- Транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование
- Зачем нужна транспортная безопасность
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 31 июля 2014 г. N 212 г. Москва “Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности”
- Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
- Специалист транспортной безопасности: кто это?
- Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности
- Как стать специалистом транспортной безопасности?
Транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование
Обеспечение безопасности на транспорте с каждым годом приобретает все большую актуальность. Это связано с возрастающим количеством техногенных аварий и терактов, происходящих в последние десятилетия. Транспортная безопасность подразумевает систему мер, обеспечивающих сохранность грузов, жизни и здоровья пассажиров, которые перемещаются в поездах, путешествуют на морских судах, авиалайнерах и т.д. Несомненно, это очень ответственная профессия, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации.
Чтобы соответствовать профстандартам, специалист по транспортной безопасности должен пройти качественную подготовку в специализированном учебном центре, а затем получить аттестационное удостоверение.
Под системой безопасности на транспорте подразумевается закрепленный законодательно комплекс мер, направленный на защиту пассажиров и их багажа, а также грузов. Он распространяется на все виды транспорта:
- Авиация.
- Железнодорожные перевозки.
- Водный транспорт.
Система обеспечения безопасности для каждого вида транспорта имеет свои особенности. Общее правовое регулирование данной отрасли в РФ осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон номер 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, принятый 9 февраля 2007 года.
- Приказ Минтранспорта РФ № 212 “О порядке подготовки сил ОТБ” от 31 июля 2014 года.
- Приказ Минтранспорта РФ № 231 “О требованиях к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ” от 1 августа 2014 года;
- Приказ Минтранспорта РФ № 243 “Об утверждении типовых программ обучения” от 8 сентября 2014 года.
По некоторым видам транспорта действуют межгосударственные и межправительственные соглашения, затрагивающие, в том числе, вопросы безопасности.
Зачем нужна транспортная безопасность
Система ОТБ позволяет своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса государства, тем самым обеспечив полную безопасность перемещения пассажиров и перевозки грузов на любые расстояния.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 31 июля 2014 г. N 212 г. Москва “Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности”
Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 сентября 2014 г.
Регистрационный N 33979
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901; N 30 (ч. 1), ст. 4569, ст. 4590; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4041, 4058; 2014, N 6, ст. 566) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Министр М. Соколов
Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
1. Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности разработан в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901, N 30 (ч. 1), ст. 4569, 4590; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4041, 4058, 2014, N 6, ст. 566), статьями 85.1 и 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, (ч. 1) ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, 2769, N 23, ст. 2930, ст. 2933).
2. Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности (далее – силы ОТБ) включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку.
3. Подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
4. Разработка типовых основных программ профессионального обучения сил ОТБ, а также обучение сил ОТБ по указанным программам осуществляется в случае включения отдельных категорий сил ОТБ в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере образования1.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие следующим требованиям:
обеспечение наглядности и доступности в обучении, эффективное использование учебного времени, обеспечение интереса и повышение активности обучаемых лиц в процессе обучения;
создание в процессе занятий различных условий для действий обучаемых, требующих от них самостоятельности и практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков;
осуществление объективного контроля за действиями обучаемых и усвоением изучаемого ими материала, выявление ошибок, допускаемых обучаемыми, и недостаточно усвоенных вопросов;
простота устройства, надежность в работе;
обеспечение полной безопасности обучаемых в ходе занятий.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в зависимости от требований, установленных типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными профессиональными программами, оснащается одним или несколькими тренажерами.
Тренажеры обеспечивают работу в двух режимах:
режим обучения;
режим проверки знаний.
Преподаватель (инструктор) контролирует работу каждого обучающегося.
Тренажеры, разработанные на базе аппаратно-программных комплексов тестирования и развития знаний, умений, навыков сил ОТБ, обеспечивают оценку и повышают уровень знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения силами ОТБ работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, а также формируют навыки саморегуляции психоэмоционального состояния.
Применяемая в тренажерах автоматизированная обучающая система обеспечивает:
достижение обучаемыми заданного качества усвоения программы обучения;
рост эффективности процесса обучения.
Разрабатываемые и внедряемые автоматизированные образовательные системы соответствуют существующей системе организации и планирования учебного процесса по срокам проведения и видам занятий в соответствии с установленными программами и тематическими планами, а также по количественному составу групп обучаемых и продолжительности учебных занятий.
6. Решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности.
7. Полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности”.
В случае выявления несоответствия уровня знаний, умений, навыков сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, органом аттестации формируются рекомендации о дополнительной подготовке в части выявленных несоответствий.
8. Учет и хранение сведений о прохождении подготовки силами ОТБ в отношении работников субъекта транспортной инфраструктуры осуществляется субъектом транспортной инфраструктуры.
Учет и хранение сведений о прохождении подготовки силами ОТБ в отношении работников подразделения транспортной безопасности осуществляется подразделением транспортной безопасности.
9. В целях повышения качества подготовки сил ОТБ может осуществляться общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ2.
1Статья 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, (ч. 1) ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, 2769, N 23, ст. 2930, N 23, ст. 2933).
2Статья 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, 2769, N 23, ст. 2930, N 23, ст. 2933).
Специалист транспортной безопасности: кто это?
Согласно п.7.12 ст. 1 Закона №16-ФЗ, это лицо, в должностные обязанности которого входит обеспечение безопасности на транспорте.
Порядок подготовки специалистов ОТБ регламентируется приказами Минтранса, нормативными актами МВД РФ и документами, выпущенными Министерством образования России. По закону, все они должны пройти аттестацию.
Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности
Закон №16-ФЗ закрепил обязательность прохождения аттестации для работников, деятельность которых сопряжена с обеспечением безопасности на транспорте. Иными словами, в перечень входят все специалисты, которые прошли или проходят обучение ОТБ.
Аттестация осуществляется специализированными организациями, имеющими аккредитацию Федерального дорожного агентства РФ. Проверочные мероприятия включают в себя:
- Анализ физической подготовки сотрудника ОТБ.
- Исследование их психофизиологических качеств (моральная устойчивость, внимательность, ответственность и т.д.).
- Проверка достаточности объема знаний, навыков и умений, необходимых для работы в сфере обеспечения безопасности на транспорте.
Чтобы успешно сдать аттестацию и получить удостоверение, специалист должен пройти качественное обучение. Помните, что от выбора образовательной организации напрямую зависит ваш результат: допуск к работе, либо отстранение от нее.
Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 г. № 212 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» в соответствии с требованиями:
- части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- статьями 85.1 и 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности (далее — силы ОТБ) включает в себя следующие виды подготовок:
- теоретическую,
- тренажерную,
- практическую.
Подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2009 г. № 1653-р «Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности» в Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности входят:
- аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности;
- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
- разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- формирование и ведение информационных ресурсов ЕГИС обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
Решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности.
Как стать специалистом транспортной безопасности?
Чтобы работать в данной сфере, необходимо пройти обучение. Для этого следует выбрать хороший образовательный центр, имеющий государственную лицензию. Например, СНТА. Наши опытные преподаватели разработали широкий перечень программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере ОТБ. Просмотреть полный список обучающих курсов можно здесь.
Если вы решили сменить сферу деятельности и посвятить трудовую жизнь обеспечению безопасности на транспорте, следует пройти профессиональную переподготовку. СНТА реализует более 20 тематических курсов различной специализации:
- Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
- Контролер технического состояния автотранспортных средств.
- Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
- Транспортная логистика.
- Технология транспортных процессов и т.д.
Если вы уже являетесь специалистом в области ОТБ и планируйте повысить уровень квалификации, обратите внимание на следующие образовательные курсы СНТА:
- Контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта.
- Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
- Организация и проведение осмотра ТС при их государственной регистрации.
- Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
- Транспортировка сыпучих материалов под давлением и др.
Программа каждого обучающего курса соответствует законодательным стандартам, включает только актуальный материал. Учебные планы периодически обновляются и дополняются. Обучение завершается выдачей документа установленного образца: удостоверением о повышении уровня квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
- https://RuLaws.ru/acts/Prikaz-Mintransa-Rossii-ot-31.07.2014-N-212/
- https://www.snta.ru/press-center/chto-takoe-transportnaya-bezopasnost/
- https://tiap.ru/legislation/laws/federalnyy/ob-utverzhdenii-poryadka-podgotovki-sil-obespecheniya-transportnoy-bezopasnosti/
- https://rg.ru/2014/10/01/transp-dok.html