало следующий алгоритм:

  • расчет НА при получении (оприходовании) параксилола — 4 584 000 руб. (1 528 т × 3 000 руб./т);
  • подтверждение права на применение повышающих коэффициентов (сбор и представление документов);
  • расчет ВА (повышающий коэффициент К = 2,84) — 13 018 560 руб. (4 584 000 руб. × 2,84);
  • расчет подлежащего возврату (зачету, возмещению) акциза:

ВЗВ =13 018 560 – 4 584 000 = 8 434 560 руб.

Чтобы ООО «Нефтехимик» смогло получить эту сумму, ему потребуется:

  • составить и передать налоговикам заявление о возмещении;
  • дождаться решения налоговиков;
  • получить сумму на расчетный счет от территориального фонда Федерального казначейства — поручение от налоговиков должно поступить в казначейство на следующий день после принятия решения по заявлению ООО «Нефтехимик».

Если по истечении 12 дней после подачи заявления на расчетный счет ООО «Нефтехимик» указанная сумма не поступит, просрочка оплаты увеличит сумму к получению за счет начисленных процентов.

Как определить ставку рефинансирования, определяя сумму процентов, можно узнать из материала «Как рассчитать проценты за просрочку возврата налога».

Акциз на нефтепродукты в 2020

Продукты, которые производятся из нефти, относятся к подакцизным товарам. Выпуск такой продукции подлежит обложению налогом. Отличительной особенностью таких продуктов является довольно сложный способ их получения. Косвенным налогом будет облагаться любая продукция, которая была произведена из нефти. В статье рассмотрим как рассчитывается и уплачивается акциз на нефтепродуктц в 2020 году.

Что относится к подакцизным товарам

К нефтепродуктам, являющимся подакцизными товарами, относят (181 НК РФ):

  • бензин для автомобилей;
  • дизельное топливо;
  • моторное масло для дизельных или карбюраторных двигателей;
  • авиационный керосин;
  • средний дистиллят;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, ортоксилол, параксилол.

На прямогонный бензин, бензол, ортоксилол и параксилол акциз начисляется компаниями, имеющими лицензию на переработку нефтепродуктов, в случае наступления одного из событий:

  • при получении прямогонного бензина, параксилола, бензола, ортоксилола путем покупки по договору, заключенному с российской компанией;
  • при оприходовании товара с целью дальнейшей его переработки.

На автобензин, дизельное топливо и моторные масла акциз начисляется:

  • производителем в случае передаче подакцизного товара в структурное подразделение с целью дальнейшей переработки, продажи или собственного использования;
  • продавцом по факту передачи товара на торговую точку с целью реализации.

На авиационное топливо акциз начисляет лицо, включенное в Реестр эксплуатантов гражданской авиации РФ, имеющее соответствующий сертификат. Начисление акциза происходит по факту получения авиационного топлива.

Важно! Акциз на нефтепродукты повышается практически ежегодно. Повышение представляет собой нормальный процесс, позволяющий увеличить размеры поступлений в бюджет.

Ставки акциза на нефтепродукты на 2018 – 2021 годы

В 2018 году произошло снижение акциза на бензин и дизельное топливо соответственно на 3000 и на 2000 рублей. При этом субъекты нефтепродуктового рынка должны сдерживать рыночную стоимость бензина и дизельного топлива для конечного потребителя.

В соответствии с 301-ФЗ от 03.08.2018, ставки акциза на нефтепродукты на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2021 года установлены следующие:

Наименование подакцизного товара Ставка акциза за 1 т с 01.07.2018 г, рублей Ставка акциза за 1 т на 2020 г, рублей Ставка акциза за 1 т на 2020 г, рублей Ставка акциза за 1 т на 2021 г, рублей
Автомобильный бензин (5 класс) 13 100,00 13 100,00 13 000,00 13 624,00
Автомобильный бензин (не соответствующий 5 классу) 8 213,00 12 314,00 12 752,00 13 262,00
Дизельное топливо 5 665,00 8 541,00 8 835,00 9 188,00
Моторное масло 5 400,00 5 400,00 5 616,00 5 841,00
Авиационный керосин 2 800,00 2 800,00 2 800,00 2 800,00
Средний дистиллят 6 665,00 9 241,00 9 535,00 9 916,00
Прямогонный бензин 13 100,00 13 100,00 13 100,00 13 100,00
Бензол, параксилол, ортоксилол 2 800,00 2 800,00 2 800,00 2 800,00

На 2020 год для нефтепродуктов предусмотрен прежний уровень акциза, соответствующий значениям прошлого года. Его начисление происходит при транспортировки готовой продукции к филиалу с целью реализации, использования для своих целей или для последующей обработки.

Формула для расчета коэффициента применяется следующая:

Акциз равен налоговой базе, умноженной на налоговую ставку за вычетом налогового вычета.

Акциз на нефтепродукты рассчитывает сама компания, занятая производством.

Как рассчитать акциз на прямогонный бензин

Увеличение ставки акциза на бензин, дизельное топливо и иные нефтепродукты, является не единственным условием, предусмотренным законом 301-ФЗ. Помимо этого правительством также были утверждены изменения в механизме расчета ставки на прямогонный бензин.

Согласно новой редакции, акциз прямогонного бензина рассчитывается, как подакциз товара (в тоннах), умноженный на ставку прямогонного бензина, за минусом вычетов, предусмотренных ст. 200 НК РФ. Рост ставки запланирован поэтапный, по 5-10% ежегодно. Данная динамика должна стабилизировать рынок.

Срок уплаты акциза

Отчетный период, за который происходит расчет акциза равен 1 месяцу. Как и в иные периоды, плательщики вправе получить налоговый вычет, с помощью которого происходит снижение налогового обязательства. Срок уплаты остался прежним – до 25 числа месяца, следующего за отчетным, необходимо перечислить рассчитанную сумму.

Сроки и порядок представления декларации

Субъекты, которые совершают операции с нефтепродуктами, попадающие под акциз, должны подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам (форма КНД 1151039). Подается декларация также каждый месяц в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Декларация подается в налоговый орган по месту учета. При этом головные организации отчитываются по операциям с подакцизными товарами головного отделения, а обособленные подразделения – по операциям с подакцизными товарами. Когда операции проводила только обособка, то по месту нахождения головного офиса декларация не подается.

Крупнейшие налогоплательщики декларации по акцизам, включая и отчетность по своим обособленным подразделениям, подают в ФНС по месту своего учета, как крупнейшей компании. В этом случае ФНС самостоятельно направляет декларации по обособленным подразделениям в налоговые по месту нахождения этих обособок.

Сдать декларацию по акцизам можно на бумаге или в электронном виде. В первом случае потребуется личная явка в ФНС, либо направления отчета по почте. При подаче декларации в электронном виде она направляется через специального оператора или сайт ФНС.

Важно! Если среднесписочная численность работников за прошедший года составила более 100 человек, то декларация по акцизам подается в электронном виде.

Ответственность за неуплату акциза

В случае нарушения сроков уплаты акциза, а также непредставлении декларации, налогоплательщику грозит штраф в следующих размерах (122 НК РФ):

  • 20% от недоимки в случае просрочки оплаты и недоплате;
  • 5% от начисленной суммы акциза в случае непредставления декларации, либо при нарушении сроков сдачи отчетности.

Важно! Сумма штрафа за непредставленную декларацию будет зависеть от того, своевременно ли был уплачен налог. Если налог перечислен в полном объеме, то штраф за непредставленную декларацию не будет превышать 1000 рублей.

Также следует помнить, что если компания должна подавать декларацию в ФНС в электронном виде, но представила ее на бумажном носителе, то штраф составит 200 рублей (119.1 НК РФ).

Что может попасть в перечень «акцизных» льгот

Рассмотрим некоторые виды льгот по акцизам.

  1. Льготы по акцизам при ввозе ПТ на таможенную территорию ЕАЭС:
  • не уплачивается акциз по ПТ, помещаемым под таможенную процедуру — иную, чем при выпуске или переработке для внутреннего потребления или при временном допуске (ввозе) ПТ (подп. 1 п. 3 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза — ТК ТС);
  • освобождены от «акцизного» налогообложения ввозимые на таможенную территорию союза и вывозимые с нее ПТ, предназначенные для официального использования дипломатическими и иными официальными представительствами иностранных государств, расположенными на территориях государств — членов союза, а также предназначенные для личного пользования персонала указанных представительств и членов их семей (ст. 318, 319, 320, 322 ТК ТС);
  • свободны от акцизов ПТ по перечню, определенному в соответствии с международными договорами, входящими в право союза, и/или решениями комиссии Таможенного союза — КТС или Евразийской экономической комиссии — ЕЭК (ст. 282 ТК ТС);
  • не уплачивается акциз, если ПТ ввозятся на таможенную территорию союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу общей таможенной стоимостью не более 200 евро, кроме товаров для личного пользования (подп. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • не облагаются акцизами перемещаемые через таможенную границу союза припасы (п. 2 ст. 363 ТК ТС).
  1. «Акцизные» льготы при ввозе ПТ в РФ:
  • освобождены от акцизов ПТ, предназначенные для выполнения работ по СРП (п. 15 ст. 346 НК РФ):
    • Сахалин-1 (СРП от 30.06. 1995);
    • Сахалин-2 (СРП от 22.06.1994);
    • Харьягинское месторождение (СРП от 20.12.1995);
    • не производится взимание акциза при ввозе ПТ на территорию России международными организациями (ст. 327 ТК ТС);
    • свободны от акцизов ПТ, перемещаемые в соответствии с Ашгабатским соглашением стран СНГ о производственной кооперации;
    • иные «акцизные» льготы по ввозимым ПТ.

Льготы по акцизам существуют, и ими могут воспользоваться налогоплательщики, производящие отдельные операции с подакцизными товарами. «Акцизное» льготирование осуществляется различными способами: освобождением от акциза отдельных операций, возможностью применения нулевой ставки акциза, законным уменьшением начисленного акциза на вычеты и предоставлением возможности возврата уплаченного налога.

Операции, не облагаемые акцизом

Освобождаются от налогообложения акцизами следующие операции:

Передача подакцизных товаров несамостоятельными структурными подразделениями друг другу для производства иных подакцизных товаров.
Реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ.
Передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если данные товары реализуются за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
Первичная реализация (передача) конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, которые подлежат передаче на промышленную переработку под контролем таможенных и налоговых органов либо уничтожению.
Передача в структуре одной организации:
произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
произведенных дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции.
Обратите внимание! Вышеперечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
Ввоз на территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ, и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, а также в случае их размещения в портовой особой экономической зоне.
Эти операции не облагаются акцизом только при условии фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре экспорта или ввоза подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
Ввоз и вывоз подтверждается представлением всех соответствующих документов в налоговый орган.
Обращаем внимание!
Ранее от уплаты акциза при совершении таких операций налогоплательщик освобождался только при подаче в налоговый орган банковской гарантии. Ее подают в инспекцию не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представления декларации по акцизам

Период ее действия должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза.
Однако с 1 июля 2017 года экспортеры могут получить освобождение от уплаты акциза при предоставлении договора поручительства. Нововведние обозначено в п. 2.2 ст. 184 НК РФ — в действующей редакции Кодекса этого пункта нет, он вступит в силу с 1 июля 2017. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (третьим лицом, не обязательно кредитным учреждением), по форме, утверждаемой ФНС. Срок действия такого договора должен составлять не менее десяти месяцев со дня истечения установленного срока исполнения экспортером обязанности по уплате акциза и не более одного года со дня заключения договора поручительства. Операции по выдаче поручительств налогоплательщиком, не являющимся банком, по норме нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.
Новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Итоги

Льготы по акцизам существуют, и ими могут воспользоваться налогоплательщики, производящие отдельные операции с подакцизными товарами. «Акцизное» льготирование осуществляется различными способами: освобождением от акциза отдельных операций, возможностью применения нулевой ставки акциза, законным уменьшением начисленного акциза на вычеты и предоставлением возможности возврата уплаченного налога.

Источники

  • https://www.klerk.ru/law/articles/339738/
  • https://znatokprava.ru/est-li-nalogovye-lgoty-v-otnosenii-akciza.html
  • http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page27.html
  • https://xn—-7sbfy1aawk.xn--p1ai/nalogi/lgoty-po-akcizam-2.html
  • https://kafebanket.ru/nalogovye-lgoty-v-otnoshenii-akciza/
  • https://nalog-nalog.ru/akcizy/est_li_nalogovye_lgoty_v_otnoshenii_akciza/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: