Состав ликвидационной комиссии – кто может стать председателем?

Содержание
  1. Законодательное регулирование этапа
  2. Что такое ликвидационная комиссия (ликвидатор)
  3. Порядок образования ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора
  4. Состав ликвидационной комиссии
  5. Кто может быть ликвидатором?
  6. Председатель ликвидационной комиссии
  7. Как избирается председатель
  8. Назначение руководителя внутри организации
  9. Назначение руководителя в случае приглашения специалиста «со стороны»
  10. Арбитражный управляющий как руководитель ликвидационной комиссии
  11. Полномочия председателя комиссии при ликвидации предприятия
  12. Перечень прав
  13. Обязанности и ответственность
  14. Какие действия должен исполнять ликвидатор?
  15. Оповещение кредиторов о закрытии
  16. Инвентаризация имущества
  17. Уведомление сотрудников об увольнениях
  18. Дополнительные обязательные действия
  19. Порядок и причины смены председателя комиссии
  20. Порядок работы комиссии при ликвидации предприятия
  21. Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)
  22. Права ликвидационной комиссии
  23. Обязанности ликвидационной комиссии
  24. Увольнение ликвидационной комиссии предприятия
  25. Выплаты ликвидационной комиссии
  26. Ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)
  27. Дисциплинарная
  28. Административная и уголовная
  29. Субсидиарная
  30. Ответственность арбитражного управляющего
  31. Заключение

Законодательное регулирование этапа

Когда организация более не может продолжать свою деятельность по какой-либо причине, будь то не возможность оплаты долгов, отсутствие прибыли или принятие решения соучредителями реорганизовать или провести слияние с другой компанией, начинается процесс упразднения предприятия.

Под понятием ликвидации понимается полное прекращение юридической и экономической деятельности компании. Так что данный процесс происходит достаточно трудно.

Зачастую владельцы предприятий обращаются к специализированным учреждениям, которые берут на себя большую часть работы, вплоть до коммуникации с государственными органами. Остальные же предпочитают разбираться собственными силами, взаимодействуя с ликвидационной комиссией.

Перед тем, как деятельность предприятия будет полностью прекращена, его руководители обязаны выплатить все свои долги, а так же выплаты работникам, государственные налоги и т.д. Весь этот процесс регламентируется гражданским, налоговым и трудовым кодексами. Так же будет проведена налоговая проверка.

После принятия решения об окончании работы предприятия, учредители подают специальное обращение в ЕГРЮЛ, а далее назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия, в зависимости от количества учредителей фирмы.

Что такое ликвидационная комиссия (ликвидатор)

Российским законодательством не предусматривается четкого определения рассматриваемого института, порождая множество трактовок данного понятия.

Наиболее точно можно сказать, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) – это временный орган, формируемый для процедуры ликвидации хозяйствующего субъекта, получающий все полномочия исполнительных органов по управлению ликвидируемой организацией.

Говорить о том, что к ликвидационной комиссии переходят абсолютно все функции хозяйствующего субъекта некорректно, поскольку, к примеру, обязанность по утверждению ликвидационного баланса возложена на учредителей (участников) юридического лица.

Порядок образования ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора

Решение о ликвидации хозяйствующего субъекта принимается учредителями юридического лица или иным органом, указанным в уставе, либо единственным участником общества.

Уведомление о таком решении необходимо заверить у нотариуса и в течение трех рабочих дней направить регистрирующему органу (налоговому органу) по месту нахождения юридического лица, для внесения сведении о созданной комиссии в ЕГРЮЛ.

При этом должностное лицо регистрирующего органа выдает представителю организации свидетельство о внесении записи и выписку из ЕГРЮЛ.

Все формы документов, представляемые в налоговую службу можно найти в Приказе ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected] »Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Этим же нормативным правовым актом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

О процедуре ликвидации обязательно уведомляется банк, в целях внесения в учетную карточку хозяйствующего субъекта соответствующих сведений и информации о председателе комиссии.

Состав ликвидационной комиссии

Законодательством РФ не предусмотрено количество человек, которое должно входить в состав ликвидационной комиссии. Как правило, назначаются в ликвидационную комиссию следующие лица:

  • юрист;
  • бухгалтер;
  • иные юридические и физические лица, с помощью которых можно будет достичь поставленных целей.

Кто может быть ликвидатором?

При закрытии организации на пост ликвидатора назначают юридическое или физическое лицо. Чаще всего ликвидацию поручают близкому лицу к ликвидируемой компании.

Председатель ликвидационной комиссии

При ликвидации к председателю и к ликвидационной комиссии в целом переходят обязанности директора юридического лица. Так, председатель подписывает документацию, выступает в суде от имени юрлица, представляет интересы организации в случаях выездной налоговой проверке и т. п. 

Отметим, что председателя комиссии можно заменить из-за различных причин. Если с ним был подписан трудовой договор, то согласно ТК РФ статьи 80 глава комиссии может добровольно уведомить об увольнении. Если же был заключен гражданско-правовой договор, то расторгнуть его можно согласно ГК РФ статьи 782 пункта 2 или по условиям договора.

Как избирается председатель

Чаще всего роль председателя ликвидационного комитета выпадает генеральному директору компании, потому как именно в руки председателя переходит дальнейшее управление организацией, а точнее ее упразднение.

Председателем может быть назначен не только учредитель или директор организации, но и любой другой ее работник. Так же, в отдельных случаях, должность руководителя ликвидационной комиссии может занять сторонний человек, например специалист, назначенный арбитражным судом, если, допустим, идет речь о банкротстве предприятия.

Назначение руководителя внутри организации

Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии из числа сотрудников юридического лица либо из числа ее ключевых акционеров или крупнейших учредителей, то есть внутри организации, то алгоритм назначения выглядит достаточно просто и состоит из следующих шагов:

  • собрание учредителей или акционеров принимает решение о проведении процедуры ликвидации организации;
  • вынесенное решение должно быть оформлено в виде специального протокола собрания
  • на том же собрании, на котором принято решение о ликвидации организации, необходимо определиться с составом ликвидационной комиссии и с тем, кто будет руководить такой комиссией (в том числе потребуется определить, единоличное или коллегиальное управление будет у такой комиссии);
  • после оформления протокола собрания издается приказ, в котором указываются все определенные в таком собрании лица, входящие в состав комиссии, в том числе и лицо или лица, занимающие должности руководителя или председателя комиссии.

Назначение руководителя в случае приглашения специалиста «со стороны»

Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии «со стороны» (например, в случае приглашения специалиста со специально оформленной лицензией), то алгоритм назначения руководителя будет иметь некоторые отличия:

  • сначала потребуется собрать собрание акционеров или учредителей, на котором будет принято решение о ликвидации организации. Кроме того, именно на этом собрании происходит определение перечня лиц, которые должны входить в состав ликвидационной комиссии;
  • на собрании определяется необходимость привлечения стороннего лица с целью осуществления руководства ликвидационными процессами. В том случае, если такие действия будут обоснованными (например, сторонники привлечения специалиста из аккредитованных организаций смогут доказать, что такое привлечение необходимо), выносится дополнительное решение о необходимости привлечения такого стороннего лица. Оформить такое решение потребуется с помощью дополнительного протокола либо с помощью освещения в рамках отдельного вопроса повестки собрания;
  • на основании вынесенного решения формируется приказ о создании ликвидационной комиссии. Должность руководителя такой комиссии будет утверждена позже, следующим приказом;
  • одним из доступных способов необходимо определить приглашенного специалиста, который будет руководить ликвидационной комиссией (возможно провести конкурс на замещение данного вакантного места либо пригласить конкретного человека, который был определен заранее);
  • с приглашенным лицом заключается договор гражданско-правового характера об оказании услуг по руководству ликвидационной комиссией и осуществлению ликвидационного процесса в отношении юридического лица. В таком договоре должны быть зафиксированы все права и обязанности, которые должны быть возложены на такого руководителя;
  • после того как был заключен гражданско-правовой договор с потенциальным руководителем ликвидационной комиссии, издается приказ о назначении такого лица руководителем или председателем комиссии.

Арбитражный управляющий как руководитель ликвидационной комиссии

Самым простым в части осуществления необходимых действий при назначении руководителя ликвидационной комиссии является назначение таковым арбитражного управляющего.

На арбитражного управляющего не потребуется издавать каких-либо приказов, так как достаточно будет только исполнить вынесенное решение арбитражного суда о назначении арбитражного управляющего в качестве управляющего организацией на момент проведения мероприятий по банкротству.

И в этом случае уже сам арбитражный управляющий будет формировать ликвидационную комиссию из числа сотрудников ликвидируемого юридического лица.

Полномочия председателя комиссии при ликвидации предприятия

Права и обязанности председателя определяются в соответствии с необходимостью проведения процедуры. Лицо действует в интересах закрываемой компании.

Перечень прав

Ликвидатору передаются все полномочия, снимаемые с директора. Однако лицо может не получить некоторые права, которые закреплены за учредителями в уставе фирмы. К примеру, участники могут оставить за собой права на утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса. В этом случае, председателю требуется только составить эти документы.

Ликвидатор действует в пределах компетенции комиссии. Если он снимает средства со счетов предприятия, осуществляет продажу его имущества, все полученные средства должны пойти на погашение задолженностей, в том числе, перед сотрудниками.

Обязанности и ответственность

На ликвидатора возлагается ответственность за осуществление упразднения в соответствии с законами. От него требуется следить за очерёдностью всех этапов, своевременное предоставление документации в государственные органы. Председатель несёт следующую ответственность:

  • Субсидиарная. Если у организации обнаружились признаки несостоятельности, в течение десяти дней требуется направить уведомление об этом в суд. Если этого не будет сделано, наступит субсидиарная ответственность. То есть, именно с председателя может быть взыскана задолженность;
  • Уголовная. Наступает при сокрытии информации о собственности закрываемой фирмы, документов, бухгалтерских отчётов. Уголовная ответственность предусматривается статьёй 195 УК РФ;
  • Административная. Предполагает штрафы в размере 100-150 000 рублей. Вводится в том случае, если ликвидатор не отслеживает очерёдность и правильное прохождение всех этапов.
Во избежание проблем, председатель должен скрупулёзно подходить к составлению бумаг, приёмке собственности от директора. Необходимо проверять все документы, которые переданы прежним руководством.

Какие действия должен исполнять ликвидатор?

Председатель имеет определённые обязанности. Это актуально и при принудительной, и при добровольной ликвидации. Перечень включает в себя проведение всех этапов, контроль над деятельностью остальных участников комиссии.

Оповещение кредиторов о закрытии

Для уведомления кредиторов о закрытии предприятия ликвидатором помещается соответствующая публикация в «Вестнике» о ликвидации. Размещение информации платное. Оплата зависит от размера сообщения. Кредиторам предоставляется определённый срок для направления своих претензий. Минимальный срок – 2 месяца.

Рекомендуется также разослать письменные уведомления кредиторам. Требуется это для того, чтобы подтвердить в суде то, что все лица были извещены о проводимой ликвидации.

Инвентаризация имущества

Инвентаризация имущества председателем включает в себя следующие операции:

  • Проверка полноты и достоверности учётной документации;
  • Анализ обязательств предприятия;
  • Проверка фактического наличия имущества, указанного в бумагах;
  • Выявление ошибок в операциях с наличными, проведённых фирмой;
  • Оценка финансового состояния организации;
  • Определение стоимости имущества.

На каждой стадии проверки формируется сопутствующая документация. В завершение создаются отчёты, которые предоставляются учредителям фирмы и позволяют оценить финансовое состояние организации, её платёжеспособность. Оценка имущества требуется для того, чтобы убедиться, что средств, если будет проводиться продажа, хватит на покрытие задолженностей.

Инвентаризация имущества включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка. Инвентаризация потребует формирование комиссии. Минимальный её состав – три человека. В комиссию могут входить специалисты сторонней организации. Участники получают всю нужную информацию в бухгалтерии, производят проверку имущества;
  2. Пересчёт имущества. Выполняется в соответствии с информацией, полученной в бухгалтерии. Перерасчёт имущества должен осуществляться в присутствии всех членов комиссии, на которых возложена инвентаризация, а также лица, несущего материальную ответственность. В том случае, если при процедуре будут присутствовать не все лица, она потеряет свою юридическую силу, инвентаризация затянется;
  3. Оформление итогов процедуры. После того, как опись имущества передана в бухгалтерию, выполняются сличительные ведомости. Требуется подвести итоги проверки. Если обнаружились недостачи или излишки, сведения об этом вносятся в бухгалтерский счёт.

Инвентаризация проводится непосредственно в ликвидируемой организации. Если обнаружилась собственность, которой нет в прежних учётных документах, требуется также провести её оценку.

Уведомление сотрудников об увольнениях

Каждый сотрудник предприятия должен быть извещён о том, что проводится закрытие и предстоят увольнения. Права сотрудников при ликвидации предприятия вот здесь. Также необходимо направить уведомление об увольнениях в службу занятости. В бумаге указываются сведения обо всех сотрудниках: должность, образование, стаж работы.

Ликвидатор обязан следить за тем, чтобы каждый работник получил все требуемые выплаты. Документы по платежам, а также их исполнение – обязанность кадровых и бухгалтерских отделов.

Дополнительные обязательные действия

Ликвидатор должен также исполнять следующие обязанности:

  • Разработка плана упразднения предприятия;
  • Анализ дебиторских и кредиторских долгов;
  • Разработка действий по покрытию задолженностей и взысканию дебиторских долгов. Как проводится взыскание дебиторской задолженности подробнее здесь
  • Подготовка документов и подача заявления о банкротстве, если это требуется;
  • Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса, их предоставление в ФНС;
  • Оплата пошлины.

Председатель ликвидационной комиссии обязан проследить за законностью каждого из этапов. Не каждый специалист имеет требуемые знания. Поэтому актуально назначать ликвидатором профессионала, оказывающего соответствующие услуги.

Порядок и причины смены председателя комиссии

Складывающаяся правоприменительная практика при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью ликвидационных комиссий, говорит о том, что нередко наблюдается картина со сменой председателя ликвидационной комиссии. Чаще всего к основным причинам относятся:

  • причины личного характера. Они могут быть использованы самим руководителем такой комиссии для расторжения заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора. К таким причинам относятся состояние здоровья, семейные обстоятельства и т. д. Если говорить о расторжении трудового договора, то в этом случае процедура достаточно простая, так как смена руководителя ликвидационной комиссии будет происходить на основании его заявления о необходимости увольнения по собственному желанию. Если же речь идет о специально заключенном договоре гражданско-правового характера, то его расторжение возможно только в том случае, если были соблюдены требования пункта 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая допускает возможность расторжения договора только в том случае, если исполнитель по договору полностью возместит все причиненные заказчику убытки, связанные со своим отказом от исполнения договора;
  • требование о смене руководителя ликвидационной комиссии, выставленное учредителями организации либо ее акционерами. В этом случае потребуется обосновать такое требование (например, путем предоставления доказательств некачественного исполнения руководителем возложенных на него полномочий);
  • вынесенное судебное решение о назначении в качестве руководителя ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора при проведении процедуры банкротства организации (в таком решении суд указывает на то лицо, которое будет исполнять обязанности арбитражного управляющего, и на которого будут возложены обязанности по проведению ликвидационных мероприятий в рамках проведения процедуры банкротства).

Если говорить об алгоритме смены руководителя или председателя ликвидационной комиссии, то выглядит он следующим образом для смены по причине расторжения трудового или гражданско-правового договоров:

  • руководитель ликвидационной комиссии подает заявление о расторжении трудовых правоотношений или о расторжении гражданско-правового договора;
  • данное заявление рассматривается собранием учредителей или акционеров на предмет возможности проведения такой процедуры;
  • если решение принято положительное (то есть о расторжении существующих правоотношений с заявителем), формируется протокол, в котором указывается дата смены руководителя ликвидационной комиссии. Если решение отрицательное, то в протоколе, кроме самого решения, потребуется также указать, по каким причинам оно выглядит именно таким образом;
  • созывается следующее собрание, на котором принимается решение о назначении нового руководителя комиссии. При этом если повестка собрания сформирована соответствующим образом, возможно оба этих вопроса отразить в одном собрании и в одном протоколе;
  • следующим шагом становится издание приказа об освобождении одного человека от должности руководителя комиссии и о назначении второго человека на эту должность.
После этого потребуется уведомить всех контрагентов о смене руководителя ликвидационной комиссии, так как он действует от имени всей организации и подписывает все документы. Контролирующие и уполномоченные государственные органы уведомлять нет необходимости.

Если речь идет о смене по причине вынесенного решения учредителей или акционеров, то алгоритм отличается на один шаг – не потребуется подачи заявления о расторжении существующих правоотношений трудового или гражданско-правового характеров. Однако в протоколе собрания необходимо будет отразить информацию о причинах смены, а также приведенные доказательства обоснованности таких причин. В этом же протоколе отражается формулировка принятого решения и результат голосования (если оно применялось по вопросу смены председателя ликвидационной комиссии). На основании такого протокола будет издан приказ о смене данного лица в составе комиссии.

В случае когда смена председателя ликвидационной комиссии происходит на основании специально вынесенного решения арбитражного суда, издается приказ о снятии полномочий с действовавшего ранее председателя ликвидационной комиссии. Для назначения нового председателя не потребуется издание каких-либо документов, так как такое назначение происходит на основании вынесенного судебного решения арбитражного суда в рамках рассмотрения дела о банкротстве.

Порядок работы комиссии при ликвидации предприятия

Большая часть обязанностей, которые связаны с прекращением деятельности компании, возлагается на ликвидационную комиссию. Порядок ее работы предполагает прохождение ряда последовательных этапов:

  1. Оповещение Налоговой инспекции о принятом решении ликвидироваться и назначении ликвидационной комиссии. На это у ее членов есть три дня, иначе компании грозит штраф в 5000 р.
  2. Выявление перечня кредиторов, которые обратились в компанию после публикации сообщения в СМИ или по результатам личного обращения.
  3. Уведомление всех сотрудников о предстоящем увольнении при ликвидации компании за 2 месяца. Выплата им всех положенных вознаграждений до сокращения и в последний день работы.
  4. Уведомление Центра занятости о массовом сокращении (касается только крупных работодателей с численностью свыше 50).
  5. В случае выявленных в ходе проверок недоимок по налогам и страховым отчислениям комиссия перечисляет образовавшуюся задолженность по налогам, штрафы и пени в бюджет.
  6. На основании детального анализа финансового состояния компании, инвентаризации имущества, выявления дебиторской задолженности составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается в Налоговой инспекции, а отметка о его регистрации делается в ЕГРЮЛ.
  7. Погашаются кредиторские требования с учетом очередности, предусмотренной ГК РФ. При необходимости распродается часть имущества для этих целей.
  8. Если будет выявлена недостаточность собственности для погашения всего объема задолженности, подается ходатайство о банкротстве. В этом случае все полномочия переходят к арбитражному управляющему.
  9. Если активов хватило для удовлетворения всех имущественных и материальных обязательств, комиссия составляет новый ликвидационный баланс. На это раз окончательный (форма №1 ОКУД) и с учетом проданного имущества и израсходованных денег со счетов компании.
  10. Компания исключается из ЕГРЮЛ и полномочия членов ликвидационной комиссии прекращаются.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • место нахождения;
  • реквизиты решения о ликвидации;
  • порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.
На основании Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/[email protected] «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» подача заявления о начале ликвидации через иное издание считается не соответствующей закону.

Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.

Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.

Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.

Последовательность действий, необходимых для составления промежуточного ликвидационного баланса законодательно не установлена, поэтому необходимо руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:

  1. заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  2. ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
  3. квитанция об уплате госпошлины.

Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.

С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.

Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  1. руководителем ликвидационной комиссии лично;
  2. представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. почтовым отправлением;
  4. в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.
Только после получения указанных документов налоговый орган принимает решение о регистрации ликвидации организации и налоговая декларация должна учитывать период времени до этого дня, а не до момента принятия хозяйствующим субъектом решения о ликвидации.

Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:

  1. сбор дебиторской задолженности;
  2. управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
  3. перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
  4. защита интересов организации в суде;
  5. выдает доверенности;
  6. принятие решений об увольнении работников;
  7. передача документов организации в архив.

Права ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия наделена всеми правами для завершения работы юридического лица. Она устанавливает общий порядок и сроки ликвидации. Председатель ликвидаторов обладает правом подписи деклараций, договоров и других юридически значимых документов. Он может свободно распоряжаться имуществом компании, как это ранее делал ее директор.

Председатель также вправе в любой момент созывать заседание ликвидационной комиссии, контролировать ее работу и организует текущую деятельность этой структуры.

Члены комиссии могут подписывать бухгалтерскую документацию. Для этого они должны уведомить банк, в котором у компании открыт расчетный счет о лицах, наделенных правом подписи платежных поручений. Подписи в банковской карточке переоформляются на председателя и других лиц (при необходимости).

Обычно закрываемая компания подвергается выездной налоговой проверке. В этом случае комиссия может обжаловать принятые проверяющими решения в досудебном и судебном порядке.

Комиссия ликвидаторов обладает правом на претензионную работу с должниками юрлица, а при необходимости может обратиться в суд для взыскания дебиторской задолженности.

Обязанности ликвидационной комиссии

К обязанностям ликвидационной комиссии относятся:

  • исчисление и уплата налогов за ликвидируемую организацию;
  • представление налоговой и прочей отчетностью в соответствии со спецификой работы компании;
  • разработка плана упразднения компании;
  • оценка финансового состояния компании;
  • анализ дебиторской/кредиторской задолженности, принятие мер для ее взыскания/покрытия;
  • личное уведомление всех известных кредиторов о предстоящем закрытии (публикация сообщения этой обязанности с собрания не снимает);
  • инвентаризация и оценка всего имущества (для того чтобы определить, хватит ли его в случае продажи для удовлетворения всех кредиторских требований);
  • подготовка заявлений о признании компании банкротом (если средств окажется недостаточно для погашения всех обязательств перед кредиторами);
  • составление промежуточного/окончательного ликвидационного баланса, представление иных отчетных форм в ФНС;
  • расторжение трудовых договоров с сотрудниками, выплата положенных им компенсаций и зарплаты;
  • оплата госпошлины;
  • оплата размещения сведений о ликвидации в СМИ – стоимость сообщения зависит от его размера.

Увольнение ликвидационной комиссии предприятия

Со всеми работниками, независимо от их социального статуса, в случае ликвидации юридического лица расторгаются трудовые договора. Это может произойти раньше, чем компания окончательно будет исключена из реестра юридических лиц. Трудовой кодекс не фиксирует тот момент, когда должно происходить увольнение. Главное, чтобы сотрудники были проинформированы за два месяца до сокращения.

С членами ликвидационной комиссии обязательно заключаются трудовые или гражданско-правовые договора. Без них работа состава комиссии не является легальной. В ходе проверки компанию могут заставить доплатить налоги и отчисления во внебюджетные фонды за неоформленных членов комиссии. Помимо этого, начисляются штрафы и пени.

Штатные работники могут продолжать трудиться в комиссии в рамках действующих трудовых договоров. Издавать дополнительные приказы или заключать допсоглашения не требуется.

Трудовое законодательство не содержит каких-либо особенных условий увольнения для членов ликвидационной комиссии. Они также подписывают приказ об увольнении: в их трудовой делается специальная отметка, в последний день производится окончательный расчет.

Выплаты ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия работает не бесплатно. Ее члены получают вознаграждение за свой труд, но его размер не закреплен законодательно. Обычно величина положенных выплат определяется на собрании собственников с учетом финансового положения компании и оглашается в момент формирования состава комиссии. Именно из средств ликвидируемой компании производятся выплаты членам ликвидационной комиссии.

Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.

В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.

Ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) довольно обширны, поэтому предусматривается и ряд жестких требований, например в отношении самого порядка ликвидации.

Так, в случае нарушения, установленного действующим законодательством порядка, на виновное лицо возлагается обязанность по возмещению убытков юридическому лицу, а также его кредиторам.

Кроме того, банкротство является отдельной и более тщательно регулируемой процедурой, поэтому законодательством предусматривается, что несообщение о появлении у организации признаков неплатежеспособности в десятидневный срок влечет субсидиарную ответственность таких лиц, уголовным законодательством также предусматривается ответственность за неправомерные действия при банкротстве.

Решение о смене члена ликвидационной комиссии (ликвидатора) также можно отнести к одной из форм ответственности. Такое решение может быть принято:

  1. на общем собрании учредителей, в связи с некачественным исполнением предусмотренных обязанностей (оформляется протоколом);
  2. судом при открытии процедуры банкротства;
  3. лицом самостоятельно.

В случае смены председателя комиссии (ликвидатора) необходимо направить указанное решение совместно с уведомлением в регистрирующий орган, в иных случаях дополнительного оповещения не требуется.

Таким образом, в действующем законодательстве осталось много пробелов в регулировании порядка формирования и функционирования ликвидационных комиссий (ликвидаторов), но при должной внимательности данная процедура представляется не такой запутанной.

Дисциплинарная

Дисциплинарная ответственность может быть наложена только на того руководителя комиссии, который назначен из числа действующих сотрудников ликвидируемого юридического лица. В качестве мер такой ответственности могут быть использованы те меры, вплоть до увольнения, которые предусмотрены трудовым законодательством Российской Федерации.

Административная и уголовная

Административная ответственность, равно как и уголовная, назначается только по решению суда на основании исследования доказательств по факту неправомерных действий председателя ликвидационной комиссии при реализации возложенных на него полномочий.

В качестве тех мер, которые используются чаще всего, следует рассматривать штрафные санкции, дисквалификацию либо, если речь идет о мерах уголовной ответственности, ограничение или лишение свободы.

Каждый конкретный вид наказания устанавливается только на основании специально принятого решения суда.

Субсидиарная

Так как председатель ликвидационной комиссии обладает полномочиями руководителя организации, то на него может быть наложена также и субсидиарная ответственность как на контролирующее должника лицо в случае проведения процедуры банкротства в соответствии с действующим законодательством о финансовой несостоятельности. Привлечение к таким мерам ответственности происходит в том случае, если арбитражный управляющий докажет, что именно по вине такого руководителя организация оказалась неплатежеспособна.

Ответственность арбитражного управляющего

Если говорить о руководителе ликвидационной комиссии, которым становится арбитражный управляющий, то он, кроме всего прочего, будет привлечен к ответственности на основании решения арбитражного суда с использованием положений Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а в части используемых мер ответственности на него могут быть возложены любые меры, предусмотренные этим нормативным актом, вплоть до исключения из существующей саморегулируемой организации.

Заключение

Ликвидационная комиссия берет на себя все полномочия, связанные с координацей действий фирмы для решения всех поставленных ранее задач, и от проделанной ею работы зависит то, какое время понадобится на разрешение всех финансовых и юридических вопросов, и поэтому на них лежит большая ответственность по максимально безболезненному разрешению данных проблем для компании и 3-х лиц.

Источники

  • https://prava.expert/bankrotstvo/chto-takoe-likvidatsionnaya-komissiya-i-kak-ona-formiruetsya.html
  • http://votbankrot.ru/predpriyatie/likvidaciya/komissiya.html
  • https://urstart.ru/likvidatsionnaya-komissiya-i-likvidator-ooo/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/predsedatel-komissii.html
  • https://dolgofa.com/likvidacija/polnomochija-predsedatelja-likvidacionnoj-komissii.html
  • https://bankrotstvoved.ru/likvidaciya-predpriyatiya/likvidatcionnaya-komissiya

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: