Право владения земельным участком — виды и особенности

Толкование понятий

Собственником в юридическом праве называют физическое или юридическое лицо, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом на основании подтверждающего данное право документа. При этом предмет пользования может находиться в единоличной или общей собственности, что влияет на регламент его отчуждения.

Владельцем в рамках правового поля считается лицо, которое обладает вещью фактически, но при этом может и не иметь на неё документально подтверждённое право собственности.

В юридической практике так именуют в основном граждан, имеющих право пользования имуществом с возможностью его передачи. Например, автомобилем можно владеть в рамках генеральной доверенности, но при этом не являться его собственником.

Правообладателем считается физическое или юридическое лицо, обладающее правом владения имуществом на основании договора о переходе прав. Арендаторы — лица, владеющие и пользующиеся имуществом по договору аренды или субаренды.

Понятие «право собственности на землю»

Под «правом собственности на землю» понимается право, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Нормативное регулирование правоотношений в области земельного права осуществляется гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения и прекращения прав на участок земли, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Источниками земельного права являются: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), ряд федеральных законов; вопросам права собственности на землю посвящена гл. III ЗК РФ «Собственность на землю»; вопросы возникновения прав на землю рассматриваются в гл. V ЗК РФ «Возникновение прав на землю».

В гл. XVII ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассмотрены основания возникновения вещных прав. Среди вещных прав, объектами которых могут выступать участки земли, выделяются:

– Право собственности (частная, государственная, муниципальная) на земельный участок возникает либо ввиду приобретения права у другого собственника (сделки отчуждения, мены, дарения и т.д.), либо с помощью формирования нового участка и последующего оформления его в собственность;

– Права пользования (аренда, бессрочное пользование, оперативное управление и т.д.);

– Право бессрочного пользования землей, находящейся в федеральной или муниципальной собственности, предоставляется отдельным категориям юридических лиц (публичным органам власти; бюджетным, казенным и автономным учреждениям всех уровней); казенным предприятиям. Возникает в связи с решением уполномоченного органа власти. Право бессрочного пользования, ранее оформленное на физических лиц, сохраняет действие, однако такое право не может быть предоставлено гражданам;

– Право пожизненного наследуемого владения в настоящее время в РФ не предоставляется, однако существующие права сохраняются;
Право ограниченного пользования (сервитут) возникает из условий сделки, нормативного акта публичного органа власти, либо связано с особым правовым статусом земельного участка;

– Иные права пользования (аренда и т.д.). Возникают из совершения юридически значимых действий (заключение договора, издание нормативного акта органа власти).

Основания возникновения права собственности на землю

Согласно ст. 25 ЗК РФ ЗК РФ права собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ.

– в частную собственность (ст. 17, 18 ГК РФ):

  • на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка (ст. 218 ГК РФ);
  • в порядке наследования, а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ);
  • в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 217 ГК РФ);
  • по иным основаниям (п. 3 ст. 218 ГК РФ), например, в силу приобретательной давности.

– в государственную собственность (ст. 17, 18 ЗК РФ):

  • по федеральным законам;
  • процедура разграничения государственной собственности на землю;
  • гражданско-правовые основания;
  • безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов РФ).

– в муниципальную собственность (ст. 19 ЗК РФ):

  • по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов РФ;
  • процедура разграничения государственной собственности на землю;
  • гражданско-правовые основания;
  • безвозмездная передача в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности и возникает с момента регистрации.

Владелец и собственник: в чём разница?

Разница между этими определениями подчёркивалась ещё со времен возникновения римского права, особенностью которого являлось наличие 2 самостоятельных правовых института: права владения и права собственности.

Владение определялось римскими правоведами как фактическое господство лица над определённой вещью без правового титула. При этом объектом всегда выступали материальные вещи, а в составе владения выделяли 2 элемента: «душа владения» и «тело владения».

Первое – «душа» — это владельческая воля, т.е. желание и намерение владельца обладать вещью для себя, не признавая господства над нею других лиц. Примечательно, что с этой позиции даже вор в Риме считался владельцем. «Тело владения» – состояние фактического обладания.

Отличия права владения и права собственности в современной нормативно-правовой базе следующие:

  1. Владение отличается от права собственности отсутствием правоустанавливающего титула.
  2. В современной трактовке права собственности фактическое обладание вещью, предметом, недвижимостью не имеет значения; собственнику принадлежат все правомочия пользования, которые основаны на правовом титуле, т.е. правоустанавливающем документе, который хранится у собственника даже в тех случаях, когда имущество передано другому лицу или выбыло из обладания собственника против его воли.

Итак, собственник – это всегда владелец, но владелец не всегда является собственником. Тогда возникает резонный вопрос: кем является, к примеру, человек, управляющий автомобилем по доверенности? Отвечаем: тоже владельцем транспортного средства, но только на тот период, пока право владения ему передано собственником.

Согласно п.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение даёт возможность реально иметь, фактически обладать неким имуществом в данный момент, но не распоряжаться. Право пользования означает возможность использования данного имущества, его потребления и извлечения полезных качеств. Право распоряжения даёт возможность изменить судьбу имущества, например, уничтожить, продать, подарить, обменять.

Однако в той же статье Гражданского Кодекса говорится о том, что собственник вправе передать все вышеперечисленные полномочия (одно, два или все вместе) иному лицу на основании какого-либо документа, например, оформленной им доверенности, содержащей перечень предоставляемых прав.

Но собственник, передав право владения другому лицу, всё равно остаётся собственником и лишь на время лишается возможности пользоваться своим имуществом с момента его передачи. Переданные им правомочия теперь будут принадлежать не собственнику, а новому законному владельцу по доверенности.

Важно различать законное и незаконное владение имуществом. Незаконное владение не даёт никаких правомочий, зато влечёт за собой груз ответственности.

3 правомочия собственника земельного участка.

Право собственности на любой объект, в том числе земельный участок, состоит из 3-х правомочий.

Иными словами, любой собственник, каким бы объектом он не обладал, имеет три правомочия.

Право владения.

Владение объектом – это физическое обладание им. Возможность контролировать объект собственности.

Владение является ключевым правом, потому что на нем основываются остальные права собственника.

Право пользования.

Пользование – это извлечение полезных свойств из обладания объектом собственности.

Иными словами, реализуя право пользования, собственник эксплуатирует объект.

Извлекает из него потребительскую пользу.

Право пользования всегда связано с правом владения, потому что использовать объект можно только владея им.

Право распоряжения.

Распоряжение – это возможность определять юридическую судьбу объекта.

Право распоряжения реализуют путем продажи, дарения, передачи в аренду, безвозмездное пользование, по наследству, а также другими способами.

Таким образом, собственник земельного участка обладает всеми 3-мя правомочиями.

Каждое из 3-х прав собственник может передавать другими лицам.

Правообладатель — это собственник или арендатор?

Теперь сопоставим понятия «собственник», «правообладатель» и «арендатор». Казалось бы, кто же как не собственник обладает всеми правами на принадлежащее ему имущество. Но нет, не всегда, поэтому данные определения нельзя отождествлять. И собственник не всегда будет правообладателем, и правообладатель может не быть собственником.

Правообладатель – понятие более широкое. Им охватываются собственники, владельцы, арендаторы, владельцы земли на праве пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования, обладатели права сервитута и т.д.

Разница у правообладателей состоит в объёмах их правомочий. Так, например, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, арендатор — только владеть и пользоваться, но не полностью распоряжаться (может сдать в субаренду, но не вправе продать); владелец также ограничен в правомочии распоряжаться имуществом.

Сам же собственник, передавая право владения другому лицу, к примеру, на основании договора аренды, на срок договора также теряет право пользования свои имуществом.

Таким образом, все рассматриваемые нами понятия очень перекликаются, иногда взаимозаменяемы, но сами по себе представляют собой разные понятия, издавна закрепившиеся в юридической практике.

Статья 5. Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

землевладельцы
— лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков;

обладатели публичного сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 5 ЗК РФ

В комментируемой статье определен субъектный состав земельных отношений. Субъекты земельных отношений могут быть единоличными (граждане) и коллективными (юридические лица).

Участниками земельных отношений могут выступать юридические лица. Определение юридического лица содержится в ст. 48 ГК.

Юридические лица, включая юридических лиц с иностранным капиталом, могут участвовать в земельных отношениях, если они зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество <54> и др.).
——————————–
<54> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

Наряду с российскими юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, участниками земельных отношений могут быть также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Под “гражданами”, упомянутыми в комментируемой статье 5 ЗК РФ в качестве участников земельных отношений, следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов).

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В п. 2 ст. 3 ЗК РФ закреплено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК и иными федеральными законами.

ЗК в ряде случаев устанавливает особенности правового статуса иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства как участников земельных отношений (п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9 ст. 36).

Особенности правового статуса иностранных юридических лиц и иностранных граждан как участников земельных отношений могут быть установлены также другими федеральными законами (например, ст. 3 Закона N 101-ФЗ <55>, ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” <56> и т.д.) и подзаконными актами (Указ Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 “Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками” <57>).
——————————–
<55> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

<56> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.

<57> СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 268.

Приказом Росрегистрации от 16 мая 2007 года N 82 <58> утверждены Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним.
——————————–
<58> Российская газета. 11.07.2007. N 147.

Российские и иностранные юридические лица и граждане в земельных правоотношениях могут выступать в разных качествах, в зависимости от конкретной ситуации. Они могут быть собственниками земельных участков; землепользователи – лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами – лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков (то есть владеть и пользоваться земельными участками по договору аренды или субаренды); обладателями сервитута, то есть иметь право ограниченного пользования чужими земельными участками).

Особое место в субъектном составе занимают политико-территориальные образования – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации участвуют в земельных отношениях через соответствующие органы государственной власти. Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения) принимают участие в земельных отношениях через органы местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений закреплены в гл. 1 ЗК (ст. ст. 9 – 11). Помимо ЗК, полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления как участников земельных отношений закреплены в иных нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральных законах от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” <59>, от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” <60>, Постановлениях Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 437 “О Министерстве экономического развития Российской Федерации” <61>, от 12 июня 2008 года N 450 “О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации” <62>, от 1 июня 2009 года N 457 “О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии” <63> и т.д.).
——————————–
<59> Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

<60> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

<61> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

<62> СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2983.

<63> СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.

Полномочия государственных органов власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться, помимо нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Участвуя в земельных отношениях имущественного характера, связанных с оборотом земли, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования следуют предписаниям, содержащимся в главе 5 ГК (статьи 124 – 127).

Другой комментарий к Ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена участникам земельных отношений, т.е. субъектам земельных правоотношений. Субъектами земельных правоотношений – носителями прав и обязанностей в этих отношениях законодательство признает: граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования.

Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ – это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособности, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.

Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами земельных отношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, как находящихся в публичной (государственной и муниципальной), так и частной собственности.

2. Особо ЗК определяет права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. До вступления в силу ЗК РФ иностранные граждане и юридические лица не могли иметь в собственности земельные участки на территории России. Указанные лица ныне, как и российские граждане и юридические лица, могут иметь в собственности землю (см. комментарий к статье 15 ЗК РФ).

3. В ч. 3 комментируемой статьи 5 Земельного кодекса России приводятся определения лиц, использующих земельные участки на основании различных титулов: права собственности, пожизненного наследуемого владения и т.д.*(1) Кроме права собственности как основного титула права на землю (ст. 15 ЗК РФ) земельное и гражданское законодательство предусматривают иные права на земельные участки, на основании которых лица – несобственники земельных участков вправе их использовать. Все эти титулы производны от права собственности на землю.

Основанием возникновения таких прав на землю, как правило, являются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли своим имуществом. В одних случаях речь идет о распоряжении земельным участком, находящимся в частной собственности, в других – в публичной собственности: государственной или муниципальной. Отличительной чертой прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли, является их неразрывная связь с правом собственности на тот или иной земельный участок.

Все эти права делятся на два основных вида: вещные права и обязательственные права. К вещным правам относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 21 ЗК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 20 ЗК РФ) и сервитут (ст. 23 ЗК РФ). Вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками используемого ими имущества – земельных участков. Переход права собственности на это имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. Вещные права подлежат защите от нарушения в порядке, предусмотренном для защиты права собственности (ст. 301-304 ГК РФ).

К числу обязательственных прав относятся права, возникающие в результате совершения договоров и сделок: ренты и пожизненного содержания с иждивением, временного (срочного) пользования, аренды (ст. 22 ЗК РФ), безвозмездного пользования (ст. 24 ЗК РФ), доверительного управления, залога (ипотеки).

Особо следует выделить такой вид прав на землю, как право общего пользования землей.

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Эти принципы осуществления права общего пользования землей в равной степени применимы к землям, находящимся как в частной собственности, так и в государственной и муниципальной собственности.

Что делать, если права нарушаются?

В том случае, если права владельца земли нарушаются, он имеет возможность подать соответствующее заявление в Гражданский суд.

Все права и обязанности земельных собственников широко обговариваются в ст.11 ГК РФ, а также Ст 46 Конституции РФ. В частности, там упоминается, что владелец земельной территории имеет право распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Человек может спокойно продать недвижимость или сдать ее в аренду. При сдаче территории в аренду, необходимо выплачивать специальный налог.

В том случае, если права человека нарушаются из-за действия других собственников, ему необходимо обратиться в соответствующие инстанции, апеллируя на Ст.12 ГК РФ. Там строго оговариваются способы защиты от нарушающих права или создающих угрозу подобного нарушения. Там же оговариваются и возможные варианты компенсации морального и материального ущерба.

Чаще всего уязвление прав собственника происходят из-за оспаривания степени его владения землей. Если у человека имеются соответствующие документы, подтверждающие его права на земельные территории, ему необходимо обратиться в суд, апеллируя на Ст 59 Земельного кодекса.

Если кто-то самовольно занимает землю без разрешения владельца, он имеет право обратиться в суд, руководствуясь статьей 60 Земельного кодекса. В соответствии с этой статьей, при подтверждении права на собственность, человек получает обратно в свое владение землю. Все постройки, возведенные субъектом, самовольно занявшим территорию, будут подвергнуты сносу.

Ст. 61 Земельного кодекса РФ предусматривает, что если исполнительными органами был составлен нормативный акт, нарушающий права собственника, суд имеет право его аннулировать.

Права владельца земельной территории прекрасно фиксируются и защищаются современным законодательством.

Однако, чтобы никаких проблем с земельной собственностью не возникло, владельцу нужно иметь все сведения о своих правах. Как оформить земельный участок в собственность находящийся в аренде — читайте тут.

Ограничения прав

В случае нарушения существующего законодательства, владелец земельных территорий может быть ограничен в своих правах. Какие же ограничения существуют?

  1. Градостроительного характера.
  2. Конституционные ограничения.
  3. Земельно-правовые ограничения.
  4. Ограничения экологического характера.

Ограничения в градостроительном плане подразумевают то, что собственник не имеет право возводить какие-то объекты на своей территории, если этого требует законодательство, касающееся охраны культурных памятников.

Ст. 34 Закона об объектах культурного наследия подробно рассказывает об ограничениях на определенных территориях. Такие ограничения могут носить временный или регулярный характер.

Экологические ограничения считаются одними из самых популярных. Так, например, если земля находится в зоне охраняемых природных территорий, человек не имеет права проводить некоторые оросительные и геодезические работы. Также для всех собственников вводится ограничение на запрет загрязнения окружающей среды даже на своем участке.

Весь этот список ограничений необходимо соблюдать, дабы не столкнуться с судебно-административными проблемами.

Перераспределение земельных участков

Зачастую владелец нескольких участков проводит перераспределение земли, в процессе которого образовывается несколько новых смежных территорий, а существование старых на бумаге прекращается. Все нюансы данного процесса называются в Ст. 11 п. 7 Земельного кодекса.

Перераспределение может произойти лишь в том случае, если были проведены соответствующие кадастровые работы.

Сами участки при этом должны соответствовать нескольким требованиям:

  1. Они должны быть смежными
  2. При установлении границ новых участков должны соблюдаться правила межевания.
  3. У всех участков должно быть одно и тоже муниципальное образование.
  4. Перераспределяемые территории обязаны иметь одну категорию земель.

Для того, чтобы процедура прошла как надо, в соответствующие инстанции необходимо подать заявление от всех владельцев земель, подтверждающее их согласие на перераспределение. Если подобное перераспределение происходит по решению суда, то соответствующее заявление не требуется.

Сама процедура по соглашению часто проводится по причине необходимости продажи одной части земли. Например, если владелец участка хочет продать своему соседу не всю свою землю, а лишь ее кусок, необходимо проводить перераспределение. Без него продажа части земли невозможно, ведь у этого куска нет кадастрового номера.

Сам процесс перераспределения включает в себя кадастровые работы, а также геодезические измерения.

Причины и правила объединения владельцев

Зачастую у собственников возникает необходимость объединения имеющихся земель. Так, например, если соседняя территория пустует, человек может найти собственника, выкупить участок и объединить их.

В процессе этого объединения, новую территорию необходимо внести в кадастровые списки и налоговые учеты, после чего старые участки перестают существовать на бумаге. При создании дачного поселка земли могут быть объединены в несколько больших участков, чтобы потом поровну распределить территории между собственниками.

При объединении участков следует соблюсти несколько условий. О каких же условиях идет речь?

  1. Такие территории обязаны относится к одной категории земель.
  2. Площадь новообразованного участка не должно превышать предельно возможную, обозначенную в градостроительных нормативах.
  3. На новых территориях следует провести тщательные межевальные замеры.

Разумеется, чтобы провести такой маневр с землями, у человека должен быть целый пакет документов. Самое важное — получить соответствующее заявление об объединении у администрации района.

В этом заявлении человек должен указать причины объединения, а также подтвердить все свои права. Приложив к заявлению в администрацию копию документов на землю и свидетельства, подтверждающие личность, человек заметно ускорит процесс.

Перед тем, как несколько участков будут объединены в один, соответствующим кадастровым службам придется провести подготовительные работы. В процессе этих работ изучаются все правоустанавливающие документы, оценивается ситуация по соседним участкам.

После окончания этих работ собственнику выдаются кадастровые паспорта, используя которые можно провести регистрацию участков. После регистрации и присвоения кадастрового номера, новая расширенная собственность автоматически вносится в налоговые декларации. Кстати, сумма ежегодного налога на землю также увеличится с ростом территории.

Если в объединении территорий принимало участие несколько собственников, то в свидетельстве на новую территорию указывается доля каждого участника сделки. Обычно кадастровые инженеры работают быстро, и процесс объединения не занимает больше месяца. Примерно такой же срок может понадобиться для регистрации новых земель в налоговых и регистрационных палатах.

Полное знание своих прав и обязанностей сильно облегчит жизнь собственнику земли. При ежегодной выплате всех налогов и не нарушении существующих ограничений, проблем у собственника возникнуть не должно. Если же его права были нарушены, существующее законодательство поможет справиться с проблемой.

Источники

  • http://expert-home.net/pravoobladatel-i-sobstvennik-v-chem-raznitsa/
  • https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs2.html
  • https://paruslex.ru/zemlevladelets/
  • http://stZKRF.ru/5
  • http://ZKodeksRF.ru/gl-1/st-5-zk-rf
  • https://urist.club/nedvizhimost/zemlya/sobstvennost/sobstvennik.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: