Составляем меню школьной столовой: блюда для школьного питания

Содержание
  1. Принципы питания
  2. Для учреждений профессионального образования
  3. Для общеобразовательных учреждений
  4. Для кадетских корпусов и интернатов
  5. Обеспечение контроля и безопасности
  6. Формирование меню
  7. Кто отвечает за составление
  8. Технология приготовления
  9. Витаминный состав блюд
  10. Потребность в калориях и БЖУ
  11. Питьевой режим школьников
  12. Про горячее питание
  13. Про количество приемов пищи в день
  14. Про меню
  15. Составляем меню школьной столовой: блюда для школьного питания
  16. Третий день
  17. Четвёртый день
  18. Пятый день
  19. Шестой день
  20. День седьмой
  21. Восьмой день
  22. Девятый день
  23. Десятый день
  24. Новое школьное меню расчитанное согласно новому СаНПиН
  25. Неделя №1
  26. Неделя №2
  27. Неделя №3
  28. Неделя №4
  29. Вклад школьных завтраков и обедов в удовлетворение суточной потребности детей
  30. Правильное питание школьника: основы рациона и принципы составления меню
  31. Принципы здорового питания
  32. Режим питания
  33. Какими способами лучше готовить пищу?
  34. Какие продукты нужно ограничить в рационе?
  35. Какие давать жидкости?
  36. Как составлять меню?
  37. Рыбные зразы с творогом
  38. Рассольник
  39. Заливные шарики из мяса
  40. Что готовить в школу на перекус
  41. Как заказать обед ребенку через mos.ru
  42. Для безопасности и здоровья: проект «Проход и питание»

Принципы питания

Питание учащихся организуют с учетом особенностей их организма: быстрого роста, подвижности, усиленного обмена веществ, повышенных умственных нагрузок
Основные правила организации рациона:

  1. Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
  2. При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
  3. Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
  4. Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.

Для учреждений профессионального образования

Питание подростков осуществляется по тем же принципам. Дополнительно учитывают усиленный рост и половое созревание:

  • включают в рацион молоко и продукты из него, т.к. это источник кальция, необходимого для роста костей;
  • также обязательно наличие в подростковом меню мяса и рыбы как материалов для роста мышц;
  • важно увеличить на 10% калорийность блюд для занимающихся в спортивных секциях и других категорий учащихся с повышенной физической нагрузкой;
  • необходимо сократить количество сахара, сладкой сдобы для предотвращения угревой сыпи.

Для общеобразовательных учреждений

Организация рациона школьников требует соблюдения следующих правил:

  1. Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
  2. В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
  3. В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
  4. Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
  5. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
  6. В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
  7. Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.

Обед в школе.

Для кадетских корпусов и интернатов

Необходимая норма ежедневного употребления пищи детьми, потерявшими родителей и находящимися в домах-интернатах, увеличивается, т.к. они пребывают в учебно-воспитательных учреждениях круглосуточно.

В новом документе представлена таблица потребности в продуктах питания для детей, находящихся в домах-интернатах. Для тех, кто живет вне дома, нужно организовать 5-6-разовое питание.
В усиленном питании нуждаются учащиеся, подвергающиеся повышенной физической нагрузке. В связи с этим нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрены отдельные нормы для кадетских корпусов.

Обеспечение контроля и безопасности

Школы и другие образовательные учреждения несут ответственность за организацию и качество питания учащихся: следят за соблюдением норм законодательства, сроками годности продуктов.
Учреждения должны регулярно контролировать качество пищи. Перечень и периодичность исследований безопасности блюд указана в приложении к методическим рекомендациям МР 2.4.0179-20. Бланк для оформления результатов испытаний предлагается в нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Формирование меню

Приготовление пищи для учащихся производится в соответствии с меню. Его разрабатывают не менее чем на 2 недели. Образец приведен в новых санитарно-гигиенических нормативах. Только в палаточных лагерях школьников разрешается разрабатывать меню на 1 неделю.

При формировании состава блюд нужно учитывать необходимую калорийность и содержание БЖУ, указанные в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Завтрак должен составлять 25%, а обед – 35% суточной потребности.

Допускается замена блюд на равноценные по составу элементов и калорийности в соответствии с таблицей, указанной в приложении к новому документу.
Меню составляется на две недели.

Кто отвечает за составление

Меню утверждается руководителем организации, обучающей детей. Если к обеспечению питания привлекается стороннее предприятие, документ подписывает глава этой организации после согласования с директором образовательного учреждения.
Индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевую продукцию для учащихся, тоже составляют меню в соответствии с требованиями руководства учебной организации.

Технология приготовления

В ТР 2.4.0179-20 приводится примерный расчет оснащения кухни учебного учреждения.
Готовые блюда и продукты для их приготовления должны храниться в холодильнике отдельно друг от друга. Для контроля за температурным режимом внутрь агрегата встраивают термометр. Мясо, рыбу и овощи располагают на нижних полках, а готовую еду – на верхних.

Для реализации принципов здорового питания идеальной является установка пароконвекционного автомата, в котором возможно одновременное приготовление основных блюд на всех учащихся.

Технология приготовления блюд должна использовать щадящие методы (запекание, паровую обработку, тушение, припускание). Для этого кухню оборудуют электрической духовкой и сковородой.
Приготовленную пищу разрешается употреблять в течение 2 часов. Подогрев ранее сделанных блюд не допускается.

Витаминный состав блюд

Для обеспечения блюд витаминами в новом документе рекомендуют максимально использовать фрукты и овощи. В районах, неблагополучных по наличию полезных веществ, используют продукты промышленного производства, обогащенные микронутриентами. Вводить в пищу детей аптечные препараты, содержащие витамины, нельзя.

Потребность в калориях и БЖУ

Идеальное соотношение белков, жиров и углеводов в блюде составляет 1:1:4 соответственно. Калорийность блюд школьников в зависимости от возраста должна быть 2370-2520 ккал в сутки (приложение 10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Содержание белков в пище должно находиться в пределах 77-92 мг/сут, причем не менее 60% из них – животного происхождения.
Допускается снижение или увеличение калорийности блюд не более чем на 5% при условии, что общая питательная ценность блюд, предлагаемых в течение недели, будет сохранена.

Питьевой режим школьников

В школах установлены следующие требования к обеспечению учащихся питьевой водой:

  1. Питьевой режим производят согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.
  2. Для выполнения условий по обеспечению учащихся водой устанавливают кулеры либо выдают школьникам воду в бутылках промышленного изготовления.
  3. Допускается использовать кипяченую воду. Ее меняют каждые 3 часа.
  4. Кулеры снабжают одноразовыми стаканами и емкостью для сбора отработанной посуды.
  5. Вода в бутылках промышленного изготовления должна обладать сертификатами, подтверждающими ее качество.
  6. Кулеры устанавливают в местах, не освещенных прямыми солнечными лучами. Охладители нужно регулярно мыть – не реже 1 раза в неделю, а каждые 3 месяца – дезинфицировать.
  7. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый учащийся дополнительно обеспечивается бутилированной питьевой водой в количестве не менее 1,5 л в день.
    Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.

Про горячее питание

Горячее питание станет обязательным. При этом запрещается его замена на продукцию из школьного буфета или же исключение горячих блюд из меню.

Про количество приемов пищи в день

Если ребенок проводит в школе больше 6 часов, то кушать он будет 2 раза. Для тех, кто учится в первую смену предусмотрен завтрак и обед. Для второй смены – обед и полдник.

Ребята, которые ходят на продленку в первой половине дня (это дети, которые учатся во вторую смену) в школе завтракают и обедают. Детям, которые учатся в первую смену и остаются на продленке, дополнительно должны получать обед и полдник.

Про меню

Меню утверждается директором примерно на 2 недели (не меньше, чем на 2 недели). При этом разрешается замена одного блюда или вида пищевой продукции.

В документе перечислена продукция, которую нельзя использовать

По качеству продуктов

1. Продукты без маркировки

2. Мясо, не прошедшее ветеринарно-санитарную экспертизу.

3. Консервы с нарушением герметичности.

4. Яйца с поврежденной скорлупой.

5. Продукцию домашнего приготовления.

6. Загрязненные крупы.

Продукты и блюда

1. Субпродукты (из них можно использовать только говяжью печень, язык и сердце).

2. Пирожные и торты.

3. Рулеты из мякоти голов, ливерные колбасы, студни, заливные блюда.

4. Творог и сметана из флаги. Нельзя использовать творог из непастерилизованного молока.

5. Макароны с фаршем или с яйцами.

6. Грибы.

7. Квас.

8. Концентрированные диффузные соки.

9. Сырокопченые колбасы и другие сырокопченые изделия.

10. Растительное пальмовое, рапсовое, кокосовое, хлопковое масло.

11. Острые блюда, кетчуп, майонез.

12. Натуральный кофе и тонизирующие напитки.

13. Газированные напитки, чипсы.

14. Глазунья.

Запрещенную продукцию нельзя продавать в буфете.

Автоматы, в которых ребенок может купить что-то вкусное ставить разрешено, если есть место.

Составляем меню школьной столовой: блюда для школьного питания

Меню школьника должно быть не только вкусно и разнообразно, но и полезно. Блюда для школьного питания помогут организму ребёнка и подростка получать все необходимые микроэлементы.

Ниже представлено примерное меню для школьной столовой на неделю.

На завтрак дети должны есть кашу. Польза её – несомненна. Каша с овощами ещё более полезна. Главное, правильно её приготовить. Для данного блюда можно использовать готовое тыквенное пюре или свежую тыкву. Плод очищается, освобождается от семечек. Мякоть режется на кусочки и тушится в течение получаса.

Обычно в столовые поставляется уже готовое сырьё в виде пюре, его добавляют в кашу в конце варки. В этом случае сначала варят крупу. Здесь есть один важный нюанс. Чтобы крупа не горчила, перебранную и промытую пшёнку заливают кипящей водой. Выдерживают её в таком виде 5 минут, а затем воду сливают. Теперь крупу можно варить.

Зерно заливают водой в пропорции 1: 3 и варят крупу, помешивая, на небольшом огне в течение 30-40 минут. Затем нужно посолить, добавить сахар. За 5 минут до окончания варки добавляют тыквенное пюре. Если блюдо варится из кусочков тыквы, то после того как они сварились, овощ измельчают. Повар разложил кашу по тарелкам, её поливают предварительно разогретым сливочным маслом. Одна порция – 150-200 грамм каши.

К ней подаётся злаковый кофейный напиток с молоком, обогащенный микронутриентами – 200 грамм; 100 грамм фруктового йогурта; хрустящие хлебцы и свежие фрукты или ягоды.

Обед этого дня школьники начнут с овощного винегрета. Блюда для школьной столовой, сделанные на обед, тоже вкусны и полезны. Для того чтобы приготовить данное блюдо, тщательно моются овощи: картофель, свекла, морковь. Они отвариваются в «мундире».

Картофель варится вместе с морковью, а свекла – в отдельной посуде более длительное время. Чтобы она была мягкой, её после окончания варки помещают в холодную воду. Овощи очищают, нарезают кубиками, добавляют зелёный горошек, солят и заправляют подсолнечным маслом.

Первое блюдо – суп на мясном бульоне с макаронными изделиями. Дети любят макароны. Поэтому такое блюдо с удовольствием съедят. Сначала варят мясо, снимают пену или сливают первый бульон. Отдельно пассируются морковь и лук. В бульон добавляется нарезанный картофель и варится 10 минут. Затем насыпаются макаронные изделия. Можно сварить суп и без картофеля, тогда количество макаронных изделий увеличивается.

На втрое подаётся мясной гуляш с картофельным пюре. Можно сделать и сложный гарнир, добавив к картофелю цветную капусту. Эти овощи отвариваются, затем протираются. В них наливают тёплое молоко, кладут соль и сливочное масло.

Перед тем как варить цветную капусту, её разбирают на соцветья и закладывают в уже кипящую воду. Так в овоще сохранится больше витаминов. Убавляют огонь и прикрывают крышку. Это также поможет сохранению большего количества витаминов. Лучше отваривать овощи в подсоленной воде.

На обед подается специальный пшеничный и ржано-пшеничный хлеб, обогащённый микронутриентами, минералами и витаминами. Кисель поставляется в столовую в виде концентрата промышленного производства. Из такого сырья быстро варится кисель.

Концентрат разводится в небольшом количестве воды. Этот раствор, помешивая, вливают в кипящую воду, доводят до кипения, и кисель готов. На десерт подойдёт литой полутвердый ирис, обогащённый микронутриентами.

Второй день включает в себя следующий сборник рецептур для школьного питания:

Завтрак – сардельки отварные для школьного питания (49 грамм) с тушёной капустой (100 грамм). Эти два блюда прекрасно сочетаются. Сырую капусту шинкуют, слегка обжаривают вместе с нарезанным луком и морковью, затем подливают немного горячей воды и тушат при закрытой крышке. Ближе к концу приготовления добавляют соль и томатную пасту.

Детям наверняка понравится и фиточай цветочный (200 грамм). Сахар выдаётся в индивидуальной упаковке в количестве 10 грамм. Хлеба из пшеничной муки первого сорта положена на одного человека 20 грамм. На десерт – прессованные мюсли – батончик, плюс свежие ягоды или фрукты.

Обед начинается с салата из моркови с черносливом. Чернослив предварительно промывается и замачивается на 30 минут. Теперь его можно мелко порезать, морковь – натереть и заправить всё салатным соусом.

Первое блюдо – суп-пюре гороховой. Горох тоже нужно заранее замочить. Можно это сделать с утра или с вечера. Варят горох, помешивая, достаточное время, затем добавляют копчёности и ещё проваривают. За 25 минут до окончания варки нужно добавить порезанный картофель и зажарку из морковки и лука. К такому супу очень хороши будут сухарики из пшеничного хлеба. Обычно некоторое количество хлеба остаётся. Повара режут его на квадратики и подсушивают на противне.

На второе подаётся припущенное рыбное филе со сложным гарниром, который состоит из отварного риса и морской капусты. Хлеб ржано-пшеничный с минералами и витаминами. Компот из яблок витаминизированный завершает школьное пиршество. Питание детей школьного возраста должно включать всё необходимое, в том числе и витамины. В представленных блюдах они содержатся в достаточных количествах.

Третий день

Среда начинается с завтрака. Он состоит из салата из помидоров с растительным маслом. Помимо закуски, готовится и основное блюдо. Это – рубленные котлеты из курицы с макаронными изделиями группы А. Куриный фарш – готовый, промышленного производства. Он уже прокручен через специальную мясорубку не менее двух раз и имеет однородную консистенцию.

К нему добавляется измельчённый лук, яйца и намоченный в воде мякиш белого пшеничного хлебы. Всё тщательно смешивается и панируется в сухарях. Котлеты укладываются на противень и отправляются тушиться в духовку. Школьные столовые могут покупать уже готовые мясные полуфабрикаты на комбинатах, производящих еду для детей. Тогда замороженный продукт нужно будет подержать при комнатной температуре, после того как он оттает – отправить в духовой шкаф.

Также на завтрак необходимо питье. Для этого прекрасно подойдет быстрорастворимый какао-напиток на молоке, обогащенный микронутриентами в количестве 200 граммов. Сюда же полагаются свежие ягоды, фрукты и 20 грамм пшеничного витаминизированного хлеба.

На обед повара сделают салат из огурца с растительным маслом или сметаной. Первое блюдо – сибирский борщ на мясном бульоне. Второе блюдо тоже понравится детям. Это – картофельная запеканка с отварным мясом. Картофель можно отварить в мундире и измельчить.

Затем нужно добавить яйца и хорошо перемешать массу. Мясо для запеканки предварительно отваривается. На этом бульоне делается первое блюдо. Мяса берут такое количество, чтобы хватило и на первое, и на второе. Для первого его нарезают на кусочки и при подаче кладут в каждую тарелку.

Десерт – компот витаминизированный из быстрозамороженной смородины и прессованных мюсли в виде батончика. Хлеб к обеду подают такой же, как и в прошлые дни.

Четвёртый день

Школьные блюда этого дня также вкусны, полезны и разнообразны.

Начинается день с твороженной запеканки с соусом из ягод. На завтрак подаётся и молоко с соломинкой в индивидуальной упаковке.

Обед состоит из салата из варёной свёклы и свежих яблок с растительным маслом. Первое блюдо – суп-пюре из цветной капусты, сдобренный сметаной. Второе – печень по-строноговски с отварными макаронными изделиями. Компот варится из кураги.

Пятый день

Завтрак: Рыбная запеканка из готового рыбного филе для школьного питания с картофельным пюре. Сюда же полагается консервированный без уксуса огурчик. Напиток – чай с лимоном и сахаром. Десерт – витаминизированное печенье.

Обед богат белками. Он состоит из салата. Фасоль отварная или консервированная смешивается с тёртым сыром и заправляется сметаной. Первое блюдо – рассольник ленинградский на бульоне из птицы. Второе состоит из тушёного в томатном соусе филе индейки и рассыпчатой гречневой каши. Завершает обед мультифруктовый сок.

Шестой день

Завтрак: Макароны, запечённые с сыром. Фруктовый биойогурт, свежие ягоды либо фрукты, напиток кофейный на молоке из цикория.

Обед: Кабачковая икра промышленного производства для детского питания. Картофельный суп на мясном бульоне с фасолью. Рыбные тефтели из трески с картофельным пюре. Компот из замороженной клубники, батончик мюсли.

День седьмой

Завтрак: Твороженные сырники со сгущенным молоком, быстрорастворимое какао, плюс фрукты или ягоды свежие.

Обед: Салат из яблок, моркови с добавлением апельсина. Фрукты и овощи заправляются салатным соусом. Суп крестьянский с пшеном. Жаркое по-домашнему из картофеля и говядины. Гематоген.

Восьмой день

Завтрак: Салат из помидор, рубленные биточки из мяса, приготовленные на пару, отварной рис. Фиточай с сахаром.

Обед: Салат из зелёного горошка, свеклы с маслом растительным. Уха ростовская. Детские пельмени. Компот их сухофруктов.

Девятый день

Завтрак: Булочка, мюсли с молоком, напиток молочный из цикория.

Обед: Салат из белокочанной капусты, суп на бульоне из курицы с макаронными изделиями, суфле из отварной курочки. Овощное рагу, яблочный сок для детского питания.

Десятый день

Завтрак: Пицца школьная, растворимое какао, фрукт.

Обед: Овощной салат с яблоком, щи на мясном бульоне из свежей капусты, гречневая рассыпчатая каша, азу из отварного мяса, компот из замороженной вишни.

Блюд для детского питания существует множество. Родители, взявшие за основу данное меню, будут кормить своих детей полезной и очень вкусной пищей. Школьники будут получать всё необходимое и смогут отлично учиться.

Новое школьное меню расчитанное согласно новому СаНПиН

Рассмотрим меню на месяц

Неделя №1

День 1 (Понедельник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша вязкая на молоке (из хлопьев овсяных) 200 250
Сыр порциями 20 30
Масло сливочное 10 10
Напиток кофейный на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови или из моркови с яблоками 100 100
Суп с изделиями макаронными на бульоне из птицы 250 300
Птица отварная 100 120
Овощи тушеные 150 200
Кисель 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Изделие кондитерское (зефир) 20 20
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 2 (Вторник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Оладьи с яблоками 150 150
Кисломолочный продукт 125 125
Чай с лимоном 200 200
Обед Салат из морской капусты 100 100
Суп из овощей 250 300
Рыба (треска), тушенная в томате с овощами 80 120
Рис отварной 150 200
Отвар из шиповника 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 3 (Среда) Наименование блюда Выход блюда, г
7-10 лет 11-17 лет
Завтрак 1 Колбаски детские (сосиски) отварные 49 98
Капуста тушеная 150 200
Яйцо куриное диетическое вареное вкрутую 40 40
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из огурцов свежих с растительным маслом 100 100
Борщ сибирский на мясном бульоне 250 300
Запеканка картофельная с отварным мясом 225 300
Компот из ягод 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 4 (Четверг) Наименование блюда Выход блюда, г
7-10 лет 11-17 лет
Завтрак 1 Котлеты или биточки рыбные 80 100
Пюре картофельное 150 200
Огурцы свежие 30 50
Напиток кофейный на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Винегрет овощной с раст. маслом 100 100
Рассольник ленинградский на мясном бульоне 250 300
Бефстроганов из мяса отварного 80 100
Каша гречневая рассыпчатая 150 200
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Печенье 20 20
Плоды и ягоды свежие на весь день 150 150

День 5 (Пятница) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Пудинг из творога запеченный 180 200
Джем (варенье) 20 20
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из капусты белокочанной с раст. маслом 100 100
Суп картофельный с бобовыми (фасоль) 250 300
Печень, тушенная в сметане 100 100
Изделия макаронные отварные 150 200
Компот из кураги 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на весь день 150 150

День 6 (Суббота) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша гречневая молочная 200 250
Творожный сырок 50 50
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из свеклы отварной и яблок 100 100
Щи вегетарианские со сметаной 250 300
Котлеты или биточки рыбные 80 100
Соус томатный 30 50
Картофель отварной 150 200
Отвар из шиповника 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

Неделя №2

День 7 (Понедельник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша из пшена и риса молочная жидкая (“Дружба”) 200 250
Сыр порциями 20 30
Масло сливочное фасованное 10 10
Какао с молоком 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Икра из кабачков пром. производства (для питания детей и подростков) 100 100
Суп из овощей 250 300
Котлеты рубленные из птицы 80 100
Изделия макаронные отварные 150 200
Компот из ягод 200 200
изделие кондитерское (печенье) 20 20
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 8 (Вторник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару 120 150
Кисломолочный продукт 125 125
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови, яблок, апельсинов с соусом салатным 100 100
Борщ с капустой и картофелем 250 300
Рыба отварная 80 120
Соус польский 30 30
Пюре картофельное 150 200
Кисель 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 9 (Среда) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Котлета мясная натуральная рубленная 80 100
Рис отварной 150 200
Какао с молоком 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из огурцов свежих с зеленью и с раст. маслом 100 100
Суп крестьянский с крупой (перловой) 250 300
Мясо, тушенное с картофелем по-домашнему 230 250
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 10 (Четверг) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Пудинг из творога запеченный 180 200
Молоко сгущенное с сахаром 20 20
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из капусты белокочанной с раст. маслом 100 100
Уха ростовская 250 300
Фрикадели мясные 100 100
Рис отварной 150 200
Компот из смеси сухофруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 11 (Пятница) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Макароны, запеченные с сыром 200 200
Кисломолочный продукт 125 125
Кофейный напиток на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из помидоров свежих с раст. маслом 100 100
Борщ на мясном бульоне со сметаной 250 300
Запеканка картофельная с мясом отварным 225 300
Компот из свежих фруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Изделие кондитерское (пряник, кекс) 40 40
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 12 (Суббота) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша пшенная молочная с тыквой 200 250
Творожный сырок 50 50
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из свеклы и яблок с маслом растительным 100 100
Щи вегетарианские со сметаной 250 300
Рыба с гарниром (каша гречневая), запеченная в соусе молочном 220 300
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

Неделя №3

День 13 (Понедельник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Завтрак сухой из круп с молоком 200 250
Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару 70 100
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Икра кабачковая (баклажанная) для питания детей и подростков 100 100
Суп рыбный из консервов 250 300
Котлеты рубленые из птицы 80 100
Капуста цветная, запеченная под соусом молочным 150 200
Компот из смеси сухофруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 14 (Вторник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Колбаска детская (сосиска), запеченная в тесте 100 100
Кисломолочный продукт 125 125
Напиток кофейный на молоке 200 200
Обед Салат из помидоров свежих с раст. маслом 100 100
Борщ с капустой и картофелем 250 300
Тефтели рыбные 80 100
Картофель отварной 150 200
Отвар из шиповника 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Изделие кондитерское 20 20
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 15 (Среда) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Пудинг из творога запеченный 180 200
Варенье или джем 20 20
Какао с молоком 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из огурцов свежих с раст. маслом 100 100
Суп гороховый на мясном бульоне 250 300
Гренки из хлеба пшеничного 15 15
Бефстроганов из мяса отварного 80 100
Изделия макаронные отварные 150 200
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 16 (Четверг) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша вязкая на молоке (из овсяных хлопьев) 200 250
Сыр порциями 20 30
Масло сливочное фасованное 10 10
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови или из моркови с яблоками с раст. маслом 100 100
Щи вегетарианские со сметаной 250 300
Печень, тушенная в соусе сметанном 100 100
Пюре картофельное 150 200
Кисель 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 17 (Пятница) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Тефтели мясные паровые или тефтели мясные школьные 80 100
Соус томатный (к тефтелям паровым) 30 50
Свекла тушеная 150 200
Кофейный напиток на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Икра кабачковая (баклажанная) (для питания детей и подростков) 100 100
Суп из овощей 250 300
Птица тушеная 100 100
Каша рассыпчатая гречневая 150 200
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
изделие кондитерское 20 20
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 18 (Суббота) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша манная молочная жидкая 200 250
Пирожок печеный (с яблоком) 80 80
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из огурцов и помидоров свежих с р/м 100 100
Рассольник ленинградский 250 300
Котлеты или биточки рыбные 80 100
Картофельное пюре 150 200
Компот из кураги 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

Неделя №4

День 19 (Понедельник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Завтрак зерновой с молоком 200 250
Сыр порциями 20 30
Масло сливочное фасованное 10 10
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови с изюмом 100 100
Суп вермишелевый на курином бульоне 250 300
Птица отварная 100 120
Рис отварной с овощами 150 200
Компот из свежезамороженных ягод 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 20 (Вторник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Суфле творожное паровое или запеченное 180 200
Молоко сгущенное с сахаром 20 20
Напиток кофейный на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из свеклы с сыром 100 100
Щи на мясном бульоне со сметаной 250 300
Гуляш из отварного мяса в томатно-сметанном соусе 80 100
Изделия макаронные отварные 150 200
Кисель 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 21 (Среда) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша пшенная молочная 200 250
Кисломолочный продукт 125 125
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови с яблоками с соусом салатным 100 100
Суп картофельный с макаронными изделиями на мясном бульоне 250 300
Голубцы с мясом и рисом тушеные 200 300
Компот из свежих фруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Изделие кондитерское 20 20
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 22 (Четверг) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару 120 150
Горошек зеленый консервированный 50 50
Кисломолочный продукт 125 125
Какао с молоком 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из капусты белокочанной с раст. маслом 100 100
Суп крестьянский с крупой перловой 250 300
Печень по-строгановски 100 100
Пюре картофельное 150 200
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 23 (Пятница) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Котлета мясная натуральная рубленная 80 100
Капуста тушеная 150 200
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из помидоров и огурцов свежих с раст. маслом 100 100
Суп с изделиями макаронными (лапша) на бульоне из птицы 250 300
Птица отварная 150 120
Картофель отварной 150 200
Компот из сухофруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 24 (Суббота) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша гречневая молочная 200 250
Сыр порциями 20 30
Масло сливочное фасованное 10 10
Кофейный напиток на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из капусты, огурцов и сладкого перца с раст. маслом 100 100
Суп картофельный на мясном бульоне 250 300
Мясо отварное (говядина) 80 100
Рис отварной 150 200
Соус томатный 30 50
Компот из плодов свежих 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

Вклад школьных завтраков и обедов в удовлетворение суточной потребности детей

Вклад школьных завтраков и обедов в удовлетворение суточной потребности детей
(7-11 и 11-18 лет) в основных пищевых веществах и энергии
Нутриент Возраст детей, содержание в рационе, % удовлетворения суточной потребности
7-11 лет 11-18 лет
Содержание % Содержание %
Белок, г 52.5 66 64.7 67
Жир, г 49.6 62 60.1 63
Углеводы, г 179 55 212 56
Энергетическая ценность, ккал 1414.2 59 1701.4 60
Витамины, мг
В1 0.6 47 0.7 49
В2 0.98 70 1.14 67
Минеральные вещества, мг
Кальций 528.5 48 611.4 51
Железо 11.1 93 13.4 75

Правильное питание школьника: основы рациона и принципы составления меню

Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде

Принципы здорового питания

Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

  • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
  • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
  • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
  • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
  • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
  • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
  • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
  • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
  • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
  • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
  • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
  • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.
Включите в рацион ребенка свежевыжатые соки из овощей и фруктов

Режим питания

На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

  • Завтракает дома примерно в 7-8 часов.
  • Перекусывает в школе в 10-11 часов.
  • Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.
  • Ужинает дома примерно в 19 часов.

Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

  • Завтракает дома в 8-9 часов.
  • Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
  • Перекусывает в школе в 16-17 часов.
  • Ужинает дома примерно в 20 часов.

Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня

Какими способами лучше готовить пищу?

Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

Какие продукты нужно ограничить в рационе?

Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

  • Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
  • Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
  • Маргарин.
  • Не сезонные фрукты и овощи.
  • Сладкую газировку.
  • Продукты с кофеином.
  • Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
  • Острые блюда.
  • Фастфуд.
  • Сырокопченые колбасы.
  • Грибы.
  • Блюда, которые готовятся во фритюре.
  • Соки в пакетах.
  • Жвачки и леденцы.
Газированные напитки и продукты с вредными добавками стоит по максимуму исключить из рациона

Какие давать жидкости?

Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко. Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

Как составлять меню?

  • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
  • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
  • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
  • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
  • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.

Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды

Рыбные зразы с творогом

Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

Рассольник

Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

Заливные шарики из мяса

Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.

Кормите ребенка-школьника с общего стола и показывайте своим примером, как нужно питаться

Что готовить в школу на перекус

Для ребенка, важно принимать пищу не только в отведенные часы, но и делать небольшие перекусы. Лучше всего, если эти продукты он будет брать из дома, а не покупать в местной столовой.

Помимо этого, стоит обратить внимание на возраст ребят. Дело в том, что ребята старших классов зависят от мнения большинства и поэтому навряд ли согласятся взять запеканку, а для школьника 10 лет, это нормальные вещи.

Что готовить:

  • Фрукты, орехи.
  • Йогурт, сырковая или творожная масса.
  • Бутерброды на основе злакового хлеба с мясными ломтиками или свежими овощами.
  • Роллы домашнего производства.
  • Вареное яйцо, свежие овощи, мясо птицы.
  • Ягодные или творожные запеканки.

Это основа, но в зависимости от ваших предпочтений, можно скомбинировать или добавить что-то свое.

Приучать ребенка к нормальному питанию нужно с раннего возраста. А сделать это можно только личным примером. Поэтому, совершать переход на полноценное питание и правильный режим, нужно только вместе.

Как заказать обед ребенку через mos.ru

Чтобы сделать онлайн-заказ в школьной столовой, нужно убедиться, что школа вхходит в число пилотных. Родитель должен быть подключен к информированию системы «Проход и питание» и иметь доступ к соответствующему разделу сайта mos.ru. Выбрать блюда можно в подразделе «Горячее питание». А в разделе «Покупки ребенка» родители могут поставить запрет на приобретение школьником отдельных блюд. Например, сладостей.

Для безопасности и здоровья: проект «Проход и питание»

Проект «Проход и питание» действует в школах столицы с 2012 года и позволяет отслеживать, когда ребенок приходит в школу и покидает ее, а также чем он питается в столовой. Сделать это можно на странице «Посмотреть информацию о посещении и питании в школе, детском саду, колледже» портала mos.ru, с помощью раздела «Мой ребенок» или push-уведомлений мобильного приложения «Госуслуги Москвы», а также по электронной почте.

Сейчас система «Проход и питание» («Москвенок») действует в более чем 4,3 тысячи зданий столичных образовательных организаций. В их числе свыше 1,9 тысячи зданий школ и колледжей и более 2,4 тысячи зданий дошкольных учреждений.

Источники

  • https://edatop.ru/1311-shkolnoe-menu.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d7c8662e6e8ef00ad8d4e49/s-ianvaria-2021-goda-pitanie-v-shkolah-izmenitsia-kakie-produkty-popali-pod-zapret-5fb11feaf2466e18103ae49a
  • https://veselajashkola.ru/shkola/sostavlyaem-menyu-shkolnoj-stolovoj-blyuda-dlya-shkolnogo-pitaniya/
  • https://pitportal.ru/technolog/4603.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ca844e52af6a600b384e5e9/pravilnoe-pitanie-shkolnika-osnovy-raciona-i-principy-sostavleniia-meniu-5cae31ba62cdb800b3b9483b
  • http://detskie-recepty.ru/detskoe-pitanie/menyu-shkolnika-na-nedelyu-s-receptami/
  • https://www.mos.ru/news/item/48407073/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: