Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику – по экономике и бизнесу

Содержание
  1. Структура и редакции 44-ФЗ
  2. Краткое содержание закона
  3. Что представляет собой система государственных закупок в настоящее время: основные элементы
  4. Что определяет закон
  5. Выполнение госзаказов
  6. Правовое регулирование
  7. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ
  8. Чем регламентируются госзакупки?
  9. Какие формы закупок существуют?
  10. Как проходит оплата поставщикам
  11. Законодательство России о публичных закупках
  12. Как проводятся закупки
  13. Для чего нужны государственные и муниципальные закупки?
  14. Преимущества для участников
  15. Единая система госзакупок: заказчики и поставщики
  16. ЕИС и ЭТП
  17. Где осуществляются закупки
  18. Субъектный состав отношений в сфере закупок
  19. Где искать сведения о закупочных процедурах
  20. Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ
  21. Какие виды торгов существуют?
  22. Где размещается информация о проводимых закупках?
  23. Контроль в закупках
  24. Виды торгов по 44-ФЗ
  25. Конкурентные
  26. Закупка у единственного поставщика, как неконкурентное закупочное мероприятие
  27. Оптимальные процедуры для новичков
  28. Закрытый формат
  29. Кто может быть участником тендера

Структура и редакции 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Последняя редакция с изменениями вступила в силу 1 июля 2020 года, но некоторые поправки начнут действовать только с 1 января 2021 года.

Ранее действовала последняя редакция 2019 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2020, именно по ней проводились закупки в 1 половине 2020 года — до июля. Теперь работает последняя редакция 2020 года, но до начала 2021 года правила могут вновь поменяться.

Краткое содержание закона

  • Глава 1. Основные понятия, которыми оперирует закон о тендерах и принципы, на которых строится вся система торгов.
  • Глава 2. Посвящена процессам планирования, обоснования и общественного обсуждения закупок.
  • Глава 3. Осуществление закупок по 44-ФЗ. Подробно рассматривается процесс закупок, все процедуры от способов выбора поставщиков до расторжения контракта.
  • Глава 4. Анализ и оценка системы работы закупок.
  • Глава 5. О разных видах контроля, осуществляемых самим заказчиком или специальными органами, реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков.
  • Глава 6. Описывает процесс подачи жалобы и ее рассмотрения, а также вопросы ответственности сторон.
  • Глава 7. Отдельные виды закупок: энергосервисные, оборонные заказы и другие виды тендеров.
  • Глава 8. Рассказывает, когда положения закона вступили в силу, какие из них ее утратили.

Что представляет собой система государственных закупок в настоящее время: основные элементы

Во-первых, система государственных закупок представляет собой комплекс мероприятий, цель которых — максимально выгодное для заказчика приобретение за счет бюджетных средств товаров и услуг, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Во-вторых, система государственных закупок представляет собой не только совокупность действий в сфере госзаказа, но и включает в качестве своих элементов участвующих в закупке лиц, в т. ч.:

  • заказчиков;
  • поставщиков;
  • участников торгов/конкурсов и иных форм проведения госзакупок;
  • уполномоченные и контрольные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти различных уровней по регулированию контрактной системы в рассматриваемой сфере;
  • специализированные организации;
  • операторы электронных торговых площадок;
  • экспертов / экспертные организации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данную область правоотношений, является закон «О контрактной системе» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Специальным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ урегулированы правила проведения госзакупок в тех ситуациях, когда в роли заказчика выступает организация, созданная при участии государства, а также в некоторых иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ.

Немаловажным фактором является и включение в систему госзакупок специальных технических и информационных средств, в т. ч. специализированной информационной системы.

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Выполнение госзаказов

Участником тендера на выполнение государственного заказа может выступать любое юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель. Для участия в госзакупке необходимо пройти регистрацию в Единой информационной системе, а затем получить автоматическую аккрдитацию на 8 федеральных площадках, которые проводят торги по 44-ФЗ (и закупки по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства). Посл этого необходимо подать заявку и принять участие в тендере.

В данном случае рассматривается участие именно в электронном аукционе, т.к. сейчас это форма является наиболее распространенной для государственных и муниципальных закупок. Для участия в торгах по 44-ФЗ необходимо предоставлять обеспечение заявки всем поставщикам, а победителю торгов – обеспечение исполнения контракта. Это является неотъемлемым условием и чаще всего выступает в форме банковской гарантии

Правовое регулирование

Компании и учреждения, которые полностью или частично принадлежат государству, обязаны проводить закупки товаров, работ и услуг по нормам закупочного законодательства.

Все закупки можно разделить на три крупные группы:

  1. Госзакупки по нормам 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По указанному закону закупаются государственные и муниципальные учреждения, которые ведут свою деятельность за бюджетный счет: больницы, образовательные учреждения, местные администрации и пр. Действие указанного закона распространяется на такие сферы, как планирование закупки, ее проведение, выбор победителя и подписание с ним контракта, а также его исполнение, приемку и оплату. Победитель в рамках 44-ФЗ может отбираться по критериям цены или по иным нестоимостным характеристикам (цена, опыт, квалификация участника и пр.).
  2. Закупки по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проводят отдельные категории юрлиц. Это, в частности, компании с долей государственного участия не менее 50%, их дочерние компании и дочерние компании самих «дочек»; естественные монополии (нефтегазовый сектор, РЖД, Почта и пр.); учреждения, задействованные в регулируемых видах деятельности (например, водоснабжении и энергетике и пр.); бюджетные учреждения, закупающие товары, работы и услуги на гранты и субсидии, а также на собственные средства. Указанный закон менее строго регулирует процесс отбора поставщика, и ключевые условия проведения закупок заказчик указывает самостоятельно и прописывает в Положении о закупке. Заказчики по 223-ФЗ вправе установить свои правила отбора поставщика, указать собственные сроки проведения закупки и пр. Исключение составляют закупки у единственного поставщика и субъекты малого предпринимательства. Такие закупки могут проводиться на ЭТП четырьмя видами: аукцион, конкурс, запрос предложений и запрос котировок исключительно на электронных площадках.
  3. Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации, которые не входят в вышеперечисленные перечни. Они могут определять правила закупки самостоятельно с опорой на Гражданский кодекс.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки, контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Какие формы закупок существуют?

Различают несколько видов организации закупок. Закупки бывают конкурентные и неконкурентные. В конкурентных участвуют много поставщиков, они соревнуются за победу и заключение контракта с заказчиком. Неконкурентными считаются всего один вид закупок – у единственного поставщика. Заказчик быстро и просто приобретает товар у конкретного продавца. Регулируются неконкурентные закупки по 93 статье 44-ФЗ. Там указаны все основания для такого рода закупок. Наиболее часто они проводятся по причине подписания контракта с естественными монополиями, в случае закупки до 300 тысяч рублей, и также тендеры, которые проводились другими способами, но не состоялись из-за отклонения всех заявок кроме одной. Чтобы неконкурентная закупка считалась действительной, заказчику необходимо обосновать, почему нельзя организовать конкурентную.

Теперь вернёмся к конкурентным закупкам, как наиболее распространенным формам тендеров. Они могут проводиться с организацией торгов и без торгов. Тендеры, в которых участники могут торговаться, проводятся в виде аукциона или конкурса.

Конкурс организуется с учетом не только критериев цены, но и не менее двух других требований к поставщику. Заказчик устанавливает требования, под каждое определяя количество баллов и механизмы подсчета. Преимущества в конкурсах получают поставщики, имеющие большой опыт работы, или лучшее качество техники и другие подобные параметры, которые влияют на количество полученных баллов.

Не менее распространены тендеры без торгов, когда участники один раз предлагают свою цену контракта. Изменить ее после анализа предложенных цен конкурентов невозможно. К таким закупкам относятся запрос котировок и запрос предложений. Они проводятся намного быстрее аукционов и конкурсов, так как требуют меньше документации. Такой вид тендеров организуется, когда закупка стандартная и провести её надо в короткий срок. Из всех способов закупочной деятельности, запрос котировок является самым быстрым.

Запрос котировок по форме напоминает аукцион, но проводится без торга. «Котировка» означает «цена». Заказчик выставляет требования в извещении к нужному товару и запрашивает цену у участников, по которой они готовы поставлять этот товар. Поставщики выдвигают свое ценовое предложение и изменить его в ходе тендера уже не могут. Заказчик выбирает победителя, которым окажется тот, кто больше всего соответствует условиям извещения, и чья заявка не противоречит закону и чья цена минимальна. Если подходящих кандидатов оказывается несколько, то побеждает тот, кто первым подал заявку. Этот способ закупок самый популярный, так как проще, быстрее и меньше усилий требуется от заказчика, в виде заполнения критериев в извещении.

Запрос предложений представляет собой что-то вроде конкурса, который проводится без торгов. Здесь учитывается не одна цена как в запросе котировок, а совокупность факторов, из которых складывается предложение поставщиков (срок, качество и т.д.). У кого в заявке будет содержаться больше преимуществ, тот и победил.

Конкурентные переговоры — один из самых свободных видов закупок из всех перечисленных выше. Заказчик выбирает среди двух или более участников того поставщика, который для него предпочтительней. Независимо от способа проведения конкурентных переговоров, заказчик до их начала должен определить для себя минимум оценочных критериев, ниже которых закупка будет невыгодной.

Помимо этого, есть и другие формы организации закупок: запрос оферт, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и т.д.

 

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Законодательство России о публичных закупках

Законодательство России о публичных закупках находится в состоянии «постоянного реформирования». Большое количество принимаемых в рассматриваемой сфере законов и иных нормативных актов, а также постоянное их «латание» специалисты объясняют отсутствием целостной концепции совершенствования законодательства о закупках^

За период с 1992 по 2015 г. принято 10 специальных федеральных законов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере (без учета законов о внесении изменений в другие законы). Часто применяемыми законами при проведении публичных закупок помимо специальных законов о закупках являются ГК РФ и Закон о защите конкуренции.

Механизм реализации законодательных норм обеспечивается многочисленными нормативно-правовыми актами подзаконного уровня (прежде всего постановлениями Правительства РФ).

Ключевыми законодательными актами, на которых основывается вся система публичных закупок России по состоянию на 1 января 2016 г, являются Закон о контрактной системе и Закон о закупках товаров, работ, услуг

Стоит отметить возрастающую роль межправительственных соглашений в сфере публичных закупок. Особое значение для нашей страны имеют договоры в рамках ЕАЭС, в частности разд. ХХИ Договора о ЕАЭС («Государственные (муниципальные) закупки»), а также приложение № 25 к этому договору (Протокол о порядке регулирования закупок). Наднациональное регулирование закупок осуществляется и в других регионах мира, в частности в Европейском Союзе‘.

В связи со вступлением России в ВТО актуальным является вопрос о присоединении страны к соглашению ВТО о государственных закупках (GPA).

Первая подсистема (вид закупок) — государственные и муниципальные закупки, осуществление которых регулируется прежде всего Законом о контрактной системе. Вторая подсистема — «корпоративные» закупки (Закон № 223-ФЗ). Третья подсистема — иные публичные закупки хозяйствующих субъектов, добровольно взявших на себя обязанности по осуществлению сложных закупочных процедур (как правило, это крупные юридические лица, принявшие внутренние локальные акты о закупках, организовавшие собственные закупочные отделы и проводящие закупки; эти субъекты проводят закупки, во-первых, по экономическим причинам — из-за большого объема закупаемой продукции, при котором сложно обеспечить процесс заключения договоров по оптимальным ценам без образования собственной закупочной системы, во-вторых, из соображений престижа). Иные публичные закупки проводятся в соответствии с общими положениями гражданского законодательства России.

Размещение государственного оборонного заказа, а также заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв осуществляется в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, с учетом особенностей, установленных соответственно Законом «О государственном оборонном заказе» и Законом № 79-ФЗ. Государственный оборонный заказ является видом государственного заказа, а закупки, проводимые для реализации государственного оборонного заказа, являются видом государственных закупок. В свою очередь, ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа. Таким образом, заказы на поставку материальных ценностей в государственных резерв являются частью государственного оборонного заказа.

Следует добавить, что в настоящий момент продолжают действовать еще два специальных закона, регулирующих отношения в сфере государственных (муниципальных) закупок: Закон № 53-ФЗ и Закон № 60-ФЗ. Указанные законы, принятые более двух десятилетий назад, являются весьма небольшими по объему и содержат лишь некоторые специальные нормы, регулирующие отношения в сфере публичных закупок (в связи с чем представляется логичным включение этих специальных норм в текст Закона № 44-ФЗ с одновременным признанием утратившими силу указанных законов).

Закон № 44-ФЗ и подзаконные нормативные акты, принятые в соответствии с ним, представляют собой весьма объемный нормативно-правовой массив. Закон № 223-ФЗ и совокупность подзаконных актов, принятых в соответствии с ним, значительно меньше по объему нормативного материала по государственным (муниципальным) закупкам.

Как проводятся закупки

Обновленный закон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение — некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта;
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Для чего нужны государственные и муниципальные закупки?

Развитие рыночных отношений не мешает государству каждый год вкладывать бюджетные средства в закупки, чтобы удовлетворить собственные нужды, дать толчок к развитию экономики как на федеральном, так муниципальном уровне.

  • Постоянно происходит размещение заказа как на поставку товаров, так оказание услуг или выполнение различных работ.
  • Поставщик выявляется только в результате конкурентной борьбы после проведенных торгов, при условии соблюдения выдвинутых требований, указанных в подготовленном пакете.
  • Победитель выдвигает выгодное предложение, чтобы заключить контракт, выполнить и получить бюджетные средства, столь необходимые для развития бизнеса.
  • Сама процедура теперь регулируется принятым в 2013 году федеральным законом № 44, где говорится о контрактной системе в сфере закупок, работ и услуг.
Перед тем, как поучаствовать в государственных торгах, следует внимательно изучить положения федерального закона и документацию, где прописаны все условия.

Преимущества для участников

Преимущества государственных закупок для участников очевидны:

  1. Они получают крупные финансовые вливания.
  2. Приобретают крупных клиентов.
  3. Формируют положительный имидж на рынке.
  4. Приобретают колоссальный опыт работы и полезные связи.

Для участников из числа малого бизнеса в государственных закупках действуют квоты, что позволяет им расширить свое участие на рынке и увеличить прибыль.

Единая система госзакупок: заказчики и поставщики

В качестве заказчика могут выступать:

  • госорганы (в т. ч. органы госвласти);
  • органы управления государственным внебюджетным фондом;
  • государственные и муниципальные казенные учреждения, выступающие от имени РФ (субъекта РФ) или муниципального образования соответственно;
  • прочие получатели средств госбюджета различных уровней, уполномоченные на размещение заказов на поставку товаров или оказание услуг за счет бюджетного финансирования (пп. 5–6 ст. 3 закона № 44-ФЗ);
  • юрлица, имеющие долю участия государства в уставном капитале не менее 50% и их дочерние компании;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • организации, осуществляющие госзакупки за счет грантов от граждан и юрлиц, а также за счет субсидирования федеральным бюджетом (п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Участвовать в госзакупках в роли потенциальных поставщиков могут юрлица абсолютно любых организационно-правовых форм, независимо от их формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала, за исключением оффшорных компаний.

Система государственных закупок представляет собой также поле деятельности для физлиц, в т. ч. имеющих регистрацию в форме индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 3 закона № 44-ФЗ, п. 1 ст. 1 закона № 223-ФЗ). Они также могут выступать в роли участников госзакупок.

ЕИС и ЭТП

Вся закупочная деятельность в Российской Федерации осуществляется через Единую информационную систему в сфере закупок.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) – совокупность всей информации о закупках, которая формируется, обрабатывается и хранится в одном месте. ЕИС обеспечивает доступ к сведениям о тендерах на официальном сайте. Доступ к нему свободный и бесплатный, поэтому вся информация о контрактной системе в сфере закупок, о закупках товаров, работ и услуг открыта всем. Из-за публичности всех закупочных процессов, от планирования до завершения исполнения контрактов, тендеры стали более прозрачными.

Чтобы участвовать в закупках, необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого, необходимо пройти идентификацию, аутентификацию и авторизацию. Для осуществления этих процедур, необходимо воспользоваться сертификатом ключа проверки электронной подписи. С 1.01.2020 года все участники закупок должны проходить обязательную регистрацию в ЕИС. После этого, они получают аккредитацию на всех федеральных площадках. Госучреждения могут создавать свои интернет-порталы для публикации сведений о закупках. Вся информация с этих площадок обязательно попадает в ЕИС.

Электронная торговая площадка (ЭТП) – это платформа, на которой государственные и коммерческие организации публикуют информацию о закупках, после чего участники могут подать заявки, сделать ценовое предложение и заключить контракт. Электронные торговые площадки обеспечивают взаимодействие между участниками закупок — заказчиками и поставщиками.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону

Субъектный состав отношений в сфере закупок

В отношениях в сфере публичных закупок принимают участие следующие виды субъектов: 1) заказчики; 2) участники закупок (поставщики, исполнители, подрядчики); 3) регулирующие и контролирующие органы.

Правовой статус указанных субъектов отношений в сфере публичных закупок во многом зависит от вида закупок, в которых эти субъекты участвуют. В связи с этим целесообразно рассмотреть состав заказчиков отдельно в каждой из подсистем закупочной системы России.

Состав заказчиков. Заказчиками в государственных и муниципальных закупках (Закон № 44-ФЗ) выступают три вида субъектов: 1) государственные заказчики; 2) муниципальные заказчики; 3) бюджетные учреждения.

К категории государственных заказчиков относятся следующие субъекты, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки: государственные органы (в том числе органы государственной властиуправления государственными внебюджетными фондами; государственные казенные учреждения.

К категории муниципальных заказчиков относятся следующие субъекты, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки: муниципальные органы; муниципальные казенные учреждения.

Государственные и муниципальные заказчики действуют соответственно от имени Российской Федерации (субъекта РФ) или муниципального образования и проводят закупки исключительно в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Бюджетные учреждения («иные» заказчики) вправе проводить свои закупки не только в соответствии с Законом № 44-ФЗ, но и в соответствии с Законом № 223-ФЗ (при соблюдении условий, указанных в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

По решению государственных (муниципальных) органов в целях централизации закупок могут быть созданы уполномоченные органы HRW уполномоченные учреждения, т. е. государственные (муниципальные) органы или казенные учреждения, осуществляющие закупки в интересах нескольких заказчиков (примером уполномоченного органа является департамент г. Москвы по конкурентной политике’).

Заказчиками в «корпоративных» закупках (Закон № 223-ФЗ) выступают три вида субъектов: 1) «основные» заказчики; 2) дочерние и «внучатые» общества «основных» заказчиков; 3) бюджетные учреждения.

К числу «основных» заказников по Закону № 223-ФЗ относятся:

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • субъекты естественных монополий
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  • государственные унитарные предприятия
  • муниципальные унитарные предприятия
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%.

Стоит отметить, что часть «основных» заказчиков и их дочерних и «внучатых» обществ выведены из-под действия Закона № 223-ФЗ: из состава некоторых видов «основных» заказчиков (субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности) исключены организации, выручка которых от их «профильных» видов деятельности не превышает 10% от общей суммы выручки за год; из состава дочерних и «внучатых» обществ некоторых видов «основных» заказчиков (субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности) исключены такие, у которых эти «основные» заказчики и их дочерние общества осуществляют закупки, приносящие не более 5% от всей суммы выручки за четыре предыдущих квартала.

В чем заключается основное отличие состава субъектов-заказчиков по Закону № 44-ФЗ от состава субъектов-заказчиков по Закону № 223-ФЗ? Заказчиками по Закону № 44-ФЗ являются субъекты, которые являются государственными или муниципальными как с юридической, так и с экономической точек зрения (за исключением государственных корпораций «Росатом» и «Роскосмос», являющихся де-юре частными организациями). Заказчиками же по Закону № 223-ФЗ являются хозяйствующие субъекты, в большинстве своем (за исключением унитарных предприятий и автономных учреждений) являющиеся частными с юридической точки зрения, но государственными (муниципальными) — с экономической точки зрения.

Хозяйственные общества со 100%-ным государственным участием, например, являются частными организациями (с юридической точки зрения). Более того, такие организации не являются получателями бюджетных средств в соответствии с БК РФ даже в случае фактического получения средств из государственного бюджета (наделение статусом получателя бюджетных средств связано не с фактом получения средств из бюджета, а с правовым статусом субъекта: таковыми признаются государственные органы, казенные учреждения и другие субъекты, указанные в ст. 6 БК РФ). Вместе с тем указанные хозяйствующие субъекты фактически с экономической точки зрения являются и государственными (так как 100% акций (доли в уставном капитале) находится в собственности государства)’, и «бюджетополучателями» (поскольку фактически получают средства из бюджета), в связи с чем законодатель посчитал необходимым ввести регулирование закупок таких субъектов^.

Заказчиками в иных публичных закупках могут выступать любые хозяйствующие субъекты, которые не включены в перечни заказчиков по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ. Такими субъектами могут быть юридические лица (например, фонды), физические лица (в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) и иные субъекты (например, крестьянские (фермерские) хозяйства, не являющиеся юридическими лицами). Заказчики в иных публичных закупках принимают на себя бремя организации и ведения закупочной деятельности добровольно в отличие от заказчиков в государственных (муниципальных) закупках и «корпоративных» закупках, для которых осуществление закупок является обязательным в соответствии с требованиями законодательства.

Состав участников закупок. Участниками государственных и муниципальных закупок (Закон № 44-ФЗ) могут быть: любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала; любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Участниками «корпоративных» закупок (Закон № 223-ФЗ) могут быть: любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала; несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки; любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель; несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Участниками иных публичных закупок могут выступать хозяйствующие субъекты, отвечающие требованиям к участникам конкретной закупки. Указанные требования содержатся в правилах конкретной электронной площадки, внутренних документах заказчика, регулирующих порядок проведения закупок, в документации по конкретной закупке (закупочной документации).

В чем заключается отличие состава участников государственных (муниципальных) закупок (Закон № 44-ФЗ) от состава участников «корпоративных» и иных публичных закупок? В государственных и муниципальных закупках (Закон № 44-ФЗ) участником закупки может быть только одно юридическое лицо или только одно физическое лицо. В «корпоративных» закупках участниками закупок могут быть также несколько юридических лиц или несколько физических лиц.

Таким образом, участие консорциумов и иных предпринимательских объединений в государственных (муниципальных) закупках с одной стороны, и в «корпоративных» закупках, с другой стороны, имеет существенные различия. При проведении государственных (муниципальных) закупок консорциумы и иные предпринимательские объединения не рассматриваются в качестве самостоятельного субъекта закупочного процесса’. Участники консорциума заранее должны определить, какой из хозяйствующих субъектов, входящих в консорциум, будет выступать в закупках в качестве участника закупки и после проведения закупки и подписания договора в качестве поставщика. В случае возникновения спора в рамках этого контракта государственный заказчик будет предъявлять требования непосредственно этому хозяйствующему субъекту, а не консорциуму в целом. Впоследствии этот участник консорциума сможет в порядке регресса взыскать убытки с иных участников консорциума (формально не выступавших поставщиками в отношениях с государственным заказчиком).

При проведении «корпоративных» закупок консорциумы и иные предпринимательские объединения могут рассматриваться в качестве самостоятельного субъекта закупочного процесса (если это предусмотрено «положением о закупке» конкретного заказчика и закупочной документацией). Это значит, что в случае возникновения спора в рамках заключенного контракта заказчик сможет предъявлять требования не только субъекту, с которым он подписал договор, но и иным участникам консорциума.

Теоретически еще больший круг участников закупок может быть в иных публичных закупках (участниками закупок могут быть субъекты, не являющиеся юридическими или физическими лицами, например крестьянские (фермерские) хозяйства). Круг потенциальных участников закупок в иных публичных закупках, как уже было отмечено, зависит от правил конкретной электронной площадки, внутренних документов заказчика о закупках и закупочной документации.

Регулирующие и контролирующие государственные (муниципальные) органы в сфере публичных закупок. Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственных и муниципальных закупок, является Минэкономразвития России.

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок уполномочены осуществлять следующие три вида государственных (муниципальных) органов: 1) органы, осуществляющие непосредственный контроль в сфере закупок; 2) финансовые органы; 3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

К органам, осуществляющим непосредственный контроль в сфере государственных (муниципальных) закупок, относятся:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России);
  • контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (ФАС России);
  • органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • органы местного самоуправления муниципального района, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К финансовым органам относятся:

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство”*);
  • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами.

К органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся:

  • Федеральное казначейство (ст. 269′ БК РФ);
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций. Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).

Законом № 44-ФЗ предусмотрен также ведомственный контроль в сфере закупок, который уполномочены осуществлять государственные органы. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами и муниципальные органы в отношении подведомственных им заказчиков

Где искать сведения о закупочных процедурах

Сведения о закупках в электронной форме дополнительно публикуются на одной из 8 площадок, прошедших правительственный отбор: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, НЭП, Росэлторг, ZakazRF, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ, АО «РАД». Для проведения закрытых электронных процедур может использоваться площадка АСТ «ГОЗ».

Сведения о закупках по 223-ФЗ также публикуются в ЕИС. Заказчик может не размещать здесь данные о закупках на сумму в пределах 100 тыс. р., а также в пределах 500 тыс. р. при годовом объеме закупок более 5 млрд р.

Перед тем как принять участие в закупках, поставщику стоит убедиться, что поставляемые им товары, работы и услуги являются востребованными в регионе его участия. Подобрать подходящие закупки поставщик может по ОКПД-2 или ключевым словам. Также участник может ориентироваться на размещенный план-график заказчика по 44-ФЗ или закупочный план по 223-ФЗ.

Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ

Основные законы, регулирующие закупочную деятельность – 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также КоАП РФ. Первый закон регламентирует закупки бюджетных организаций, второй – закупки компаний, которые наполовину и более принадлежат государству, а Кодекс об административных правонарушениях регулирует общественные отношения по привлечению к ответственности за совершения правонарушений в сфере закупок (ст. 7.30).

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок имеет гораздо более серьезные требования к участникам. Он регулирует закупки государственных организаций, федеральных и муниципальных структур. То есть, торгово-закупочная деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ детально прописано, как должны закупаться товары, работы и услуги в больницы, школы, администрации и т.д. Также указаны сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Госзакупки размещаются на федеральных электронных площадках.

223-ФЗ регулирует тендеры для госкорпораций, субъектов естественных монополий. В нем прописаны только основные правила проведения тендеров. В остальном, намного больший простор для участия. Детали проведения не указаны в законе, каждый заказчик волен самостоятельно их разрабатывать и каждый год заново утверждать в Положении о закупках. Поэтому, его необходимо тщательно изучать. Оно находится в ЕИС и на сайте заказчика. Тендеры по 223-ФЗ размещают на федеральных и коммерческих площадках

Какие виды торгов существуют?

Это позволит сразу узнать о проводимых торгах, выдвигаемых условиях, сроках и баллах, чтобы пройти отбор. Нужно правильно выбрать вид торгов перед тем, как подать заявку.

  • Конкурентные закупки сегодня представлены аукционами и конкурсами. Они могут быть открытыми, закрытыми или проводится на электронных торговых площадках. Количество этапов и ограничений указывает заказчик.
  • Неконкурентный способ связан с тем, что закупка делается у одного поставщика или непосредственно на товарной бирже. При этом происходит запрос котировок, в частности, если речь идет о гуманитарной помощи.
Сегодня закупки все чаще делают на открытых конкурсах (25 %) и электронных аукционах, так как на их долю приходится свыше 55 процентов заключенных контрактов.

Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС).

Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

Конкурентные

К конкурентным закупкам по 44-ФЗ относят:

  1. Конкурс. Различают такие виды конкурса, как открытый, конкурс в электронной форме, закрытый, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.
  2. Аукцион. Открытый аукцион сегодня проводится исключительно в электронной форме, при закрытом же конкурсе возможно проведение аукциона в бумажном и электронном форматах.
  3. Запрос котировок, а также электронный запрос котировок.
  4. Запрос предложений и электронный запрос предложений.

Заказчик размещает закупки различными способами в зависимости от критерия отбора поставщика. Так, если единственным значимым критерием для отбора поставщика является цена, то обычно заказчики делают выбор в пользу закупки в форме аукциона. Также Правительством утвержден определенный перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики могут закупать исключительно через аукцион. Если, помимо цены, для заказчика имеют значение иные характеристики поставщика, то он выбирает закупку в виде конкурса.

Конкурс с ограниченным участием практикуется при заказах сложных и инновационных товаров, работ и услуг. В рамках этой процедуры участники первоначально проходят предквалификационный отбор, требования ко всем поставщикам едины. В рамках двухэтапного конкурса могут предъявляться дополнительные требования к участникам, а первый этап нередко используется для уточнения технического задания заказчиком. Он проводится, например, при закупках научных изысканий и экспериментов и пр.

С 2019 года заказчик обязан проводить открытый конкурс в электронном виде. Бумажные версии закупок сохранены только для ограниченного круга закупок.

Запрос котировок применяется при условии НМЦК в пределах 500 тыс. р. В закупке побеждает участник, который предложил самую низкую цену. Проводится в электронной версии или путем передачи бумажных конвертов заказчику. Годовой объем закупок через запрос котировок не должен превышать 10% от СГОЗ.

Запрос предложений – это мини-конкурс, когда участники оцениваются по нескольким параметрам: например, цена и опыт работы. В рамках запроса предложений допускается переторжка, когда участники могут изменить свое предложение по цене в лучшую сторону. Запрос предложений проводится по ограниченному перечню оснований, например, при признании повторного конкурса несостоявшимся или при закупках жилья для детей-сирот.

Закупка у единственного поставщика, как неконкурентное закупочное мероприятие

Неконкурентной закупкой является закупка у единственного поставщика. Она проводится только в ограниченных случаях, которые перечислены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Это, например, признание конкурса или аукциона несостоявшимся; проведение закупки на сумму до 300 тыс. р.; закупки у естественных монополий; закупки в условиях ЧС и направленные на ликвидацию аварий и пр.

Оптимальные процедуры для новичков

Оптимальными формами закупки для новичка являются электронный запрос котировок и аукцион.

Стоит учесть, что в рамках 44-ФЗ проводятся специальные закупки исключительно среди субъектов малого бизнеса. Такие закупки позволяют заказчику уложиться в лимит в 15% по доле СМП в общем объеме закупок.

Закупки среди СМП проводятся на льготных основаниях: так, для них снижен размер обеспечения, и гарантирован более оперативный порядок оплаты оказанных услуг.

Закрытый формат

Закупки по 44-ФЗ также могут проводиться в закрытом формате. Такие закупки отличаются тем, что предложения направляются ограниченному кругу субъектов, а сведения о закупках не размещаются в ЕИС. Данный способ практикуется при наличии государственной тайны или при поиске водителей для судей или приставов.

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Источники

  • https://open-torg.ru/44-fz
  • https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/chto_predstavlyaet_soboj_sistema_gosudarstvennyh_zakupok/
  • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/gosudarstvennye-zakupki
  • https://pravo.team/zakupki/ponytie.html
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-goszakupki.html
  • https://itcom-consult.ru/kljuchevye-ponjatija-zakupochnoj-dejatelnosti/
  • https://be5.biz/pravo/p041/12.html
  • https://getbg.ru/81-gosudarstvennye-i-municipalnye-zakupki/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: