Тендер и аукцион: что это такое и в чем разница?

Одни из востребованных видов закупок аукцион в электронной форме и открытый конкурс.

Аукцион – это состязание участников, которые борются за более низкую или высокую цену. Стоимость и предложения могут быть доступны для каждого участника. Они могут менять свои предложения в зависимости от того, какое из них будет более выгодным. Суть проведения аукциона – снизить стоимость лота (контракта), которая изначально прописана в извещении, которое говорит о проведении конкурса.

Конкурс – это другой способ выбора, при котором исполнителя контракта определяют благодаря его лучшему предложению, в том числе и . Конкурсы могут быть открытыми, закрытыми и с ограниченным участием (в которые подают заявки только отобранные претенденты).

Заказчики разных уровней принимают участие в одном из видов торговых состязаний. Большая часть закупок проходит именно на таких условиях, об этом свидетельствуют данные, которые внесены в Единый информационный реестр или систему. Чтобы более детально понять, в каком виде закупки нужно принимать участие поставщику, следует ознакомиться с основными отличиями конкурса и аукциона.

Более выигрышным считается аукцион, так как здесь появляется большая вероятность стать победителем. В конкурсах больше смотрят на качество представленных лотов, соответственно, оценивают их более требовательно.

В электронном аукционе ставки можно делать несколько раз, в то время, как в конкурсе торги не предусмотрены. Предложить свои условия можно только в единичном случае, при том, что никто из участников не сможет узнать предложение других. Чтобы более детально разобраться, в чем вам лучше принять участие, оставляйте заявку на нашем сайте и с вами свяжутся наши консультанты, чтобы объяснить условия и этапы проведения конкурсов и аукционов в любом регионе страны. К тому же мы поможем найти более выгодные условия для обеспечения заявки и опишем весь перечень документов для участия.

Регулирование со стороны законодательства

Способы определения исполнителей и порядок проведения торгов регулируется Законом от , и . Все государственные тендеры, где в роли заказчика выступает госучреждение или органы власти, подпадают под нормы , где прописана единая схема проведения госзакупок.

Если тендер проводят государственные корпорации и компании, автономные учреждения, в уставном капитале которых имеется более 50% участия государства, то такие закупки проводятся на основании . В данном случае заказчик вправе самостоятельно разработать порядок проведения таких торгов и выбора исполнителя.

Коммерческие тендеры, которые могут организовывать любые частные организации, не регулируются законодательством. Организаторы вправе самостоятельно устанавливать правила торгов, главное, чтобы не нарушались нормы и .

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Основные понятия

Первое отличие между тендером и аукционом становится очевидным, если разобрать их сущность. В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует, его заменяют термины «конкурс» и «торги».

Тендер (конкурс) – это такая форма торгов, при которой организатор размещает заказ на поставку товаров или предоставление услуг, работ на основании предварительно подготовленной документации с требованиями к порядку проведения мероприятия. Победителем в таких торгах выступает тот участник, заявка которого полностью соответствует выдвинутым требованиям, а его предложения является наилучшим среди предложенных конкурентами.

Тендеры, как правило, организовываются, если заказчик нуждается в каком-то сложном товаре или нестандартной услуге. При выборе победителя учитываются следующие критерии:

  • качество предлагаемого участником товара или услуги
  • особенности поставки или предоставления
  • стоимость
  • сроки, гарантия.

Решение о выборе лучшего предложения принимается коллегиально, что позволяет избежать воздействия человеческого фактора. Все сведения, которые предоставляют участники конкурса, не подлежат огласке, в чем и заключается основное отличие от аукциона.

Аукцион – это форма торгов, при которой победителем выступает тот участник, предложение которого полностью соответствует требованиям организатора, и который предложил наилучшую цену договора. Согласно и побеждает участник, который предложил минимальную стоимость на аукционе.

Чаще всего в качестве лота на таких торгах выступают конкретные товары, поддающиеся оценке. Цена – это главный критерий выбора победителя аукциона. В отличие от тендера участник на протяжении аукциона может изменять свое предложение, предлагая более выгодные условия для заказчика по сравнению с конкурентами.

Аукцион и конкурс отличия

Отличие аукциона от конкурса в том, что в конкурсе можно выиграть при цене выше, чем у конкурента за счет качества. Аукцион и конкурс проводятся одним и тем же заказчиком под разные нужды. Процедура аукциона предполагает состязательность, когда проходят электронные торги и участники несколько раз делают ставки.

Отличие конкурса от аукциона в том, что торги не проводятся. Участники конкурса подают свое предложение об условиях один раз, не видят предложения других участников и нет могут его изменить.

Конкурс и аукцион: отличия по 44-ФЗ и особенности проведения

Из этой статьи вы узнаете:

  • Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
  • Разницу между тендером, аукционом и конкурсом
  • Отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ
  • Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ

Многие новички в госзакупках знают, что есть конкурс и аукцион, а отличия по закону 44-ФЗ между ними не понимают. Действительно, эти два типа проведения торгов являются самыми популярными конкурентными процедурами в рамках указанного закона. Для выбора того или иного типа необходимо понимать их сходства и различия, а также плюсы и минусы.

Чтобы лучше понять все это, в нашей статье мы приведем список вариантов проведения государственных закупок, определимся с терминологией и поговорим о преимуществах и недостатках конкурсов и аукционов.

Цель проведения

Самое первое отличие между тендером и аукционом заключается в цели проведения этих торгов. Так, заказчик организовывает аукцион в тех случаях, когда он хочет что-либо (товар, работу, услугу) купить по самой выгодной цене. Он не вправе отказать победителю, чья цена оказалась наилучшей (наименьшей).

Основная цель тендера – выбрать наилучшего исполнителя (поставщика товаров и услуг) и привлечь к конкурсу максимальное количество участников, чтобы была возможность проанализировать предложения даже незнакомых организаций. Это позволит сделать оптимальный выбор. Победитель выбирается на основании нескольких критериев одновременно, заказчик не ориентируется только на ценовое предложение. Важным критерием является и репутация исполнителя.

Предмет торгов

Еще одно отличие – это предмет продаж. На аукционе могут быть выставлены любые товары, которые могут иметь цену. На таких торгах может быть организована продажа как крупных партий, так и единичных предметов.

Для тендера же предметом торгов являются товары, работы или услуги, которые выбранный в результате конкурса победитель будет предоставлять заказчику. Это могут быть различные строительные и реконструкционные работы, услуги по поставке груза и прочее.

При проведении тендеров в отличие от аукционов все предложения участников являются конфиденциальными, подаются на рассмотрение индивидуально и изменению уже не подлежат.

Форма и порядок

Немаловажным существенным отличием между этими торгами являются форма и сам порядок их проведения. Если организовывается тендер, то все проходит в несколько следующих этапов:

  1. Предварительная подготовка. Заказчик определяет, с какой целью будут проводиться торги, устанавливает условия, требования к участникам и сроки.
  2. Формирование брифа. В него включается важная информация о торгах: задачи и цели, требования к потенциальным исполнителям и критерии отбора победителя, требования к заявкам и сроки проведения.
  3. Отбор участников тендера и рассмотрение заявок. Выбор финалистов может проходить в один или два этапа.
  4. Выбор победителя. После рассмотрения заявок заказчики выбирают исполнителя, который предложил наилучший вариант.
  5. Объявление результатов тендера.

В этом случае все зависит от заказчика, он сам устанавливает критерии, по которым будет производиться отбор и находит самое выгодное для себя предложение среди имеющихся.

Тендер может проводиться в открытой и закрытой форме, а также на электронной площадке.

В первом случае в нем могут участвовать все желающие организации, а во втором – участвуют только те, которые получили приглашение на его проведение.

В случае с аукционом весь процесс происходит быстрее:

  1. Подготовка к торгам. Заказчик утверждает условия проведения и оповещает о предстоящих торгах участников, при необходимости предоставляет им документацию.
  2. Подача заявок на участие в торгах.
  3. Проведение аукциона и выбор победителя.
Так как при проведении аукциона решающим критерием является цена, то право выбора победителя у заказчика ограничено. Им становится тот участник, который предложит самую выгодную цену. Заказчик не вправе будет отказать исполнителю, так как тот выполнил все условия торгов.

Проведение аукциона занимает гораздо меньше времени, чем тендера, так как решение принимается по факту и не требуется детальное рассмотрение предложений участников.

Аукционы могут проводиться в следующих формах:

  • открытые
  • закрытые
  • электронные.

Если при открытых и закрытых тендерах правила одинаковые, только к последним допускается узкий круг участников, то в закрытых аукционах таких ограничений нет.

Отличие открытых и закрытых аукционов состоит в том, что участники не знают заявок своих конкурентов при проведении закрытого аукциона. Такая форма позволяет снизить риск сговора участников.

Разница между тендером, аукционом и конкурсом

Госзакупка представляет собой последовательность действий, зафиксированную положениями закона 44-ФЗ. В данном случае приобретение определенных ТРУ осуществляется с целью обеспечения нужд государства или муниципальных образований. Отметим, что обычно госзакупками называют любые торги, в основе которых лежат требования закона 44-ФЗ, а не только проводимые для обеспечения потребностей государства. Также сюда могут относиться мероприятия, организуемые по закону 223-ФЗ. Далее мы будем называть госзакупками тендеры, проводимые по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Иными словами, закон не устанавливает разницу между тендером и госзакупками. Последние могут считаться одной из разновидностей тендера.

На данный момент закон 44-ФЗ выделяет такие конкурентные процедуры:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Аукцион входит в число разновидностей тендера. Отметим, что иногда последний приравнивают к конкурсу, так как его проводят при закупке работ и сложных товаров. Выбор исполнителя основывается на цене и ряде других характеристик предложения. А именно смотрят на качество товара, опыт участника, сроки выполнения договора.

Если тендер и конкурс являются синонимами, то аукцион имеет несколько отличий по 44-ФЗ: объект закупки, количество этапов, критерии оценки исполнителей.

Предмет аукциона нетрудно описать, оценить его свойства. При работе с конкурсом все значительно сложнее. Он используется, когда заказчику важна высокая квалификация исполнителя и наличие опыта работы в данной сфере. Обычно аукционы состоят всего из одного этапа. Обычно конкурс, в отличие от аукциона, по 44-ФЗ включают в себя ряд этапов и даже предварительный отбор. В аукционе побеждает исполнитель, готовый работать за самую низкую цену. Во время конкурса заказчик может основывать свой выбор на ряде других показателей, таких как технология, сроки завершения работы, опыт.

Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ

У открытого формата конкурса есть свои положительные и отрицательные стороны с точки зрения заказчиков и исполнителей, которые характеризуют основные отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ.

Среди положительных черт такого формата стоит назвать большой выбор критериев отбора поставщиков. Ведь, допустим, в электронном аукционе заказчику приходится отталкиваться только от цены. В рамках конкурса покупатель получает возможность найти для сотрудничества партнера с более высокой квалификацией, даже если цена его услуг немного выше.

Открытый конкурс не предполагает участия посредников, за счет чего достигается прямое общение между сторонами соглашения. Таким образом можно избежать необходимости получения аккредитации на ЭТП и разного рода технических рисков при проведении торгов на такой площадке.

Но нужно помнить о большом количестве минусов открытого конкурса. Речь идет о непростой процедуре, предполагающей большое количество этапов, из-за чего высока вероятность ошибок, а значит, и появления вопросов у проверяющих. Чаще всего последние могут усомниться в верности выбора формата торгов, так как открытый конкурс предполагает некоторые ограничения по проведению.

Открытый конкурс не отличается прозрачностью, присутствующей в формате аукциона. Кроме того, он налагает на покупателя дополнительные обязанности, такие как регистрация и обеспечение сохранности заявок. Не менее важно, что открытый конкурс требует больших временных затрат, чем запрос котировок, предложений, заключение договора с единственным исполнителем.

Какие бывают тендеры

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Закрытый конкурс

Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

Если подрядчик соответствует заявленным требованиям — он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

Сторон закрытого конкурса обязательно проверяет ФАС.

Открытый конкурс

Когда важна не только цена закупки, но и качество:

  1. Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
  2. Требования одинаковые для всех участников;
  3. Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
  4. Победитель — поставщик, предложивший максимально выгодные условия.

Открытый конкурс с ограниченным участием

Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2015 года. Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.

Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.

К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

  • достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
  • опыт реализации подобных проектов;
  • достаточный уровень квалификации работников;
  • право собственности на необходимое оснащение.

Открытый двухэтапный конкурс

  1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
  3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Электронный аукцион

По статистике более 60% тендеров проводятся в формате электронного аукциона.

Важный этап — заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.

Проведение электронного аукциона установлено ст. 68 44-ФЗ.

Основные этапы:

  1. Заявка поставщика разделена на две части. Первая часть анонимна, а вторая — персонализирована;
  2. Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
  3. Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
  4. Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;
  5. После этого заказчик проверяет вторую часть заявки, она содержит лицензии, документы организации;
  6. Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части — побеждает участник, который занял второе место;
  7. Госзаказчик подписывает с ним контракт.

Запрос котировок

Такая процедура отличается простотой и оперативностью. Поставщику достаточно прислать заявку с ценой один раз.

Заказчик сравнивает все заявки и принимает решение по цене. Начальная стоимость — не больше 500 тыс. рублей.

Запрос предложений

Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к запросу предложений, поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.

Он сам обращается к исполнителям с просьбой прислать стоимость и другие сведения.

Виды конкурсов по 44-ФЗ

Различают такие виды конкурсов по 44-ФЗ:

  • открытый конкурс;
  • закрытый конкурс (в том числе с ограниченным участием).

Правила проведения закрытого и открытого конкурса во многом совпадают. Но разница состоит в том, что в открытом конкурсе может принять участие любой желающий, тогда как для участия в закрытом конкурсе требуется приглашение. Приглашение для принятия участия в конкурсе рассылает потенциальным поставщикам заказчик. Информация о результатах проведения процедуры закрытым способом не подлежит публикации.

Особенности закрытого конкурса с ограниченным участием состоят в том, что данная процедура предполагает дополнительный предквалификационный отбор участников.

При открытом конкурсе информация о госзакупке становится доступной широкому кругу лиц, а к ее участникам предъявляются стандартные единые требования. Заказчик всегда может проводить закупки путем открытого конкурса, кроме некоторых исключений, которые перечислены в ч. 2 ст. 48 ФЗ-44.

Процедура и особенности проведения открытого конкурса регламентируются ст. 48-55 44-ФЗ. Правила и случаи, когда есть необходимость проведения конкурса с ограниченным участием, содержатся в ст. 56 44-ФЗ, двухэтапного конкурса – в ст. 57 44-ФЗ, закрытого конкурса – ст. 84 44-ФЗ.

Проведение государственной закупки через открытый конкурс не допускается в следующих случаях:

  • когда объект закупки перечислен в аукционном списке №471-р от 2016 года: в данной ситуации допускается закупать товары только путем электронного аукциона;
  • при необходимости закупки технически сложных, высокотехнологичных и инновационных товаров, для заключения контрактов на культурные и исторические памятники, музейные экспонаты: такие закупки производятся через конкурсы с ограниченным участием;
  • если объект закупки составляет государственную тайну или необходимо заключение контракта на проведение выставок, оказание услуг по страхованию и перевозку культурных ценностей, то нужно применять закрытую процедуру отбора поставщика.
В некоторых случаях заказчик вправе проводить вместо конкурса запрос котировок, предложений или закупки у единственного поставщика (перечень ситуаций для закупки неконкурентным способом прописан в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Одной из разновидностей конкурса является двухэтапный конкурс. Он имеет мало отличий от классического открытого конкурса за исключением того, что участники подают свои заявки в два этапа: на первом этапе они передают предложения по своей кандидатуре и подтверждения соответствия поставщика установленным требованиям. На втором этапе прошедшие предварительный отбор участники передают заявки с указанием ценового предложения.

Другим подвидом конкурса является совместный конкурс. Согласно ст. 25 44-ФЗ, для заказчиков предусмотрена возможность объединения и совместной закупки товаров не через несколько, а через единую процедуру торгов. Смысл такой закупки состоит в привлечении крупных оптовых компаний к участию и получение экономии бюджетных средств.

Преимуществом конкурса как способа закупки является то, что здесь определяющим становится фактор квалификации участников и качественным характеристикам закупки, а не только фактор цены товара, как при аукционе.

Различают две крупные группы критериев для оценки заявок за участие в конкурсе:

  1. Стоимостные критерии – это цена контракта, а также связанные с эксплуатацией товара расходы.
  2. Нестоимостные – это качественные характеристики, а также функциональные параметры.

В числе других достоинств можно выделить:

  • определенные функции по проведению закупки допускается доверить специализированной организации
  • при проведении конкурса исключены технические сбои (как, например, при электронном аукционе).

При этом конкурс накладывает более высокую ответственность на заказчика за результат процедуры. Также он предполагает сложную и многоступенчатую процедуру проведения закупки по сравнению с другими способами.

Подготовка документации и публикация извещения о проведении конкурса

На предварительном этапе заказчик принимает решение о необходимости закупки, выбирает оптимальный вариант ее проведения; формирует конкурсную комиссию (при необходимости) и определяет ее состав и должностные обязанности; утверждает положение о комиссии и привлекает экспертов (если это требует закупка).

Далее заказчик может приступать к разработке необходимой документации. Первоначально заказчику необходимо внести объект в план закупок и предусмотреть его в плане-графике, а также обосновать данную закупку. Также определяется НМЦК и приводится ее обоснование.

Затем в ЕИС публикуется извещение о проведении открытого конкурса. Сроки для публикации такого сообщения составляют, как минимум, 20 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Закон ФЗ-44 позволяет заказчику публиковать сведения о заказе в Интернете или СМИ, но это, в отличии от публикации в ЕИС, необязательное условие для размещения заказа.

В техническом задании на поставку необходимо максимально подробно описать предмет заказа: какого вида, класса, марки требуется предмет, какому ГОСТу он должен соответствовать.

Заказчик должен подготовить извещение о проведении контракта и конкурсную документацию. В извещении на проведение контракта необходимо прописать следующие сведения:

  • условия контракта
  • количество и характеристики объекта госзакупки
  • НМЦК
  • место и время получения конкурсной документации
  • способ подачи заявки на участие в конкурсе;
  • список документов, который запрашивается от участника;
  • сроки окончания подачи заявок
  • время и место распечатки конвертов с заявками;
  • реквизиты для внесения обеспечения для участия в конкурсе;
  • виды запретов и ограничений для участия в данной закупке;
  • перечень льготных категорий участников и преференции для них;
  • каким образом вносятся изменения в извещения о закупке.
В опубликованное извещение допускается вносить правки. При этом такие параметры опубликованного контракта, как объект госзакупки и размер обеспечения, изменять не разрешается. Правки в извещение могут быть внесены не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на участие в закупке.

Конкурсная документация на проведение конкурса, которая подлежит размещению в ЕИС, должна включать в свой состав:

  • название, подробная характеристика того, что закупается с обоснованием НМЦК;
  • валюта, в которой определяется цена контракта, и по которой производятся расчеты с победителем;
  • иногда прилагается инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе;
  • информация о том, каким образом будет оцениваться заявка на участие в конкурсе, а также значимость различных критериев;
  • сведения о способах отзыва заявки и порядок внесения в них изменений;
  • размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии (последняя имеет ограниченный срок действия);
  • указание на возможность одностороннего отказа от контракта
  • техническое задание, содержащее все требования к предмету закупки.
Конкурсная документация по закрытым конкурсам не публикуется в открытом доступе и предоставляется по результатам поступления запроса от заинтересованного лица. За предоставление конкурсной документации может быть предусмотрена плата.

В конкурсную документацию также допускается вносить изменения, но не позже, чем за 5 дней до конца подачи заявок. Изменения должны быть опубликованы в ЕИС в течение одного рабочего дня. Также необходимо уведомить всех участников посредством заказных писем или электронной почты в течение 2 рабочих дней.

Подача заявок

Все заинтересованные в участии в конкурсе лица должны подать заявки на участие в конкурсе. При этом они должны соблюдать предусмотренные сроки подачи заявок и придерживаться рекомендованных форматов извещений.

Заявки допускается подать лично либо воспользоваться услугами Почты РФ или курьерской службой. Их можно передать для рассмотрения как заранее, так и в день вскрытия конвертов.

Заявка на участие передается в письменной форме и запечатывается в конверт. Типовая заявка для конкурса содержит следующие реквизиты:

  • наименование и местонахождение юрлица (ФИО, адрес проживания и реквизиты паспорта для физлиц);
  • сведения об учредителях физлица, членах исполнительного органа;
  • ИНН
  • выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (которая запрошена не позднее, чем за 6 месяцев до размещения информации в ЕИС);
  • нотариально заверенный перевод, если участник госзакупки является иностранным физлицом;
  • копия решения о назначении руководителя
  • ценовое предложение
  • декларация, которая указывает на соответствие участника требованиям закупки: об отсутствии долгов по налогам и сборам; о том, что он не состоит в реестре недобросовестных поставщиков
  • платежное поручение с отметкой банка, подтверждающая факт внесения обеспечения по контракту.
Листы оформленной заявки следует прошить и пронумеровать. Ее необходимо скрепить печатью и подписать участником закупки.

Каждый полученный в установленные сроки конверт заказчик обязан зарегистрировать и присвоить ему номер. Стоит отметить, что отсутствие сведений об участнике на самом конверте не служит основанием для отказа в его принятии.

Все поступившие с опозданием заявки подлежат возврату заявителю.

Рассмотрение заявок

Вскрытие конвертов с заявками должно происходить публично в те сроки, которые указаны в конкурсной документации. При этом должна вестись аудиозапись данного процесса.

Участники конкурса при желании могут принять участие во вскрытии конвертов, а также записывать на видео этот процесс. Непосредственно перед вскрытием их предупреждают, что они вправе отозвать свои заявки.

После распечатки каждого конверта организатору закупки следует огласить данные участника, наличие информации в заявке, которая предусмотрена конкурсной документацией, и предложенные условия исполнения контракта.

По результатам вскрытия всех конвертов составляется протокол. Его должны подписать все участники конкурсной комиссии. Данный протокол подлежит размещению в ЕИС.

Для подведения итогов конкурса у заказчика есть 20 дней. При проведении конкурса в сфере искусства, науки и культуры указанные временные рамки могут быть расширены еще на 10 дней. Но о необходимости увеличения сроков рассмотрения заявок требуется уведомить всех участников.

Решение допустить участника до конкурса или отклонить его кандидатуру созданная комиссия принимает на основании рассмотрения соответствия его конкурсной документации, достоверности представленных документов, обоснования цены контракта (для недопущения демпинга).

От участия требуется отстранить всех участников, предоставивших недостоверные сведения. Заявки, соответствующие требованиям конкурсной документации, оцениваются по утвержденным критериям.

Каждой заявке присваивается свой номер, наилучшему предложению присваивается первый номер и т. д.

Любой участник может обжаловать результаты конкурса в ФАС после предварительного уточнения результатов конкурса у заказчиков.

Правила оценки заявок, поступивших от участников закупки, содержатся в Постановлении 2013 года №1085. Согласно этому документу, определяются лучшие предложения, и разрабатывается система критериев для оценки заявок.

В этом документе содержится минимальное и максимальное значения удельного веса критериев для оценки заявок на участие.

При рассмотрении заявки оцениваются стоимостные и нестоимостные критерии. В число стоимостных критериев включают цену контракта; расходы на проведение ремонтных работ, эксплуатацию объектов или использования результатов работ; стоимости жизненного цикла товара; сумма затрат по энергосервисному контракту.

К нестоимостным критериям относят как те, которые связаны с качественными характеристиками предмета закупки, так и относящиеся к квалификации исполнителя. В первую группу попадают качество товаров или услуг, их функциональные и потребительские свойства, соответствие экологическим нормам.

В число критериев, которые относятся к исполнителю заказа, попадают:

  • уровень квалификации трудовых ресурсов
  • опыт участника закупки по поставкам товаров или оказанию соответствующих услуг;
  • обеспеченность участников материально-техническими ресурсами, наличие у них своих или арендованных мощностей для оказания услуг или выполнения работ;
  • наличие необходимого числа трудовых ресурсов
  • деловая репутация участников.
Количество используемых для оценки критериев должно быть не менее двух, одним из которых является ценовой (в некоторых случаях – «стоимость жизненного цикла»). Сумма значимости всех критериев оценки должна составлять 100%.

Результаты рассмотрения и оценки поступивших заявок оформляются в протоколе. Он составляется в двух экземплярах: один из них передается победителю, а второй остается на хранении у заказчика. Протокол необходимо направить победителю не позднее, чем через три рабочих дня после подписания протокола.

Подписать протокол должны все члены конкурсной комиссии на следующий день после рассмотрения заявок. Этот документ также подлежит опубликованию в ЕИС.

Не ранее, чем через 10 дней после публикации документа, но не позднее, чем через 20 дней необходимо подписать контракт с победителем.

Отмена закупки

ФЗ-44 допускает возможность отмены конкурса при необходимости. Порядок отмены закупки во многом зависит от того, было ли на этот момент размещено извещение о проведении конкурса. В случае если оно не было размещено, то соблюсти законодательные нормы для отмены закупки проще. Для этого требуется просто изменить план закупки согласно Постановлению Правительства №554 (если до размещения извещения осталось более 10 дней).

Ст. 36 ФЗ-44 допускает также возможность отмены конкурса не позднее, чем за пять дней до установленного срока подачи заявок.

Нарушение указанных временных рамок допускается, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (например, эпидемия, забастовки и пр.).

Повторный конкурс по 44-ФЗ

Конкурс признается несостоявшимся по следующим причинам:

  • если в ходе рассмотрения поданных заявок они все были отклонены конкурсной комиссией;
  • если подана только одна соответствующая требованиям конкурсной документации заявка
  • если по результатам рассмотрения заявок только одна из них соответствует требованиям.

В последних двух вариантах заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по результатам согласования такого решения с ФАС.

В случае отклонения всех заявок или уклонения единственного участника от подписания контракта, отказа ФАС в заключении контракта с единственным поставщиком требуется проведение повторного конкурса.

Он проводится в стандартном порядке и в соответствии с алгоритмом, который использовался при первичной конкурсной процедуре. О проведении повторного конкурса необходимо разместить извещение в ЕИС как минимум за 10 дней до окончания приема заявок.

При проведении повторного конкурса заказчик наделяется правом на увеличение НМЦК, но не более, чем на 10%. Также нужно изменить сроки проведения конкурса. Остальные параметры (в частности, предмет закупки, количество и объем поставляемого товара, требования к поставщикам) должны остаться неизменными.

При необходимости проведения конкурса закрытым способом заказчик должен повторно уведомить всех потенциальных поставщиков и пригласить их к закупке.

Если повторный конкурс также не приведет к заключению контракта, то заказчик наделен правом выбора другого способа закупки: например, через запрос предложений. Если заказчику необходимо изменить цену контракта более, чем на 10% или изменить объем закупки и вид поставляемого товара, то повторный конкурс не проводится. Вместо этого составляется документ об отмене закупки и формируется новая закупочная документация.

Условие победы

Первостепенное различие – в условиях победы в тендере. Кстати, различаются и те, кто определяют победителя. В аукционах это непосредственно заказчик, а в конкурсах – тендерная комиссия.

В аукционе по закону побеждает та компания, которая предложила наименьшую цену контракта независимо от других условий. Оценка предложений в конкурсе куда более сложная, для чего и требуется тендерная комиссия. Она оценивает не только цену контракта, но и репутацию фирмы, предлагаемые материалы и проекты, опыт работников и другие факторы. В конце концов, в конкурсе побеждает тот, кто будет сочтен наиболее оптимальным подрядчиком для выполнения именно этого контракта. Это далеко не всегда тот, кто предложил наименьшую цену.

Защита информации

На аукцион подается заявка, в которой содержатся лишь краткие сведения об участниках, которые запрашивает заказчик. Так как основным фактором при выявлении победителя является предложенная цена, то конфиденциальность всей информации не предусмотрена.

Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Финансовое обеспечение

Обеспечить заявку на аукцион можно только внесением финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон позволяет применять официальную банковскую гарантию.

Также можно сделать вывод, что участие в конкурсе более трудоемкое, чем участие в аукционе. Заполнение заявки требует опыта, внимательности и большого количества времени. Зато и оплата подряда может быть более экономически выгодной, если у Вашей компании достаточно навыков и средств, чтобы обеспечить наилучшее выполнение контракта.

«РосТендер» предлагает Вам выгодно и быстро оформить официальную банковскую гарантию для аукциона или конкурса! Оставьте заявку на сайте!

Источники

  • https://ibc-tender.ru/award-auction-properties/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/tender-i-aukcion.html
  • https://open-torg.ru/44-fz
  • https://open-torg.ru/articles/elektronnye-torgi-aukcion-konkurs-zapros-kotirovok.html
  • https://www.cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/konkurs-i-auktsion/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/provedenie-konkursa.html
  • https://www.bankovskayagarantiya.ru/info/chem_otlichaetsya_aukcion_ot_konkursa_v_sfere_goszakaza/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: