Реестр недобросовестных поставщиков (РНП): полный обзор

Содержание
  1. Что такое реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и для чего он нужен?
  2. Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
  3. Ведение РНП по Закону № 44-ФЗ
  4. Реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ
  5. Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ
  6. Порядок ведения РНП
  7. Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков?
  8. Основания для включения сведений об участнике в РНП
  9. Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков: последовательность действий, информация
  10. Алгоритм включения в РНП
  11. Документы, для внесения в реестр недобросовестных поставщиков
  12. Сроки подачи заявления и внесения поставщика в РНП
  13. На какой срок включаются исполнители?
  14. Правовые последствия для участников
  15. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ
  16. Внесение в РНП в судебной практике
  17. Алгоритм проверки участника на присутствие в РНП
  18. Ответственность для заказчика в случае непредоставления сведений в ФАС
  19. Штрафы за предоставление ложной информации
  20. Как инициировать исключение своей организации из реестра
  21. Порядок исключения организации из РНП
  22. Обжалование действий заказчика

Что такое реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и для чего он нужен?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это специальный информационный сервис, являющийся одним из элементов единой информационной системы в сфере закупок, адрес расположения которого в сети Интернет знаком многим участникам закупок — zakupki.gov.ru.

Становление реестра недобросовестных поставщиков берет свое начало в 2006 году, в период действия Закона о размещении заказа, он же 94-ФЗ. В то время реестр недобросовестных поставщиков создавался на базе официального сайта ФАС (Федеральной антимонопольной службы РФ) и действовал вплоть до конца 2015 года, поскольку Закон о контрактной системе внедрил РНП в механизм единого информационного ресурса о закупках – ЕИС, а сведения, включенные в старый реестр, были действительны в течение двух лет после включения.

При этом, несмотря на схожесть и единое место расположения на самом деле существует два реестра РНП – это реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ.

Интересным моментом является тот факт, что реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ является намного более активно использующимся, в отличие от реестра недобросовестных поставщиков 223-ФЗ, поскольку в РНП 44-ФЗ на данный момент включены недобросовестные поставщики в количестве 9600 записей, а в РНП 223-ФЗ содержится всего 553 записи. Это смотрится весьма неоднозначно, учитывая, что рынок 223-ФЗ больше рынка госзаказа почти в пять раз, а список недобросовестных поставщиков меньше в семнадцать раз.

Это однозначно не свидетельствует о том, что участники в корпоративных закупках являются более добросовестными, нежели участники государственного заказа, скорее это говорит, о наличии строгих критериев признания поставщика недобросовестным, закрепленных 44-ФЗ, чего не имеется в 223-ФЗ.

При этом, несмотря на свое прямое предназначение, а именно не допуск участника на рынок государственных закупок, реестр недобросовестных поставщиков используется далеко не только государственными и муниципальными заказчиками. В силу того, что информация, содержащаяся в реестре, предоставляется безвозмездно и находится в открытом доступе, она активно используется всеми участниками бизнес-сообщества, для проверки своих контрагентов. Тщательное внимание РНП уделяют также и банки, при оценке своих потенциальных заемщиков, и формировании условий кредитования. Все это свидетельствует о том, что внесение записи об организации в РНП несет в себе огромные репутационные и финансовые риски. Соответственно необходимо знать условия и процедуры включения организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Но включение информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков не является окончательным и бесповоротным исключением организации с рынка госзаказа, поскольку Законом о контрактной системе предусмотрено, что установление требования об отсутствии информации об участнике в РНП устанавливается на усмотрение заказчика, и является его правом. Соответственно, если заказчик не устанавливает данное требование, то участник и не должен ему соответствовать. Так же иные неконкурентные способы закупок остаются для участника открытыми.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

В данном реестре содержится следующая информация о данных предприятиях или физических лицах:

  1. Номер и дата записи информации о компании (физ. лице) в реестр.
  2. Уполномоченный орган, включивший недобросовестного исполнителя в реестр.
  3. Информация о поставщике, подрядчике и о месте его нахождения, а именно: наименование юр. лица или ФИО физ. лица; страна, индекс, название территориальной единицы, города, населенного пункта, улица, номер строения, дома, квартиры или офиса; ИНН физического или юридического лица.
  4. Сведения о проведенных торгах: дата аукциона, подведения итогов или признания его несостоявшимся и реквизиты документа, подтверждающего это факт.
  5. Данные о контракте:
    — дата заключения не исполненного контракта (если она присутствует);
    —наименование товаров, работ или услуг, на получение которых был рассчитан контракт;
    —код ОКВЭД товара (работ или услуг);
    —цена и валюта договора;
    —срок, в который должен быть исполнен контракт.
  6. Причины по которым было вынесено решение о расторжении контракта.
  7. Дата прекращения действия договора.

    Внесение в реестр недобросовестных поставщиков грозит подрядчику существенным сокращением торгов, в которых он сможет принять участие в течение 2-х лет, с даты включения его в список. Но помимо торгов по 44-ФЗ, также есть коммерческие тендеры и закупки по 223-ФЗ. Т.е. если заказчик в документации не указал четкое ограничение для участнков из РНП по 44-ФЗ, то подрядчик может подать заявку на такую закупку.

    Важно: в случае, если организатор или учредитель компании, внесенной в РНП, будет подавать заявку на участие в качестве физического лица или ИП, то опираясь на инструкцию МинФина, такую заявку стоит отклонить.

    Это относится только к тем случаям, когда заказчик устанавливает требование об отсутсвии исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков.

    Удалить его из данного списка преждевременно возможно при отмене судебного решения, вынесенного по данной организации (или физическому лицу).

    Сокращение этого срока может быть только в том случае, когда контрагент был внесен в реестр по решению суда.


    Ведение РНП по Закону № 44-ФЗ

    В качестве оснований для включения/внесения в РНП выступают:

    1. Уклонение от подписания контракта.

    Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник контракта по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Причинами не подписания контракта может быть не соблюдение сроков подписания контракта, не предоставление информации, обнаружение ошибок в банковской гарантии, невнесение обеспечения исполнения контракта.

    Поставщику, принимая решение об участии в закупочной процедуре и, подавая соответствующую заявку, следует понимать, что тем самым он принимает на себя риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.

    В качестве спорной ситуации выступает случаи внесения в РНП при предоставлении банковской гарантии с ошибками. В данном случае, поставщику при рассмотрении дела в ФАС следует предоставить доказательства, что намерения не заключать контракт у него не было.

    Следует отметить, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков1.

    2. Нарушение существенных условий контракта поставщиков, в связи, с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В Законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст. 95 Закона № 44-ФЗ):

    • Обязательное уведомление второй стороны до расторжения контракта.

    • Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

    • Расторжения в одностороннем порядке можно избежать, если в срок до 10 дней будут устранены недочеты и предприняты действия для того, чтобы контракт был исполнен надлежащим образом.

    Расторжение в одностороннем порядке контракта следует рассмотреть более подробно. Причиной одностороннего расторжения может выступать только существенное нарушение договора другой стороной, причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.

    Существенным нарушением можно назвать ситуацию, когда поставщик:

    1) не поставил товар;

    2) просрочил поставку 50% товара.

    То есть все крупные нарушения, которые могут быть совершены поставщиком, можно трактовать как существенные и на их основании расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

    Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    В первую очередь, заказчик должен уведомить о своем намерении расторгнуть контракт. Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Если в течение этих 10 дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). При этом у поставщика есть право на одну ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

    Следует отметить, что для того, чтобы у заказчика было право расторгнуть договор в одностороннем порядке, нарушения условий договора должны быть существенными.

    Приведем пример из судебной практики. Так, в связи с ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по контракту (повторное отклонение проекта производства работ в связи с наличием не устраненных замечаний, не представлением документов и информации, указанных в протоколе производственного совещания, и отчета по осуществлению работ по созданию геодезической разбивочной основы, неведением работ на объекте) государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и соответствующие материалы переданы учреждением в антимонопольный орган. Суд пришел к правильному выводу о неоднократном выявлении заказчиком несоответствия проекта производства работ требованиям контракта и отсутствии фактического ведения участником закупки работ на объекте, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по сделке2. Таким образом, в данном случае нарушения имевшие место быть – существенные, что подтвердила судебная инстанция.

    Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком можно обжаловать в судебном порядке.

    Так, например, в одном из судебных дел ИП обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, проведении проверки данного факта, обязании исключить сведения из РНП. При этом ФАС России признала правомерным односторонний отказ учреждения от исполнения контракта и включила сведения о предпринимателе в РНП. Суд требования удовлетворил, поскольку предприниматель обладал правом замены автомобилей при соблюдении условий технического задания, замена автомобилей на автомобили того же класса свидетельствует о том, что предприниматель отнесся к исполнению контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности3.

    Следует отметить, что направление информации об участнике для включения в РНП является обязанностью заказчика. В случае, если произошло какое-либо нарушение со стороны поставщика, заказчик обязан направить информацию в ФАС.

    3. Расторжение контракта в судебном порядке.

    Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут прийти к обоюдному согласию.

    В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

    Контракт (договор), заключенный по результатам торгов, может быть расторгнут в судебном порядке при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предусмотренные контрактом (договором) обязательства не будут выполнены в установленный срок. При этом суд должен проверить соблюден ли истцом досудебный порядок урегулирования спора и не достигнуто ли между сторонами соглашение о расторжении спорного контракта (договора).

    При рассмотрении дел, в рамках которых разрешались требования истцов о расторжении договоров (контрактов), судом применялись положения статьи 95 Закона № 44-ФЗ, главы 29 ГК РФ.

    В силу части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

    В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

    1) при существенном нарушении договора другой стороной;

    2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

    Согласно статье 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

    Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

    На основании вышеизложенного и учитывая наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный контрактом (договором) срок подрядные работы не будут выполнены, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что сторонами не достигнуто соглашение о расторжении спорного контракта (договора), требования истцов были удовлетворены4.

    Порядок включения недобросовестного поставщика в РНП и последствия включения в РНП

    В первую очередь, заказчик должен зафиксировать факт какого-либо нарушения. После этого заказчик составляет соответствующую документацию и передает все сведения о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в ФАС. Далее ФАС рассматривает полученные документы и присылает уведомление обоим сторонам о назначении комиссии. Поставщику желательно принять участие в рассмотрении дела комиссии для того, чтобы озвучить свою позицию и избежать попадания в РНП. На комиссии ФАС выносит решение о внесении либо невнесении поставщика РНП. После этого информация попадает в реестр и начинает отсчитываться срок нахождения в РНП – 2 года.

    Важно обратить внимание на то, что нахождение участника закупки (поставщика/подрядчика/исполнителя) в РНП по истечении 2 лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр нарушает его права и законные интересы5.

    Согласно судебной практике, внесение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой административной ответственности, в связи с чем ФАС России в силу положений ст. 65, 200 АПК РФ необходимо доказать совершение подрядчиком виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта6.

    В РНП вносится определенная информация:

    • Номер записи в реестре, название органа, включившего лицо в РНП.

    • Реквизиты и данные участника (наименование/ФИО, адрес, ИНН и т. д.).

    • Реквизиты и данные учредителей и руководителей юридических лиц-исполнителей. Если в состав какого-либо юридического лица входит несколько учредителей, в реестр попадают данные обо всех учредителях.

    • Все значимые даты: внесения сведений в РНП, даты аукциона/конкурса, запроса котировок, заключения контракта, его расторжения, протоколов, разногласий, жалоб и т.д. Вся информация со всеми датами.

    • Сведения о контракте/договоре. Записи о каждом внесенном поставщике присваивается свой реестровый номер. Все, что было связано с контрактом, начиная от номера извещения и заканчивая внесением в РНП.

    Реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ

    в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но часто у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.

    Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.


    Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ

    С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

    Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

    В рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по Закону № 223-ФЗ, так и в реестре по Закону № 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них.

    Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта принятия судом решения о расторжении договора.

    Порядок ведения РНП

    Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

    Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков?

    Ведением реестра недобросовестных поставщиков занимается непосредственно Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. Это стоит учитывать, поскольку многие ошибочно считают, что этим вопросом занимаются территориальные органы ФАС. Однако это не так. Территориальные органы рассматривают поступившее заявление о включении организации в РНП, принимают решение по данному заявлению и направляют в ФАС, где данное решение дополнительно проверяется и принимается окончательное решение о включении информации об организации в РНП. Официальный сайт ФАС при этом более не содержит актуального реестра, вся информация реестра недобросовестных поставщиков находится по адресу http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html. Полномочия ФАС по ведению РНП закреплены в части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе.

    Основания для включения сведений об участнике в РНП

    Участникам закупок стоит помнить о том, что направление информации об участнике для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его злым умыслом, соответственно, даже если вины организации в допущении условий для направления информации нет, заказчик все равно должен направить эту информацию.

    Соответственно основные усилия участника должны быть уже направлены не на взаимодействие с заказчиком, а на взаимодействие с территориальным органом ФАС, который и будет рассматривать ситуацию по существу.

    Давайте теперь рассмотрим с вами основания для включения сведений об организации в рассматриваемый реестр.

    Во-первых, информация об участнике включается в РНП, если он стал победителем торгов, но уклонился от подписания госконтракта, при этом такой контракт в итоге был подписан, но со следующим после победителя участником.

    Во-вторых, если участник стал единственным допущенным к участию в торгах, но уклонился от заключения контракта, то есть не исполнил своих законом возложенных обязанностей, например, предоставил обеспечение с нарушением установленных условий, или не предоставил его вовсе.

    В-третьих, если госконтракт с участником был расторгнут по решению суда. Здесь стоит учитывать, что нарушения со стороны контрагента должны быть предельно существенными, чтобы суд принял подобное решение.

    Так же информация об участнике направляется в реестр недобросовестных поставщиков, если заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, и по итогу контракт был расторгнут по инициативе заказчика, в связи с нарушениями его положений контрагентом.

    Поскольку в выше обозначенных случаях требуется направлять информацию в РНП при расторжении контракта, то стоит отметить, что при расторжении контракта по обоюдному согласию сторон, этого делать не потребуется, на что было дополнительно обращено внимание в письме Минэкономразвития РФ № Д28и-436 направленном 26.02.2016 г.

    Таким образом, рассмотрев общие основания для включения сведений об участнике в реестр, стоит дополнительно оговариваться об исключениях из этих общих правил.

    Так, не считается уклонившимся участник, чьей заявке был присвоен второй номер и соответственно информацию о таком участнике не направляется в реестр недобросовестных поставщиков. Именно такая позиция сформирована в письмах Министерства экономического развития и ФАС (письмо от 10.07.2015 г. № Д28и-1968, от 08.12.2014 г. № АЦ/50130/14).

    Так же, если основания для включения в РНП возникли в отношении участника закупок, информация о котором уже содержится в реестре, то в таком случае, несмотря на абсурдность ситуации, заказчик все равно обязан направить информацию для включения ее в РНП.

    Так же стоит отметить следующее. Обязанность по заключению контракта в соответствии с Законом о контрактной системе возникает только у победителя торгов, и у участника под вторым номером в случае проведения процедуры запроса котировок. У остальных участников торгов есть право отказаться от заключения контракта. Но что если данные участники согласились на заключение контракта, причем форма такого согласия не установлена, а впоследствии передумали и, например, не предоставили обеспечение контракта? Стоит ли направлять и включать информацию о таких участниках в реестр недобросовестных поставщиков? Данный вопрос является дискуссионным в профессиональных кругах и характерен только для Закона о контрактной системе, поскольку в 94-ФЗ были иные правила, для вторых участников заключение контракта было обязательным.

    Помимо указанного, основные проблемы и сложности могут возникнуть у организаций с обеспечением исполнения контракта, поскольку любое неисполнение требования законодательства в этой сфере может повлечь включение в реестр. Помимо очевидного непредоставления обеспечения исполнения, существует так же несколько ситуаций, широко распространённых на практике, которые могут привести к включению участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

    Так, если организация предоставила обеспечение в виде перечисления денежных средств на счет заказчика и направила заказчику скан-копию платежного поручения, но денежные средства на момент подписания контракта не поступили на его счет, участник не признается надлежаще исполнившим свою обязанность по предоставлению обеспечения. Поэтому крайне рекомендуется заранее уточнять у заказчика по вопросу поступления денег на счет, и при возникновении такой ситуации немедленно обращаться в банк для скорейшего решения данной проблемы.

    С банковской гарантией в качестве обеспечения исполнения контракта тоже есть сложности. Дело в том, что Закон о контрактной системе устанавливает ряд требований к ней, к которым банки относятся крайне негативно. Поэтому многие банки стараются включить в банковскую гарантию условия, которые помогут им в дальнейшем избежать исполнения своих обязанностей, и которые при этом противоречат требованиям законодательства. Так же подобные ошибки часто случаются по недосмотру банковских работников. В конечном итоге ответственность за данные нарушения понесет не банк, а контрагент. Поскольку если при проверке банковской гарантии заказчик выявит нарушение положений Закона 44-ФЗ, то для него это будет равнозначно не предоставлению обеспечения исполнения контракта, и соответственно информация об организации будет направлена в ФАС, что бы они произвели внесение в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ информации о таком участнике.

    Отдельно стоит отметить, про расторжение контракта по решению суда. Поскольку такое расторжение не во всех случаях может быть произведено по причине нарушения поставщиком существенных условий контракта, то и не все случаи такого расторжения могут повлечь включение информации о контрагенте в РНП.

    Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков: последовательность действий, информация

    Сроки направления информации заказчиком в территориальный орган зависят от основания ее направления. Заказчику дается три рабочих дня после подписания контракта со вторым участником на то, чтобы направить информацию об уклонившемся победителе. И здесь стоит вспомнить о том, что заключение контракта для второго участника является правом, от которого он вполне может отказаться. В таком случае складывается ситуация при которой у заказчика отсутствует начало течения срока для направления информации в реестр недобросовестных поставщиков. Немного больше составляет срок, а именно пять рабочих дней, после истечения срока подписания контракта со стороны участника, если он в данный срок не подписал контракт. Так же 3 рабочих дня дается заказчику после расторжения контракта по вышеуказанным основаниям.

    Заказчик направляет информацию в территориальный орган ФАС на бумажном носителе или в виде электронного документа. За неисполнение данной обязанности на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в сумме двадцать тысяч рублей. Информация, направляемая заказчиком и включаемая в РНП, содержит не только сведения об индивидуальном налоговом номере юридического или физического лица, но так же и сведения об учредителях юридического лица, членах его коллегиального органа.

    Наличие оснований для направления информации в ФАС, еще не означает наличие оснований для включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков. Информация, направленная заказчиком, подлежит рассмотрению по существу специально созданной территориальным органом ФАС комиссией, которая может оценить доводы и принять решение о не включении информации о поставщике, если посчитает их достаточно уважительными и установит отсутствие признаков недобросовестности в действиях участника.

    Например, если участник не подписал вовремя контракт по причине сбоев в работе сети Интернет, или проблем с компьютерной техникой, то, скорее всего, это будет достаточным доводом для комиссии. Главное в такой ситуации, это сформировать полную доказательную базу добросовестности своих действий. Поэтому очень важно присутствие представителей поставщика на заседании комиссии. По общему правилу, сведения об участнике в реестре недобросовестных поставщиком действительны в течение двух лет со дня вынесения комиссией решения, которое можно обжаловать в течение трех месяцев в суде.

    Алгоритм включения в РНП

    Включение информации о поставщике в РНП происходит по следующему алгоритму:

    Этап 1. Передача сведений в ФАС.

    В случае если победитель закупки или единственный поставщик в рамках конкурентной закупки не подписал договор в установленные сроки, то заказчики направляют сведения о нем в ФАС в течение 30 календарных дней после подписания договора с участником, который занял второе место. Либо заказчикам следует направить сведения об уклонившемся поставщике в течение 30 дней с финальной даты для подписания контракта, если условиями закупки не было предусмотрено подписание договора с иным участником закупки.

    При расторжении договора по решению суда из-за существенных нарушений условий договора заказчик передает сведения об этом поставщике в ФАС не позднее 10 рабочих дней после расторжения договора.

    Помимо сведений о поставщике, в ФАС направляются:

    • копия судебного решения
    • копия итогового протокола, в котором поставщик обозначен в качестве победителя закупки;
    • сопроводительное письмо от руководителя в виде электронного документа или обычного заказного письма;
    • опись передаваемых документов
    • документ, который подтверждает полномочия должностного лица (например, приказ о наделении полномочиями, копия устава).

    Этап 2. Проверка предоставленной информации.

    У ФАС есть 10 дней на проведение проверки предоставленной заказчиком информации.

    Этап 3. Принятие решения.

    В течение 2 рабочих дней после завершения проверочных мероприятий ФАС принимает решение о включении информации о поставщике в реестр или об отказе от такого решения. В последнем случае ФАС должна предоставить мотивы отказа.

    Не всегда ФАС занимает сторону заказчика. Однозначной практики рассмотрения дел о включении информации о поставщике в реестр сегодня не сложилось. Были прецеденты, когда антимонопольная служба отказывалась включать сведения в РНП, так как задержка с подписанием договора была вызвана проблемами с получением банковской гарантии, долгой отправкой заказного письма и пр.

    Этап 4. Включение сведений в реестр.

    После только как ФАС приняла положительное решение о включении поставщика в реестр, у нее есть 3 рабочих дня для передачи сведений.

    Перечень информации, которая передается в РНП по 223-ФЗ, утверждена Постановлением Правительства №1211 от 2012 года. В реестр включают следующие сведения:

    1. Запись из реестра и дату включения информации о недобросовестном поставщике.
    2. Наименование учреждения, которое включило информацию о неблагонадежном подрядчике в РНП (подразделение ФАС).
    3. Наименование компании-нарушителя норм 223-ФЗ или ФИО физлица, уклонившихся от заключения договора, или с которыми были расторгнуты соглашения по решению судебной инстанции.
    4. Сведения о местонахождении юрлица или адресе проживания физлица.
    5. ИНН или аналог этого номера для иностранных резидентов.
    6. Дата подведения итогов закупки, по результатам которой поставщик был назван победителем, или дата подписания протокола о признании закупки несостоявшейся и принятия решения о подписании договора с единственным поставщиком – в случае, если поставщик вносится в РНП из-за уклонения от подписания договора.
    7. Дата расторжения договора, который был выполнен некачественно или не исполнен вовсе, со стороны заказчика в одностороннем порядке или дата расторжения договора по решению суда из-за грубых нарушений законодательства – если причиной включения поставщика в РНП стали существенные нарушения условий договора.
    8. Сведения о договоре, который подлежит расторжению: наименование товаров, работ и услуг, код ОКПД-2, валюта контракта, сроки его исполнения и код валюты контракта.
    9. Дата расторжения договора и основания для его расторжения из-за нарушений существенных условий.
    10. Документ, на котором основывалось расторжение договора: например, судебное решение.

    Документы, для внесения в реестр недобросовестных поставщиков

    В случае расторжения контракта по решению суда или одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в ФАС направляются документы в соответствии с ч. 3 ст. 104.

    Если же заказчик разрывает контракт в связи с нарушением исполнения существенных условий контракта, то тогда он должен предоставить в антимонопольную службу документы, подтверждающие обоснованность причин одностороннего расторжения. Это могут быть заключения экспертизы; акты приемки товаров, составленные вместе с поставщиком, товаросопроводительные документы; решения и подписания контролирующих органов; претензионная переписка и другие документы, в которых зафиксированы факты по ненадлежащему исполнению контракта со стороны поставщика (подрядчика или исполнителя).

    Сроки подачи заявления и внесения поставщика в РНП

    В случае признания поставщика уклонившимся, а также при расторжении контракта по одностороннему решению заказчика или решению суда, заказчик в течение 3-х рабочих дней, с даты уклонения или расторжения контракта, должен направить заявление вместе с необходимыми документами в ФАС.

    В течение 5 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов, ФАС начинает проверку предоставленных фактов о нарушениях.

    Если все данные подтвердятся, то информация о поставщике вносится в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней, с момента подтверждения этой информации.

    На какой срок включаются исполнители?

    Реестр недобросовестных поставщиков действует одинаковым способом независимо от того, на основании нарушений положений какого закона было осуществлено включение в него тех или иных исполнителей по контрактам.

    В настоящее время на основании принятых норм действующего федерального законодательства и специальных Постановлений Правительства Российской Федерации срок, на который могут быть включены недобросовестные исполнители, составляет два года.

    Однако при наличии некоторых условий данный срок может быть существенным образом сокращен, для чего необходимо предпринять ряд оправданных, с юридической точки зрения, действий.

    Правовые последствия для участников

    При проведении закупки в рамках 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре. Именно поэтому ключевым правовым последствием включения сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков становится невозможность дальнейшего участия в закупках по 223-ФЗ.

    В закупочной документации может быть установлено требование об отсутствии компании в реестре недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, а также по 44-ФЗ. На практике именно так и происходит: заказчики обычно устанавливают требование об отсутствии поставщиков в обоих реестрах. Поэтому поставщики, нарушившие условия исполнения госзаказа по 44-ФЗ и никогда не участвующие в системе закупок по 223-ФЗ, так же могут быть отстранены от участия в закупках у отдельных видов юрлиц по 223-ФЗ.

    Численность участников в черном списке по 223-ФЗ составляет менее 1000 лиц, тогда как по 44-ФЗ – более 10 тысяч.

    С учетом того, что в реестр передается информация не только о компании, но и ее учредителях, открытие ими новой компании под участие в закупках по 223-ФЗ не имеет смысла. Компания с недобросовестными учредителями и собственниками отклоняется от закупок.

    Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ

    Информация вносится в РНП по инициативе заказчика. Ниже в таблице представлены основания для включения поставщика в РНП, список необходимых для этого документов, а также сроки их представления.После получения всех необходимых сведений уполномоченный орган (т. е. ФАС) проверяет их и вносит в РНП в течение 3 рабочих дней (п. 9 правил № 1211).

    Обратите внимание! Если заказчик не направил в ФАС все необходимые документы для подтверждения недобросовестности поставщика, то рассмотрение его обращения будет приостановлено. Уведомление об этом направляется заказчику-заявителю в течение 3 дней с момента получения ФАС заявления. Представить же документы заказчик должен тоже в течение 3 дней с момента получения уведомления (п. 7 правил № 1211).

    Если поставщик не согласен с фактом внесения сведений о нем в РНП, то он может оспорить его в суде (ч. 6 ст. 5 закона № 44-ФЗ).

    Внесение в РНП в судебной практике

    Судьи оценивают факт внесения сведений о РНП как специальную меру ответственности, установленную законодателем в целях обеспечения исполнения лицом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) принятых на себя обязательств.

    Основанием для включения в реестр, по мнению судов, является только такое уклонение лица от заключения контракта или исполнения его условий, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействие).

    Правоприменители также отмечают, что последствия наложения санкции в виде включения сведений о лице в РНП могут иметь более тяжкий экономический характер, чем штрафа (например, решение 11-го ААС от 30.08.2019 по делу № А55-3079/2019 и др.).

    Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств (см. постановления КС РФ от 30.07.2011 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П).

    При рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков необходимо выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи.

    В ходе разбирательства суд оценивает, предпринимал ли поставщик вообще какие-либо действия, чтобы обеспечить надлежащее заключение/исполнение контракта, доказана ли его вина, в т. ч.:

    • контролировал ли он факт доставки подписанного контракта заказчику (решение АС Тюменской области от 21.03.2019 по делу № А70-21040/2018);
    • имелись ли у поставщика проблемы технического характера (решение ААС Самарской области от 28.12.2018 по делу № А55-28674/2018);
    • не чинил ли сам заказчик препятствий для исполнения контракта поставщиком, соблюдал ли требования закона при взаимодействии с поставщиком (например, решение АС Республики Коми от 07.09.2016 по делу № А29-396/2016) и др.

    Алгоритм проверки участника на присутствие в РНП

    Для проверки сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков компании нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

    • На главной странице ЕИС нужно выбрать опцию «Органам контроля».

    • В разделе «Контроль и аудит» выбрать вкладку «Реестр недобросовестных поставщиков».
    • Настроить поисковые фильтры: в данном разделе представлены недобросовестные поставщики по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также недобросовестные подрядчики по Постановлению Правительства №615 от 2016 года. Если нужно исключить поиск по определенному закону, то с него следует снять галочку.

    • Для проверки компании или физлица обычно используют его ИНН. В РНП нужно ввести данный номер в поисковой строке и нажать на лупу. Поиск также доступен по другим параметрам: например, по наименованию контрагента.
    • При наличии дополнительных данных нужно воспользоваться опцией «Расширенный поиск».

    • Для поиска нужной информации нужно нажать кнопку «Найти».
    В ЕИС предусмотрена и автоматическая проверка информации об участниках закупок в РНП. Проверка производится при формировании итоговых протоколов и протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в конкурентных процедурах. Информация о наличии сведений о поставщике в РНП проверяется также и в отношении участника, который стал вторым (если такой был).

    При попытке сохранить протокол система уведомит, что данный поставщик включен в реестр недобросовестных поставщиков.

    Ответственность для заказчика в случае непредоставления сведений в ФАС

    Заказчики по 223-ФЗ обязаны предоставить в ФАС сведения о недобросовестных поставщиках при выполнении условий ч. 2 ст. 5 223-ФЗ.

    В случае непредоставления заказчиком сведений в ФАС для включения в реестр (в случаях, когда заказчик обязан это сделать) или за передачу недостоверных данных заказчику грозит административная ответственность.

    Такая ответственность имеет форму штрафа в размере 10-15 тыс. р. для должностных лиц заказчика и 30-50 тыс. р. для юридических лиц. Такое наказание предусмотрено ст. 19.7.2-1 КоАП.

    Штрафы за предоставление ложной информации

    Если представление документов о недобросовестном поставщике является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а заказчик эту информацию не передал в соответствующий орган, то на него будет наложен штраф.

    Согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ для физических лиц такой штраф составит 15 000 рублей, а для юридических – 100 000 рублей.

    Как инициировать исключение своей организации из реестра

    Для исключения сведений о поставщике из РНП можно придерживаться одной из следующих схем:

    1. Дождаться автоматического исключения информации о компании по истечении 2 лет.
    2. Подать жалобу на включение информации о поставщике в реестр.

    На основании ч. 6 ст. 5 223-ФЗ участник вправе обжаловать включение в РНП из-за уклонения от подписания контракта или расторжения договора в судебном порядке. Какой-либо иной внесудебный способ обжалования законодательно не предусмотрен.

    Исковое заявление для обжалования включения в реестр передается в арбитражный суд. В суде поставщику предстоит доказать отсутствие вины в неисполнении своих обязательств по договору или возникновение форс-мажорных обстоятельств, которые сделали невозможным подписание контракта в положенные сроки.

    Суд может встать на сторону поставщика, например, если тот не подписал контракт по той причине, что такой контракт не соответствовал проекту из закупочной документации либо не исполнил контракт по причине нарушения встречных обязательств заказчиком (несвоевременной оплаты и пр.).

    Суд может принять решение об исключении компании из реестра из-за нарушений со стороны заказчика: например, тот подал документы для включения компании в реестр еще до истечения сроков подписания контракта. Другая причина – формальные причины попадания в реестр: например, поставщик предоставил копию банковской гарантии, как подтверждение внесения обеспечения вместо оригинала.

    Если суд встал на сторону поставщика, то вынесенное решение арбитража компания передает в ФАС. На его основании сведения из реестра исключаются.

    Порядок исключения организации из РНП

    В случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков действующее законодательство дает право такому юридическому или физическому лицу оспорить свое нахождение в данном реестре. Оспариванию в данном случае подлежит решение Федеральной антимонопольной службы, так как ведением этого реестра занимается именно она. При этом оспаривание в данном случае возможно по следующим причинам:

    • решение суда, согласно которому был расторгнут договор или контракт, заключенный на основании положений о закупочных процедурах, отраженных в 223-ФЗ, было оспорено либо отменено ввиду его противоречия действующим нормам законодательства, а сам договор или контракт восстановлен и продолжил исполняться обеими сторонами, участвующими в нем;
    • от подписания контракта или договора юридическое или физическое лицо уклонялось не по своей воле, а в силу возникновения таких обстоятельств, которые негативным образом оказали влияние на возможность подписания договора или контракта в установленные законом сроки. О наступлении таких обстоятельств заказчик был уведомлен;
    • в Федеральную антимонопольную службу были направлены сведения для включения в реестр юридического или физического лица, хотя такое включение не является обоснованным в силу того, что сами направленные сведения являются недостоверными.
    Однако каждое из перечисленных оснований должно быть подтверждено с юридической точки зрения в виде специального пакета документов, который будет сопровождать поданное заявление.

    Общий порядок действий для исключения организации из РНП или оспаривания вынесенного ФАС решения выглядит следующим образом:

    • подача заявления в территориальное подразделение Федеральной антимонопольной службы, которое будет оспаривать вынесенное решение данной службы о включении конкретной организации или физического лица в Реестр недобросовестных поставщиков;
    • к заявлению, как уже говорилось выше, необходимо приложить все те документы, которые, по мнению заявителя, могут выступить в качестве основы для вынесения положительного решения. Чаще всего такие документы необходимо приложить в виде оригиналов или заверенных нотариально копий (какие документы в каком виде следует подавать, необходимо уточнить в территориальном подразделении ФАС, куда будет происходить обращение). При этом следует помнить, что если в качестве заявления об исключении из РНП лежит решение суда о восстановлении ранее расторгнутого контракта, то такое решение должно быть не только вступившим в силу, но и не находиться на стадии обжалования в вышестоящих инстанциях;
    • последним этапом в исключении организации или физического лица из РНП является получение документов, подтверждающих данное решение Федеральной антимонопольной службы. Если вынесенное решение отказывает в исключении информации из данного реестра, то заявитель вправе обратиться в суд для разрешения возникшей ситуации.
    При этом следует помнить, что повторная подача заявления в ФАС для исключения из РНП является невозможной. Оспорить его возможно только путем обращения в судебные органы.

    Таким образом, порядок действий, которые должны быть осуществлены юридическими или физическими лицами для того, чтобы быть исключенным из РНП, является стандартным как в случаях, когда речь идет о реестре, который ведется для соблюдения требований Федерального закона №223-ФЗ, так и для реестров, которые могут оформляться для соблюдения требований других нормативных актов.

    Для того чтобы все заключенные контракты и договоры, подписание которых происходит в рамках осуществления закупок на основании Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получившего номер 223-ФЗ, полностью исполнялись и не было нарушений при исполнении таких контрактов действующего законодательства, в настоящее время активно функционирует Реестр недобросовестных поставщиков, который оформляется на основании положений данного закона.

    Однако с точки зрения жесткости данного реестра для потенциальных и действующих исполнителей контрактов и договоров, можно сказать, что правила включения в него значительно мягче и что из данного реестра возможно легче исключить организацию или физическое лицо, нежели сделать аналогичные действия в отношении реестра, который ведется по 44-ФЗ. Тем не менее нахождение в данном реестре может быть чревато для потенциального участника закупочной процедуры невозможностью участия в таковой, так как заказчик имеет все возможности проверить, есть ли тот или иной участник в данном реестре или нет и в случае его наличия в нем (если установлены ограничения на участие) отклонить поданную заявку.

    Обжалование действий заказчика

    При возникновении перспективы попадания поставщика в РНП, следует предпринимать активные действия для того, чтобы избежать этого.

    Как только заказчик вынес протокол и направил его в ФАС, его следует как можно скорее опротестовать, а именно оформить жалобу и подать ее в ФАС России. В случае, если на заседании комиссии ФАС России получится доказать свою правоту и жалобу признают обоснованной, поставщик снова сможет заключать контракт с заказчиком.

    В случае, если поставщик подал жалобу на протокол уклонения от заключения контракта, но она была признана необоснованной еще имеется шанс не попасть в РНП (хотя контракт в данном случае уже будет считаться упущенным и заключить его заново с данным поставщиком не получится). Для того, чтобы не попасть в РНП следует присутствовать на заседании комиссии ФАС и доказать не причину, по которой контракт не был подписан, добросовестность поставщика. То есть следует доказывать то, что поставщик уклонился от подписания контракта не по своей вине, а по вине заказчика, либо третьих лиц.

    В случае, если комиссия по внесению в РНП вынесла решение о включении поставщика в РНП, у него остается последняя инстанция – суд, где можно опротестовать решение ФАС России. И уже на основании этого решения либо информация будет удалена из РНП, либо останется в реестре.

    ФАС не всегда однозначно принимает решения о включении сведений о поставщике в реестр по представлению заказчиков. Встречаются примеры очень мягкого отношения, когда поставщик не попадает в реестр, так как ему удалось доказать ФАС, что задержка с заключением договора в срок была вызвана нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске.

    Нет оснований включать в РНП сведения об участнике, если он, нарушив обязательства, не намеревался уклоняться от заключения контракта и предпринял меры для его заключения.

    Например, УФАС России вынесено решение о включении ИП в РНП сроком на 2 года. Исполнитель по контракту указал, что в день поступления проекта договора сотрудник компании, отвечающий за ЭЦП и осуществляющий заключение государственных контрактов заболел и был вынужден уйти на больничный. Сотрудник компании, которому была передана ЭЦП и обязанности по заключению контракта, не обладал достаточным опытом работы с ЭЦП и не справился с поставленной задачей подписания договора электронной цифровой подписью.

    Директор получил направленный проект контракта на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» и обнаружил в нем ошибки: ошибочно указано отчество в графе сторон и в реквизитах (ошибочная фамилия). По объяснениям директора он пытался отправить протокол разногласий, но Интернет-соединение постоянно обрывалось. После отправки протокола разногласий в интернет-браузере не отобразился ответ с площадки. Позже от представителя Заказчика он узнал, что контракт не подписан.

    В подтверждение довода заявителя о намерении заключить контракт предпринимателем представлены счет на оплату, в которых поименованы инструменты.

    С учетом фактических обстоятельств дела, а также разъяснений, содержащихся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-0, от 07.02.2002 № 16-0, в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П о том, что установление санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, суд пришел к выводу о чрезмерности санкции в виде включения информации в отношении ИП в РНП сроком на 2 года.

    «Уклонистам» могут прощаться задержки с получением банковских гарантий для обеспечения исполнения договоров, долгая отправка договора заказным письмом вместо его быстрого заключения в электронной форме в соответствии с условиями документации о закупке.

    Встречаются ситуации, когда в суд обращается заказчик с жалобой на то, что УФАС не включил поставщика в РНП.

    Так, на основании статьи 104 Закона № 44-ФЗ заказчик обратился в ФАС с заявлением о включении сведений в отношении ООО в РНП. Фас отказало заказчику в указанном требовании. Суд, также посчитал, что в рассматриваемом случае по вине заказчика Общество не имело фактической возможности для подготовки графика работ и передачи его заказчику в установленный контрактом срок. Суд пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что причиной неисполнения ООО обязательств по спорному контракту в сроки и объеме, согласованные сторонами, явились действия заказчика.

    При таких обстоятельствах оснований для включения сведений в отношении поставщика в РНП не имеется.

    Или другой пример, свидетельствующий о встречающейся настойчивости заказчика, когда он, получив отказ в ФАС России, настаивал в суде на том, чтобы поставщика все-таки включили в РНП по причине того, что, по мнению заказчика, не включение победителя аукциона в реестр позволит ему в ближайшие 2 года (срок нахождения в реестре) участвовать в последующих государственных закупках и срывать очередные социальные программы.

    Таким образом, участнику закупки (поставщику/подрядчику/исполнителю) рекомендуется проявлять добросовестность при заключении и исполнении контрактов и договоров во избежание последствий включения в РНП, которые могут парализовать дельнейшую деятельность такого лица, особенно в случае, если оно является постоянным участником закупок.

    Источники

    • https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/reestr-nedobrosovestnyx-postavshhikov-po-44-fz-i-223-fz.html
    • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/reestr-nedobrosovestnyh-postavshhikov
    • https://brace-lf.com/informaciya/kontraktnoe-pravo/1149-vklyuchenie-i-isklyuchenie-iz-reestra-nedobrosovestnykh-postavshchikov-pri-osushchestvlenii-zakupok
    • https://pravo.team/zakupki/223/rnp-2.html
    • https://zakonguru.com/goszakupki/223/reestr-postavsikov-2.html
    • https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/kto-popadaet-v-reestr-nedobrosovestnyh-postavshikov-soglasno-223-fz/

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: