Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Содержание
  1. Этика и медбиоэтика
  2. Модели медбиоэтики
  3. Кто сформулировал принципы медицинской этики и деонтологии
  4. Принципы деонтологии в медицине
  5. Деонтология и организация работы лечебного учреждения
  6. Деонтология и научно-техничекий прогресс
  7. Деонтология в клинической медицине
  8. Деонтология и медицинская документация
  9. Принципы этики и деонтологии медицинских работников
  10. Что включает в себя медицинская деонтология
  11. Основные аспекты
  12. Современная деонтология и медицинская этика
  13. Основы медицинской этики и деонтологии сегодня
  14. Модели медбиоэтики
  15. Этика и деонтология: 4 принципа
  16. Принцип автономии
  17. Принцип милосердия
  18. Принцип справедливости
  19. Принцип полноты медицинской помощи
  20. Современная деонтология и медицинская этика
  21. Доктор и пациент
  22. Медсестра и пациент
  23. Доктор и медсестра
  24. Отношения «медсестра — медсестра»
  25. Взаимоотношения между докторами
  26. Взаимоотношения администрации и медработников
  27. Что происходит, если правила этики и деонтологии нарушены?

Этика и медбиоэтика

Мораль — это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена.

Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей.

Этика – (лат. ethic, от греч. ethice – изучение нравственности, морали) — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем, который понимал этику как философию нравственного поведения людей.

Медицинская этика представляет собой системы моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала.

Этика и деонтология в профессиональной деятельности – это комплекс моральных и нравственных норм, которым должна следовать медицинская сестра в своей ежедневной деятельности – выполняя медицинские вмешательства, при осуществлении ухода за больными и т.д.

Нравственную сторону деятельности человека в медицине изучает медицинская биоэтика (или биомедицинская этика). Понятие «этика» означает учение о морали и нравственности, их смысле и назначении. Термин «биоэтика» (этика жизни) был внедрен в обиход в 1969 году американским биохимиком и онкологом В.Р. Поттером. Выдающийся врач и ученый обозначил этим термином этические проблемы человечества, связанные с существующей и вероятной опасностью для его выживания в современном Поттеру мире. А связь этики и медицины существует на протяжении тысячелетий.

В деятельности медицинских работников должны повсеместно и повседневно соблюдаться принципы медицинской этики и деонтологии. На основе обычаев, норм и правил поведения сформулированы наиболее общие этические категории (нормы морали):

  • долг
  • честь
  • совесть
  • достоинство

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и в следовании ею высоким моральным и нравственным принципам. Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй, милосердной и отзывчивой.

Нравственный долг является категорией морали, его не нужно путать с наукой о долге — деонтологией, которая имеет более узкое содержание (о ней поговорим ниже0. Врачебный долг, медицинский долг — комплекс требований и норм, регулирующий отношения:

  • врач (медицинский работник) — пациент
  • врач (медицинский работник) — родственники пациента
  • врач — врач
  • врач — медицинская сестра
  • врач (медицинский работник) — общество

Этика и деонтология в медицине — основа взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами. С одной стороны, профессиональный долг служит проявлением гуманизма как главного принципа врачебной (медицинской) морали. С другой стороны, бывает, что гуманизм противопоставляется врачебному долгу. Известно, что отказ от оказания медицинской помощи противоречит клятве Гиппократа, Женевской декларации, Уголовному кодексу РФ, однако часто имеют место подобные факты. Медицинская биоэтика выполняет также функцию защиты медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении профессионального долга.

Модели медбиоэтики

В настоящее время медбиоэтика существует в четырех исторически сложившихся моделях (формах):

  1. Модель Гиппократа. Основной принцип — «не навреди». В своей знаменитой клятве Гиппократ (460-377 г.г. до н.э.) сформулировал обязанности врача перед пациентом. Клятва не потеряла актуальности, является эталоном построения многих этических документов.
  2. Модель Парацельса. Основной принцип — «делай добро». Весь лечебный процесс строится на построении положительного эмоционального контакта с пациентом. В модели Парацельса (1493-1541 г.г.) основное значение приобретает «патернационализм» эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача
  3. Деонтологическая модель. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н. Петров, распространив ее принципы на деятельность врачей и медицинских сестер. Основной принцип — «нравственная безупречность и соблюдение долга«. В основе данной модели лежит принцип соблюдения долга, строжайшего выполнения набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, собственным разумом и волей врача.
  4. Биоэтика — современная модель биомедицинской этики. Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли к проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Основной принцип — «уважение прав и достоинств человека». Философское знание во взаимодействии с научными, техническими и технологическими, информационными и генетическим достижениями современной медицины. Все меры направлены на сохранение и поддержание жизни пациента

Современная медицинская биоэтика сталкивается с множеством противоречивых проблем: аборты, искусственное оплодотворение, клонирование, сексология, эвтаназия. В этих случаях возникает так называемый конфликт прав. К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание беременности.

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь человека долгой и счастливой, без болезней и страданий. Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и явилось причиной возникновения такой формы медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Кто сформулировал принципы медицинской этики и деонтологии

Считается, что основные принципы врачебной этики были сформулированы еще Гиппократом.

Позднее, в 1844 году, понятие «врачебная этика» было заменено хирургом Н.Н.Петровым на термин «медицинская деонтология». Таким образом данные принципы стали распространяться не только на старший врачебный персонал, но и на медсестер.

Принципы деонтологии в медицине

В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.

Деонтология и организация работы лечебного учреждения

В лечебном учреждении должна быть создана такая обстановка, к-рая бы максимально щадила психику больных и порождала атмосферу доверия к врачу. Достигнуть этого можно правильной организацией труда, высокой культурой сотрудников и четкой трудовой и профессиональной дисциплиной. Уже первая встреча в регистратуре поликлиники или приемном покое стационара должна создать атмосферу положительной настроенности больного. И регистратор, и сестры поликлиники должны интересоваться настроением больных, сделать все возможное, чтобы сократить время ожидания приема. Вся обстановка кабинета врача должна способствовать творческой работе и располагать к спокойному, интимному рассказу больного. Следует установить непреложное правило: во время приема и обследования больного любые помехи, отвлекающие врача, недопустимы.

Необходимо все предусмотреть для того, чтобы больной во время пребывания в стационаре не имел повода для недовольства. Красивый интерьер, удобная мебель и художественные репродукции на стене, опрятность палат, свежий воздух, хорошая звукоизоляция, возможность общения с родственниками и друзьями и пользование телефоном, телевизором — все это способствует лечению. Своевременное проведение исследований, леч. процедур, строгая регламентация часов обхода, обеспечение тишины во время послеобеденного и ночного сна — вот те условия, которые положительно оцениваются больными и способствуют выздоровлению.

Подлежит устранению все то, что отрицательно влияет на течение болезни: не следует будить больных рано утром для уборки палат, должны быть отвергнуты шепот и обстановка гнетущего молчания, которые не успокаивают, а настораживают больного. В свободное от обходов время благотворно влияют на больных телевидение, радио, игры в домино, шахматы, чтение газет, журналов. В хорошую погоду следует разрешать больным прогулки на свежем воздухе. Вся обстановка, окружающая больных в леч. учреждении, должна располагать к оптимизму и способствовать выздоровлению больных.

Деонтология и научно-техничекий прогресс

Современное развитие мед. техники, лабораторных и инструментальных методов исследований ведет к замене непосредственных контактов «врач — больной» отношениями «врач — прибор — больной». Возникает опасение, что врач, доверяясь технике, перестает совершенствовать свои знания, что технизация может повлиять на взаимоотношения врача и больного и привести к нарушению оптимального психол, контакта между ними. Поэтому высокая культура врача, сочетание развитого клин, мышления и современных научных знаний приобретают подчеркнутое деонтологическое значение. Прибор не должен заслонять личность больного. Решающая роль в диагностике должна принадлежать хорошо собранному анамнезу и правильно проведенному физикальному обследованию.

Деонтология в клинической медицине

Коренным отличием хирургии от всех остальных специальностей является необходимость применения оперативного вмешательства, к-рое, даже безупречно выполненное, наносит больному физ. и психическую травму. Неизбежный элемент риска, связанный с операцией, делает труд хирурга напряженным. Хирург должен принять во внимание темперамент и настроение больного, чтобы избежать в своем поведении стандарта и шаблона.

Н.Н. Пирогов называет четыре условия для правильного поведения хирурга: первое — уверенность в распознавании болезни и больного; второе — предпринять операцию вовремя, произведя благоприятное нравственное влияние на пациента, поднять его надежды, устранить его страх и сомнения; третье — не только сделать операцию искусно, но и суметь предотвратить осложнения; четвертое — провести последующее послеоперационное лечение с соответствующим уходом, что подчас важнее произведенной операции. Обязанность хирурга задолго до операции начать подготавливать больного к правильному поведению в операционной. Необходимо побороть у больного два чувства: страх и боль. Хирургический больной всегда испытывает страх, проявления к-рого иногда спрятаны глубоко под различными масками — безразличия, бравады и др. Снять страх у больного, к-рому предстоит операция, крайне необходимо. Кроме применения медикаментозных средств, существенным терапевтическим средством является теплое человеческое слово. Беседа с больным может по эффективности превзойти самые сильные седативные препараты.

Столь же пристальное внимание должно быть уделено и снятию боли в малой хирургии. Нарушением норм Д. м. является отказ от обезболивания при амбулаторных операциях и исследованиях болезненных очагов. Плохо, когда крик больного подавляется окриком хирурга.

Опасность операции не должна превосходить опасности самого заболевания. В трудных ситуациях, когда единственным средством спасения является операция, остается незыблемым деонтологический принцип: хирург решает вопрос в интересах больного, отодвигая на задний план побочные соображения и заботы о собственной репутации.

Врач-«оптимист» представляет больному любую операцию как пустяковую, а «пессимист», наоборот, подчеркивает опасность операции. Необходимо руководствоваться следующим: чем тяжелее и опаснее заболевание, тем большее отклонение от истины допустимо и даже обязательно для врача, информирующего больного; чем легче заболевание и лучше прогноз, тем меньше оснований скрывать истину.

Информируя женщину в доступной для нее форме о сущности заболевания, акушеры и гинекологи должны в оптимистическом тоне внушать ей веру в благополучный исход родов или болезни. Врач не должен сообщать диагноз, пока не будет в нем уверен: если диагноз не подтвердится, нанесенная женщине психическая травма надолго оставляет след.

Многие гинекологические операции связаны с последующим нарушением менструальной и детородной функций. Поэтому необходимо очень серьезно решать вопрос о показаниях к операции и методах оперативного вмешательства, учитывая не только ближайшие результаты, но и отдаленные последствия.

Хотя заведующий отделением принимает единоличное решение о назначении оперирующего хирурга, необходимо считаться и с желанием больной. Если для пользы больной операцию следует сделать ведущему хирургу, он должен пригласить в качестве ассистента избранного больной врача. Сообщение о радикальном удалении матки или придатков следует сделать перед выпиской из стационара. В случае невозможности деторождения вследствие врожденных или приобретенных изменений половой сферы об этом необходимо сообщить больной. С позиций Д. м. производство малых гинекол, операций без обезболивания следует считать недопустимым.

Важнейшим законом акушерского и гинекол, отделений является такое воспитание персонала, когда информацию о проведенном лечении и прогнозе дают только лечащий врач или заведующий отделением. В крайне затруднительном положении оказывается лечащий врач, когда о характере произведенной операции спрашивает муж больной. Следует придерживаться правила: не сообщать мужу конкретного объема произведенной операции. Лучше, когда сама больная расскажет мужу, какая именно операция ей сделана, избрав для этого наиболее удобный для нее вариант.

Больной ребенок нуждается в особом подходе врача. В их взаимоотношениях ведущую роль играет эмоциональное воздействие. У педиатра к чисто медицинским опыту и знаниям должны присоединяться и педагогические, а следовательно, и знание детской психологии. Педиатр должен научиться налаживать хороший контакт с детьми. Атмосфера в детском учреждении должна быть дружеской, соответствовать поведению и взглядам детей. При обследовании, лечении и особенно при подготовке к операции врач должен стремиться не обманывать детей, не соблазнять их неисполнимыми обещаниями. Необходимо, чтобы каждый член коллектива формировал свое поведение с маленьким пациентом по типу отношений между матерью и ребенком. Ребенку помогает встать на ноги сердечное тепло людей в белых халатах.

Врач не должен жалеть времени на объяснения с родственниками о состоянии здоровья ребенка и о возможном прогнозе. При разговоре нужно избегать как элементов излишнего оптимизма, так и запугивания. Особого внимания требуют те семьи, где ребенок единственный, где детей уже больше не будет.

Среди населения имеет распространение мнение, что злокачественные опухоли неизлечимы. Вот почему само направление в онкол, учреждение воспринимается больным и его близкими столь тяжело и трагически. Д. м. обязывает врача-онколога с первых минут общения с больным раком заставить его поверить в возможность излечения. Необходимо, чтобы врач и другие медработники в беседе с больным не употребляли слово «рак» и чтобы больной не прочел это слово ни в одном из документов, выдаваемых ему на руки. Слово «рак» лучше заменить словами «органическое заболевание» или другими, которые не настораживают и ис травмируют больного.

Задача Д. м. заключается в том, чтобы больные с начальными формами рака, поступающие в стационар для радикального лечения, не встречались с больными, у которых имеется рак такой же локализации, но поступающими повторно с метастазами, рецидивами и т. д. Из деонтол. соображений следует больных, нуждающихся только в симптоматическом лечении, госпитализировать в б-цы общего профиля и лечить так, как лечат всех больных в тяжелом состоянии.

Противоречит Д. м. отнесение больных с генерализованными формами рака к «некурабельным», т. е. не подлежащим лечению. Применение лучевых и химиотерапевтических средств воздействия позволяет получить нек-рую регрессию процесса, добиться улучшения общего состояния, ремиссии. Больные иногда возвращаются к труду. В этом улучшении большая личная заслуга врача, его деонтол. воспитание и направленность. Неизлечимость не означает некурабельности, и оказание помощи больным раком в самой тяжелой для них стадии заболевания является одним из основных деонтол. принципов.

В противоречие с деонтол. правилами вступают те врачи, которые позволяют себе прогнозировать сроки жизни онкол, больных. Врачи обязаны предпринимать все возможные меры для продления жизни, но не предсказывать день наступления смерти. Такие «пророчества» по сути своей аморальны. Сказанное выше полностью относится к случаям не всегда оправданного применения сложных диагностических и лечебных манипуляций, связанных с риском для больного и высокой мерой ответственности для врача (электрошок, ангиография, эндоскопические методы исследования, биопсия печени, почек и т. д.).

Деонтология и медицинская документация

Во всех случаях осведомленность больного о тяжелом заболевании обостряет существующие симптомы, снижает эффективность радикального или паллиативного лечения. Необходимо, чтобы в выдаваемых больным на руки документах не упоминалось название тяжелого заболевания. Противоречит правилам Д. м. укоренившаяся практика выдачи больным копий анализов на бланках, в которых типографским шрифтом указаны нормальные показатели какого-либо исследования и рядом записаны показатели исследования самого больного. Разница в показателях всегда травмирует больного, который в каждом расхождении видит угрозу для здоровья и подтверждение возникшего у него подозрения на наличие тяжелого заболевания.

Не считаются с деонтол. правилами те врачи-рентгенологи, которые выдают больным на руки рентгенологические описания исследованного органа. Строение и функция даже нормального органа в записи выглядит для неосведомленного больного порой зловеще. С деонтологических позиций следует отказаться от выдачи больным на руки описаний рентгенол, картины. Разумеется, рентгенол, диагноз должен предельно щадить психику больного.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.

Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

  1. Врач всегда готов оказать каждому больному профессиональную помощь.
  2. Врач соблюдает главный принцип клятвы Гиппократа, коротко сформулированный в двух словах: «Не навреди». Это означает постоянную работу медика над собой. Независимо от ситуации врачу следует всегда быть осторожным в словах и медицинских формулировках, особенно если речь идёт об опасных болезнях и тяжёлых состояниях. Важно помнить о том, что любое неосторожное слово или непонятный термин, произнесённые в присутствии больного человека, могут пагубным образом отразиться как на его физическом, так и душевном состоянии и усугубить течение болезни. Тактичность и осторожность — главные принципы, которым медицинский работник обязан следовать неукоснительно.
  3. Поступки врача должны соответствовать главным задачам и целям медицинской науки. Медработник не имеет морального права принимать участие в действиях, которые направлены на причинение вреда здоровью людей.
  4. Врач обязан бороться за жизнь больного до последнего. Также ему следует заботиться о пропаганде здорового образа жизни среди своих больных, чтобы они учились стремиться к совершенству тела и духа. Здесь деонтология тесно переплетается с древнейшими философскими принципами, не теряющими своей актуальности и по сей день.
  5. Любой медработник учитывает в своей деятельности принципы самопожертвования и героизма во имя жизни. Это одно из основных правил его поведения, особенно когда речь идёт о критических ситуациях.
  6. Обязанность врача — оказывать квалифицированную помощь всем людям. У медработника не должно быть расовых и политических предрассудков. Профессиональный врач никогда не станет руководствоваться в своей практике религиозными убеждениями, которые могут нанести вред здоровью его пациентов.
  7. Все врачи должны работать, следуя принципу коллегиальности. Это означает, что они всегда готовы проявить солидарность друг с другом и помогать коллегам.
  8. Каждый врач обязан соблюдать принципы медицинской (врачебной) тайны.

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Что включает в себя медицинская деонтология

Медицинская деонтология включает в себя:

  • соблюдение врачебной тайны;
  • ответственность за жизнь и состояние здоровья пациента;
  • установление благоприятных взаимоотношений в медицинской среде;
  • поддержание доброжелательного взаимоотношения с больными и их родственниками.

Основные аспекты

В разные эпохи понятие медицинской этики различалось. Со временем установились ее основные аспекты.

Праздники медицинских работников: день врача, медсестры и другие важные даты

Не давай себя в обиду! Виды нарушений и защита прав медицинских работников

Отношения медработник-пациент.

Взаимоотношения медработника и пациента должны строиться на доверии и уважении. Например, относительно больного врач должен придерживаться следующих принципов:

  • доносить пациенту информацию о его правах;
  • предоставлять достоверные сведения о состоянии его здоровья;
  • проявлять гуманность по отношению к здоровью больного;
  • уважительно относиться к человеческому достоинству пациента;
  • исключить возможность нанесения физического и морального вреда больному;
  • уважать решение пациента как о проведении медицинского вмешательства, так и об отказе от него;
  • с пониманием относиться к автономии больного;
  • предпринимать меры по соблюдению прав человека на получение качественной и своевременной медицинской помощи;
  • проявлять бережное отношение к больному, находящемуся на грани смерти;
  • защищать пациента от вмешательства некомпетентного персонала в ход лечебного процесса.

Отношения медработник-родственники больного.

В отношениях с родственниками больного врач обязан выполнять следующие правила:

  • отвечать на все вопросы, проявляя сочувствие и сострадание;
  • объяснять родственникам пациента, что без их поддержки невозможно настроить больного на выздоровление;
  • разъяснить подробно все правила и нюансы комплексного ухода;
  • при необходимости оказать психологическую помощь и объяснить, что хроническое заболевание — это не приговор;
  • при отсутствии у больного родственников врач должен временно выполнять их роль.

Отношения медработник-медработник.

По отношению к сослуживцам работник сферы здравоохранения должен вести себя уважительно и поддерживать доброжелательные взаимоотношения в коллективе. При необходимости следует оказать помощь сотруднику.

Ни в коем случае нельзя подвергать сомнению квалификацию и профессионализм врача в присутствии больных.

Медработник должен знать пределы своих полномочий по отношению к персоналу более низкого уровня и вспомогательному персоналу. Недопустимо оскорбительное поведение, а также высказывания, унижающие честь и достоинство сотрудников.

Отношения медработник-общество.

В обществе медработник обязан:

  • хранить профессиональную тайну;
  • поддерживать уважение к своей профессии;
  • принимать участие в медико-санитарном просвещении населения;
  • поддерживать на высоком уровне свой авторитет и проявлять профессиональную компетентность.

Важно понимать, что выполнение требований этики медработником обязательно не только на рабочем месте, но и в обществе, и даже в быту.

Современная деонтология и медицинская этика

На протяжении различных периодов человеческой истории медицинский кодекс практически не менялся. Долгое время медики были заложниками религиозных и светских запретов.

Основные принципы этики для медработников сформулировал Гиппократ еще две с половиной тысячи лет назад. «Клятва Гиппократа» и поныне провозглашает, что целью медицины является именно лечение больного. Главный принцип ее всем известен: «Не навреди». В современном мире этот медицинский кодекс не является юридическим документом, но ее нарушение способно стать основанием для судебной ответственности.

В настоящее время, основываясь на медицинской этике, врач обязан в отношении пациента соблюдать следующие правила:

  • Сообщать о правах пациента;
  • Сообщать о состоянии его здоровья;
  • Уважать человеческое достоинство пациента и гуманно относится к нему;
  • Не причинять моральный или физический вред;
  • Бережно относиться к умирающему человеку;
  • Хранить врачебную тайну;
  • Не допускать несведущее вмешательство в здоровье пациента;
  • Сохранять высокий уровень знаний по своей профессии;
  • Уважительно относиться к коллегам;
  • Поддерживать уважение к медицине.

Основы медицинской этики и деонтологии сегодня

В настоящее время проблема взаимоотношений (как внутри трудового коллектива, так и с пациентами) приобрела особое значение. Без слаженной работы всех сотрудников, а также в условиях отсутствия доверия между доктором и пациентом вряд ли удастся достичь серьёзных успехов на медицинском поприще.

Медицинская этика и деонтология не являются синонимами. На самом деле, деонтология представляет собой своеобразную отдельную отрасль этики. Дело в том, что она является неполноценным комплексом лишь профессиональных нравственных норм человека. В это же время этика представляет собой куда более широкое понятие.

Модели медбиоэтики

В настоящее время медбиоэтика существует в четырех исторически сложившихся моделях (формах):

  1. Модель Гиппократа. Основной принцип — «не навреди». В своей знаменитой клятве Гиппократ (460-377 г.г. до н.э.) сформулировал обязанности врача перед пациентом. Клятва не потеряла актуальности, является эталоном построения многих этических документов.
  2. Модель Парацельса. Основной принцип — «делай добро». Весь лечебный процесс строится на построении положительного эмоционального контакта с пациентом. В модели Парацельса (1493-1541 г.г.) основное значение приобретает «патернационализм» эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача
  3. Деонтологическая модель. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н. Петров, распространив ее принципы на деятельность врачей и медицинских сестер. Основной принцип — «нравственная безупречность и соблюдение долга«. В основе данной модели лежит принцип соблюдения долга, строжайшего выполнения набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, собственным разумом и волей врача.
  4. Биоэтика — современная модель биомедицинской этики. Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли к проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Основной принцип — «уважение прав и достоинств человека». Философское знание во взаимодействии с научными, техническими и технологическими, информационными и генетическим достижениями современной медицины. Все меры направлены на сохранение и поддержание жизни пациента

Современная медицинская биоэтика сталкивается с множеством противоречивых проблем: аборты, искусственное оплодотворение, клонирование, сексология, эвтаназия. В этих случаях возникает так называемый конфликт прав. К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание беременности.

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь человека долгой и счастливой, без болезней и страданий. Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и явилось причиной возникновения такой формы медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Этика и деонтология: 4 принципа

Этика и деонтология медицинской сестры базируется на четырех универсальных принципах:

  1. автономии
  2. милосердия
  3. справедливости
  4. полноты оказания медицинской помощи

Принцип автономии

С точки зрения принципа автономии медсестра должна уважать личность каждого пациента и его решения. С этим принципом связаны следующие положения:

  • пациент рассматривается не как средство, а как цель
  • в отношениях с пациентом важны: конфиденциальность, уважение к политическим и иным убеждениям пациента, уважение к его культуре
  • получение от пациента информированного добровольного согласия на предстоящую процедуру
  • уважение личного мнения пациента, его свобода в принятии важных решений

Принцип милосердия

Включает в себя несколько аспектов:

  • выбор методов лечения исходя из тяжести состояния пациента
  • внимательное и чуткое отношение к пациенту
  • учет готовности пациента справиться с предстоящим ему медицинским вмешательством;
  • любое действие медицинской сестры направлено на пользу пациентам

Принцип справедливости

В деятельности медицинской сестры не должно быть различения пациентов по их профессии, социальному статусу, а также по другим характеристикам. Этика и деонтология в работе медицинской сестры также устанавливает, что любая помощь, которая оказывается пациенту, не должна нанести ему или третьим лицам вреда. Если медработник оказывается между противоположными мнениями пациента и его родных, он всегда должен исходить из мнения пациента. Принцип требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств.

Принцип полноты медицинской помощи

Заключается в том, что медицинская сестра обязана оказывать медпомощь пациентам:

  • профессионально
  • использовать для этого все имеющиеся в ее арсенале средства
  • проводить качественно меры диагностики и профилактики
  • оказывать паллиативные медицинские услуги нуждающимся пациентам
  • реализовывать профилактические мероприятия
Этика и деонтология медицинской сестры с точки зрения соблюдения этого принципа подразумевает, что при оказании медицинской помощи медсестра обязана строго соблюдать все действующие требования законодательства, а также моральные нормы.

Современная деонтология и медицинская этика

На протяжении различных периодов человеческой истории медицинский кодекс практически не менялся. Долгое время медики были заложниками религиозных и светских запретов.

Основные принципы этики для медработников сформулировал Гиппократ еще две с половиной тысячи лет назад. «Клятва Гиппократа» и поныне провозглашает, что целью медицины является именно лечение больного. Главный принцип ее всем известен: «Не навреди». В современном мире этот медицинский кодекс не является юридическим документом, но ее нарушение способно стать основанием для судебной ответственности.

В настоящее время, основываясь на медицинской этике, врач обязан в отношении пациента соблюдать следующие правила:

  • Сообщать о правах пациента;
  • Сообщать о состоянии его здоровья;
  • Уважать человеческое достоинство пациента и гуманно относится к нему;
  • Не причинять моральный или физический вред;
  • Бережно относиться к умирающему человеку;
  • Хранить врачебную тайну;
  • Не допускать несведущее вмешательство в здоровье пациента;
  • Сохранять высокий уровень знаний по своей профессии;
  • Уважительно относиться к коллегам;
  • Поддерживать уважение к медицине.

Доктор и пациент

Медицинская этика гласит, что врачу следует быть высокообразованным специалистом, а деонтология помогает видеть в больном человека и уважать его права. Ведь он дает свою, особую присягу, «Клятву Гиппократа». Профессия доктор объединяет в себе гуманизм, гражданский долг, профессиональные знания и высокую нравственность.

При взаимодействии с подопечными важен внешний вид врачей, а также их манеры. Яркие прически или украшения, кричащий гардероб могут доставить неудобство людям, проходящим лечение или коллегам. Доктор должен оставаться спокойным даже если больной или его родственники ведут себя неадекватно – таковы требования этики.

Если врач чувствует антипатию к пациенту, ему не следует высказывать ее ни в словах, ни в жестах. Это ни в коем случае не должно отразиться на лечении, все личные неприязни остаются за пределами больницы.

Сострадание к больному человеку, основывается на научных знаниях, а не на простом общечеловеческом гуманизме. Современный врач обязательно информирует больного о тяжести его заболевания.

Традиционные правила взаимодействия доктора и пациента могут измениться со временем под влиянием новых этических принципов, но их суть, то самое «не навреди», сохраняется всегда.

Медсестра и пациент

Профессия медсестры зародилась из женского стремления помочь больному или раненому человеку. В ее основе лежит принцип заботы о каждом пациенте, в независимости от его социального статуса, национальности или вероисповедания. Этот принцип в работе следует ставить превыше всего.

Медицинская сестра призвана ухаживать за пациентами, облегчать страдания или предотвращает их, а также помогать реабилитировать здоровье. Согласно этическому кодексу медсестер, им следует уважать права каждого человека на физическое и психическое здоровье, соблюдать принципы гуманности, качественно выполнять свою работу и соблюдать моральные принципы в отношениях с пациентами и коллегами.

Уважать человеческое достоинство пациента – необходимое условие работы в этой профессии. Согласно этике, медсестра не имеет права проявлять к больным высокомерие, пренебрежение или грубость, а также не должна навязывать им свою точку зрения по какому-либо вопросу. Она должна информировать пациента о его правах, состоянии здоровья, диагнозе и методе лечения.

Причинять боль пациенту допустимо только в одном случае – если это проводится в его интересах. Угрозы, касательно жизни человека недопустимы. Разглашение конфиденциальной информации о пациенте запрещена.

Доктор и медсестра

Взаимодействие в коллективе – важное условие правильной работы медицинского заведения. Его коллектив объединен общей напряженной работой, в основе которой – ответственность за человеческую жизнь и здоровье. Поэтому правильный климат в стенах больницы регулируется медицинской этикой.

Врачебная работа предполагает, что медицинская этика лежит в основе корректного отношения не только к пациентам, но и друг к другу, вне зависимости от должности. Ведь не просто так медики носят именно белые халаты – это подчеркивает не только чистоту, но и высокий смысл их профессии. Пренебрежение или вольности общения в медицинском кругу снижает доверие пациента ко всем медработникам.

Врачам следует уважительно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу. Медсестра в настоящее время – главный помощник доктора, без которого невозможно полноценное лечение. Медицинские сестры обязаны соблюдать правила этикета по отношению к врачам и ко всем окружающим на работе. Медсестры должны, используя все свои знания, помогать докторам в работе.

Медицинским работникам, всем без исключения, нельзя высказываться отрицательно о своих коллегах, особенно в присутствии пациентов или их близких.

Отношения «медсестра — медсестра»

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу

Взаимоотношения между докторами

Врачебная этика и деонтология являются наиболее сложными понятиями. Это обусловлено многообразием возможных контактов между докторами как одного, так и разных профилей.

Доктора должны обращаться друг с другом уважительно и с пониманием. В противном случае они рискуют испортить не только взаимоотношения, но также и свою репутацию. Врачебная этика и деонтология очень не рекомендуют докторам обсуждать с кем-либо своих коллег, даже если те поступают не совсем верно. Особенно это актуально в тех случаях, когда врач общается с пациентом, который наблюдается у другого доктора на постоянной основе. Дело в том, что он может навсегда разрушить доверительные взаимоотношения между больным и врачом. Обсуждение другого доктора при пациенте, даже если и была совершена определённая врачебная ошибка, является тупиковым подходом. Это, конечно, может повысить статус одного доктора в глазах пациента, но зато значительно снизит доверие к нему со стороны его же коллег. Дело в том, что рано или поздно врач узнает, что его обсуждали. Естественно, что к своему коллеге он после этого не будет относиться так же, как раньше.

Очень важно для доктора поддержать своего коллегу, даже если тот сделал врачебную ошибку. Именно так предписывает делать профессиональная деонтология и этика. От ошибок не застрахованы даже самые высококвалифицированные специалисты. Тем более что доктор, который видит пациента впервые, далеко не всегда до конца понимает, почему его коллега поступил в той или иной ситуации именно так, а не иначе.

Доктор также должен поддерживать своих молодых коллег. Казалось бы, для того, чтобы начать работать полноценным доктором, человек должен отучиться много лет. За это время он действительно получает множество теоретических и практических знаний, однако даже их недостаточно для успешного лечения конкретного пациента. Это связано с тем, что ситуация на рабочих местах в значительной степени отличается от того, чему учат в медицинских университетах, поэтому даже хороший молодой доктор, который уделял огромное внимание своему обучению, окажется не готов для контакта с более-менее сложным пациентом.

Этика и деонтология врача предписывает ему поддерживать своего молодого коллегу. При этом разговоры о том, почему данные знания не были получены ещё при обучении, бессмысленны. Это может смутить молодого врача, он больше не обратится за помощью, предпочитая рискнуть, но не искать помощи у человека, осудившего его. Лучшим вариантом будет просто подсказать, что делать. За несколько месяцев практической работы те знания, которые были получены в университете, дополнятся опытом и молодой врач сможет справиться с практически любым пациентом.

Взаимоотношения администрации и медработников

Этика и деонтология медицинского персонала актуальны и в рамках такого взаимодействия. Дело в том, что представители администрации – медики, даже если и не принимают особого участия в лечении пациента. Всё равно им в общении со своими подчинёнными необходимо придерживаться строгих правил. Если администрация быстро не принимает решений по тем ситуациям, когда были нарушены основные принципы медицинской этики и деонтологии, то она может лишиться ценных работников или же просто сделать их отношение к своим обязанностям формальным.

Отношение у администрации со своими подчинёнными должны быть доверительными. Руководству больницы действительно невыгодно, когда их работник совершает ошибку, поэтому, если главный врач и начальник по медицинской части находятся на своих местах, они всегда постараются защитить своего сотрудника, как с моральной точки зрения, так и с юридической.

Что происходит, если правила этики и деонтологии нарушены?

В том случае, если медицинский работник совершил что-то не очень значительное, пусть и противоречащее основам этики и деонтологии, то максимальным его наказанием может стать депремирование и разговор с главным врачом. Бывают и более серьёзные инциденты. Речь идёт о тех ситуациях, когда медик совершает действительно из ряда вон выходящее, способное навредить не только его личной репутации, но и престижности всего лечебного учреждения. В данном случае собирается комиссия по вопросам этики и деонтологии. В неё должна быть включена почти вся администрация лечебного учреждения. Если комиссия собирается по заявлению другого медицинского работника, то он также обязан присутствовать.

Данное мероприятия в чём-то очень напоминает судебное разбирательство. По результатам его проведения комиссия выносит тот или иной вердикт. Он может как оправдать обвиняемого сотрудника, так и принести ему массу хлопот, вплоть до увольнения с занимаемой должности. При этом данная мера используется только в самых исключительных ситуациях.

Источники

  • https://www.omedsestre.ru/etika-i-deontologiya-medicinskoj-sestry/
  • https://urexpert.online/pravo/etika-meditsinskogo-rabotnika.html
  • https://www.snta.ru/press-center/meditsinskaya-deontologiya-ponyatie-i-osnovnye-printsipy/
  • https://xn--90aw5c.xn--c1avg/index.php/%D0%94%D0%95%D0%9E%D0%9D%D0%A2%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF_%D0%9C%D0%95%D0%94%D0%98%D0%A6%D0%98%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF
  • https://zarplatto.ru/meditsinskaya-etika-i-deontologiya-printsipy-i-vidy/
  • https://mystroimmir.ru/moyput/etika-meditsina.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: