Порядок аттестации педагогических работников (работников образования)

Содержание
  1. Основная идея аттестации
  2. Основные критерии проведения аттестации
  3. Основные принципы аттестации педагогов
  4. Аттестация на соответствие занимаемой должности
  5. Аттестация для установления квалификационной категории
  6. 2 этапа аттестации
  7. Типы аттестации
  8. Процедура аттестации
  9. Мне в марте нужно подтвердить первую категорию. По каким правилам будет проходить аттестация в 2020 году?
  10. Как будет проходить аттестация по новым правилам?
  11. Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?
  12. Как педагогу пройти аттестацию?
  13. Если учитель не походит аттестацию, то его увольняют?
  14. Нормативная база
  15. Периодичность проведения
  16. Цели проверки
  17. Представление аттестуемого
  18. Аттестацию педагогов перенесли. Но почему коллеги рекомендуют ее пройти сейчас?
  19. Особенности прохождения аттестации. Возможно вы чего то не знали?
  20. Заявление на аттестацию
  21. Образец заявления
  22. Что такое национальная система учительского роста
  23. Как аттестация проходит по старым правилам
  24. Как будет проходить по новым правилам
  25. Что выяснилось в ходе апробации системы
  26. Аттестация с целью подтверждения занимаемой должности
  27. Аттестация для установления соответствия уровня квалификации требованиям к первой или высшей квалификационной категории.

Основная идея аттестации

Данная процедура несет в себе еще одну идею, которую должен понимать, а также знать каждый педагог: повышая уровень квалификации, безусловно повышается уровень профессиональных качеств и знаний. А ведь именно эти критерии являются главными в работе педагога.

Основные критерии проведения аттестации

Данная процедура – это прежде всего однозначная форма профессионального роста педагога. Она проводиться в том случае, если преподаватель хочет присвоить/подтвердить 1, 2 или высшую педагогическую категорию. Она может проводиться по инициативе самого педагога или директора учреждения образования. В случае, если эта процедура проводится по желанию педагога, то последний хочет присвоить себе педагогическую категорию.

Основные принципы аттестации педагогов

Выделяют 4 принципа, такие как:

  1. Объективность. Данный принцип базируется на выделении объектов и этапов аттестации, наличие личностного профессионализма, а также работу независимой группы экспертов. Все, кто будет аттестовать должны знать критерии, которые будут оценивать эксперты, требования и этапы прохождения этой процедуры. Только после всего вышеперечисленного возможна объективная оценка аттестуемых.

  2. Личная заинтересованность. Этот принцип подразумевает формирование у аттестуемых мотивации. К примеру, те кто буду повышать категорию, гарантировано могут ожидать повышение заработной платы.

  3. Целостная аттестация. Данный принцип предполагает логичный и последовательный этап проведения этой процедуры, который способен обеспечить правильные выводы об аттестуемых.

  4. Конфиденциальность. Запрещается разглашать какую-либо информацию об окончательных результатах процедуры без ведома экспертной комиссии. Только лишь она имеет право обнародовать результаты.

Принимая во внимание последний принцип конфиденциальности, стоит помнить, что любые промежуточные показатели или принятое решение экспертной комиссии заранее разглашаться не должны.

Аттестация на соответствие занимаемой должности

Педагогические работники, которые должны проходить эту аттестацию, делают это один раз в 5 лет. Исключения – женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; лица, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет; работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырёх месяцев подряд в связи с заболеванием. Для этих категорий педагогов существует свой порядок прохождения аттестации.

Процесс аттестации проходит в три этапа:

1. Подготовительный этап. Здесь формируется аттестационная комиссия, куда входят председатель комиссии, его заместитель, секретарь, члены комиссии и иногда представитель профсоюза. На этом этапе составляют необходимые документы – распорядительный акт и представление о педагогической деятельности работника.

2. Основной этап. Это заседание аттестационной комиссии, где должен присутствовать сам педагог. Если аттестуемый не может прийти, заседание переносят или проводят без его участия. Среди самых распространенных форматов аттестации: письменное испытание – (подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций) и устное испытание в форме собеседования.

3. Заключительный этап. В протоколе фиксируются результаты аттестации, о которых педагог узнаёт сразу после подведения итогов голосования. Если комиссия приняла решение, что педагог не соответствует занимаемой должности, его увольняют.

Аттестация для установления квалификационной категории

Этот вид аттестации предназначен для оценки выдающихся достижений педагога в профессиональной деятельности. Проходить ли этот вид аттестации работник решает самостоятельно. Аттестацию для установления квалификационной категории может пройти любой педагог, но есть ряд ограничений. Например, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Причем заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Процесс этой аттестации тоже проходит в три этапа:

1. Подготовительный этап. Формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза. На этом этапе аттестуемый педагог подает заявление (в свободной форме), в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность. А материалы, которые подтверждают результаты работы, можно представить уже потом – на заседании аттестационной комиссии. Заявление педагога должны рассмотреть в течение 30 дней, причем, обращением внимание, что эта процедура полностью бесплатная.

2. Основной этап. На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, обычно в формате собеседования и тестирования.

3. Заключительный этап. Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.

Как защитить свои права

Педагогический работник имеет право обжаловать любые нарушения, которые были допущены при проведении аттестации. Есть два способа – обращение в комиссию по трудовым спорам и обращение в суд. Комиссия по трудовым спорам создается и функционирует при работодателе. Педагогу надо подать заявление в эту комиссию, члены которой должны рассмотреть спор в течение 10 дней. Если работник не доволен вынесенным решением, то можно оспорить его в суде в течение 10 дней.

Педагог может и не обращаться в комиссию по трудовым спорам, а сразу пойти в суд. Главное – сделать это в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении своих прав при проведении аттестации.

Подробнее о процедурах аттестаций читайте в методическом пособии «Аттестация педагогов», который подготовила юрист Фоксфорда Екатерина Кулакова.

2 этапа аттестации

Закон предусматривает организацию таких проверок раз в 5 лет. В случаях, когда педагог игнорирует проверку или не может подтвердить уже имеющийся разряд, то имевшаяся в течение 5 последних лет квалификация отменяется. Новый порядок проведения аттестации педагогических работников предполагает 2 этапа:

  • На 1 этапе педагог доказывает свою профессиональную пригодность. Здесь проверяются педагогические навыки, рассматривается умение преподавать, ладить с детьми. Новшеством явилось компьютерное тестирование. Разработанные тесты включают 100 вопросов, отведённое время – 2,5 часа. Вопросы охватывают широчайший диапазон тем – от знания предмета до основ законодательства России. Каждый вопрос имеет только 1 правильный ответ из 6 предложенных. Правильные ответы на не менее чем на 60% вопросов гарантируют соискателю подтверждение существующей квалификации.
  • Для участников, одолевших 85% и больше вопросов и имеющих 1 разряд, наступает следующий этап. На 2 этапе происходит получение категории преподавателя. Первая и высшая категории присваиваются на этом этапе. Но для получения 1-ой, надо иметь 2-ую, а для получения высшей категории необходима 1-ая в течение не менее 2-х лет. Для проверки на высшую категорию требуется отчёт о самообследовании. Состоит отчёт из публикаций, электронных и бумажных, методических разработок. Хорошо, если они уже применяются на практике. Далее предоставляются списки учеников, участвовавших, а лучше, победивших в олимпиадах, конкурсах, прочих соревнованиях. Большой вес отчёту придадут доказательства личных достижений, а именно, награды, почётные грамоты, хвалебные письма. То есть, общий человеческий уровень соискателя высшей категории профессионализма должен быть заметно выше среднего. Для 1-ой категории всё проще. Здесь надо иметь 2-у категорию, пройти 1-й этап, показать владение современными методиками. Но в обоих случаях рекомендуется иметь портфолио и видеоматериалы.

Повышение категории происходит при явных успехах учеников в освоении учебной программы, научной, интеллектуальной и творческой деятельности. При этом учитывается вклад педагога в развитие и исправление процесса обучения. Участие в специальных, тематически и профессионально направленных мероприятиях, которые проводятся и в формате общественного обсуждения.

Изменения в аттестации произведены, в том числе, и для стимула в повышении уровня педагогического состава страны. Для возможности повысить требования к педагогу надо определить уровень мастерства, имеющийся в данный момент. После чего улучшать качество преподавания на всех уровнях образования. А кроме этого, проверки профессионализма позволяют распределять заработную плату в соответствии с имеющейся квалификацией, что не допустит уравниловки между сотрудниками.

Типы аттестации

В России правилами прописаны 2 типа аттестации: обязательная и добровольная. Первая касается всех работающих преподавателей и служит уже сложившемуся уровню образования. А вот в добровольном проведении аттестации заинтересованы люди, заботящиеся о своём профессиональном росте, ну и росте заработной платы. До этого педагоги для повышения заработка писали заявления о получении квалификации в районные отделы образования. По новым правилам, организацией этой процедуры заняты образовательные органы субъектов РФ.

Аттестация педагогических работников в 2020 году начинается с процесса организации мероприятия. Для этого руководитель учебного заведения подаёт представление на сотрудника в аттестационную комиссию и не позднее, чем за 30 дней до мероприятия, должен ознакомить с ним педагога. Если же проводится аттестация добровольная, то её организация начинается с заявления педагога с просьбой аттестоваться в адрес руководителя учебного учреждения. Для аттестации педагогических работников в 2020 году, помимо подписанного заявления, потребуются копии следующих документов:

  • выписка из протокола прошлой проверки;
  • диплом о профессиональном образовании;
  • подтверждение наличия категорий, если есть;
  • документы о смене фамилии, если такой факт имеет место;
  • характеристика с места работы.

Процедура аттестации

Отсутствие дополнительного профессионального образования не является причиной для отклонения заявки на получение категории квалификации. Организация аттестационного процесса должна обеспечить открытость и коллегиальность принятия решений. Такие формы аттестации педагогических работников обеспечивают объективную, не дискриминирующую оценку профпригодности коллег. Решение о повышении квалификации педагога принимает специально созванная комиссия, члены которой и оценивают компетентность и призвание к обучению молодого поколения. Заседание комиссии проходит в присутствии аттестующихся граждан. Но даже если виновник заседания не явится по уважительной причине, то решение о соответствии его нахождения на рабочем месте примут и без него. Протокол ведётся по локально установленным правилам. Единой формы не существует. Подписывают этот протокол все члены комиссии. Выписка из протокола, заменившая аттестационный лист, с результатами проверки и персональными данными работника готова через пару дней. В течение следующих 3-х дней с выпиской надо ознакомить сотрудника под роспись и занести её в его личное дело. Если всё прошло удачно, педагог аттестован, то издаётся приказ о соответствующей квалификации, на основании которого производится запись в трудовую книжку.

Обязательная аттестация работников образования не затрагивает:

  • беременных и, находящихся в декрете, учительниц. Для них сроки аттестации переносятся на 2 года со дня выхода на работу;
  • педагогических работников с квалификационной категорией;
  • молодых учителей, с опытом преподавания менее 2-х лет;
  • педагогов, находящихся на больничном листе более 4-х месяцев. Аттестоваться им предстоит через год после закрытия больничного.

Но добровольная аттестация не запрещена ни в каком случае. Итогом добровольной проверки может стать 1-ая или высшая квалификационная категории, устанавливаемые на 5-летний период, но не подлежащие продлению.

Важно! Высшая квалификационная категория присваивается только после сдачи квалификационных экзаменов. Но перед сдачей экзаменов на высшую категорию необходимо разработать авторскую методику преподавания в учебном заведении и опубликовать её в профильных изданиях.

Одно из правил о порядке аттестации педагогических работников гласит, что высшая квалификационная категория – это венец преподавательского мастерства. Его дальше уже повысить нельзя, а вот подтверждать нужно.

Представители Министерства образования обратились с предложением к Правительству России внести ещё большие изменения в порядок аттестации педагогических работников. А именно, вести этап проверки знаний IT-технологий и коммуникации, усовершенствовать навыки выхода из конфликтных ситуаций не только с учащимися, но и с их родителями. По мнению Минобразования, критерии соответствия преподавателей требованиям современности стандартизируются, в связи с чем, обнажатся пробелы, которые можно уже будет ликвидировать путём повышения квалификации.

Мне в марте нужно подтвердить первую категорию. По каким правилам будет проходить аттестация в 2020 году?

В марте 2020 года вы будете подтверждать категорию в старом формате. Изменения в правилах аттестации учителей пока касаются только специалистов, которые добровольно участвуют в эксперименте по внедрению нового формата. Он проходит в 19 регионах, полный список регионов опубликован на сайте ЕФОМ.
Мы не знаем точно, когда вступят в силу новые правила аттестации учителей. Пока нет не только приказа, но даже его проекта. Экс-министр образования Ольга Васильевна обещала запустить новый формат в 2020 году, но не уточнила дату. На сайте Министерства просвещения сказано, что 100 процентов учителей к концу 2020 года должны проходить аттестацию по новом правилам. Скорее всего формат внедряет после успешного завершения эксперимента, а он все ещё идёт.

Как будет проходить аттестация по новым правилам?

Если всё пойдет по плану, то квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ— трех блоков:
  1. Письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока. Пока на этот блок отвели 2 часа.
  2. Анализ образца профессиональной деятельности учителя. Сначала предполагалось, что это будет видеозапись урока, которую оценят независимые эксперты. Но от этого пути отказались. К видео планировали добавить план урока и образцы проверочных работ учеников. Возможно, оставят только их.
  3. Решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100. В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались.

Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?

По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна.

Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):

  • Беременные женщины.

  • Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.

  • Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону, во всяком случае пока не вступили в силу новые правила. Чаще всего педагогам приходится собирать портфолио — награды, благодарности и другие поощрения, собирать характеристики и т.д.

Требования к аттестации педагогов-психологов

Какие нужны документы для обязательной аттестации?

  1. Издается приказ о проведении проведении аттестации педагогических работников.

  2. Издается приказ о создании и составе аттестационной комиссии внутри учреждения. В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.

  3. Заместитель директора по учебной или методической работе готовит представление на каждого сотрудника, участвующего в аттестации.

  4. Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить акт отказа который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

  5. Протокол о заседании комиссии.

Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.

Как педагогу пройти аттестацию?

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

После процедуры члены комиссии подписывают протокол. Через два дня секретарь оформляет выписку, передает экземпляр работнику и еще один прикрепляет в его личное дело.

Если учитель не походит аттестацию, то его увольняют?

Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем пройти аттестацию снова.

Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

  • Женщин с детьми до 3 лет

  • Одиноких матерей с детьми до 14 лет

  • Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет

  • Тех, кто воспитывает детей без участия матери

Нормативная база

Регламентирует процедуру аттестации следующий нормативный документ: «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. Для работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, существует отдельный документ — приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293.

Аттестацию следует проходить в обязательном порядке каждые пять лет (для отдельных категорий педагогов существуют исключения, которые содержатся в п. 22 Порядка). Представление на педагога для аттестации на соответствие занимаемой должности вносит работодатель. Проверка проводится на основе оценки профессиональных, деловых качеств, результатов выполнения должностных обязанностей по трудовому договору. В части, касающейся должностных обязанностей, следует руководствоваться профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Периодичность проведения

Согласно ст. 49 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», аттестация проводится один раз в пять лет. Некоторые категории лиц могут быть освобождены от прохождения обязательной проверки профпригодности педагогов. Например:

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в учреждении, в котором проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • работники, находящиеся в отпуске по уходу за малышом младше трех лет;
  • не появлявшиеся на рабочем месте более 4-х месяцев подряд из-за болезни.

Цели проверки

Проверка педагогических работников преследует следующие задачи:

  • стимуляция повышения уровня квалификации педагогов;
  • определение степени потребности в повышении квалификации у педагогов;
  • повышение качественных характеристик профессиональной деятельности лиц, проходящих проверку;
  • дифференциация размера зарплаты преподавателей в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.

Но если работник самостоятельно выразил желание пройти проверку, никто не может отказать ему и не допустить к мероприятию. Добровольную педагогическую аттестацию проходят педагоги, которые по собственной инициативе хотят повысить квалификационный уровень. Для этого нужно обратиться к руководителю с соответствующим заявлением. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет, ее результаты продлению не подлежат.

Представление аттестуемого

Сама аттестация представляет собой заседание комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог.

Перед мероприятием на каждого сотрудника заводится представление — специальный документ, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить педагога с этим документом под подпись за месяц до проведения аттестации. В случае если сотрудник отказывается ставить свою подпись, документ заверяется работодателем.

Чтобы пройти проверку, педагог должен заранее предоставить пакет обязательных документов.

Необходимые документы:

  • заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • копия документа о прохождении прошлой проверки (при наличии);
  • копии дипломов о педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории (при наличии таковой);
  • копия документов о смене фамилии, имени, отчества (если эти данные менялись);
  • характеристика или сопровод с места работы.

В течение 30 дней после предоставления документов педагогу на домашний почтовый адрес придет извещение, содержащее все сведения о предстоящем мероприятии — место и время его проведения.

Аттестацию педагогов перенесли. Но почему коллеги рекомендуют ее пройти сейчас?

11 декабря вышел приказ №713 Минпросвещения России, по которому педагогическим работникам продлевается действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года. Однако, опасаясь введения новых правил аттестации с 1 сентября 2021 года, большинство педагогов стараются аттестоваться до этой даты

Особенности прохождения аттестации. Возможно вы чего то не знали?

Данная статья будет полезна всем, кто хочет разобраться с процедурой аттестации педагогов на практике. Те, кто сомневается, какую аттестацию проходить – добровольную или обязательную – узнают об особенностях подготовки, характере испытаний и смогут принять решение.

Заявление на аттестацию

Заявление на категорию оформляют на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Затем необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. В основной части заявления предлагается поэтапно указывать следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о имеющейся категории и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе: образование, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

Образец заявления

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.

    По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.

  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

На самом деле схема намного более сложная:

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки  такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Аттестация с целью подтверждения занимаемой должности

Аттестация данного вида является обязательной для педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), и должна проходить один раз в пять лет. В связи с тем, что такая аттестация обязательна, основанием для ее проведения будет представление работодателя, которое должно содержать:

— всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника;

— результаты его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;

— информацию о прохождении им повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;

— сведения о результатах предыдущей аттестации.

Отметим, что с данным представлением работодатель обязан ознакомить работника под роспись не позднее чем за месяц до проведения аттестации. В случае несогласия педагога с представлением он может самостоятельно подать в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием (п. 20 Порядка N 209).

Вопрос: Может ли работник отказаться от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?

Как сказано в Разъяснениях Минобрнауки, педагогический работник не может отказаться от данной аттестации, так как она обязательна для всех. Исключением являются только:

— сотрудники, имеющие квалификационную категорию (первую или высшую) (п. 17 Порядка N 209);

— сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет (п. 18 Порядка N 209);

— беременные женщины (п. 18 Порядка N 209);

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (п. 18 Порядка N 209);

— педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п. 18 Порядка N 209).

К сведению. Аттестация работников, перечисленных в п. 18 Порядка N 209, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать трудовую дисциплину. Отказ от прохождения аттестации данного вида относится к нарушениям трудовой дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Если работник отказывается проходить такую аттестацию, работодатель должен зафиксировать отказ путем составления соответствующего акта, в котором указываются: место его составления, дата, время; должность работника; фамилии должностных лиц, в присутствии которых оформлен акт (не менее трех лиц). Если работник отказывается подписывать ознакомление о представлении, опять-таки издается акт, где указывается возможная причина отказа, и он также подписывается лицами, в присутствии которых составлен. Сотрудники Минобрнауки отметили, что желательно один экземпляр акта вручить работнику, в отношении которого он составлен, сделав в нем об этом отметку. Присутствующим при составлении акта лицам следует еще раз расписаться под фразой о вручении акта работнику.

Вопрос: Как оформляется прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности?

Согласно п. 23 Порядка N 209 по результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений. Работник:

— соответствует занимаемой должности (указывается должность);

— не соответствует занимаемой должности (указывается должность).

В разъяснениях сказано, что результаты аттестации этого вида в трудовую книжку не вносятся, а оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии, утверждаются распорядительным актом (как правило, в форме приказа (распоряжения) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования) и вносятся в аттестационный лист аттестуемого.

Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения его соответствия занимаемой должности, вносятся в его личную карточку работника (форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», содержащая раздел IV «Аттестация»).

Приведем пример заполнения личной карточки:

Дата аттестации Решение комиссии Документ (протокол) Основание
Номер Дата
28.05.2012 Соответствует занимаемой должности учителя 8 28.05.2012 Решение а/к от 28.05.2012, приказ (распоряжение) от 02.06.2012 N 27

Вопрос: Что делать, если работник не прошел аттестацию на соответствие занимаемой должности?

В силу п. 24 Порядка N 209, если работник был признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Отметим, что увольнение по данному основанию допускается только в случае, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Причем работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а в других местностях — только если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Добавим, что сотрудники Минобрнауки в своих Разъяснениях обратили внимание на следующие положения Трудового кодекса:

— не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ);

— увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

Аттестация для установления соответствия уровня квалификации требованиям к первой или высшей квалификационной категории.

Аттестация данного вида не является обязательной и проводится на основании заявления работника. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагога действительна в течение пяти лет. Отметим, что сроки проведения такой аттестации определяются индивидуально для каждого работника.

Обратите внимание! Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Однако при этом необходимо предусмотреть возможность для комиссии учесть срок действия ранее установленной педагогическому работнику квалификационной категории при составлении графика проведения аттестации (что имеет значение для сохранения уровня оплаты труда). То есть заявление на аттестацию должно быть подано заблаговременно, как правило, не менее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (один месяц), а также для проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического работника не должна превышать два месяца.

Вопрос: Продлевается ли действие квалификационных категорий педагогических работников, если срок действия категории заканчивается в периоды, указанные в п. 18 Порядка N 209?

В Разъяснениях сказано, что ограничений по прохождению аттестации работниками, указанными в п. 18 Порядка N 209, для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, не предусмотрено. Прохождение такой аттестации в указанные периоды зависит от желания самих педагогических работников.

Ограничения предусмотрены только для педагогов, претендующих на высшую квалификационную категорию, в связи с тем, что на нее могут претендовать только имеющие первую квалификационную категорию, причем не ранее чем через два года после ее установления, и подавшие заявление в аттестационную комиссию не позднее последнего дня действия первой квалификационной категории.

Таким образом, педагогический работник, претендующий на первую квалификационную категорию, может обратиться в аттестационную комиссию в любое время, в том числе в периоды, указанные в п. 18 Порядка N 209, либо непосредственно после них.

Вопрос: Как оплачивается труд педагогических работников, у которых в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истек срок действия квалификационной категории?

Сотрудники Минобрнауки отметили, что в этом случае образовательное учреждение может предусмотреть дополнительную гарантию при выходе на работу путем сохранения уровня оплаты труда по ранее имевшейся квалификационной категории в коллективном договоре. Такое возможно, поскольку в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя для работников могут устанавливаться более благоприятные условия труда, чем предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами. Кроме того, дополнительные социально-трудовые гарантии могут закрепляться в заключаемых на всех уровнях социального партнерства (федеральном, региональном и местном) отраслевых соглашениях, которые будут обязательны для выполнения образовательными учреждениями. При этом отраслевые соглашения, действующие в сфере образования во многих субъектах РФ, предусматривают для педагогических работников различных категорий, в том числе для приступивших к работе после нахождения в отпуске по уходу за ребенком, сохранение на период до одного года уровня оплаты труда с учетом имевшейся у них квалификационной категории.

Отметим, что в соответствии с п. 28 Порядка N 209 установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет. Квалификационные категории сохраняются при переходе такого работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока их действия (п. 34 Порядка N 209).

Что касается сотрудницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, согласно п. 18 Порядка N 209 аттестации не подлежат:

— педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

— беременные женщины;

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

— педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Таким образом, из приведенных положений Порядка N 209 следует, что сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, не подлежит аттестации. Ее аттестация возможна не ранее чем через два года после выхода из такого отпуска. Это значит, что при выходе на работу данной сотрудницы за нею сохраняется квалификационная категория, соответственно, заработная плата рассчитывается с учетом этой категории.

Вопрос: Как оформляется прохождение аттестации на соответствие уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории?

В силу п. 32 Порядка N 209 по результатам аттестации комиссия принимает одно из решений:

— уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

— уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Сведения об этой аттестации, как и об аттестации соответствия занимаемой должности, вносятся в личную карточку работника в раздел «Аттестация». Приведем пример заполнения личной карточки:

Дата аттестации Решение комиссии Документ (протокол) Основание
Номер Дата
29.05.2012 Установлена высшая квалификационная категория 2 29.05.2012 Решение а/к от 29.05.2012, приказ (распоряжение) от 08.06.2012 N 8

Кроме того, как сказано в Разъяснениях, сведения о результатах аттестации, проведенной на основании заявления педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, должны быть внесены в трудовую книжку. Итак, согласно п. 3.1 Инструкции, если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т. п.), об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.

Приведем пример записи в трудовую книжку. Учителю информатики (преподавателю) присвоена высшая квалификационная категория. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись «Установлена высшая квалификационная категория по должности «учитель» («преподаватель»)» без указания преподаваемого предмета, в графу 4 вносятся дата и номер распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, приказа образовательного учреждения, на основании которого сделана запись.

N

Записи

Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причины и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
Число Месяц Год
1 2 3 4
4 29 05 2012 Установлена высшая Решение а/к от
Квалификационная 29.05.2012,
Категория по должности «учитель» Приказ (распоряжение)
(«преподаватель»). От 08.06.2012 N 8

В заключение отметим нюансы, которые необходимо знать работнику кадровой службы:

1) согласно ст. 85 ТК РФ к персональным данным работника относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Работодатель на каждого сотрудника заводит личное дело, в котором хранятся сведения, относящиеся к персональным данным. Эту информацию, в том числе, содержат документы о прохождении работником аттестации, собеседования, повышения квалификации. Таким образом, аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, хранящиеся в личном деле педагогического работника, а также аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях, содержат персональные данные и подлежат защите в установленном трудовым законодательством порядке;

2) согласно п. 16 Порядка N 209 результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения таких споров регулируется Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ. Отметим, что согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Источники

  • http://web.snauka.ru/site/obrazovanie/attjestacija-pjedagogichjeskikh-rabotnikov
  • https://pedsovet.org/beta/article/cto-nado-znat-ob-attestacii-pedagogov
  • https://KadrovyhDel.ru/ocenka/poryadok-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov.html
  • https://EduRegion.ru/k-zhurnal/attestatsiya-pedagogov-zakon-prava-i-protsedura/
  • https://clubtk.ru/poryadok-attestatsii-pedagogicheskikh-rabotnikov-na-sootvetstvie-zanimaemoy-dolzhnosti
  • https://razvitum.ru/articles/certification/118
  • https://clubtk.ru/osobennosti-attestatsii-vospitateley
  • https://bankstoday.net/last-articles/attestatsiya-uchitelej-po-novym-pravilam-v-2020-godu-chto-ob-etom-uzhe-izvestno
  • http://info-personal.ru/obuchenye-rabotnikov/osobennosti-attestacii-pedagogicheskix-rabotnikov/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: