Преференции для инвалидов по 44-ФЗ: сложности при проведении торгов

Преференции для инвалидов по 44-ФЗ: сложности при проведении торгов

Преференции для инвалидов по 44-ФЗ накладывают обязательства на заказчиков, которые должны предоставить ряд привилегий указанной категории поставщиков. Основные из них, которые допускаются законом, относятся к цене контракта и снижению процента обеспечения контракта.

Однако не каждая организация инвалидов может указанные преференции получить. В нашей статье мы расскажем о том, каким требованиям необходимо соответствовать для получения преимуществ, и какие особенности работы с ОИ (организациями инвалидов) существуют.

Понятие преференции по 44-ФЗ

В соответствии с законом 44-ФЗ, преференции и преимущества – два совершенно разных понятия.

По закону, некоторые организации могут получить от государства ряд льгот. Последние распространяются на начисление налогов, осуществление тендерных мероприятий, целью которых является удовлетворение нужд государственного либо муниципального уровня.

Закон 44-ФЗ устанавливает для определенного круга исполнителей госконтрактов преференции. В их рамках конечная стоимость договора может быть увеличена в пользу участника.

Стоит пояснить, что понятие «преференция» используют, чтобы обозначить особое положение товаров, изготовленных на территории нашей страны, по отношению к зарубежным. Тогда как преимущества могут быть предоставлены конкретным компаниям.

Но практика показывает, что чаще всего два указанных понятия приравнивают друг к другу и обозначают просто как льготы.

Условия получения преференций для организации инвалидов по 44-ФЗ

В некоторых случаях в закупочной документации заказчик должен прописать, помимо требований к исполнителям, преференции для инвалидов по закону 44-ФЗ.

Сведения о предоставлении такого рода льгот указываются в извещении о запланированных торгах. Далее участник закупки в произвольной форме заявляет о том, что он является организацией-инвалидом и отвечает критериям, зафиксированным в ч. 2 ст. 29 закона 44-ФЗ. Если в тендере побеждает организация инвалидов, с ней подписывается договор с учетом установленных законом льгот.

Особенности предоставления преференций для инвалидов зафиксированы ст. 29 закона 44-ФЗ, а именно в данном акте описаны нормы осуществления торгов, порядок подписания соглашений с победителями тендеров.

Ценовые преимущества инвалидам отражены в ПП РФ № 341 от 15.04.2014 г., которое применяется с учетом нормативно-правового акта от № 724 от 28.07.2016 г.

Не любое учреждение, в котором работают люди с ограниченными возможностями, может получить льготы при участии в торгах по закону 44-ФЗ. Указания, зафиксированные в статье 29, распространяются лишь на официальные общественные организации людей с ограниченными возможностями и союзы российских общественных предприятий людей-инвалидов.

Исполнитель имеет право воспользоваться преференциями для инвалидов по 44-ФЗ, если компания соответствует таким требованиям:

  • количество инвалидов составляет не менее 50 % от общего числа персонала;
  • в уставной капитал входят средства всероссийских общественных организаций людей с ограниченными возможностями;
  • от 25 % ежемесячного фонда оплаты труда приходится на зарплату инвалидов.

Порядок предоставления преференций для инвалидов по 44-ФЗ

Преимущества в отношении цены соглашения, предлагаемой организациями инвалидов, общей стоимости ТРУ предоставляются в размере до 15 %. При этом необходимо следовать установленному законом порядку, а также учитывать товары и услуги, включенные в Перечень в соответствии с ПП РФ № 341.

Заказчик обязан предоставлять льготы организациям лиц с ограниченными возможностями, если те входят в число потенциальных исполнителей контракта. По упомянутому выше ПП № 341, в рамках одного договора не должны приобретаться ТРУ, внесенные в Перечень, и те, что отсутствуют в нем. Покупатель не может фиксировать конкретный размер льгот для организаций инвалидов. Дело в том, что если по итогам торгов НМЦК снизится менее чем на 15 %, будет невозможно обеспечить такой размер преимуществ, о чем говорится в письме Министерства финансов РФ № 24-05-08/62507 от 26.09.2017 г.

Все сведения о предоставлении преференций для инвалидов по 44-ФЗ фиксируются в извещении и документации по закупке, где затрагивается тема ТРУ, входящих в Перечень. Также стоит указать порядок предоставления льгот непосредственно в документации о закупке. По ч. 17 ст. 44 закона 44-ФЗ, если выбор поставщика осуществляется при помощи конкурса либо аукциона, при этом предполагаются преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ, а начальная цена договора превышает 20 миллионов рублей, обеспечение заявки не может быть более 2 %.

Когда в тендере побеждает организация людей с ограниченными возможностями, договор подписывается на предложенную ей сумму с учетом преимущества. Однако цена соглашения не должна превышать НМЦК (по ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ).

Если победитель конкурса, запроса предложений отказывается от подписания договора, установленное преимущество по цене переходит к исполнителю, признанному вторым по результатам торгов. При условии, что он также является организацией инвалидов. При аналогичных действиях победителя аукциона, запроса котировок преимущество получает участник тендера (по совместительству организация инвалидов), предложивший поставить ТРУ по такой же цене. Либо если в его заявке указаны более выгодные условия или немного уступающие предложению победителя.

По ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ подобные преференции не даются, когда договор на поставку ТРУ заключается с единственным исполнителем. Например, если конкурентная процедура считается несостоявшейся, а основанием для соглашения являются пункты 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.

Каким организациям инвалидов предоставляется преимущество

Предоставление таких преференций регламентируется положениями ст. 29 ФЗ-44. В данной статье описаны как нормы и правила проведения торгов, так и порядок заключения контрактов по итогам тендерных процедур.

Ценовые преимущества инвалидам по 44 ФЗ постановление от 15.04.2014 №341 (с учетом нормативно-правового акта от 28.07.2016 №724) отражает в полной мере.

Важно помнить, что не все учреждения, в которых трудятся люди с ограниченными возможностями, попадают под определение 44-ФЗ и имеют право на преимущества. Нормативные указания, приведенные в статье 29, относятся только к официальным общественным организациям людей с ограниченными возможностями и к союзам российских общественных предприятий людей-инвалидов.

Преимущества организациям инвалидов по 44 ФЗ предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • списочная численность сотрудников-инвалидов — 50 и более процентов от общей численности;
  • уставной капитал представляет собой совокупность денежных вложений от всероссийских общественных организаций людей с ограниченными возможностями;
  • в ежемесячном фонде оплаты труда доля заработной платы инвалидов составляет не менее 25%.

Полный перечень преимущества инвалидов по 44 ФЗ

Постановление содержит правила, которые регламентируют, как определить поставщика, если в конкурсе участвует предприятие инвалидов и определения окончательной стоимости контракта в случае конкурсного выигрыша представителей этих общественных организаций. Во второй части перечисляются товары и услуги, предоставляемые организациями инвалидов, которые подпадают под действие постановления. Касается это:

  • соков (из фруктов и овощей);
  • сухариков, гренок хлебцев;
  • консервированных в уксусной кислоте овощей (исключение составляет картофель);
  • минеральных вод;
  • тары из дерева;
  • упаковочной пластмассовой продукции;
  • канатов, веревки, сетей из бечевки;
  • постельного, столового и туалетного белья;
  • одеял;
  • колготок, чулочных изделий (вязаных или из трикотажа);
  • одежды из нетканых материалов;
  • митенок трикотажных или вязаных, перчатки, изделия из хлопка.

Со всем перечнем, по которому предоставляются преимущества, можно ознакомиться в тексте постановления.

В чем заключаются преимущества

Если организация, в которую входят лица с ограниченными физическими возможностями, участвует в тендерах на государственные заказы, то ей предусмотрены преференции. Они прописаны в правилах Постановления 341, предоставляющие некоторые преимущества относительно стоимости контрактов. Признание победителем организации инвалидов или ПП увеличивает предложенную ими цену на 15 процентов.

Условия преференции действенны, когда производится госзакупка товаров, попадающих под перечень утвержденный законодательно.

Это мебельная продукция, картонные и бумажные изделия, фурнитурные элементы и крепеж, большая группа продуктов питания. Сюда же включены услуги в санитарно-курортных и отельных комплексах и т.д.

В перечне содержатся больше пятидесяти позиций, относящихся к услугам, продукции и произведенным работам разных экономических сфер.

Закупки у инвалидов

Распространяется закон в отношении всероссийских общественных объединений инвалидов:

  • союзов, объединяющих предприятия людей с физическими ограничениями и лиц, которые в законный способ их представляют в организации должно быть минимум 80% от числа всех работающих;
  • уставные капиталы этих объединений должны полностью состоять из денежных вкладов компаний инвалидов РФ (не менее половины всех работающих на таких предприятиях должны составлять инвалиды, а на заработную плату выделяется четверть и больше денег от всего объема расходуемых на выплаты средств).

Процедурный этап при отборе поставщика (подрядчика или исполнителя) проходит с учетом предоставления преимущества вышеуказанным участникам, где трудятся инвалиды.

Предприятие-претендент на преимущество указывает размер своей цены. Постановление Правительства Российской Федерации ограничивает размер преференций 15 процентами. Их предоставление должно соответствовать правительственным документам, утверждающим перечень, содержащий предоставляемую услугу, выполняемую работу или предлагаемые товары.

Законность этого преимущества гарантирована Постановлением 44 ФЗ за номером 341.

В извещении о процедуре закупок товаров и закупочная документация обязана содержать сведения о предоставляемых преимуществах, когда необходимый товар, услуга из списков ОКПД или работы есть в перечне принятого Правительством РФ постановления.

При выигрыше конкурса организацией инвалидов, она имеет право требовать свою контрактную стоимость (учитывая положенные преимущества), но начальная сумма, которую содержит извещение, не превышается.

Закупка среди организаций инвалидов с преференциями осуществима исключительно в отношении организаций и объединений предприятий инвалидов России, имеющих официальный статус.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем рассказывать о преимуществах для СМП и СОНКО, установленных 44-ФЗ, предлагаю детально разобраться с тем, что это за участники и каким требованиям они должны соответствовать.

Субъекты малого предпринимательства (СМП) должны отвечать требованиям статьи 4 .

Во-первых, доля РФ в уставном капитале СМП должна быть не более 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не являющихся СМСП) в уставном капитале должна быть не более 49%.

Во-вторых, средняя численность работников СМП не должна превышать 100 человек включительно.

В-третьих, выручка без НДС или балансовая стоимость активов не должна превышать 800 млн. рублей/

С субъектами малого предпринимательства мы разобрались, идем дальше…

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) — организации в формах, предусмотренных Главой II (за исключением госкорпораций, госкомпаний и политических партий).

Данные организации должны осуществлять деятельность, перечисленную в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • и т.д. (всего 18 видов деятельности).

Объем закупок

Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (СГОЗ). При этом начальная максимальная цена (НМЦК) таких закупок не должна превышать 20 млн. рублей (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент: Участники, не относящиеся к данной категории, принимать участие в закупках не могут.

Также для Заказчиков статьей 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП и СОНКО.

Согласно ч.11 ст.7.30 КоАП РФ осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП, СОНКО в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.

СМП и СОНКО на субподряде

Заказчик при проведении закупки ВПРАВЕ установить в извещении требование к поставщику, не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч.5 ст.30 44-ФЗ).

Сокращенные сроки оплаты по контракту

Если закупка проводится только среди СМП и СОНКО, то в контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в срок не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ). Для остальных закупок (не для СМП и СОНКО) этот срок составляет не более 30 календарных дней.

Размер ОИК рассчитывается от предложенной цены

В случае заключения контракта по итогам проведенной закупки среди СМП и СОНКО размер обеспечения исполнения контракта (сокращенно — ОИК), в том числе предоставляемого с учетом антидемпинговых мер, устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). Во всех остальных закупках размер ОИК устанавливается от НМЦК, а не от предложенной цены победителя.

ОИК можно не предоставлять

Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки среди СМП и СОНКО освобождается от предоставления ОИК, в том числе с учетом антидемпинговых мер, в случае предоставления таким участником информации о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Что это значит? Это значит, что если у участника (СМП, СОНКО) есть 3 исполненных контракта по 44-ФЗ за последние 3 года, по которым не начислялись штрафы и пени, то он может предоставить информацию об этих контрактах Заказчику и не предоставлять обеспечение исполнения контракта. Главное, чтобы суммарно цена этих трех контрактов была не менее НМЦК той закупки, в которой он победил.

Для удобства проверки и предоставления подобной информации есть отличный сервис, который в считанные секунды позволяет определить, нужно ли вам предоставлять ОИК Заказчику по конкретной закупке или нет.

Действия по проверке очень просты:

  1. Вы переходите по ссылке
  2. В открывшемся окне вводите ваш ИНН и реестровый номер закупки, в которой вы победили;
  3. Нажимаете по кнопке “Проверить”;
  4. Получаете информацию по исполненным контрактам;
  5. Копируете полученную информацию на площадку при подписании контракта или готовите информационное письмо (в свободной форме) для предоставления Заказчику.

Кто имеет право на преимущества в закупках

Преференции по 44-ФЗ устанавливаются для следующих категорий участников закупочной деятельности:

  1. Организаций инвалидов (по ст. 29 44-ФЗ).
  2. Учреждений УИС и предприятий этой системы (по ст. 28 44-ФЗ).
  3. Социально ориентированным НКО (по ст. 29 44-ФЗ).
  4. Представителям малого предпринимательства (по ст. 29, 30 44-ФЗ).
Для того чтобы рассчитывать на предусмотренные законодательством преимущества, субъекты закупок должны отвечать определенным условиям.

Так, учреждениям УИС необходимо входить по своему виду в перечень по Постановлению Правительства №89 от 2000 года.

Организациями инвалидов признаются объединения граждан, в которых от 80% участников выступают инвалидами или их законными представителями по правилам ФЗ-181 «О соцзащите инвалидов».

Субъекты малого предпринимательства – это организации, которые подпадают под правила ст. 4 209-ФЗ «О развитии СМП в РФ» от 2007 года. Они должны отвечать установленным требованиям по среднесписочной численности и размеру доходов за год.

Социальные НКО изначально создаются для ведения деятельности без коммерческой составляющей, которая представлена в законе «О некоммерческих организациях». Преференциями обладают только те некоммерческие организации, которые были учреждены негосударственными и муниципальными организациями.

Что касается преференций в рамках национального режима, то потенциальный круг участников закупки, которым полагаются преимущества, ничем не ограничен.

Это может быть любое физическое или юридическое лицо, которое предлагает товары российского производства или произведенные в ЕАЭС.

Схема предоставления преференций

В отношении каждой группы участников, которым полагаются преференции по 44-ФЗ, предусмотрены отдельные схемы их реализации.

Для учреждений УИС в случае победы в торгах ценах контракта может быть увеличена на 15% по требованию победителя. При этом она не может превысить установленной в извещении по закупке НМЦК. Например, НМЦК установлена в размере 1,5 млн р. В закупке победила организация из состава уголовно-исправительной системы с ценой в 1,35 млн р. Контракт с ней может быть подписан по цене в 1,5 млн р., хотя по прямым расчетам с учетом преимущества в 15% она могла бы рассчитывать на цену контракта в 1,55 млн р.

Организациям инвалидов преимущества предоставляются по аналогичной схеме. Они также вправе рассчитывать на увеличение цены госконтракта при его заключении. Максимальный размер увеличения составляет 15%, но не более НМЦК.

Преференции для представителей малого бизнеса и НКО социальной направленности заключаются в том, что для них предлагаются отдельные закупки, к участию в которых не допускают представителей крупного бизнеса. Законодательно ограничен лимит таких закупок: он установлен в размере НМЦК в 20 млн р.

Важно учитывать, что для заказчиков установлено правило, что они обязаны размещать закупки у СМП и социально ориентированных НКО в объеме не менее 15% от суммарного объема закупок. Представители малого бизнеса обладают и преимуществами в части оплаты: исполненные ими госконтракты подлежат оплате в течение 15 дней, тогда как в общем случае оплата осуществляется в течение 30 дней.

Для получения преимуществ в рамках осуществления национального режима участник закупок, который предложит продукцию российского производства, предоставляет соответствующую декларацию или сертификат. Национальный режим может полностью запрещать закупку иностранных товаров или ограничивать их доступ к торгам.

В некоторых случаях компаниям, которые предлагают отечественные товары, предоставляются следующие преференции: контракт с ними заключается по указанной цене. Тогда как при победе участника, предлагающего импортные товары к поставке, цена контракта снижается на 15% от сделанного им предложения.

Сведения о предоставляемых преференциях в рамках конкретной закупки и порядке их получения размещаются заказчиком в ЕИС.

Закупки у инвалидов

Распространяется закон в отношении всероссийских общественных объединений инвалидов:

  • союзов, объединяющих предприятия людей с физическими ограничениями и лиц, которые в законный способ их представляют в организации должно быть минимум 80% от числа всех работающих;
  • уставные капиталы этих объединений должны полностью состоять из денежных вкладов компаний инвалидов РФ (не менее половины всех работающих на таких предприятиях должны составлять инвалиды, а на заработную плату выделяется четверть и больше денег от всего объема расходуемых на выплаты средств).

Процедурный этап при отборе поставщика (подрядчика или исполнителя) проходит с учетом предоставления преимущества вышеуказанным участникам, где трудятся инвалиды.

Важно. Но когда закупка проводятся лишь у одного поставщика, то такие требования не обязательны к исполнению. Их должно быть 2 и более.

Предприятие-претендент на преимущество указывает размер своей цены. Постановление Правительства Российской Федерации ограничивает размер преференций 15 процентами. Их предоставление должно соответствовать правительственным документам, утверждающим перечень, содержащий предоставляемую услугу, выполняемую работу или предлагаемые товары.

Законность этого преимущества гарантирована Постановлением 44 ФЗ за номером 341. В извещении о процедуре закупок товаров и закупочная документация обязана содержать сведения о предоставляемых преимуществах, когда необходимый товар, услуга из списков ОКПД или работы есть в перечне принятого Правительством РФ постановления. При выигрыше конкурса организацией инвалидов, она имеет право требовать свою контрактную стоимость (учитывая положенные преимущества), но начальная сумма, которую содержит извещение, не превышается.


Закупка среди организаций инвалидов с преференциями осуществима исключительно в отношении организаций и объединений предприятий инвалидов России, имеющих официальный статус.

Важно: Часть объектов покупки из ОКПД может не быть в перечне подлежащих преференции. В этом случае преимуществ у организации людей с физическими ограничениями нет. Во избежание подобного нужно формировать закупки, группируя объекты из перечня в отдельных лотах.

Преимущества инвалидам при осуществлении закупок по 44 ФЗ

В отдельных случаях при подготовке к проведению закупки закон обязывает заказчика указывать не только предъявляемые к поставщику требования, но также преимущества, которые предусмотрены российским законодательством для различных категорий претендентов, в частности, для организаций инвалидов.

Заключение

Подходя с формальной точки зрения, преимущества, которыми пользуются поставщики, подрядчики, исполнители, входящие в отдельные категории, не благоприятствуют равноправию в области госзакупок, гарантированному законодательством. Но законом предусматривается особые условия, касающиеся малых предприятий и ПП, социальных некоммерческих проектов, предприятий в составе пенитенциарной системы, организаций, где основную часть трудящихся составляют инвалиды.

Для предприятий инвалидов, которые участвуют в тендерах госзакупок, предусматриваются преференции с соблюдением определенных требований:

  • обязательное соответствие перечню приобретаемого по контракту;
  • преференции не действуют, если в конкурсе участвует одна организация или ПП;
  • часть 2 статьи 29 ФЗ-44 прописывает требования, обязательные для победившего в конкурсе;

Нежелательно, чтобы в список одновременно входил товар, который есть и отсутствуют в перечне, можно попасть в ситуацию с обвинением в ограничении других участников конкурса.

Источники

  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/preferentsii-dlya-invalidov-po-44-fz/
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kakie-preimushchestva-predostavlyayutsya-organizatsiyam-invalidov
  • https://prpr.su/stati/preimyshestva-invalidam-po-44-fz-postanovleniu/
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/preferentsii-po-44-fz.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/preferencii.html
  • https://ProInvalid.ru/dokumenty/postanovlenie-pravitelstva-44-fz-o-preimushhestvah-invalidov

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: