Причины включения в реестр недобросовестных поставщиков

Содержание
  1. Что такое реестр недобросовестных поставщиков
  2. Уполномоченный орган по ведению реестра
  3. Порядок ведения РНП
  4. Правовые последствия для исполнителя
  5. Основания и сроки включения в реестр
  6. Какова процедура включения в реестр
  7. Ведение РНП по Закону № 44-ФЗ
  8. Список документов и условия подачи
  9. Заявление и ответственность за его неподачу
  10. В какие сроки ФАС рассматривает обращение
  11. Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ
  12. Какие правила соблюдать, чтобы не попасть в РНП?
  13. Попал в РНП из-за собственной невнимательности. Что делать?
  14. Случайно выиграл контракт и забыл
  15. Не успели вовремя подписать контракт
  16. Нарушение при переводе обеспечения
  17. Не выполнены условия контракта
  18. Что делать, чтобы не попасть в РНП или выйти из реестра?
  19. Где можно ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков?
  20. Меры ответственности заказчика за нарушение правил предоставления сведений в РНП
  21. Ответственность учредителей участника закупки
  22. Судебная практика
  23. Исключение информации об участниках закупок из реестра
  24. Выводы

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

Для правого регулирования процедуры внесения в реестр недобросовестных поставщиков разработаны два ФЗ под номерами 44 и 223. Они включают критерии, основания для признания контрагента нарушившим установленные правила, нормы. После проведения аукциона, тендера на победителя возлагаются определенные обязательства, подлежащие неукоснительному выполнению. Злостное уклонение от ответственности влечет за собой процесс включения в РНП, причем строго согласно букве российских законов.

Постановление для данного направления действует с 2012 года, в нем оговорены правила обращения, меры воздействия на нарушителей. Понятие РНП введено для упрощения обозначения группы нарушителей законодательных требований.

Уполномоченный орган по ведению реестра

Для контроля за внесением информации на государственном уровне на основании жалоб заказчика, формирования перечня недобросовестных поставщиков, создана ФАС, антимонопольная служба РФ (не путать с ФНС). В субъектах Федерации подобные функции переданы местным органам управления. Это 2 официально уполномоченные структуры, обязанные выполнять записи в РНП.

Порядок ведения РНП

Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Правовые последствия для исполнителя

Внести в РНП государственный или муниципальный заказчик может любого исполнителя, который нарушил требования действующего законодательства или заключенного контракта.

Не играет роли, идет речь о физическом или юридическом лице – последствия будут едиными для всех недобросовестных исполнителей, которые были внесены в Реестр недобросовестных поставщиков.

К числу основных негативных последствий относятся:

  • запрет на участие в государственных и муниципальных закупках, если такой запрет установлен государственным или муниципальным заказчиком. Такой запрет не является обязательным, зафиксированным в действующем законодательстве. Однако сам заказчик вправе устанавливать ограничения на участие в процедуре заключения контракта для тех потенциальных исполнителей, которые включены в РНП;
  • в том случае, если заблаговременно потенциальный исполнитель не предоставил документы о том, что он включен в РНП, и данный факт выяснился только в момент подписания контракта, заказчик, проводивший закупочную процедуру, вправе отказаться от подписания контракта без объяснения причин, даже если такой потенциальный исполнитель признан победителем закупочной процедуры, так как предложил лучшие условия исполнения контракта;
  • заказчик вправе отказаться самостоятельно и в одностороннем порядке от исполнения своей части контракта либо полностью его расторгнуть по своей инициативе, если будет установлено, что потенциальный исполнитель скрыл свой статус внесенного в РНП или был внесен в данный реестр по другой закупке после того, как был определен в качестве победителя по текущей закупке.
Все перечисленные последствия направлены на то, чтобы ограничить возможности таких исполнителей участвовать в государственных процедурах определения поставщика, направленных на удовлетворение нужд различных государственных и муниципальных учреждений.

Основания и сроки включения в реестр

Как установлено в части 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения имеющихся фактов, тогда как согласно п. 13 Постановления № 1062 информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) вносится в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения уполномоченным органом соответствующего решения. В связи с этим возникает вопрос: а факт недобросовестности поставщика подтверждается (исключительно) решением ФАС России (его территориальным органом) либо иным способом?

Вместе с тем, как следует из пп. 6 и 7 приказа ФАС России № 267, сведения об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов, о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа руководителя ФАС России.

В рамках закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) вносятся уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней (п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211).

Однако обращаем особое внимание на то, что ни в Законе № 223-ФЗ, ни в Постановлении № 1211 не установлены порядок рассмотрения органами ФАС России информации об участнике закупки с позиции внесения в реестр недобросовестных поставщиков и право на участие представителей сторон, что предусмотрено по аналогии в п. 12 Постановления № 1062.

Отсутствует также в нормативно-правовых актах о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц норма, содержащая основание для внесения органами ФАС России информации об участнике закупок в соответствующий реестр (приказ, решение или иной документ уполномоченного органа).

Какова процедура включения в реестр

ФАС не только обобщает сведения о недобросовестных поставщиках, но и отправляет их в реестр. Регламент действий, случаи, подпадающие под требования законодательства для создания негативной истории подрядчика, включения в РНП:

  1. Разрыв отношений, инициированный заказчиком, стандартным образом или в судебном порядке. Контрактодержатель обязан подать в антимонопольный комитет данные на основании требований статьи 104 44-ФЗ. В пакет документов включается письмо с аргументированным изложением причин произошедшего, прикладывается решение суда (копия). Время, отпущенное на данные действия – 3 дня (началом отсчета является дата расторжения контракта).
  2. Победитель торгов, аукциона отказался от оформления договорных обязательств. По условиям сделки право на выполнение работ переходит к следующему участнику. Тогда от заказчика требуется подтвердить данное обстоятельство, передать антимонопольщикам требуемый ФЗ объем информации. В отправление входит выписка с протокольным решением о рассмотрении заявок участников. Ее полноценной заменой является заключение о проведении аукциона, аналогичные по смыслу документы, свидетельства отказа победителя торгов заключать контракт. Это следует сделать по истечении 3 дней после оформления договорных обязательств с участником под номером 2.
  3. Сложнее других выглядит ситуация с единственным участником аукциона. При отказе последнего от продолжения сотрудничества заказчик в течение 5 суток направляет в ФАС уведомление, добавляя требуемые протокольные выписки, заключения.

Срок рассмотрения, проверки документов для сотрудников антимонопольного ведомства определен в 10 дней. Отсчет начинается не с момента отправки, а с даты получения письма. В экстренных ситуациях, когда поданная информация не позволяет принять окончательное решение, в адрес заказчика будет направлен запрос на предоставление дополнительных данных. И уже после этого исполнитель гарантированно попадает в РНП.

Ведение РНП по Закону № 44-ФЗ

В качестве оснований для включения/внесения в РНП выступают:

1. Уклонение от подписания контракта.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник контракта по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Причинами не подписания контракта может быть не соблюдение сроков подписания контракта, не предоставление информации, обнаружение ошибок в банковской гарантии, невнесение обеспечения исполнения контракта.

Поставщику, принимая решение об участии в закупочной процедуре и, подавая соответствующую заявку, следует понимать, что тем самым он принимает на себя риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.

В качестве спорной ситуации выступает случаи внесения в РНП при предоставлении банковской гарантии с ошибками. В данном случае, поставщику при рассмотрении дела в ФАС следует предоставить доказательства, что намерения не заключать контракт у него не было. Следует отметить, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Нарушение существенных условий контракта поставщиков, в связи, с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В Законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст. 95 Закона № 44-ФЗ):

• Обязательное уведомление второй стороны до расторжения контракта.

• Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

• Расторжения в одностороннем порядке можно избежать, если в срок до 10 дней будут устранены недочеты и предприняты действия для того, чтобы контракт был исполнен надлежащим образом.

Расторжение в одностороннем порядке контракта следует рассмотреть более подробно. Причиной одностороннего расторжения может выступать только существенное нарушение договора другой стороной, причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта. Существенным нарушением можно назвать ситуацию, когда поставщик:

1) не поставил товар;

2) просрочил поставку 50% товара.

То есть все крупные нарушения, которые могут быть совершены поставщиком, можно трактовать как существенные и на их основании расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В первую очередь, заказчик должен уведомить о своем намерении расторгнуть контракт. Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Если в течение этих 10 дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). При этом у поставщика есть право на одну ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Следует отметить, что для того, чтобы у заказчика было право расторгнуть договор в одностороннем порядке, нарушения условий договора должны быть существенными.

Приведем пример из судебной практики. Так, в связи с ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по контракту (повторное отклонение проекта производства работ в связи с наличием не устраненных замечаний, не представлением документов и информации, указанных в протоколе производственного совещания, и отчета по осуществлению работ по созданию геодезической разбивочной основы, неведением работ на объекте) государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и соответствующие материалы переданы учреждением в антимонопольный орган. Суд пришел к правильному выводу о неоднократном выявлении заказчиком несоответствия проекта производства работ требованиям контракта и отсутствии фактического ведения участником закупки работ на объекте, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по сделке. Таким образом, в данном случае нарушения имевшие место быть – существенные, что подтвердила судебная инстанция. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком можно обжаловать в судебном порядке.

Так, например, в одном из судебных дел ИП обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, проведении проверки данного факта, обязании исключить сведения из РНП. При этом ФАС России признала правомерным односторонний отказ учреждения от исполнения контракта и включила сведения о предпринимателе в РНП. Суд требования удовлетворил, поскольку предприниматель обладал правом замены автомобилей при соблюдении условий технического задания, замена автомобилей на автомобили того же класса свидетельствует о том, что предприниматель отнесся к исполнению контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности. Следует отметить, что направление информации об участнике для включения в РНП является обязанностью заказчика. В случае, если произошло какое-либо нарушение со стороны поставщика, заказчик обязан направить информацию в ФАС.

3. Расторжение контракта в судебном порядке.

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут прийти к обоюдному согласию. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Контракт (договор), заключенный по результатам торгов, может быть расторгнут в судебном порядке при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предусмотренные контрактом (договором) обязательства не будут выполнены в установленный срок. При этом суд должен проверить соблюден ли истцом досудебный порядок урегулирования спора и не достигнуто ли между сторонами соглашение о расторжении спорного контракта (договора). При рассмотрении дел, в рамках которых разрешались требования истцов о расторжении договоров (контрактов), судом применялись положения статьи 95 Закона № 44-ФЗ, главы 29 ГК РФ.

В силу части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ). В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Согласно статье 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок. На основании вышеизложенного и учитывая наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный контрактом (договором) срок подрядные работы не будут выполнены, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что сторонами не достигнуто соглашение о расторжении спорного контракта (договора), требования истцов были удовлетворены4.

Порядок включения недобросовестного поставщика в РНП и последствия включения в РНП

В первую очередь, заказчик должен зафиксировать факт какого-либо нарушения. После этого заказчик составляет соответствующую документацию и передает все сведения о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в ФАС. Далее ФАС рассматривает полученные документы и присылает уведомление обоим сторонам о назначении комиссии. Поставщику желательно принять участие в рассмотрении дела комиссии для того, чтобы озвучить свою позицию и избежать попадания в РНП. На комиссии ФАС выносит решение о внесении либо невнесении поставщика РНП. После этого информация попадает в реестр и начинает отсчитываться срок нахождения в РНП – 2 года.

Важно обратить внимание на то, что нахождение участника закупки (поставщика/подрядчика/исполнителя) в РНП по истечении 2 лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр нарушает его права и законные интересы.

Согласно судебной практике, внесение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой административной ответственности, в связи с чем ФАС России в силу положений ст. 65, 200 АПК РФ необходимо доказать совершение подрядчиком виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта6.

В РНП вносится определенная информация:

• Номер записи в реестре, название органа, включившего лицо в РНП.

• Реквизиты и данные участника (наименование/ФИО, адрес, ИНН и т. д.).

• Реквизиты и данные учредителей и руководителей юридических лиц-исполнителей. Если в состав какого-либо юридического лица входит несколько учредителей, в реестр попадают данные обо всех учредителях.

• Все значимые даты: внесения сведений в РНП, даты аукциона/конкурса, запроса котировок, заключения контракта, его расторжения, протоколов, разногласий, жалоб и т.д. Вся информация со всеми датами.

• Сведения о контракте/договоре. Записи о каждом внесенном поставщике присваивается свой реестровый номер. Все, что было связано с контрактом, начиная от номера извещения и заканчивая внесением в РНП.

Список документов и условия подачи

Для формирования базы данных РНП на портале госуслуг в обязанности заказчика входит информирование ФАС о нарушителе, своевременная подача требуемых сведений. В них содержатся: наименование исполнителя, ИНН, физический адрес, вид операции, сроки проведения торгов. Непременно приводится причина для включения подрядчика в реестр. При судебном расторжении контрактных обязательств указывается дата проведения заседания, прикладывается решение (копия) суда с подписями и печатями.

Обязательно потребуются данные об условиях проведения торгов, перечне участников. Выписки, справки из протоколов заседаний, на которых проводился выбор поставщика, фиксировалось завершение торгов по закупке, также входят в перечень предоставляемых данных. Пакет документов подается в четко ограниченный период времени, обычно он составляет от 3 до 5 дней. Более подробно указанные требования представлены в ч.3 статьи 104 44-ФЗ.

Заявление и ответственность за его неподачу

Заявитель направляет данные в 2 вариантах – на бумажном носителе или в электронном виде (с цифровой подписью). За несвоевременную подачу данных, предоставление ложной информации предусматривается штраф до 20 тысяч рублей.

В какие сроки ФАС рассматривает обращение

Антимонопольный комитет намеренно ограничен в сроках рассмотрения жалоб и заявлений. Это связано с обеспечением законности, соблюдением требований 44-ФЗ. Стандартный срок для принятия решения составляет 10 дней. Если сотрудникам ФАС не хватает полученных данных, в адрес заказчика направляется соответствующее письмо с просьбой разъяснить указанные обстоятельства.

Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по Закону № 223-ФЗ, так и в реестре по Закону № 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них.

Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта принятия судом решения о расторжении договора7.

Какие правила соблюдать, чтобы не попасть в РНП?

Однако, если придерживаться простых правил, то попадания в реестр можно избежать.

Правило № 1. Перед подачей заявки тщательно изучайте закупочную документацию

Если в документации о закупке что-то неясно или в чем-то сомневаетесь, то попросите заказчика разъяснить непонятные моменты. На это у вас есть 3 или 5 дней для аукциона или конкурса, соответственно. Воспользуйтесь функционалом электронной площадки. Ответить заказчик должен в 2-дневный срок и разместить свой ответ в ЕИС.

На что обращать внимание?

  1. Предмет контракта. Нужно понимать, что от вас хочет заказчик. К тому же заказчик может допустить ошибки или неточности, которые вы не должны упустить из виду.
  2. Срок исполнения контракта. Именно этот пункт может стать чашей раздора для вас и заказчика. Например, в контракте прописана поставка товара в течение 3-х дней, а от вас до заказчика тысячи километров. Задумайтесь, нужна ли вам эта работа.

Правило № 2. Подписывая контракт, вы подтверждаете наличие всех необходимых ресурсов для его исполнения

В спорной ситуации суд будет придерживаться того мнения, что вы изначально прочитали все пункты контракта и, если подписали документ, то полностью были готовы соблюсти все требования. Любое отступление от установленных требований (даже если вы считаете, что они улучшат результат) даст повод заказчику расторгнуть в одностороннем порядке обязательства и внести вас в реестр. Если вы считаете, что есть возможность выполнить лучше, но для этого придется отступить от требований, сообщите об этом заказчику письменно, а он пусть принимает решение. Так вы снимите с себя всю ответственность. В противном случае между вами возникнет недопонимание, которое приведет к разбирательствам. Помните, что контракт вы заключаете по своему усмотрению. Если вы промолчали после изучения документации, значит, вас все устроило. Поэтому вы готовы взять на себя исполнение обязательств и все вытекающие из этого риски.

Правило № 3. С заказчиком – только официальная переписка

Закон не предусматривает телефонных разговоров или бесед с заказчиком при встрече. Если в контракте указана эл. почта заказчика, то не стесняйтесь писать на нее. Так будет быстрее, но в качестве подстраховки отправьте документы обычной почтой или курьером. Так вы обезопасите себя, если возникнут споры, и они дойдут до ФАС и суда. Если вам нужно приостановить работы по независящим от вас причинам (действия третьих лиц, ненастная погода и т.д.), или когда на выполнение работ влияют действия заказчика, статьи 328, 716, 719 ГК РФ, то обязательно поставьте в известность заказчика. А когда возобновите работы, не забудьте снова уведомить вторую сторону. Уведомляйте письменно способом, указанным в контракте, и сохраните подтверждение своего письма. Если вы правильно приостановите работы, то сроки исполнения нарушены не будут. Заказчик не сможет направить информацию о вас в РНП.

Правило № 4. До начала работ поинтересуйтесь у заказчика о его предпочтениях и пожеланиях по поводу контракта

Если не обговорить заранее, может возникнуть ситуация, когда вы по-разному с заказчиком смотрите на итог работы. Вы без задней мысли исполните контракт, не ожидая претензий со стороны заказчика, а он, оказывается, ждал от вас совсем другого. Верным решением будет договориться «на берегу». Задайте заказчику интересующие вопросы, и увидите, как ситуация изменится. Вы поймете, чего ждет от вас вторая сторона, а вторая сторона – увидит в вас профессионала в своем деле.

Соблюсти эти правила совсем несложно. Но некоторые поставщики не делают этого и попадают в РНП. Не обязательно быть недобросовестным поставщиком, чтобы сведения о вас попали в РНП. Угодить в реестр можно по формальным или техническим причинам. Что делать в этом случае? Рассказываю ниже.

Попал в РНП из-за собственной невнимательности. Что делать?

Не обязательно быть злостным неисполнителем, чтобы угодить в реестр. Испортить свою репутацию можно совершенно случайно, по формальным или техническим обстоятельствам. Об этом ниже.

Случайно выиграл контракт и забыл

 Да, такое бывает, не удивляйтесь. Поставщик не верил в свои силы, подал заявку на авось… Но неожиданно победил. За процессом он не следил, так как не верил в свой успех и, вообще, забыл уже про торги. Занимается он уже другими делами, а тут на указанные им контактные данные приходит новость, которую не ждали: «вы победили, но опоздали с внесением обеспечения и подписанием контракта».

Выиграть контракт случайно можно в силу следующих обстоятельств:

  1. Вы подали заявку первым. Были и другие участники, но в установленное время никто не зашел на торги. Заказчик рассмотрит вторые части заявок и выберет исполнителем вас, так как ваша заявка была первой.

Избежать такую ситуацию можно, если придерживаться простых правил:

  • отзывайте заявку, если не планируете дальнейшее участие;
  • если не отозвали заявку, то контролируйте ход закупки до самого конца;
  • не разблокированное вовремя обеспечение должно стать для вас сигналом: возможно, вы выиграли контракт.
  1. Вы были единственным, кто подал заявку. Торги не проходили, но исполнитель назначен – работа теперь за вами.

Может быть и такая ситуация:

Вы заняли второе место. Заказчик не стал подписывать контракт с участником № 1. Соответственно, следующий на очереди исполнитель – вы. Не страшно, если это была электронная процедура – можно отказаться без вреда для своей репутации. Но, если это был «бумажный» запрос котировок, то уклониться не получится, иначе угодите в РНП

Что будет дальше?

Итак, вы стали победителем, но пока ни сном, ни духом… Есть два варианта развития событий:

  1. О победе в аукционе вы узнали, когда до конца всех сроков осталось совсем ничего. А ведь еще необходимо перечислить обеспечение или получить банковскую гарантию! Поступите следующим образом: подготовьте протокол разногласий и объясните заказчику, что вы не уклоняетесь, а только нуждаетесь в паре-тройке дополнительных дней.
  2. Если о вашей победе вы узнали от заказчика, который не дождался подписания контракта в срок, то выход есть. Но о нем — чуть позже.
  3. Вы не проследили за судьбой процедуры и попали в реестр, сами того не подозревая. Придется отстаивать свои интересы в ФАС, а если не поможет – то обращаться в арбитражный суд.

Не успели вовремя подписать контракт

Как и обещал, рассказываю, что делать, если данный срок упущен, но информация в РНП еще не попала. Не только ваша забывчивость может привести к этому, но и, например, просрочка электронной подписи, болезнь должностного лица и т.д. Где искать выход? Все будет зависеть от того, пожелает ли заказчик пойти вам на уступки.

Руководство к действию следующее:

  • Подготовьте письмо на имя заказчика и сообщите ему о своем согласии исполнить обязательства;
  • если заказчик заинтересован в ваших услугах, он применит свои законные ресурсы:
  1. повторно откроет закупку на электронной площадке (при наличии такой возможности) для подписания по причине найденной ошибки (например, в адресе);
  2. подготовит протокол разногласий и снова опубликует проект контракта;
  • вы вносите обеспечение и вовремя подписываете контракт.

Нарушение при переводе обеспечения

Обеспечение исполнения контракта бывает 2-х видов:

  • денежный перевод на счет заказчика;
  • банковская гарантия.

Что делать, если вы не успеваете или банк выдал некачественную гарантию? В таблице ниже приведены различные ситуации и пути выхода.

Ситуация Действия поставщика Рекомендации на будущее
Гарантия, выданная банком, не соответствует условиям: маленький срок, недостаточная сумма, в тексте не отражены условия и т.д. На свое усмотрение:

· замените эту гарантию на другую;

· внесите обеспечение деньгами

Заранее просчитывайте необходимую сумму гарантии (она не может быть меньше размера обеспечения) и согласуйте проект гарантии с заказчиком
Не успеваете по времени Попросите заказчика пересмотреть положения контракта или подготовьте протокол разногласий Не забывайте контролировать ход процедуры; отзывайте ненужные заявки, проверяйте эл. почту, включая спам
Снизили цену более чем на 25%, а обеспечение перечислили обычное Договоритесь с заказчиком и переведите всю сумму обеспечения Помните, что, когда демпингуете, то нужно (на свое усмотрение):

· — внести обеспечение в 1,5-кратном объеме;

· — представить документ, подтверждающий вашу добросовестность

Помните, что заказчик не обязан идти вам навстречу в этих ситуациях. Он может сразу отправить ваши данные в антимонопольный орган. Но, если заказчик заинтересован в качественном исполнении контракта и не состоит в сговоре с другим поставщиком, большая вероятность, что на контакт он пойдет. Ведь ему тоже интересно выполнить контракт, а не ввязываться в ненужные споры. К пониманию всегда можно прийти.

Не выполнены условия контракта

Угодить в РНП можно, не выполнив указанные в контракте условия, или выполнив их некачественно. У заказчика есть право расторгнуть обязательства в одностороннем порядке либо в суде. При втором варианте развития событий ФАС не будет сомневаться в вынесенном решении, и вы окажетесь в реестре через 5 дней. Если же заказчик будет действовать без суда, то принимает решение о включении/невключении поставщика в реестр недобросовестных – ФАС.

Если поставщик считает, что он не выполнил условия контракта не по своей вине, то нужно отстаивать свою позицию во всех инстанциях. Доказательства своей невиновности нужно собирать заранее (документы, переписка, скриншоты и т.д.).

Важный момент! Если заказчик просит поставщика отказаться от исполнения контракта по его инициативе, то это рискованно. Так, заказчик имеет право отправить данные о поставщике в РНП. В этом случае лучше расторгать контракт обоюдно.

Что делать, чтобы не попасть в РНП или выйти из реестра?

Первое, что стоит сделать – это юридически грамотно вести себя при заключении контракта и при его исполнении. Если вам не хватает познаний в юридических тонкостях государственных закупок по 44-ФЗ, то целесообразно обратиться за помощью к юристу по госзакупкам в Санкт-Петербурге. Нередко незнание правовых основ может привести к включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Пример. Победитель аукциона должен был подписать проект контракта, но хотел согласовать с заказчиком изменение цены контракта и направил ему протокол разногласий. Но так, как участник закупки не разобрался в том, что собой представляет протокол разногласий к контракту, а содержание его протокола больше походило на отказ от заключения контракта. Так расценил данный документ заказчик и направил в ФАС документы для включения участника закупки в РНП. Антимонопольный орган поддержал позицию госзаказчика и включил участника закупки в РНП.

Не молчите, если объективные причины или действия заказчика не дают вам в полной мере исполнять свои обязательства по контракту или по его заключению. Сообщайте об этом в письменной форме заказчику. Например, технические проблемы (отсутствие электроэнергии на рабочем месте или проблемы с компьютером) не дают вам возможности в сроки, установленные законом, направить подписанный проект контракта заказчику. В этой ситуации постарайтесь предоставить письмо об этом заказчику. Также не забудьте собрать письменные доказательства наличия технических неисправностей или других объективных причин, которые не позволили вам в законные сроки подписать контракт.

Если какие-либо действия (бездействие) заказчика не позволяют вам исполнять свои обязанности по контракту, например, заказчик не оформляет пропуска для ваших сотрудников, чтобы они могли попасть на объект для проведения работ. Об этом также необходимо уведомить заказчика, указав, что данное бездействие не позволяет вам выполнить работы.

Если же заказчик уже расторг с вами контракт или признал вас уклонившимся от заключения контракта и направил документы в ФАС, то тоже не стоит полагаться на то, что антимонопольный орган во всем разберется. Согласно п. 12 Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062) представитель поставщика (подрядчика, исполнителя), сведения о котором хотят включить в РНП, имеет право присутствовать на заседании ФАС и представлять свои возражения по данному вопросу.

Антимонопольный орган будет проверять факты, изложенные в документах заказчика, поэтому участнику закупки или поставщику важно донести до ФАС свое видение ситуации, представить доказательства в свою защиту.

Стоит отметить, что не во всех случаях у поставщика есть возможность на заседании ФАС отстоять свою позицию. Это возможно только если основанием для включения в РНП послужили документы от заказчика в связи с признанием участника закупки, уклонившимся от заключения контракта, или односторонним отказа заказчика от исполнения контракта. Если же контракт с вами был расторгнут по решению суда, то ФАС проверять ничего не будет и, соответственно, возразить что-то не будет возможности. Такая позиция отражена в п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).

Принятое решение ФАС о включении компании или предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков может быть обжаловано в суде (ч. 11 ст. 104 ФЗ-44).

Где можно ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков?

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 4, частью 8 ст. 104 Закона № 44-ФЗ и частью 4 ст. 5 Закона № 223-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения об участниках закупок, а в установленных случаях и об их учредителях, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков, который ведется в электронной форме, размещается на сайте http://zakupki.gov.ru

Меры ответственности заказчика за нарушение правил предоставления сведений в РНП

Так как включение исполнителя государственного или муниципального контракта в Реестр недобросовестных поставщиков – это мера публичного воздействия на недобросовестных исполнителей для того, чтобы сократить количество совершаемых нарушений в данной сфере, то следует понимать, что за нарушение порядка предоставления сведений о негативных действиях исполнителя или последствиях таких действий заказчик может быть привлечен к различным мерам ответственности.

На сегодняшний день привлечение государственного или муниципального заказчика к ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление информации Федеральной антимонопольной службе для включения исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями этой нормы КоАП привлечение к ответственности осуществляется как в отношении должностных лиц, так и в отношении собственно государственного заказчика как юридического лица.

Так, в случае если сведения предоставлены в недостоверном виде, и представляющее их должностное лицо заведомо знало о том, что сведения будут недостоверными, то на него накладывается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей за один доказанный факт такого нарушения.

Для случаев, когда сведения, направляемые в РНП, носят достоверный характер, но внесены несвоевременно, размер наказания на должностное лицо, выраженного в виде штрафа, составляет двадцать тысяч рублей за один выявленный и доказанный факт нарушения сроков.

Меры ответственности, которые налагаются на юридическое лицо, коим является государственный или муниципальный заказчик, определяются отдельно в зависимости от количества выявленных нарушений.

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных на всех исполнителей по государственным и муниципальным контрактам, которые в каком-то объеме нарушили свои обязательства или требования действующего законодательства. Включение в данный реестр происходит на основании заявления заказчика, пострадавшего от действий недобросовестного исполнителя, а также на основании специально принятого решения Федеральной антимонопольной службы. Однако если заказчик предоставил сведения недостоверного характера или сделал это невовремя, он сам может получить наказание в виде штрафа.

 

Ответственность учредителей участника закупки

В п. 2 части 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация, в том числе наименование, идентификационный номер налогоплательщика — юридического лица или в отношении иностранного лица согласно законодательству соответствующего иностранного государства — аналог идентификационного номера налогоплательщика, который является учредителем юридического лица, указанного в части 2 данной статьи, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, также поименованных в части 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.

По смыслу данной статьи учредители юридического лица несут ответственность за его действия как участника закупок. Тогда возникает вопрос, как данное требование закона о закупках соотносится с положениями части 2 ст. 56 ГК РФ о том, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.

Кроме того, появляется еще один логически обоснованный вопрос, который законодателем оставлен без внимания: если учредитель, информация о котором внесена в реестр недобросовестных поставщиков, имеет долю (акции) нескольких юридических лиц, то это автоматически подавляет правоспособность указанных юридических лиц участвовать в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

Судебная практика

После подачи материалов об инциденте с поставщиком производится рассмотрение информации. Решение принимается комиссионно, не исключено его обжалование в судебном порядке. Судьями принимается во внимание тот факт, что и ФАС допускает ошибки. Поэтому при вынесении вердикта изучаются все точки зрения, обстоятельства, степень вины исполнителя. В судебной практике существуют случаи, когда решение о назначении «наказания», включении в РНП принималось необъективно.

Уклонением от выполнения контрактных обязательств признается такой поступок, который свидетельствует о прямом нарушении законодательных требований, а не декларативное заявление заказчика. Классическим является пример с включением поставщика в реестр на основании фактов:

  • Заказчик не получил от исполнителя в оговоренный срок заверенный электронной подписью проект контракта.
  • Отсутствует (не предоставлен) протокол разногласий.

Ввиду этого данные подрядчика, как уклонившегося от оформления контрактных обязательств, переданы ФАС для внесения в реестр. По итогу судебного разбирательства было установлено, что сбой в системе произошел по независящим от организации поставщика обстоятельствам. Вынесенное антимонопольщиками решение признали недействительным. Неустойчивое соединение, плохая работа электронных программных продуктов – не редкость. Они способны повлиять на заключение контракта, связь с заказчиком. Если исполнитель предоставит в суд доказательства того, что «уклонение» произошло именно по указанным причинам, он имеет шанс обжаловать решение ФАС.

Исключение информации об участниках закупок из реестра

Информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) исключается из реестра по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — до истечения указанного срока на основании решения суда (часть 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 16 Постановления № 1062, часть 5 ст. 5 Закона № 223-ФЗ и п. 10 Постановления № 1211).

В соответствии с п.п. «ж» п. 20 Постановления № 1062 для защиты информации, включенной в реестр, предусмотрено в том числе автоматическое исключение из реестра информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) по истечении 2-летнего срока с даты внесения такой информации в реестр с сохранением указанной информации в архиве.

Отметим, что аналогичное требование в отношении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в соответствующих нормативно-правовых актах не установлено. Возникает вопрос: на основании какого документа и кто должен исключать информацию о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), в рамках Закона № 223-ФЗ, по истечении 2-летнего срока с даты внесения такой информации в реестр?

Выводы

  1. Следить за судьбой закупки на всех этапах, проверять папку «Спам» на почте.
  2. Заказчик не по своей воле направляет сведения в РНП. Он заинтересован в исполнении контракта, а не в проведении новой закупки.
  3. Договаривайтесь с заказчиком, так как он вправе продлить срок заключения контракта.
  4. Отстаивайте свои интересы, если ненамеренно уклонились от исполнения контракта.
  5. Всегда собирайте доказательства своей добросовестности и невиновности.
Источники

  • https://urist-bogatyr.ru/article-item/vklyuchenie-v-reestr-nedobrosovestnyx/
  • https://brace-lf.com/informaciya/kontraktnoe-pravo/1149-vklyuchenie-i-isklyuchenie-iz-reestra-nedobrosovestnykh-postavshchikov-pri-osushchestvlenii-zakupok
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/vklucenie-v-reestr.html
  • https://www.klerk.ru/law/articles/457499/
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-rnp-i-kak-v-nego-ne-popast.html
  • http://trdat.ru/uslugi/yurist-po-44-fz-reshaem-slozhnye-voprosy-v-goszakupkax/yuridicheskaya-pomoshh-pri-vklyuchenii-v-reestr-nedobrosovestnyx-postavshhikov/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: