Прямой договор по 44-ФЗ: как заключать и что учесть

Содержание
  1. Общие положения
  2. Прямой договор по 44-ФЗ: как заключать и что учесть
  3. В каких случаях проводится?
  4. Распределение обязанностей между УК и РСО при переходе на прямой договор
  5. Что определяет закон
  6. Процедура перехода на прямой договор с РСО – что это
  7. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ
  8. Что такое прямой договор по 44-ФЗ
  9. Условия проведения
  10. Форс-мажор
  11. Как проходит оплата поставщикам
  12. Какие коммунальные ресурсы могут стать предметом прямого договора с РСО
  13. Какие бывают тендеры
  14. Открытый конкурс
  15. Открытый конкурс с ограниченным участием
  16. Открытый двухэтапный конкурс
  17. Закрытый конкурс
  18. Электронный аукцион
  19. Запрос котировок
  20. Запрос предложений
  21. Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ
  22. Кто может быть участником тендера
  23. Решение о прямых контрактах
  24. Жилищный кодекс РФ о переходе на прямые расчеты
  25. В чем особенность прямых расчетов?
  26. Какие изменения ожидают жителей МКД при переходе на прямой договор с РСО
  27. Порядок проверки контролирующим органом
  28. Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика
  29. Как РСО будет решать проблемы с неплательщиками коммунальных услуг
  30. Когда переход на прямые договоренности с РСО является необходимостью
  31. Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч
  32. Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году
  33. Прямые контракты до 100 000 рублей
  34. Какие изменения планируются в 2021 году?
  35. Видео-инструкция контракт по 44 ФЗ: обязательные условия
  36. Кто может являться инициатором перехода на прямой договор с РСО
  37. Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт
  38. Где осуществляются закупки
  39. Неконкурентная процедура
  40. Контроль в закупках
  41. Порядок перехода МКД на прямой договор с РСО
  42. Заключение

Общие положения

На практике государственные закупщики заключают различные сделки, в том числе в рамках внешней экономической деятельности (ВЭД). В данной сфере есть определение такой сделки. Однако нужно понимать, что прямые закупки ВЭД и прямые контракты по 44-ФЗ не имеют ничего общего. Прямой контракт ВЭД — это соглашение, которое заключено российским импортнером и непосредственным производителем товара. Соответственно, является предметом, скорее, таможенного законодательства, а не контрактной системы.

Прямые закупки по 44 ФЗ — это ни что иное, как заказ у единственного поставщика без проведения конкурсных процедур. Такой процесс регулируется статьей 93 44-ФЗ. При этом предусмотрено два вида соглашений:

  • до 100 000 руб.;
  • до 400 000 руб.

При проведении малой закупки обоснование невозможности (нецелесообразности) иных способов определения поставщика, а также цены контракта и иных существенные условия не требуется.

Размещение информации в ЕИС о такой госзакупке не является обязательным. Однако заказчику рекомендуется вести журнал регистрации договоров и хранить всю документацию, так как в конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться, путем составления отчетов, которые размещаются, в том числе и в ЕИС.

Прямой договор по 44-ФЗ: как заключать и что учесть

Для участвующих в закупках людей может быть актуален вопрос, что такое прямой договор по 44-ФЗ. Данное соглашение заключается с единственным поставщиком, что позволяет исключить проведение определённых процедур.

В каких случаях проводится?

Случаи, при которых контракт может быть заключен с единственным поставщиком, перечислены в ч.1 ст.93 44-ФЗ (всего их 56 с учетом последних изменений).

В качестве примера приведем те, которые используются заказчиками чаще всего:

  • торги на приобретение товаров, работ или услуг, которые являются продуктом деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п.1 ч.1 ст.93);
  • закупки, стоимость которых не более 600 тыс. руб. При этом общая стоимость таких закупок в год не должна превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. (п.4 ч.1 ст.93);
  • выполнение работ по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (кроме поставок сжиженного газа), по подключению к инженерно-техническим ресурсам по регулируемым в соответствии с российским законодательством тарифам), по хранению и ввозу/вывозу средств наркотического и психотропного воздействия (п.8 ч.1 ст.93);
  • приобретение товаров, работ или услуг для устранения следов аварии, чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, непреодолимой силы; для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи (п.9 ч.1 ст.93);
  • случаи, при которых открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок не состоялись (п.25 ч.1 ст.93).

Распределение обязанностей между УК и РСО при переходе на прямой договор

РСО – узкоспециализированная компания, которая занимается поставкой ресурсов. УК должна содержать общедомовое имущество, поддерживать территорию вокруг дома в порядке. Она же является посредником между РСО и собственниками помещений МКД, до момента перехода на прямые договоренности.

После оформления перехода, требуется разграничение зон ответственности поставщика ресурсов и УК, чтобы исключить разногласия между сторонами. Управляющая компания ответственна за состояние внутридомовых систем, в том числе стояков отопительной системы и запорно-регулирующей арматуры на разводке внутри квартир. РСО – отвечает за теплосеть, доходящую до точек соединений с домовыми приборами учета.

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Процедура перехода на прямой договор с РСО – что это

В сферу деятельности ресурсоснабжающих предприятий входит передача коммунальных ресурсов (КР) владельцам жилых и нежилых помещений МКД, до границы домовых инженерных сетей. Нередко, РСО принимает на себя обязанности по оказанию дополнительных услуг, например выведению грызунов или сбор мусора. Но вести хозяйственные дела или управлять общедомовым имуществом МКД, они не могут. В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждена форма управления МКД – УК, ТСЖ или ЖСК. До недавнего времени, только эти организации наделялись обязанностью и правом заключать договоры на поставку всех видов коммунальных ресурсов.

Сегодня отказ от посреднических услуг в части договоренностей и оплаты за коммунальные ресурсы возможен на основании прямых договоров с владельцами, заключенных по результатам решения общего собрания собственников (ОСС) или на основании решения суда.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки, контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Что такое прямой договор по 44-ФЗ

Вначале разберемся с тем, что означает прямой договор по 44-ФЗ и до какой суммы его можно заключать. Этот термин применяется к контракту, который заказчик подписывает с единственным поставщиком при небольших объемах закупки. С 1 июля 2019 года в ст. 93 закона 44-ФЗ были внесены изменения, касающиеся суммы прямого договора (Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Раньше прямой договор можно было заключить на поставку товаров и услуг в пределах 100 тыс. руб., теперь же эта сумма выросла до 300 тыс. руб. Изменения закона не коснулись остальных ограничений, общий объем малых закупок в течение года да по-прежнему должен находиться в пределах 2 млн руб. или не превышать 5 % от совокупного объема и 50 млн руб. Лимиты при этом также не распространяются на закупки, которые идут на нужды администраций населенных пунктов сельского типа.

Одной из сторон экономической деятельности предприятий является ежедневное совершение различных сделок. Часть из них оформляется прямыми договорами между заказчиком и непосредственным исполнителем. Заказчик имеет право заключить прямой договор на монтаж оборудования либо с подрядной организацией, либо с производителем этого оборудования, не подключая к сделке генподрядчика.

Также заказчик может сам определить подрядную организацию и заключить с ней прямой договор на возведение объектов специального назначения или выполнение особых работ. В этом случае потребуется согласовать данную сделку с генподрядчиком. Такие взаимоотношения сторон являются закупкой по прямому договору по 44-ФЗ (ст. 93), то есть сделка совершается с единственным поставщиком, конкурсная процедура выбора подрядчика не проводится.

Условия проведения

Заказчик вправе отдать контракт на поставку товара, оказание услуг или выполнение работ единственному поставщику, если его цена не превышает 600 тыс. руб. или 10% совокупного годового объема закупок заказчика (если 10% > 2 млн. руб.) и не должен составлять более 50 млн. руб.

Эти ограничения не действуют на закупки для реализации муниципальных целей сельских поселений.

Пример. В ноябре текущего года заказчик заключает контракт на поставку офисной техники в кабинеты сотрудников на сумму 200 тыс. руб. В декабре этого же года он вправе приобрести необходимый товар у единственного поставщика при условии, что сумма каждого контракта – не более 600 тыс. руб.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не берется во внимание при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовая стоимость закупок у единственного поставщика не выйдет за границы 2-х млн. руб. или 10% и составит при этом не более 50 млн. руб.

Малые закупки используются заказчиками чаще всего, так как схема их проведения достаточно проста:

  • Во-первых, не требуется все их прописывать в плане-графике, информация указывается в виде одной общей суммы за год.
  • Во-вторых, не нужно готовить извещение о предстоящей процедуре (до 31.07.2019 г. извещение нужно было составлять).
  • В-третьих, такие закупки не нужно заносить в реестр контрактов.

Форс-мажор

На практике заказчики часто отдают контракт единственному поставщику, мотивируя свое решение обстоятельствами непреодолимой силы. Тут следует понимать, какие обстоятельства являются форс-мажором, а какие – нет.

Определение форс-мажоров дается в гражданском законодательстве, а именно в ст.401 ГК РФ: они носят характер чрезвычайности и предотвратить их невозможно.

В бюджет заказчика поступили государственные деньги для проведения конкурентных процедур, но год уже заканчивается и времени на организацию закупки не остается. Может ли он подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ?

Согласно этому положению заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, если нужно приобрести товары, работы или услуги для устранения следов аварий, чрезвычайных происшествий, обстоятельств непреодолимой силы. Но это возможно при условии, что проведение конкурентных процедур не будет целесообразным.

Если обстоятельства непреодолимой силы действительно имели место быть, но на момент заключения контракта они отсутствуют, то заказчик не может отдать контракт единственному поставщику. Так как сама по себе ситуация появления чрезвычайных обстоятельств не говорит об объективном наличии таких обстоятельств.

В судебной практике при рассмотрении подобных дел решения выносятся исходя из того, действовали ли обстоятельства непреодолимой силы (авария) на момент заключения контракта.

Если в то время, которое упустил заказчик, можно было провести конкурентную процедуру, то при заключении контракта с единственным поставщиком надзорные ведомства расценят его поступок как нарушение закона.

Заказчик вправе отдать контракт единственному поставщику при закупке работ, необходимых для устранения следов аварии, иных чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но это возможно при условии, что использование конкурентных процедур нецелесообразно.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Какие коммунальные ресурсы могут стать предметом прямого договора с РСО

Задача компаний поставляющих коммунальные ресурсы обеспечить комфортное проживание собственников квартир в МКД. Для создания благоприятных условий требуется бесперебойные поставки холодной и горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, газа. Организация мест сбора и своевременный вывоз мусора и отходов также входит в сферу деятельности ресурсоснабжающих компаний. Все эти направления могут стать предметом прямых, без посредника в лице УК, договорных отношений. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения прямой договор может быть заключен с гарантирующей организацией, а в электроэнергетике с гарантирующим поставщиком.

Какие бывают тендеры

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Открытый конкурс

Когда важна не только цена закупки, но и качество:

  1. Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
  2. Требования одинаковые для всех участников;
  3. Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
  4. Победитель — поставщик, предложивший максимально выгодные условия.

Открытый конкурс с ограниченным участием

Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2015 года. Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.

Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.

К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

  • достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
  • опыт реализации подобных проектов;
  • достаточный уровень квалификации работников;
  • право собственности на необходимое оснащение.

Открытый двухэтапный конкурс

  1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
  3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Закрытый конкурс

Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

Если подрядчик соответствует заявленным требованиям — он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

Электронный аукцион

По статистике более 60% тендеров проводятся в формате электронного аукциона.

Важный этап — заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.

Проведение электронного аукциона установлено ст. 68 44-ФЗ.

Основные этапы:

  1. Заявка поставщика разделена на две части. Первая часть анонимна, а вторая — персонализирована;
  2. Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
  3. Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
  4. Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;
  5. После этого заказчик проверяет вторую часть заявки, она содержит лицензии, документы организации;
  6. Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части — побеждает участник, который занял второе место;
  7. Госзаказчик подписывает с ним контракт.

Запрос котировок

Такая процедура отличается простотой и оперативностью. Поставщику достаточно прислать заявку с ценой один раз.

Заказчик сравнивает все заявки и принимает решение по цене. Начальная стоимость — не больше 500 тыс. рублей.

Запрос предложений

Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к запросу предложений, поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.

Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ

Предприятия могут вести свою деятельность не только в пределах России, но и иметь зарубежных партнеров, закупки у которых осуществляются также на конкурсной основе либо по прямым договорам. Контрагенты при этом заключают контракт ВЭД (внешней экономической деятельности). Российская фирма-импортер закупает товар у зарубежного производителя, следовательно, данная сделка подпадает под нормы таможенного законодательства, а не контрактного.

Статья 93 44-ФЗ устанавливает следующие условия для прямых закупок у единственного поставщика:

  • до 300 000 рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • до 600 000 рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Если заключается прямой договор с единственным поставщиком, то у заказчика нет необходимости обосновывать целесообразность выбора исполнителя, цены и прочих значимых положений договора. Также нет необходимости размещать сведения о прямых закупках в ЕИС. Необходимо только составлять план график, в который вносится информация по общему объему закупок, дифференцированная по существенным условиям договора, в том числе по прямым поставкам. Для того чтобы удобнее было составлять финансовые отчеты, целесообразно вести отдельный реестр прямых контрактов.

Кто может быть участником тендера

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Решение о прямых контрактах

Переход на прямые договора, сумма которых составляет не более 100 млн руб заключаются, при условии того, что сумма объема закупок за год не будет больше 2 млн руб или не превышать 5 процентов от СГОЗ и иметь размер не больше 50 млн руб.
Но имеющиеся ограничения годового объема не будут иметь значения для закупок, которые осуществляются заказчиками для обеспечения муниципальных потребностей сельских поселений. Контракт на сумму не более 100 тыс руб заключается при наличии в нем основания для совершения госзаказчиком заказа, при этом он должен соответствовать п 4 ч 1 ст 93 44 ФЗ
Госзакупки, сумма которых не будет превышать 400 тыс руб проводят заказчики, выступающие в качестве гос и муниципальных учреждений культуры, работа которых заключается в сохранности и популяризации объектов наследия культуры и иные учреждения, которые указаны в п 5 ч 1 ст 93.

Жилищный кодекс РФ о переходе на прямые расчеты

Изменения в ЖК РФ, внесенные Федеральным законом 59-ФЗ, предоставили владельцам недвижимости МКД право выбора компании, которая будет заниматься обеспечением ресурсами. В пункте 4.4. части 2. статьи 44 кодекса указаны условия, при которых можно заключать прямые договоры с поставщиками.

В чем особенность прямых расчетов?

Особенностью прямых расчетов было то, что никаких договорных отношений между собственниками и РСО не возникало. Это означало, что отвечала за качество коммунальных услуг, выставление квитанций, взыскание долгов именно управляющая организация. Кроме того, именно управляющая организация оставалась ответственной перед РСО, если собственники не платили за коммунальные услуги.

Какие изменения ожидают жителей МКД при переходе на прямой договор с РСО

После заключения прямого договора оплата назначается исключительно за количество, фактически израсходованное конкретным потребителем. Может улучшиться качество предоставляемых коммунальных услуг, так как у РСО более развитый процесс оказания жилищно-коммунальных услуг.

Рассчитывать, что стоимость оплаты станет меньше, не стоит. Тарифы, сроки и порядок внесения оплаты по договору будут схожи с прежними условиями. Иногда переход на прямые договоры может привести к изменению тарифов в большую сторону. Причина связана с ростом издержек и увеличением трудовых затрат со стороны ресурсоснабжающей компании. Она должны внедрить порядок учета объемов поставляемых ресурсов, принимать показания счетчиков и производить начисление платежа для каждого собственника, а не одной организации. Дополнительно придется заниматься взысканием долгов по каждой квартире в отдельности, а не с управляющей организации.

Значительным минусом станет то, что при авариях найти виновника станет труднее. Споры о том, кто виноват, могут длиться долго, а это может стать причиной задержки восстановительных работ.

Порядок проверки контролирующим органом

При проведении закупок по п.6, 9, 34, 50 ч.1 ст.93 44-ФЗ заказчик должен известить о своем действии надзорное ведомство в течение 1 рабочего дня, как только был заключен контракт. Информация о такой процедуре передается в ФАС, местным или городским властям, ответственным за контроль таких процедур, чтобы они были в рамках закона.

В законодательстве нет четких инструкций по осуществлению контроля, но, как правило, надзорные органы придерживаются следующего порядка:

  1. Уведомление заказчика поступает специалисту контролирующего ведомства, который изучает его и оценивает действия заказчика на соблюдение норм 44-ФЗ.
  2. По итогам рассмотрения готовит служебную записку.
  3. Если действия заказчика полностью соответствуют контрактному законодательству, то все в порядке. Надзорный орган в этом случае не обязан его информировать о ходе процедуры.
  4. При выявлении нарушений контролирующий орган проводит внеплановую проверку, о которой заказчику будет сообщено заранее.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

Согласно контрактному законодательству заказчик обязан рассчитать и обосновать стоимость контракта, если закупки проводятся по п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Обоснование цены обязательно нужно указывать в тексте контракта, который заключается с единственным поставщиком.

Как РСО будет решать проблемы с неплательщиками коммунальных услуг

Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, организация должна сначала письменно известить, и только после этого ограничить или приостановить поставку ресурсов. Иначе возникнет ситуация, при которой будут нарушены права других пользователей.

Когда временное прекращение поставок невозможно, а задолженность не погашена, ресурсоснабжающая компания будет вынуждена составить исковое заявление в суд. В случае, когда сумма задолженности менее 500 000 рублей, есть возможность обратиться в мировой участок с заявлением о выдаче судебного приказа, фактически являющегося исполнительным листом. Мировой судья примет решение о выдаче приказа, в соответствии со статьей 151 Гражданского процессуального кодекса РФ. Дополнительно должнику придется уплатить госпошлину, установленную при обращении в мировой суд.

Прямые договоры с РСО имеют свои преимущества и недостатки, как для собственников недвижимости, так и для управляющих компаний. Качественное оказание услуг, прозрачность расчетов и другие факторы позитивно сказываются на отношениях между владельцами помещений и РСО, и на развитии ЖКХ в целом.

Когда переход на прямые договоренности с РСО является необходимостью

Введение ФЗ-59 позволило ресурсоснабжающим организациям в судебном порядке прекратить деловые отношения с управляющими организациями, если нарушены сроки оплаты за поступившие ресурсы. Право наступает при периоде задолженности, превышающем два календарных месяца.

Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч

В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ приводится перечень организаций, для которых установлена максимальная сумма прямого договора по 44-ФЗ в 400 тыс. руб.:

  • федеральные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением объектов культурного наследия;
  • зоопарки;
  • планетарии;
  • парки отдыха;
  • цирки;
  • музеи;
  • библиотеки и архивы;
  • научные организации;
  • организации для сирот;
  • физкультурно-спортивные организации и др.

Кроме того, закон вводит дополнительные ограничения на подобные прямые закупки: их общий объем должен быть не более 50 % от годовой суммы закупок или не выше 20 млн руб.

Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году

С января 2020 года вступают в силу изменения в 44-ФЗ. В таблице ниже приводится перечень новых норм с комментариями.

Дата вступления изменений в силу

Суть изменений

Нормативный акт

01.01.2020

Для всех закупок (в том числе прямых) обязательно нужно указать страну происхождения товара.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019

01.01.2020

В течение 2020 г. и планового периода 2021-2022 гг. при исполнении федерального бюджета будет уменьшаться сумма субсидий для регионов. При этом субсидия сокращается в зависимости от полученной регионами экономии при заключении контрактов за счет федеральной субсидии.

Регионы должны ежеквартально (или чаще) передавать в Минфин отчеты по этой деятельности. Сэкономленные средства будут направляться в резервный фонд правительства, из которого в дальнейшем планируется финансировать ряд региональных программ.

Фактически, если при заключении контракта исполнители предложат цену поставки ниже НМЦК, то именно на эту разницу регионы будут получать меньшую субсидию.

Постановление Правительства № 1803 от 24.12.2019

01.01.2020

Начинает работу ГИС «Независимый регистратор». Ранее ее ввод в действие планировался с 01.10.2019, но этого не произошло. Система отслеживает все действия и бездействие участников контрактной системы в ЕИС.

Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019

01.01.2020

Изменилось содержание перечня ЖНВЛП и дорогостоящих лекарств.

Распоряжение правительства № 2406-р 12.10.2019

01.01.2020

Электронные площадки будут предоставлять заказчикам не только сведения о регистрации потенциальных поставщиков, но и о фактах их привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях за получение незаконного вознаграждения.

Новые положения 44-ФЗ дают возможность заказчикам проверить добропорядочность потенциальных подрядчиков в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.

Постановление правительства № 917 от 18.07.2019

01.01.2020

Общественное обсуждение закупок будет проводиться по новым правилам.

Постановление правительства № 1635 от 05.11.2019

01.01.2020

Указывать страну – производителя товара необходимо также и в реестре контрактов.

Постановление правительства № 1400 от 11.12.2019

01.01.2020

Юридические лица могут делать закупки по 223-ФЗ у предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) в размере не менее 20 % от общего объема в год. А доля стоимости договоров с СМСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, вырастет до 18 %.

Постановление правительства № 1001 от 01.08.2019

01.01.2020

Нормы 223-ФЗ предусматривают уменьшение срока, в течение которого заказчики должны рассчитаться со своими поставщиками по выполненным договорам. Теперь на это отводится не более 15 рабочих дней.

Постановление правительства № 1205 от 18.09.2019

04.01.2020

Если предметом поставки являются лекарства, то начальная (максимальная) цена контракта определяется по новым условиям.

Приказ Минздрава № 871н от 26.10.2017 утратит силу.

Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019

05.01.2020

В реестр договоров необходимо вносить следующую информацию:

1. Конкретный признак, на основании которого заказчик попадает под перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если такой есть).

2. Календарное число, с которого юридическое лицо числится в реестре МСП (для субъектов МСП). Для получения этих сведений достаточно указать ИНН и КПП предприятия, и информация подтянется из реестра МСП автоматически.

Если договор предусматривает несколько исполнителей или субподрядчиков, то в реестр вносятся сведения по каждому из них.

Приказ Минфина № 92н от 10.06.2019

06.01.2020

При закупке лекарственных средств или ветеринарных препаратов контракт в обязательном порядке должен содержать типовые положения.

Приказ Минсельхоза России № 501 от 26.08.2019.

08.01.2019

В дополнение к положениям Постановления Правительства № 1087 от 28.11.2013 вводится норма, допускающая при закупках новых машин и оборудования возможность заключать контракт жизненного цикла.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019

 

Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ с 1 апреля 2020 года вводит в 44-ФЗ новые правила, по которым будет проводиться контроль за процедурами закупок.

  • Функции контроля возлагаются на Единую информационную систему в части правильного использования информационных кодов закупки (ИКЗ). ЕИС также будет контролировать, чтобы сумма обеспечения контрактов не превышала заявленную в документации – планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов.
  • Вся вышеуказанная информация, аккумулированная в ЕИС, будет передаваться на рассмотрение вновь созданному органу контроля, в качестве которого Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти. Предметом контроля будет правильность применения ИКЗ и недопущение превышения сумм финансового обеспечения. То есть объём финансового обеспечения, указанный в извещениях, не должен быть больше того, который отмечен в планах-графиках.

Следующие этапы контроля – отсутствие превышения данных сумм в протоколах по отношению к извещениям, в проектах контрактов по сравнению с условиями протоколов. Порядок контрольных мероприятий также будет устанавливаться Правительством РФ.

Суть изменений

Нормативно-правовой акт

Нюансы

Процедура электронного запроса котировок подвергнется большим изменениям:

– Процедура возможна при НМЦК не более 3 млн рублей.

– Отменяется максимальная планка в 100 млн рублей.

– Предельный срок подачи заявки сокращается до 4 рабочих дней начиная со следующего после публикации извещения дня.

– Опубликованные извещения нельзя корректировать, но отменить закупку можно не менее чем за час до окончания приема заявок.

– Участник конкурса по требованию заказчика должен предоставить документы, помимо декларации, доказывающие, что он вправе быть поставщиком или подрядчиком (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).

– Заказчик не должен требовать от участника предоставления документов, которые производитель передает вместе с продукцией.

– Потенциальный поставщик должен предъявить решение об одобрении крупной сделки, если для него такой сделкой является не только сама сумма договора, но и обеспечение его исполнения.

– По результатам процедуры оформляется только итоговый протокол. Его содержание остается таким же, как и до нововведений. Обязательно указываются данные об увеличении цены из-за предоставления преимуществ организациям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, а также отмечается факт признания процедуры запроса котировок несостоявшейся.

– Рассматривать заявки с целью их ранжирования и присваивать порядковые номера с учетом роста цены предложения участников будет закупочная комиссия. По старым правилам эта функция возлагалась на электронную площадку. Результаты ранжирования включаются в итоговый протокол.

– После того как в ЕИС опубликован итоговый протокол, заказчик обязан в течение 3 часов разместить проект контракта в ЕИС и на электронной площадке.

Затем в течение одного рабочего дня победитель должен подписать договор и опубликовать его. Заказчику после этого дается еще один рабочий день на то, чтобы самому подписать контракт. Таким образом, окончательная процедура заключения договора не может занимать менее 2 дней после публикации извещения в ЕИС.

– Протокол разногласий будет упразднен.

– Если на конкурс будет подана единственная заявка или только одна заявка допущена, то можно будет заключать прямой контракт с этим единственным участником без необходимости продлевать процедуру и принимать дополнительные заявки.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019

Если договор заключается с единственным поставщиком следствие того, что конкурсная процедура не состоялась, корректируются правила согласования с ФАС этих сделок.

Установлен лимит для малых закупок в форме электронных процедур в размере 3 млн руб.

Вот пошаговая инструкция, как они будут проходить:

Шаг 1. Потенциальный поставщик размещает на электронной площадке свою заявку на участие в закупке. В ней должно содержаться:

– название и характеристики товара;

– товарный знак, если имеется;

– страна – производитель товара;

– при применении правил национального режима документальное подтверждение страны происхождения товара (оригинал или копия);

– стоимость одной единицы продукции;

– максимальный объем поставки;

– период актуальности предложения (максимально 1 месяц с даты подачи заявки);

– информация о заявителе;

– документы, подтверждающие, что заявитель соответствует требованиям закона о контрактной системе;

– декларация, подтверждающая соответствие участника требованиям 44-ФЗ;

– решение об одобрении крупной сделки.

Шаг 2.

Заказчик размещает в ЕИС извещение, в котором приводится цена договора и ее обоснование. Далее в течение одного часа оператор электронной площадки рассматривает поступившие предложения и отбирает 5 из них, которые не противоречат установленным заказчиком требованиям и содержат минимальную цену за единицу товара.

Если на конкурс поступает менее 2 заявок, оператор площадки обязан проинформировать об этом заказчика и опубликовать извещение о признании конкурса несостоявшимся. При этом поступившая заявка заказчику не передается.

Шаг 3. Заказчику дается один рабочий день для рассмотрения заявок, отобранных оператором площадки. По результатам этой процедуры формируется и публикуется на электронной площадке итоговый протокол. В нем необходимо указать решение по каждой заявке, в том числе причины их отклонения.

Шаг 4. Стороны подписывают договор, используя упрощенную процедуру, принятую при проведении нового запроса котировок в электронной форме.

С 01.01.2021 процедуры электронных малых закупок будут отражаться в ЕИС.

Прямые контракты до 100 000 рублей

Соглашение на сумму до 100 000 рублей допускается в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн.руб. или не превышает 5% от СГОЗ и составляет не более 50 млн.руб. Указанные ограничения годового объема не действительны для процедур, проводимых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Важной деталью заключения контракта до 100 000 рублей является включение в него основания, согласно которому госзаказчик осуществляет заказ, в данном случае это будет п. 4 ч. 1. ст. 93 44-ФЗ.Прямые контракты до 400 000 рублей

Такие госзакупки могут осуществлять заказчики, которые являются государственным или муниципальным учреждением культуры, основная деятельность которых — сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93. При этом сумма договора не должна превышать 400 000 рублей, годовой объем закупок не должен быть выше 50% от СГОЗ и составлять более 20 млн. руб.

ВАЖНО!
За превышение допустимых лимитов, заказчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. Штрафы по этой статье начинаются от 30 000 рублей. Для того чтобы их избежать, заказчику рекомендуется отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких договоров.

Какие изменения планируются в 2021 году?

С 1 апреля 2021 г. в эти пункты вносятся изменения и заказчики смогут приобретать товары через электронные магазины.

Термина «электронный магазин» в законодательстве не существует, но он широко используется разными заказчиками.

Схему осуществления таких закупок через электронные магазины можно представить следующим образом (для участника, заказчика и оператора электронной площадки):

  1. Кандидат готовит предварительное предложение (описание товара с учетом КТРУ, минимальное и/или максимальное количество (в зависимости от региона), цена (включая доставку, налоги, сборы, с учетом региона), место поставки, страна происхождения, минимальный и/или максимальный срок поставки с учетом объема и региона, информация и документы об УЗ. Срок действия предложения – не более 1 месяца = заявка на закупку.
  2. Заказчик размещает в ЕИС извещение (описание товара из КТРУ, начальная цена единицы товара (с учетом доставки, налогов, сборов), объем, срок, место поставки, требования к УЗ и др. из ст. 42 + проект контракта, обоснование цены контракта).
  3. Оператор ЭП в течение 1 часа отбирает из предварительных предложений не более 5-ти с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют требованиям извещения к товару и участнику, присваивает им порядковые номера и направляет заказчику.

Если менее 2-х заявок, то оператор ЭП ничего заказчику не направляет

  1. Заказчик в течение 1 рабочего дня рассматривает заявки, присваивает порядковые номера допущенным заявкам, готовит протокол, отсылает его оператору ЭП, который размещает протокол на ЭП и в ЕИС.
  2. Заключение контракта с участником, у которого наименьшая цена, по правилам ст. 83.2, но с учетом ч.13 ст.82.1:
  • 3 часа заказчику на размещение проекта контракта;
  • 1 рабочий день участнику на подписание контракта;
  • 1 рабочий день заказчику на подписание контракта (но не ранее 2 рабочих дней после размещения протокола в ЕИС).

Интересным моментом является то, что и заказчики, и поставщики должны будут указывать наименование и характеристики товара из каталога ТРУ.

Согласно ч.12 ст.93 заказчикам нужно будет готовить следующие документы для закупок до 3-х млн. руб.:

  • извещение (п.3 ч.12 ст.93);
  • проект контракта (п.4 ч.12 ст.93);
  • обоснование (ч.4 ст.93).

С 1 апреля 2021 г. заказчики, приобретая товары у ЕП по п. 4 и 5 ст.93, будут иметь право выбора, как закупать товары: в соответствии с действующим порядком или по новым правилам:

  • до 600 тыс. руб. без электронных магазинов на электронной площадке (за исключением ЕАТ «Березка», региональных и муниципальных электронных магазинов);

или

  • до 3 млн. руб. в электронных магазинах на электронных площадках. Условия:
  • закупка товаров;
  • НМЦК не более 3 млн. руб.;
  • годовой лимит таких закупок без изменений.

Видео-инструкция контракт по 44 ФЗ: обязательные условия

Кто может являться инициатором перехода на прямой договор с РСО

Чтобы перейти на новую систему расчетов, за водоснабжение, отопление или предоставление других видов услуг, потребуется инициирование общего собрания собственников в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса

Собственники помещений МКД должны проголосовать за это решение на ОСС. В ЖК РФ указано кто именно может инициировать собрание. Плановое или внеочередное собрание может быть назначено по предложению:

  • одного или нескольких собственников МКД;
  • управляющей организации.

Инициатор собрания должен включить в повестку собрания вопросы, связанные с заключением прямых договоров с РСО. В отдельном пункте следует выделить вопрос об определении даты, когда прямые договоры между сторонами будут заключены.

Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт

В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Соответственно, любой подписанный государственным или муниципальным заказчиком договор на выполнение строительных или подрядных работ будет квалифицирован по нормам параграфа 5, гл. 37 ГК как контракт на подрядные работы, а договор на поставку товара по параграфу 4 гл. 30 «Купля-продажа» как контракт на поставку.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований:

  • бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры;
  • муниципальным образованиям – муниципальные контракты;
  • органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Неконкурентная процедура

Остановимся на случаях, когда заказчики обязаны провести закупку у единственного поставщика.

Если в соответствии с п.24, 25 ч.1 ст.93 44-ФЗ конкурентная процедура не состоялась, так как поступила только одна заявка или только одна заявка соответствовала требованиям, то заказчик должен организовать закупку у единственного поставщика.

Важный момент! Если невозможно провести процедуру для ЕП (например, совокупный годовой объем уже закрыт), заказчик может провести аукцион в электронной форме или открытый конкурс (ст. 54.1, 59 44-ФЗ), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст.72, ст.83.1).

Если торги не состоялись, то заказчик принимает решение о закупке у ЕП самостоятельно, не согласовывая его с контрольным органом. Это правило не относится к несостоявшемуся запросу предложений в электронной форме (п.25 ч.1 ст.93).

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Порядок перехода МКД на прямой договор с РСО

На основании положительного решения общего собрания, принятого большинством собственников, оформляется протокол. Типовая форма, этого документа является приложением к Приказу Минстроя РФ от 25.12.2015 №937/пр. Согласно части 3, статьи 45 ЖК РФ должен быть набран кворум собственников для осуществления голосования.

После этого, на инициатора процедуры возлагается обязанность разослать уведомления всем заинтересованным сторонам. Согласно порядку, инициатор должен предоставить оригинал итогов голосования и протокол в управляющую организацию или ТСЖ в срок не более чем через 10 дней после собрания. Одновременно, он должен направить копии документов в ресурсоснабжающую организацию, с тем, чтобы заключить прямые договоре на снабжение ресурсами всех собственников МКД.

Датой заключения прямого договора считается день, который зафиксирован в решении ОСС. У поставщика ресурсов есть возможность перенести дату на срок, до 3 месяцев. Организация-поставщик КР обязана сообщить о переносе сроков в течение 5 рабочих дней с момента, как были получены копии документов ОСС.

Управляющей организации предстоит передать данные о собственниках МКД, том числе показания индивидуальных и коллективных счетчиков. С этого момента квитанции об оплате, фактически потраченных, ресурсов будет выставлять РСО. При этом стоит учесть, что в законодательстве РФ нет требований, что договорные обязательства должны быть оформлены письменно.

Заключение

  1. Выбор неконкурентной процедуры – это право, а не обязанность заказчика. Но есть случаи, когда заключать контракт с единственным поставщиком обязательно.
  2. Заказчик не должен забывать об ограничениях, обязан знать нормы контрактного законодательства, понимать ответственность, которая наступит в случае нарушений.
  3. Перед тем как подписать контракт, поставщик должен внимательно его прочитать, уточнить непонятные моменты, взвесить все «за» и «против».
  4. Сторонам важно, чтобы при заключении контракта были соблюдены все условия и ограничения, в противном случае такие отношения будут признаны незаконными.
Источники

  • https://goskontract.ru/shkola-goszakupok/kak-zaklyuchit-pryamoy-kontrakt
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/pryamoy-dogovor-po-44-fz/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5f874fc25d4c7f7c3b059c2d/zakupka-u-edinstvennogo-postavscika-po-44fz-sluchai-i-niuansy-osuscestvleniia-takih-zakupok-5fc772c86d4e6a5c3ff2f671
  • https://m2keep.ru/yuridicheskij-blok/pryamye-dogovory-s-rso
  • https://open-torg.ru/44-fz
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/pryamoy-dogovor-zaklyuchenie-po-44-fz/
  • https://zen.yandex.ru/media/gkh/priamye-dogovory-i-priamye-raschety-za-jkh-v-chem-raznica-5aebe56857906a18134a22de
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/kontrakt-dogovor-otlicia.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: