Правила проведения открытого и закрытого аукционов на основании требований 44-ФЗ

Содержание
  1. Электронный аукцион: общие сведения
  2. Расчет сроков: калькулятор
  3. Отличие конкурса от аукциона
  4. Подготовка документации и публикация
  5. Подача заявок на участие в электронном аукционе
  6. Рассмотрение заявок
  7. Отмена закупки
  8. Несостоявшийся аукцион в электронной форме 44-ФЗ
  9. Понятие и основания проведения электронного аукциона
  10. Извещение о проведении электронного аукциона
  11. Понятие и нормативная база
  12. Открытые торги
  13. Этапы проведения открытых конкурсов:
  14. Закрытые тендеры
  15. Что такое открытый аукцион в электронной форме. В чем его особенность
  16. Распределение заказа по способам определения поставщика
  17. Подвиды электронных торгов
  18. Достоинства открытых аукционов
  19. Как принять участие в открытом аукционе
  20. Определение победителя открытого аукциона
  21. Документы со стороны заказчика
  22. Документы со стороны поставщика
  23. Проведение электронного аукциона по 44-ФЗ
  24. Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ
  25. Аккредитация на электронный аукцион по 44-ФЗ
  26. Документация электронного аукциона по 44-ФЗ
  27. Запрос разъяснений на электронный аукцион по 44-ФЗ
  28. Заявка на электронный аукцион по 44-ФЗ
  29. Обеспечение заявки участника электронного аукциона по 44-ФЗ
  30. Подача заявки на электронный аукцион по 44-ФЗ
  31. Заключение контракта по итогам открытого электронного аукциона
  32. Контракт Борьба с демпингом и дополнительные меры обеспечения в электронных закупках 44 ФЗ ( открытый аукцион в электронной форме )
  33. Составление протокола разногласий в электронных аукционах
  34. Уклонение от подписания контракта в электронных аукционах

Электронный аукцион: общие сведения

Электронный аукцион пользуется широкой популярностью среди заказчиков при организации закупок. Он позволяет провести торги со здоровым уровнем конкуренции и достаточно прост в процессуальном плане.

Электронный аукцион является разновидностью открытой закупочной процедуры, при которой сведения о ее проведении размещается в свободном доступе в ЕИС. При ее проведении заказчик должен соблюдать весьма жесткие временные рамки, в остальном данная форма закупки не предполагает серьезных ограничений.

Под электронным аукционом понимаются торги, которые проводятся в электронном виде на специализированных торговых площадках, побеждает на которых лицо, предложившее наименьшую цену контракта.

Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, в обязанности заказчика входит проведение электронного аукциона, если объект закупки содержится в аукционном перечне по Распоряжению Правительства РФ от 2016 года №471-Р.

В этот перечень входят сельхозпродукция, рыба, нефть и уголь, руда, пищевые продукты, одежда, текстиль, табак, кожа, уголь, металлы, автотранспорт, компьютеры, услуги по ремонту автотранспортных средств, услуги сухопутного транспорта, водного транспорта, почтовой связи, курьерские услуги, телекоммуникационные и финансовые, услуги по дезинфекции, ремонту помещений, чистке печей и пр.

Порядок проведения аукциона и перечень законодательных требований к нему прописан в ФЗ-44 ст. 59-71.

Также аукцион проводится в отношении товаров, включенных в дополнительный перечень, который утверждается высшим исполнительным органом субъекта РФ (согласно ч. 2 ст. 59).

Заказчик может провести закупку в форме аукциона, если он сможет четко сформулировать описание объекта закупки и определить победителя на основе количественной и денежной оценок (согласно ч. 3 ст. 59 ФЗ-44).

Заказчик вправе провести открытый аукцион при отсутствии необходимости оценки предложений участников с точки зрения их квалификации, опыта и прочих неценовых параметров (при необходимости их учета проводится конкурс). Закупка аукционным методом проводится и при отсутствии возможности закупки у единственного поставщика или через запрос котировок.

Аукцион не применяется, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщиков (по ч. 2 ст. 84 44-ФЗ). Например, при закупке товаров, составляющих гостайну или связанных с музейными и культурными ценностями и пр.

ФЗ-44 не содержит указание на виды электронных аукционов. Так, такое понятие, как многолотовый аукцион, при проведении государственных закупок не применяется (он действует при закупках по 221-ФЗ). Во многом это связано с тем, что технически провести процедуру госзакупки с несколькими лотами на электронной торговой площадке невозможно.

Расчет сроков: калькулятор

С точки зрения сроков, которые отводятся на проведение госзакупки, различают:

  • Короткие аукционы, которые проводятся в течение 7 дней при цене контракта в пределах 3 млн. р. Калькулятор для расчета по ссылке.
  • Длинные аукционы для более дорогих закупок (более 3 млн. рублей), которые имеют длительность 15 дней и более.

Отличие конкурса от аукциона

Отличием конкурса от аукциона является то, что в последнем случае победитель определяется только по ценовым критериям. Им становится тот участник торгов, который предложил наименьшую стоимость, если аукцион был на понижение.

Но ФЗ-44 содержит некоторые особенности. Так, если в ходе торгов цена контракта достигла 0,5% от НМЦК, то тип аукциона изменяется с понижения на повышение. Побеждает участник, предложивший наибольшую цену.

Если два участника предложили одинаковую цену, то побеждает участник, который сделал предложение раньше.

Преимуществом аукциона перед конкурсом является его проведение в электронном виде, более быстрая и простая процедура закупки. При аукционе значительная часть функций передается оператору электронной площадки, что упрощает работу заказчика.

При этом недостатками аукциона по сравнению с конкурсом является то, что он не позволяет учесть целый ряд факторов при выборе победителя.

Подготовка документации и публикация

Перед проведением аукциона заказчику следует определиться с площадкой. Согласно приказу Минэкономразвития, аукционы должны проводиться на специализированных электронных торговых площадках.

Под электронной торговой площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся торги. По приказу Минэкономразвития закупки для государственных и муниципальных нужд проводятся только на аккредитованных одобренных площадках. Первоначально их было 5, но с конца 2016 года в перечень площадок попал Российский аукционный дом.

Сегодня для государственных закупок используются следующие сайты:

  1. ГУП «Агентство по государственному заказу Респ.Татарстан».
  2. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  3. ООО «РТС-тендер».
  4. Национальная электронная площадка.
  5. АО «Единая электронная торговая площадка».
  6. Всероссийская универсальная торговая площадка (РАД).

На предварительном этапе участнику следует подготовиться к электронному аукциону: сформировать комиссию, утвердить положение о ее работе и привлечь экспертов при необходимости. Также заказчику необходимо разработать и утвердить документацию об электронном аукционе. В число таких документов входят:

  • общие положения о закупке
  • информационная карта
  • форма заявки и инструкция по ее заполнению;
  • техзадание
  • проект контракта
  • расчет и обоснование НМЦК.

Извещение о проведении аукциона и состав документации должны быть размещены в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

Извещение о проведении аукциона должно быть размещено в ЕИС в установленные сроки: как минимум за неделю при закупке до 3 млн. р. и за 15 дней при более дорогостоящих закупках. Помимо ЕИС, сведения о закупке допускается разместить в электронных и печатных СМИ, но это требование не является обязательным.

Извещение о проведении аукциона должно содержать установленный перечень сведений:

  • сведения о заказчике
  • изложение условий контракта
  • код закупки
  • ограничение участия при определении поставщика
  • способ определения поставщика
  • место и порядок подачи заявок на участие
  • размер и порядок внесения обеспечения
  • адрес площадки для проведения аукциона
  • дата окончания срока приема заявок
  • преимущества, которые предоставляются заказчиком для отдельных категорий исполнителей (для НКО, субъектов малого бизнеса и пр.);
  • требования, которые предъявляются к участникам аукциона и перечень документов, предоставляемый ими;
  • запреты и ограничения.
Заказчик вправе вносить изменения в извещение, но не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок на участие. Исправления не должны затрагивать объект закупки. После принятого решения в ЕИС должны быть опубликованы эти изменения в течение одного рабочего дня.

Техническая информация по электронному аукциону должна содержать такую информацию:

  1. Наименование объекта закупки.
  2. Условия контракта.
  3. Обоснование НМЦК.
  4. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
  5. Дата и время окончания срока подачи заявок и их рассмотрения.
  6. Сведения о валюте контракта.
  7. Дата проведения аукциона.
  8. Размер обеспечения по контракту.
  9. Возможность изменения контракта заказчиком.
  10. Срок заключения контракта.
  11. Условия определения победителя.
  12. Требования к участнику аукциона.
  13. Проект контракта.

Также заказчиком публикуется информационная карта. Это сводная таблица по закупке, которая содержит весь спектр важнейшей информации.

Подача заявок на участие в электронном аукционе

Для того чтобы принять участие в процедуре электронных торгов, потенциальные поставщики должны получить аккредитацию на выбранной заказчиком электронной торговой площадке. Данная процедура весьма несложная: поставщику достаточно предоставить запрашиваемые документы и после проверки ему предоставят доступ к площадке. Обычно данная процедура занимает не более 5 рабочих дней.

Перечень документов, которые вправе запросить у участника электронная площадка в целях его аккредитации, указаны в пп. 1-8 ч. 2 ст. 61 ФЗ-44. Он не подлежит расширительной трактовке.

Оператор вправе отказать участнику в аккредитации, если он не предоставил необходимые документы и сведения, или он является оффшорной компанией.

Если аккредитация пройдена, то нужно учесть, что она имеет ограниченный срок действия: не более 3 лет. За три месяца до окончания аккредитации оператор электронной площадки обязан сообщить об этом участнику.

Так как торги проводятся на разных 6 площадках, то участнику нужно пройти аккредитацию на всех ресурсах. Помимо прохождения аккредитации участнику закупки следует предварительно оформить электронную цифровую подпись.

Если все формальности соблюдены, то участник может подобрать интересный для себя заказ и ознакомиться с аукционной документацией. Для участия в торгах участник должен внести определенное обеспечение на свой лицевой счет в электронной площадке. Эта сумма будет заблокирована на весь период участия в электронном аукционе. Размер обеспечения зависит от суммы контракта:

  • для контрактов с НМЦК менее 3 млн. р. размер обеспечения составляет не более 1%;
  • если НМЦК более 3 млн. р., то обеспечение по заявке вносится в размере 0,5-5% от НМЦК;
  • для льготных категорий участников (например, для субъектов малого бизнеса) размер обеспечения не должен превышать 2% от НМЦК.

Затем участнику торгов следует подготовить и отправить заявку на участие оператору площадки. Она должна состоять за двух частей.

После рассмотрения первой части заявки и признания ее соответствующей требованиям аукциона участник допускается до непосредственного участия. В назначенный день и время ему следует подавать свои ценовые предложения.

Перед участием в аукционе участника должны оценить на соответствие требованиям.

В конкурсной документации заказчик должен прописать перечень требований, которые предъявляются к участнику закупки. Так, в государственных закупках могут принимать участие лица независимо от формы собственности (это может быть как ООО, так и индивидуальный предприниматель), а также от происхождения капитала (это может быть участник с российским или иностранным капиталом).

Также в перечень требований к участникам аукциона входят:

  • ненахождение компании в статусе ликвидации
  • неприостановление деятельности компании по нормам КоАП;
  • отсутствие недоимки по налогам и сборам
  • отсутствие у учредителей судимостей за экономические преступления;
  • обладание участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие между участником и заказчиком конфликта интересов
  • ненахождение участника в оффшорной зоне.
К участникам закупки могут предъявляться дополнительные требования, в том числе которые касаются опыта работы, связанного с предметом контракта; наличия необходимых финансовых ресурсов; наличия необходимых специалистов и пр. Также практически во всех закупках указывается требование о том, что поставщик не должен состоять в реестре недобросовестных поставщиков.

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ подаваемая заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей. При этом обе части заявок передаются оператору площадки одновременно, но заказчику эти сведения поступают поэтапно.

Первая часть достаточно часто именуется «Форма №2». Она зависит от предмета заключаемого контракта, а также от наличия в электронной документации товарного знака и прочих атрибутов (в частности, указание на патенты, промышленные образцы, фирменное наименование и пр.).

Вторая часть заявки на участие в аукционе является более стандартизированной и должна содержать указание на такую информацию:

  • наименование юрлица или ФИО исполнителя;
  • местонахождение компании (место жительства гражданина);
  • контактные сведения участника;
  • ИНН компании и учредителей.

Также к заявке должны прилагаться определенные документы, которые включают в свой перечень:

  • документы, которые подтверждают соответствие участника аукциона определенным требованиям
  • документы, которые подтверждают соответствие товара установленным требованиям
  • решение об одобрении крупной сделки или его копия;
  • документы, подтверждающие права участника на преимущества по ст. 28-29 44-ФЗ;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона/поставляемых товаров запретам и ограничениям, установленным заказчиком;
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого бизнеса или НКО при необходимости.

Стоит отметить, что в ч. 3 ст. 66 44-ФЗ указывается на недопустимость запроса иных не указанных в законе документов.

Участник аукциона может подать заявку на участие в аукционе в любое время после размещения извещения о проведении закупки до окончания срока подачи заявок. Он также имеет право на отзыв заявки до окончания срока ее подачи.

В течение часа после ее поступления оператор электронной площадки должен присвоить заявке порядковый номер и подтвердить факт ее получения участнику. Также оператор вправе вернуть поступившую заявку участнику, если она не соответствует установленным требованиям по ч. 2 ст. 60 44-ФЗ.

В числе причин возврата поступившей заявки: участник подал 2 и более заявки, они были получены после отведенных для этого сроков, они поданы с нарушением положений ч. 14 44-ФЗ (до окончания срока аккредитации менее 3 месяцев), отсутствие денег на лицевом счете участника.

Сам аукцион проводится на электронной площадке в указанный в техдокументации день. Время проведения торгов устанавливается с учетом часовой зоны, в которой располагается заказчик.

Аукцион проводится через снижение стоимости участниками аукциона с шагом (величиной снижения) в размере 0,5%-5% от НМЦК. Для этого участниками подаются предложения о цене контракта.

К поданным ценовым предложениям ФЗ-44 устанавливает следующие требования:

  • они не должны быть равны ранее поданному предложению;
  • не должны быть равными нулю;
  • не должны превышать прежнее предложение;
  • не должны быть ниже текущего минимального предложения, сниженного в переделах шага.

Также участник не может снижать свою цену, если на текущий момент она – лучшая.

В ходе проведения электронного аукциона устанавливается время приема предложений от участников о цене: в течение 10 минут от начала проведения, а также 10 минут после поступления последнего предложения. Если за эти 10 минут ни одного предложения так и не поступит, то аукцион будет завершен автоматически.

Таким образом, минимальный срок проведения аукциона составляет 10 минут (если не было ценовых предложений). В среднем аукцион длиться 1-1,5 часа. В исключительных обстоятельствах – несколько суток (когда участники доторговались до цены менее 0,5% НМЦК).

Стоит отметить, что после того, как аукцион завершен, у участников есть возможность подать свое предложение о цене не ниже минимальной и независимо от установленного шага аукциона. Это может вывести его на второе место в конкурсе, что позволит претендовать на заключение контракта при отказе от него победителя.

Рассмотрение заявок

После того как истекли 30 минут после аукциона, оператор площадки обязан опубликовать протокол по результатам его завершения.

В протоколе прописываются:

  • адрес площадки;
  • дата, время начала и окончания аукциона;
  • НМЦК;
  • минимальное предложение о цене.

Первоначально заказчик рассматривает первые части заявок от участников электронного аукциона и готовит протокол рассмотрения заявок.

Для определения победителя аукциона заказчик оценивает вторые части поступивших заявок и готовит итоговый протокол.

По ч. 9 ст. 70 44-ФЗ контракт заключается не ранее, чем через 10 дней после определения победителя. В течение 5 дней после публикации итогового протокола в ЕИС заказчик размещает проект контракта для ознакомления исполнителя. Тот в течение 5 дней должен изучить его и отправить экземпляр заказчику в электронном виде и заверенный ЭЦП.

При заключении контракта с победителем аукциона заказчик должен дополнить ранее составленный проект контракта конкретными условиями исполнения, предложенными исполнителем. Перед подписанием контракта следует проверить, внес ли победитель предусмотренное закупкой обеспечение в виде денежных средств или банковской гарантии.

В случае если победитель аукциона не подписал в установленные сроки контракт (согласно ст. 70 44-ФЗ) или протокол разногласий (в течение 13 дней), то он считается уклонившимся от его подписания. Аналогично как уклонившийся воспринимается поставщик, который не исполнил антидемпинговые меры по нормам ст. 37 44-ФЗ.

Так, если в ходе проведения электронного аукциона поставщик снизил НМЦК более, чем на 25%, то он должен предоставить обеспечение по контракту в соответствии с ч. 1 ст. 37 или обеспечение по исполнению контракта, либо дополнительную информацию по ч. 2 ст. 37 44-ФЗ. От него также может потребоваться обоснование предложенной цены товара при поставках продовольствия, лекарств, средств для Скорой помощи и пр.

Отмена закупки

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ заказчики вправе отменить процедуру проведения аукциона, но не позднее, чем за 5 дней до окончания даты подачи заявок на участие.

В случае принятия такого решения обосновывать его не требуется (только если заказчик уложился в отведенные временные рамки). Но не позднее следующего рабочего дня заказчик обязан изменить действующий план-график.

Решение об отмене электронного аукциона в обязательном порядке публикуется в ЕИС непосредственно в день принятия соответствующего решения, а также должно быть донесено до всех участников закупки.

После этого процедура закупки через электронный аукцион считается отмененной.

Несостоявшийся аукцион в электронной форме 44-ФЗ

Закупка может быть признана несостоявшейся по следующим причинам (от которых будут зависеть варианты дальнейших действий заказчика):

  1. Если на момент завершения установленных сроков для подачи заявок не поступило ни одного предложения. Заказчик вправе объявить повторный аукцион или закупить товар у единственного поставщика.
  2. Если при рассмотрении первых частей поступивших заявок только одно предложение было признано соответствующим требованиям. При этом контракт заключается с единственным поставщиком по начальной цене.
  3. Если в ходе торгов не поступило ни одного ценового предложения, то контракт заключается с поставщиком по начальной стоимости.
  4. Если при торгах не поступило ни одного ценового предложения, то оператор площадки передает вторые части заказчику и победителем признается участник, чье предложение поступило ранее остальных.
  5. Если аукционная комиссия отклонила все вторые части заявок.
  6. Если участники, занявшие и 1, и 2 место при торгах, отказались от заключения контракта.

Понятие и основания проведения электронного аукциона

Под электронным аукционом понимаются торги в электронном формате, которые проводятся на ЭТП, и победителем которых становится лицо, которое предложившее самую низкую цену исполнения государственного (муниципального) контракта. Кроме цены, другие параметры исполнения контракта для заказчика не имеют столь важного значения.

В ч. 1 ст. 59 44-ФЗ приведены характерные черты закупки в электронном виде в формате аукциона:

  1. Информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц.
  2. Сведения о закупке указываются в ЕИС: здесь размещается извещение о закупке и документация по нему.
  3. К участникам закупки предъявляются единые требования.
  4. Проведение аукциона обеспечивает оператор электронной площадки.

Заказчик выбирает продукцию для закупок через аукцион на основании ОКПД-2. При этом такой товар, работа или услуга не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ, то есть в их отношении не должна быть установлена необходимость проведения закупки в закрытой форме.

Заказчики обязаны проводить закупку в форме аукциона в случае, если товар входит в аукционный перечень, утвержденный Правительством (по Распоряжению Правительства от 2016 года №471-р), или в дополнительные перечни из утвержденных субъектами РФ.

Включение товаров, работ и услуг в перечни осуществляется при одновременном выполнении нескольких условий:

  1. У заказчика есть возможность сформулировать четкое и подробное описание объекта закупки.
  2. Критерии определения победителя аукциона обладают количественной и денежной оценками.

При этом в ч. 3 ст. 59 44-ФЗ предусмотрено право заказчика на закупки товаров, работ и услуг через проведение электронного аукциона, которые не входят в утвержденные Правительством и регионами перечни.

В перечнях товаров, работ и услуг находятся более 50 классов ОКПД-2, в частности:

  • пищевые продукты и напитки;
  • бумага;
  • одежда;
  • горнодобывающая продукция;
  • лекарства;
  • сельхозтовары и услуги;
  • компьютеры;
  • строительные работы и пр.

При закупках товаров, работ и услуг из указанных перечней нужно учитывать определенные особенности. Например, закупки продуктов питания для образовательных учреждений можно проводить через конкурс с ограниченным участием.

На основании п. 2 ст. 59 44-ФЗ заказчику предоставлены некоторые послабления по вопросу обязательности применения закупок в виде электронного аукциона. Так, при НМЦК до 500 тыс. р. заказчик вправе выбрать запрос котировок независимо от того, представлен ли товар в перечне от Правительства. При заказе товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через запрос предложений или у единственного поставщика заказчик также вправе отойти от формата электронного аукциона.

Извещение о проведении электронного аукциона

Заказчик размещает извещение об аукционе в ЕИС и в любых СМИ:

  • Не раньше, чем за 7 рабочих дней до окончания срока приема заявок, если его цена < 3 млн руб.
  • Не раньше, чем за 15 рабочих дней до окончания срока приема заявок, если его цена > 3 млн руб.

Понятие и нормативная база

В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок» законодатель закрепил два возможных типа аукциона – открытый и закрытый. При этом если для открытого аукциона допустима, а нередко и является обязательной, форма проведения в виде электронной торговой процедуры, то закрытый аукцион в электронной форме не проводится, а все заявки подаются в виде запечатанных конвертов.

Регулирование проведения процедур открытого и закрытого аукционов происходит на основании статей 59-71 и 86-91 Федерального закона №44-ФЗ. В рамках указанных статей происходит не только регулирование собственно процедуры такого вида торгов, но также и устанавливается порядок доступа потенциальных участников торгов ко всем необходимым документам.

Особую важность такое регулирование имеет в отношении возможности доступа к необходимой документации о проведении закупок, которая не размещается при проведении закрытого аукциона, в рамках которых закупаются товары или услуги относительно объекта, составляющего государственную тайну.

Открытые торги

В основном заказчики используют открытые тендеры, поэтому они более распространены. Данные о планируемой закупке размещаются в ЕИС в свободном доступе. Также, информация находится непосредственно на электронной площадке, на которой проходит этот торг.

Компания, желающая принять участие, подает заявку на электронную площадку, оформленную согласно требованиям тендерной документации.

Рассмотрим, как проходят открытые торги на примере участия в конкурсе. Это целесообразно, потому что государственные организации сейчас являются основными и постоянными заказчиками во многих отраслях. Порядок проведения открытых торгов строго регламентирован.

Этапы проведения открытых конкурсов:

1 этап — создаётся конкурсная комиссия, после чего начинается подготовка документации для организации конкурса.

2 этап — в общедоступных источниках размещается извещение о проведении закупки, наряду с этим публикуется конкурсная документация. В ней указываются условия проведения тендеров, требования, которые должны выполнить поставщики для участия, а также критерии отбора. Эти данные общедоступны и бесплатны.

Потенциальные поставщики должны не позднее указанного в документах срока оставить заявки на участие. Также, к своим предложениям участники прилагают дополнительные документы, описывающие характеристики поставляемого товара или услуги, а также информацию об организации (свидетельства, лицензии и т.д.).

При желании заказчика, может быть проведена дополнительная предварительная классификация. На ней выделяются только те поставщики, предложения которых соответствуют требованиям, указанным в тендерной документации.

Если была подана всего одна заявка на участие в открытом конкурсе, то он признается не состоявшимся и у заказчика есть выбор: изменить тендерную документацию и объявить закупку заново или не проводить повторный конкурс вовсе.

Если заказчик по каким-то причинам решил отменить или внести некоторые изменения в условия после объявления о начале конкурса, то по закону он может это сделать не позднее 5 дней до окончания приема заявок. При этом, срок приема заявок должен быть увеличен так, чтобы до окончания осталось не менее 10 дней.

Другие изменения, такие как смена лота или увеличение обеспечения — строго запрещены.

3 этап – рассмотрение первых частей заявок. Срок рассмотрения не может превышать 5 рабочих дней, а при НМЦ контракта не превышающей 1 млн. руб. срок рассмотрения должен быть 1 рабочий день с даты окончания подачи заявок.

Срок рассмотрения вторых частей не превышает 3 рабочих дня, а при НМЦ не превышающей 1 млн. руб. 1 рабочий день.

4 этап – анализ предложений поставщиков и выявление победителя. В срок не позднее следующего рабочего дня, после размещения протокола рассмотрения вторых частей, размещается итоговый протокол. Не ранее 10-ого и не позднее 20-ого дня с этого момента с победителем должен быть заключён контракт.

Помимо конкурса, бывают открытыми и аукционы. Они проводятся по похожему принципу.

Закрытые тендеры

В закрытых тендерах отбор участников весьма отличается от ранее описанного метода. Для выбора данного вида торгов у заказчиков есть причины:

  1. чтобы выполнять заявленную работу или поставлять необходимый товар нужно иметь квалификацию и этими ресурсами обладает малое количество поставщиков;

  2. обеспечение товаром носит секретный характер или закупается для безопасности.

Тендерная документация и вся остальная информация является конфиденциальной, объявление о проведении закрытого торга распространяется не в открытом доступе, а высылается индивидуально определенным компаниям. В этом и есть главное различие между открытыми и закрытыми аукционами, в остальном все аналогично в порядке их проведения, за некоторыми исключениями.

При проведении закрытого аукциона или конкурса обязательным условием является обоснование именного такого вида закупок. Заказчик должен предоставить достаточно доказательств органам государственной власти. После этого, в течение 10 рабочих дней должно быть получено соглашение на проведение тендера.

Лишь после этого потенциальным поставщикам рассылаются приглашения к участию в закрытом торге.

Право участия предоставляется только тем организациям, которые соответствуют условиям ч.1 ст.31 44-ФЗ и имеют достаточно возможностей, чтобы осуществить весь объём предлагаемых заказчиком работ, услуг или поставок.

Все документы, а также сами заявки на закрытый аукцион, необходимо передавать в бумажном виде, использовать электронный формат для пересылки документации строго запрещено. Нельзя распространять и публиковать информацию о закрытом тендере в открытых источниках. Для сохранения конфиденциальности на заседании конкурсной комиссии так же запрещается видео- и фотосъемка.

Естественно, государственные органы выступают за проведение и участие открытых торгов и аукционов. Такой метод закупки минимизирует риск коррупции и сговора участников. Все данные о проводимом торге, этапах проведения и определении поставщика находятся в открытом доступе в ЕИС. Однако даже этот вид закупок не является панацеей от данного недуга общества.

Вы можете самостоятельно выявить «плюсы» и «минусы» тех и других разновидностей закупок, учитывая профиль вашей компании, её особенности, стратегию развития и многое другое. И на основе полученных данных определить какой из методов проведения тендера для вас наиболее оптимален.

Что такое открытый аукцион в электронной форме. В чем его особенность

Электронный аукцион – это способ определения поставщика на электронной торговой площадке путем проведения торгов, где победителем признается участник закупки, который предложил наименьшую цену контракта.

Как уже было сказано выше электронный аукцион является наиболее востребованным среди заказчиков. С чем может быть связана такая популярность электронного аукциона среди заказчиков?

Распределение заказа по способам определения поставщика

В первую очередь, проведение закупки таким способом, как правило, позволяет снизить итоговую цену контракта более, чем на 30% от начальной максимальной цены контракта.

Во-вторых, проходит планомерная законодательная поддержка такой процедуры. Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2013г. №2019-р утвержден перечень работ, товаров и услуг, закупки которых должны проводиться только в форме электронного аукциона.

В-третьих, мы живем с Вами в информационном веке, и переход на электронные формы проведения закупочных процедур является неотъемлемой составляющей развития общественных отношений.

Подвиды электронных торгов

В зависимости от целей проведения, электронные торги делятся на:

  • торги, проводимые с целью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • торги, проводимые по заказу коммерческих организаций;
  • торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о банкротстве;
  • торги по продаже арестованного имущества.

По квалификации участников закупочные процедуры делятся на открытые электронные торги и закрытые электронные торги:

С помощью закрытых электронных торгов проводится выбор поставщиков, прошедших предварительную квалификацию на допуск к участию. Это закупка товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну (например, выполнение заказов оборонной промышленности и т.д.).

В открытых процедурах могут принимать участие поставщики, прошедшие аккредитацию на электронных торговых площадках.

Достоинства открытых аукционов

Открытый аукцион в электронной форме обладает рядом преимуществ, по сравнению с простым тендером. Основными плюсами являются:

1) Возможность участия в аукционе из любой точки мира, где есть Интернет;

2) Короткий период проведения аукциона, который не затягивается на недели или месяцы;

3) Экономия финансов, которые выделяются из бюджета на организацию торгов;

4) Открытые правила, утвержденные для закупок;

5) Справедливая конкуренция;

6) Равные права для всех Участников;

7) Возможность участия малых предприятий.

Как принять участие в открытом аукционе

Чтобы принять участие в открытом аукционе необходимо пройти аккредитацию на электронной площадке, где осуществляется проведение аукциона и получить доступ к участию в торгах. Список электронных площадок по 44 ФЗ:

  1. Электронная торговая площадка Сбербанк АСТ (sberbank-ast.ru);
  2. Тендерная площадка ЕЭТП Росэлторг (roseltorg.ru);
  3. Электронная торговая площадка РТС тендер (rts-tender.ru);
  4. Национальная электронная площадка ММВБ госзакупки (etp-ets.ru);
  5. Электронная торговая площадка Заказ РФ (zakazrf.ru);
  6. Тендерная площадка Российский аукционный дом (auction-house.ru).

Оператор интернет площадки обязан гарантировать Вам, что во время проведения аукциона онлайн, сохраняется Ваша конфиденциальность. Во время проведения аукциона, участвующие лица обладают информацией о количестве Участников, но не о том, кем они являются.

Определение победителя открытого аукциона

Открытый аукцион проводится в несколько стадий, с установленными сроками. Сначала подаются заявки на участие в торгах, которые состоят из двух частей. Далее рассматриваются первые части заявок. В документах содержатся технические параметры продукции для поставки. При неправильном заполнении аукционной документации, Участники отклоняются от торгов. Затем рассматриваются вторые части заявок. На следующий день, после открытого аукциона, Заказчик публикует протокол подведения итогов аукциона. После этого, в течение 5 суток со дня размещения протокола, Заказчик посылает победившему Участнику стандартную форму госконтракта, который может быть подписан не ранее 10 дней с момента рассмотрения вторых частей заявок.

Документы со стороны заказчика

В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.

Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:

  1. Информационная карта– выжимка с наиболее важной информацией по госзакупке.
  2. Форма заявки на участие в закупке– такой документ не является обязательным, а имеет рекомендательный характер.
  3. Инструкция по заполнению заявки.
  4. Обоснование НМЦК с использованием одного из рекомендованных методов: метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, сметного, затратного и пр.
  5. Техническое задание– описывает максимально подробно объект закупки.
  6. Проект государственного контракта– в этот проект в дальнейшем вносятся реквизиты победителя и его предложение по цене, другие его параметры при подписании менять не будут.

Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС как минимум за 7 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Такие сроки действуют при НМЦК в пределах 300 млн р. (или 2 млрд р. при закупках по строительству, реконструкции и капремонту). Если же речь идет о крупных закупках на сумму более 300 млн р., то на подачу заявок на участие в закупках отводится не менее, чем 15 дней.

Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.

В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:

  • идентификационный код закупки (ИКЗ);
  • условия контракта;
  • дата и место подачи заявок на участие в электронном аукционе;
  • дата проведения электронного аукциона;
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта и пр.

Заказчик также должен установить требования к участникам аукциона и указать на перечень документов, которые участники должны предоставить. Перечень таких документов и требований приводится в строгом соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.

Документы со стороны поставщика

Основным документом, который необходимо оформить поставщику на участие в электронном аукционе, является заявка. Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ, заявка состоит из двух частей. Первая часть включает определенный набор сведений, которые зависят от предмета закупки (товара, работы или услуги) и указания в закупочной документации товарного знака.

В состав заявки на участие в аукционе включают:

  1. Согласие участника поставить товары, выполнить работы или оказать услуги.
  2. Наименование страны происхождения товара(если в документации по электронному аукциону есть ограничения).
  3. Конкретные значения технических и иных характеристик товара, указание на товарный знак.

Если в состав закупочной документации была включена проектная документация, то она должна содержать согласие участника выполнить работы на условиях данной документации.

Первая часть имеет обезличенный формат. К ее заполнению стоит отнестись максимально ответственно, так как именно некорректное оформление формы 2 становится основанием для отстранения участника от дальнейшего участия в торгах. Во второй части заявки на участие указываются сведения о поставщике, а также некоторые документы:

  1. Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ(например, копия лицензии, свидетельства о допуске в СРО и пр.).
  2. Декларация о соответствии участника требованиям п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ(предоставляется посредством функционала ЭТП).
  3. Копии документов, которые подтверждают соответствие товара, работа и услугитребованиям законодательства.
  4. Решение об одобрении крупной сделки (если контракт относится к крупным сделкам).
  5. Документы, которые подтверждают право участника электронного аукциона на преимуществапо ст. 28, 29 44-ФЗ, или их копии.
  6. Документы, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами по ст. 14 44-ФЗв рамках национального режима.
  7. Декларация о принадлежности участника к СМП и СОНКОв случае, если закупка предусматривает ограничения по ч. 3 ст. 30 44-ФЗ.

Запрашивать от участника аукциона иные документы и сведения заказчик не вправе. При подаче заявки на участие в электронном аукционе поставщик должен учитывать следующие особенности:

  1. Каждый поставщик вправе подать только одну заявку на участие в закупке вплоть до времени окончания срока подачи заявки.
  2. Заявка на участие передается в виде двух электронных документов одновременно.
  3. В течение часа после получения заявки оператор должен присвоить ей идентификационный номер.
  4. Участник аукциона, подавший заявку на участие в аукционе, может отозвать ее не позднее даты окончания срока подачи заявки на участие. Об этом он должен уведомить оператора ЭТП.
  5. Электронные документы, которые подтверждают соответствие участника требованиям ст. 31 44-ФЗ, не включаются во вторую часть заявки, а направляются заказчику оператором с использованием аппаратных средств вместе со второй частью заявок. Эти документы оператор берет из реестра участников закупки, аккредитованных на электронной площадке.

Заявку могут вернуть участнику, если она не была подписана ЭЦП, одним участником подано две и более заявки, заявка получена после окончания сроков подачи заявки, заявка получена с нарушением норм ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ, сведения о поставщике или его учредителях есть в РНП. Участник отклоняется от закупки, если сведения о нем отсутствуют в реестре участников в ЕИС.

Проведение электронного аукциона по 44-ФЗ

Заказчик обязан провести закупку товаров, работ, услуг в форме электронного аукциона в случае, если они включены в аукционный перечень по 44-ФЗ, утверждаемый Правительством РФ.

Условиями включения закупок по 44-ФЗ в перечень являются:

  • Возможность подробно и точно описать объект закупки
  • Количественная и денежная оценка критериев определения победителя аукциона

Если имеются объективные характеристики объекта закупки, такие так размер, вес, плотность – как у строительных материалов, или такие так длина, ширина, высота, мощность, набор функций – как у автомобиля, то проводится открытый аукцион.

Правила проведения электронного аукциона по 44-ФЗ определяются статьями 59-71. Некоторые формулировки закона могут быть непонятны новичку, поэтому мы расскажем про этапы электронного аукциона по 44-ФЗ простыми словами.

Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ

Срок публикации извещения на аукцион в электронной форме по 44-ФЗ составляет не менее 15 дней при начальной максимальной цене от 3 миллионов рублей.

Однако при начальной цене лота до 3 миллионов рублей у вас есть 7 календарных дней, то есть лишь 1 неделя. Новому поставщику этого времени не хватит для получения ЭЦП и аккредитации на торговой площадке и единственным способом попасть на торги остается ускоренная аккредитация.

После размещения извещения начинается этап подачи заявок. Заказчик может внести изменения в извещение без изменения объекта закупки и суммы обеспечения в срок не менее 2 дней до окончания подачи. Тогда исчисление сроков начинается заново. Однако у заказчика есть еще один день на размещение изменений. Отказ от проведения электронного аукциона по 44-ФЗ заказчиком возможен за пять дней до окончания подачи заявок.

Аккредитация на электронный аукцион по 44-ФЗ

Чтобы получить доступ к участию в электронном аукционе по 44-ФЗ, участнику требуется пройти процедуру аккредитации на электронной площадке.

Существует 8 официальных электронных площадок. Крупнейшие торговые площадки – Сбербанк-АСТ, РТС-тендер и Росэлторг.

На этих трех площадках в 2018 году было проведено 92% всех электронных аукционов по 44-ФЗ. Далее с большим отрывом идут Национальная электронная площадка и Заказ РФ.

Срок аккредитации на электронный аукцион по 44-ФЗ составляет до 5 рабочих дней, выдается аккредитация на 3 года. Аккредитованные участники включаются в реестр поставщиков на каждой торговой площадке. Возможна срочная аккредитация в срок от 1 часа.

Ознакомиться со списком необходимых документов для аккредитации.

После получения аккредитации, можно участвовать во всех торгах на площадке при условии внесения обеспечения на площадку.

Документация электронного аукциона по 44-ФЗ

Извещение должно содержать:

  1. Адрес сайта электронной площадки
  2. Дату окончания рассмотрения заявок
  3. Дату проведения торгов (только рабочий день)
  4. Размер обеспечения заявки
  5. Преимущества для поставщиков, например, малого бизнеса
  6. Требования к поставщику товара, работы, услуги
  7. Исчерпывающий перечень документов
  8. Ограничения для иностранных товаров и юридических лиц

Документация должна содержать:

  1. Наименование и описание закупки
  2. Описание условий контракта, срок подписания
  3. Требования к заявке участника
  4. Даты окончания срока подачи, рассмотрения заявок и проведения торговой сессии
  5. Размер и условия обеспечения контракта
  6. Информацию об ответственном лице заказчика, контактные данные
  7. Порядок разъяснения заказчиком положений документации
  8. Проект контракта

Документация не может содержать требований к оформлению и форме заявки.

Запрос разъяснений на электронный аукцион по 44-ФЗ

Если вы нашли ошибки, противоречия или неточности в документации, то не позднее, чем за 3 дня до окончания подачи заявок вы можете подать в свободной форме запрос на разъяснение положений аукционной документации в виде файла, подписанного ЭЦП на торговой площадке.

Заказчик обязан опубликовать разъяснение положений аукционной документации по 44-ФЗ, не изменяющий суть документации в срок до 2 дней.

Иначе, заказчик обязан внести изменения в документацию, опубликовать новые редакции с обнулением сроков подачи заявок. Это является распространенным явлением, поэтому не бойтесь задавать вопросы, тем более, это происходит анонимно.

Если ответ на запрос о даче разъяснений оказался не полным или формальным, подайте запрос еще раз. Можно направить три запроса на один аукцион по ФЗ-44. Разъяснения не должны изменять суть документации и противоречить ей.

Заявка на электронный аукцион по 44-ФЗ

Чтобы участвовать в аукционе по 44-ФЗ нужно подать заявку и прикрепить документы в личном кабинете электронной площадки.

Электронный аукцион по 44-ФЗ устроен так, что участник сначала вносит сначала обеспечение заявки, затем контракта (в случае победы).

Если не провести тщательный анализ и просчет закупки, можно потерять деньги и попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому хорошо изучите документацию.

Обеспечение заявки участника электронного аукциона по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение заявки по 44-ФЗ. В аукционе в электронной форме оно может быть только денежное.

Размер обеспечения заявки электронного аукциона по 44-ФЗ составляет 0,5 – 5%, а при начальной цене до трех миллионов рублей равен 1%.

Если торги предназначены для субъектов малого предпринимательства, то верхний предел составляет 2%.

Обеспечение не возвращается, если участник:

  • Отказался или уклонился от заключения контракта, не успел или забыл его подписать
  • Не внес обеспечение контракта или предоставил его с нарушениями (серая банковская гарантия, не хватило средств, не соответствует размер и т.д.)

Во всех остальных случаях обеспечение возвращается участнику.

Подача заявки на электронный аукцион по 44-ФЗ

Подать заявку на электронный аукцион можно с момента публикации извещения до окончания срока подачи.

Электронная площадка выполняет техническую функцию по пересылке информации между поставщиком и заказчиком и публикации протоколов.

Электронная торговая площадка возвращает документы, если:

  1. Вся документация, одна из ее частей или хотя бы один документ не подписаны ЭЦП
  2. Подано более одной заявки (предыдущие варианты не отозваны)
  3. Истечение срока подачи (сверяйте время и часовой пояс заказчика)
  4. Осталось менее трех месяцев до окончания аккредитации на площадке (продлите минимум за полгода)
  5. Отсутствие на лицевом счете площадки средств для обеспечения (не успели поступить деньги)

Если подана всего одна заявка – электронный аукцион по 44-ФЗ признается несостоявшимся. В этом случае контракт заключается с единственным участником по максимальной цене.

Подготовить и подавать документы лучше всего в последние два дня до даты окончания. За 2 дня до этой даты заказчик не имеет права вносить изменения в документацию.

Отозвать заявку на участие в аукционе участник размещения заказа может в любой момент до подачи, обратившись к оператору электронной торговой площадки, на которой проводится закупка.

Заявка на электронный аукцион по 44-ФЗ делится на первую часть и вторую часть. Обе части подаются одновременно в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью.

Заключение контракта по итогам открытого электронного аукциона

С участником, который признан победителем, заказчик заключает госконтракт. В течение 5 дней после размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект контракта. В него должны быть внесены данные из заявки победителя и предложенная им цена. Сначала контракт подписывает исполнитель. У него есть 5 дней с даты размещения проекта в ЕИС на то, чтобы внести обеспечение и поставить свою подпись. В результате он должен разместить подписанный контракт и документ, подтверждающий внесение обеспечения.

Последним свою подпись в контракте ставит заказчик. Он может это сделать не раньше 10 дней с даты опубликования итогового протокола.

Контракт Борьба с демпингом и дополнительные меры обеспечения в электронных закупках 44 ФЗ ( открытый аукцион в электронной форме )

Если в ходе торгов цена контракта опускается более, чем на четверть от начальной, вступают в силу антидемпинговые меры. Заключаются они в следующем:

Если НМЦК более 15 млн рублей, размер обеспечения повышается в полтора раза.

Если НМЦК менее 15 млн рублей, можно внести либо повышенное обеспечение (пункт 1), либо предоставить исполненные без штрафов контракты.

Для некоторых объектов закупки, которые относятся к категории жизненно необходимых товаров, установлены дополнительные требования. Это продукты питания, лекарственные препараты, средства для оказания неотложной помощи, топливо. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, участник должен предоставить заказчику один из документов:

Гарантийное письмо от изготовителя, в котором указывается цена и количество отгруженных поставщику товаров.

Документ, который подтвердит, что поставщик располагает нужными для поставки товарами.

Другие документы, подтверждающие, что поставщик в состоянии исполнить свои обязательства и поставить объект закупки по той цене, которую предложил.

Составление протокола разногласий в электронных аукционах

Закон 44-ФЗ не разрешает изменять существенных условий контракта. Однако поставщик может заметить в проекте, предложенном заказчиком на подпись, некоторые неточности: несоответствие данных тому, что указано в извещении, документации аукциона или заявке участника. В этом случае составляется протокол разногласий. В нем указывается, что именно и чему не соответствует.

Следующие 3 дня даются заказчику на ответ. А он может быть таков:

новый вариант контракта с исправленными неточности, на которые указал поставщик (без подписи заказчика);

контракт в старой редакции плюс документ-обоснование, почему правки не могут быть внесены.

Теперь уже 3 дня есть у поставщика на то, чтобы подписать контракт либо направить новый протокол разногласий. Подавать таких протоколов можно неограниченное число. Однако должно исполняться такое правило: последний протокол можно направить заказчику не позже 13 календарных дней с даты опубликования итогового протокола аукциона.

Когда все разногласия улажены, и исполнитель подписал контракт, у заказчика есть 3 дня на то, чтобы поставить свою подпись.

Уклонение от подписания контракта в электронных аукционах

Победитель открытого аукциона будет признан уклонившимся от заключения контракта, если нарушит правила:

в установленный срок не подпишет контракт и не направит его заказчику;

направит протокол разногласий по прошествии 13 дней с даты публикации итогового протокола аукциона;

не внесет обеспечение либо предоставит обеспечение, не соответствующие требованиям.

У заказчика есть право обратиться в суд с целью истребовать с победителем аукциона убытки, которые повлек его отказ от заключения контракта. Что же касается закупки, то контракт может быть заключен с участником № 2. Если он дает свое согласие, то в течение 10 дней заказчик направляет ему проект контракта. Если же участник № 2 отказывается, то принимается решение о признании аукциона несостоявшимся.

Источники

  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/provedenie-aukciona.html
  • https://xn--24-mlcpfwjefdehi2m.xn--p1ai/blog/poryadok-provedeniya-otkrytogo-i-zakrytogo-auktsionov-auktsion-po-federalnomu-zakonu-o-kontraktnoj-sisteme-v-sfere-zakupok/
  • https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/otkrytye-i-zakrytye-tendery-shodstva-i-razlichiya
  • http://tenderstyle.ru/otkrytyy-auktsion
  • https://open-torg.ru/44-fz/elektronnyj-aukcion-po-44-fz
  • https://44fzrf.ru/elektronnyiy-auktsion/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: