Процесс пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок

Содержание
  1. Полномочия по внесению изменений в Конституцию РФ
  2. Процедура пересмотра конституционных положений
  3. Кто может предложить изменить Конституцию?
  4. Когда проводится всенародное голосование?
  5. Порядок пересмотра Конституции РФ
  6. Этап 1. Инициатива
  7. Этап 2. Рассмотрение инициативы Федсобранием
  8. Этап 3. Принятие решения Конституционным собранием
  9. Этап 4. Принятие новой Конституции РФ
  10. Особый порядок при внесении поправок
  11. Процесс внесения поправок в Конституцию РФ
  12. Этап 1. Инициатива
  13. Этап 2. Принятие правок Федсобранием
  14. Этап 3. Вступление правок в силу
  15. Этап 4. Внесение правок в текст
  16. Какие поправки в Конституцию предлагает внести Президент РФ
  17. Государственные вопросы
  18. Культурные и социальные вопросы
  19. Экономические вопросы
  20. Вопросы внешней экономики
  21. Вопросы законодательной, исполнительной и судебной власти
  22. Вопросы о главе государства
  23. Изменение состава субъектов РФ
  24. Принятие в РФ нового субъекта
  25. Образование нового субъекта
  26. Изменение названия субъекта РФ
  27. Изменения, внесенные в Конституцию РФ
  28. Как менялась Конституция со дня ее принятия
  29. Заключение

Полномочия по внесению изменений в Конституцию РФ

Согласно статье 134 Конституции РФ, инициировать внесение изменений в текст основного закона страны могут только следующие должностные лица и органы государственной власти:

  1. Президент России;
  2. Государственная Дума;
  3. Совет Федерации;
  4. Правительство РФ;
  5. законодательные органы субъектов РФ;
  6. группа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, численность которой составляет не менее одной пятой от их общего количества.

Однако не все из вышеперечисленных субъектов права могут менять формулировки любых положений. Например, важнейшие главы 1, 2 и 9 Конституции РФ, определяющие характер государственного строя России, права и свободы граждан, а также порядок изменения текста основного закона, не могут быть пересмотрены Государственной Думой или Советом Федерации.

Если все же $^3/_5$ от общего количества депутатов и сенаторов поддержат предложение о внесении поправок в важнейшие положения основного закона страны, то должно быть специально созвано Конституционное Собрание. Оно либо отклоняет выдвинутое предложение, либо принимает решение о необходимости организации и проведения всенародного референдума по данному вопросу.

Новый проект Конституции РФ, – а в случае изменения основополагающих глав речь идет именно об этом, – направляется Президенту России. При положительной санкции Конституционного суда назначается дата референдума. Решение зависит от населения государства.

А внесение изменений в главы 3-8 основного закона страны не требует всенародного волеизъявления. Поправки в текст этих положений могут быть утверждены соответствующими федеральными законами. Они принимаются Государственной Думой, Советом Федерации и подписываются Президентом России в порядке, предусмотренном для издания конституционных законов.

Процедура пересмотра конституционных положений

Схема пересмотра конституционных положений усложнена по составу субъектов и предполагает несколько этапов:

  1. Вынесение инициативы по пересмотру на рассмотрение Федеральному Собранию.

Инициативы по пересмотру выносятся субъектами, наделенными соответствующим правом, указанными выше (ст.134). Для того, чтобы вынесенное предложение продолжило движение согласно процедуре, его должны поддержать 3/5 от совокупной численности голосов членов Совета Федерации или депутатов Госдумы.

  1. Созыв Конституционного собрания.

Если вынесенная инициатива была поддержана Федеральным собранием РФ, следующим шагом становится созыв Конституционного собрания. ФЗ о Конституционном собрании должен определять процедуру созыва, состав субъектов и регламент его функционирования. На данный момент в системе законодательства РФ подобного закона нет, хотя несколько соответствующих законопроектов были внесены в Госдуму.

  1. Принятие решения.

В результате деятельности Конституционного Собрания должно осуществиться принятие одного из двух очевидно возможных решений: утверждение неизменности действующей Конституции; начало разработки проекта обновленной Конституции.

После того, как проект обновленной Конституции подготовлен Конституционным Собранием, он должен быть принят одним из возможных способов:

  • голосованием участников Конституционного Собрания с числом положительных решений не менее 2/3 от совокупного количества всех проголосовавших;
  • всенародным голосованием-референдумом.

Способ непосредственного правотворчества граждан, выражения их воли относительно определенного вопроса, реализующийся путем голосования, называется референдумом.

Новый проект Конституции можно считать принятым в результате референдума, если соблюдены два условия:

  • количество проголосовавших составит более 1/2 общего числа избирателей;
  • за принятие нового проекта проголосует более 1/2 совокупного числа проголосовавших.

Соответственно, новая Конституция не будет принята, если показатель добровольной явки избирателей оказался ниже необходимого уровня или проект большинством голосов был отклонен всенародным голосованием.

Усложнение процедуры пересмотра Конституции имеет своей целью обеспечение стабильности базовых основ действующего конституционного строя, в частности, устойчивость положений, содержащих постулаты о правах и свободах граждан.

Кто может предложить изменить Конституцию?

Все, кто может предложить внести в Конституцию РФ поправки, перечислены в ст. 134:

  • Президент Российской Федерации;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Законодательные (представительные) органы субъектов РФ (это областные, краевые и прочие региональные думы);
  • группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы.

Список закрытый, никто другой внести предложение о внесении поправок в Конституцию РФ не может.

Когда проводится всенародное голосование?

Про это написано в ст. 135 Конституции РФ. Первое, что там указано, — не могут быть пересмотрены Госдумой и Советом Федерации положения глав 1, 2 и 9. Это самые важные главы. Конечно, важны все, но некоторые — важнее:

  • Глава 1 — Основы конституционного строя.
  • Глава 2 — Права и свободы человека и гражданина.
  • Глава 9 — Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Первые две главы закрепляют самые фундаментальные положения о нашей стране. Именно в них закреплено, что Россия — это правовое демократическое государство, что у нас действует принцип разделения властей, провозглашены основные права и свободы граждан России.

На всякий случай поясняю: это предельно краткое изложение того основного, что закреплено в тексте первых двух глав Конституции РФ. О том, как дела обстоят со всем этим в реальности, я в курсе.

С главой 9 тоже должно быть всё понятно. Она про порядок изменения Конституции и давать возможность менять эту главу в обычном порядке было бы, по меньшей мере, странно.

При поступлении предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 процедура следующая.

  • Такое предложение должны сперва поддержать 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
  • Если такое квалифицированное большинство голосов в поддержку предложения удалось собрать, то созывается Конституционное Собрание.
  • Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой.

Дальше возможны два варианта развития событий.

Вариант первый. Новую Конституцию принимает само же Конституционное Собрание. Для этого за неё должны проголосовать 2/3 от числа членов Собрания.

Вариант второй. Проект новой Конституции выносится на всенародное голосование. Она считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины всех избирателей нашей страны.

Таким образом, через всенародное голосование принимается новая Конституция РФ и только в том случае, если Конституционное Собрание сочтет необходимым именно такой порядок её принятия.

Но в Конституции есть еще шесть глав. Как обстоит дело с изменением их положений?

Порядок пересмотра Конституции РФ

Мировая практика знает много способов принятия конституций, но почти все они предполагают более сложный по сравнению с обычным законодательным процессом порядок. Конституция может быть принята парламентом государства квалифицированным большинством голосов депутатов, она может быть принята специально создаваемым для этого учредительным собранием, которое, как правило, и готовит проект конституции. В федеративных государствах для принятия конституции требуется ее ратификация определенным числом субъектов федерации. Одним из наиболее демократичных способов принятия конституции является ее принятие на референдуме, а из архаичных способов — октроирование конституции народу монархом.

Конституция РФ 1993 г., как уже отмечалось, была принята всенародным голосованием, проводившимся в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г.

Порядок организации и проведения голосования в основных моментах не отличался от порядка проведения референдума (установленного действовавшим в тот период Законом о референдуме РСФСР от 16 октября 1990 г.), поэтому в юридической литературе часто упоминается, что Конституция России была принята на референдуме. ЦИК признала всенародное голосование по проекту Конституции РФ состоявшимся. Конституция России была официально опубликована 25 декабря 1993 г., и этот день считается официальной датой вступления ее в силу.

Конституция любой страны мира содержит нормы, посвященные порядку ее изменения, определяющие, какой субъект и в каком порядке может принять новую конституцию. Не является исключением и Конституция России. Ее гл. 9 посвящена указанным вопросам.

Прежде всего, надо отметить, что порядок этот весьма сложный и включает в себя несколько этапов. Поправки могут вноситься лишь в гл. 3-8 Конституции РФ, гл. же 1, 2 и 9 можно назвать неизменяемыми, так как в случае необходимости изменения положений, связанных с основами конституционного строя, с правами и свободами человека и гражданина и с самим порядком изменения Конституции РФ. речь будет идти о ее пересмотре в целом. Статья 135 Конституции РФ прямо устанавливает, что положения названных глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием — парламентом России. Для пересмотра положений этих глав созывается Конституционное Собрание в соответствии с федеральным конституционным законом2До настоящего времени этот закон не принят, хотя имеется несколько проектов. В одних предлагается отождествить состав Федерального Собрания и Конституционного Собрания, в других — сформировать Конституционное Собрание путем выборов, в третьих предлагается создать комбинированный орган, включающий в себя как депутатов парламента, так и представителей других государственных органов и организаций.. Этот орган может принять одно из двух возможных решений:

  1. подтвердить неизменность Конституции, т.е. фактически отвергнуть предложения о пересмотре положений гл. 1, 2, 9 Конституции (решение должно быть поддержано гремя пятыми голосов от общего числа членов палат парламента);
  2. разработать проект новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание сочтет предложенные изменения необходимыми, т.е. фактически речь пойдет не столько об изменении отдельных ее положений, а о разработке новой Конституции. При принятии второго варианта решения Конституционное Собрание наделяется либо правом принять новую Конституцию РФ (большинством в две трети голосов от общего числа членов этого учредительного органа), либо должно вынести разработанный проект Конституции на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция будет считаться принятой, если за нее проголосуют более 50% избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем примут участие более половины избирателей.

Поправки к Конституции РФ принимаются в форме Закона о поправке к Конституции. Под поправкой понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав Конституции. Закон о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ устанавливаются Федеральным законом от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Этапы внесения поправок в Конституцию РФ

1. Предложения о поправках могут вносить лишь определенные субъекты — Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой членов каждой из палат. Предложение о поправке должно содержать либо текст статьи (части, пункта статьи), либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции. Если предложенная поправка требует внесения изменений в другие статьи, то это также должно быть отражено в предложении.

Вместе с проектом закона о поправке к Конституции представляется обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов (федеральных, федеральных конституционных), отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.

Поступившие в Государственную Думу предложения о поправке к Конституции направляются в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований законодательства об условиях и порядке внесения предложения о поправке к Конституции. Комитет может рекомендовать Госдуме рассмотреть предложение о поправке либо возвратить его инициатору (в случае несоблюдения необходимых процедур).

2. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. Этот проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы. Одобренный Думой проект в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.

3. Проект закона о поправке к Конституции, одобренный Государственной Думой, подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Он считается принятым, если за его одобрение проголосует не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения палатой этого закона решается вопрос о создании согласительной комиссии из представителей обеих палат Федерального Собрания. В случае одобрения Советом Федерации закона о поправке к Конституции председатель палаты опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, содержащее текст закона с указанием дат его одобрения Госдумой и Советом Федерации.

4. Обязательным конституционным условием внесения поправки в Конституцию является ее одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Принятый парламентом закон о поправке к Конституции не позднее пяти дней со дня его принятия направляется в законодательные органы субъектов РФ для рассмотрения.

Срок рассмотрения принятого закона о поправке к Конституции РФ в законодательном органе субъекта Федерации — один год. Этот орган рассматривает закон в обязательном порядке. По итогам рассмотрения принимается постановление, которое направляется в Совет Федерации в течение 14 дней со дня его принятия.

5. Учет данных о рассмотрении закона о поправке к Конституции РФ парламентами субъектов РФ ведется Советом Федерации. На своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения субъектом РФ закона о поправке к Конституции, Совет Федерации устанавливает результаты этого рассмотрения и оформляет результаты в соответствии с регламентом верхней палаты.

В течение семи дней со дня установления результатов Президент РФ, законодательный орган субъекта РФ вправе обжаловать указанное постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством. Заявитель, подавший жалобу в Верховный Суд, немедленно извещает об этом Президента России. В случае подачи жалобы закон о поправке не направляется для подписания Президенту РФ до вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ.

В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ, требующего пересмотра постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными органами субъектов Федерации закона о поправке к Конституции, Совет Федерации на своем очередном заседании повторно рассматривает этот вопрос в порядке, предусмотренном регламентом палаты.

6. Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке к Конституции в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения субъектами Федерации направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Президент в срок не позднее 14 дней со дня получения закона о поправке подписывает ею и осуществляет официальное опубликование (с указанием наименования закона, даты его одобрения Государственной Думой, Советом Федерации, законодательными органами субъектов РФ, даты его подписания Президентом РФ). Закон о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования (если законом не установлена иная дата его вступления в силу).

Принятая поправка к Конституции вносится в текст Конституции, и в течение месяца со дня вступления поправки в силу Президент осуществляет официальное опубликование измененного текста Конституции РФ.

Если закон о поправке к Конституции не получит одобрения двух третей законодательных органов субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения парламентами субъектов Федерации закона о поправке к Конституции РФ.

Особый порядок установлен для изменения ст. 65 Конституции РФ, определяющей состав Федерации. В случае принятия в состав Российской Федерации нового субъекта, изменения конституционно-правового статуса существующего субъекта, образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации изменения в статью вносятся на основании федерального конституционного закона. В случае изменения наименования субъекта РФ новое название подлежит включению в ст. 65 Конституции указом главы государства. Такое правило установил Конституционный Суд РФ в 1995 г. постановлением о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, когда две республики — Ингушетия и Северная Осетия — изменили свои названия (соответственно Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания). В своем постановлении Конституционный Суд РФ определил, что в указанном порядке не может быть произведено такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, в целом Российской Федерации либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъектов. Конституционный Суд также рекомендовал урегулировать подобные вопросы с помощью федерального закона. Таким образом, нормы Конституции РФ с точки зрения их обновления можно разделить наследующие группы:

  1. неизменные положения, которые невозможно изменить либо дополнить:
  2. нормы, которые могут изменяться путем принятия закона о поправке к Конституции РФ;
  3. нормы, которые могут изменяться в достаточно простом порядке.

Этап 1. Инициатива

С такой инициативой могут выступить (ст. 134 КРФ):

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации (далее — Совфед);
  • Государственная дума (Госдума);
  • Правительство РФ;
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ (парламенты, региональные думы, советы депутатов и т. д.);
  • инициативная группа численностью не менее 1/5 членов Совфеда или депутатов Госдумы.

Предложение, содержащее конституционную инициативу, должно быть оформлено в виде специального акта. Например, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. д. — в зависимости от статуса инициатора.

Предложение может быть первоначально внесено как в Госдуму, так и в Совфед.

Этап 2. Рассмотрение инициативы Федсобранием

Далее предложение рассматривается Федеральным собранием.

Обратите внимание! В состав Федсобрания входят две палаты: Совет Федерации и Государственная дума.

Если предложенные изменения будут одобрены не менее чем 3/5 от общего числа членов Федсобрания, то на следующем этапе процесса пересмотра Конституции созывается Конституционное собрание. Оно должно быть созвано в соответствии со специальным федеральным конституционным законом (ФКЗ). Этот закон призван регламентировать собственно процедуру созыва, состав данного госоргана, должен содержать иные положения, определяющие особенности деятельности Конституционного собрания. Однако к настоящему моменту такого ФКЗ нет.

Этап 3. Принятие решения Конституционным собранием

Данный госорган по итогам рассмотрения конституционной инициативы должен принять одно из двух решений:

  • старая КРФ не может быть изменена и должна остаться в действующей редакции;
  • предлагаемые изменения одобряются и в соответствии с ними разрабатывается проект новой КРФ.

Этап 4. Принятие новой Конституции РФ

Проект КРФ считается принятым, если его поддержит не менее 2/3 от численности состава Конституционного собрания либо по итогам всенародного голосования (референдума).

Конституция считается принятой по итогам референдума, если за нее проголосовало более половины избирателей, пришедших на всенародное голосование. При этом референдум называют состоявшимся, если в нем участвовало более 50% всех лиц, обладающих избирательным правом на момент его проведения.

Особый порядок при внесении поправок

В отношении некоторых положений Конституции предполагается особый порядок для внесения поправок. В частности, ч.1 (ст.65) Конституции РФ устанавливает состав (список субъектов) Российской Федерации: для внесения изменений в эту статью необходимо осуществлять данную процедуру на основании федерального конституционного закона, транслирующего порядок образования в составе страны нового субъекта (ч.1, ст.137, Конституция РФ). На данный момент таковым является Федеральный Конституционный закон от 17.12.2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Очевидно, что принятие в Российскую Федерацию нового субъекта приводит к изменению/обновлению состава субъектов РФ (присоединение иностранного государства/его части), а новый состав субъектов, в свою очередь, влечет за собой изменение внутренней структуры или размежевание территории России.

Процедура принятия нового субъекта в состав Российской Федерации регламентируется также международным договором, заключенным с иностранным государством, которое целиком или частично присоединяется к Российской Федерации.

Особый, но более простой, чем в случае с изменением состава страны, порядок установлен для смены наименования субъекта Российской Федерации (республики, края, области и т.д.). Изменение названия субъекта подведомственно самому субъекту. Данная процедура осуществляется в порядке, закрепленном в конституции или уставе субъекта. После выполнения процедуры переименования новое название на основании указа Президента РФ включается в статью 65 Конституции РФ (ст.137, ч.2, Конституция РФ).

В случае возникновения спорной ситуации Президент имеет право обращаться к согласительным процедурам для нивелирования разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Согласительные процедуры закреплены в Конституции РФ (ч.1, ст.85). В ситуации, когда согласованное всеми сторонами решение принять не удалось, Президент РФ может передать рассмотрение вопроса в соответствующий суд.

Недопустимо осуществлять такое изменение наименования субъекта, которое не будет соблюдать права и свободы гражданина/граждан, может затронуть интересы других субъектов страны, страны в целом или иных государств, предполагает смену конституционно-правового статуса субъекта.

Процесс внесения поправок в Конституцию РФ

Рассмотрим более подробно процесс внесения поправок в текст 3-8 глав Конституции РФ, не требующий проведения всенародного референдума и принятия нового основного закона страны.

Соответствующие предложения вносятся уполномоченными на это органами власти и должностными лицами в Государственную Думу в качестве законопроектов. Сначала они рассматриваются профильным комитетом нижней палаты российского парламента, а затем – всеми депутатами на пленарном заседании. Если не менее двух третей от общего количества народных избранников поддержали проект конституционного закона во всех трех чтениях, то документ направляется в Совет Федерации для одобрения. В этом органе представительной власти за него должны проголосовать, как минимум, три четверти всех сенаторов.

Получивший поддержку конституционный закон направляется для ознакомления в региональные парламенты. Органы представительной власти субъектов РФ в случае несогласия с предложенными поправками в текст Конституции РФ могут в течение семи дней обжаловать постановление Совета Федерации в Верховном суде, известив об этом Президента России.

Если все региональные парламенты согласились с одобренным проектом конституционного закона, то он направляется главе государства для подписания.

Документ вступает в силу со дня его официального опубликования, если в его тексте не установлена другая дата. В течение месяца принятая поправка вносится в соответствующую главу Конституции РФ, затем основной закон страны публикуется в новой редакции.

Иной порядок предусмотрен для внесения изменений в статью 65 Конституции РФ, в которой перечисляются названия субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Официальное наименование какой-либо республики, автономного округа, края, области или города федерального значения может быть скорректировано по представлению самого субъекта РФ, такое изменение оформляется в виде федерального закона.

Совсем другое дело, если речь идет о включении в состав России нового региона, пересмотре федеративного устройства нашей страны, формировании новой административно-территориальной единицы. Такие серьезные решения утверждаются Государственной Думой и Советом Федерации с соблюдением всех процедур, необходимых для принятия конституционного закона.

Этап 1. Инициатива

Право вносить предложения по правкам в Конституцию РФ имеют те же субъекты, которым предоставлено правомочие предлагать ее пересмотр (ст. 134 КРФ). Мы уже упоминали их выше.

На рассмотрение Федсобранию предлагаемые изменения передаются в форме проекта закона о внесении правок. Предложение может быть сформулировано:

  • как текст новой статьи (или ее части) в КРФ;
  • как текст новой редакции уже существующей статьи (или ее части) КРФ;
  • как положение об исключении определенной статьи КРФ или ее части.

Этап 2. Принятие правок Федсобранием

Правки к главам 3–8 КРФ принимаются по правилам, предусмотренным для принятия ФКЗ. То есть эти новшества считаются одобренными Федеральным собранием, если за них проголосовало не менее ¾ от общего числа членов Совфеда и не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.

Сначала их рассматривает Госдума в трех чтениях. Если нововведения были поддержаны, в течение 5 дней они передаются далее — Совету Федерации.

После этого принятые Федсобранием правки должны быть рассмотрены законодательными органами каждого субъекта РФ в срок не более 1 года (ст. 9 закона «О порядке принятия и вступления в силу правок к КРФ» от 04.03.1998 № 33-ФЗ, далее — закон № 33).

Этап 3. Вступление правок в силу

Закон о внесении правок в Конституцию РФ вступает в силу после одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Этот закон обретает юридическую силу в момент его опубликования, если им же не установлена другая дата.

Этап 4. Внесение правок в текст

Принятые правки в текст КРФ вносит сам Президент (ст. 14 закона № 33). Обновленный текст КРФ должен быть опубликован в течение месяца после изменений.

Рекомендуем! Изучить процесс прохождения правок от стадии законопроекта до опубликования закона на всех этапах гораздо удобнее на конкретных примерах. Найти их можно в т. ч. в базе законопроектов Госдумы. Предлагаем для наглядности закон РФ о поправке к КРФ «О контрольных полномочиях Госдумы в отношении Правительства РФ» от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. По этой ссылке можно проследить историю рождения закона о правках в Конституцию РФ.

Какие поправки в Конституцию предлагает внести Президент РФ

В апреле 2020 года в России состоится голосование за внесение поправок в действующую Конституцию РФ.

Важно: 1,2 и 9 главы нельзя менять, в остальные же можно вносить изменения.

В голосовании за нововведения могут принять участие все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. На ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Владимирович Путин предложил изменить отдельные статьи и дополнить некоторые главы новыми статьями:

Государственные вопросы

  1. Запретить изменения границы РФ;
  2. Разрешить расположение органов государственной власти вне территории Московской области;
  3. Обозначить федеральные территории и ввести там местную власть;
  4. Подчинить Федеральным законам местное самоуправление.

Культурные и социальные вопросы

  1. Ввести вопросы о Боге, не лишая страну статуса светского государства;
  2. Признать русский язык образующим государство;
  3. Обозначить национальную культуру уникальным наследием;
  4. Ввести указ о самобытности различных народностей;
  5. Муниципальная власть должна обеспечивать качественной медицинской помощью;
  6. Обеспечить повышение уровня жизни инвалидов, нуждающихся семей
  7. Развивать молодежные вопросы.

Экономические вопросы

  1. Сделать заработную плату уровнем не ниже прожиточного минимума;
  2. Осуществлять индексацию пенсии 1 раз в год или чаще;
  3. Индексировать все социальные пособия;
  4. Создать условия для повышения экономического роста;
  5. Повысить экономическое состояние путем создания доверительных отношений между гражданами и государством;
  6. Передать сельское хозяйство в управление субъектами РФ.

Вопросы внешней экономики

  1. Вывести приоритет Конституции над международным правом;
  2. Сохранить меры по установлению дружественных отношений с другими странами.

Вопросы законодательной, исполнительной и судебной власти

  1. Ужесточить отношения к депутатам;
  2. Ввести неприкосновенность представителей власти;
  3. Председатель Правительства будет нести личную ответственность перед Президентом;
  4. Президент может убирать с должности генерального прокурора;
  5. Усилить власть Государственного Совета Федераций, разрешать ему снимать с должностей судей;
  6. Государственная дума может самостоятельно выбирать председателя правительства;
  7. Усилить требования к судьям и прокурорам;
  8. Вписать в Конституцию Верховный и Федеральный суд, арбитраж и мировой суд.

Вопросы о главе государства

  1. Изменить условия для возможности вступать в должность (человек должен являться гражданином Российской Федерации не менее 25 лет, замещать не более двух сроков и не должен иметь гражданства других стран);
  2. После отставки сохранить за Президентом личную неприкосновенность;
  3. Усложнить механизмы отстранения от должности;
  4. Увеличить силу воздействия.

Изменение состава субъектов РФ

В ст. 65 КРФ поименно перечислены все субъекты, входящие в состав РФ. И если происходят какие-либо преобразования в составе этих субъектов (в т. ч. изменяются их названия), это уже требует внесения изменений в ст. 65 КРФ.

Часть 1 ст. 137 КРФ регламентирует особый порядок изменения состава РФ по субъектам. В ней указано, что в данном вопросе необходимо руководствоваться специальным ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001 № 6-ФКЗ.

Выделяют 2 возможных способа изменения состава субъектов РФ:

  • Принятие в РФ нового региона. Когда к российской территории присоединяется другое государство или его часть.
  • Образование в составе РФ нового субъекта. Когда состав субъектов РФ изменяется без вхождения в состав страны иностранных территорий. Например, если происходит объединение двух и более субъектов или, наоборот, их разделение и т. д.

Принятие в РФ нового субъекта

В законе указывается, что новый субъект принимается в состав РФ по инициативе иностранного государства, желающего войти в состав РФ. Президент РФ уведомляет об этом Совфед, Госдуму и Правительство, проводит с ними необходимые консультации.

Далее составляется международный договор, регулирующий порядок включения нового субъекта РФ в состав России. Конституционный суд РФ проверяет этот договор на предмет соответствия КРФ. При положительном итоге далее договор вносится в Госдуму на ратификацию одновременно с проектом ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта.

После подписания этих двух документов в ст. 65 Конституции РФ вносятся соответствующие изменения.

Образование нового субъекта

Субъекты РФ, из состава которых планируется образование нового, выходят со своей инициативой на Президента РФ. Их предложение должно содержать в т. ч. наименование нового субъекта, порядок его правопреемства, функционирования госорганов, экономическое обоснование.

Далее Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совфед, Госдуму и Правительство РФ.

Окончательное решение по вопросу образования нового субъекта в составе РФ принимаемся на референдумах, проводимых в заинтересованных регионах. По итогам этих референдумов издается ФКЗ об образовании нового субъекта. И уже на основании такого ФКЗ вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ.

Изменение названия субъекта РФ

Решение об изменении наименования субъекта РФ отнесено к исключительной компетенции регионов. То есть последние самостоятельно определяют, каким образом будет звучать название субъекта. Решение, принятое на региональном уровне, направляется Президенту РФ.

Далее глава страны издает указ, на основании которого в ч. 2 ст. 65 Конституции РФ вносится изменение, касающееся названия соответствующего субъекта РФ.

Изменения, внесенные в Конституцию РФ

С момента принятия действующей Конституции РФ на референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 года, в ее текст было внесено несколько существенных изменений, а также ряд поправок, касающихся названий отдельных регионов.

Президент России в 2008 году инициировал увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет. Вместе с тем, время действия мандата депутата Государственной Думы было продлено с 4 до 5 лет. К тому же, у Правительства РФ появилась новая обязанность – отчитываться о результатах и планах своей работы перед нижней палатой российского парламента.

А в 2014 году также по инициативе Президента РФ в основной закон страны было внесено еще одно изменение: Верховный и Высший арбитражный суды России объединили, образовав единую инстанцию.

Перечислим субъекты РФ, скорректировавшие свои названия с 1993 года:

  1. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край;
  2. Камчатская область и Корякский автономный округ образовали Камчатский край;
  3. Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ сформировали Пермский край;
  4. Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
  5. Чувашская Республика – Чаваш республики изменила свое название на Чувашская Республика – Чувашия;
  6. Республика Калмыкия – Хальмг Тангч стала официально называться Республика Калмыкия;
  7. Ингушская Республика сменила наименование на Республика Ингушетия;
  8. Республика Северная Осетия теперь называется Республика Северная Осетия – Алания.

Как менялась Конституция со дня ее принятия

К началу 19 века существовало уже несколько проектов нового документа – Конституции, однако представители власти не спешили вводить его в действие: это ограничит власть правителя и может подорвать его авторитет.

Несколько столетий потребовалось для того, чтобы в России появилась первая официальная Конституция. В июле 1918 года на 5 Всероссийском Съезде Советов был утвержден первый документ, который официально назывался «Основной закон РСФСР».

Он сразу был напечатан в «Собрании Узаконений РСФСР». В то время политика страны была направлена исключительно на улучшение условий труда, повышение их квалификации и производительности, поэтому основные статьи включали в себя права и обязанности работников.

Вторая Конституция РСФСР пришла на смену первой в 1925 году. Была принята в мае на 7 Всероссийском Съезде Советов. Небольшие поправки были связаны с изменением территориального деления страны, а основные статьи остались в прежнем виде.

«Конституция Сталина» — нормативно-правовой акт, принятый в 1936 году частично менял идеологию, и его суть заключалась в описании процесса построения социализма. В феврале 1935 года И. В. Сталин созвал Конституционную комиссию с целью описания нового закона, суть которого заключалась в изменении политического строя.

Более демократичная версия могла привлечь внимание мировой общественности для совестного противостояния набиравшему популярность движению – фашизму. Здесь появились такие понятия как свобода слова, совести, чести, достоинства, обеспечение старости работавших людей.

Предпоследней редакцией современного варианта стал закон, подписанный я в 1978 году. Одновременно с ней вступила в силу Декларация Верховного Совета РСФСР. Изменилась структура документа, и появились новые главы.

Понятие «развитый социализм» превращало государство в общенародное, но классовое разделение так и продолжало считаться актуальным. Политический режим был назван «социалистической демократией», появились новые права на жилище, образование и бесплатную медицину. В Конституции 1978 года впервые было указано, что РСФСР – суверенное государство.

Заключение

Постоянное развитие общества нуждается в редактировании документов, регулирующих все сферы жизни. Просто необходимо заниматься обновлением Конституции РФ, так как наиболее актуальное формулирование законов, будет давать ответы даже на самые сложные вопросы.


Источники

  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sistema_konstitucionnogo_prava_v_rossii/poryadok_vneseniya_izmeneniy_v_konstituciyu_rf/
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/protsess-peresmotra-konstitutsii-rossijskoj-federa/
  • https://zen.yandex.ru/media/legalsense/konstituciia–ne-dogma-ee-mojno-izmenit-obiazatelen-li-dlia-etogo-referendum-5e29feb243863f00acd807e8
  • https://isfic.info/ebzeev/konprav18.htm
  • https://zen.yandex.ru/media/jurist_dla_naroda/popravki-v-konstituciiu-rossii-naskolko-zakonna-procedura-ih-priniatiia-5e77609fdc99f90a35290f96
  • https://rusjurist.ru/studentu/poryadok-peresmotra-konstitucii-rf/
  • https://const-rf.ru/faq/popravki-2020.html
  • https://pdnr.ru/a1548.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: