Приказ 212: Порядок подготовки обеспечения транспортной безопасности

Транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование

Обеспечение безопасности на транспорте с каждым годом приобретает все большую актуальность. Это связано с возрастающим количеством техногенных аварий и терактов, происходящих в последние десятилетия. Транспортная безопасность подразумевает систему мер, обеспечивающих сохранность грузов, жизни и здоровья пассажиров, которые перемещаются в поездах, путешествуют на морских судах, авиалайнерах и т.д. Несомненно, это очень ответственная профессия, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации.

Чтобы соответствовать профстандартам, специалист по транспортной безопасности должен пройти качественную подготовку в специализированном учебном центре, а затем получить аттестационное удостоверение.

Под системой безопасности на транспорте подразумевается закрепленный законодательно комплекс мер, направленный на защиту пассажиров и их багажа, а также грузов. Он распространяется на все виды транспорта:

  • Авиация.
  • Железнодорожные перевозки.
  • Водный транспорт.

Система обеспечения безопасности для каждого вида транспорта имеет свои особенности. Общее правовое регулирование данной отрасли в РФ осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон номер 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, принятый 9 февраля 2007 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 212 “О порядке подготовки сил ОТБ” от 31 июля 2014 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 231 “О требованиях к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ” от 1 августа 2014 года;
  • Приказ Минтранспорта РФ № 243 “Об утверждении типовых программ обучения” от 8 сентября 2014 года.

По некоторым видам транспорта действуют межгосударственные и межправительственные соглашения, затрагивающие, в том числе, вопросы безопасности.

Зачем нужна транспортная безопасность

Система ОТБ позволяет своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса государства, тем самым обеспечив полную безопасность перемещения пассажиров и перевозки грузов на любые расстояния.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 31 июля 2014 г. N 212 г. Москва “Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности”

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 сентября 2014 г.

Регистрационный N 33979

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901; N 30 (ч. 1), ст. 4569, ст. 4590; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4041, 4058; 2014, N 6, ст. 566) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

  • постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»
  • приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2014 г. № 231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта
  • приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 212 ‘Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности’
  • всеми вышеперечисленными документами
  • Министр М. Соколов

    Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

    1. Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности разработан в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901, N 30 (ч. 1), ст. 4569, 4590; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4041, 4058, 2014, N 6, ст. 566), статьями 85.1 и 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, (ч. 1) ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, 2769, N 23, ст. 2930, ст. 2933).

    2. Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности (далее – силы ОТБ) включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку.

    3. Подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

    4. Разработка типовых основных программ профессионального обучения сил ОТБ, а также обучение сил ОТБ по указанным программам осуществляется в случае включения отдельных категорий сил ОТБ в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере образования1.

    5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие следующим требованиям:

    обеспечение наглядности и доступности в обучении, эффективное использование учебного времени, обеспечение интереса и повышение активности обучаемых лиц в процессе обучения;

    создание в процессе занятий различных условий для действий обучаемых, требующих от них самостоятельности и практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков;

    осуществление объективного контроля за действиями обучаемых и усвоением изучаемого ими материала, выявление ошибок, допускаемых обучаемыми, и недостаточно усвоенных вопросов;

    простота устройства, надежность в работе;

    обеспечение полной безопасности обучаемых в ходе занятий.

    Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в зависимости от требований, установленных типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными профессиональными программами, оснащается одним или несколькими тренажерами.

    Тренажеры обеспечивают работу в двух режимах:

    режим обучения;

    режим проверки знаний.

    Преподаватель (инструктор) контролирует работу каждого обучающегося.

    Тренажеры, разработанные на базе аппаратно-программных комплексов тестирования и развития знаний, умений, навыков сил ОТБ, обеспечивают оценку и повышают уровень знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения силами ОТБ работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, а также формируют навыки саморегуляции психоэмоционального состояния.

    Применяемая в тренажерах автоматизированная обучающая система обеспечивает:

    достижение обучаемыми заданного качества усвоения программы обучения;

    рост эффективности процесса обучения.

    Разрабатываемые и внедряемые автоматизированные образовательные системы соответствуют существующей системе организации и планирования учебного процесса по срокам проведения и видам занятий в соответствии с установленными программами и тематическими планами, а также по количественному составу групп обучаемых и продолжительности учебных занятий.

    6. Решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности.

    7. Полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности”.

    В случае выявления несоответствия уровня знаний, умений, навыков сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, органом аттестации формируются рекомендации о дополнительной подготовке в части выявленных несоответствий.

    8. Учет и хранение сведений о прохождении подготовки силами ОТБ в отношении работников субъекта транспортной инфраструктуры осуществляется субъектом транспортной инфраструктуры.

    Учет и хранение сведений о прохождении подготовки силами ОТБ в отношении работников подразделения транспортной безопасности осуществляется подразделением транспортной безопасности.

    9. В целях повышения качества подготовки сил ОТБ может осуществляться общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ2.

    1Статья 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, (ч. 1) ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, 2769, N 23, ст. 2930, N 23, ст. 2933).

    2Статья 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, 2769, N 23, ст. 2930, N 23, ст. 2933).

    Специалист транспортной безопасности: кто это?

    Согласно п.7.12 ст. 1 Закона №16-ФЗ, это лицо, в должностные обязанности которого входит обеспечение безопасности на транспорте.

    Порядок подготовки специалистов ОТБ регламентируется приказами Минтранса, нормативными актами МВД РФ и документами, выпущенными Министерством образования России. По закону, все они должны пройти аттестацию.

    Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

    Закон №16-ФЗ закрепил обязательность прохождения аттестации для работников, деятельность которых сопряжена с обеспечением безопасности на транспорте. Иными словами, в перечень входят все специалисты, которые прошли или проходят обучение ОТБ.

    Аттестация осуществляется специализированными организациями, имеющими аккредитацию Федерального дорожного агентства РФ. Проверочные мероприятия включают в себя:

    • Анализ физической подготовки сотрудника ОТБ.
    • Исследование их психофизиологических качеств (моральная устойчивость, внимательность, ответственность и т.д.).
    • Проверка достаточности объема знаний, навыков и умений, необходимых для работы в сфере обеспечения безопасности на транспорте.

    Чтобы успешно сдать аттестацию и получить удостоверение, специалист должен пройти качественное обучение. Помните, что от выбора образовательной организации напрямую зависит ваш результат: допуск к работе, либо отстранение от нее.

    Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 г. № 212 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» в соответствии с требованиями:

    • части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
    • статьями 85.1 и 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


      Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности (далее — силы ОТБ) включает в себя следующие виды подготовок:

      • теоретическую,
      • тренажерную,
      • практическую.



        Подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

        В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2009 г. № 1653-р «Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности» в Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности входят:

        • аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности;
        • оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
        • осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
        • разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
        • формирование и ведение информационных ресурсов ЕГИС обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.


          Решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности.

          Как стать специалистом транспортной безопасности?

          Чтобы работать в данной сфере, необходимо пройти обучение. Для этого следует выбрать хороший образовательный центр, имеющий государственную лицензию. Например, СНТА. Наши опытные преподаватели разработали широкий перечень программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере ОТБ. Просмотреть полный список обучающих курсов можно здесь.

          Если вы решили сменить сферу деятельности и посвятить трудовую жизнь обеспечению безопасности на транспорте, следует пройти профессиональную переподготовку. СНТА реализует более 20 тематических курсов различной специализации:

          • Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
          • Контролер технического состояния автотранспортных средств.
          • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
          • Транспортная логистика.
          • Технология транспортных процессов и т.д.

          Если вы уже являетесь специалистом в области ОТБ и планируйте повысить уровень квалификации, обратите внимание на следующие образовательные курсы СНТА:

          • Контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта.
          • Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
          • Организация и проведение осмотра ТС при их государственной регистрации.
          • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
          • Транспортировка сыпучих материалов под давлением и др.

          Программа каждого обучающего курса соответствует законодательным стандартам, включает только актуальный материал. Учебные планы периодически обновляются и дополняются. Обучение завершается выдачей документа установленного образца: удостоверением о повышении уровня квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

          Источники

          • https://RuLaws.ru/acts/Prikaz-Mintransa-Rossii-ot-31.07.2014-N-212/
          • https://www.snta.ru/press-center/chto-takoe-transportnaya-bezopasnost/
          • https://tiap.ru/legislation/laws/federalnyy/ob-utverzhdenii-poryadka-podgotovki-sil-obespecheniya-transportnoy-bezopasnosti/
          • https://rg.ru/2014/10/01/transp-dok.html

          Рейтинг
          ( Пока оценок нет )
          Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
          Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
          Добавить комментарий

          ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: