Постановление №87 действующее в 2020 г

Содержание
  1. Положение о составе разделов проектной документации
  2. Обязательные и необязательные разделы
  3. Другие разделы в составе
  4. ГОСТ для проектной документации
  5. Необходимость в проектной документации
  6. Кто должен заниматься разработкой проектной документации
  7. Основные требования, предъявляемые к проектной документации
  8. Постановление 87 по проектной документации в 2020-2021 годах
  9. Экспертиза проектной документации в 2020-2021 годах
  10. Проектное сопровождение проектной документации в 2020-2021 годах
  11. Акт приема-передачи проектной документации в 2020-2021 годах
  12. Проектно-сметная документация в 2020-2021 годах
  13. Виды экспертизы проектной документации
  14. Государственная экспертиза
  15. Негосударственная экспертиза
  16. Изменение проектной документации
  17. Когда нужна повторная экспертиза, и в каких случаях ее можно избежать
  18. Сроки оформления проектной документации
  19. Подготовка проектной документации
  20. Стадийность проектирования
  21. Проектная документация
  22. Рабочая документация

Положение о составе разделов проектной документации

Состав проектной документации представлен в Постановлении Правительства №87. Для объектов капитального строительства предусмотрены следующие разделы, которые идут по порядку:

  1. ПЗ – пояснительная записка;
  2. СПОЗУ – схема планировки земельного участка
  3. АР – раздел архитектурных решений;
  4. КР – конструктивные и объемно-планировочные решения;
  5. ИОС – данные об инженерно-техническом обеспечении;
  6. ПОС – проект организации строительства
  7. ПОД – проект организации работ по сносу и демонтажу (ПОД)
  8. ООС – список мероприятий по охране окружающей среды;
  9. ПБ – перечень мер по пожарной безопасности;
  10. ОДИ – меры обеспечения доступа на объект инвалидов
  11. СМ – смета на строительство
  12. Другие документы, предусмотренные законодательством (ГОЧС, ДПБ, ДБГ).

Обязательные и необязательные разделы

Согласно п. 7 Постановления Правительства №87, для объектов, финансируемых не из государственного бюджета, необязательно разрабатывать следующие разделы проектной документации:

  • смету
  • ПОС
  • меры по обеспечению энергоэффективности.

Но несмотря на это, ПОС все-таки необходим, поскольку он входит в список документов, без которых нельзя получить разрешение на строительство. Указанный перечень можно найти в ч. 7. Ст. 51 ГрК. Некомплектность документов становится причиной в отказе выдачи разрешения.

Еще важно учесть, что при проведении государственного надзора будет необходим и раздел с мероприятиями по энергоэффективности. Здесь проверяют оснащенность приборами учета ресурсов и применение энергоэффективных материалов. Получается, что фактически для внебюджетных проектов можно не разрабатывать только смету.

Другие разделы в составе

Перечень разделов, входящих в проектную документацию, остается открытым. Об этом говорит раздел 12 в Постановлении Правительства №87. Так, в состав могут входить:

  • ГОЧС – мероприятия, обеспечивающие гражданскую оборону.
  • ДПБ – декларация промышленной безопасности (для особо опасных производств).
  • ДБГ – декларация безопасности для сооружений гидротехнической отрасли.

Дополнительные разделы определяет категория объекта. Например, при строительстве рядом с объектом культурного наследия необходимо соблюдать требования Федерального закона №73-ФЗ. В таком случае потребуется раздел, где будут описаны меры по защите памятника культурного наследия.

Также мы рекомендуем включать в состав раздел «Мероприятия по эксплуатации объектов капитального строительства». Это поможет избежать обвинений со стороны собственника в отсутствии указаний по эксплуатации, что привело к необходимости проводить незапланированный ремонт.

ГОСТ для проектной документации

В ГОСТ Р 21.1101-2013 приводятся основные требования к проектной документации. В документе отражено, какими должны быть состав, оформление и комплектация. Комплекс этих требований называется стандартами СПДС. Это комплекс нормативных организационно-методических документов, в которых отражены требования, необходимые для всех видов деятельности с проектной документацией:

  • для разработки;
  • учета и хранения;
  • применения.

Стандарты СПДС помогают унифицировать правила оформления и обращения с документацией, упростить и ускорить дальнейшую экспертизу, что позволяет в целом быстрее начать строительные работы. В соответствии со стандартами разрабатывают все части и разделы, требуемые законодательством.

Необходимость в проектной документации

Кроме выполнения требований законодательства, проектная документация на строительство имеет еще несколько функций. Она помогает:

  • оценить, соответствует ли ремонтируемый или возводимый объект требованиям законодательства;
  • определить, соответствует ли объект заданию на проектирование (это не обязанность экспертизы, а возможность заказчика);
  • составить смету, необходимую для выделения на строительство бюджетных средств;
  • получить разрешение на строительство;
  • согласовать возведение объекта с государственными ведомствами;
  • на основе разработанных решений составить рабочую документацию для строительно-монтажных работ.

В проектной документации часто недостаточный объем данных, поэтому по ней нельзя вести монтажные работы. В ней только общее описание и параметры объекта. Именно поэтому после проектной документации приступают к созданию рабочей.

Кто должен заниматься разработкой проектной документации

Обязанность по созданию проектной документации ложится на технического заказчика, застройщика или лицо, ответственное за эксплуатацию здания. Они заключают договор с генеральный проектировщиком – индивидуальным предпринимателем или фирмой. Согласно п. 4.5 ст. 48 ГрК, генеральный проектировщик должен быть членом СРО (саморегулируемых организаций) в области архитектурно-строительного проектирования.

Непосредственно разработкой документации занимается главный инженер или архитектор проекта, устроенные в штат организации – члена СРО. К этим сотрудникам предъявляют требования:

  • о внесении в национальный реестр НОПРИЗ;
  • профильном образовании;
  • наличии стажа по специальности не менее 3 лет;
  • повышении квалификации не реже 1 раза в 3 года.

Членство в СРО необязательно, если договор на разработку заключен как субподряд. Цены на составление могут разниться в зависимости от профессионализма компании-разрабочика.

Основные требования, предъявляемые к проектной документации

При проведении экспертизы учитывается не только описание возводимого или ремонтируемого объекта. Важное значение имеет оформление графической и текстовой части. Если в составе 2 и более части, то обязательно должно быть предусмотрено оглавление. У проекта должен быть титульный лист, на котором указывают:

  • ФИО исполнителя и пользователя;
  • данные лицензии или договора;
  • место и год оформления;
  • пометки о составлении и согласовании.

Основные данные о проекте приводятся в реферате, где отражают:

  • список ключевых слов;
  • количество таблиц;
  • объем проекта;
  • число приложений;
  • сметную стоимость.

Все таблицы в составе документации нумеруются арабскими цифрами. В конце прикладывается список опубликованных и неопубликованных источников, а приложения к проекту составляются как самостоятельные разделы или в виде продолжения документа.

Постановление 87 по проектной документации в 2020-2021 годах

27 июля 2020 года на официальном портале НПА опубликован текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 87 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Проектом предлагаются изменения, связанные с оптимизацией требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства:
1. Исключение раздела «перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», так как мероприятия и решения по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности, дублируются в других разделах;
2. Возможность подготовки проектной документации в сокращенном виде в случае осуществления реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства;
3. Ограничение количества разделов и содержания проектной документации, которые в обязательном порядке должны включаться в состав проектной документации для строительства объекта капитального строительства;
4. Сокращение ведомственных документов, устанавливающих требования к содержанию проектной документации;
5. Вносятся требования к техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений.

Экспертиза проектной документации в 2020-2021 годах

На сегодняшний день понятие «экспертиза» как таковое не нашло общего единого определения в законодательстве РФ. Тем не менее, изучив нормативные правовые акты РФ в сфере экспертной деятельности, можно дать следующее определение: экспертиза – это оценка соответствия чего-либо (объекта, предмета, качества и т. д.) требованиям нормативных правовых документов РФ.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ предметом экспертизы проектной документации является:
• оценка соответствия этой документации требованиям законов и подзаконных актов;
• проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов, если такой проверки требует закон.
В рамках проведения экспертизы выясняют, соответствует ли проектная документация:
• техническим регламентам;
• санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды;
• требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
• требованиям к безопасному использованию атомной энергии;
• требованиям промышленной безопасности;
• требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;
• требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование;
• результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы перед возведением объектов капитального строительства.
Если в рамках государственной экспертизы проверяют проектную документацию, в отношении которой также проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.
Помимо экспертизы проектной документации, проводится экспертиза результатов инженерных изысканий – согласно Градостроительному кодексу РФ, это оценка соответствия результатов изысканий требованиям технических регламентов.
За экспертизой проектной документации компании-застройщику необходимо обращаться при возведении практически всех видов объектов капительного строительства.
Исключение составляют:
• объекты ИЖС, садовые дома;
• жилые дома с количеством этажей не больше 3, состоящие из нескольких блоков, число которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи;
• отдельно стоящие капитальные объекты с количеством этажей не больше 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. Также не нужна экспертиза для аналогичных объектов, в которых ведут такую деятельность, но для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или в границах участков, на которых расположены такие объекты, установлены данные зоны.
По актуальным правилам экспертиза понадобится, если строительство перечисленных объектов планируется осуществлять в границах охранных зон трубопроводов.
В одном деле суд не удовлетворил иск общества, которое требовало признать незаконным отказ городской администрации в выдаче разрешения на строительство. Общество не представило заключение экспертизы по проектной документации. Суд отклонил ссылку общества, что случай относится к исключениям, в которых экспертиза не нужна. Проектируемый объект находится в непосредственной близости от жилой застройки. Санитарно-защитная зона попадает как на жилые объекты, так и объекты иного назначения, что не обеспечивает установление зоны в границах участка, на котором планируется строительство (постановление АС Уральского округа № Ф09-5961 по делу № А60-53733).
В законе выделяют два вида экспертиз проектной документации: государственную и негосударственную. Правительство РФ в постановлении № 145 указало, в каких случаях требуется проведение государственной экспертизы проектной документации.
Это необходимо для:
1. Объектов, работы по которым предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, капитальных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или воздушного транспорта (если объект возводят в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, по которым у РФ возникнет право собственности на данные объекты). Кроме того, такую экспертизу проводят перед строительством или реконструкцией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.
2. Объектов, сметная стоимость работ по которым согласно закону подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Такую проверку проводят в отношении капитальных объектов, если работы финансируют с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями, а также юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в уставных /складочных капиталах которых составляет более 50 % (письмо Минстроя № 14094-СМ/09).
3. Объектов, работы по которым планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения таких объектов исходя из оценки их влияния на объект, место, в целях охраны которых установлена зона, или исходя из оценки влияния объекта, места, на размещаемый капитальный объект. А также объектов культурного наследия регионального и местного значения (если при проведении работ по их сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта). Правило работает и для результатов инженерных изысканий выполненных для подготовки такой документации, а также для документации по проектам на охраняемых природных территориях.
4. Объектов в госсобственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального или местных бюджетов предоставляются субсидии.
5. Объектов метрополитена, Вооруженных сил РФ, ядерных объектов.
На сегодняшней день государственную экспертизу проектной документации проводит Федеральное автономное учреждение Главгосэкспертиза России. В регионах Главгосэкспертиза представлена двенадцатью филиалами. Филиалы расположены на всей территории РФ: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Хабаровск, Севастополь и т. д.
Второй вид экспертизы проектной документации – негосударственная. Она проводится:
1. Если закон требует обязательной экспертизы без уточнения ее вида, изыскания провели и документацию разработали для объекта, который не указан в части 3.4 статьи 49 ГрК РФ, а застройщик выбрал негосударственную экспертизу.
2. Если проведение государственной или негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным, но заявитель решил отправить документы на негосударственную проверку.
Негосударственную экспертизу проводят юридические лица, у которых есть аккредитация на право проведения проверок соответствующего вида.
Получить аккредитацию можно при наличии:
1. По месту основной работы не менее 5 работников, у которых есть аттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или экспертизы результатов изысканий.
2. Сайта организации в сети «Интернет».
3. Регламента проведения такой экспертизы, который утвердили приказом руководителя и разместили на сайте.
Порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и /или негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством РФ.
Обладатель аккредитации обязан публиковать на своем сайте:
• наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона компании;
• состав органов управления;
• ФИО работников, у которых есть соответствующая аттестация;
• регламент проведения экспертиз.
Информация и документы, размещаемые на сайте организации, должны быть доступны для бесплатного ознакомления.
Федеральный орган исполнительной власти, который формирует единую национальную систему аккредитации и контролирует деятельность аккредитованных лиц, ведет государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственных экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
На сегодняшний день данные функции осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Служба находится в ведении Минэкономразвития и осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через свои территориальные управления и подведомственную организацию (ФАУ «Национальный институт аккредитации»).
Сведения, которые содержатся в реестре, размещают на официальном сайте Росаккредитации в бесплатном доступе.
Порядок ведения реестра устанавливает Правительство. Порядок организации и проведения негосударственных экспертиз проектной документации или результатов изысканий установили в специальном Положении (утв. постановлением Правительства РФ № 272).
Для проведения такой экспертизы заявитель и экспертная организация заключают договор. В договоре определяют:
• порядок представления документов для экспертизы и устранения замечаний в представленной документации,
• срок проведения исследования,
• размер платы.
Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проекта, заявитель предоставляет:
• заявление о проведении государственной экспертизы;
• проектную документацию на объект капитального строительства;
• задание на проектирование;
• результаты инженерных изысканий;
• задание на выполнение инженерных изысканий;
• положительное заключение государственной экологической экспертизы;
• документы в подтверждение полномочий заявителя действовать от имени застройщика (доверенность, решение/протокол);
• выписку из реестра СРО в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ;
• документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в таком СРО, так как это случай, указанный в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ;
• выписку (выписки) из ЕГРЮЛ;
• выписку (выписки) из реестра акционеров (если исполнитель работ – АО);
• договор (договоры) подряда на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий.
Процедура проведения государственной экспертизы проектной документации состоит из следующих этапов:
1. Представление документов в уполномоченный орган. Орган вправе дополнительно истребовать от заявителя расчеты конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалы инженерных изысканий. Указанные расчеты и материалы нужно направить в течение 5 дней после получения запроса. Не допускается истребование от заявителей иных сведений и документов.
2. Аудит полученных документов. Орган проверяет их в течение 3 рабочих дней. В ряде случаев срок проверки не должен превышать 10 рабочих дней. После окончания аудита заявитель получает проект договора с расчетом размера платы за проведение исследования, подписанный со стороны проводившей организации. Учтите, что орган вправе дать мотивированный отказ в принятии документов или направить заявителю решение об оставлении заявления и документов без рассмотрения.
3. Непосредственное проведение экспертизы.
4. Оформление результатов.
Решение об оставлении документов без рассмотрения, принимают, если:
1. Исследование должны сделать в иной организации по проведению государственной экспертизы.
2. Документы представлены с нарушением требований постановления № 145. Если такое решение приняли, заявителя уведомят о причинах.
Орган вправе отказать заявителю. В 2021 году основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, являются:
1. Отсутствие в документации разделов, которые подлежат включению в ее состав в соответствии с требованиями Правительства РФ.
2. Подготовка документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 ГрК РФ.
3. Отсутствие результатов инженерных изысканий или отсутствие положительного заключения экспертизы таких результатов, если ее проводили до подачи проектной документации на исследование.
4. Несоответствие результатов изысканий составу и форме, установленным в соответствии с ГрК РФ.
5. Выполнение изысканий, результаты которых направлены на экспертизу лицом, которое не соответствует требованиям закона.
6. Направление не всех документов, предусмотренных Правительством.
7. Направление проектной документации и (или) результатов изысканий не в тот в госорган, который должен проводить экспертизу таких проектов.
Сама государственная экспертиза проектной документации:
• начинается после того, как заявитель передаст документы в подтверждение платы за исследование согласно договору;
• завершается направлением заявителю заключения.
Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 60 дней.
В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:
• результатов изысканий, которые направлены на исследование до подачи проектной документации на проверку;
• проектной документации или документации вместе с результатами изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;
• документации либо документации вместе с результатами изысканий в отношении объектов капитального строительства, работы по которым будут вести в особых экономических зонах.
Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться более короткие сроки на исследование в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов РФ или подведомственными им государственными учреждениями.
Исследовательская структура вправе:
• истребовать от госорганов, органов местного самоуправления, организаций сведения и документы, необходимые для проведения экспертизы;
• привлекать к работе иные организации или специалистов на договорной основе.
Если исследовательская структура запросила документы и сведения, органы государственной власти, местного самоуправления и организации в срок не позднее 10 дней с даты поступления письменного обращения:
• направляют испрашиваемое;
• письменно уведомляют о невозможности представления с указанием причин.
Итогом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение об их соответствии (положительное заключение) или о несоответствии (отрицательное заключение) требованиям технических регламентов.
Итогом экспертизы проектной документации является заключение о ее соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение):
• результатам изысканий,
• заданию на проектирование,
• требованиям закона.
Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В случае несогласия с заключением экспертизы по проектной документации и (или) результатам изысканий застройщик вправе обжаловать его. На это отводят 3 года со дня утверждения заключения. По поводу обжалования обращаются в экспертную комиссию при федеральным органе власти, который занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Обращение происходит в порядке, который утвердил этот орган. На сегодняшний день такой орган – это Минрегионразвития. Деятельность комиссии регулирует приказ ведомства № 126.
Решение комиссии в подтверждение или против заключения экспертизы является обязательным для структуры, которая проводила исследование и издала заключение. Заявитель вправе обжаловать решение в суде.
Например, суд удовлетворил требования учреждения госэкспертизы к обществу о взыскании:
• стоимости выполненных работ по договору об исследовании,
• процентов за пользование чужими денежными средствами.
При этом суд отклонил доводы общества о том, что выводы эксперта в отношении части проектной документации не соответствуют требованиям технических регламентов и результатам изысканий. Как указал суд, в случае несогласия с заключением заявитель вправе обжаловать его в экспертной комиссии в течение 3 лет (п. 12 ст. 49 ГрК РФ). Ответчик таким правом не воспользовался. Суд признал необоснованными его доводы о не качественности данного заключения (постановление АС Восточно-Сибирского округа № Ф02-3105 по делу № А78-6472).
Отрицательное заключение может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке напрямую, минуя экспертную комиссию.
Не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в ЕГРЗ. При этом Правительство ввело изменения (постановление № 296).
В соответствующие разделы реестра в обязательном порядке включаются сведения:
• о проектной документации, которую предоставили на экспертизу и по рассмотрении которой организация вынесла заключение;
• о результатах изысканий для экспертизы;
• об участке, в пределах которого уже расположен капитальный объект или планируется его расположение;
• номер и дата выдачи градостроительного плана участка (если документация по линейному объекту – номер и дата документа, которым утверждены бумаги по планировке территории в тех случаях, когда закон требует подготовки таких бумаг).
Если застройщик обратился за негосударственной экспертизой, то организационные моменты прописывают в договоре.
Документы представляют в электронном виде с использованием:
• официального сайта экспертной организации;
• в предусмотренных законом случаях – также с использованием личного кабинета на портале «Госуслуги».
При этом:
• документы подписывает уполномоченное лицо с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
• по формату документы должны соответствовать требованиям, утвержденным Минстроем к формату таких документов.
Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий.
Заключение по результатам проведения негосударственной экспертизы проектной документации выдается в форме электронного документа с помощью сайта организации или сервиса «Личный кабинет» на «Госуслугах» (когда его использование предусмотрено законом).
Процедуры проведения негосударственной экспертизы осуществляются в том же порядке, который установлен для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В том числе это касается:
• подготовки заключения, его подписания, утверждения и выдачи заявителю;
• обжалования;
• открытия и ведения дел негосударственной экспертизы;
• ведения реестра выданных экспертных заключений и предоставления сведений из него.

Проектное сопровождение проектной документации в 2020-2021 годах

Необходимость организации технического сопровождения проектной документации и результатов инженерных изысканий возникла по нескольким причинам:
– во-первых, это многообразие и меняющееся законодательство в строительной сфере. В настоящее время действует большое количество нормативных документов как обязательного, так и добровольного применения;
– во-вторых, снижающийся уровень подготовки проектной и исходно-разрешительной документаций;
– в-третьих, низкий уровень менеджмента и коммуникаций между проектировщиком и заказчиком на этапе подготовки проектной документации к государственной экспертизе, а иногда и в процессе её прохождения.
В процессе государственной экспертизы большинство заявителей после получения замечаний экспертов продлевают срок прохождения экспертизы до максимально возможного, что увеличивает загрузку экспертов. И это в лучшем случае, а в худшем – проект всё равно получает отрицательное заключение из-за недоработки по замечаниям и заходит на повторное рассмотрение. При этом далеко не всегда исправляются все замечания, полученные при первичном рассмотрении проектной документации, при заходе на повторную экспертизу.
Все эти факторы привели к пониманию того, что – госэкспертиза должна перестать быть просто надзорным органом, делающим замечания. Для решения проблем низкого качества проектной и исходно-разрешительной документаций была разработана система взаимодействия с потенциальными заказчиками ещё до того, как проектная документация попадает в экспертизу.
Экспертное сопровождение проектной документации – это оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, требованиям технических регламентов, заданию застройщика или технического заказчика, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика, включая оценку совместимости изменений с частью ПД, в которую изменения не вносились.
Экспертное сопровождение – одна из форм государственной экспертизы проектной документации.
Экспертное сопровождение в 2021 году осуществляется по решению застройщика или технического заказчика и проводится органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений установленным требованиям.
В ходе экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
Экспертное сопровождение проводится в порядке, установленном разделом VI Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 145 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 1948).

Акт приема-передачи проектной документации в 2020-2021 годах

После выполнения работ по созданию рабочей документации компания-проектировщик (по условиям договора) передает другой стороне (заказчику) готовые бумаги с результатами выполненной работы. Принимающая сторона в течение пяти суток (или иного времени, установленного соглашением) с момента получения проекта должна изучить полученные бумаги и при отсутствии замечаний согласовать документы. Если заказчик имеет претензии к качеству выполненной работы, подрядчик (исполнитель проектной документации) получает отказ и набор замечаний, которые требуют исправления.
Проектировочная компания после получения перечня замечаний устраняет их в определенный срок за свой счет, после чего отправляет отчет о выполнении поставленной задачи. Если этого требуется, отправляются документы с результатами устраненных замечаний. Далее заказчик должен проверить бумаги после внесения правок, и при согласовании передать рабочие бумаги проектной организации.
В случае получения согласования рабочих документов компания-проектировщик передает другой стороне (заказчику) следующие бумаги:
• Рабочие документы.
• Акт приемки-сдачи работ. Документ оформляется в двух экземплярах по форме КС-2.
• Справку с указанием стоимости сделанной работы (форме КС-3).
• Акт приема-передачи проектной документации. Документ оформляется в 2-х экземплярах, а его форма, как правило, оговаривается в договоре между сторонами.
У заказчика в 2021 году имеется пять или более (по условиям договора) дней с момента получения акта приемки-передачи проекта, справки КС-3 и акта КС-2, а также комплекта бумаг для рассмотрения полученной информации и направления компании-проектировщику подписанного акта приема-передачи, справки КС-3, акта КС-2. В случае если заказчика не устраивает качество производства работ, он направляет исполнителю отказ от приемки и перечисляет имеющиеся замечания.
Днем приема работы считается дата подписания заказчиком акта приема-передачи проекта, а также акта по форме КС-2. После получения компанией-проектировщиком подписанного акта в течение двух суток (или другого срока по договору) он направляет заказчику счет-фактуру и счет на оплату услуг с учетом подписанного акта.
Копии материалов, выполненных в графической и текстовой форме, а также отчетные технические бумаги по инженерным изысканиям собираются в брошюру в виде томов, сложенных в А4. Процесс брошюровки представляет собой размещение материалов проекта в твердых папках со специальными крепежами или переплете. Копии проекта для передачи заказчику комплектуются в папки, а сами документы складываются в формате А4 с учетом разделов. Полные правила оформления рассмотрены в ГОСТ Р 21.1101.2013 (пункт 8). При наличии соответствующих условий в задании на проектирование вместе с бумагами на бумажном носителе исполнитель передает проектную документацию в электронной форме.
Руководитель, отвечающий за создание проекта, формирует документацию, а также отчетно-технические бумаги по инженерным изысканиям в электронной форме с учетом задания на проектировку. К документации, которая выдана заказчику в электронной форме, относятся сканированные графические или текстовые файлы проекта с подписями исполнителей и руководителей в штампах, а также проект в электронной форме, заверенный с применением цифровой подписи. Проект в электронном виде распределяется по папкам, в которые попадают файлы по принципу сброшюрованных томов. Далее заказчик получает проект, оформляет накладные и передает бумаги заказчику в количестве, которое определено заданием (договором).
Передача проекта — работа, выполнение которой берет на себя отдел механизации и выпуска такой документации. Контроль процесса осуществляет руководитель проектной организации. Оформлением, комплектацией и переплетом проекта занимается служба механизации и выпуска. Именно она готовит накладные и передает готовый проект заказчику. В свою очередь, финансовая служба оформляет акты приема-передачи бумаг и подписывает их у принимающей стороны (заказчика).
Служба механизации и выпуска передает руководству проекта весь пакет бумаг, которые собраны в тома, а также другие материалы. Руководитель проекта после полной передачи проекта заказчику должен направить полный комплект готовой документации (в электронной и бумажной форме) в архив. Для передачи бумаг в архив руководитель должен сформировать полный комплект рабочих документов, состоящий из подготовленных графических и текстовых материалов проекта, а также технической и отчетной документации по изысканиям в инженерной сфере. Под подготовкой понимается комплектация проекта в твердых папках или переплетах со специальными замками (креплениями).
Одновременно с комплектацией проекта в бумажном виде руководитель проекта формирует комплект бумаг и материалов по инженерным изысканиям в электронном виде. В частности, передаются отсканированные материалы в графической и текстовой форме с подписями исполнителей и руководства в специальных штампах. Кроме того, передача осуществляется в формате программ, которые применялись для создания проекта.
Документы, имеющие электронный вид, формируются в папки, помещаемые в полистовые файлы аналогично сброшюрованным томам. Передача проекта в архив производится с учетом описи передаваемого проекта.
При выстраивании схемы взаимоотношений между исполнителем и заказчиком в вопросе передачи проектной документации важно помнить, что заказывающая сторона получает не только проект, но и право собственности на интеллектуальный труд, связанный с готовой документацией. Если инвестор (заказчик) не получает исключительные права на проект, он не имеет права совершать с полученной информацией какие-либо действия и применять ее на практике.
Получается, что с учетом подрядного договора инвестор становится владельцем материалов в текстовом и графическом виде, а также информации на электронном носителе. Переделка проекта без оповещения создателя запрещена.
Заказчику в такой ситуации важно получить непосредственно проект во владение, а также приобрести авторские права на бумаги. Этот аспект достигается посредством оформления прямого соглашения между разработчиком (автором) проекта, а также заказчиком (инвестором), заинтересованным в получении такой информации. В документе должно указываться, что при передаче проекта передаются и исключительные права, которые впоследствии остаются у инвестора (заказчика), а также разработчика бумаг.
Оптимальный вариант — заключение договора в трехстороннем формате между заказчиком (плательщиком), проектировочной компанией и заказчиком (принимающим и надзорным органом). Если инвестор, как таковой, отсутствует, эта опция при составлении договора возлагается на заказывающую сторону. В такой ситуации именно заказчик получает исключительные права на готовый проект, если иное условие не прописано в соглашении между сторонами.
Трехсторонний формат взаимодействия между сторонами считается оптимальным. Если в роли заказчика выступает привлеченная сторона, оплата проектировочной компании производится инвестором. Если последний отказывается осуществлять оплату, заказчику придется нести ответственность за невыполнение задач уже перед автором. Последний при этом рискует, что подготовленный им проект перейдет в пользу 3-его лица (инвестора), а вероятность защиты своих прав снижается. Кроме того, если инвестор не включается в договор, он теряет полноценное право на участие в процессе создания проекта. В случае трехстороннего формата взаимоотношений все участники защищены, а риск сведен к минимуму.
С учетом сказанного легко сделать вывод, что вопрос приемки проекта не так прост, как может показаться. Процесс приема-передачи важно провести с учетом законодательства, чтобы впоследствии была возможность предъявить претензии. Заказчик должен обратить внимание на тот факт, чтобы в договоре нашел отражение вариант передачи проекта. Если передача осуществляется отдельно по разделам, должен оговариваться порядок такого процесса.
В завершении проектирования составляется акт приема-передачи проекта, который подписывается одновременно с актом сдачи-принятия работ. По своей сути и по смыслу это два различных документа. В первом случае заказывающая сторона проверяет комплектацию проекта. Здесь важно обратить внимание на число страниц и буклетов, а также наличие электронного варианта документации.
Акт приема работ представляет собой подтверждение того, что поставленная задача выполнена исполнителем в срок, который установлен договорными обязательствами. Здесь нет необходимости прописывать детально, какие разделы переданы заказчику. Проектировочная компания должна настаивать на том, чтобы получатель поставил подпись в получении проекта. В иной ситуации заказчик сможет отказаться от выплаты денег из-за недосказанности в процессе получении бумаг.

Проектно-сметная документация в 2020-2021 годах

Проектно-сметная документация на строительство (ПСД) – это раздел ПД, который составляют специалисты с целью определения стоимости постройки сооружений, зданий различного назначения. На основе сводного расчета по всем предполагаемым этапам подрядчик и заказчик определяют общую сумму финансовых вложений.
Комплектность этого пакета бумаг устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации No 87, где подробно описаны требования к его разработке, а также нормы и требования по оформлению и последовательности действий.
ПСД включает 3 раздела:
• Текстовый. Кроме общих сведений об объекте, сюда относят сопроводительные таблицы, пояснительную записку и отсылки к актуальным градостроительным актам, СНиП, действующему законодательству.
• Графический. Эта часть содержит чертежи, макеты, схемы, модели, планы, отражающие инженерные решения.
• Расчетный. Здесь отдельно на каждый элемент проекта составляют предварительные сметы, которые в конце объединяют в сводный отчет.
Также в 2021 году в смету закладывают разработки противопожарных, экологические мероприятий и работы по энергосбережению, созданию оптимальной среды для передвижения лиц, имеющих ограничения по здоровью.
Приведем пример проектно-сметной документации транспортной развязки. В этот пакет документов входят:
• разбивка осей всех существующих на участке сооружений;
• подготовительные работы;
• переустройство инженерных сетей, систем газоснабжения;
• установка экранов шумопоглощения и звукоотражения;
• расчет компенсации стоимости зданий, подлежащих сносу;
• определение возврата цены уничтоженных зеленых насаждений;
• обустройство парковой зоны;
• остановки городского транспорта;
• дорожная развязка с затратами на бордюрный камень, тротуары, эстакады;
• установка знаков и светоотражающих элементов; окраска разделительных полос.
Если расчет стоимости выполняется на каждый отдельный вид работ, часть строительства, это называется локальной сметой. Все эти отчеты составляют общую – объектную.
Зависимо от конкретизации технического задания, разделов в ПСД может быть разное количество, например, их составляют на:
• строительство;
• монтажные работы;
• ремонт и/или отделку (внешнюю, внутреннюю);
• электрообеспечение;
• создание водовода и водоотведения;
• инженерные коммуникации.
Существует также экспертиза смет по каждому разделу для установления точности проведения расчетов.
Их определяют на основе присвоенной категории сложности возведения объекта. Среди основных выделяют:
• Эскизную (ЭП). Этот этап проводят для сложных в технологическом плане объектов относительно экологических и художественных требований, индустриального оборудования, обеспечения. Разработанные документы – основание планировки архитектурного задания, вопросов проектирования и подготовки ИРД.
• Рабочего проекта и документации (РП и РД). Пакет бумаг, включающий два комплекта для расчета по организации строительной деятельности.
• Проектную (П). Стадия, где утверждают объект возведения.
Кем разрабатывается строительно-сметная документация:
• подрядным предприятием;
• заказчик имеет право нанять стороннего исполнителя.
На стадии ЭП составляют следующую ПД:
1. Ситуационный план – на конкретный тип работ.
2. Опорный, для существующей эксплуатации территории.
3. Генеральный – полный, всеобъемлющий.
4. Календарный – по времени выполнения задач.
5. Схемы первого этажа и последующих неповторяющихся, а также фасадов, разрезов.
6. Материал для демонстрации – модели конструкций, общий макет, цветовая гамма.
7. Пояснительную записку с обоснованием целесообразности выполнения того или иного вида действий.
Перед разработкой частей, что входят в проектно-сметную документацию, проводят сбор и получение соответствующих разрешений, основанных на уже имеющейся информации в ходе исследований, это ускоряет процесс.
При составлении ПСД опираются на:
• результаты предпроектной работы;
• заключения о прилегающих и близко расположенных объектах;
• данные изысканий.
Несколько лет назад составлением сметы занималась группа специалистов, делая расчеты вручную. Позже стали использовать электронно-вычислительные машины. Сейчас для автоматизации процесса применяют компьютерные программы, позволяющие сократить сроки и трудозатраты на разработку ПСД.
Специалисты принимают во внимание то, из чего состоит проектно-сметная документация, и используют различное ПО для реализации этих разделов в сжатые сроки. Для этого служат САПРы – системы автоматизации проектирования.
Таким образом, подрядные организации выполняют масштабные задачи, включающие множество технических, дизайнерских решений и составляют документацию согласно действующим требованиям законодательства РФ.
Перед тем как подготовить проектно-сметную документацию на объекты строительства, тщательно изучают состав других разделов – ППР и ПОС.
В них входят:
1. Опись инвентаря.
2. Генеральный план, макет с указанием границ стройплощадки, наличием существующих и временно расположенных сооружений, наземных и подземных инженерных сетей, коммуникаций.
3. Графики доставки материалов, оборудования, передвижения кадров.
4. Календарные сроки, отведенные для реализации поставленных задач с последовательностью их выполнения.
5. Техкарты.
6. Решения, вынесенные на комиссии, по надобности и результативности проведенных изысканий.
7. Пояснительная записка. В ней объективно рассмотрены потребности в энерго-, водоснабжении и обеспечении другими ресурсами для бесперебойной деятельности, учитываются мероприятия для сохранности имущества, техники от возможных повреждений, меры по защите окружающей среды. Это базовый документ, что входит в проектно-сметную документацию, как основа для аргументации расходов на каждый этап строительства.
Составление ПСД на основном этапе, как и другая документация, регулируется нормативно-правовыми актами, утвержденными исполнительными органами власти.
Модель комплексного технологического процесса выглядит как система информационных связей, обоснованных специалистами, разрабатывающими расчетные, текстовые и графические материалы:
• чертежи;
• таблицы;
• тексты с отсылкой к действующим нормативам.
Средства информатизации (ПК, ПО) позволяют работать в совершенно иной среде – системе автопроектирования.
Основа технической линии при использовании САПР позволяет определять и рассчитывать все элементы, входящие в состав разделов проектно-сметной документации на строительство. Это база комплекса сведений, работа с которыми проходит в диалоговом режиме.
В них находятся:
• общие и архитектурные элементы чертежей, узлы – рамка со штампом, двери, таблицы, отметки, лестницы, отдельные сопряжения и другие конструктивные элементы;
• сантехническое, электротехническое оборудование, сети, включая системы отопления, освещения, вентиляции.
Применение комплекса системных средств позволяет использовать функции по:
• поиску;
• мониторингу;
• анализу;
• обработке;
• сохранности;
• оформлению данных.
Согласно определению «Википедии» проектно-сметная документация – это пакет бумаг, который нужен для формирования общей стоимости планируемого строительства. Специалисты используют для этого все функции САПР.

Виды экспертизы проектной документации

Выше отмечалось, что готовый проект проходит проверку в надзорных органах на факт соответствия требованиям законодательства, местным условиям, нормам ГОСТ и другим действующим документам.

Виды экспертизы проектной документации:

  • государственная — с привлечением федеральных органов;
  • негосударственная — выполняется частными юрлицами, имеющими необходимую лицензию.

Каждый их вариантов требует подробного рассмотрения.

Государственная экспертиза

В 2007 году в России произошла реформа, которая упростила процесс проверки проектов. Государственная экспертиза в отношении проектной документации проводится с привлечением федеральных органов власти или соответствующих структур на местах. Выполнение работы поручается Росстрою, а именно входящему в его состав ФГУ «Главэкспертиза РФ».

Параллельно составлен и утвержден перечень объектов, для которых проведение госэкспертизы обязательно. В эту категорию входят следующие объекты:

  • обеспечивающие безопасность и обороноспособность страны;
  • культнаследия, относящиеся к уникальным и имеющие государственное значение;
  • находящиеся во внутренних или территориальных водах;
  • особой сложности;
  • объекты, которые несут определенную опасность и являются гостайной;
  • возводимые в особой экономической зоне или охватывающие сразу несколько субъектов РФ.

В процессе государственной экспертизы оценивается соответствие проекта требованиям СЭС, техрегламентов, органов защиты окружающей среды и т. д.

Негосударственная экспертиза

Если объект не входит в рассмотренный выше перечень, можно провести негосударственную экспертизу проектной документации. Ее цель, как и в прошлом случае — определение факта соблюдения требований, норм и правил, гарантирующих надежность и безопасность сооружения.

Проведение негосударственной проверки проходит в следующем порядке:

  1. Подача застройщиком заявления на проведение проверки с приложением пакета бумаг (техдокументации и задания на оформление проекта).
  2. Оформление договора между заказчиком и исполнителем. В соглашении указываются обязательства каждой из стороны.

Во время экспертизы выполняются следующие шаги:

  • проверка полученной документации на факт соответствия техусловиям и стандартам в строительной сфере;
  • информирование заявителя об имеющихся недоработках;
  • исправление ошибок и внесение правок в проект (если это требуется);
  • проведение повторной экспертизы (если вносились изменения в документы),
  • окончание работы и выдача заключения.

Проведение экспертизы (государственной и негосударственной) избавляет от рисков и непредусмотренных затрат. Главное — правильно выбрать исполнителя, если речь идет о сотрудничестве с частной организацией.

После завершения работ заказчик получает проектную документацию, которая соответствует требованиям ГрК РФ, техрегламенту и правилам РФ в строительном секторе. Если в процессе проверки выявляются замечания, документ отправляется для внесения исправлений. С правильным документом можно получать разрешение на строительство и приступать к работам.

Государственная и негосударственная экспертиза имеют одинаковую юридическую силу. Преимущество последней состоит в возможности выбора исполнителя и, соответственно, экономии. Но нужно внимательно подойти к выбору организации, чтобы не попасть на неквалифицированных специалистов.

Изменение проектной документации

При выявлении ошибок в процессе проверки может потребоваться изменение проектной документации или отдельных ее элементов (состава). По требованию ГрК РФ (статья 52, пункт 7) исполнитель обязан внести исправления если во время экспертизы или застройки выявлены несоответствия в параметрах в сравнении с исходными данными. С учетом того же ГрК РФ (статья 48, пункт 15) после внесения правок документ снова отправляется для экспертизы .

Наиболее сложный вариант, когда по результатам проверки проект получил отрицательную оценку после экспертизы. В таком случае имеется два пути:

  1. Доказывать правдивость информации. Для этого оформляется заявление в Минрегион РФ или иск в судебный орган. Для защиты интересов необходимо передать «забракованный» проект и доказать, что его содержание соответствует требованиям законодательства.
  2. Устранить имеющиеся недочеты самостоятельно или с привлечением эксперта, а после передать документ для повторной экспертизы (если требуется).

Судя по практике, разбирательство в суде может затянуться на долгое время, а жалоба в Минрегион не дает ожидаемых результатов. Чтобы избежать проволочек, лучше внести изменения в проектную документацию на объект, а после передать ее на повторную экспертизу. Но стоит учесть, что на устранение замечаний дается определенный период с возможностью продления (при наличии уважительной причины).

Когда нужна повторная экспертиза, и в каких случаях ее можно избежать

Экспертный анализ проекта необходим для получения разрешения на строительство и возведения объекта с учетом действующих требований. Но бывают случаи, когда необходима повторная экспертиза. Работа проводится в следующих ситуациях:

  1. При получении негативного заключения по проектной документации. Цель повторной экспертизы состоит в получении позитивного заключения и начала строительных работ. Заказчику важно, чтобы изменения были внесены максимально быстро и без задержек.
  2. При внесении правок в состав проектной документации. Повторная экспертиза необходима в случае добавления дополнительных разделов, изменения существующих дополнений или внесения правок в проект.

В ГрК РФ (статье 49, пункте 3) предусмотрено ряд исключений. Так, в проведении повторной экспертизы нет необходимости в таких случаях:

  • откорректированный проект ранее прошел успешную проверку уполномоченных органов;
  • внесенные изменения не касаются конструктивных элементов или других характеристик сооружения;
  • изменение проекта не меняет состав сметы на выполнение строительных работ.

Из сказанного видно, что повторная экспертиза необходима при внесении правок. Разница в том, что при внесении изменений в состав проекта вторичная проверка проводится добровольно, а при выявлении ошибок — принудительно. Отказ от повторной экспертизы (если она необходима) приводит к невозможности получения разрешения на ввод объекта в работу.

Количество повторных экспертиз не ограничивается законодательством. Работу можно выполнять от двух и более раз. При проведении каждой очередной проверки учитываются правила проведения первичной госэкспертизы. При проверке эксперты оценивают следующие моменты:

  • раздел проектной документации, в который были внесены правки;
  • совместимость новых данных с остальной частью документов.

Для повторной экспертизы необходимо предоставить пакет бумаг по перечню, установленному в ПП №145. В него входит:

  • заявление на экспертную оценку;
  • проект, который получил позитивную оценку раньше;
  • положительное заключение;
  • задание на внесение правок в документы;
  • справка об изменениях.

Сроки оформления проектной документации

Распространенный вопрос, который задается заказчиками — сроки выполнения проектной документации. Четкой информации по этому поводу нет, ведь затраты времени зависят от многих факторов — наличия необходимого пакета бумаг, оперативности компании-исполнителя, сроков проведения экспертизы и необходимости доработки документов. В некоторых случаях процесс занимает до полугода, но иногда на оформление уходит меньше времени (до 2-3 месяцев).

Главным «камнем преткновения» считается экспертиза. По закону (ПП РФ №145) государственная проверка проводится в срок от 30 до 60 дней (об этом упоминалось выше). Больше всего времени уходит на оформление проекта на уникальные объекты строительства.

Срок экспертизы зависит от ряда факторов:

  • наличия полного пакета проектной документации;
  • организации процесса проверки;
  • качества распределения работы между экспертами;
  • скорости устранения замечаний;
  • оформления заключений на проект.

С учетом сказанного видно, что срок создания проектной документации зависит от эффективности взаимодействия заказчика и исполнителя. В среднем процесс занимает до 3-6 месяцев.

Подготовка проектной документации

Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён Приказом Минрегиона от 30.12.2009 № 624.

Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и её соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям к видам работ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более трёх, предназначенных для проживания одной семьи).

Стадийность проектирования

Письмо Минрегиона от 22.06.2009 № 19088-СК/08 содержит разъяснения относительно стадийности архитектурно-строительного проектирования:

В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия: «проектная документация» и «рабочая документация».

В соответствии с пунктом 4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений. Кроме того, Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность её выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после её подготовки.

При этом объём, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываются в задании на проектирование.

Проектная документация

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)=ГрК РФ Статья 48.

Рабочая документация

Рабочая документация — совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовление строительных изделий. В состав рабочей документации входят основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта. [9].

Состав, оформление и содержание рабочей документации определяется требованиями комплекса документов ГОСТ СПДС и может уточняться в задании на проектирование Техническим Заказчиком.

В соответствии с требованиями Минрегиона России в отличие от ранее действовавших нормативных документов не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «Проект», «Рабочий проект», «Рабочая документация», а используются понятия «Проектная документация» и «Рабочая документация». Отличием “Проектной документации” от ранее действующей стадии “Проект” является то, что она более детальна (детализация на уровне ранее действовавшей стадии “Рабочий проект” (Документ утратил силу)), а также построенный объект должен полностью соответствовать “Проектной документации”.

По мнению Минрегиона России, при одновременной разработке проектной и рабочей документации по решению заказчика и с согласия экспертной организации, вся документация может быть представлена на государственную экспертизу. Но фактически такая схема действует только на небольших объектах. Крупные проекты проходят экспертизу Проектной Документации.

В соответствии с п. 1.5 Приложения №3 к Приказу Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 «Государственные сметные нормативы «Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства», а также п. 1.4 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утверждённых приказом Минрегиона России № 620 от 29.12.2009, распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации осуществляется, как правило, в соответствии с показателями приведёнными в таблице, и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком:

Виды документации Процент от базовой цены
Проектная документация 40 50
Рабочая документация 60 50
ИТОГО 100 100

В зависимости от специфики объектов строительства и полноты разработки проектной и рабочей документации рекомендуемое соотношение базовой цены проектирования может корректироваться по согласованию между исполнителем проектных работ и заказчиком.

Кроме того, если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной, и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены определяется по согласованию между заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим подготовку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.

Источники

  • https://stroydoc-abv.ru/blogs/proektnaya-dokumentatsiya-sostav-po-87-postanovleniyu/
  • https://center-yf.ru/data/stat/proektnaya-dokumentatsiya-v-2020-2021-godu.php
  • https://stroimprosto-msk.ru/stati/proektnaya-dokumentaciya-eto/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: