Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Содержание
  1. Что представляет собой приватизация жилья?
  2. Различия приватизации и разгосударствления
  3. История
  4. Массовая приватизация после крушения социалистического лагеря
  5. Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)
  6. Принципы приватизации государственного имущества
  7. Что нельзя приватизировать
  8. Добровольность
  9. Бесплатность и одноразовость
  10. Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества
  11. Приоритет законодательства о приватизации
  12. ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”
  13. Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства
  14. Начало отечественной приватизации
  15. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
  16. Основные и дополнительные документы
  17. Куда обращаться
  18. Сколько стоит
  19. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
  20. Прочие нюансы
  21. Жилья
  22. Преимущества приватизации
  23. Недостатки приватизации
  24. Расприватизация

Что представляет собой приватизация жилья?

Приватизация представляет собой процесс, позволяющий квартиросъемщику стать полноправным владельцем жилья. Пройдя все инстанции и заплатив единожды за оформление документов, человек, по сути, приобретает бесплатно квартиру.

Приватизация — дело добровольное. Человек может не становиться собственником, а продолжать занимать площадь по договору социального найма. Однако в отличие от договора соцнайма, дает человеку право распоряжаться квартирой так, как ему заблагорассудится.

Бесплатно приватизировать можно жилье, которое находятся в государственном или муниципальном жилфонде. Однако, сделку оформить не удастся, если речь идет о ветхом жилье, квартирах в закрытых военных городках, домах-интернатах, домах, имеющих отношение к маневренному фонду. Также не получится получить в собственность жилые служебные помещения.

Различия приватизации и разгосударствления

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:

  • Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
  • Под разгосударствлением же следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трём основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
    Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

История

В Римской республике физические и юридические лица выполняли большинство государственных функций, включая сбор налогов, поставки военных припасов, осуществление религиозных жертвоприношения и проведение строительных работ. Однако во времена Римской империи также были учреждены государственные предприятия: например, значительная часть зерна была в конечном итоге собиралась на территориях, принадлежавших императору. Дэвид Паркер и Дэвид С. Саал предполагают, что слишком высокая стоимость услуг бюрократии была одной из причин падения Римской империи.

В эпоху Возрождения большая часть Европы следовала феодальной экономической модели. Напротив, династия Мин в Китае начала практиковать приватизацию, особенно в сфере обрабатывающей промышленности. Это было изменение прежней политики более жёсткого государственного контроля, проводившейся династии Сун.

В 1980-х в Великобритании правительство М. Тэтчер приватизировало следующие государственные корпорации и компании: Амершам Интернешнл (100 %), Ассошиэйтед Бритиш Портс (100 %), British Aerospace (100 %), Бритиш Гэс (100 %), Бритиш Петролиум (68,3 %), Бритиш Телеком (50,2 %), Бритойл (100 %), Кейбл и Уайрлесс (100 %), Энтерпрайз Ойл (100 %), Нейшнл фрейт Ко (100 %), Бритиш Эйруэйз (100 %), Интернейшнл Эйрадио (100 %), Бритиш Хэликоптерс (100 %), Уитч Фарм (100 %), Бритиш Рэйл (100 %), Силинк (100 %), Бритиш Шипбилдерс (100 %), British Steel (100 %), Нейшнл Бас (100 %), Ровер, Ягуар, Роллс-Ройс (100 %), Бритиш Аэропортс (100 %), Ройал Орденс (100 %). Но в Великобритании приватизация проводилась значительно осторожнее, чем в РФ: для каждого аукциона разрабатывался отдельный закон, и все сделки обсуждались в парламенте. Продавалось не более 3-4 компании в год. Акции приватизируемых компаний старались размещать среди работников этих компаний, в том числе по льготным ценам. В случаях, когда государство хотело сохранить контроль за компанией, вводился институт «золотой акции» — право блокировать изменения в уставе предприятия.

Массовая приватизация после крушения социалистического лагеря

В 1990-х годах, после крушения социалистической системы в странах т. н. «социалистического лагеря» развернулась бурная приватизация всех секторов экономики, бывших до этого практически в 100 % государственном владении. Начиная с 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы были приватизированы более 70 тыс. государственных предприятий. Это в тот период вызвало массовую безработицу, сокращение зарплат, усилило коррупцию.

Еще до распада СССР в России была подготовлена законодательная база для осуществления приватизации. Форсированная приватизация государственной собственности была осуществлена в 1992—1995 годах. По распространенному мнению, которого придерживаются также некоторые западные советники по реформированию российской экономики, приватизация с самого начала носила «варварский» характер и осуществлялась в интересах узкого круга лиц.

Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей.

Джеффри Сакс, один из разработчиков концепции «шоковой терапии»

… Новокузнецкий алюминиевый завод, где активов было минимум на миллиард долларов, продавался за 10 миллионов рублей — остальное потом.

… В процессе приватизации бюджет России получил меньше, чем бюджет Венгрии после приватизации в этой стране.

… Только 36 иностранцев сидели в святая святых приватизации России — в кабинетах ГКИ, готовя для самих себя конкурсы, закрытые аукционы. … Чего стоил один только пресловутый Джонатан Хэй — эксперт-советник ГКИ, на которого у меня лежала докладная, что он является кадровым разведчиком ЦРУ.

… только по одному Красноярскому заводу уже убили 30 человек. Из них трое были моими знакомыми. Стреляли каждый квартал.

(Вопрос: что было бы, если бы Вы удержались [на должности руководителя Госкомимущества]?

… никаких залоговых аукционов. Норильский никель — это же чистое воровство. ЮКОС — то же самое…. На Аляске, к примеру, существует фонд будущих поколений за счёт средств от реализуемой нефти, и каждый житель Аляски получает оттуда на свой счёт порядка 7 тысяч долларов, семья из четырёх человек автоматически получает 30 тысяч долларов за то, что она дала право разрабатывать нефтяное месторождение. Государственная нефть в Норвегии.

Полеванов Владимир Павлович, председатель Государственного комитета России по управлению государственным имуществом 1994-1995. с. 193-201.

«С глобальным распространением неолиберализма волна приватизации ведет мировую экономику в тупик», — отмечает в свой статье (сент. 2012) вице-президент АОН КНР Ли Шеньмин.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Принципы приватизации государственного имущества

Опыт проведения процесса приватизации в странах с рыночной экономической системой позволяет сформулировать перечень принципов:

  1. Приватизационный процесс не должен являться догмой, собственность государства необходима для дополнения рыночной системы, в следствие этого выбор предприятий, подлежащих приватизации, должен быть тщательным для того, чтобы обеспечить необходимые общественные блага.
  2. Перед приватизацией необходимо провести реструктуризацию и разрушить неоправданные монополии, которые мешают конкуренции, чтобы повысить эффективность и доступность для более широкого круга общества.
  3. Структурные изменения собственности должны проводиться постепенно, чтобы не разрушить действующие экономические связи.
  4. Обязательным условием приватизации является привлечение новых инвестиций, совершенствование управленческого процесса, сохранение должного уровня занятости и социального обеспечения населения, создание и поддержка среднего класса.
  5. Приватизация должна осуществляться в интересах национальной безопасности.
  6. Все шаги приватизации должны быть обоснованными, публичными и доступными для народного контроля.

Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что приватизация относится к такому звену экономической реформы, которое в это же время осуществляет создание предпосылок для выполнения других реформистских направлений. Приватизационные процессы разворачиваются на фоне изменений в политической системе при переходе от «дирижистской» к «неолиберальной» модели регулирования экономики. При обратном переходе могут проходить процессы деприватизации. Это говорит о том, что приватизационный процесс как инструмент государственного регулирования имеет постоянный характер.

Выделяются также следующие основные принципы процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России:

  • Приватизация имущества государства и муниципалитетов основывается на отношениях равенства между собой покупателей государственной и муниципальной собственности и прозрачности осуществляемой деятельности органов государственного и местного управления;
  • Государственная и муниципальная собственность переходит физическим и юридическим лицам только лишь на возмездной основе, т.е. за определенную плату или за акции тех предприятий, которые приобретают государственное или муниципальное имущество;
  • Процесс приватизации муниципального имущества проводится самостоятельно органами местного самоуправления в порядке, который предусмотрен действующим Федеральным законом.

Что нельзя приватизировать

Нельзя приватизировать служебное жилье, которое находится в собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Исключение составляют случаи, если собственники такого жилья (государство и муниципалитеты) дают согласие на сделку и включают такое жилье в собственный фонд.

Приватизации не подлежат земельные участки заповедников, заказников, охранных зон.

Нельзя приватизировать объекты, которые изъяты из гражданского оборота.

Добровольность

Принципом приватизации является добровольность участия в приобретении госимущества в личную или общую собственность.

Никто не может быть принужден к заключению договора.

Даже если человек согласился на участие в приватизации, то он может отказаться становиться собственником, и тогда получает взамен право постоянно проживать в квартире.

Бесплатность и одноразовость

Приватизация жилого помещения не требует оплаты. Каждый гражданин вправе участвовать в приватизации только один раз. Исключения возможны только для несовершеннолетних.

Если они участвовали в приватизации до 18 лет, то такое однократное право у них также есть и после исполнения 18 лет.

Для подтверждения одноразовости приватизации нужно взять справку из местной администрации. Если гражданин менял место жительства после 1991 года, то также потребуется предъявить справку с прежнего места проживания. Отказ от приватизации подтверждается нотариально.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;
д) органы местного самоуправления.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (В редакции Федерального закона от 18.06.2005 № 60-ФЗ)

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 842, 847 и 848 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”; (Подпункт введен – Федеральный закон от 05.01.2006 № 7-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (Подпункт введен – Федеральный закон от 13.05.2008 № 68-ФЗ)

14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ; в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 356-ФЗ; Федерального закона от 23.06.2016 № 221-ФЗ)

15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства; (Подпункт введен – Федеральный закон от 31.05.2010 № 106-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ)

16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ)

17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования; (Подпункт введен – Федеральный закон от 27.05.2014 № 137-ФЗ)

18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения; (Подпункт введен – Федеральный закон от 28.06.2014 № 194-ФЗ)

19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”; (Подпункт введен – Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ)

20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ “Об организованных торгах” организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию “Почта России”, при его реорганизации на основании Федерального закона “Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия “Почта России”, основах деятельности акционерного общества “Почта России” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2018 № 171-ФЗ)

22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации. (Подпункт введен – Федеральный закон от 06.03.2019 № 20-ФЗ)

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами (или) иными нормативными правовыми актами. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.

5. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. (Пункт введен – Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ)

6. Особенности участия нотариусов и нотариальных палат в приватизации имущества, которое находится в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в отношении которого принято решение о продаже на аукционе либо конкурсе, могут быть установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I. (Пункт введен – Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Понятие “контролирующее лицо” используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”. Понятия “выгодоприобретатель” и “бенефициарный владелец” используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

(Пункт в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее – стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее – стратегические акционерные общества); (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (В редакции Федерального закона от 31.05.2010 № 106-ФЗ)

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

81) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (Подпункт введен – Федеральный закон от 31.05.2010 № 106-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 45-ФЗ)

82) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, и функционированию электронных площадок; (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 180-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Основные и дополнительные документы

Для приобретения госсобственности необходимо собрать следующие документы:

  1. заявление;
  2. личные документы заявителей (паспорта, свидетельства о рождении);
  3. правоустанавливающие документы на квартиру (договор социального найма или ордер).

Нужен также техпаспорт на квартиру, поэтажный план и экспликация.

В администрации нужно получить справку о том, что квартира ранее не была приватизирована.

Потребуется также разрешение органа опеки, если в приватизируемой квартире проживают несовершеннолетние. Согласие на приватизацию понадобится от всех членов семьи, даже от того, кто временно не проживает на жилплощади.

Куда обращаться

Обратиться следует в отдел приватизации администрации муниципального района.

Обращение должно быть личным, представление интересов через доверителя, на стадии подачи заявления, не допускается.

Заявление также можно оформить через портал госуслуг, но подавать документы придется в бумажной форме. Решение о приватизации должно быть вынесено в течение 2-х месяцев после подачи заявления.

Сколько стоит

Приватизация жилья бесплатна, но потребуется оплатить госпошлину – при регистрации права собственности в Росреестре. Размер пошлины составляет 2 тыс. рублей.

Оплата допускается через банк или на сайте Росреестра.

Стоимость платной приватизации зависит от заявленной цены имущества.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Прочие нюансы

Определим особенности для различных объектов.

Жилья

Процесс приватизации может затянуться, если выяснится, что несовершеннолетнего выписали за полгода до оформления жилплощади.

Сложности в получении документов могут возникнуть, если за приватизируемой квартирой числятся долги по коммунальным платежам.

В приватизации также будет отказано, если в квартире выявят незаконную перепланировку. Срок оформления документов может растянуться на месяцы. Некоторые справки ограничены сроком действия, например, справка о финансовом лицевом счете.

Преимущества приватизации

1. Бесспорное преимущество приватизированной квартиры состоит в том, что помещение становится собственностью граждан, которые поставили свои подписи под договором приватизации. Хозяева могут по собственному усмотрению распоряжаться жилплощадью: сдавать ее, дарить, продавать, завещать, а также брать кредиты под залог недвижимости.

2. Стать собственником быстро и дешево. Для покупки потребовалось бы значительно больше финансовых вложений.

3. Продать квартиру гораздо быстрее, нежели неприватизированную.

4. Собственник жилья имеет возможность по своему желанию прописывать или выписывать из квартиры других людей.

5. Обеспечить себе уход в старости. Пожилые люди, имеющие в собственности приватизированную квартиру, могут сделать ее вкладом при заключении договора ренты или для переселения в хороший социальный приют с комфортными условиями и квалифицированным персоналом, обеспечивающим уход.

6. Свободная перепланировка. Приватизированное жилье собственник может подвергать перепланировке по своему усмотрению (предварительно согласовав свои действия с государственными органами).

7. Нельзя выселить, не оплатив расходы. Выселить собственника из приватизированной квартиры, не оплатив ему расходы и не предоставив альтернативное жилье, никто не имеет права. Даже если собственник серьезно задолжал по коммунальным платежам. Если дом, где находится приватизированная квартира, подлежит сносу, то собственника, опять же, на улицу никто не выгонит. Ему либо предоставят равноценное (или лучшее) жилье, либо выплатят компенсацию в размере рыночной стоимости квартиры.

Недостатки приватизации

Около 20% россиян до сих пор не могут решиться на процедуру приватизации по разным причинам. Одни сомневаются в необходимости процесса, другие опасаются подводных камней из-за юридической безграмотности, третьи не могут договориться с родственниками, проживающими в той же квартире, четвертые банально не хотят стоять в очередях и заниматься бумажной волокитой. Посмотрим, по каким еще причинам не стоит спешить с приватизацией жилья.

Приватизация выгодна далеко не всем. Одиноким людям, ограниченным в средствах, нет резона становиться собственниками, поскольку содержание жилья обойдется им “в копеечку”. Таким категориям граждан гораздо выгоднее просто оплачивать стоимость коммунальных услуг нанимателю. Жителям коммунальных квартир тоже не выгодно приватизировать жилье. Продать его надежды почти нет, а вот улучшить жилищные условия за счет государства — есть.

Приватизируя квартиру, стоит помнить, что собственник жилья берет на себя всю ответственность (наряду с другими собственниками, проживающими в том же доме) за состояние здания, придомовых территорий, а также мест общего пользования (лифтов, лестниц, чердаков и т. д.). Все расходы по содержанию, обслуживанию и ремонту здания и помещений ложатся на плечи собственников квартир.

За гибель принадлежащего собственнику имущества отвечает сам хозяин. То есть, если квартира, например, пострадает от пожара, даже по независящим от собственника причинам, то возмещать убытки государство обязано не будет. Правда, если квартира, которая является единственным местом жительства, станет непригодной для проживания, то человек может рассчитывать на получение временной площади из социального маневренного фонда.

Согласно действующему законодательству, государство выплачивает компенсацию только в том случае, если приватизированное жилье пострадало в результате чрезвычайной ситуации. Интересно, что понятие “чрезвычайная ситуация” в документах четко не определено. Это точно не пожар и не взрыв газа в подъезде. Как правило, к чрезвычайным ситуациям приравниваются ураганы, землетрясения, цунами и другие стихийные бедствия. О методиках расчета компенсации в законодательстве тоже не упоминается.

Оформление страхового полиса на приватизированную квартиру — лучшая гарантия того, что собственник не останется на улице в случае, если с жильем что-то случится.

Расприватизация

Для людей, которые приватизировали квартиру, но потом передумали, есть обратная дорога. Жилье можно расприватизировать. Однако, как было замечено выше, оформить его в собственность в будущем уже не получится.

Как и приватизация, обратный процесс связан с бумажной волокитой. Собственнику, решившему перестать таковым быть, предстоит:

  1. Официально оформить все сделанные в помещении перепланировки.
  2. Получить разрешения на отчуждение от органов опеки и попечительства, если в квартире проживает несовершеннолетний собственник или инвалид
  3. Выписать из квартиры всех не собственников
  4. Погасить все долги, залогом по которым является квартира
  5. Получить справку о том, что данная квартира является единственным местом проживания для лиц, которые ее приватизировали

Повернуть вспять процесс приватизации будет невозможно, если квартира была куплена или получена по наследству. Расприватизировать жилье может лишь тот человек, который его некогда приватизировал.

Таким образом, вопрос: “приватизировать или не приватизировать квартиру?”, должен решаться строго индивидуально, после оценки всех плюсов и минусов такого шага. Если вы решите не приватизировать квартиру, то преследовать за это никто не будет. Когда есть сомнения, лучше обратиться за консультацией к юристу, который специализируется на жилищных вопросах.

Источники

  • https://spbguru.ru/advice/263-privatizirovat-ili-ne-privatizirovat-zhile-za-i-protiv
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
  • https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html
  • https://spravochnick.ru/ekonomika/celi_i_funkcii_privatizacii/principy_i_metody_privatizacii/
  • http://prosud24.ru/principy-privatizacii/
  • https://be5.biz/pravo/p007/14.html
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/17652

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: