Саморегулируемая организация арбитражных управляющих: что это, кто входит и как вступить

Содержание
  1. Понятие и цели СРО
  2. Как найти СРО для банкротства физического лица?
  3. Нормативно-правовое регулирование
  4. Требования для включения в специальный реестр
  5. Функции СРО в деле о банкротстве гражданина
  6. Реструктуризация долгов гражданина
  7. Фирмы-посредники по банкротству физических лиц
  8. Как выбрать финансового управляющего?
  9. Плюсы и минусы получения статуса финансовой несостоятельности
  10. Основания для включения СРО в реестр
  11. Как вступить в реестр
  12. Пошаговая инструкция оформления банкротства: на вооружение физическим лицам
  13. Цели деятельности СРО
  14. Стоимость услуг арбитражного управляющего
  15. Какие документы необходимо подать физическому лицу для признания его банкротом
  16. Где можно ознакомиться с перечнем СРО
  17. Возможности банкротства
  18. Обязательные условия членства
  19. Как оптимизировать процесс руководителям и учредителям компаний
  20. Как проверить своего финансового управляющего?
  21. Стоит ли обращаться к услугам компаний, оказывающих помощь при банкротстве?

Понятие и цели СРО

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих – это некоммерческая организация (далее – НКО), в состав которой входят арбитражные управляющие, являющиеся гражданами РФ. Цели деятельности этой структуры – регулирование, а также обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается в момент включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. СРО финансируется за счет взносов, производимых действующими членами структуры.

Какие же основные функции саморегулирующей организации арбитражных управляющих?

  1. Контроль за деятельностью и соблюдениям законодательства Российской Федерации членами СРО.
  2. Разработка перечня требований, стандартов и правил, предъявляемых к действующим членам.
  3. Контроль за ведением реестра и сохранностью всех документов.
  4. Осуществление анализа деятельности членов, входящих в состав СРО. Принятие и обработка отчетности арбитражных управляющих.
  5. Рассмотрение жалоб в адрес арбитражных управляющих и принятие соответствующих мер.
  6. Представление интересов действующих членов, входящих в состав саморегулируемой организации.
  7. Основание компенсационного бюджета для покрытия убытков.
  8. Осуществление контроля за квалификацией и уровнем профессионализма членов, желающих вступить в состав СРО.

Как найти СРО для банкротства физического лица?

При самостоятельной подготовке документов для возбуждения дела о банкротстве многие сталкиваются с проблемой поиска компетентного финансового управляющего. Именно от него, в большой степени, будет зависеть скорость и эффективность процедуры, а также будут ли в должной мере учитываться интересы должника.

В реестре есть информация о том, сколько дел было проведено финансовыми управляющими, состоящими в данной организации, о результатах рассмотрения в суде, указаны жалобы на специалистов СРО. Также здесь содержатся записи о том, как давно работает управляющий и другие важные сведения о профессиональной деятельности. Однако для быстрого подбора этот ресурс неудобен – здесь нельзя отсортировать специалистов по регионам, занятости или другим критериям.

Нормативно-правовое регулирование

Деятельность СРО арбитражных управляющих регулируется следующими нормативно-правовыми актами.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Он определяет основы деятельности некоммерческих юридических лиц.
  • Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Этот закон более подробно регламентирует функционирование профессиональных объединений управляющих.
  • Приказ Минэкономразвития России «О порядке ведения единого реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих». Этот нормативный акт определяет порядок ведения реестра, в который должны быть включены СРО.

Требования для включения в специальный реестр

Для того чтобы сведения саморегулируемой организации были внесены в единый государственный реестр СРО, необходимо выполнить требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям арбитражных управляющих:

  • в состав СРО должны входить не меньше ста действующих арбитражных управляющих;
  • члены структуры должны иметь достаточный опыт в решении вопросов по делу банкротства;
  • согласно ст. 25.1 Федерального закона № 127-ФЗ необходимо, чтобы в СРО был компенсационный фонд, размер которого должен составлять не менее 50 миллионов рублей или по 200 тыс. рублей из расчета на каждого действующего члена;
  • СРО должна иметь список установленных норм, правил и трудового распорядка, контролирующий внутреннюю деятельность структуры;
  • деятельность структуры должна контролироваться органами самоуправления.

Функции СРО в деле о банкротстве гражданина

Одна из важных функций СРО АУ – участие в назначении финансового управляющего в деле о банкротстве физического лица. Происходит это следующим образом:

Гражданин указывает в своем заявлении СРО, из числа членов которой будет назначаться финансовый управляющий. СРО представляет в арбитражный суд кандидатуру управляющего, если она соответствует закону и при согласии управляющего на назначение в это дело.

СРО не может заставить управляющего работать в каком-то определенном деле, а арбитражный суд не имеет права обязывать СРО представить кандидатуру. Суд только предлагает ее представить. И очень часто такие предложения заканчиваются уведомлением о том, что никто из членов СРО не согласился на должность финансового управляющего. Так происходит, если СРО в заявлении указана наугад и нет предварительной договоренности с арбитражным управляющим.

Реструктуризация долгов гражданина

Реструктуризация долгов гражданина Введение процедуры реструктуризации После того, как арбитражный суд признает заявление о банкротстве обоснованным, он вводит следующую процедура банкротства – реструктуризацию долгов гражданина и назначает финансового управляющего.

Фирмы-посредники по банкротству физических лиц

Фирмы и компании по банкротству физических лиц На рынке Санкт-Петербурга с начала октября 2015 года появилось множество компаний и агентств, предлагающих услуги по банкротству граждан. Как выбрать компанию?

Как выбрать финансового управляющего?

Чтобы понять, подходит ли конкретный специалист для ведения дела о банкротстве, стоит оценивать его по таким составляющим:

  1. Наличие рекомендаций.
  2. Проверенная информация об управляющем из официальных баз.
  3. Личное отношение к человеку.

В профессии арбитражного управляющего чрезвычайно важна репутационная составляющая. Квалифицированный и опытный специалист сможет предоставить рекомендации и отзывы о своей работе, в том числе, можно искать эту информацию в интернете.

Опубликованные в Едином федеральном реестре данные о количестве проведенных дел их результатах, а также наличие жалоб от бывших клиентов управляющего – еще один источник достоверной информации о работе специалиста.

Плюсы и минусы получения статуса финансовой несостоятельности

Очевидные минусы статуса финансовой несостоятельности заключаются в последствиях банкротства физического лица. В первую очередь нужно быть готовым к тому, что процедура не бесплатна. Расходы многим могут показаться слишком большими (но об этом позже). Во-вторых, на время ведения дела гражданина лишают права:

  • проводить сделки по покупке и продаже имущества, передаче его в залог, выдаче поручительств. Если человека признают банкротом, он полностью прекращает распоряжаться имуществом, составляющим конкурсную массу;
  • выезжать за границу (по усмотрению суда);
  • распоряжаться деньгами на банковских счетах. Гражданин обязан передать финансовому управляющему все банковские карты.

Человек, признанный банкротом, в течение последующих пяти лет обязан сообщать об этом факте банку при обращении за получением кредита или займа. На три года его лишают права занимать любые должности в органах управления юридическим лицом и как-либо участвовать в этом процессе.

Минусы банкротства физических лиц действительно кажутся существенными. Однако многие добровольно идут на процедуру ради основной цели. С момента признания человека банкротом прекращается:

  • удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, по уплате обязательных платежей (за исключением налогов, сборов, штрафов). Требования к гражданину можно предъявлять только в рамках дела о банкротстве;
  • начисление неустоек и процентов по обязательствам;
  • действие исполнительных документов по имущественным взысканиям.

Иными словами, признанный банкротом гражданин, не должен исполнять требования кредиторов, которые остались неудовлетворенными после реализации его имущества.

Основания для включения СРО в реестр

Для того чтобы стать СРО, некоммерческое юридическое лицо должно быть включено в специальный реестр. Однако для этого организация должна соответствовать определенным требованиям. Они перечислены в статье 21 Федерального закона «О банкротстве». Вот эти требования.

  • Наличие в составе организации не менее ста членов, которые соответствуют условиям членства в ней. Эти условия определяет сама СРО в своих учредительных документах.
  • Участие членов СРО до ее регистрации в реестре не менее, чем в ста процедурах о банкротстве. Иными словами, у них обязательно наличие опыта работы. Не входят в это число процедуры, применяемые к отсутствующим должникам.
  • Создание компенсационного фонда. В соответствии с действующим законодательством, если действия арбитражного управляющего причинили ущерб кому-либо из участников процедуры банкротства, он возмещается именно из этого фонда. Он формируется из членских взносов, которые выплачиваются в денежной форме управляющими, состоящими в объединении. Однако сам фонд не обязательно должен состоять исключительно из денег. В него может входить любое имущество. Единственное условие – стоимость этого имущества должна составлять не менее, чем 50 000 000 рублей.
  • Наличие правил и стандартов деятельности членов СРО. Разрабатывает их само профессиональное объединение. Однако эти правила не должны противоречить закону и иным нормативным актам.
  • Наличие в объединении органов, которые им управляют, а также специализированных органов. К первым относят те, которые в соответствии с уставом СРО принимают управленческие решения по ее деятельности. В число вторых входят образования внутри СРО, ведающие узкоспециальными вопросами. Например, в таком качестве может выступать совет по привлечению управляющих к дисциплинарной ответственности. Однако уставом СРО может быть предусмотрено и другое их назначение.

Как вступить в реестр

Законодательство о банкротстве требует, чтобы СРО не только отвечала определенному ряду требований, но и состояла в специальном реестре СРО. Сведения о СРО включаются в единый государственный реестр в течение 15 дней после представления в надзорный орган установленного комплекта сведений.

В качестве уполномоченной за ведение реестра инстанции выступает Росреестр. Он осуществляет регистрацию СРО на основании проверки комплекта документов, указанного в п. 4 ст. 22.2 127-ФЗ.

Комплект состоит из следующих документов:

  1. Заявление НКО о включении в реестр СРО управляющих с обязательным указанием на ОГРН и ИНН.
  2. Копии учредительной документации СРО.
  3. Положения, регулирующие деятельность органов НКО, стандарты и правила профессиональной деятельности.
  4. Копия свидетельства о госрегистрации.
  5. Перечень членов СРО с указанием их ФИО, даты и места рождения, паспортных данных на бумажном и электронном носителях.
  6. Копии заявлений управляющих о вступлении в ряды СРО.
  7. Копии документов, подтверждающих гражданство членов СРО.
  8. Копии дипломов о высшем образовании всех управляющих.
  9. Копии документов, подтверждающих сдачу управляющим теоретического экзамена.
  10. Заверенные копии трудовых книжек или иных документов, подтверждающих стаж руководящей работы.
  11. Копии документов, которые подтверждают прохождение стажировки как помощника управляющего.
  12. Заверенные копии справок о неприменении в отношении всех членов наказания в виде дисквалификации.
  13. Заверенные НКО копии деклараций управляющих о том, что в отношении них не проводится процедура банкротства.
  14. Копии справок об отсутствии судимости.
  15. Документы, которые подтверждают участие ее членов не менее, чем в 100 процессах.
  16. Документы, подтверждающие наличие и размер компенсационного фонда.
  17. Заверенные НКО копии договоров обязательного страхования ответственности в отношении каждого управляющего.
За внесение сведений о СРО предусмотрена госпошлина в размере 6500 р. Квитанцию о ее оплате стоит передать вместе с комплектом документов. Передать документы можно в офисах Росреестра или направить их по почте заказным письмом.

Пошаговая инструкция оформления банкротства: на вооружение физическим лицам

Стоит отметить, что быстро стать банкротом не получится, необходимо последовательно пройти все этапы процедуры. От подачи заявления до вынесения определения суда проходит от 15 дней до трех месяцев. Реструктуризация долгов занимает четыре месяца. До полугода потребуется на реализацию имущества. Таким образом, минимальный срок банкротства физического лица составляет девять месяцев — это при условии, что суд сразу вынесет решение о продаже имущества без реструктуризации долгов. Определенное время потребуется и для того, чтобы подготовиться к процедуре.

  1. Сбор документов. Список большой. Это сведения о статусе, долгах, сделках, имуществе и так далее. Какие конкретно документы нужны для подтверждения банкротства физических лиц, мы расскажем чуть позже. Отметим, что Закон №127-ФЗ определяет лишь перечень обязательных для всех случаев документов, не детализируя список для каждой возможной ситуации. Суду, как и всем кредиторам, предоставляются исключительно копии документов. Стоит иметь в виду, что отсутствие каких-либо документов может обернуться возвратом дела и потерей времени.

    Важно!

    Задача гражданина — подтвердить несостоятельность и убедить суд в наличии обстоятельств, которые препятствуют погашению долга. Если представленные в суде документы подтверждают минимальный доход претендента на банкротство, но при этом в собственности у гражданина имеются коттеджи, квартиры и яхты, то это, скорее всего, вызовет у суда подозрение в попытке фиктивного банкротства. В соответствии со статьей 197 УК РФ «Фиктивное банкротство» это чревато административной или уголовной ответственностью.

  2. Оформление заявления. Заявление подается в арбитражный суд по месту жительства. Прежде чем это сделать, необходимо оформить документ, для чего потребуется систематизировать данные по долговым обязательствам и совершить ряд действий:
    • сформировать перечень кредиторов;
    • подсчитать итоговую сумму долга;
    • учесть текущие судебные процессы;
    • составить опись имущества;
    • составить описание банковских счетов;
    • выбрать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО АУ), которая направит финансового управляющего. Участие управляющего — обязательное условие при оформлении банкротства физических лиц.

    Заявление о банкротстве физического лица заполняют по установленной форме. В шапке указывают наименование суда, далее — Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, место жительства и адрес регистрации, телефон для связи с кандидатом в банкроты.
    Заявление должно содержать сведения об общей сумме задолженности. Если заявитель не согласен с той суммой, которую вменяют кредиторы, он должен указать только неоспоримый долг. Отдельно прописываются долги по погашению обязательных платежей и по возмещению вреда жизни и здоровью (если таковые имеются).
    Затем гражданин перечисляет причины, которые привели к ухудшению финансового состояния. Отмечает наличие исковых требований, исполнительных производств или других документов, в соответствии с которыми происходит списание денег со счетов. Следующий пункт — наличие имущества и банковских счетов, в том числе за пределами РФ. Завершают заявление указанием наименования выбранной СРО и перечнем прилагаемых документов. При подаче заявления гражданин оплачивает госпошлину и прикладывает квитанцию об оплате.

  3. Подача заявления. Закон предусматривает три способа подачи заявления о банкротстве физического лица: лично, почтой или онлайн.
  4. Реализация решения суда. Решить вопрос о несостоятельности гражданина можно тремя способами:
    • реструктуризация долга;
    • реализация имущества банкрота;
    • мировое соглашение.

    Реструктуризация — это изменение условий обслуживания долга (ставки и сроков). Претендовать на эту форму могут граждане с регулярным доходом, которые не имеют судимости за экономические преступления и не были прежде банкротами. По реструктурированным долгам не начисляют проценты, не вводятся прочие финансовые санкции, отменяются требования по обеспечению долга.
    При реализации имущества всю конкурсную массу описывает финансовый управляющий. Он же проводит оценку, определяет сроки (вместе с кредиторами) и направляет в суд документы по реализации. Не подлежит продаже единственное жилье должника, его личные вещи и предметы первой необходимости.
    Мировое соглашение заключают до того, как человека признают банкротом. При достижении соглашения прекращается процесс реструктуризации, останавливаются действия финансового управляющего, предоставляется отсрочка требований по погашению долгов. Если мировое соглашение нарушено, к процессу подключаются судебные органы.

  5. Признание банкротства. Подразумевает, что государство и кредиторы признали гражданина неплатежеспособным и прекратили преследование с требованием погасить долг после того, как все меры для максимального удовлетворения требований выполнены. В этом и есть суть банкротства физических лиц.

Цели деятельности СРО

Основные цели деятельности профессиональных союзов арбитражных управляющих перечислены в статье 22 Федерального закона «О банкротстве». Вот они.

  • Контроль за деятельностью управляющих. СРО следит, чтобы они не злоупотребляли предоставленными им полномочиями и соблюдали законодательство. В случае совершения ими нарушения они не только могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности, но и исключены из организации. Это лишает их права участвовать в банкротстве в дальнейшем.
  • Хранение документации, которую получают управляющие в ходе участия в банкротстве. Так, в архиве СРО в течение пяти лет находятся их отчеты по каждой из стадий этой процедуры.
  • Выплата компенсации лицам, которым причинен ущерб действиями арбитражного управляющего.
  • Защита интересов лиц, состоящих в СРО. Организация вправе представлять их как в государственных органах, так и в различных коммерческих структурах. Кроме того, СРО вправе обжаловать любые действия и решения должностных лиц различных ведомств, которые, по ее мнению, противозаконны и нарушают права организации, а также ее членов. Кроме того, СРО вправе отстаивать права управляющих в судебном порядке путем подачи исков.
  • Ведение специального реестра арбитражных управляющих. Они, как и СРО, включаются в специальный список. Только ведет его не государство, а их профессиональное объединение. В каждом из них – свой реестр, в котором перечислены только те управляющие, которые состоят в организации, которая его ведет. Сведения из этого реестра вправе получить любое заинтересованное в этом лицо, направив соответствующий запрос.
  • Законодательная инициатива. СРО вправе вносить в Государственную думу предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего проведение банкротства, а также их деятельность. Это важно, поскольку СРО – это объединения, которые непосредственно участвуют в делах о банкротстве, и все проблемы, возникающие при этом из-за несовершенства правового регулирования, им знакомы не понаслышке. Поэтому именно они могут внести наиболее актуальные предложения по их устранению.

Стоимость услуг арбитражного управляющего

Несмотря на то, что процедура банкротства в целом может быть достаточно затратной, работа управляющего в ней не самая большая статья расходов. Стоимость услуг данного специалиста установлена законом «О банкротстве» – 25 000 рублей за каждую процедуру, в которой участвует арбитражный управляющий. Дополнительно с банкрота будут удержаны средства в размере 7% от суммы, вырученной при реализации имущества, если суд ее назначит.

За эти деньги специалист работает по данному делу минимум 6 месяцев и выполняет:

  • проверку финансового положения гражданина и наличие у него имущества;
  • публикацию сведений о ходе банкротства в прессе и в электронных реестрах;
  • организацию собраний кредиторов и решение различных спорных вопросов;
  • ведение учета требований заимодавцев;
  • ведение учета доходов банкрота и выдачу ему наличных средств в установленном судом размере;
  • ведение торгов в случае реализации имущества;
  • подготовку отчетов для суда.

На практике все это приводит к удорожанию услуг специалистов – имея столько обязанностей, а также большую загрузку управляющие просто не берутся за дело, если клиент не готов платить выше установленной суммы в 25 000 рублей. Однако с введением внесудебного банкротства процедура станет доступнее – арбитражные управляющие будут получать меньше заявок, а значит стоимость их услуг снизится.

Какие документы необходимо подать физическому лицу для признания его банкротом

Типовой перечень приведен в пункте 3 статьи 213.4 Закона №127-ФЗ:

  • Документы, подтверждающие задолженность (кредитный договор, расписка) и неплатежеспособность гражданина, не позволяющая погасить этот долг в полном объеме (справка о доходах, выписки со счетов).
  • Выписка из ЕГРИП, подтверждающая статус ИП или его отсутствие, — предоставить ее необходимо не позднее чем за пять дней до даты обращения в суд.
  • Списки кредиторов с указанием Ф.И.О., адреса и суммы задолженности, приведенные по форме Приложения №1 к приказу Минэкономразвития России от 5 августа 2015 года №530.
  • Опись имущества с указанием адреса его нахождения, в том числе и того, которое является предметом залога (например, квартира в ипотеке), — приводится по форме Приложения №2 к приказу Минэкономразвития России от 5 августа 2015 года №530.
  • Копии документов на право собственности на имущество и на объекты интеллектуальной деятельности.
  • Копии документов о сделках с недвижимостью, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и об иных сделках на сумму свыше 300 000 рублей, совершенных за последние три года.
  • Выписка из реестра акционеров — если гражданин является акционером (участником) юридического лица.
  • Сведения о доходах и налогах за три года.
  • Справка из банка о наличии счетов и депозитов и об остатках денежных средств, выписки по операциям за три года.
  • Копия СНИЛС и сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
  • Постановление службы занятости о признании гражданина безработным (если он им является).
  • Копия свидетельства ИНН.
  • Копия свидетельства о заключении или расторжении брака (если есть).
  • Копия брачного договора (если есть).
  • Копия судебного соглашения о разделе имущества супругов, если таковое было принято в течение предшествующих трех лет.
  • Копия свидетельства о рождении ребенка.
  • Иные документы, которые подтверждают обстоятельства и доказывают утверждения должника: справки о заработной плате от работодателя, документы о начислении пенсий, пособий, процентов по банковским вкладам, договоры о совершении сделок на суммы более трехсот тысяч рублей и так далее.

Подготовить необходимо все документы о доходах должника за трехлетний период. Он исчисляется до даты подачи в суд заявления.

Существуют долги, не подлежащие списанию. К таковым относятся: алименты, компенсация морального вреда, обязательства по возмещению вреда, нанесенного жизни и здоровью, либо вреда, причиненного в ходе преступления или правонарушения. Также сохраняют силу требования по текущим платежам и о выплате заработной платы/выходного пособия, иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора (например, долги по субсидиарной ответственности).

Где можно ознакомиться с перечнем СРО

Сведения о СРО арбитражных управляющих могут понадобиться как самому профессиональному участнику процедуры банкротства для выбора подходящей организации, так и кредиторам, уполномоченным органам или самому должнику. Дело в том, что при подаче заявления о банкротстве инициатор процедуры должен указать суду на предпочтительную СРО, из которой будет выбран управляющий, либо непосредственно на управляющего.

Списки саморегулируемых организаций можно найти на официальном ресурсе по банкротствам ЕФРСБ. Здесь предусмотрен поиск по порядковому номеру или наименованию СРО. Перечень управляющих на ЕФРСБ представляет собой таблицу с порядковым номером СРО, ее названием и указанием на численность членов
  1. Наименование СРО.
  2. Ее реквизиты: ИНН, ОГРН, юридический и фактический адреса.
  3. Размер компенсационного фонда (по данным СРО и Росреестра).
  4. Дата изменения компенсационного фонда.
  5. Данные о руководителе.
  6. Количество управляющих в составе.
  7. Контактные сведения.

При выборе СРО стороны обычно ориентируются на размер компенсационного фонда, длительность работы организации на рынке (год создания СРО), наличие членства в реестре, судебные решения, в которых СРО выступала ответчиком по делам о возмещении ущерба.

Таким образом, 127-ФЗ требует, чтобы все арбитражные управляющие в деле о банкротстве состояли в некоммерческой организации – СРО управляющих. СРО должна соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 21 127-ФЗ, и состоять в государственном реестре СРО. СРО представляет интересы участников профессиональной деятельности и регулирует их работу в целях недопущения нарушений действующего законодательства о банкротстве.

Возможности банкротства

Создание саморегулируемых организаций в мировой практике признано наиболее эффективным способом контроля за профессиональных деятельностью специальных субъектов. По мнению некоторых специалистов, саморегулируемые организации были созданы как некий специальный орган, выполняющий регулирующие функции субъектов какой-либо профессиональной деятельности. Например, такие организации, регулирующие торговую деятельность, появились еще в XIX веке в США. Европа также пошла по пути добровольного контролирования деятельности профессиональных участников определенной сферы деятельности. Именно этими примерами воспользовался законодатель, создавая систему саморегулирования в России. Положительный эффект имеет место быть в каждом случае использования данной системы, поскольку именно участники профессиональной сферы устанавливают свои критерии качества и, защищая свою репутацию, контролируют их соблюдение. Экономическая и правовая системы в настоящий момент заинтересованы именно в таком соблюдении интересов всех участников взаимоотношений определенной сферы деятельности.

Российское законодательство за последние годы также изменило направленность регулирования профессиональных услуг с лицензирования на создание саморегулируемых организаций. В настоящее время саморегулирование осуществляется в областях арбитражного управления в сфере банкротства, аудиторских услуг, оценочной деятельности, строительства, проектирования, изыскательных работ, рекламы, транспортных услуг и т.д. Таким образом, именно эти сферы деятельности могут отвечать критериям качества, установленным внутренними документами саморегулируемой организации. Одним из положений, гарантирующих качество предоставляемых услуг (выполнение работ) является обязательное наличие компенсационного фонда саморегулируемой организации. За счет денежных средств данного фонда могут быть возмещены убытки от профессиональной деятельности члена СРО, т.е. компенсационный фонд является неким гарантом деятельности организации. Порядок формирования указанного фонда устанавливается законом, осуществляется за счет вкладов членов соответствующей саморегулируемой организации. Таким образом, каждый из членов также обеспечивает свою профессиональную деятельность реальными денежными средствами.

Возникает масса споров о возврате соответствующих взносов при выходе участника из СРО, возмещения убытков, дополнительных взносов и т.д. Как и многие финансовые вопросы данные споры рассматриваются арбитражными судами, и судебная практика в отношении данных конфликтов начинает только появляться. Среди такой практики выделяется одно дело, рассмотренное Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Указанный спор касается саморегулируемой организации арбитражных управляющий, которая объединяет под своим началом арбитражных управляющий, назначаемых судом для ведения процедур банкротства. Таким образом, основной сферой деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющий является антикризисное управление, банкротство предприятий. Специфика деятельности заключается в работе организации непосредственно с физическими лицами, работающими в довольно конфликтной среде с повышенными рисками. Подобная деятельность также диктует требованиям непосредственно к профессионалам – твердое знание законов, умение действовать в конфликтных ситуациях, принимать волевые решения. Такие качества помогают эффективно действовать, предпринимать необходимые меры для реанимации предприятий, проводить процедуру банкротства в соответствии с законодательством и в интересах всех сторон.

Более того, на данное решение арбитражным судом был выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда. И этот судебный акт также имеет правовые основания под собой, поскольку при рассмотрении подобного дела арбитражный суд изучает не применение норм материального права, а строгое соблюдение процедуры. Поскольку нарушений процесса не выявлено, да и стороны не оспаривали решение, арбитражным судом вопрос о выдаче исполнительного листа был решен положительно. Таким образом, кредиторы в активе имели решение третейского суда, подкрепленное исполнительным листом, а также довольно крупного и масштабного должника, что они и не преминули использовать в своих целях. Именно поэтому через некоторое время в арбитражный суд по месту нахождения головного офиса саморегулируемой организации поступило заявление о признании должника несостоятельным (банкротом). Арбитражный суд подобное заявление принял, поскольку формальных нарушений законодательства не было выявлено. Действительно, требования статьи 39 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» были соблюдены: подан судебный акт, вступивший в законную силу (решение третейского суда), исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда, документы в отношении оснований возникновения задолженности. В этом случае арбитражный суд имел возможность выявить наличие задолженности должника, которая, кроме прочего, подтверждена судебным актом. Более того, указанная задолженность не была погашена, размер ее превышал 100 000 рублей, что говорило о наличии признаков банкротства.

Также отдельный вопрос возник в отношении субъектного состава указанного заявления. Так. НП СРО АУ «Объединение» является некоммерческим партнерством и на него распространяется ФЗ «О саморегулируемых организациях». Противоречий в данном случае не содержится, поскольку саморегулируемая организация основывается на базе некоммерческого партнерства, что логично вытекает из цели ее функционирования. Но можно ли говорить о банкротстве саморегулируемой организации? Несмотря на всю несуразность ситуации, правовые основания имеются. Так, ст. 65 ГК РФ предусматривает исключения, когда юридические лица определенного вида не могут быть признаны несостоятельными (банкротами): казенное предприятие, политическая партия, учреждение, религиозная организация и еще некоторые случаи, предусмотренные законом. Приведенный перечень не содержит такой вид юридического лица, как некоммерческое партнерство. Более того, ФЗ «О саморегулируемых организациях» также никоим образом не ограничивает возможность признания саморегулируемую организацию арбитражных управляющих несостоятельным (банкротом). Подобная практика оправдывает себя, поскольку данный субъект является активным участником экономических отношений, обладает активами и может проявить признаки неплатежеспособности. Таким образом, возможность подачи заявления о признании саморегулируемой организации арбитражных управляющих подтверждена законом, и не содержит в себе коллизий или пробелов в праве. Рассматриваемое дело также было принято судом и рассмотрено по правилам, установленным процессуальным законодательством. Конечно, суд заметил, что дело является фактически сфабрикованным, однако неоспоренный судебный акт не позволял прекратить дело. Развитие событий могло идти по нескольким сценариям. В первом случае, в связи с полученной информацией СРО могло бы обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения третейского суда, вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного срока исковой давности, поскольку указанное заявление может быть подано в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения решения стороной. По подсудности такое заявление должно быть рассмотрено в арбитражном суде, по месту вынесения решения третейского суда, что в рассматриваемом примере представляет собой другой регион. Кроме того, вопрос восстановления сроков исковой давности в отношении юридического лица, редко решается в пользу последнего.

Статьей 233 АПК РФ предусмотрены основания для оспаривания решения третейского суда, которые включают в себя недействительность третейской оговорки, отсутствие уведомления об избрании судьи, отсутствие компетенции третейского суда для рассмотрения конкретного дела, не соответствие состава суда и процедуры федеральному закону. Фактические обстоятельства дела в данном случае не могут быть рассмотрены, в силу существующего запрета пересмотра дела по существу. Обстоятельства, которые могут повлиять на дело, а именно процедурные вопросы, были соблюдены в полном объеме. Кроме того, полномочия, предоставленные филиалу доверенностью от головной организации пресекали все возможные варианты оспаривания судебного акта. Таким образом, перспективы положительного решения вопроса в гражданско-правовом поле были невелики. Вторым возможным вариантом решения возникшей проблемы было обращение к правоохранительным органам. В данном случае можно говорить о применении части 2 чт. 159 УК РФ мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, а также ст. 201 использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Но здесь существуют трудности, связанные со сложностью уголовного процесса, его длительностью. Также надо понимать, что итог предварительного следствия может оказаться отрицательным, корреспондирующим к гражданскому способу решения спора. Кроме того, заявление о банкротстве подано и принято к рассмотрению, и в этом случае расследование дела правоохранительными органами никаким образом не предотвратят банкротство. Согласно ст. 143 АПК РФ единственным способом приостановить производство по делу является рассмотрение в суде общей юрисдикции дела, в значительной степени влияющего на дело о банкротстве. Таким образом, необходим судебный акт по принятию уголовного дела к рассмотрению, в ином случае, саморегулируемая организация будет признана банкротом, даже если предварительное следствие ведется. Из этого следует, что второй вариант не может предотвратить негативные последствия – признание должника банкротом, и может быть лишь дополнительной мерой. Третьим вариантом, который был избран должником, явилось процессуальное противостояние в рамках дела о банкротстве. Подобный способ представляет собой меры использования арбитражного процессуального законодательства, целью которых является отказ в удовлетворении заявления или прекращение производства по делу. Основания для таких действий, как правило, всегда можно обнаружить в заявлении и приложенных документах. Например, отсутствие полномочий заявителя, ненадлежащий должник, отсутствие признаков банкротства. Испробовав все способы, стало понятно, что при наличии судебного акта и исполнительного листа не удастся избежать банкротства простым способом.

После долгих выяснений определился заявитель, представив необходимые полномочия на обращение в суд. На приведенные доводы о ненадлежащем должнике суд указал на регистрационные данные СРО в одном из исполнительных листов, что также отбросило сомнения о том, что взыскание производилось именно в отношении этого юридического лица. В итоге, была реализована последняя возможность, которая представляла собой меры по устранению признаков банкротства. В силу действующего законодательства, признаком банкротства является неспособность удовлетворить требования кредитора в размере 100 000 рублей в срок, превышающий 3 месяца. Также основанием для прекращения дела о банкротстве является отсутствие вышеуказанных признаков. Следовательно, достаточно погасить существующую задолженность до суммы, которая составляет менее 100 000 рублей, для того, чтобы дело о признании должника несостоятельным (банкротом) было прекращено. Для саморегулируемой организации, против которой в данном случае были обращены действия, целесообразно было уменьшить размер задолженности до устранения указанных признаков. Таким образом, только путем частичного погашения долга удалось избежать признания СРО арбитражных управляющих банкротом. Несмотря на всю абсурдность ситуации, правовые механизмы позволили недоброжелательным бывшим членам указанного партнерства получить дополнительные денежные средства. Использование третейских судов, способных принять спорное решение в пределах действия коллизионных норм, позволило в судебном порядке подтвердить наличие задолженности.

Также недальновидные действия непосредственно СРО по выдаче доверенности филиалу с предоставлением широких полномочий сыграли роль, узаконив все перечисленные действия, которые позволили на ровном месте, без законных на то оснований создать кредиторскую задолженность в размере, достаточном для возбуждения производства о несостоятельности (банкротстве). Итогом данного дела можно назвать создание новой практики в отношении банкротства некоммерческих партнерств, саморегулируемых организаций. Следует отметить, что арбитражные суды признали данную возможность и фактически проработали практику рассмотрения подобных заявлений. Саморегулируемые организации изложенный судебный опыт также могут взять на вооружение, учитывая и исправляя указанные ошибки. Тем не менее, в настоящее время процесс создания саморегулируемых организаций различных областей только набирает обороты, что также породит вопрос о компетенции указанных юридических лиц. Поскольку саморегулируемая организация также вступает в экономические отношения, приведенный пример судебного дела подтверждает, что подобный вид юридического лица также подвержен процедуре банкротства, и данный механизм может быть успешно применен. Так проявляется ответственность юридических лиц перед контрагентами, и никаких исключений для саморегулируемых организаций законодатель не предоставляет.

Обязательные условия членства

Арбитражный управляющий, желающий вступить в СРО, должен соответствовать определенным требованиям. Они перечислены в статье 20 Федерального закона «О банкротстве». К ним относятся следующие.

  • Высшее образование. Как правило, требуется наличие диплома об экономическом или юридическом образовании.
  • Стаж работы не менее одного года на руководящих должностях различных организаций.
  • Двухгодичная стажировка у другого арбитражного управляющего. Этот срок может быть увеличен по инициативе СРО (это закрепляется в ее уставе).
  • Прохождение специального экзамена. В ходе него кандидат должен ответить на ряд теоретических вопросов.
  • Отсутствие дисквалификации за административное правонарушение или запрета занимать те или иные должности, назначенного судом за какое-либо преступление.

Кроме того, кандидат на членство в СРО не должен быть исключен из членов этого или другого объединения управляющих в течение трех лет до подачи заявления о его принятии в организацию. Это распространяется на случаи, когда исключение произошло по причине нарушения закона и иных нормативных актов, а также стандартов деятельности управляющих, которые не были устранены в срок, который для этого предоставила своему члену СРО.

Как оптимизировать процесс руководителям и учредителям компаний

Наиболее ответственно к процедуре подтверждения несостоятельности следует относиться лицам, которые являются учредителями или руководителями юридических лиц. Помимо того, что руководитель, признанный банкротом, лишается должности минимум на три года, его компания несет серьезные репутационные потери. Чтобы их предотвратить, организации имеет смысл досрочно лишить претендента на банкротство полномочий директора. Оптимальный способ — расторгнуть трудовой договор по инициативе работника еще до вынесения судом решения. Если расторжение произойдет по инициативе участников компании уже после решения суда, кредиторы смогут потребовать выплатить несостоятельному директору компенсацию в виде трехмесячного заработка.

Банкротство учредителя — процедура еще более трудоемкая, сопряженная с неприятными для компании последствиями. Доля акционера-банкрота будет выставлена на продажу. Неопределенность ее судьбы влечет за собой неудобство для других акционеров. Для финансового управляющего это подразумевает дополнительные хлопоты по продаже, что, несомненно, увеличит стоимость его услуг. Наиболее рациональным решением будет заблаговременное выведение гражданина из числа учредителей ООО. Его доля перейдет к организации, которая продолжит штатно функционировать.

Каждая схема имеет риски. Их минимизация возможна при качественном исполнении и грамотном юридическом сопровождении процесса банкротства. Ошибки чреваты крупными денежными потерями, в том числе и для компании, которой руководит потенциальный банкрот. Для физических лиц стоимость процедуры банкротства во многом зависит от вознаграждения для финансового управляющего, который едва ли согласится работать за минимальную ставку, особенно если речь идет о несостоятельности крупного руководителя или акционера.

Как проверить своего финансового управляющего?

Любой гражданин может проверить благонадежность выбранного специалиста через 2 бесплатных государственных реестра:

  • Также можно выяснить, привлекался ли арбитражный управляющий к административной ответственности и какой опыт в ведении дел о банкротстве у него есть.
  • В реестр вносятся данные о предупреждениях, штрафных санкциях и нанесенных клиенту убытках.

Стоит ли обращаться к услугам компаний, оказывающих помощь при банкротстве?

Процедура банкротства требует от гражданина наличия не только денежных средств, но также юридических знаний, навыков и времени. Особенно пристального внимания заслуживает процесс подготовки документов.

Основной задачей института потребительского банкротства является социальная реабилитации гражданина. То есть предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавиться от необходимости отвечать по старым обязательствам и начать жизнь с чистого листа. Инициировать процедуру гражданин может и самостоятельно, но уже с первых шагов на этом пути многие сталкиваются с непредвиденными трудностями, а также с многочисленными подводными камнями законодательства.

Источники

  • https://urstart.ru/vse-o-samoreguliruemoj-organizatsii-arbitrazhnyh-upravlyayushhih/
  • https://bankirro.ru/arbitrazhnye-upravlyayushchie/kak-vybrat-sro-i-arbitrazhnogo-upravlyayushchego/
  • https://dolg-faq.ru/baza-znanij/bankrotstvo-i-likvidaciya/sro-arbitrazhnyx-upravlyayushhix.html
  • https://bankrot.ru.com/finansovyj-upravlyayushchij/sro
  • https://www.kp.ru/guide/bankrotstvo-fizicheskikh-lits.html
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/sro.html
  • https://www.itctraining.ru/biblioteka/bezopasnost/bankrotstva-samoreguliruemoy-organizatsii/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: