Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы

Содержание
  1. Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы
  2. Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
  3. Приемочная комиссия: функции и обязанности
  4. Порядок создания
  5. Форма приказа
  6. Содержание Положения о комиссии
  7. Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ
  8. Как организовать
  9. Требования к составу
  10. Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ
  11. Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа
  12. Как привлечь сторонних экспертов?
  13. Экспертиза силами заказчика
  14. Оформление результатов экспертизы
  15. Состав, в том числе, с профессиональной точки зрения
  16. Отказ в приемке
  17. Другие закупочные группы
  18. Экспертная комиссия 44-ФЗ: приказ, образец
  19. Проведение экспертизы результатов исполнения контракта по итогам поставки товара
  20. Распоряжения по приемке товаров, работ, услуг
  21. Пример распоряжения о проведении экспертизы
  22. Отдельные нюансы
  23. Акт о приемке товара, работ или услуг
  24. Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ
  25. Генерируемые документы по результатам приемки исполнения контракта
  26. Резюме

Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы

Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере госзакупок, требует от заказчика обязательной приемки выполненных либо предоставленных в соответствии с госконтрактом работ, услуг или продукции.

Важность этапа приемки товаров (работ) заключается в том, что именно на этом этапе проверяется соответствие услуги или товара условиям контракта. Мотивировка отказа от приемки работ определяет дальнейшую защиту интересов заказчика в случае возникновения спорных ситуаций.

Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ

Цель создания приемочной комиссии заключается в том, чтобы принять результат выполненных подрядной организацией работ. Основные обязанности приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ заключаются в:

  • обеспечении приемки результатов выполненной работы вместе с управляющим или контрактной службой;
  • учете при приемке экспертной оценки либо самостоятельное проведении экспертизы.

Члены приемочной комиссии должны определять, насколько полученные товары (работы, услуги) по своим характеристикам соответствуют требованиям контракта. Для комиссионных решений важны прозрачность и объективность.

Приемочную комиссию заказчика, в соответствии с требованиями 44-ФЗ, необходимо создавать независимо от типа закупок. Единственным исключением является закупка у единственного поставщика. Приемочная комиссия является коллегиальным органом, обязанности которого отличаются от обязанностей контрактной службы.

Приемочные комиссии могут быть:

  • конкурсными, создаваемыми при проведении электронных и офлайн-конкурсов;
  • аукционными, которые создаются при проведении аукционов;
  • котировочными, используемыми во время электронных и офлайн-запросов котировок;
  • комиссиями, предназначенными для рассмотрения заявок, принимаемых в электронном и офлайн-форматах;
  • едиными приемочными комиссиями заказчика по 44-ФЗ.

При проведении торгов без определенной спецификации заказчик создает единую приемочную комиссию. В случае закупки конкретной продукции/услуг (работ) заказчик привлекает экспертов, специализирующихся в требуемой сфере.

Приемочная комиссия: функции и обязанности

Приемка товаров и работ является достаточно важным этапом, особенно если оказанная услуга или поставленные товары не соответствовали условиям заключенного контракта. От того, насколько мотивирован будет отказ от приемки работ, во многом будет зависеть возможность грамотной защиты интересов заказчика при возникновении разногласий.

Приемочная комиссия создается в целях приемки выполненных подрядчиком работ или поставленных по контракту товаров. В число базовых обязанностей приемочной комиссии входит:

  1. Обеспечение приемки результатов работ совместно с управляющим или контрактной службой.
  2. При проведении экспертизы учитывать экспертную оценку или провести экспертизу самостоятельно.

Участники комиссии делают выводы относительно соответствия продукции заявленным в составе контракта характеристикам. Решения комиссии должны быть прозрачны и объективны.

Члены комиссии могут требовать от подрядчика предоставления дополнительной документации, сведений о поставляемой продукции и вызывать представителей подрядчика.

Порядок создания

О необходимости создания приемочной комиссии говорит часть 6 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ.

В соответствии с требованиями указанного выше Федерального закона комиссия должна быть создана до момента, когда наступает собственно приемка результатов исполнения контракта.

Как правило, такая комиссия либо создается заказчиком в самом начале своей закупочной деятельности, либо в начале каждого года при условии, что имеется необходимость проведения пересмотра состава такой комиссии.

Закрепление легитимности такой комиссии происходит на основании следующих локальных правовых актов:

  • приказ о создании комиссии по приемке результатов исполнения контрактов и договоров
  • Положения о работе комиссии.

Форма приказа

Если говорить о том, что именно должно быть указано в приказе, то строгой формы данного документа нет – оформление целиком зависит от того порядка, который применяется в конкретной организации – государственном или муниципальном заказчике. Если же говорить о перечне сведений, которые должны быть отражены в тексте такого документа, то к ним относятся:

  • сведения о составе комиссии. В силу того, что некоторые члены основного состава комиссии могут отсутствовать по уважительным причинам, в тексте приказа должны быть указаны сотрудники, входящие в основной и заменяющий составы;
  • данные о тех регламентирующих документах, на которые такая комиссия должна опираться в ходе осуществления своей деятельности (в рамках приказа о создании приемочной комиссии может быть осуществлено также и утверждение Положения о деятельности такой комиссии);
  • правила доведения до сведения членов комиссии положений тех регламентирующих документов, на которые они должны опираться при осуществлении своей деятельности;
  • дата подписания приказа и отметка об утверждении такого приказа руководителем организации или уполномоченным должностным лицом, на которого возложены руководителем заказчика соответствующие обязанности;
  • сведения о том, когда произошло ознакомление с положениями приказа всех лиц, которые в нем указаны (лист согласования оформляется в виде продолжения документа и располагается на обороте последнего листа текста приказа таким образом, чтобы все подписи находились на обороте документа).

В случае если такие недостатки были выявлены в ходе проведения экспертизы, результат исправления может быть принят самой комиссии без созыва экспертного заседания, если профессиональных знаний членов такой комиссии хватает для того, чтобы принять указанные результаты.

Содержание Положения о комиссии

Положение о работе приемочной комиссии – отдельный самостоятельный документ, действующий ровно тот период времени, который действует приказ о его утверждении, так как, в противном случае, документ будет считаться нелегитимным. В тексте Положения заказчик указывает должностной состав комиссии (указываемые должности в составе комиссии нельзя путать с должностями из штатного расписания, так как их содержание может быть различным – не всегда секретарь организации будет секретарем комиссии, и, наоборот, в качестве секретаря приемочной комиссии может быть назначен сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий). Кроме того, именно в рамках Положения формируется перечень прав и обязанностей, которые возлагаются на членов комиссии.

Кроме того, в тексте Положения должны быть также указаны сведения о том, какие меры ответственности могут быть применены к членам приемочной комиссии в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, а также в случае допущения и выявления нарушений действующего законодательства в сфере закупок.

Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ

Законодательство предусматривает возможность, но не обязанность создания заказчиком приемочной комиссии по 44-ФЗ. Будет ли приемка результатов исполнения госконтракта единоличной или коллегиальной, вправе определить сам госзаказчик.

Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ должна состоять из 5 человек. Однако лучше, если их будет больше, например, 8. В таком случае, вынужденное отсутствие кого-либо из участников коллегиального органа не поставит под угрозу приемку результатов госконтракта.

Однако в состав комиссии могут входить не все. Так, согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минэкономразвития № Д-28и-1063 от 26 апреля 2016 года, в него не могут входить должностные лица заказчика, которые принимают участие в экспертизе результатов. Важное значение имеет отсутствие конфликта интересов между входящими в состав комиссии лицами и сотрудниками поставщика.

Помимо экспертов, закон запрещает принимать участие в комиссии следующим лицам:

  • имеющим личную заинтересованность в закупке;
  • другим участникам, подавшим заявки;
  • сотрудникам потенциальных участников торгов;
  • сторонним экспертам;
  • представителям контрольного органа;
  • родственникам руководителя заказчика.

Создание и работа приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ не регулируется. Все нюансы, касающиеся функционирования коллегиального органа, прав и обязанностей его членов, порядка принятия ими решений, должны быть указаны в положении о комиссии – внутреннем нормативном акте заказчика, издаваемом одновременно с приказом о ее создании.

Положение регламентирует работу коллегиального органа. В нем должны быть прописаны состав комиссии, Ф. И. О. председателя, полномочия и обязанности членов, среди которых:

  • ознакомление с документами поставщика;
  • голосование на заседаниях;
  • запрос дополнительной информации при необходимости;
  • принятие решений о соответствии либо несоответствии результата исполнения контракта предъявленным требованиям.

Как организовать

Заказчик оформляет решение создать коллегиальный орган приказом в произвольной форме. При составлении указывайте вид, данные председателя и всех лиц, которые входят в ее состав.

В обязательном порядке заказчик устанавливает порядок работы такого органа. Он устанавливается отдельным документом — положением о работе. Целесообразно в нем определить сроки, место проведения заседаний, порядок рассмотрения заявок, порядок уведомления членов о проведении такого рода заседаний, их права и обязанности и ответственность.

Требования к составу

Законом № 44-ФЗ предусмотрены требования к рассматриваемому коллегиальному органу.

Требования Описание
Требование к численности Число членов аукционной и конкурсной должно составлять не менее пяти человек. Число членов единой комиссии заказчика — не менее пяти. Число членов в рамках запроса котировок — не менее трех человек.
Требования к профессиональному составу Необходимо иметь в виду, что в состав комиссии по осуществлению закупок должны включаться лица, которые имеют знания в области закупок или специальные познания об объекте заказа.
Ограничения Также в ч. 6 ст. 39 44-ФЗ прописано, что членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть, например, лица, которые подали заявки на участие в процедуре, или должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в этой сфере.

Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ

До вступления в действие 44-ФЗ проведение экспертизы требовалось по всем государственным контрактам. Теперь закон позволяет обращаться к экспертам только при заключении контракта с единственным поставщиком, за исключением случаев, установленных законом (например, при закупке услуг экспертных организаций, заключении госконтракта на разработку проектной документации объектов капитального строительства и др.).

Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ может как самостоятельно заниматься экспертизой, так и привлекать к приемке независимых экспертов. Во втором случае необходимо заключение договора с экспертной организацией, в котором должны быть прописаны функции, полномочия, права и обязанности экспертов, их ответственность, объем и сроки выполнения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (рекламации, акты приема-передачи и т. п.).

Экспертиза проводится с целью установления соответствия полученной продукции, выполненных работ или оказанных услуг условиям госконтракта в части их объема и качества, а также соответствия требованиям технических регламентов, ГОСТов и другой нормативной документации.

В обязанности коллегиального органа входит:

  • обеспечение приемки результатов закупки вместе с контрактным управляющим, ответственным лицом или контрактной службой;
  • учет экспертной оценки результатов либо самостоятельное проведение экспертизы;
  • подготовка выводов, касающихся качества результатов исполнения контракта, его соответствия характеристикам, обозначенным к нормативной документации;
  • вынесение объективного и прозрачного решение относительно принятия заявки или приемки результатов работы;
  • затребование дополнительной документации при необходимости;
  • получение нужной информации о поставляемых товарах;
  • получение разъяснений от представителей подрядчика;
  • организация экспертизы, получение экспертных заключений и предложений.

Надо уточнить, что право принятия решения о необходимости создания приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ принадлежит исключительно заказчику. Вся документация, касающаяся работы коллегиального органа, должна быть известна до момента размещения извещения о проведении закупки.

Результаты могут проверяться сплошным методом (в отношении всех товаров) или выборочно (проверяется часть продукции, а экспертные выводы распространяют на всю продукцию).

Экспертиза проводится на основании представленных подрядчиком накладных, счетов, сертификатов, актов и других документов, связанных с исполнением госконтракта. Оценка качества некоторой продукции (топливо, продукты питания, ремонт техники и т. д.) возможна во время ее эксплуатации. В таком случае в процессе экспертизы должно быть принято во внимание мнение конечных потребителей.

Если у членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ в процессе приемки результатов работ нет единого мнения, необходимо составление протокола разногласий и предоставление подрядчику разумного срока, требуемого для устранения выявленных недостатков.

Способ проведения экспертизы определяется заказчиком самостоятельно. Сторонние экспертные организации могут быть привлечены к оценке путем заключения контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Заключение экспертов должно быть оформлено в письменном виде и подлежит учету в ходе приемки работ.

В случае самостоятельного проведения экспертизы должна быть создана специальная экспертная комиссия, в состав которой должно входить пять и более членов. По результатам проведенной оценки должно быть составлено экспертное заключение с указанием перечня поставляемых товаров, претензий к их характеристикам (при наличии таковых).

В состав экспертной комиссии в соответствии со статьей 41 закона 44-ФЗ не могут входить сотрудники заказчика или подрядчика (включая бывших работников), близкие родственники работников, контрактные управляющие.

Для оформления результатов внутренней экспертизы может использоваться отдельный документ либо ее результаты могут быть включены в акт приемки выполненных подрядчиком работ.

Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа

В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:

  • по изучению и оценке предмета экспертизы;

  • по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:

  • предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

  • осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

  • если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Как видим, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения сторонних экспертов для проверки результатов исполнения контракта.

Обратите внимание: с 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для закупки у единственного поставщика – п. 25.1 – признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данный пункт не значится в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения оно обязано привлечь сторонних экспертов. Аналогичное правило действует при проверке результатов контракта, заключенного в силу п. 25.2 и 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ(признание несостоявшимися запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).

Как привлечь сторонних экспертов?

Привлечение эксперта или экспертной организации осуществляется на основании контракта, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению нужно определить предмет экспертизы, выбрать способ закупки и провести процедуру определения исполнителя. Минфин в Письме от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 указал, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

  • размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

  • годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не превышает 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) (если его размер не превышает 1 млрд руб.) или 100 млн руб. при СГОЗ более 1 млрд руб.

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих укаанным требованиям.

Экспертиза силами заказчика

В законодательстве не поясняется, каким образом проводится внутренняя экспертиза, а также кто может быть экспертом в таком случае. Полагаем, что проводить внутреннюю экспертизу может любой работник или группа работников заказчика, которые обладают познаниями по предмету закупки. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам, не распространяются на внутренних экспертов. Об этом говорило и Минэкономразвития в письмах от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6773, от 01.12.2016 № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды.

В Письме от 12.07.2016 № Д28и-1778 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 27.10.2017 № 24-03-07/71512.

Оформление результатов экспертизы

Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.

Состав, в том числе, с профессиональной точки зрения

На основании части 6 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» в состав комиссии не может входить менее пяти членов, одним из которых является председатель. На председателя возлагается ряд обязанностей:

  • объявление и ведение заседаний
  • объявление голосования и подведение его итогов в случае возникновения споров относительно возможности или невозможности принятия результатов исполнения контрактов или договоров;
  • принятие решения в случае возникновения спорной ситуации по голосованию (при наличии равного числа голосов по итогам проведенного голосования);
  • подведение итогов заседания
  • оформление генерируемых документов по итогам проведения заседания комиссии (протокола заседания и акта приемки).
Единственным членом комиссии, в отношении которого не предъявляются требования относительно его профессиональной принадлежности, является председатель, так как он назначается чаще всего из числа руководящего звена государственного или муниципального заказчика либо является единоличным руководителем.

В отношении остальных членов комиссии заказчиком могут самостоятельно могут выдвигаться требования относительно профессиональной подготовки, а также относительно сроков работы на той или иной должности. Это может давать некоторые преимущества относительно объективной оценки результатов исполнения контрактов, с точки зрения соответствия их технической или иной характеристики тем требованиям, которые формировал заказчик в документации о закупке. Требования о том, чтобы у членов комиссии были определенные знания относительно результатов исполнения заключенных соглашений, содержатся в статье 39 указанного выше федерального нормативного акта и применяются на основании имеющейся практики не только к членам закупочных комиссий, но и к членам приемочных коллегиальных органов. Правоприменительная практика на сегодняшний день определила, что не менее пятидесяти процентов членов комиссии (речь идет отдельно об основном составе и отдельно – о заменяющем составе) должны обладать специальными профессиональными знаниями относительно предмета закупки.

Кроме того, в отношении состава комиссии есть обязательное требование, которое «перекочевало» в список требований из аналогичных положений, предъявляемых к закупочным комиссиям: ни один из членов приемочной комиссии не должен быть заинтересован в итоговом содержании вынесенного решения. В отношении закупочных комиссий такое требование сформулировано в положениях части 6 статьи 39 указанного федерального нормативного акта.

Отказ в приемке

В случае поставки товара, оказания услуги, выполнения работы, не соответствующих характеристикам, установленным в контракте, заказчик направляет в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, определенные контрактом для составления документов о приемке.

Минфин в Письме от 20.10.2017 № 24-02-08/70126 указал на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы в случае выявления их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание: приемка результата исполнения контракта или его отдельного этапа в случае несоответствия товара, работы или услуги, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отказ от приемки оформляется в свободной форме. Главное – указать в нем причины, по которым заказчик отказывается принимать товар, работу или услугу.

Если заказчик не принял результаты исполнения контракта и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностным лицам заказчика грозит административная ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.

Другие закупочные группы

Приемочная комиссия заказчика по 44 ФЗ создается в целях организации приемки товаров (работ или услуг). Создавать ее необязательно, но если имеется такая необходимость, то решение о создании принимается заказчиком самостоятельно в целях организации надлежащей приемки товара в рамках исполнения контракта. В составе не менее пяти человек.

Решение о создании оформляется изданием приказа в произвольной форме на бумажном носителе. Рекомендуется разработать специальный документ, закрепляющий всю организацию приемки товара, с образцами документов, которые подписываются в процессе, чаще всего акт приема-передачи.

Экспертная комиссия 44-ФЗ: приказ, образец

Порядок принятия ТРУ прописывается сторонами в контракте. Заказчик после получения товара должен осмотреть его в установленный срок, проверить качественные и количественные характеристики и в случае выявления несоответствий сообщить об этом поставщику.

В соответствии с ч. 3 ст. 94 44-ФЗ, проверка поставленных товаров, работ и услуг проводится заказчиком для подтверждения соответствия ТРУ требованиям контракта, качественным и количественным характеристикам, техническим регламентам, ГОСТам и ТУ.

Для осуществления такой проверки организации надлежит составить распоряжения об экспертизе при приемке товара (внутренней или с привлечением сторонней организации), а также о создании экспертной комиссии либо о назначении лица, ответственного за такую проверку. Экспертный орган по оценке также должен включать не менее 5 человек.

Форма указов также разрабатывается организацией-заказчиком самостоятельно при соблюдении базовых требований о локальных нормативных актах и распоряжениях.

Распорядительный документ об оценке при сдаче-приемке ТРУ должен включать:

  • сведения о заказчике — наименование, реквизиты;
  • данные о самом распоряжении — номер, дата, название документа;
  • нормативно-правовую базу, подтверждающую необходимость проверки ТРУ, а также порядок проведения оценки, — внутреннюю или при помощи сторонней организации;
  • содержательную часть — утверждение состава комиссии, положения, бланка экспертного заключения или акта;
  • дату вступления документа в силу и ответственное лицо.

Проведение экспертизы результатов исполнения контракта по итогам поставки товара

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан в рамках приемки поставленного товара провести его экспертизу. Такая экспертиза может проводиться собственными силами либо посредством привлечения специальных организаций. Однако для того, чтобы провести внешнюю экспертизу, государственный или муниципальный заказчик обязан заключить договор со специализированной экспертной организацией либо с единоличным экспертом, при этом заключение такого контракта должно по срокам уложиться в то время, которое отведено заказчику на полную приемку результатов исполнения взятых на себя обязательств контрагентом и на подготовку экспертного заключения.

Если к проведению экспертизы решено не привлекать стороннюю организацию, а все будет проводиться своими силами, в состав создаваемой комиссии должно входить не менее пяти сотрудников, которые не имеют интереса в принятии или непринятии предоставленных результатов исполнения контракта, а также не являются должностными лицами, ответственными за проведение закупок. Кроме того, не менее пятидесяти процентов членов такой комиссии должны обладать специальными знаниями относительно предмета закупки.

Проведение экспертизы поставленного товара может проводиться сплошным образом, когда проверке подвергаются абсолютно все образцы поставленного товара (например, в случае с технически сложным товаром), либо выборочным, когда происходит случайная выборка образцов, и исследованию подвергаются именно они.

Для того чтобы составить полноценное и юридически легитимное экспертное заключение, у исполнителя по контракту истребуются все те документы, которые должны сопровождать поставляемый товар. Если сформировать итоговое заключение возможно только на основании результатов потребления, в том числе тестового, то необходимо направить часть товара (из выборки, сформированной экспертами) на испытания в формате фактического потребления. Например, часть поставленного дизельного топлива или бензина заливается в некоторые автомобили заказчика для проверки качества такого топлива.

Если по результатам проведенной экспертизы установлены недостатки исполнения, либо зафиксирован факт некачественного исполнения контракта, по решению заказчика контрагенту дается определенный срок на устранение таких недостатков, однако, следует помнить о том, что такой срок должен находиться в разумных рамках. При этом под разумным сроком подразумевается такой срок, в рамках которого у заказчика не теряется целесообразность использования поставленного товара. Например, заказчиком, находящимся в Московской области, был заключен контракт на поставку низкозамерзающей жидкости для автомобилей – «незамерзайки», но контрагент несколько раз поставлял товар не того качества, который нужен заказчику, а последняя поставка произошла в мае, когда необходимость в использовании такой жидкости отпала, что говорит о неисполнении условий контракта в разумные сроки.

В том случае, если контрагент недостатки не устранит в установленные сроки, заказчик имеет право выдвинуть решение об одностороннем отказе. Такое решение публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок в течение трех дней с даты его вынесения.

Если контрагент не отреагировал на данное решение в течение десяти дней со дня, следующего за днем публикации данного документа в Единой информационной системе, заказчик расторгает контракт и передает все необходимые документы в Федеральную антимонопольную службу для того, чтобы контрагент был внесен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Если контрагент в течение десяти дней с даты публикации решения об одностороннем отказе исправил выявленные недостатки, то есть поставил товар, который соответствует заявленным в контракте или договоре требованиям, решение должно быть отозвано.

Любое решение, которое выносит экспертная комиссия по факту поставки товара, должно быть оформлено в виде специального акта экспертизы поставленного товара.

Распоряжения по приемке товаров, работ, услуг

Порядок получения приобретенных товаров (работ, услуг) заказчиком строго регламентирован 44-ФЗ (ст. 94) и гражданским законодательством (ст. 513 ГК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 94, организация должна не только принять товар, но также провести экспертизу (внутреннюю или с привлечением экспертов), в ходе которой будет установлено соответствии поставляемой продукции условиям государственного (муниципального) контракта. В том случае, если ТРУ приобретаются у единственного поставщика, организация-заказчик в обязательном порядке проводит экспертные процедуры.

Представители заказчика должны осмотреть и принять товары в сроки, установленные договорными отношениями. В контракте также может быть прописана обязанность создания приказа «Приемочная комиссия 44-ФЗ». Если организация-заказчик принимает ТРУ без надлежащей проверки, то в будущем он не сможет указывать на недостатки, обнаруженные в ходе обычного способа сдачи-приемки товаров, работ или услуг.

Таким образом, для проведения приемочной процедуры, соответствующей действующему законодательству, заказчику надлежит сформировать приемочную комиссию и организовать внутреннюю или внешнюю экспертизу.

  • приказ о приемке товара по 44-ФЗ
  • указ о создании приемочной комиссии;
  • положение;
  • приказ о возложении обязанностей по приемке товаров, работ, услуг на определенное должностное лицо;
  • приказ-экспертиза 44-ФЗ
  • указ руководителя о создании экспертной комиссии.

Процесс сдачи-приемки в первую очередь рекомендуется проводить при высокой стоимости поставляемых ТРУ, а также в случае сложных технических характеристик продукции, когда процедура оценки, выполняемая силами одного специалиста заказчика, затруднена. Согласно ч. 6 ст. 94 44-Ф3, приемочная комиссия должна состоять минимум из пяти человек.

Пример распоряжения о проведении экспертизы

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

  • по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Обратите внимание: подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214

Акт о приемке товара, работ или услуг

По результатам выполненных работ комиссия заказчика должна составить документацию о приемке товаров или услуг. Она имеет форму акта о приемке товаров, работ или услуг или иного документа (но в большинстве случаев в практике заключения контрактов фигурируют именно передаточные акты). Его подписывают все члены приемочной комиссии, после чего акт утверждается заказчиком.

Акт должен быть составлен в те сроки, которые содержит контракт (например, в течение 3 дней после отгрузки товара). В течение этого времени исполнитель получает подписанный образец акта выполненных работ или отказ от его подписания с указанием причин.

Заказчик вправе самостоятельно определить форму и состав акта выполненных работ, так как этот документ не регламентирован законодательно. Акт приемки товаров (работ или услуг) несмотря на отсутствие утвержденной формы должен содержать такую информацию, как:

  1. Номер контракта, по которому осуществляется приемка.
  2. Наименование поставляемой продукции.
  3. Подтверждение соответствия результатов работ (поставляемых товаров) перечню требований.
  4. Стоимость поставленной продукции по контракту.
  5. Заключение экспертной комиссии (если такая проводилась).
  6. Подписи председателя приемочной комиссии и ее участников.

Отдельно стоит остановиться на такой распространенной форме акта, как КС-14, который составляется по результатам выполненных строительных работ. Его целью является ввод зданий и сооружений в эксплуатацию.

На основании подписанного акта выполненных работ заказчик производит окончательную оплату по условиям контракта. Приемка результатов строительных работ производится на основании проверки, обследований, контрольных испытаний, переданных исполнителем документов о соответствии объекта проектной документации, нормам и стандартам.

При несогласии принять результаты работ в адрес исполнителя направляется документ в произвольной форме, который содержит перечень недостатков с точки зрения количества, комплектности, качества товаров и услуг, несоответствия их требованиям контракта. Он содержит в качестве приложения заключение приемочной комиссии, выводы экспертизы и должен содержать подписи всех членов приемочной комиссии.

Также в данном документе нужно указать требование о поставке товара надлежащего качества (или исправления результатов работ) в те сроки, которые предусмотрены контрактом. Если указанные требования заказчика не будут выполнены, то он имеет право на односторонний отказ от контракта (если подобная возможность была в нем прописана).

Решение об одностороннем отказе в течение трех дней должно быть опубликовано в ЕИС. Также заказчик должен направить уведомление подрядчику или исполнителю об этом факте почтой заказным письмом, телеграммой, по электронной почте и пр.

По истечении 10 дней после отправки уведомления поставщику контракт считается расторгнутым. Но если за 10 дней подрядчик исправит все недочеты, то заказчик должен отозвать свое решение.

За некорректное проведение приемки работ должностным лицам грозит ответственность по нормам ст. 8-10 КоАП. Так, за непредставление документов о приемке поставленных товаров или выполненной работы или ненаправление мотивированного отказа от подписания подобных документов на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере 20 тыс. р.

Аналогичные штрафные санкции грозят должностным лицам за несоблюдение требований о проведении экспертизы товаров и услуг.

Приемка товара, который не соответствует требованиям контракта и при наличии несоответствий, которые своевременно не были устранены, что привело к несанкционированному перерасходу бюджетных средств, грозит наложением штрафа от 20 до 50 тыс. р. на должностных лиц.

Срок давности для привлечения к административной ответственности по указанным статьям КоАП составляет 1 год.

Таким образом, приемка результатов выполненных работ – один из обязательных этапов государственного контракта. В ходе приемки выполненных работ заказчик может создать специальную приемочную комиссию для организации процедуры. В ее задачи входит организация приемки работ, а также проведение экспертизы (при необходимости). Для начала работы комиссии издается приказ, а затем – постановление, регламентирующее перечень ее обязанностей. По результатам приемки работ составляется акт выполненных работ в произвольной форме.

Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ

Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ требует выполнения определенных действий:

  • Уточнения ее вида, зависящего от способа определения исполнителя по госконтракту (аукционной, конкурсной, котировочной, единой комиссии, по запросу предложений). Срок ее действия устанавливает госзаказчик. Достаточно часто предприятие занимается проведением схожих закупок. Соответственно, оптимальным решением будет создание единого коллегиального органа, принимающего участие во всех тендерах.
  • Утверждение председателя и состава комиссии. В него должно входить от 3 до 5 членов, имеющих соответствующее образование и опыт в области контрактных закупок. Желательно, чтобы не менее половины членов составляли профильные специалисты.
  • Утверждение порядка работы. Сфера деятельности каждого члена будет зависеть от типа коллегиального органа.
  • Утверждение необходимой документации. Функционирование коллегиального органа будет правомерным после издания приказа о его создании. Приказ должен быть письменным, его содержание на законодательном уровне не утверждено, однако в нем должны быть прописаны требования к составу комиссии и правилам ее работы. Положение о работе комиссии не является обязательным документом, но в таком случае вся необходимая информация, касающаяся обязанностей членов и т. п., должна быть закреплена в приказе. Кроме того, он должен содержать следующие сведения:
  • о процедуре уведомления о месте, времени и дате проведения комиссии;
  • о регламенте заседаний;
  • о запрете на заочное голосование и передачу полномочий третьим лицам;
  • о правах, обязанностях и ответственности членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ;
  • об основаниях, при наступлении которых возможно изменение состава комиссии, ее отдельных членов, а также о сроках, в течение которых изменения должны быть проведены.

В приказе могут быть отражены полномочия членов, чтобы в дальнейшем при проведении проверок соблюдения законодательства проверяющие были уверены в правомочности лиц, подписывающих акт приемки результатов по госконтракту.

Форма приказа не регламентирована, однако он должен быть напечатан на бланке предприятия, скреплен печатью и необходимыми подписями.

Генерируемые документы по результатам приемки исполнения контракта

Все решения, которые принимает приемочный коллегиальный орган государственного или муниципального заказчика, оформляется с помощью специальных документов. В правоприменительной практике для объединения всех таких документов применяется термин «генерируемые». Приемочной комиссией оформляются следующие документы:

  • протокол. В данном документе отражается весь ход заседания коллегиального органа от момента объявления тех вопросов, которые лежат на повестке дня, до момента подписания приемочного акта. В тексте протокола обязательно указываются сведения о том, кто присутствовал на заседании, а также в случае замены кого-то из членов дается указание на осуществление такой замены и описание ее причины. Кроме того, именно в тексте протокола указываются вопросы, вынесенные на голосование (в случае его проведения), а также результаты такого голосования. Также в тексте протокола указываются сведения о том, были ли члены комиссии, чья позиция не совпадает с позицией большинства членов, а в приложении к такому протоколу указываются сведения о содержании позиции несогласного члена и о ее обосновании;
  • акт приемки результатов исполнения контракта. Данный документ нельзя путать с актом приема-передачи или иным передаточным документом. Это связано с тем фактом, что по передаточному документу происходит передача товара в рамках исполнения контракта или товарно-материальных ценностей от старого владельца (в случае с госзакупками – от поставщика) к новому владельцу (государственному или муниципальному заказчику). Акт приемки результатов исполнения контракта – это документ, в котором обосновывается позиция заказчика о возможности или невозможности принять результат выполненных работ. В том случае, если заказчик проводил внутреннюю экспертизу результатов исполнения контракта, итоги такой экспертизы также должны найти отражение в тексте составляемого акта приемки результатов исполнения контракта или договора. В том случае, если речь идет о внешней экспертизе, в акте приемки результатов заказчик указывает, что в ходе принятия решения были учтены результаты проведенной экспертизы с привлечением сторонних организаций или специально нанятых экспертов;
  • акт по форме КС-14. Данный документ выделяется отдельным видом, так как в настоящее время не является обязательным для заполнения: отмена обязательности заполнения данного документа при осуществлении приемки строительных и монтажных работ в рамках государственных и муниципальных закупок произошла в 2013 году. Однако, несмотря на такую отмену, его подготовка входит в приемочные мероприятия до настоящего времени, так как его содержание позволяет понять, насколько четко выполнены сметные требования госзаказчика. Он оформляется в тех случаях, когда речь идет о приемке выполненных строительных работ. На основании данного документа заказчик принимает или не принимает отремонтированные или построенные здания, сооружения и иные объекты капитального строительства.

Резюме

Таким образом, порядок проведения приемки товара и правильная фиксация ее результатов будут иметь решающее значение в случае, если покупателю потребуется в судебном порядке защищать свои права в связи с поставкой товара с недостачей или поставкой товара ненадлежащего качества. От правильности составления акта приемки во многом зависит то, будут ли требования покупателя удовлетворены судом.

В случае отгрузки дорогостоящего товара либо в случае сомнений в добросовестности контрагента, отгрузка товара может осуществляться комиссионно, с фиксацией наименования и количества отгруженного товара в акте отгрузки. Участие в отгрузке представителя перевозчика либо незаинтересованных лиц станет дополнительным доказательством надлежащего исполнения поставщиком условий договора поставки. Комиссионная отгрузка товара необходима в том случае, если условиями договора поставки не предусмотрен обязательный вызов поставщика на приемку, и приемка будет производиться покупателем в одностороннем порядке.

Источники

  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/priemochnaya-komissiya-zakazchika-po-44/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/priemocnaa-komissia.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/priemochnaya-komissiya.html
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/komissii-zakazchika-v-ramkakh-44-fz
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/964994.html
  • https://goskontract.ru/shablony-dokumentov/kak-sostavit-prikaz-o-priemke-po-44-fz
  • https://pravoved.ru/journal/priemka-tovara/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: