Способы определения поставщика: классификация и обоснование

Содержание
  1. Открытый конкурс
  2. Что определяет закон
  3. Способы определения поставщика: классификация и обоснование
  4. Критерии выбора способа закупки
  5. Совершенствование финансового механизма, условий и способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей
  6. Обоснование выбранного способа определения поставщика: электронный аукцион
  7. Закупка у единственного поставщика
  8. Способы размещения заказов в условиях Федерального закона № 94-ФЗ и определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в условиях контрактной системы на основе Федерального закона № 44-ФЗ.
  9. Условия проведения процедуры
  10. Правила рассмотрения заявок
  11. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ
  12. Классификация способов определения поставщика по 44-ФЗ
  13. Как проходит оплата поставщикам
  14. Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок
  15. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
  16. Смысл процедуры определения поставщика по 44-ФЗ
  17. Какие теперь бывают закупки
  18. Ответственность за неверный выбор способа определения поставщика
  19. Запрос предложений
  20. Сроки закупочной процедуры
  21. Заключение контракта
  22. Основные способы определения поставщика согласно 44-ФЗ
  23. Обеспечение заявки
  24. Перевод суммы на спецсчет
  25. Банковская гарантия
  26. Где осуществляются закупки
  27. Неконкурентные способы закупок
  28. Разрешение спорных моментов
  29. Когда открытый конкурс признается несостоявшимся
  30. Контроль в закупках
  31. Особенности выбора способа определения поставщика по 44-ФЗ
  32. Кто может быть участником тендера
  33. Отличие конкурса от аукциона
  34. Запрос предложений в электронной форме
  35. Расторжение соглашения
  36. Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ
  37. Конкурс с ограниченным участием
  38. Отмена закупки
  39. Когда применяются закрытые процедуры
  40. Конкурс в два этапа
  41. Как выбрать

Открытый конкурс

Открытый конкурс – это основной способ определения поставщика, который используется по умолчанию во всех ситуациях, когда нет указаний на иное. Все требования к составлению документов, правила и сроки их подачи, и многие другие аспекты проведения открытого конкурса регламентируются со стороны Правительства РФ.

Организуя открытый конкурс, заказчик обязан разместить информацию о нем на едином информационном портале и начать прием заявок от всех удовлетворяющих условиям участников в обозначенный срок.

По правилам заказчик может изменять тендерную документацию не позднее, чем за пять дней до последнего дня конкурса. При этом изменениям не подлежат такие параметры, как величина обеспечения и предмет контракта.

Скажем, теперь при выставлении цены на четверть меньшей, чем начальная цена контракта, участник тендера обязан предоставить документальное подтверждение серьезности своих намерений и возможности исполнить контрактные обязательства должным образом по сниженной цене.

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Способы определения поставщика: классификация и обоснование

Под потерями подразумевается тот факт, что за неверный выбор могут грозить санкции со стороны государства в виде определенных штрафов. Кроме всего прочего, это вопрос репутации и профессиональной пригодности лиц, принимающих решения по данному вопросу.

Критерии выбора способа закупки

Обоснование выбора поставщика является следствием верного отбора способа проведения процедуры.

Критерии при выборе способа закупки:

  • предмет и условия контракта
  • начальная цена (НМЦК)
  • параметры выявления победителя
  • оптимальные сроки.

В ряде случаев способ основывается на установленных в 44-ФЗ требованиях.

Совершенствование финансового механизма, условий и способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей

Принципиальные отличия закупочных процедур Открытый конкурс. При проведении открытого конкурса заказчик вправе устанавливать определенные требования к объекту закупок, а также критерии оценки предложений участников по соответствию этим требованиям.

Обоснование выбранного способа определения поставщика: электронный аукцион

Установлен широкий перечень случаев, когда заказчик может провести электронный аукцион. В обязательном порядке такая процедура проводится, когда:

  • планируется заказ товаров, работ, услуг, которые включены в правительственный Перечень (утвержден РП от 21.03.2016 № 471-р
  • устанавливается только один критерий определения победителя — цена контракта.

Закупка у единственного поставщика

Согласно ФЗ-44, закупка у единственного поставщика является легитимной в случаях, когда:

  • цена контракта не превышает 100 тыс. руб., притом, что общее количество годовых закупок организации в данной форме не должно превышать 5% от общего числа, и не дороже 50 млн в год в общей сложности;
  • выполнение работ необходимо предпринять со стороны государственных органов исполнительной власти;
  • закупку проводят организации из сферы культуры и образования – цена контракта в данном случае не может превышать 400 тысяч рублей за один договор, 50% в год от общего количества тендеров и 20 млн. рублей в денежном эквиваленте;
  • закупка в целях получения услуг адвоката в обязательном порядке в соответствии с ГК РФ.

В любом случае заказчик, осуществляющий закупку у единственного поставщика, обязан подтвердить ее необходимость документально и своевременно предоставить всю информацию, касающуюся цены и ее обоснования, в соответствующие органы

Способы размещения заказов в условиях Федерального закона № 94-ФЗ и определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в условиях контрактной системы на основе Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ определяются способы размещения заказа для последующего проведения закупочных процедур, которые проводятся: путем проведения торгов (конкурсы и аукционы); без проведения торгов

Условия проведения процедуры

Право на выбор той или иной формы закупки принадлежит заказчику. Однако это не освобождает от необходимости придерживаться определенных правил. Для каждого из методов установлены основания:

Открытый конкурс

Его проводят без ограничений по начальной цене контракта. Препятствием является необходимость организации конкурса с ограниченным участием, двухэтапной процедуры или электронного аукциона.

Электронный аукцион

Ограничений не установлено. Обязанность выбрать метод появляется в случае приобретения продукции, услуг или работ, включенных в правительственный перечень 2019-р. Субъекты РФ также могут формировать свои списки.

Запрос котировок

Метод подходит для проведения закупок на сумму до 500 000 рублей. При этом стоимость контрактов не должна превышать 10 % от выделенного заказчику финансирования на отчетный период.

Запрос предложений

Перечень случаев использования способа четко определен статьей 83 закона 44-ФЗ. Запрос предложений возможен при приобретении спортивного оснащения для параолимпийских и олимпийских команд, лечении граждан за границей, признания конкурсной процедуры несостоявшейся, а также в прочих специфических случаях. Список, приведенный в законе, расширительному толкованию не подлежит.

Закупка у единственного поставщика

Способ применяют при сотрудничестве с естественными монополиями или выполнении мобилизационных работ. Договор в рамках статьи 93 закона 44-ФЗ заключают при наличии соответствующего распоряжения Правительства, Президента или иного уполномоченного органа России. Привлечение единственного поставщика возможно также в следующих случаях:

  • освоение небольших сумм – до 100 000 рублей;
  • выполнение специфических работ, право выполнения которых предоставлено конкретному лицу или организации;
  • покупка билетов культурных, зрелищных, театральных объединений;
  • прочее.

Правила рассмотрения заявок

По сравнению с прежним законом, ФЗ №44 сократил сроки рассмотрения и оценки конкурсных заявок с 30 до 20 дней. Единственный случай, в котором срок возможно продлить еще на десять дополнительных дней – это закупка товаров и услуг в сфере науки, культуры и искусства. Согласно нормам ФЗ-94, срок на рассмотрение заявок в этой сфере равнялся 60-ти дням, т.е. практически двум месяцам.

После того, как все заявки рассмотрены и оценены, формируется протокол, в который включается полная информация по проведенной работе.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки, контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Классификация способов определения поставщика по 44-ФЗ

Есть разные классификации способов выбора подрядчика. Торги могут проходить в электронном и бумажном формате, быть закрытыми и открытыми, конкурентными и неконкурентными. Отдельно принято говорить о двухэтапном конкурсе и тендерах с ограничениями по участию поставщиков.

Речь идет о торгах, предполагающих соревнование между потенциальными поставщиками за возможность подписания договора с заказчиком. Во время закупки в данном формате организатор должен обеспечить исполнителям равные права и добиться снижения изначально установленной цены. Между существующими конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) существуют такие отличия:

  • случаи, в которых они могут использоваться;
  • порядок подачи заявок;
  • сроки размещения тендерной документации, рассмотрения заявок;
  • критерии выбора исполнителя-победителя.

  • Неконкурентные способы определения поставщиков.

Закон 44-ФЗ предполагает единственный неконкурентный способ закупки – заключение договора с одним исполнителем. В ст. 93 этого законодательного акта есть ограниченный перечень случаев, в которых покупатель может выбрать данный формат. Во всех остальных ситуациях запрещается работать с единственным исполнителем.

Главное отличие этого формата состоит в том, что данные о закрытых процедурах не публикуются в открытом доступе. О них сообщают ограниченному кругу исполнителей, способных выполнить условия контракта и отвечающих требованиям покупателя.

Применение закрытого способа определения поставщиков возможно в таких случаях, когда:

  • информация о необходимых ТРУ считается гостайной;
  • данные о нуждах государственного уровня относятся к гостайне;
  • приобретаются услуги по страхованию, перевозке, охране государственных драгоценных металлов, камней, музейных коллекций, раритетных книг, пр.;
  • закупаются услуги по уборке или услуги водителей для обеспечения нормальной работы судей, судебных приставов;
  • целью закупки является обеспечение нужд предприятий оборонной отрасли.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок

Перечень для объявления запроса котировок также предоставляет разнообразный спектр возможностей. Можно провести в случае:

  • проведения закупок из правительственного Перечня товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утвержден РП от 30.09.2013 № 1765-р);
  • проведения закупок из правительственного Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион при условии ограниченного размера суммы (п. 4);
  • НМЦК не превышает 500 000 рублей;
  • совокупный годовой объем закупок котировками не выше 10 % размера средств всех закупок и не выше 100 миллионов рублей в год.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является самым простым способом закупок. Заказчик произвольно выбирает исполнителя (при наличии выбора) и предлагает ему заключить контракт, при этом условия контракта оговариваются на переговорах.

Смысл процедуры определения поставщика по 44-ФЗ

Определение исполнителя представляет собой набор действий, производимых покупателем в соответствии с законом 44-ФЗ. В данное понятие входит публикация извещения о запланированных торгах для обеспечения государственных нужд федерального или регионального масштаба, муниципальных нужд. Также в зафиксированных законом случаях заказчик может направлять исполнителям приглашения для участия в процедуре определения поставщика по 44-ФЗ. Финальным этапом является подписание договора с подрядчиком.

В тексте закона содержится полное описание всех этапов проведения торгов, поэтому каждая из сторон соглашения должна полностью придерживаться его положений.

Процесс закупки состоит из следующих шагов:

  • публикация в ЕИС программы закупок и планов-графиков;
  • формирование, размещение документации по тендеру;
  • выбор исполнителя;
  • подписание договора;
  • приемка предоставленных поставщиком ТРУ;
  • публикация отчетности.

На данный момент к основным способам определения поставщика, подрядчика, исполнителя по 44-ФЗ принято относить: конкурсы (открытые, закрытые, проводимые в два этапа, предполагающие ограничения по количеству потенциальных поставщиков); открытые и закрытые аукционы; запросы предложений и котировок; закупки у единственного исполнителя. Далее остановимся на каждом из перечисленных подходов.

Какие теперь бывают закупки

Можно поделить все способы определения поставщика по разным критериям. Например, по форме проведения — электронные и бумажные, по допуску поставщиков — открытые и закрытые, по количеству участников — конкурентные и неконкурентные.

  1. Электронный аукцион.
  2. Конкурсы в электронной форме — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный.
  3. Запрос котировок в электронной форме.
  4. Запрос предложений в электронной форме.
  5. Закрытые электронные процедуры (могут проводиться по решению Правительства) — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Бумажные процедуры — конкурсы и запросы — остались прежними. Однако начиная с 2019 года проводиться они будут лишь в определенных случаях:

  • когда закупка проводится за рубежом;
  • когда проводится запрос котировок, и объектом являются некоторые товары и услуги — продовольствие, средства медпомощи, лекарства, топливо, гуманитарная помощь или услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • когда проводятся отдельные виды закрытых процедур;
  • когда контракт заключается с единственным поставщиком;
  • если закупка входит в список, утвержденный Правительством.

Ответственность за неверный выбор способа определения поставщика

В законе 44-ФЗ большое внимание уделяется теме ответственности контрагентов по госконтрактам. Данный законодательный акт требует указания соответствующих мер в тексте договора между исполнителем и заказчиком.

Таким образом удается дисциплинировать обе стороны соглашения. Дело в том, что оплата услуг происходит за счет муниципальных и государственных бюджетов, а в получении ТРУ высокого качества заинтересованы и заказчик, и общество. Вот почему пренебрежение надлежащим оказанием услуг недопустимо. Нормы закона 44-ФЗ подталкивают покупателей пристальнее следить за исполнением контрактов, уделять большее внимание составлению требований, призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

При нарушении порядка определения способа определения поставщика для заказчика предусмотрены такие штрафы:

  • Выбор формата торгов, противоречащего нормам закона 44-ФЗ – 30 тысяч рублей.
  • Проведение любой процедуры вместо конкурса, аукциона – 50 тысяч рублей.
  • Организация конкурса или закрытого конкурса с ограниченным участием, конкурса в два этапа в случаях, не содержащихся в законе 44-ФЗ, несоблюдение порядка, сроков передачи сведений, документов для согласования с проверяющей инстанцией при заключении договора с единственным исполнителем – 50 тысяч рублей.
  • Принятие заказчиком/уполномоченной организацией решения о проведении закрытых торгов с целью размещения оборонного заказа без согласования с контрольным органом в сфере гособоронзаказа, а также принятие решения о выставлении такого заказа на закрытые торги на условиях, отличающихся от согласованных с контрольным органом, – 30–50 тысяч рублей для должностных лиц.

Запрос предложений

Решение о проведении запроса предложений заказчик принимает и обосновывает в ситуациях заключения контракта (договора) на:

  • услуги по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
  • поставку спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • заказ после принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • заказ лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
  • заказ изделий народных художественных промыслов;
  • закупки жилых квартир для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей у собственников этих жилых помещений.

А также после признания несостоявшимся повторного конкурса, согласно ч. 4 ст. 55 44-ФЗ.

Сроки закупочной процедуры

Другим важным критерием сравнительной характеристики стали временные рамки. Сроки исчисляются в календарных днях.

Открытый конкурс

Разместить сведения в единой информационной системе необходимо за 20 дней до фактического вскрытия конвертов (доступа к заявкам на виртуальной торговой площадке). Любые корректировки необходимо делать за 5 суток до перехода к следующему этапу. При этом вносить изменения в объем закупки или размер обеспечения нельзя.

Электронный аукцион

Требования закона мягкие. Заказчику предоставляется право публиковать извещение за 7 суток до открытия доступа к заявкам. Если сумма договора превышает 3 миллиона рублей, этот период увеличивают до 15 дней. Дополнения и корректировки в документацию вносят за 2 дня до изучения заявок, либо ранее. Организаторы аукциона обязаны соблюдать запрет на изменение объемов закупки, а также увеличение обеспечения.

Запрос котировок

Заказчику следует ориентироваться на стандартный недельный срок. Однако в некоторых случаях период сокращают до 4 суток. К таковым относят закупку средств оказания неотложной помощи (ст. 76 закона 44-ФЗ) или договоры с суммой до 250 000 рублей. Корректировки вносить можно во все пункты за исключением объекта закупки. Последние изменения могут быть внесены за 2 дня.

Запрос предложений

Способ предполагает минимальный срок. Извещение публикуют за 5 дней до оценки предложений. Возможность изменения документации не предусмотрена.

Закупка у единственного поставщика

Извещение размещают в ЕИС в установленных законом случаях. Информация должна появиться в единой базе за 5 дней до подписания соглашения. О внесении корректировок в законе не упоминается.

Парламентарии установили специфические требования к содержанию извещений. Правила разработки закупочной документации определены для каждого способа отдельно. Наиболее простым по этому критерию является сотрудничество с единственным поставщиком. Максимум правил и указаний адресовано организаторам открытого конкурса и аукциона.

Заключение контракта

Новый закон более четко обозначает сроки, в которые необходимо заключить контракт. Если ранее говорилось лишь о том, что он заключается не раньше, чем через десять дней, то теперь оказалась очерчена и другая граница – не ранее 10 и не позднее 20 дней.

Кроме того, согласно ФЗ-44, заказчик больше не имеет права принудить победителя к подписанию контракта. Единственное, что он может сделать в случае отказа исполнителя – это подать на возмещение ущерба.

Основные способы определения поставщика согласно 44-ФЗ

Открытый конкурс.

Этот способ считается основным при выборе подрядчика. Именно он должен применяться во всех ситуациях, когда закон не устанавливает другого обязательного формата. Требования к документации, правила, сроки предоставления бумаг, а также ряд других аспектов зафиксирован Правительством РФ.

Для проведения открытого конкурса заказчику нужно выложить сведения о нем в ЕИС, после чего можно начинать принимать заявки. Исполнитель получает возможность подать заявку, если он отвечает условиям мероприятий и успевает в зафиксированные сроки.

Закон позволяет покупателю вносить поправки в документацию по закупкам максимум за пять дней до последнего дня конкурса. Ни в коем случае не могут корректироваться сумма обеспечения и сам предмет закупки.

Пакет документов, который исполнитель должен предоставить вместе с заявкой, расширился. За счет этого удается добиться наибольшей экономической эффективности и безопасности проведения мероприятий с использованием конкурентных способов определения поставщиков по 44-ФЗ.

Двухэтапный конкурс.

Данный формат позволяет уточнить существенные детали, критерии во время подготовки конкурсной документации. Первый этап предназначен для подачи поставщиками технических заявок – в них не фиксируется предлагаемая стоимость работ.

Такие торги используются для определения поставщика по 44-ФЗ в таких сферах, как:

  • проектирование, архитектура, строительство;
  • научные изыскания;
  • электроэнергетика;
  • литература, искусство.

Конкурс с ограниченным участием.

Этот способ позволяет закупить ТРУ, отличающиеся сложными специфическими характеристиками, с которыми работает ограниченный круг фирм. Либо такой конкурс используется для реализации условий контракта:

  • связанного с культурным наследием;
  • на осуществление работ в музеях, других национальных объектах;
  • предполагающего обеспечение доступа к музейным библиотекам, архивам государственного значения.

Немаловажно, что конкурс с ограниченным участием позволяет покупателю выдвигать расширенный список требований к исполнителям.

Электронный аукцион.

В соответствии с актуальным законодательством в сфере закупок, открытый аукцион может проводиться только в электронном виде. Именно такой формат используется при организации торгов, включенных в правительственный перечень РФ.

По ФЗ «О контрактной службе» определение поставщика при помощи электронного аукциона по 44-ФЗ считается несостоявшимся, если:

  • заказчик получил только одну заявку, причем последняя не отвечает выставленным им требованиям;
  • на протяжении 10 минут после начала аукциона не получено ни одного предложения по цене;
  • поставщиками не подано ни одной заявки на участие;
  • все заявки с содержанием цены комиссия признала несоответствующими требованиям либо отбор прошла только одна заявка;
  • победитель торгов отказался от подписания соглашения.

Запрос предложений и ценовых котировок.

Данные виды торгов очень похожи друг на друга, основным сходством является необходимость размещения информации на портале ЕИС.

К ключевым отличиям между данными форматами стоит отнести тот факт, что при запросе котировок исполнители устанавливают свои цены, победителем становится тот, кто предложил самый выгодный по стоимости вариант. А запрос предложений предполагает рассмотрение конкурсной комиссией всех положений заявок.

Закупка у единственного исполнителя.

Она может использоваться, если:

  • Работы должны выполняться государственными органами исполнительной власти.
  • Торги проводятся организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и образования. Тогда цена одного договора ограничивается 400 000 рублей, 50 % в год от общего числа проводимых тендеров или 20 000 000 рублей.
  • Осуществляется обязательная закупка услуг адвоката по ГК РФ.

При приобретении ТРУ у единственного поставщика заказчик должен документально подтвердить необходимость использования данного формата, в установленные сроки предоставить в соответствующие органы всю информацию по стоимости, обоснованию такого способа определения исполнителя, как закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Закрытые формы тендеров.

Во время подобных торгов информация о проведении, сроках, цене, содержании соглашения передается только ограниченному кругу исполнителей. При условии, что последние имеют все возможности, чтобы оказать необходимые организатору торгов услуги.

Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ могут использоваться в случаях, когда:

  • Сведения о восполняемых нуждах относятся к государственной тайне.
  • Закупаются услуги по страхованию, транспортировке, охране государственных ценностей, таких как редкие музейные коллекции, издания, драгоценные камни, металлы.
  • Приобретаются водительские/клининговые услуги для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
  • Торги проходят в рамках гособоронзаказа.

По закону 44-ФЗ к закрытым формам торгов относятся соответствующие конкурсы, аукционы, двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием исполнителей.

Обеспечение заявки

Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для обеспечения заявки. Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.

Если исполнитель отказывается от заключения договора — сумма переводится заказчику в качестве компенсации, а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.

Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или банковской гарантией.

Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку.

Перевод суммы на спецсчет

Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок — обеспечение сочтется не внесенным.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2020 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Когда открытый конкурс признается несостоявшимся

В данном отношении законодательные изменения коснулись, прежде всего, оснований, на которых принимается решение о дальнейшем механизме проведения закупки. Предыдущий Федеральный Закон – №94 предоставлял заказчику право самостоятельно выбирать – осуществить ли закупку у единственного поставщика или провести тендер заново.

Согласно текущему ФЗ-44, именно причина, по которой конкурс не состоялся и обуславливает направление дальнейшей деятельности организатора. Если на конкурс была подана только одна заявка и подавший ее участник полностью отвечает всем требованиям, то именно он становится единственным поставщиком. А вот когда на конкурс совсем не поступило заявок, либо ни одна из них не оказалась соответствующей требованиям заказчика, то в такой ситуации тендер проводится заново.

В любом случае, свои действия каждый госзаказчик обязан производить только после их согласования с соответствующими контролирующими инстанциями.

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Особенности выбора способа определения поставщика по 44-ФЗ

В любом случае, заказчик должен будет зафиксировать обоснование способа определения поставщика по 44-ФЗ в плане-графике. Допустим, при организации аукциона стоит сослаться на перечень товаров, для закупки которых допускается применять только этот способ.

Ошибка при выборе формата торгов чревата тем, что контролирующие органы просто аннулируют результаты процедуры определения поставщика по 44-ФЗ и всей закупки. Будьте заранее готовы к тому, что такое решение сложно оспорить. Также должностное лицо ждет штраф до 30 тысяч рублей. Если закон устанавливает, что в конкретной ситуации должен был проводиться конкурс либо аукцион, но заказчик решил использовать иной способ, штраф повышается до 50 тысяч рублей.

Иногда покупатель выбирает конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, в том числе закрытого типа, или закрытый аукцион в случаях, не предусмотренных законом. Тогда штраф также составляет 50 тысяч рублей. Аналогичное наказание предусмотрено за несоблюдение порядка согласования использования закрытых торгов с госорганом.

Существующие способы определения поставщика по 44-ФЗ и их особенности приведены в таблице:

Способ

Когда используется

Особенности

Конкурс

Когда выбор исполнителя должен быть осуществлен сразу по ряду критериев

Приоритетный способ закупки, может проходить в закрытой/открытой форме, с ограниченным участием или состоять из двух этапов

Запрос предложений

Случаи применения установлены ст. 83 закона 44-ФЗ: приобретение инвентаря для занятий спортом, медикаментов либо если повторно проведенный конкурс считается несостоявшимся

Договор заключается с поставщиком, окончательное предложение которого больше всего отвечает пожеланиям покупателя

Запрос котировок

Подрядчик выбирается только на основании цены контракта, НМЦК до 500 тысяч рублей

Количество закупок не может превышать 10 % от общего объема или 100 миллионов рублей

Аукцион

Победителем становится исполнитель, предложивший самую низкую цену. Аукционы обязательно проводятся при закупках товаров из перечня, зафиксированного Распоряжением Правительства РФ. В процессе торгов НМЦК постепенно снижается на шаг аукциона, когда исполнители заявляют о готовности выполнить работы по более низкой цене

Проходит в закрытой или открытой форме

Закупка у единственного поставщика

Допускается при закупках до 100 тысяч рублей, при приобретении услуг по лечению гражданина РФ за пределами страны, при закупке услуг субъектов естественных монополий

Возможны два способа: заказчик предлагает исполнителю заключить договор или принимает предложенные участником условия соглашения

Кто может быть участником тендера

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Отличие конкурса от аукциона

Именно конкурсы и аукционы являются наиболее конкурентными способами проведения государственных закупок среди заказчиков, которые финансируются из бюджетов государственного и муниципального уровня.

При открытом способе проведения конкурса и аукциона они позволяют широкому кругу поставщиков принять участие в закупке. Главным отличием между аукционом и конкурсом является критерий отбора победителя.

При аукционе определяющее значение принадлежит ценовому предложению поставщика: побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену. При конкурсе побеждает участник, предложивший самое оптимальное условие исполнения контракта (т. е. здесь может учитываться не только цена, но и опыт работы поставщика на рынке, временные рамки и пр.).

Есть еще некоторые отличия между конкурсом и аукционом, которые следует учитывать поставщику:

  • аукцион полностью проводится в электронном виде (от размещения информации до подведения итогов торгов), сведения о конкурсах также публикуются в ЕИС, но заявки на участие передаются в бумажном варианте, решение комиссии также имеет письменную форму;
  • аукцион может предполагать плавное снижение ценового предложения, согласно установленному шагу от НМЦК

Запрос предложений в электронной форме

Выбрать этот способ определения поставщика можно по основаниям, установленным для бумажного запроса. При этом наряду с несостоявшимся конкурсом электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в электронной форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
Двухэтапный Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.

Закрытый

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.

Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедуры Аналогичны «бумажным»

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится на электронных площадках. В настоящее время их восемь. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

Запрос предложений

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается переторжка (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений

Начиная с июля 2020 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Конкурс с ограниченным участием

3 ч. 56 ст. ФЗ №44 гласит, что конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, когда речь идет о закупке товаров, работ или услуг, имеющих сложный специфический характер и поставляемых ограниченным числом компаний. Кроме того, данная форма применяется тогда, когда на конкурс выставляется контракт:

  • по отношению к объектам культурного наследия;
  • на проведение работ в музеях и других национальных объектах;
  • когда необходим доступ к музейным библиотекам и иным архивам государственной важности.

Помимо всего прочего, конкурс с ограниченным участием предоставляет заказчику возможность предъявления дополнительных требований к поставщикам.

Отмена закупки

ФЗ-44 допускает возможность отмены конкурса при необходимости. Порядок отмены закупки во многом зависит от того, было ли на этот момент размещено извещение о проведении конкурса. В случае если оно не было размещено, то соблюсти законодательные нормы для отмены закупки проще. Для этого требуется просто изменить план закупки согласно Постановлению Правительства №554 (если до размещения извещения осталось более 10 дней).

Ст. 36 ФЗ-44 допускает также возможность отмены конкурса не позднее, чем за пять дней до установленного срока подачи заявок.

Нарушение указанных временных рамок допускается, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (например, эпидемия, забастовки и пр.).

Когда применяются закрытые процедуры

Для выбора закрытого типа процедуры существует несколько оснований:

  1. Объект закупки связан в гостайной.
  2. Данные о государственных нуждах составляют тайну.
  3. Объектом выступают услуги по страхованию, транспортировке либо охране государственных ценностей — редких музейных коллекций, изданий, драгоценных камней и металлов.
  4. Закупаются водительские либо клининговые услуги для судей, судебных приставов.
  5. Проводится закупка в рамках гособоронзаказа.

Конкурс в два этапа

Двухэтапный конкурс – новая для практики российских госзакупок процедура. Его особенностью является повышенная возможность уточнения важных факторов, нюансов и критериев в ходе формирования конкурсной документации. На первом этапе подаются технические заявки, без обозначения цены, а вот те участники, которые проходят во второй этап уже составляют свои коммерческие.

Конкурс в два этапа проводится таких сферах, как:

  • проектирование, архитектура, строительство
  • научные изыскания;
  • электроэнергетика;
  • литература и искусство.

Как выбрать

При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур.

Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион

Источники

  • https://www.bicotender.ru/articles/sposoby-opredeleniya-postavshikov-po44fz.html
  • https://open-torg.ru/44-fz
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/sposoby-opredeleniya-postavshchika/
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-obosnovat-vybrannyy-sposob-opredeleniya-postavshchika
  • https://studme.org/49153/logistika/sposoby_opredeleniya_postavschikov_podryadchikov_ispolniteley
  • https://good-tender.ru/poleznye-stati/374-sposoby-opredeleniya-postavshchika-po-44-fz-sravnitelnaya-tablitsa
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/opredelenie-postavshchika-po-44-fz/
  • https://zakupki-kontur.ru/news/44-fz-starye-i-novye-sposoby-opredeleniya-postavshhika/
  • https://goskontract.ru/shkola-goszakupok/sposoby-zakupok-po-44fz-i-223fz
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/provedenie-konkursa.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: