Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

Содержание
  1. Общая характеристика обременений в использовании земельных участков
  2. Понятие ограничения прав на землю
  3. Статья 56 Земельного Кодекса РФ
  4. Статья 56 ЗК РФ. Ограничение прав на землю (действующая редакция)
  5. Комментарий к Статье 56 ЗК РФ
  6. Другой комментарий к Ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации
  7. Основания ограничения прав на землю
  8. Основания для наложения ограничений прав на землю
  9. Виды ограничений прав на участки земли
  10. Виды и особенности
  11. Общие
  12. Специальные
  13. Сроки ограничения прав на земельные участки
  14. Порядок ограничения, приостановления и запрещения пользования
  15. Регистрация ограничения прав на участки земли
  16. Как проверить земельный участок на обременения
  17. Шаг 1 — проверить обременения на сайте Росреестра
  18. Шаг 2 — документально убедиться в отсутствии обременений
  19. Как снять обременения с земельного участка
  20. Близости инженерных сетей (газопровод, ЛЭП и т.п.)
  21. Сервитут между собственниками
  22. Ипотека
  23. Залог
  24. Арест
  25. Как оспорить в судебном порядке?
  26. Обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю

Общая характеристика обременений в использовании земельных участков

Многие граждане думают, что обременение и ограничение прав – это одно и то же. Но в земельном праве эти понятия различаются. Так, под обременением подразумевают наличие дополнительных обязанностей по содержанию и пользованию имуществом, установленных по соглашению сторон и в рамках действующего законодательства.

Ограничение – это наличие ущемлений, запрещений, которые стесняют права собственника на принадлежащий ему объект и введены в интересах общества, государства.

Ограничения права собственности на землю устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом, Конституцией РФ и некоторыми федеральными законами. Инициатором его введения выступают государственные или муниципальные власти.

Иногда запрет на пользование и распоряжение участком устанавливается судебным решением. В приведена возможность ограничения свобод и прав человека, но лишь в той мере, в какой это требуется для защиты здоровья, нравственности, обеспечения безопасности и обороны страны.

Особенности ограничения прав на надел:

  • может быть обжаловано в судебном порядке;
  • сохраняется при переходе имущества к другому собственнику;
  • может быть наложено на весь участок или его определенную долю;
  • подлежит государственной регистрации.
Ограничение права собственности на землю может быть наложено на физическое или юридическое лицо.

Понятие ограничения прав на землю

Многие могут подумать, что ограничение прав на земельные участки идет в разрез с главным законом РФ – Конституцией. На самом деле это не так. В ст. 55 Конституции РФ прописано, что ограничение конкретных прав человека возможно, если это требуется для обеспечения нерушимости конституционного строя, стабильности государства, обороноспособности страны, а также соблюдения законных прав и интересов иных граждан.

Поэтому Земельный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет, что законодатель имел в виду, вводя в юридический оборот понятие «ограничения прав на земельный участок». Если обратиться к теоретической части земельного права, то в науке происходит строгое разграничение понятий ограничение и обременение, которые накладываются на права собственника конкретного участка.

Таким образом, понятие «ограничение прав» на земельный надел подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства. При этом следует понимать, что подобные ограничения права на использование земельного участка не порождают собой возникновение отдельного права, но при этом накладывают ограничения на возможности собственника.

Понятие «обременение», напротив, подразумевает наложение на владельца земельного участка дополнительных обязательств по содержанию и использованию имущества, которые согласовываются двумя сторонами правоотношений.

Поэтому применять две этих дефиниции в едином контексте категорически неправильно, но они имеют непосредственную связь друг с другом, так как предполагают взаимное возникновение друг друга.

Статья 56 Земельного Кодекса РФ

В Земельном Кодексе РФ в ст. 56 прописано, что понятие «ограничения прав на земельный участок» абсолютно законно и может быть применено к тем или иным участкам. При этом существует строгое разграничение понятий ограничение и обременение, которые накладываются на права собственника конкретного участка.
Так, понятие «ограничение прав» на земельный надел подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства.
Понятие «обременение», напротив, подразумевает наложение на владельца земельного участка дополнительных обязательств по содержанию и использованию имущества, которые согласовываются двумя сторонами правоотношений.

Статья 56 ЗК РФ. Ограничение прав на землю (действующая редакция)

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) утратил силу. – Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к Статье 56 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи являются частью обширной совокупности норм (межотраслевого института) ограничения прав на землю, которые рассредоточены в ЗК, в различных федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, СанПиНах, СНиПах, ГОСТах, положениях, инструкциях, общее количество которых по состоянию на 2014 г. составляет не менее сорока. Статья 56 ЗК взаимосвязана с положениями ст. ст. 36 и 55 Конституции РФ, ст. 1, п. 3.1 ст. 22, п. 4.1 ст. 23, подп. 2 и 3 п. 1 ст. 40, ст. 49, ст. 56.1 ЗК, ст. 65 ВК РФ, абз. 5 п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ, Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд <493>, с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” <494>, Законом N 7-ФЗ, с положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” <495>, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 “О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” <496>. К указанной совокупности норм ограничения прав на землю следует отнести и нормативные документы советского законодательства. Среди них, например, Инструкция по организации зон охраны памятников истории и культуры СССР <497>.
——————————–
<493> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 “О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд” // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3646. Документ применяется с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1008 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561” // СЗ РФ. 2012. N 41. Ст. 5630.

<494> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

<495> СЗ РФ. 2002 N 26. Ст. 2519.

<496> Российская газета. 2008. 9 февраля. N 4585.

<497> Утверждена Приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 N 33. Согласована с Госстроем письмом от 27.12.1985 N ИП-6272. Документ опубликован не был. Применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

Исходной точкой в вопросе установления ограничения прав на землю являются положения Конституции РФ. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Таким образом, допустив возможность установления оснований резервирования земельного участка законом субъекта РФ, федеральный законодатель допустил нарушение ч. 2 ст. 36 Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. По смыслу положений подп. 1 и 2 п. 2 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю направлено в первую очередь на особенности владения и пользования земельными участками, а из этих двух правомочий, если уместно говорить в данном случае о количественной стороне, законодатель чаще делает акцент на втором правомочии. Ограничение прав на землю не следует смешивать с ограничением оборотоспособности. Прежде всего оборотоспособность земельных участков представляет собой возможность определять юридическую судьбу земельного участка его собственником в пределах, установленных законом, то есть распоряжаться им <498>. Ограничения оборота с цивилистической точки зрения представлены по меньшей мере тремя группами. Во-первых, – запретом на совершение определенных юридических действий в отношении вещи. Во-вторых, – ограничениями на совершение определенных действий с вещью. В-третьих, принадлежностью определенной вещи только указанным в законе субъектам правоотношений.
——————————–
<498> Раздел I “Споры о праве собственности на землю” Обзора практики рассмотрения судами Челябинской области дел, связанных с применением законодательства о земле за 2010 – 2011 гг. (утв. Постановлением президиума Челябинского областного суда от 23.11.2011) // (дата обращения: 04.01.2014).

Анализ содержания СанПиНов, СНиПов, ГОСТов, положений, инструкций позволяет утверждать, что ограничение пользования чаще выражается в запрете размещения определенных объектов и запрете осуществления определенных видов деятельности или же в осуществлении отдельных видов деятельности только с письменного разрешения федеральных органов, организаций – собственников линейных и точечных (газорегуляторные пункты, выходы трубопроводов на поверхность и др.) объектов.

Содержание особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности может устанавливаться также законодательством субъектов РФ. Так, например, в соответствии с Примерным перечнем видов обременений земельных участков и ограничений их использования в городе Москве, такое ограничение, как ограничение ведения хозяйственной деятельности и запрет строительства, реконструкции, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия с оформлением в установленном порядке охранного обязательства на объекты культурного наследия, устанавливается для земельных участков и территорий охранных зон, в границах которых расположены объекты культурного наследия (п. 5).

Запрет проведения земляных работ без получения соответствующего разрешения” устанавливается для земельных участков или их частей в границах:

– технических (охранных) зон подземных сооружений, в том числе строящихся и проектируемых линий метрополитена, строящихся и проектируемых подземных инженерных сооружений и коммуникаций;

– технических (охранных) зон надземных сооружений, расположенных вне границ земельных участков наземных частей подземных сооружений (п. 6) <499>.
——————————–
<499> Приложение N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП “Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве” // .

Пункт 2 комментируемой статьи перечисляет группы ограничений прав на землю. Ограничения, которые приводятся в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 56 ЗК, касающиеся использования земельных участков, хозяйственной деятельности и особых условий охраны окружающей среды (природопользования), реализуется путем установления зон с особым режимом использования территорий (ЗОРИТ).

Необходимо различать ограничения хозяйственной деятельности, установленные на территории режимного объекта, и ограничения хозяйственной деятельности, установленные по причине наличия режимообразующего объекта. Режимный объект – объект, на территории которого установлен особый режим землепользования (природопользования). К режимным объектам относятся: особо охраняемые природные территории, объекты исторического и культурного наследия, особо ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли, подлежащие консервации, резервные территории. Режимообразующий объект – объект, вокруг (вдоль) которого установлен особый режим землепользования (природопользования). К режимообразующим объектам относятся: промышленные предприятия и объекты, коммунально-складские объекты (склады, свалки, скотомогильники, поля ассенизации и т.д.), транспортные коммуникации и сооружения (железно- и автодороги, аэродромы и т.д.), линии связи и радиотехнические объекты, водопроводные сети и сооружения, электрические сети и сооружения, магистральные трубопроводы, распределительные газовые сети и сооружения на них, населенные пункты <500>. К числу режимообразующих объектов следует отнести также специализированные НИИ, например, защиты животных, вокруг которых устанавливается специальная охранная зона.
——————————–
<500> Пименов В.В., Иванов Н.И., Свирежев К.А., Сивцов И.А. Землеустроительное проектирование. Установление и размещение зон особого режима использования территорий: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГУЗ, 2012. С. 8 – 9.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает установление ограничения прав на землю актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда. Установление ограничения прав на основании указанных актов или решения суда должно сопровождаться определением местоположения границ (в непрофессиональной среде, а также в значительной части решений судов – установлением границ), причем не всегда на местности. Говоря иначе, ограничение прав без определения границ действия таких ограничений юридически существовать не может или, по крайней мере, не должно существовать. В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости. В судебных спорах, в основном с органами местного самоуправления, вопрос о границах действия ограничения является ключевым. За внесением в ГКН сведений о границах действия ограничения следует в связке и государственная регистрация в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Согласно п. 6 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Ограничения (обременения) – наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других) (ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Бессрочно ограничения устанавливаются и в границах режимных объектов, и в границах режимообразующих объектов и действуют до тех пор, пока не перестанет существовать либо сам объект (например, линейный объект) или пока не изменится правовой статус всего объекта или его части (например, прекращение существования охранной зоны или изменение ее границ).

Предусмотренное пунктом 5 комментируемой статьи сохранение ограничения прав на землю при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу подчеркивает, во-первых, публично-правовую природу такого ограничения и, во-вторых, его деперсонализацию, независимость от статуса лица-правообладателя земельного участка.

Пункт 7 комментируемой статьи предусматривает обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю лицом, чьи права ограничены. Собственник земельного участка, землепользователь или землевладелец в данном случае может использовать, во-первых, такой способ защиты нарушенного права, как обращение в суд с заявлением о признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой введение ограничения прав на землю, если оно введено после возникновения прав на землю. Во-вторых, эта же задача может решаться лицом, чьи права ограничены, путем обжалования акта отказа компетентного органа изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставить разрешение на строительство или даже обеспечить выбор земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК. Граждане обращаются в суд в порядке, который предусмотрен главой 25 ГПК РФ, а юридические лица – в соответствии с главой 24 АПК РФ. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Такое же, по сути, правило установлено и ч. 5 ст. 200 АПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации

Публичные интересы определяют необходимость установления различного рода ограничений хозяйственной деятельности, связанной с использованием земель. В связи с этим права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным ЗК или иным федеральным законом.

Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности или использования земли, либо требований о воздержании от совершения определенных действий. Виды и характер ограничений основаны на предписаниях, содержащихся в соответствующих нормативных правовых актах.

Ограничениями следует считать запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, иных природных объектов, которые предусмотрены законодательством, в зависимости от местоположения земельных участков, и которые не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение. Например, часть участка земель крестьянского (фермерского) хозяйства включена в состав охранной зоны государственного заповедника, а другая часть не вошла в состав такой зоны. В этом случае в отношении использования части участка, включенной в состав охранной зоны, устанавливаются определенные ограничения. Факт нахождения части земельного участка в составе охранной зоны является условием обязательного установления в отношении этой части участка ограничений по его использованию. Что касается иной части земель крестьянского (фермерского) хозяйства, то в отношении ее законодательство таких ограничений не предусматривает.

Установление ограничений прав лиц на земельные участки представляет собой форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки. Цели ограничения прав лиц на землю заключаются преимущественно в обеспечении рационального и эффективного использования земель и охраны окружающей среды. Характер ограничений должен быть таким, чтобы в результате реализации субъективного права в пределах установленных ограничений не был причинен вред объектам, для охраны которых установлены ограничения. В то же время степень ограничения должна позволять пользоваться земельным участком в соответствии с его основным целевым назначением.

Необходимо различать также такие понятия, как “ограничение прав” и “обременение” (например, “сервитут”). Содержание этих понятий различно, хотя есть и общие признаки.

Основаниями установления ограничений являются соответствующие нормы, которые предусмотрены в законодательных актах. Основаниям установления частного сервитута является соглашение между лицом, которому требуется сервитут, и лицом, чей земельный участок будет обременен сервитутом. Публичный сервитут устанавливается на основании закона или нормативного правового акта.

Непосредственное установление ограничения прав на землю, как и публичного сервитута, основано на административно-правовом акте – решении соответствующего органа. Возможно установление ограничения и частного сервитута по решению суда.

Ограничение устанавливается бессрочно или на определенный срок. Точно так же публичный сервитут может носить срочный или постоянный характер. Установление частного сервитута носит бессрочный характер. Однако он может быть прекращен, если отпали основания, по которым он был установлен.

Ограничения прав на земельный участок, как и сервитуты, следуют юридической судьбе земельного участка и подлежат государственной регистрации.

За пользование земельным участком на основании сервитута может взиматься плата, в то время как при установлении ограничений прав на землю допускается возмещение причиненных убытков (подп. 4 п. 1 ст. 57 ЗК РФ).

В том случае, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, лицо, которому принадлежит участок, вправе требовать его изъятия (выкупа) со всеми вытекающими из этого последствиями.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим участком земли. Установление ограничений также в некоторых случаях преследует эту цель, допуская пользование чужими земельными участками.

Ограничение прав по использованию земельного участка, как и наличие сервитутов представляют собой неотъемлемый элемент правового режима того или иного земельного участка. Однако в отличие от ограничения сервитут является вещным правом. Поэтому применительно к сервитуту используется термин “обременение” земельного участка, который неприменим к случаям установления ограничений прав на земельные участки.

Подробнее различного рода ограничения прав лиц, использующих земельные участки, будут освещены ниже при рассмотрении правового режима земель соответствующих категорий.

Основания ограничения прав на землю

Основные условия, которые детерминируют собой возникновение ограничений на использование земельного участка, прописаны в ст. 56 ЗК РФ. В частности, законодатель выделяет следующие основания:

  • если использование земельного участка происходит на территории санитарно-защитной зоны;
  • в качестве основания также может выступать необходимость обеспечения сохранности животного или растительного мира, архитектурных, культурных и исторических памятников, а также естественных путей для миграции животных и птиц, плодородия почвы;
  • начало или завершение строительства недвижимых объектов, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами, также выступает в качестве основания для ограничения прав использования земельного участка;
  • иные основания, которые предусмотрены ЗК РФ, а также федеральными и региональными законами.

Основания для наложения ограничений прав на землю

Основные условия, которые детерминируют собой возникновение ограничений на использование земельного участка, прописаны в ст. 56 ЗК РФ. В частности, законодатель выделяет следующие основания:

Виды ограничений прав на участки земли

На сегодняшний день юристами предложена различная классификация основных ограничений прав использования земельного участка, даже если он оформлен в частную собственность. При этом в качестве основания подобной классификации включаются как субъекты, так и объекты правоотношений, а также иные факторы, которые затрагивают собой правовой статус земли. Если проанализировать современное законодательство, то можно выделить следующие виды ограничений прав:

  • Ипотека земельного участка. В данном случае в силу вступает Федеральный закон РФ под № 102-ФЗ, принятый в 1998 году;
  • Доверительное управление наделом. В данном случае подписывается официальный договор, который регламентирует собой права и обязанности со стороны субъектов соглашения (ст. 1012 ГК РФ);
  • Рента земельного участка. Данный тип основания ограничения регламентирован ст. 586 ГК РФ;
  • Арест земельного участка и запрещение совершать какие-либо действия в отношении земли (ст. 28 Закона «О государственной регистрации прав»);
  • Публичные сервитуты в качестве основания для ограничения прав прописаны в ст. 23 ЗК РФ;
  • Права требования, вынесенные в судебном порядке;
  • Резервирование земельных наделов для обеспечения государственных или же муниципальных нужд и пр.;

Перечисленные виды ограничений не являются исчерпывающими. Отдельные правовые акты также предусматривают в качестве основания для ограничения законных прав граждан аренду или субаренду земельного участка, запрет на продажу и иную реализацию земельного надела и др.

Виды и особенности

Возможность установления ограничений на земельный участок связана, прежде всего, с тем, что данный объект недвижимости является довольно специфическим и подлежит особой охране и контролю со стороны государства.

 В частности, состояние земли влияет на экологию, плодородность почвы, а на самом участке могут располагаться важные исторические или природные памятники.

Все эти факторы приводят к тому, что на порядок использования земли может оказывать влияние большое количество законодательных документов, в том числе, и в вопросах установления на нее некоторых ограничений.

Рассматривая ограничения прав собственности на земельные участки, необходимо уделить особое внимание, в первую очередь, тем из них, что установлены Земельным кодексом, а именно указанной выше ст. 56 ЗК РФ. В ч. 2 данной статьи приводятся следующие виды ограничений:

  • установление особых условий использования земель и ведения режима хозяйственной деятельности в зонах, которые относятся к категории охранных или санитарно-защитных;
  • применение особых условий застройки земельного участка или его освоения в соответствии с согласованным проектом, а также строительства или ремонта автомобильной дороги или ее части (это относится к ситуациям, когда земля находится в муниципальной или государственной собственности
  • установление особых условий в отношении охраны окружающей среды, в частности, животного или растительного мира, исторических, культурных или природных памятников, археологических объектов, сохранения естественной среды обитания и путей миграции диких животных;
  • прочие ограничения, предусмотренные в Земельном кодексе РФ или отдельных нормативно-правовых актах.

Конкретные виды ограничений могут быть условно разделены на две основные группы:

Общие

Они вызваны обязанностью землепользователей придерживаться определенных правил: природоохранных, санитарных, ветеринарных и прочих, которые устанавливаются на законодательном уровне (как на федеральном, так и на региональном).

Их примером могут быть:

  • запрет на выращивание на всей территории РФ растений, из которых добываются различные наркотические вещества (если на это нет соответствующего разрешения);
  • запрет на деление земельного участка;
  • требование использовать земельные ресурсы рационально;
  • право на преимущественную покупку земельного участка определенным кругом лиц;
  • запрет на возведение на нем построек (зданий, сооружений) или посадку растительности (деревьев, кустов);
  • обязанность по передаче его по наследству конкретным субъектам;
  • ограничения оборотоспособности земельных участков, установленные в ст. 27 ЗК РФ (ограничение и изъятие земли из оборота).
 Также к этой группе относятся и те, что уже были перечислены выше, то есть закрепленные в ст. 56 ЗК РФ.

Специальные

В этом случае ограничения могут быть вызваны особенностями месторасположения земельного участка или некоторыми другими дополнительными факторами.

Примером их может быть:

  • сервитут — представляет собой право ограниченного использования субъектом чужого земельного участка для достижения определенных целей (например, прогонять через участок скот, проходить через него самому, проводить определенные объекты коммуникаций и т. п.);
  • резервирование земельного надела под определенные нужны государственных федеральных или региональных органов власти (в частности, при этом собственник может столкнуться с трудностями при его застройке или осуществлении других действий, которые могут привести к удорожанию земли);
  • осуществление государственного контроля над деятельностью собственников земли, а также ее владельцев или пользователей.
 Также классификация ограничений может быть осуществлена по такому критерию, как предмет.

При этом выделяют следующие их группы:

  1. Конституционно-правовые. Сюда включается требование относительно обязательного соблюдения при установлении ограничений на землю положений Конституции. В частности, эти обременения не должны нарушать законных прав и свобод гражданина.
  2. Градостроительные. Данная группа возможных ограничений закрепляется в Градостроительном кодексе РФ и специальной градостроительной документации, которая разрабатывается местными органами власти.
  3. Земельно-правовые. Эти ограничения могут быть связаны с соблюдением интересов объектов специального назначения (связи, транспорта), резервированием земли или изъятием ее из оборота.
  4. Эколого-правовые. Данная группа ограничений является наиболее распространенной и включает в себя запрет на причинение ущерба окружающей среде: природе, человеку, растительному и животному миру.

Для применения ограничений, входящих в любую из перечисленных групп, обязательно должны иметься весомые основания. В частности, они должны быть закреплены в том кодексе или законе, которым предусматривается возможность установления того или иного ограничения.

Сроки ограничения прав на земельные участки

Поскольку каждый случай индивидуален, то и сроки устанавливаются конкретно для каждого. К примеру, если взять случай с ипотекой, то сроки должны быть прописаны в самом договоре, а сам документ подписан обеими сторонами, тем самым закрепив согласие. Если говорить о резерве земель, то сроки прописаны в ст. 70.1 ЗК РФ. Для обеспечения государственных нужд или муниципальных резервирование может осуществляться на срок, не превышающий 3-х лет. В отдельных ситуациях возможно увеличение данного показателя вплоть до 20 лет.
Публичный сервитут не подразумевает конкретного срока ограничения прав на пользование земельным участком. Это связано с тем, что подобный договор может быть прекращен в любое время. Для этого собственник земельного надела должен обратиться в судебную инстанцию.
Помните, что даже при смене собственника, ограничения на земельный участок сохраняются вплоть до выполнения обязательств. Это прописано в статье 56 ЗК РФ и подобная норма права никак не ущемляется законные интересы и права нового владельца земли.
Регистрация ограничения прав на участки земли Регистрация ограничения прав на земельный участок требует обязательного соблюдения законодательного порядка. Тем не менее, процесс представляет собой довольно простую процедуру, но чтобы воплотить ее в действие, необходимо соблюдение некоторых условий:
· Государственная регистрация ограничения или обременений прав возможна только при наличии сведений о регистрации самого недвижимого имущества в ЕГРП.
· Если ограничение правомочий по распоряжению и использованию земли происходит не по воле правообладателя (собственника), то регистрация возможна лишь при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений на его права.
Регистрация ограничений или же обременений происходит в тех ситуациях, которые прописаны в нормативно-правовых актах РФ, в частности, в ФЗ «О государственной регистрации прав».
Обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю Гражданин, который не согласен с решением органов на наложение ограничений на его земельный участок, имеет право подать в судебном порядке обжалование и попросить защиты в суде. В особенности речь идет о тех случаях, когда ограничения прав наложены незаконно.

Порядок ограничения, приостановления и запрещения пользования

При наложении ограничений на использование и распоряжение частной собственностью важно придерживаться установленного алгоритма действий. Иначе владелец имущества сможет оспорить решение в суде и добиться восстановления в правах и денежной компенсации морального вреда.

Порядок введения ограничения на земельный участок:

  1. муниципальные или государственные органы власти проводят заседание, на котором решают наложить на определенный участок земли ограничение. Выбирается вид и срок ущемления прав на недвижимое имущество. Оформляется протокол, составляется акт. Подготавливаются бумаги, доказывающие необходимость ущемления прав гражданина на надел;
  2. решение доносится до владельца недвижимости. Объясняются цели, причины и сроки, характер ущемления его прав на участок. Предоставляется составленный и подписанный на заседании протокол и акт;
  3. проводится регистрация ограничений в Росреестре.

Регистрация ограничения прав на участки земли

Ограничение прав на землю в большинстве случаев осуществляется по официальному решению судебного органа. Но, несмотря на это, подобное действие требует обязательного соблюдения законодательного порядка. В частности, необходима регистрация подобного правового ограничения. Регистрация имеет достаточно простую процедуру, но чтобы воплотить подобное действо на практике необходимо соблюдение конкретных условий, а именно:

  • госрегистрация ограничения или обременений прав возможна только при наличии сведений о регистрации самого недвижимого имущества в ЕГРП.
  • если ограничение правомочий по распоряжению и использованию земли происходит не по воле правообладателя (собственника), то регистрация возможна лишь при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений на его права.

Регистрация ограничений или же обременений происходит в тех ситуациях, которые прописаны в нормативно-правовых актах РФ, в частности, в ФЗ «О государственной регистрации прав».

Как проверить земельный участок на обременения

Документально убедиться в отсутствии ареста, запрета на продажу и других обременений можно не выходя из дома — через интернет.

Шаг 1 — проверить обременения на сайте Росреестра

Для этого достаточно открыть кадастровую карту Росреестра → ввести кадастровый номер участка → далее «Сформировать запрос» → перейти в раздел «Права и ограничения».

Но перед покупкой или арендой земельного участка доверять такой проверке я бы не стал. Дело в том, что данные из ЕГРН выгружаться с задержкой, создавая огромные риски.

Шаг 2 — документально убедиться в отсутствии обременений

Получается, что единственным способом убедиться в отсутствии обременений можно только через официальный запрос в Росреестре выписки из ЕГРН.

Обратите внимание, что Росреестр присылает выписки в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите получить информацию быстрее, то рекомендую заказывать выписки из ЕГРН напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение дня. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Как снять обременения с земельного участка

Особенности снятия обременения будут зависеть от его вида.

Близости инженерных сетей (газопровод, ЛЭП и т.п.)

Наличие обременений не накладывает каких-либо ограничений на продажу: просто после переоформления участка обременение перейдет к новому собственнику. Если последний пожелает снять ограничения, то он может обратиться в суд и заставить собственника проложенных по его земельному участку коммуникации, перенести их в другое место. В случае положительного решения суда — все расходы на перенос и переподключение коммуникаций лягут на собственника сетей.

В случае, если инженерные сети (например, линия электропередач) были перенесены, но на карте Росреестра обременения остались, то действуем следующим образом:

  1. Получаем отметку в РЭС о переносе ЛЭП;
  2. Идём к кадастровому инженеру, делаем новую топосъемку участка;
  3. Заказываем новый межевой план земельного участка (тоже кадастровые делают);
  4. Новый межевой план земельного участка с отметкой из РЭС несем в Росреестр и регистрируем внесение изменений в гос. зем. кадастре;
  5. Получаем выписку из ЕГРН и несем ее в земельный комитет или в Росреестр с заявлением о снятии обременения.

Это ориентировочный порядок, уточняйте у кадастровых инженеров более точный согласно вашего региона.

Сервитут между собственниками

Сервитут накладывает ограничения на пользование землей для нового владельца, но не является основанием для запрета продажи. Все обязанности, прописанные в документе, просто перейдут к новому собственнику участка. Снять ограничения по сервитуту можно следующими способами:

  1. Договориться с лицами, пользующимися сервитутом, об изменении или прекращении договора-сервитута. Однако, как показывает практика, итогом переговоров всё равно становится привлечение судебных органов, поскольку редко какая-то из сторон идёт на уступки;
  2. Дождаться окончания срока действия сервитута. Например, если на земле проводятся работы по прокладке коммуникаций на соседний участок и регламентирована дата их завершения.

Ипотека

Если обременение представляет собой ипотеку, то снять его можно следующим способом:

  1. Внести последний платеж и получить в банке справку о полном погашении долга;
  2. Подать заявление в банке на снятие обременений по ипотеке;
  3. Зарегистрировать изменения в Росреестр.

Залог

Если земля находится в залоге, то снять его можно при полном выполнении денежных обязательств, либо путем перехода всех имеющихся обязанностей на нового собственника. Но вероятность добиться от банка разрешения на продажу земли с залогом крайне мала, так как в таком случае финансовая организация приобретает дополнительные риски, связанные с платежеспособностью нового владельца.

Арест

Еще один вид обременения – это арест, наложить который может только суд. Например, при наличии задолженности по оплате ЖКХ или ввиду неуплаты алиментов. Избавиться от обременения получится только по решению суда, выдаваемого после устранения причин, которые привели к его наложению. Это может быть выполнение требований, прописанных в исполнительном листе, завершение судебного процесса, либо предложение суда по изменению объекта ареста.

Как оспорить в судебном порядке?

Подавать иск разрешается с момента получения официального уведомления о наложении на надел некоторых запретов по его использованию. Обращаться в судебную инстанцию рекомендуется при условии, если собственник земли уверен в том, что решение администрации противоречит положениям действующего законодательства.

В противном случае, гражданин не добьется поставленной цели, а лишь понесет финансовые траты на сбор необходимых документов и подачу искового заявления. Важно наличие хорошей доказательной базы.

Подобные дела в суде рассматриваются часто. Но требование истца удовлетворяется редко. Это в большей степени объясняется отсутствием четко обоснованной позиции защиты. Поэтому рекомендуется при планировании подавать заявление в суд, обратиться за помощью к квалифицированному и опытному юристу.

Специалист поможет грамотно обосновать позицию и составить иск, подготовить доказательную базу. Для обжалования решения государственных или муниципальных органов о наложении ограничений на права пользования участком, нужно придерживаться стандартного алгоритма действий.

Порядок обжалования состоит из таких этапов:

  • подготовить доказательную базу;
  • сформировать пакет документов, необходимый для подачи иска;
  • обратиться в суд;
  • написать заявление. Предоставить комплект бумаг специалисту;
  • получить квитанцию на оплату госпошлины. Перевести требуемую сумму денег на указанные реквизиты. Предоставить чек об оплате специалисту;
  • получить расписку о приеме документов;
  • принять участие в заседаниях. Рекомендуется заручиться поддержкой адвоката. Земельные вопросы сложные и требуют знания действующих законов;
  • дождаться принятия судьей решения.

Таким образом, ограничение прав на землю может вводиться государственными или муниципальными властями с целью охраны природы, обороны страны, проведения ремонтных работ и т.п. Обязательно оно оформляется актом, который предоставляется собственнику надела для ознакомления.

Затем ущемление прав регистрируется в стандартном порядке. Владелец участка имеет право обжаловать решение администрации в суде. Но, как показывает практика, без опытного адвоката это сделать крайне сложно. Поэтому в случае наложения ограничений на надел, рекомендуется сразу обратиться к юристу за помощью.

Обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю

Если гражданин, на чьи права распространяются ограничения, не согласен с подобным решением со стороны органов государственной или же муниципальной власти, то он может потребовать защиты в судебных органах. В данном случае речь может идти о незаконном ограничении прав собственников земельных участков.

Однако здесь возникает вопрос, с какого момента владелец может произвести подобное обжалование? Если обратиться к Гражданскому или Земельному кодексам России, то найти четкой правовой нормы об этом невозможно.

Поэтому практикующие юристы основываются на пункты 6 и 7 ст. 56 ЖК РФ, выдвигая мнение о том, что именно регистрация правового ограничения является тем моментом, когда собственник может ходатайствовать об отмене подобных ущемлений и запретов. Иными словами, подобное право у субъекта правоотношений возникает исключительно в тот момент, когда он получит официальное уведомление о завершении регистрации процедуры ограничения прав на землю.

Обжалование будет удовлетворено в том случае, если истцу удастся доказать, что:

  • решение, которое принималось уполномоченными лицами, шло в разрез с современным законодательством РФ;
  • решение ущемляет законные права и интересы собственника земельного участка.

Подобные дела в суде встречаются очень часто, однако они очень сложны из-за необходимости четкого обоснования позиции истца.

Поэтому при возникновении таких споров рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам – адвокатам, которые не только соберут полный пакет документов, но и найдут правовые обоснования позиции клиента.

Источники

  • https://prozakon.guru/nedvizhimost/zemelnye-uchastki/ogranichenie-prav.html
  • https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/ogranichenie-prav-na-zemlyu.html
  • https://rosreester.net/info/ogranichenie-prav-na-zemelnyy-uchastok-po-st-56-ndash-chto-eto-znachit
  • https://www.zakonrf.info/zk/56/
  • http://ZKodeksRF.ru/gl-7/st-56-zk-rf
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d399912bc228f00ad56bda9/zakon-kak-rabotaet-statia-56-zk-rf-5da5829cfbe6e700b06e739e
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/ogranichenie-prava-sobstvennosti.html
  • https://zembaron.ru/oformlenie/obremenenie-zemelnogo-uchastka/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: