Тайна исповеди: что это такое и почему ее нельзя нарушать?

Содержание
  1. Что такое исповедь
  2. Зачем исповедаться
  3. Какие существуют правила исповеди
  4. Как правильно подготовиться к исповеди?
  5. Как правильно называть свои грехи на исповеди
  6. Список основных грехов для мужчин и для женщин
  7. Может ли священник отказать в исповеди и отпущении грехов?
  8. Что такое тайна исповеди
  9. Когда появилась тайна исповеди?
  10. Что говорит закон?
  11. Как реализуется этот закон?
  12. Что говорит Церковь?
  13. Без исключений?
  14. Тайна исповеди хранится не везде
  15. Нарушение тайны исповеди с точки зрения законодательства
  16. Нарушение тайны исповеди с точки зрения РПЦ
  17. Касается ли тайна исповеди кающегося?
  18. Как священник отвечает за нарушение тайны исповеди?
  19. Популярные вопросы и ответы
  20. Можно ли исповедоваться заочно, например, через интернет?
  21. После исповеди не ощущается облегчения. Почему?
  22. Что делать, если забыл упомянуть какой-то грех?
  23. Как быть, если стыдно рассказывать батюшке о своем грехе?
  24. Нужно ли исповедоваться ребенку?
  25. Как часто нужно исповедоваться взрослым?
  26. Сколько стоит исповедь в церкви?

Что такое исповедь

Лучшим средством избавления от греха является искреннее покаяние, когда мысль о нечистой жизни становится отвратительной.

«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

Тайна исповеди в православии дает христианам возможность оставить все свои прегрешения и приближает его к Познанию Бога и Царства Небесного. Смиренная молитва, частое исповедание — результаты покаяния, настоящего сокрушения духа, происходящего в постоянной борьбе со страстями.

Православные, пребывающие постоянно в молитве и раскаянии, приносящие свои плохие дела и помыслы на алтарь Божьей крови, не боятся смерти, ибо знают, что их плохие дела прощены во время исповедания.

Исповедь является Таинством, во время которого через священника, как посредника, человек общается с Творцом, отказывается от своей греховной жизни в покаянии и признании себя грешником.

Любой, самый малый грех, может стать огромным замком на двери вечности. Раскаянное сердце, положенное у алтаря Божьей любви, Создатель держит в Своих руках, прощая все прегрешения, без права их воспоминания, сокращающие земную жизнь и лишающие вечного пребывания в раю.

Плохие дела являются из ада, падший человек его проводит в существующий мир, выступая проводником.

Искреннее исповедание неправильных поступков не может быть насильственным, только по горячему покаянию, ненависти к совершенному прегрешению, умиранию для него и жизни в святости, Вседержитель открывает Свои объятия.

Тайна исповеди в православии гарантирует, что все было сказано при священнике, умирает и не выходит за ворота храма. Нет грехов больших и малых, есть нераскаянные прегрешения, самооправдание, отчуждающие человека от принятия прощения. Через искреннее покаяние человек постигает тайну спасения.

Важно! Святые отцы церкви запрещают вспоминать прегрешения, исповеданные перед Богом в искреннем покаянии, и навсегда оставленные человеком.

Зачем исповедаться

Цель исповеди: отпущение грехов, чтобы кающийся осознал греховность поступков и покаявшись, сделал выводы на будущее.

Христос сказал об условии прощения Богом наших грехов:

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6. 14-15).

На исповеди мы рассказываем о своих сомнениях, грехах тяжести душевной священнику. Отпускает грехи нам, конечно же, не священник, всё это в ведение Божьей воли, через него совершается суд: простить или не удостоить такой чести. Говорят, Бог прощает всех, настолько сильна его любовь к нам. Может чуть сродни материнской, при всех обидах, не зависимо насколько они сильны, мы всегда прощаем своих детей, потому что они — это часть нас. И в нас часть его Бога. Священник же лишь является проводником этого общения. Он молится за нас, благословляет на исповедь, указывая верный путь.

С другой стороны, если Бог всё видит всё знает, зачем ему ещё раз рассказывать о совершённых нами поступках, ведь они ему ведомы? А вспомните себя и детей своих, вы знаете обиды, вам нанесённые, но как хорошо, если ребёнок придёт с покаянием. Мы исповедаемся, когда мы осознали содеянное, покаялись, готовы к исправлению.

Вопрос совершать исповедь в храме божьем или один на один с Богом дома, здесь не стоит, только первое, так утверждают Святые отцы, так учит Библия. Но вдумайтесь каждый сам, если нет такой возможности, лучше всё же исповедаться пусть и неправильно, дома один на один с Богом, чем не исповедаться вообще. Так что не призывая игнорировать исповедь в храме, всё же считаю, что своё наболевшее высказывайте перед иконами во время молитвы, кайтесь и простите прощения, это тоже маленький шажок к постижению веры и наращиванию нашей духовности.

Какие существуют правила исповеди

Люди, желающие совершить Таинство исповедания, подходят к священнику перед Литургией или во время ее проведения, но обязательно перед Таинством причастия. К больным людям, по предварительному соглашению, священники выезжают на дом.

Согласно церковному Уставу при очищении православной души нет никаких оговорок по поводу постов или молитвенных правил, главное, чтобы христианин верил и искренне раскаялся. Правильно делают люди, которые прежде, чем прийти в храм проводят время в осознании и записывании своих прегрешений, но эти записи следует оставить дома.

При священнике, как перед доктором, говорят о том, что болит, мучает, а для этого не нужны бумажки.

К смертным грехам относятся:

  • гордость, гордыня, тщеславие;
  • любовь к мамоне;
  • блуд;
  • желание чужого и зависть;
  • чрезмерное угождение своей плоти;
  • необузданный гнев;
  • унылый дух, который сушит кости.
Совет! Не стоит священнику рассказывать историю совершенного проступка, обстоятельства его совершения, пытаться найти себе оправдание. Что говорить на исповеди следует обдумать дома, покаявшись в каждой мелочи, которая тревожит сердце.

Если это обида, прежде, чем идти в храм, необходимо примириться с обидчиком и простить обижающего человека.

В присутствии священника следует назвать прегрешения, сказать, что каюсь и признать его. При исповедании мы приносим раскаянный грех к подножью великого Бога и просим о прощении. Не надо путать разговор по душам с духовным наставником и Таинство исповедания.

При консультировании с душепопечителем христиане могут говорить о своих проблемах, попросить совета, а при исповедании грехов следует говорить четко, ясно и коротко. Бог видит раскаявшееся сердце, Ему многословие не нужно.

Церковь указывает на грех бесчувствия при исповеди, когда человек не имеет страха перед Творцом, маловерен, а пришел в храм, ибо все пришли, чтобы соседи видели его «набожность».

Холодное, механическое исповедание без подготовки и искреннего раскаяния считается недействительным, оно оскорбляет Творца. Можно найти несколько священников, каждому сказать по одному плохому делу, но не раскаяться ни в едином, «надев» на себя грех лицемерия и обмана.

Как правильно подготовиться к исповеди?

Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления.

Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.

Сначала определим понятия покаяние и исповедь. Покаяние — по-гречески «метанойя» и означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправится, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему.

Хороший пример из Евангелия — обращение Закхея. Когда Иисус проходил через город Иерихон, начальник мытарей Закхей залез на дерево, чтобы видеть Иисуса, потому что был малого роста. Иисус, проходя мимо, сказал Закхею, чтобы он слез с дерева: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме». И Закхей с радостью принял Его в своем доме.

Как мытарь, Закхей стяжал себе неправедное богатство. Его все иудеи ненавидели и считали грешником. От прикосновения Божьей благодати Закхей покаялся и изменил свою жизнь, сразу лишился всего своего богатства: «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо». (Лк.19;1-10). Господь же сказал, что ныне пришло спасение дому сему, ибо Он пришел взыскать и спасти погибшее. По преданию, впоследствии Закхей стал священномучеником за Христа.

Покаяние — это труд, жертва, борьба с самим собой, со своими неправдами и грехами, со страстями. Самый трудный бой — это бой с самим собой. Покаяние — труд целой жизни.

А исповедь — одно из главных действий покаяния. После того, как человек придет в себя, познает свои грехи, сокрушится о них перед Богом и оплачет их, он должен искренне исповедать их в Церкви в таинстве исповеди, обнаружить свое греховное состояние.

При подготовке к исповеди надо постараться со всеми примириться, попросить прощения. Если невозможно лично примириться, то мысленно, от всего сердца всех простить. Это необходимо, потому что Господь сказал, что если вы будете прощать согрешения людям, то и Отец ваш Небесный простит вам, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф.6;14).

Обычно человек, начавший вести духовную жизнь, записывает грехи в тетрадку. Это удобно при подготовке к исповеди, чтобы не забыть. Чтобы научится каяться, надо приучить себя постоянно контролировать свои мысли, слова и поступки.

Как только заметим что-нибудь плохое (например, оскорбили ближнего или прекословили), сразу сокрушенно обратимся к Богу: «Господи, прости меня и помилуй! Я опять оскорбил ближнего». А потом этот грех записать.

Записывание грехов приучает человека следить за собой. Так делал, например, св. Иоанн Кронштадтский.

На исповеди не нужно бояться, что священник вас осудит. Наоборот, батюшка будет рад, что вы покаялись и вернулись к Богу. На небе ангелы радуются каждому покаявшемуся грешнику. Не бойтесь называть самые стыдные свои грехи, потому что если вы сознательно скроете какой-нибудь грех, то Господь не простит вам его. В Церкви мы все блудники, блудницы, разбойники и мытари, которые каются и очищаются, и друг друга не осуждают. Как больные в больнице не осуждают друг друга за болезни, а, наоборот сочувствуют.

Святые отцы советуют, что грехов чувственности (блудных) подробно описывать не надо, а сказать только образ греха, чтобы памятью подробности не осквернить чувств. Но другие грехи, наводящие стыд самолюбию, надо исповедать подробнее, с обвинением себя.

Еще святые отцы рекомендуют нам обращать внимание на то, в чем нас упрекают и укоряют близкие люди, какие грехи они в нас видят. Потому что в другом человеке легче замечать грехи, чем в себе самом. Даже когда мы смотрим на себя в видеозаписи, со стороны, то кажемся себе не такими, как представляли.

Перед исповедью надо помолиться, чтобы Господь дал нам видеть наши грехи и не осуждать никого. Нельзя на исповеди оправдывать свой грех или обвинять других людей в совершенном нами грехе (например, когда каются в ссорах, раздражительности, гневе). Надо говорить только о своих грехах и обвинять только себя.

Совесть свою можно проверять по десяти заповедям Моисея или по Евангельским заповедям. Если мы начнем понуждать себя к исполнению заповедей Христовых, то нам будут открываться наши немощи. Естественный процесс правильной духовной жизни приводит человека к видению своей греховности. Человек познает свои грехи по мере познания Бога.

Для возгревания покаянного чувства хорошо читать канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвы к святому причащению (из молитвослова), нагорную проповедь Иисуса Христа (Мф.5-7), псалтирь. Хорошо слушать псалтирь на русском языке под духовную музыку, записанный Русским библейским обществом. В псалтири много покаянных молитв, особенно пс.50.

Для умягчения своего сердца нужно читать духовные книги, святых отцов церкви. Для мирян лучше всех объясняет авва Дорофей в «Душеполезных поучениях».

Как правильно называть свои грехи на исповеди

На исповеди не нужно подбирать такие слова, чтобы казаться лучше. Нужно обвинить себя прямо. Например, воровал. Так и говорить: «я воровал на работе детали (или зерно, или еще что-нибудь, в магазине, или у человека, или на рынке…). Главное — это наше раскаяние, а не форма. Форма исповеди у каждого человека может быть разной.

Например, правый разбойник на кресте исповедался так: «Мы осуждены справедливо, достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал…Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» И этого было достаточно, чтобы Господь ему сказал: «Ныне же будешь со мною в раю».

А блудный сын сказал: «Отче, я согрешил против неба и перед тобой и недостоин уже называться сыном твоим!» А отец простил его даже раньше, чем сын повинился перед ним.

Если вы исповедуетесь в первый раз, то можно назвать только те грехи, в которых вы покаялись перед Богом, когда вас настигла Его призывающая благодать. Во второй раз вы можете вспомнить и другие грехи, которые совершили в жизни и в которых вас обличает совесть, и принести эти грехи на исповедь.

Если вы в первый раз по настоящему покаялись, то Господь своей призывающей благодатью будет вам помогать вести духовную жизнь и воцерковляться. Он пошлет вам людей в помощь или книги духовные и т.д. И, по мере духовного совершенствования, вы сможете видеть в себе и более тонкие грехи и страсти, такие как гордость, самолюбие, тщеславие и т.п., которые описывают святые отцы Церкви (например, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, письма Никона Беляева).

В следующие разы вы уже можете исповедовать не только дела, но и свое внутреннее устроение. Главное — всех прощать, чтобы и Господь вас простил, и не оправдывать себя, а обвинять, потому что Христос спасает не «праведников», а грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи.

Так как страсти сразу искоренить нельзя, то и грехи по этим страстям могут повторяться. Поэтому на исповеди надо исповедовать грех повторно до тех пор, пока он не перестанет вас тревожить. На это могут уйти годы (у всех по-разному).

Если у вас нет чувства покаяния, то можно исповедать окамененное нечувствие или жестокосердие, и Господь может умягчить ваше сердце даже во время исповеди или после нее и пробудить покаянное чувство.

Список основных грехов для мужчин и для женщин

Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.

Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:

  • Чревоугодие (добродетель — воздержание):

Объядение, пристрастие к вкусной и вредной пище, пьянство, несоблюдение или нарушение Церковных постов, лакомство, невоздержание. Излишняя и неправильная забота о теле. Это нарушение второй заповеди: «Их бог -чрево» (Фил.3;19).

  • Любодеяние, или блуд (добродетель — целомудрие, чистота сердца):

Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).

  • Любостяжание или сребролюбие (добродетель — нестяжание, милосердие):

Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)

  • Гнев (добродетель — кротость):

Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.

Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.

Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.

  • Душевредная печаль (добродетель — блаженный плач, умиление, печаль по Богу):

Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.

Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.

  • Уныние (добродетель — трезвение):

Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.

Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.

  • Тщеславие (добродетель — смирение):

Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.

Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).

Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.

  • Гордость (добродетель — любовь):

Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.

Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.

Может ли священник отказать в исповеди и отпущении грехов?

Не может совершаться таинство исповеди над не крещенными людьми, потому что в церковных таинствах (кроме Крещения) могут участвовать только члены Церкви. Также нельзя совершать исповедь, если человек не отдает себе отчета в своих действиях (например, находится без сознания, или если у человека помрачен рассудок, или он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т. п.). Во время исповеди священник может не прочитать разрешительную молитву, если пришедший на исповедь человек не кается в грехах, не имеет намерения прекратить тяжкие, смертные грехи.

Что такое тайна исповеди

Российское законодательство различает несколько разновидностей тайн, среди которых — врачебная, служебная, коммерческая, адвокатская и пр. Одной из наиболее таинственных и непонятных, с позиции правового регулирования, остается тайна исповеди.

Тайна исповеди представляет собой охраняемое нормами закона религиозное таинство. Такая тайна служит гарантией свободы вероисповедания. Исповедью в христианстве называется покаяние в грехах перед священником — в данной ситуации он выступает представителем Бога на земле.

Главным условием таинства является то, что священник или монах не станут распространяться о совершенных правонарушениях, даже если они считаются преступлением. Священник вправе только направить человека на путь исправления.

Когда появилась тайна исповеди?

Приблизительно в VI веке, когда в Церкви устоялась практика частной исповеди наедине со священником.
До этого верующие каялись вслух перед всей общиной, но для новообращенных христиан это становилось соблазном.

Что говорит закон?

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N125-ФЗ:
«Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди».

Как реализуется этот закон?

Уголовно-процессуальный кодекс РФ: пункт 4 ч. 3 ст. 56: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 4) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди».
Гражданско-процессуальный кодекс РФ: пункт 3 ч. 3 ст. 69: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 3) священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, — об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди».

Что говорит Церковь?

«Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди»,
— «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (официальный документ Церкви, который регулирует ее отношения с государством и обществом).

Без исключений?

Не совсем. Если священник узнал о готовящемся преступлении, он должен переубедить человека. В первую очередь это касается убийств, террористических актов, преступных приказов во время войны.
В этом случае священник может, не раскрывая личности человека, сообщить тем, кому угрожает опасность. В трудных случаях священник обращается к епархиальному архиерею за советом.

Тайна исповеди хранится не везде

В Англии недавно была отменена тайна исповеди. Теперь священники Англиканской церкви могут доносить на свою паству в правоохранительные органы. И перед каждой исповедью они обязаны предупреждать об этом. У католиков тоже все к этому идет. С одной стороны, это снимает тяжкое бремя ответственности с плеч духовенства, но с другой – лишает шанса на покаяние тех, кто боится, что его анонимность станет раскрыта.

Россия – единственная страна, в которой тайна исповеди охраняется законом. Священника даже могут освободить от дачи свидетельских показаний. Но это не освобождает его от попытки воздействия на кающегося и вразумления его исправить содеянный грех. Известны случаи, когда преступник после исповеди сам шел в полицию и сдавался, получая вместе с заслуженным наказанием, бесценное облегчение души.

Нарушение тайны исповеди с точки зрения законодательства

Законодательство не содержит официального определения понятий «исповедь» и «священнослужитель». Эти понятия могут трактоваться в разных конфессиях по-разному. Для того чтобы определить, являлось ли действо исповедью, а лицо, ее проводившую — священником, могут использоваться нормы .

Закон не разделяет священнослужителей на тех, кто может совершать обряд, и тех, кто не вправе этого сделать по религиозным канонам. Нормы о свидетельском иммунитете на всех священнослужителей распространяются без каких-либо ограничений.

На основании тайна исповеди охраняется законодательством. Здесь подчеркивается, что священнослужитель не привлекается к ответственности за отказ от дачи показаний в части обстоятельств, которые стали известны из исповеди. Россия является одной из редких стран, где тайна исповеди является сферой регулирования права и охраняется им.

Свидетельский иммунитет священнослужителя гарантирован ему , где сказано, что лицо вправе не давать показания против себя, своего супруга и близких родственников. Но также есть оговорка о том, что круг других лиц, которые могут не давать показания, определен федеральными законами.

Сразу несколько норм законодательства указывают на невозможность привлечения священнослужителя к ответственности за отказ от дачи показаний в части сведений, которые стали известны ему по нормам исповеди. Священнослужители не подлежат допросу в качестве свидетелей.

Нормы распространяются не только на православных священников, но и на священнослужителей из религиозных организаций, которые прошли госрегистрацию на территории РФ.

На тот факт, что священнослужители не обязаны давать свидетельские показания, есть немало Постановлений Конституционного суда и прочих судебных решений.

Но в есть оговорка, что священнослужитель вправе прибегнуть к раскрытию тайны исповеди в рамках уголовного судопроизводства для защиты круга интересов отдельных лиц, если их права непосредственным образом затрагиваются в процессе.

Но применительно к гражданскому судопроизводству свидетельский иммунитет является абсолютным. Это значит, что священнослужитель не только вправе отказаться от дачи показаний по делу, но и обязан это сделать, а сам суд не имеет права его допрашивать.

Нарушение тайны исповеди с точки зрения РПЦ

С позиции Русской православной церкви тайна исповеди является безусловной и не может быть нарушена. Запрет на тайну исповеди снимался только во времена Петра I, когда священник обязан был донести о ставших известными ему планах государственной измены, поднятия бунта, покушения на жизнь царя и пр. Под «обязательное разглашение» подпадало и желание грешника ввести людей в заблуждение через сообщение о ложном чуде. Но даже в тот период практика доносов среди священнослужителей не прижилась.

Перед посвящением в сан священники проносят клятву перед Богом о том, что он не нарушит тайны исповеди и не нарушит доверия людей.

В Основах социальной концепции Русской православной церкви в разделе 9 подчеркивается, что священнослужитель не вправе нарушать тайну исповеди даже в интересах правоохранительных органов. Но есть одно исключение: священник может поделиться информацией о готовящемся теракте, убийстве или исполнении преступного приказа при военных действиях.

Первоначально священник должен повлиять на человека, который замыслил противоправный поступок, и только если попытка священника будет безуспешной, он обязан предупредить тех, чьим жизням угрожает опасность (например, человека, которого хотят убить). Он не должен раскрывать, что и кем было ему сказано, но предпринять действия для защиты лиц, которые находятся в опасности — его прямая обязанность. В сложных ситуациях он может обратиться за помощью к архиерею епархии.

В действительности громких случаев нарушения тайны исповеди в России со стороны РПЦ не случалось, и судебная практика по этому вопросу отсутствует.

Таким образом, тайна исповеди сегодня гарантируется не только на уровне церкви и церковных канонов, но и на уровне федеральных законов, Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Священнослужители не подлежат допросу и не вправе привлекаться к ответственности за отказ от дачи показаний. Тайна исповеди выступает одной из гарантий конституционных свобод — свободы исповедания.

Касается ли тайна исповеди кающегося?

Нет. Это понятие касается только священнослужителя. Сам человек может открыто и публично покаяться в своих грехах, препятствий этому нет.

Как священник отвечает за нарушение тайны исповеди?

Разглашение тайны исповеди — тяжелый грех перед Богом. Тяжесть наказания определяет священноначалие руководствуясь 120-м правилом «Номоканона» (сборник церковных канонов и правил). Согласно ему виновный в разглашении отлучается от служения на три года и «творит на всяк день поклонов 100». При этом за архиереем сохраняется возможность несколько смягчить наказание в зависимости от ситуации.

Популярные вопросы и ответы

Кое-какие вопросы, которые часто задают священникам относительно таинства исповеди в православной церкви, мы уже рассмотрели. Коснемся еще нескольких.

Можно ли исповедоваться заочно, например, через интернет?

И тут однозначный ответ: нет. Исповедь — это таинство, совершающееся в храме Божьем при личном участии священника, который читает над исповедником разрешительные молитвы. Мы привыкли делать свою жизнь максимально комфортной: продаем и покупаем, не выходя из дома, общаемся с друзьями прямо за компьютером, в то время, как Бог ради нас пошел на страшные муки. Мы же не хотим утруждать себя даже посещением храма. Как-то нечестно, согласитесь.

После исповеди не ощущается облегчения. Почему?

Бог дает человеку то, что ему полезно. И если кому-то необходима печаль после отпущения его грехов, значит так лучше для его души. Главное — принимать все, что дает Бог, с благодарностью.

Что делать, если забыл упомянуть какой-то грех?

Чтобы этого не случалось, лучше заранее записывать грехи. Но если все же что-то упущено, просто не забудьте исповедоваться в этом в следующий раз.

Как быть, если стыдно рассказывать батюшке о своем грехе?

Следует понимать, что исповедуетесь вы прежде всего Богу, а священник — лишь посредник. К тому же необязательно во всех подробностях описывать все обстоятельства, главное — упомянуть сам грех. И самое важное — искренне в нем раскаяться.

Нужно ли исповедоваться ребенку?

Безусловно, нужно. Сегодня существует традиция, согласно которой дети могут исповедоваться с 7-летнего возраста. Но это не жесткое требование, а скорее рекомендация. На самом деле, к исповеди ребенок должен идти тогда, когда он психологически способен сам оценивать свои поступки и отличать добро от зла. К кому-то это приходит в 7 лет, к кому-то в 10 или позже. Все это индивидуально. Главное — чтобы ребенок сам раскаивался к грехе, который исповедует, а не шел на таинство из страха перед родительским наказанием.

Как часто нужно исповедоваться взрослым?

Жестких правил тут нет, но чем чаще человек исповедуется, тем лучше — так меньше шанс упустить что-то важное. Ведь, в отличие от нас, забывающих сегодня то, что делали вчера, бесы, которые злобно следят за нами, не забывают ничего, записывая каждое наше злое дело, чтобы предъявить его во время воздушных мытарств. Так что чем больше человек исповедует грехов в храме, тем меньше бесам останется поводов для злорадства.
Исповедаться можно в любой церкви либо вечером около 16.00, либо утром во время литургии — тогда же можно сразу причаститься. А в случае острой нужды батюшка может исповедовать человека в любое время.

Сколько стоит исповедь в церкви?

Это таинство совершенно бесплатное, главное — чтобы человек искренне раскаивался в своих грехах. Мы ничего не платим за отпущение грехов, Господь же заплатил за это великую цену — отдав на муки Своего единственного Сына.
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Рыбачьем (Алушта), отец Игорь (Сильченков) так говорит об исповеди в Православной Церкви: «К каждому церковному событию и таинству мы должны относиться с величайшим трепетом и принимать их будто последний раз в жизни. Чем больше говорим грехов на исповеди, тем больше мы прощены. И только эта любовь может сделать нас счастливыми и спасенными, а нашу жизнь полной, настоящей и бесконечной. Ведь сказано: «Кому много прощается, тот много возлюбит». Когда человек видит, что Бог прощает всякий грех, он начинает любить сам. И эта любовь живая, духовная, а Бог становится ему по-настоящему родным и любимым, а не Кем-то там абстрактным на небесах, и такой человек реально видит, как с него сваливается греховная грязь».
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Почтовое Бахчисарайского района отец Дмитрий (Шишкин) отвечает на вопрос, зачем человеку исповедаться к храме: «Единственное, что отчуждает человека от Бога — это грех. Грех — это все, что совершается не по правде Божией. Омывается грех покаянием и исповедью в храме. Таинство исповеди установлено Господом, когда Он даровал Своим ученикам власть «вязать и решить» грехи. От Святых Апостолов эта власть передается через рукоположение священникам в Церкви. Церковь — Тело Христово, столп и утверждение Истины. То есть законное разрешение человека от греха возможно только в Церкви. Так заповедал Господь».
Источники

  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tainstvo-ispovedi-v-pravoslavii.html
  • https://OZagovorah.ru/otnosheniya/tajna-ispovedi.html
  • https://glavnyecennosti.ru/ispoved/
  • https://reflex-vrn.ru/duhovnaya-zhizn/tajnaya-ispoved.html
  • https://zakonguru.com/baza/tayna-ispovedi.html
  • https://foma.ru/kak-zakon-ohranyaet-taynu-ispovedi.html
  • https://zen.yandex.ru/media/livesouls/mojet-li-sviascennik-raskryt-tainu-ispovedi-5ddc24fccfa4bb2f43c81476
  • https://www.kp.ru/putevoditel/mirovye-religii/pravoslavie/ispoved-v-tserkvi/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: