- Правила здорового питания
- Продукты, которые стоит четко дозировать или максимально исключить
- Режим питания
- Сколько кушать
- Требования и нормы СанПиН
- Старые стандарты
- Последние изменения
- Принципы питания
- Для учреждений профессионального образования
- Для общеобразовательных учреждений
- Для кадетских корпусов и интернатов
- Обеспечение контроля и безопасности
- Формирование меню
- Кто отвечает за составление
- Технология приготовления
- Витаминный состав блюд
- Потребность в калориях и БЖУ
- Количество пищи
- Питьевой режим школьников
- Замена белковых и углеводных продуктов
- Запрещенные продукты
- Примерное меню на месяц
- Неделя №1
- Неделя №2
- Неделя №3
- Неделя №4
- Что готовить дома и в школу на перекус
- Завтрак
- Второй завтрак
- Обед
- Полдник
- Ужин
- Рецепты для школьного меню
- Рыбные зразы с творогом
- Рассольник
- Заливные шарики из мяса
- Возможные проблемы
- Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?
- Быстрые перекусы в школьной столовой
- Отсутствие аппетита из-за стресса
- Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?
- Переедание
- Советы
Правила здорового питания
Питание школьника, что в 7 лет, что в 12 лет должно быть правильным и сбалансированным. Для того чтобы максимально снабдить организм всеми необходимыми веществами, следует учитывать несколько нюансов.
- На протяжении всего дня, ребенок должен получать такое количество калорий, которое затрачивает организм.
- Питание должно быть разнообразным. А рацион сбалансированным.
- Обязательно учитывайте индивидуальную особенность организма.
- Животного белка, поступающего в организм, должно быть не меньше 50% от общего количества.
- Углеводов в 3 раза больше, чем белков и жиров.
- Максимальное количество быстрых углеводов (конфеты, пирожное) на каждый день – 15% от общего количества.
- Обязательно выработать режим питания, для регулярного употребления пищи.
- Обязательное употребление картофеля, хлеба, злаков.
- Несколько раз за календарную неделю, на столе ребенка должна присутствовать рыба.
- Красное мясо в рационе присутствует минимум один раз.
- Несколько раз разбавляйте пищу бобовыми растениями.
- Каждый день ребенок употребляет фрукты и овощи.
- Каждый день должны присутствовать продукты на основе молока.
- Специи, а также пищевые добавки добавлять желательно как можно реже.
- Для школьников, особенно ребят начальных классов, сладости не должны заменять нормальную пищу.
Продукты, которые стоит четко дозировать или максимально исключить
- Белых хлеб и сахар – способствуют быстрому набору веса.
- Любые продукты с производственными пищевыми добавками.
- Пальмовое масло, маргарин.
- Фрукты, овощи не по сезону.
- Газировка.
- Кофеин, а также продукты на его основе.
- Кетчуп, майонез, соус купленные в магазине.
- Сильно острые или кислые блюда.
- Пищевые изделия в пунктах быстрого питания.
- Колбасы, в особенности сырокопченые.
- Грибы, особенно неизвестного происхождения.
- Еда, приготовленная во фритюре.
- Пакетированные соки.
- Леденцы, жвачки.
- Любые продукты со скидкой, срок годности которых, на исходе.
Режим питания
При выстраивании режима ребенка, обращается внимание на смену, когда он посещает школу.
Для первой смены:
- Завтракаем с 7-8.
- Перекусываем в учебном заведении с 10-11.
- Обедаем, независимо где с 13-14.
- Ужинаем с 19-20.
Для второй смены:
- Завтракаем с 8-9.
- Обедаем дома перед самой школой с 12-13.
- Перекусываем в учебном заведении с 16-17.
- Ужинаем с 19-20.
Около 55-65% от дневных калорий, приходится на первые два приема пищи – завтрак, обед.
Ужин, за два часа до сна.
На протяжении дня, независимо от основных приемов пищи, допускается употребление фруктов или свежих овощей.
Сколько кушать
Диетологи рассчитали оптимальное количество потребляемой пищи для школьника:
Завтрак | Рекомендуемый вес блюда — 300 г. |
---|---|
Обед | На первое ребенок должен съедать 300 г. жидкого блюда, на второе — 300 г. каши и мясного. |
Полдник | Традиционный полдник состоит из фруктов — 100 г. и выпечки — 100 г. |
Ужин | Легкий прием пищи составляет 300 г. |
Требования и нормы СанПиН
Организация питания школьников производится с учетом правил санитарно-гигиенических документов, установленных на законодательном уровне.
Старые стандарты
До 1 января 2020 г. действовали нормы СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные 23.07.2008 г. Их срок действия распространялся до 2023 г. Однако быстрое развитие общества привело к тому, что эти нормы устарели: появились новые продукты, были дополнены и изменены рекомендации ВОЗ.
В марте 2019 г. появилась новая редакция санитарных норм. Она вступила в силу с начала следующего года и действует до его окончания.
Последние изменения
С 01.01.2021 г. в России начинают действовать нормативы, утвержденные СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Глава 8 документа регламентирует правила организации питания учащихся. Новый документ включает дополнения к списку запрещенных продуктов, уточнения ранее существовавших требований.
Принципы питания
Питание учащихся организуют с учетом особенностей их организма: быстрого роста, подвижности, усиленного обмена веществ, повышенных умственных нагрузок
Основные правила организации рациона:
- Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
- При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
- Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
- Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.
Для учреждений профессионального образования
Питание подростков осуществляется по тем же принципам. Дополнительно учитывают усиленный рост и половое созревание:
- включают в рацион молоко и продукты из него, т.к. это источник кальция, необходимого для роста костей;
- также обязательно наличие в подростковом меню мяса и рыбы как материалов для роста мышц;
- важно увеличить на 10% калорийность блюд для занимающихся в спортивных секциях и других категорий учащихся с повышенной физической нагрузкой;
- необходимо сократить количество сахара, сладкой сдобы для предотвращения угревой сыпи.
Для общеобразовательных учреждений
Организация рациона школьников требует соблюдения следующих правил:
- Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
- В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
- В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
- Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
- Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
- В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
- Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.
Для кадетских корпусов и интернатов
Необходимая норма ежедневного употребления пищи детьми, потерявшими родителей и находящимися в домах-интернатах, увеличивается, т.к. они пребывают в учебно-воспитательных учреждениях круглосуточно.
В новом документе представлена таблица потребности в продуктах питания для детей, находящихся в домах-интернатах. Для тех, кто живет вне дома, нужно организовать 5-6-разовое питание.
В усиленном питании нуждаются учащиеся, подвергающиеся повышенной физической нагрузке. В связи с этим нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрены отдельные нормы для кадетских корпусов.
Обеспечение контроля и безопасности
Школы и другие образовательные учреждения несут ответственность за организацию и качество питания учащихся: следят за соблюдением норм законодательства, сроками годности продуктов.
Учреждения должны регулярно контролировать качество пищи. Перечень и периодичность исследований безопасности блюд указана в приложении к методическим рекомендациям МР 2.4.0179-20. Бланк для оформления результатов испытаний предлагается в нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Формирование меню
Приготовление пищи для учащихся производится в соответствии с меню. Его разрабатывают не менее чем на 2 недели. Образец приведен в новых санитарно-гигиенических нормативах. Только в палаточных лагерях школьников разрешается разрабатывать меню на 1 неделю.
При формировании состава блюд нужно учитывать необходимую калорийность и содержание БЖУ, указанные в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Завтрак должен составлять 25%, а обед – 35% суточной потребности.
Допускается замена блюд на равноценные по составу элементов и калорийности в соответствии с таблицей, указанной в приложении к новому документу.
Кто отвечает за составление
Меню утверждается руководителем организации, обучающей детей. Если к обеспечению питания привлекается стороннее предприятие, документ подписывает глава этой организации после согласования с директором образовательного учреждения.
Индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевую продукцию для учащихся, тоже составляют меню в соответствии с требованиями руководства учебной организации.
Технология приготовления
В ТР 2.4.0179-20 приводится примерный расчет оснащения кухни учебного учреждения.
Готовые блюда и продукты для их приготовления должны храниться в холодильнике отдельно друг от друга. Для контроля за температурным режимом внутрь агрегата встраивают термометр. Мясо, рыбу и овощи располагают на нижних полках, а готовую еду – на верхних.
Для реализации принципов здорового питания идеальной является установка пароконвекционного автомата, в котором возможно одновременное приготовление основных блюд на всех учащихся.
Технология приготовления блюд должна использовать щадящие методы (запекание, паровую обработку, тушение, припускание). Для этого кухню оборудуют электрической духовкой и сковородой.
Приготовленную пищу разрешается употреблять в течение 2 часов. Подогрев ранее сделанных блюд не допускается.
Витаминный состав блюд
Для обеспечения блюд витаминами в новом документе рекомендуют максимально использовать фрукты и овощи. В районах, неблагополучных по наличию полезных веществ, используют продукты промышленного производства, обогащенные микронутриентами. Вводить в пищу детей аптечные препараты, содержащие витамины, нельзя.
Потребность в калориях и БЖУ
Идеальное соотношение белков, жиров и углеводов в блюде составляет 1:1:4 соответственно. Калорийность блюд школьников в зависимости от возраста должна быть 2370-2520 ккал в сутки (приложение 10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Содержание белков в пище должно находиться в пределах 77-92 мг/сут, причем не менее 60% из них – животного происхождения.
Допускается снижение или увеличение калорийности блюд не более чем на 5% при условии, что общая питательная ценность блюд, предлагаемых в течение недели, будет сохранена.
Количество пищи
Количество необходимой ребенку пищи диетологами также рассчитано:
На завтрак:
- основное блюдо — 300 г.
На обед:
- первое блюдо — 300 г;
- второе – 300 г.
На полдник:
- фрукты — 100 г;
- выпечка — 100 г.
На ужин:
- основное блюдо — 300 г.
Ну и на все приемы пищи предусмотрен напиток в объеме 200 мл.
Питьевой режим школьников
В школах установлены следующие требования к обеспечению учащихся питьевой водой:
- Питьевой режим производят согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.
- Для выполнения условий по обеспечению учащихся водой устанавливают кулеры либо выдают школьникам воду в бутылках промышленного изготовления.
- Допускается использовать кипяченую воду. Ее меняют каждые 3 часа.
- Кулеры снабжают одноразовыми стаканами и емкостью для сбора отработанной посуды.
- Вода в бутылках промышленного изготовления должна обладать сертификатами, подтверждающими ее качество.
- Кулеры устанавливают в местах, не освещенных прямыми солнечными лучами. Охладители нужно регулярно мыть – не реже 1 раза в неделю, а каждые 3 месяца – дезинфицировать.
- При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый учащийся дополнительно обеспечивается бутилированной питьевой водой в количестве не менее 1,5 л в день.
Замена белковых и углеводных продуктов
Замену продуктов нужно производить так, чтобы сохранить энергетическую ценность блюд: калорийность, содержание белков, жиров и углеводов.
В новых санитарно-гигиенических нормах усовершенствована таблица замены: рекомендовано, какие из продуктов и в каком количестве содержат одинаковое количество белков, жиров и углеводов. Например, 100 г говядины соответствует 97 г баранины или 104 г оленины.
Запрещенные продукты
В новом документе в питании детей по-прежнему запрещены сырокопченые колбасы, уксус и маринованные овощи, пирожные с кремом. Все так же не разрешены грибы, острые соусы: кетчуп, майонез, горчица. В пище детей запрещено употреблять макароны по-флотски, яичницу-глазунью, блинчики с мясом и творогом, жевательную резинку и леденцы.
В новые нормативы включены некоторые уточнения: например, печень, язык и сердце допускается применять только говяжьи, нельзя использовать не только уксус, но и маринованные овощи и фрукты и др.
В дополнение к ранее существовавшему перечню запрещенных продуктов новый СанПиН 2.3/2.4.3590-20 включает:
- картофельные и кукурузные чипсы и снеки;
- масло растительное пальмовое, рапсовое, кокосовое, хлопковое;
- творожные сырки;
- молоко ниже 2,5% и выше 3,5% жирности;
- творог более 9% жирности;
- изделия из рубленого мяса и рыбы, салаты, блины и оладьи, приготовленные в походных условиях.
Примерное меню на месяц
Неделя №1
День 1 (Понедельник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша вязкая на молоке (из хлопьев овсяных) | 200 | 250 |
Сыр порциями | 20 | 30 | |
Масло сливочное | 10 | 10 | |
Напиток кофейный на молоке | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из моркови или из моркови с яблоками | 100 | 100 |
Суп с изделиями макаронными на бульоне из птицы | 250 | 300 | |
Птица отварная | 100 | 120 | |
Овощи тушеные | 150 | 200 | |
Кисель | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Изделие кондитерское (зефир) | 20 | 20 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 2 (Вторник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Оладьи с яблоками | 150 | 150 |
Кисломолочный продукт | 125 | 125 | |
Чай с лимоном | 200 | 200 | |
Обед | Салат из морской капусты | 100 | 100 |
Суп из овощей | 250 | 300 | |
Рыба (треска), тушенная в томате с овощами | 80 | 120 | |
Рис отварной | 150 | 200 | |
Отвар из шиповника | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 3 (Среда) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-10 лет | 11-17 лет | ||
Завтрак 1 | Колбаски детские (сосиски) отварные | 49 | 98 |
Капуста тушеная | 150 | 200 | |
Яйцо куриное диетическое вареное вкрутую | 40 | 40 | |
Чай с сахаром | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из огурцов свежих с растительным маслом | 100 | 100 |
Борщ сибирский на мясном бульоне | 250 | 300 | |
Запеканка картофельная с отварным мясом | 225 | 300 | |
Компот из ягод | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 4 (Четверг) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-10 лет | 11-17 лет | ||
Завтрак 1 | Котлеты или биточки рыбные | 80 | 100 |
Пюре картофельное | 150 | 200 | |
Огурцы свежие | 30 | 50 | |
Напиток кофейный на молоке | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Винегрет овощной с раст. маслом | 100 | 100 |
Рассольник ленинградский на мясном бульоне | 250 | 300 | |
Бефстроганов из мяса отварного | 80 | 100 | |
Каша гречневая рассыпчатая | 150 | 200 | |
Сок фруктовый или овощной | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Печенье | 20 | 20 | |
Плоды и ягоды свежие на весь день | 150 | 150 |
День 5 (Пятница) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Пудинг из творога запеченный | 180 | 200 |
Джем (варенье) | 20 | 20 | |
Чай с лимоном | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из капусты белокочанной с раст. маслом | 100 | 100 |
Суп картофельный с бобовыми (фасоль) | 250 | 300 | |
Печень, тушенная в сметане | 100 | 100 | |
Изделия макаронные отварные | 150 | 200 | |
Компот из кураги | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на весь день | 150 | 150 |
День 6 (Суббота) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша гречневая молочная | 200 | 250 |
Творожный сырок | 50 | 50 | |
Чай с сахаром | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из свеклы отварной и яблок | 100 | 100 |
Щи вегетарианские со сметаной | 250 | 300 | |
Котлеты или биточки рыбные | 80 | 100 | |
Соус томатный | 30 | 50 | |
Картофель отварной | 150 | 200 | |
Отвар из шиповника | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
Неделя №2
День 7 (Понедельник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша из пшена и риса молочная жидкая (“Дружба”) | 200 | 250 |
Сыр порциями | 20 | 30 | |
Масло сливочное фасованное | 10 | 10 | |
Какао с молоком | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Икра из кабачков пром. производства (для питания детей и подростков) | 100 | 100 |
Суп из овощей | 250 | 300 | |
Котлеты рубленные из птицы | 80 | 100 | |
Изделия макаронные отварные | 150 | 200 | |
Компот из ягод | 200 | 200 | |
изделие кондитерское (печенье) | 20 | 20 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 8 (Вторник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару | 120 | 150 |
Кисломолочный продукт | 125 | 125 | |
Чай с лимоном | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из моркови, яблок, апельсинов с соусом салатным | 100 | 100 |
Борщ с капустой и картофелем | 250 | 300 | |
Рыба отварная | 80 | 120 | |
Соус польский | 30 | 30 | |
Пюре картофельное | 150 | 200 | |
Кисель | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 9 (Среда) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Котлета мясная натуральная рубленная | 80 | 100 |
Рис отварной | 150 | 200 | |
Какао с молоком | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из огурцов свежих с зеленью и с раст. маслом | 100 | 100 |
Суп крестьянский с крупой (перловой) | 250 | 300 | |
Мясо, тушенное с картофелем по-домашнему | 230 | 250 | |
Сок фруктовый или овощной | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 10 (Четверг) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Пудинг из творога запеченный | 180 | 200 |
Молоко сгущенное с сахаром | 20 | 20 | |
Чай с лимоном | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из капусты белокочанной с раст. маслом | 100 | 100 |
Уха ростовская | 250 | 300 | |
Фрикадели мясные | 100 | 100 | |
Рис отварной | 150 | 200 | |
Компот из смеси сухофруктов | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 11 (Пятница) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Макароны, запеченные с сыром | 200 | 200 |
Кисломолочный продукт | 125 | 125 | |
Кофейный напиток на молоке | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из помидоров свежих с раст. маслом | 100 | 100 |
Борщ на мясном бульоне со сметаной | 250 | 300 | |
Запеканка картофельная с мясом отварным | 225 | 300 | |
Компот из свежих фруктов | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Изделие кондитерское (пряник, кекс) | 40 | 40 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 12 (Суббота) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша пшенная молочная с тыквой | 200 | 250 |
Творожный сырок | 50 | 50 | |
Чай с сахаром | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из свеклы и яблок с маслом растительным | 100 | 100 |
Щи вегетарианские со сметаной | 250 | 300 | |
Рыба с гарниром (каша гречневая), запеченная в соусе молочном | 220 | 300 | |
Сок фруктовый или овощной | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
Неделя №3
День 13 (Понедельник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Завтрак сухой из круп с молоком | 200 | 250 |
Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару | 70 | 100 | |
Чай с лимоном | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Икра кабачковая (баклажанная) для питания детей и подростков | 100 | 100 |
Суп рыбный из консервов | 250 | 300 | |
Котлеты рубленые из птицы | 80 | 100 | |
Капуста цветная, запеченная под соусом молочным | 150 | 200 | |
Компот из смеси сухофруктов | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 14 (Вторник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Колбаска детская (сосиска), запеченная в тесте | 100 | 100 |
Кисломолочный продукт | 125 | 125 | |
Напиток кофейный на молоке | 200 | 200 | |
Обед | Салат из помидоров свежих с раст. маслом | 100 | 100 |
Борщ с капустой и картофелем | 250 | 300 | |
Тефтели рыбные | 80 | 100 | |
Картофель отварной | 150 | 200 | |
Отвар из шиповника | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Изделие кондитерское | 20 | 20 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 15 (Среда) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Пудинг из творога запеченный | 180 | 200 |
Варенье или джем | 20 | 20 | |
Какао с молоком | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из огурцов свежих с раст. маслом | 100 | 100 |
Суп гороховый на мясном бульоне | 250 | 300 | |
Гренки из хлеба пшеничного | 15 | 15 | |
Бефстроганов из мяса отварного | 80 | 100 | |
Изделия макаронные отварные | 150 | 200 | |
Сок фруктовый или овощной | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 16 (Четверг) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша вязкая на молоке (из овсяных хлопьев) | 200 | 250 |
Сыр порциями | 20 | 30 | |
Масло сливочное фасованное | 10 | 10 | |
Чай с лимоном | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из моркови или из моркови с яблоками с раст. маслом | 100 | 100 |
Щи вегетарианские со сметаной | 250 | 300 | |
Печень, тушенная в соусе сметанном | 100 | 100 | |
Пюре картофельное | 150 | 200 | |
Кисель | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 17 (Пятница) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Тефтели мясные паровые или тефтели мясные школьные | 80 | 100 |
Соус томатный (к тефтелям паровым) | 30 | 50 | |
Свекла тушеная | 150 | 200 | |
Кофейный напиток на молоке | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Икра кабачковая (баклажанная) (для питания детей и подростков) | 100 | 100 |
Суп из овощей | 250 | 300 | |
Птица тушеная | 100 | 100 | |
Каша рассыпчатая гречневая | 150 | 200 | |
Сок фруктовый или овощной | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
изделие кондитерское | 20 | 20 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 18 (Суббота) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша манная молочная жидкая | 200 | 250 |
Пирожок печеный (с яблоком) | 80 | 80 | |
Чай с сахаром | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из огурцов и помидоров свежих с р/м | 100 | 100 |
Рассольник ленинградский | 250 | 300 | |
Котлеты или биточки рыбные | 80 | 100 | |
Картофельное пюре | 150 | 200 | |
Компот из кураги | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
Неделя №4
День 19 (Понедельник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Завтрак зерновой с молоком | 200 | 250 |
Сыр порциями | 20 | 30 | |
Масло сливочное фасованное | 10 | 10 | |
Чай с сахаром | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из моркови с изюмом | 100 | 100 |
Суп вермишелевый на курином бульоне | 250 | 300 | |
Птица отварная | 100 | 120 | |
Рис отварной с овощами | 150 | 200 | |
Компот из свежезамороженных ягод | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 20 (Вторник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Суфле творожное паровое или запеченное | 180 | 200 |
Молоко сгущенное с сахаром | 20 | 20 | |
Напиток кофейный на молоке | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из свеклы с сыром | 100 | 100 |
Щи на мясном бульоне со сметаной | 250 | 300 | |
Гуляш из отварного мяса в томатно-сметанном соусе | 80 | 100 | |
Изделия макаронные отварные | 150 | 200 | |
Кисель | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 21 (Среда) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша пшенная молочная | 200 | 250 |
Кисломолочный продукт | 125 | 125 | |
Чай с лимоном | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из моркови с яблоками с соусом салатным | 100 | 100 |
Суп картофельный с макаронными изделиями на мясном бульоне | 250 | 300 | |
Голубцы с мясом и рисом тушеные | 200 | 300 | |
Компот из свежих фруктов | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Изделие кондитерское | 20 | 20 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 22 (Четверг) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару | 120 | 150 |
Горошек зеленый консервированный | 50 | 50 | |
Кисломолочный продукт | 125 | 125 | |
Какао с молоком | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из капусты белокочанной с раст. маслом | 100 | 100 |
Суп крестьянский с крупой перловой | 250 | 300 | |
Печень по-строгановски | 100 | 100 | |
Пюре картофельное | 150 | 200 | |
Сок фруктовый или овощной | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 23 (Пятница) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Котлета мясная натуральная рубленная | 80 | 100 |
Капуста тушеная | 150 | 200 | |
Чай с сахаром | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из помидоров и огурцов свежих с раст. маслом | 100 | 100 |
Суп с изделиями макаронными (лапша) на бульоне из птицы | 250 | 300 | |
Птица отварная | 150 | 120 | |
Картофель отварной | 150 | 200 | |
Компот из сухофруктов | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 24 (Суббота) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша гречневая молочная | 200 | 250 |
Сыр порциями | 20 | 30 | |
Масло сливочное фасованное | 10 | 10 | |
Кофейный напиток на молоке | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из капусты, огурцов и сладкого перца с раст. маслом | 100 | 100 |
Суп картофельный на мясном бульоне | 250 | 300 | |
Мясо отварное (говядина) | 80 | 100 | |
Рис отварной | 150 | 200 | |
Соус томатный | 30 | 50 | |
Компот из плодов свежих | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
Что готовить дома и в школу на перекус
Для ребенка, важно принимать пищу не только в отведенные часы, но и делать небольшие перекусы. Лучше всего, если эти продукты он будет брать из дома, а не покупать в местной столовой.
Помимо этого, стоит обратить внимание на возраст ребят. Дело в том, что ребята старших классов зависят от мнения большинства и поэтому навряд ли согласятся взять запеканку, а для школьника 10 лет, это нормальные вещи.
Что готовить:
- Фрукты, орехи.
- Йогурт, сырковая или творожная масса.
- Бутерброды на основе злакового хлеба с мясными ломтиками или свежими овощами.
- Роллы домашнего производства.
- Вареное яйцо, свежие овощи, мясо птицы.
- Ягодные или творожные запеканки.
Это основа, но в зависимости от ваших предпочтений, можно скомбинировать или добавить что-то свое.
Приучать ребенка к нормальному питанию нужно с раннего возраста. А сделать это можно только личным примером. Поэтому, совершать переход на полноценное питание и правильный режим, нужно только вместе.
Завтрак
Утро для родителей маленьких школьников чаще всего бывает напряженным. Времени мало, а дел много. Но все-таки время на завтрак выделить нужно. Именно завтрак заряжает ребенка энергией на целый день. Прежде чем приступать к завтраку, ребенку необходимо проснуться. Выход один – вставать раньше! С утра диетологи предлагают нам кормить ребенка основным блюдом, бутербродом и напитком.
Ну а теперь завтраки на целую неделю.
-
Понедельник: сырнички с яблочками и сметанкой и чай.
-
Вторник: молочная рисовая каша с изюмом и какао.
-
Среда: омлет с сырком и чай с сахаром.
-
Четверг: кашка из гречки с молоком и цикорий.
-
Пятница творожные оладушки с медом и чай с молоком.
-
Суббота: овсяная каша с ягодами и какао.
-
Воскресение: пшенная кашка с тыквой и чай с медом.
Так же рекомендуется эти завтраки дополнить бутербродами с сыром, куриной грудкой, рыбой, маслом.
Второй завтрак
Второй завтрак – это школьный завтрак! Он приходится обычно на перемену между вторым и третьим уроками. Со вторым завтраком возможны два варианта:
- Ребенок кушает в столовой. Тогда родители не могут повлиять на то, что он будет есть.
- Ребенок не кушает в столовой. Тогда родители дают ему что-нибудь с собой в красивом, удобном контейнере.
Что положить в контейнер? Полезные углеводы, белок и что-то сладенькое! Сладкое – это глюкоза. А она необходима мозгу в моменты наивысшего умственного напряжения, которое как раз и приходится на 2 и 3 уроки в школе. Так что можно порадовать ребенка двумя, тремя кусочками шоколада.
Для обеспечения углеводами и белками можно положить в контейнер:
- сырники;
- творожную запеканку;
- бутерброд из хлеба грубого помола со слабо-соленой красной рыбой;
- бутерброд с сыром
- бутерброд с куриной грудкой.
Не забудьте про фрукты, подойдут яблоки, груши, бананы. Ну и бутылочка чистой воды не помешает.
Обед
На обед обязательно нужно кушать первые блюда. Без них проблемы с пищеварением вам гарантированы. Супы можно готовить на мясном или рыбном бульоне, на бульоне из мяса птицы. Вегетарианские супы также подойдут.
Кроме супов в обед входят салатик, второе блюдо с гарниром и напиток.
-
Понедельник: салат из капусты и морковки, борщ, куриная котлетка с картофельным пюре.
-
Вторник: салат из свеклы, бульончик с яйцом, говяжьи биточки с тушеной капустой.
-
Среда: баклажанная икра, картофельный супчик, тушеная печенка с рисом.
-
Четверг: салатик из редиски с яйцом, рассольник, рыбная котлета с цветной капустой.
-
Пятница: салат из яблока и морковки со сметаной, суп-лапша, бефстроганов с тушеными овощами.
-
Суббота: икра из кабачков, свекольник, рыба запеченая с картошкой.
-
Воскресение: салат из огурцов, суп из овощей, биточки из кальмара с макаронами.
Не забудьте про напитки. Для обеда подойдут: компоты, кисели, соки.
Полдник
Полдник по традиции считается перекусом. Легким приемом пищи, который позволяет ребенку безболезненно дожить до ужина. Но и перекусывать нужно с умом. Вот что рекомендуется кушать на полдник.
-
Понедельник: кефир с печеньем и апельсин.
-
Вторник: молоко с творожной булочкой и яблоко.
-
Среда: кефирчик с овсяным печеньем и груша.
-
Четверг: молоко с булочкой и запеченым яблоком.
-
Пятница простокваша с бисквитом и фруктовое желе.
-
Суббота: чай с булочкой с изюмом и молочное желе.
-
Воскресение:кефир с творожным печеньем и груша.
Ужин
Завершающая вечерняя трапеза. Важно, чтобы ужин был подан не позднее, чем за два часа до сна. Давать на ужин мясо не рекомендуется. Иначе ребенку будет трудно заснуть. Ужин включает в себя основное блюдо и напиток.
-
Понедельник омлет с горошком и напиток из шиповника.
-
Вторник: картофельные зразы с мясом и чай с медом.
-
Среда: блины с творогом и изюмом с молоком.
-
Четверг: запеканка из вермишели и творога и чай с вареньем.
-
Пятница: рисовый пудинг с изюмом и курагой плюс кефир.
-
Суббота: омлет с помидорами и цикорий с молоком.
-
Воскресение: картофельные котлеты со сметаной и молоко.
Хочу заметить, что хоть представленное выше меню и является сбалансированным и правильно составленным, оно не является единственно верным. И не может быть идеальным абсолютно для всех.
Но на его основе вы можете составить свое собственное меню, которое будет соответствовать вкусовым предпочтениям вашего ребенка. Например, мои дети ни в какую не хотят есть тушеную капусту, и вообще любые тушеные овощи. Их проще свежими накормить, что я и делаю.
Рецепты для школьного меню
- На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
- В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
- Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
- Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
- К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.
В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.
Рыбные зразы с творогом
Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.
Рассольник
Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.
Заливные шарики из мяса
Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.
Возможные проблемы
В питании ребенка школьного возраста возможны разные проблемы, с которыми родители должны уметь вовремя справляться.
Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?
У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.
В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.
Быстрые перекусы в школьной столовой
Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ученик покупает в столовой выпечку, родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой и обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Также давайте ребенку с собой полезную альтернативу школьным булочкам, например, фрукты, йогурты или домашнюю выпечку.
Отсутствие аппетита из-за стресса
Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.
Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.
Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?
На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:
- Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.
- У него появились проблемы со стулом.
- Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.
- Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.
- На коже появились высыпания.
Переедание
Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.
Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.
Советы
- Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.
- Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
- Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.
- http://detskie-recepty.ru/detskoe-pitanie/menyu-shkolnika-na-nedelyu-s-receptami/
- https://EdaKarapuza.ru/pitanie/menu/pitanie-shkolnika.html
- http://detskoerazvitie.info/primernoe-menyu-shkolnika-na-nedelyu-tablica/
- https://edatop.ru/1311-shkolnoe-menu.html
- https://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/menyu-dlya-shkolnika-na-nedelyu/
- https://pitportal.ru/technolog/4603.html
- https://zen.yandex.ru/media/id/5ca844e52af6a600b384e5e9/pravilnoe-pitanie-shkolnika-osnovy-raciona-i-principy-sostavleniia-meniu-5cae31ba62cdb800b3b9483b