Статья 48 ГрК РФ: архитектурно-строительное проектирование

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ.
2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ.

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (часть дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ.

4. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (часть в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ.
5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

(Часть в редакции, введенная в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
5.1. В случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (часть дополнительно включена со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 240-ФЗ).

5.2. Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

(Часть дополнительно включена со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (пункт дополнен с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ.

7. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должен определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).

(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ.

8. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ.

9. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

10. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ.
10.1. Требования частей 7-10 настоящей статьи не применяются к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. Порядок соответствующего технологического присоединения к электрическим сетям устанавливается законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

(Часть дополнительно включена с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ)
11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
12. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 339-ФЗ.

10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
(Пункт дополнительно включен с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; дополнен с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 215-ФЗ;
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт дополнительно включен с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ);
11.2) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома);
(Пункт дополнительно включен с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ)
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
12.1. Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
12.2. В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

(Часть дополнительно включена с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; дополнена с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму.
(Часть дополнена с 15 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 190-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
15. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

(Часть дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
15.1. Особенности подготовки, согласования и утверждения проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

(Часть дополнительно включена с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ)
16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).

Комментарий к статье 48 ГрК РФ

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации.

Часть 2 комментируемой статьи содержит определение понятия проектной документации.

Материалы проектной документации могут быть как в текстовой форме, так и в виде карт (схем). Подготовка и реализация проектной документации не допускается без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

2. Градостроительный кодекс РФ 1998 г. устанавливал единые правила разработки и утверждения проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает исключение из правила подготовки проектной документации. Теперь подготовку проектной документации можно не осуществлять при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Застройщик вправе по собственной инициативе осуществить подготовку проектной документации при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” в ч. 3 комментируемой статьи было внесено изменение, уточняющее, на какие именно объекты индивидуального жилищного строительства не требуется подготовка проектной документации. Такими объектами считаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

3. Части 4 и 5 комментируемой статьи определяют требования к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование. Если застройщик или заказчик хочет привлечь для выполнения архитектурно-строительного проектирования иных лиц, то такая работа выполняется на основании договора.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ регулируется § 4 гл. 37 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ним по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком – с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.

Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ гарантирует заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной подрядчиком технической документации.

Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.

При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором:

уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ;

использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;

оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;

участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления;

возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;

привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.

4. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает обязанность застройщика или заказчика предоставить необходимые материалы для подготовки проектной документации лицу, привлекаемому на основании договора для выполнения данной работы.

5. Части 7 и 8 комментируемой статьи определяют общие условия предоставления услуг правообладателям земельных участков организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

6. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” ч. 9 была изложена в новой редакции, которая более детально устанавливает обязанность органа местного самоуправления предоставить информацию о технических условиях присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроках подключения к указанным сетям, о плате за подключение за 30 дней до дня предоставления земельного участка для строительства заинтересованным лицам.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий” часть 9 была дополнена. Орган местного самоуправления теперь обязан также предоставлять информацию о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.

7. Часть 10 комментируемой статьи устанавливает, что порядок определения и предоставления технических условий, определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может входить в компетенцию Правительства РФ.

Правительство РФ 13 февраля 2006 г. приняло Постановление N 83 “Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения”.

Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Данные Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.

При подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании:

информации о разрешенном использовании земельного участка;

предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка;

региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;

схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения;

предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

Орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения – на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.

Органам местного самоуправления (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации – г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) рекомендуется принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность.

Запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:

наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;

нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;

правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);

информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;

информацию о разрешенном использовании земельного участка;

информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;

необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;

планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Технические условия должны содержать следующие данные:

максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);

дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с Правилами.

В случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:

на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения – совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;

с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в Правилах, существует:

при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;

при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.

Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей (сетевой) организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая (сетевая) организация.

Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей (сетевой) организации.

Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.

При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя.

Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов.

При подключении строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству соответствующих ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, газ, вода) или к оборудованию по очистке сточных вод владелец такого оборудования осуществляет права и обязанности организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в части подключения объектов капитального строительства.

Физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров (заказчик), для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения (исполнитель).

Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

подача заказчиком заявления о подключении;

заключение договора о подключении;

выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;

выполнение заказчиком условий подключения;

проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;

присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении;

выполнение условий подачи ресурсов.

Подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям и сетям газоснабжения после заключения договора о подключении по этапам, указанным в Правилах, осуществляется в порядке, установленном соответственно правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заказчиков к электрическим сетям в Российской Федерации и правилами пользования газом и предоставления услуг газоснабжения в Российской Федерации.

Для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик направляет исполнителю:

заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заказчика (для физических лиц – фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес;

нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;

правоустанавливающие документы на земельный участок;

ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;

топографическую карту участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованную с эксплуатирующими организациями;

информацию о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;

иные документы, которые в зависимости от вида сетей инженерно-технического обеспечения должны быть представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и о газоснабжении.

Исполнитель не вправе требовать от заказчика не предусмотренные Правилами документы и информацию.

Исполнитель при получении от заказчика заявления о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и необходимых документов проверяет их соответствие установленным Правилами требованиям.

В случае представления не всех документов исполнитель в течение 6 рабочих дней с даты получения указанного заявления уведомляет об этом заказчика и в 30-дневный срок с даты получения недостающих документов рассматривает заявление о подключении.

В случае представления всех документов исполнитель в 30-дневный срок с даты их получения направляет заказчику подписанный договор о подключении и условия подключения.

Условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка, за исключением случаев, установленных Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.

Заказчик предоставляет исполнителю 1 экземпляр раздела “Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений” разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации.

В случае если в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства превышен срок действия условий его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, указанный срок продлевается по согласованию с исполнителем на основании обращения заказчика.

После выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении.

Работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.

Исполнитель осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению.

До начала подачи ресурсов (оказания соответствующих услуг) заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, заключить договоры о снабжении соответствующими видами ресурсов (об оказании соответствующих услуг), получение которых обеспечивается в результате подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

До ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию заказчик обязан:

обеспечить доступ исполнителя к объектам, подключаемым к сетям инженерно-технического обеспечения, для проверки выполнения заказчиком условий подключения;

выполнить установленные в Правилах требования, необходимые для подачи ресурсов, с учетом особенностей подключения объектов к отдельным видам сетей инженерно-технического обеспечения.

По соглашению сторон подключение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), а также обеспечение соответствующими видами ресурсов строящихся объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с Правилами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Лицо, осуществляющее самовольное технологическое подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчик в целях подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод представляет исполнителю:

документы, указанные в Правилах;

баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием видов водопользования, в том числе при пожаротушении;

сведения о составе сточных вод, намеченных к сбросу в систему канализации;

сведения о назначении объекта, высоте и об этажности здания;

сведения о субабонентах.

Исполнитель представляет заказчику условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в которых должны быть указаны:

срок действия условий подключения;

точка присоединения к системам водоснабжения и (или) водоотведения, а также очистки сточных вод (адрес, номер колодца или камеры);

специальные технические требования к объектам капитального строительства, в том числе к устройствам и сооружениям для присоединения.

В отношении подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения кроме сведений, предусмотренных в Правилах, должны быть указаны:

гарантируемый свободный напор в месте присоединения и геодезическая отметка верха трубы;

разрешаемый отбор объема питьевой воды и режим водопотребления (отпуска);

требования по установке средств измерений питьевой воды и устройству узла учета;

требования по обеспечению соблюдения условий пожарной безопасности и подаче расчетных расходов питьевой воды для пожаротушения;

перечень мер по рациональному использованию питьевой воды.

В отношении подключения объекта капитального строительства к сетям водоотведения и очистки сточных вод кроме сведений, предусмотренных в Правилах, должны быть указаны:

отметки лотков в местах присоединения к системе канализации;

нормативы водоотведения (разрешаемый объем, состав и режим сброса сточных вод);

требования к устройствам для отбора проб и учета объема сточных вод;

требования по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;

границы эксплуатационной ответственности водоснабжающей организации и заказчика.

До начала подачи ресурсов созданные заказчиком водопроводные устройства и сооружения, необходимые для подключения к системе водоснабжения, подлежат промывке и дезинфекции за счет средств заказчика до получения результатов анализов качества воды, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Акт о промывке указанных водопроводных устройств и сооружений, составляемый и подписываемый исполнителем и заказчиком, должен содержать сведения об определенном на основании показаний средств измерений количестве питьевой воды, израсходованной на промывку.

Подача питьевой воды осуществляется только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Работы по промывке и дезинфекции водопроводных устройств и сооружений могут выполняться исполнителем по возмездному договору. При этом связанные с выполнением этих работ расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.

Исполнитель осуществляет надзор за выполнением указанных работ заказчиком либо лицом, которого заказчик привлек для их выполнения на основании отдельного договора.

Заказчик в целях подключения объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения представляет исполнителю:

документы, указанные в Правилах;

информацию о характеристиках тепловых нагрузок объекта капитального строительства (расчетные максимальные часовые и среднечасовые расходы тепловой энергии и соответствующие им расчетные расходы теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение);

информацию о виде и параметрах теплоносителей (давление и температура);

сведения о режимах теплопотребления для объекта капитального строительства (непрерывный, одно-, двухсменный и др.);

данные о расположении узла учета тепловой энергии и теплоносителей и контроле их качества;

требования к надежности теплоснабжения объекта капитального строительства (допустимые перерывы в подаче теплоносителей по продолжительности, периодам года и др.) и сведения о категории потребителя по надежности теплоснабжения в соответствии со строительными нормами и правилами;

информацию о наличии и возможности использования собственных источников тепла для резервирования тепловой нагрузки.

Исполнитель предоставляет заказчику условия подключения объекта капитального строительства к сети теплоснабжения, в которых должны быть указаны:

источник теплоснабжения и точки присоединения к тепловым сетям объекта капитального строительства;

максимальные часовые и среднечасовые тепловые нагрузки объекта капитального строительства по видам теплоносителей (горячая вода, пар различных параметров) и видам теплопотребления (отопление, вентиляция, кондиционирование, горячее водоснабжение), а также схемы присоединения теплопотребляющих установок;

максимальные расчетные и среднечасовые расходы теплоносителей, в том числе с водоразбором из сети (при открытой системе теплоснабжения);

параметры (давление, температура) теплоносителей и пределы их отклонений в точках присоединения к тепловой сети с учетом роста нагрузок в системе теплоснабжения, а в отношении горячей воды – также метод и график регулирования отпуска тепловой энергии в систему теплопотребления;

количество, качество и режим откачки возвращаемого конденсата, требования к его очистке;

рекомендации, касающиеся необходимости использования имеющихся у заказчика собственных источников тепла или строительства им резервного источника тепловой энергии либо резервной тепловой сети с учетом требований к надежности теплоснабжения строящегося (реконструируемого) им объекта капитального строительства, а также рекомендации по использованию вторичных энергетических ресурсов;

требования к прокладке трубопроводов, изоляции теплопроводов;

требования к организации учета тепловой энергии и теплоносителей;

требования к диспетчерской связи с теплоснабжающей организацией;

границы эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации и заказчика;

срок действия условий подключения;

пределы возможных колебаний давления (в том числе статического) и температуры в тепловых пунктах заказчика, устройства для защиты от которых должны предусматриваться заказчиком при проектировании систем теплопотребления и тепловых сетей.

До начала подачи ресурсов:

устройства и сооружения, созданные для присоединения к системам теплоснабжения, должны быть предъявлены заказчиком для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный технический надзор, и исполнителю;

заказчик должен иметь подготовленный персонал для эксплуатации указанных устройств и сооружений, прошедший подготовку и аттестацию (проверку знаний) в установленном порядке, а также заказчиком должно быть назначено лицо, ответственное за тепловое хозяйство.

8. Части 11 и 12 комментируемой статьи раскрывают условия осуществления подготовки проектной документации, а также состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” ч. 11 была изложена в новой редакции, которая уточняет условия осуществления подготовки проектной документации.

9. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” комментируемая статья была дополнена ч. 12.1, которая направлена на реализацию права застройщика на получение разрешения на строительство на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

10. Часть 13 комментируемой статьи определяет компетенцию Правительства РФ в области подготовки разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” в ч. 13 было внесено изменение. В настоящее время Градостроительный кодекс устанавливает, что Правительство РФ устанавливает состав и требования к содержанию разделов проектной документации не только применительно к различным видам объектов капитального строительства, но и к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

11. Часть 14 устанавливает необходимость включения в проектную документацию перечня мероприятий по гражданской обороне и по предупреждению чрезвычайных ситуаций при строительстве объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, объектов обороны и безопасности, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов.

12. Часть 15 комментируемой статьи предусматривает возможность направления проектной документации на государственную экспертизу до ее утверждения застройщиком или заказчиком.

С 1 января 2006 г. государственной экспертизе не подлежит проектная документация объектов капитального строительства, установленных ч. 2 и 3 ст. 49 комментируемого Кодекса.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” ч. 15 была дополнена предложением, которое дает право застройщику или заказчику утверждать проектную документацию только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в случае направления ее на государственную экспертизу.

13. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” статья была дополнена ч. 16, запрещающей требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию, иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом.

Второй комментарий к Статье 48 Градостроительного кодекса

1. Настоящая статья посвящена двум основным аспектам архитектурно-строительного проектирования: это требования к проектно-строительной документации и требования к порядку ее подготовки. При применении положений комментируемой статьи следует учитывать, что она носит бланкетный характер, в связи с чем ряд требований к исходной документации содержится в подзаконных актах (см. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 февраля 2016 г. по делу N А73-5010/2015).

Архитектурно-строительное проектирование — это подготовка проектной документации. Часть 1 комментируемой статьи определяет существенные условия для проектирования. Во-первых, строительство и реконструкция объектов капитального строительства могут осуществляться на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2014 г. по делу N А40-94356/2013). Во-вторых, архитектурно-строительное проектирование должно осуществляться в границах принадлежащего застройщику земельного участка. Исключением является строительство линейных объектов (см. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 15 декабря 2015 г. по делу N 33а-4421/2015). В-третьих, осуществлять архитектурно-строительное проектирование может только правообладатель земельного участка (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2015 г. по делу N А40-32988/2014).

Проектная документация представляет собой целый комплекс документов, состав которых определен в ч. ч. 12 и 14 комментируемой статьи. Кроме поименованных документов, суды нередко относят к проектной документации также эскизный проект (см. Апелляционное определение Самарского областного суда от 9 марта 2016 г. по делу N 33-2884/2016). Однако существует и противоположная судебная практика, согласно которой эскиз в состав проектной документации не входит, поскольку разработка эскизов носит предварительный характер по отношению к проектной документации, требующей соответствующего согласования и проведения экспертиз (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А56-20473/2009). На архитектурный проект распространяются авторские права. При этом объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. N 5816/11; Постановление Суда по интеллектуальным правам от 21 сентября 2015 г. по делу N А10-343/2014).

Нередко на практике используется понятие «рабочая документация» относительно к проектной документации. Однако ГрК РФ не предусматривает такого понятия. Разъяснение этого положения дано в письме Министерства регионального развития РФ от 27 марта 2012 г. N 6832-ДШ/08 «О необходимости получения свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при подготовке рабочей документации». Как поясняет министерство, в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, на объект капитального строительства разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий. Рабочая документация должна соответствовать проектной документации. Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываются в задании на проектирование. Действующее законодательство не содержит сведений о необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого СРО в области проектирования, для разработки рабочей документации.

Потребительскую ценность имеет только полный комплект проектной документации. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Наличие положительного заключения государственной экспертизы является необходимым условием для разработки рабочей документации, по которой непосредственно осуществляется проведение строительно-монтажных работ. Строительство объектов по не прошедшей государственную экспертизу проектной документации недопустимо. Следовательно, в отсутствие положительного заключения проектной документации изготовление рабочей документации бессмысленно, не имеет как правового основания, так и практического значения (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2016 г. по делу N А40-69256/2015).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет форму проектной документации. Требования к каждому разделу проектной документации установлены в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

К исходным данным для проектирования относятся градостроительный план земельного участка, технические условия на подключение и результаты инженерных изысканий (ч. ч. 6, 11 комментируемой статьи). Право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана — документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию. При подготовке проектной документации обязанность по предоставлению градостроительного плана возлагается на заказчика (см. Определение ВС РФ от 16 марта 2016 г. N 78-АПГ16-2).

3. В зависимости от вида объекта капитального строительства определяется объем необходимой проектной документации:

— при капитальном ремонте объектов капитального строительства — подготавливаются отдельные разделы проектной документации в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте (ч. 12.2 комментируемой статьи). При этом разработка таких разделов является обязательным условием (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2016 г. по делу N А40-25599/2013; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2012 г. по делу N А75-2239/2012);

— при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей — дополнительно подготавливается проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (п. 7 ч. 12 комментируемой статьи). При этом представления в составе проектной документации акта о зеленых насаждениях, подлежащих сносу в связи со строительством, не предусмотрено (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2015 г. по делу N А28-4336/2014);

— при индивидуальном жилищном строительстве — разработка проектной документации не требуется (ч. 3 комментируемой статьи). Это является единственным исключением из правил об обязательности осуществления архитектурно-строительного проектирования (см. Кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 февраля 2011 г. по делу N 33-2005/11);

— для объектов использования атомной энергии — дополнительно разрабатывается перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму (ч. 14 комментируемой статьи 48 ГрК РФ); готовятся документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения на окружающую среду (ст. 30 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»);

— для опасных производственных объектов — дополнительно разрабатывается декларация промышленной безопасности (ч. 3 ст. 14 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

— для объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда — дополнительно разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов (п. 10 ч. 12);

— для объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридическими лицами, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, — дополнительно подготавливается смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (п. 11 ч. 12);

— для многоквартирных домов — дополнительно подготавливаются сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (п. 11.2 ч. 12);

— для объектов культурного наследия — дополнительно разрабатываются разделы об обеспечении сохранности объектов культурного наследия (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2015 г. по делу N А60-7837/2014).

4. В ч. ч. 7 — 10.1 комментируемой статьи отдельное внимание уделено техническим условиям (технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения) и порядку их получения. Технические условия входят в состав проектной документации и являются ее обязательной частью (см. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 февраля 2016 г. по делу N А04-6028/2015). Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются в Постановлении Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83. Технические условия предоставляются применительно к конкретному земельному участку. Поэтому организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, необходима информация о разрешенном использовании земельного участка, информация о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку, для подготовки технических условий (см. решение ВС РФ от 19 марта 2014 г. N АКПИ14-79).

Включение в технические условия требований, не предусмотренных ст. 48 ГрК РФ, недопустимо.

Пример: судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество включило в технические условия требования об осуществлении строительно-монтажных работ, требования к охране окружающей среды, дополнительные требования о заключении договоров на ведение технического и авторского надзора, договоров на техническое и аварийное обслуживание газопровода и газового оборудования, а также договора на пуск газа, договоров на транспортировку и поставку газа. Перечисленные требования относятся к последующим стадиям подключения и эксплуатации газового оборудования и не могут быть предъявлены потребителям на этапе выдачи технических условий подключения (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2015 г. по делу N А13-4270/2014).

Также при отсутствии обязанности разработки проектной документации на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства недопустимо указание в технических условиях обязательности разработки проекта подключения к сетям инженерно-технического обеспечения как условия подключения (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2015 г. по делу N А14-16624/2014).

Особенностью является возложение обязанности на органы местного самоуправления предоставлять заинтересованным лицам технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, но только когда правообладатель земельного участка не определен.

Пример: так, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность предоставлять заинтересованным лицам технические условия возлагается на органы местного самоуправления только в указанных в законе случаях, когда правообладатель земельного участка не определен. В иных случаях, в том числе в отношении застроенных земельных участков при реконструкции объектов капитального строительства, когда правообладатель земельного участка определен, предоставление технических условий является обязанностью правообладателя земельного участка (см. Определение ВС РФ от 23 июня 2009 г. N КАС09-283; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 4 июня 2015 г. по делу N 33-4639/2015).

5. Комментируемая статья определяет требования к порядку подготовки проектной документации.

В первую очередь определены субъекты архитектурно-строительного проектирования и требования к ним. Лица, осуществляющие подготовку проектной документации, обязаны иметь выданное ГрСРО свидетельство о допуске, если виды работ входят в перечень, утвержденный Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». С 1 июля 2017 г. обязанность иметь такой допуск привязана не к видам работ, а к субъектам, заключившим договор строительного подряда по подготовке проектной документации. Так, работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Случаи, когда такой допуск не нужен, будут устанавливаться в ч. 4.1 комментируемой статьи, вступающей в силу с 1 июля 2017 г. Застройщик также имеет право самостоятельно выполнить подготовку проектной документации, но только при условии, что он является членом соответствующей СРО (ч. 5 комментируемой статьи).

Проектная документация разрабатывается на основании договора подряда на разработку проектной документации. Общее правовое регулирование таких договоров осуществляется в ст. ст. 758 — 762 ГК РФ о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Часть 5.2 комментируемой статьи устанавливает дополнительные условия такого договора. Этим договором также может быть предусмотрено получение подрядчиком технических условий, а также задание на выполнение инженерных изысканий.

Пример: судом было указано, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. По смыслу данных норм права инженерные изыскания являются неотъемлемой стадией архитектурно-строительного проектирования, которая включает в себя определенный перечень видов работ, направленных на получение соответствующего результата. Инженерные изыскания неразрывно связаны с подготовкой проектной документации, являются ее необходимой предпосылкой (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2016 г. по делу N А60-12114/2015).

Требования к согласованию и утверждению проектной документации определяются в ч. ч. 15 — 16 комментируемой статьи. Проектная документация направляется на экспертизу проектной документации и при наличии положительного заключения утверждается застройщиком или техническим заказчиком. Дополнительные требования к согласованию проектной документации предъявляются только в отношении выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия. Для этого должно быть получено заключение историко-культурной экспертизы, которое является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения строительных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия (ст. ст. 31 — 32 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»). Закон запрещает требовать иные согласования проектной документации, заключения на проектную документацию, а также не предусмотренные законом документы.

Пример: суд при рассмотрении дела указал, что нормы ГрК РФ и иных федеральных законов не содержат требований согласования проектной документации с исполнительными органами власти субъекта РФ. Полномочия субъектов РФ по согласованию проектной документации не предусмотрены. Следовательно, указание в отрицательном заключении экспертизы проектной документации на необходимость согласования проектной документации с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия не соответствует действующему законодательству (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 сентября 2009 г. по делу N А43-5909/2009-43-159).

Следует обратить внимание и на тот факт, что если условиями контракта не согласован перечень третьих лиц, у которых подрядчик обязан получить согласование проектной документации, то в силу комментируемой нормы требовать иных согласований заказчик не может (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июля 2016 г. по делу N А49-11151/2015).

Описание статьи 48 Архитектурно-строительное проектирование

Понятие архитектурно-строительное проектирование ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации подразумевает любую проектную документацию (чертежи, характеристики недвижимых объектов, сметы и т. д.), имеющие отношение к капитальным и реконструируемым застройкам, а также к их отдельным частям, находящимся на территории участка. Согласно действующему Законодательству РФ владельцем такого участка должно быть лицо, имеющее соответствующие полномочия, переданные ему государственными органами, что четко прописано в этой же 48 статье (п. 12,2).

Касаемо финансирования капитальных застроек или ремонта отдельных частей, то такими мероприятиями могут заниматься как государственные структуры (выделяя средства из бюджетного фонда), так и любые другие организации, владеющие небюджетными фондами. Однако первый вариант чаще выпадает тем владельцам земельных наделов, по чьей территории проходят объекты городской инфраструктуры, в том числе и федерального значения.

Важно! Если через объект архитектурного строительства проходят государственные или муниципальные части инфраструктуры, то владельцу такого объекта разрешается осуществлять строительство не только на территории, принадлежащей по закону, но и за пределами. При этом границы расширения земельного надела будут заранее согласовываться муниципальными органами самоуправления согласно Федеральному закону № 216-Ф3, часть 1.

Проектная документация

Проектная документация по архитектурному градостроительству представлена в виде свода информации и материалов об объекте недвижимости (чертежи, карты, схемы, технические характеристики и т. д.) в текстовом формате. Благодаря такой документации граждане получают сведения о конструктивных особенностях конкретной застройки (или её частей), а также ранее принятых к ней инженерно-технических решения по:

  • реконструкции;
  • капитальному ремонту;
  • строительству.

При этом подготовка такой документации согласно действующему законодательству (ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 12.1) не считается обязательной и проводится исключительно по собственному желанию владельца земельного участка. Применяется проектная документация к любым типам жилищного строительства – от частных домов в один этаж до трех-четырехэтажных зданий, имеющих статус общественной зоны.

Если же владелец земельного надела, на котором осуществляется капитальное строительство или реконструкция архитектурных объектов, принял решение подготавливать проектную документацию, то для этого следует обратиться в специальную редакцию для подписания соответствующего договора. Действовать самостоятельно при заполнении проектной документации категорически запрещено. Ведь в случае неправильного заполнения документов они будут считаться недействительными.

Судебная практика по статье 48 Градостроительный кодекс РФ:

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-1160, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
    Доводы административного истца о противоречии строки с кодом (числовым обозначением) вида разрешенного использования земельного участка 2.1 Классификатора статьям 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому подлежат отклонению…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ14-521, Апелляционная коллегия, апелляция
    Довод заявителей о противоречии пунктов 4, 38 Правил статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации несостоятелен…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ14-295, Апелляционная коллегия, апелляция
    Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло постановление от 13 февраля 2006 г. № 83, которым были утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения…
Источники

  • http://ogdkrf.ru/st48
  • https://rugrkrf.ru/st-48-grk-rf
  • http://stGrKRF.ru/48
  • https://ZaZemlyu.ru/gradostroitelstvo/statya-48-kodeksa-rf.html
  • https://www.zakonrf.info/gradostroitelniy-kodeks/48/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: