Распространение информации – что это, какую информацию можно распространять в 2021 году?

Какая информация запрещена к распространению на территории РФ и как прокуратура может реагировать на выявленные нарушения

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).
С учетом приведенных норм, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является уполномоченным органом на принятие решений о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в Единый реестр, в случае распространения по этим адресам запрещенных на территории Российской
Федерации материалов, в том числе экстремистских материалов включенных в Федеральный перечень.
Так Роскомнадзор принимает решения в отношении следующих видов запрещенной информации:
– материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»;
– информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений, о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой по средством сети «Интернет;
– информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Роскомнадзором обеспечена работа сайта eais.rkn.gov.ru, с помощью которого можно получить ответ, находится ли тот или иной сайт в реестре, а также оставить обращение о сайте, содержащем запрещенную информацию, для проведения проверки.
С 1 февраля 2014 года также действует Федеральный закон № 398-ФЗ от 28.12.2013, который позволяет генеральному прокурору и его заместителям блокировать сайты и домены во внесудебном порядке, в случае если они содержат «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности», о чем владельцы ресурса должны быть уведомлены в течение суток. Вместе с тем, прокуратуры районов также активно участвуют в выявлении и применении мер реагирования к информации, запрещенной к распространению на территории РФ.

Какие способы распространения информации считаются законными?

«Распространение информации может осуществляться различными способами: через средства массовой информации, теле- и радиовещание, митинги и собрания граждан и т.п., но применение этих способов должно осуществляться в соответствии с установленными законодателем правилами: „В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации“ [16, ч. 1 ст. 10].Основные требования закреплены в базовом Законе „Об информации“, в частности, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность [16, ч. 6 ст. 10].С 1 августа 2014 г. вступили в силу дополнения к Закону „Об информации“, касающиеся обязанностей блогеров по распространению информации [16, ч. 1 ст. 10.2]. Аналогичная норма содержится в Законе „О средствах массовой информации“ [18, ст. 4]. При распространении информации посредством ее размещения на сайте или странице сайта в сети Интернет не допускается ее использование в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений, кроме того, недопустимо распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями [16, ч. 2 ст. 10.2]. Распространение посредством теле- или радиовещания информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей, должно сопровождаться демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра или сообщением об ограничении распространения такой информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач [17, подп. 3, 4 ст. 13].Таким образом, закрепленные законодателем правила и требования распространения информации, ограничивающие право на свободное распространение информации, в действительности могут рассматриваться как законные способы распространения информации.»

Злостное уклонение от удаления и опровержения — до года лишения свободы

В уголовном кодексе есть Но раньше она касалась только представителей власти, госслужащих или должностных лиц. Если они злостно не исполняли решение суда, можно было привлечь их к уголовной ответственности. Есть штрафы до 200 000 Р, принудительные работы, арест или лишение свободы до 2 лет.

Но это было только для чиновников и сотрудников организаций. Например, по решению суда бухгалтерия должна удерживать у сотрудника деньги в счет алиментов, но не удерживает. Или суд сказал восстановить человека на работе, а его не восстановили. Когда уклонение становится злостным, виновника можно наказывать по уголовному кодексу. Это уже судимость, а не просто штраф.

Для обычных людей не было уголовной статьи за распространение сведений, которые суд сказал удалить.

Что изменилось. Допустим, кто-то выложил видео или написал пост в соцсетях с оскорбительной или личной информацией. Ее просят удалить или опровергнуть. А человек не хочет: перенес ролик на другой сайт, продолжает писать посты и выкладывать личные документы. Выдает чужие тайны, публикует изображения без разрешения или врет.

Суд говорит: удалите и опровергните, вот решение. Приставы возбуждают исполнительное производство, но бесполезно. Уже и штраф выписывали, но нарушители ничего не удаляют и не опровергают. Когда это квалифицируют как злостное уклонение — будет повод для уголовной ответственности. И теперь это касается вообще всех.В статью 315 УК добавили пункт, который относится не только к госслужащим — для них отдельные формулировки.

Виды ответственности за злостное уклонение от исполнения решения суда по поводу распространения и опровержения информации:

  1. Штраф до 50 000 Р.
  2. Доход за полгода.
  3. Обязательные работы до 240 часов.
  4. Исправительные работы до 1 года.
  5. Арест до 3 месяцев.
  6. Лишение свободы до 1 года.

Что такое злостное уклонение?

Злостное уклонение — это когда должник может исполнить решение суда, но специально не делает этого: игнорирует требования, не принимает мер. Причем цель и мотивы не имеют значения.Может быть, общественный деятель хочет рассказать всем правду о чиновнике-коррупционере. Или девушка написала пост с пикантными подробностями своей связи с женатым олигархом.

Если суд сказал, что информацию нужно удалить или опровергнуть, но от этого злостно уклоняются, — теперь это статья с реальным сроком. Но даже если будет штраф — это уголовное дело и это не то же самое, что штраф по КоАП.

А статьи за клевету было недостаточно?

В уголовном кодексе есть За распространение заведомо ложной информации можно привлечь и по этой статье. Но даже если суд установит, что кто-то врал и ложь навредила чужой репутации, за это просто оштрафуют. Реального срока и даже ареста за клевету нет. Максимум — обязательные работы.

После штрафа за клевету нужно еще сделать так, чтобы порочащие сведения удалили или опровергли. А вот за это уголовной ответственности раньше не было. Можно было только штрафовать по КоАП на пару тысяч рублей. Или требовать компенсацию морального вреда. Посадить за такое было невозможно. Нарушители это знали и не исполняли решение суда.

Иногда статья за клевету просто не подходит. Клевета — это заведомо ложные сведения. Но могут ведь распространять что-то оскорбительное, личное, запрещенное, коммерческую или государственную тайну. За сам факт такого распространения есть уголовная ответственность. Но обычно это штрафы, а лишение свободы установлено только для крайних случаев.

Какую информацию провайдер может потребовать удалить?

Блогерам важно знать, что провайдер хостинга имеет право потребовать удалить.

  1. Информацию, выраженную в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, отражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15.1-1 ФЗ «Об информации»);
  2. Информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
  3. Недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и/или здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и/или общественной безопасности, либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
  4. Информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам (ст. 15.3 ФЗ «Об информации»).

Если в течение суток с момента получения уведомления от провайдера хостинга контент с данной информацией не будет удален, возможно ограничение доступа владельца к информационному ресурсу (блокирование страницы в соцсети).

Как защитить детей в интернете?

Создателем контента, ориентированного на детей и подростков, предназначенного для оборота на территории Российской Федерации также необходимо знать, что Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (далее ФЗ «О защите детей») устанавливает виды информации, причиняющие вред здоровью и/или развитию детей (ст. 5 ФЗ «О защите детей»).

Информация, причиняющая вред здоровью и/или развитию детей, и запрещенная для распространения среди детей:

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и/или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и/или здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и/или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и/или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и/или другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера;
  • о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения самого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату его рождения, аудиозапись голоса, место жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
    К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится:
  • представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и/или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и/или их последствий;
  • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Производитель или распространитель информационной продукции осуществляет ее классификацию по следующим категориям (ст. 6 ФЗ «О защите детей»):

  • для детей, не достигших возраста шести лет;
  • для детей, достигших возраста шести лет;
  • для детей, достигших возраста двенадцати лет;
  • для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
  • запрещенная для детей.

А что с фильмами?

Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 № 126-ФЗ также устанавливает требования к материалам, содержащимся в фильме, если он предназначен для проката.
Статья 5.1. Прокатное удостоверение на фильм

Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и/или показа без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа фильма по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению. Также допустим показ фильма на кинофестивале, если он проводится на территории РФ, который включен в перечень кинофестивалей и общая продолжительность которого составляет не менее трех и не более пятнадцати дней.
Однако в этом случае, показ такого фильма осуществляется не более пяти раз, а в случае проведения мероприятий данного кинофестиваля с периодичностью более одного раза в год, их общая продолжительность не должна превышать пятнадцать дней, а каждое мероприятие не должно длиться менее трех дней подряд и суммарное количество показов такого фильма на всех мероприятиях данного кинофестиваля не должно превышать пять раз. Из этого исключаются некоммерческие показы музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов, созданных на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Не требуется получение прокатного удостоверения в случае показа фильмов исключительно в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные и дополнительные образовательные программы, а также в случае показа фильмов зарубежного производства на межгосударственных мероприятиях, проводимых в рамках культурного обмена между Российской Федерацией и иностранным государством.
Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и/или показа фильма без прокатного удостоверения на фильм или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма влечет за собой ответственность в соответствии с .
Прокатное удостоверение на фильм не выдается в случае:

  • если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности;
  • содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;
  • материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости;
  • в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;
  • в случае нарушения установленного Правительством Российской Федерации порядка выдачи прокатного удостоверения на фильм и в иных определенных федеральными законами случаях;
  • в случае, если фильм содержит нецензурную брань.

Ответственность организатора распространения информации

Тут все серьезно и финансово больно. Статья 13.31 КоАП РФ предусматривает за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети “Интернет” штрафы до 1 000 000 рублей, а за повторные нарушения – до 6 000 000 руб. Ну и в виде вишенки на торте — возможность блокировки сайта.

Источники

  • https://nevelysk.sakhalin.gov.ru/prokuror/?ELEMENT_ID=16775
  • https://pravoved.ru/question/1870330/
  • https://journal.tinkoff.ru/news/god-za-rasprostranenie/
  • https://tvkinoradio.ru/article/article16228-zapresheno-k-pokazu-kakaya-informaciya-mozhet-povlech-pravovie-riski
  • https://zen.yandex.ru/media/tmtpravo/organizator-rasprostraneniia-informacii–kto-takoi-5fa39c4f5dc59845ddc94d08

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: