Трансграничная несостоятельность – определение, принципы и признаки

Трансграничная несостоятельность: понятие и основные теории

Европейская конвенция о некоторых международных аспектах банкротства была принята в 1960 году. Она предусматривала вопросы о взаимном признании финансовой несостоятельности. Поэтому стоит более подробно ознакомиться с таким понятием, как трансграничное банкротство, которое является ключевым для понимания сути банкротства в международном праве.

Трансграничное определение финансовой несостоятельности — это банкротство такой организации, активы которой находятся минимум в двух странах, к тому же в иностранном государстве должны возникать и долговые обязательства.

Важной проблемой при рассмотрении таких споров о банкротстве считается то, что законодательство РФ и другого государства может существенно отличаться, из-за чего возможно возникновение спорных моментов при решении вопроса.

По общему правилу трансграничное банкротство может быть признано таковым при одновременном выполнении 3 условий:

  • конкурсное производство начато в 2 и более странах;
  • имущество должника на территории минимум 2 иностранных государств;
  • участие иностранных кредиторов в деле.
Практически всегда ответчиком по таким вопросом выступают транснациональные корпорации. В таких ситуациях финансовый кризис компании связан с неправильным анализом зарубежного рынка.

Международное банкротство

Банкротство — это неплатежеспособность лица, которая приобрела достаточно устойчивый характер. Данная процедура оформляется только через суд и ведет к частичному или полному удовлетворению требований кредиторов за счет имущества должника и прекращению всех существующих у него долговых обязательств.

Изначально общепринятые международные аспекты банкротства предполагали, что возбуждение соответствующего дела по данной системе в одной стране исключает возбуждение производства в другой стране. Однако такая трактовка не соответствовала реальному положению вещей. Вследствие этого полноценного соглашения между государствами достигнуто не было, и в 1960 г. подписавшие Европейскую конвенцию страны ограничились лишь общей декларацией принципов без создания действенных правовых механизмов.

В 1990 году европейская конвенция о некоторых международных аспектах банкротства перестала делать акцент на систему объединения производств. Ее главными целями стало допущение вторичных производств в странах, в которых соответствующий должник имеет активы, а также взаимное признание полномочий финансового управляющего.

Обновленные международные аспекты банкротства играют роль в делах, в которых:

  • Имеются зарубежные кредиторы.
  • Имеются параллельные процедуры финансовой несостоятельности.
  • Задолжавшее лицо не является резидентом той страны, в которой находится суд.
  • Участие принимает зарубежный конкурсный управляющий.
  • Собственность банкрота находится на территории другого государства.

В том государстве, в котором лицо имеет центр деловой активности, осуществляется основное производство в деле о банкротстве. Так, центром соответствующей активности для юридического лица является то место, в котором находятся его руководящие органы.

В рамках вторичного производства по делу о финансовой несостоятельности должны быть удовлетворены в полной мере требования кредиторов. Для этого в отношении задолжавшего лица должно быть подано заявление.

Правовое регулирование

не содержит детально описанного порядка течения трансграничного банкротства, но упоминает, что российские суды признают решение иностранных судов по делам о несостоятельности на основании действия международных договоров или на принципе взаимности.

В настоящее время в России не ратифицировано ни одного международного соглашения по делам о банкротстве, но признается действие следующих международных актов:

  • Регламента Европейского Союза «О процедуре несостоятельности» №1346/2000
  • Минской конвенции о правовой помощи

определяет, что иностранные кредиторы обладают теми же правами, что и находящиеся в стране производства дела. Кроме того, данный закон указывает на обязательность направления уведомлений об открытии дела всем возможным кредиторам и заинтересованным лицам, находящимся на территории иностранного государства.

Теории трансграничной несостоятельности

В целом, существует три подхода к администрированию трансграничной несостоятельности:

  • Территориальный подход , при котором каждая страна применяет собственное внутреннее законодательство о несостоятельности в отношении всего имущества должника и всех кредиторов, находящихся в пределах ее юрисдикции. Этот подход не признает никаких экстерриториальных аспектов законодательства о несостоятельности.
  • Универсальный подход (или универсальный подход ), в соответствии с которым управление любой трансграничной несостоятельностью осуществляется в соответствии с единым глобальным режимом несостоятельности, а все активы должника распределяются одним управляющим органом по делам о несостоятельности, независимо от того, где находятся активы или заявители требований.
  • Гибридный подход . В теории или на практике существует ряд гибридных подходов, в том числе:
    • Модифицированный универсализм , в соответствии с которым отдельные страны стремятся определить наиболее подходящую юрисдикцию, в которой будут проводиться разбирательства, а все другие государства сотрудничают с такими разбирательствами и содействуют им (с учетом ограничений государственной политики
    • Кооперативный территориализм, который широко основан на территориалистском подходе, дополненном многосторонними конвенциями.

Универсалистский подход остается в значительной степени целостным идеалом, и по большей части страны делятся на страны с чисто территориальным подходом и страны, применяющие некоторую форму гибридного подхода.

Развитие

Исторически сложилось так, что большинство правовых систем развивались на территориальной основе, и это так же верно в отношении законов о банкротстве, как и в других областях. Однако с самого начала предпринимались разрозненные попытки развивать трансграничное сотрудничество в вопросах несостоятельности.

  • В 1889 году в Монтевидео было подписано семь договоров с целью гармонизации международного частного права в подписавших его государствах ( Аргентина , Боливия , Парагвай , Перу и Уругвай ), один из которых касался регулирования банкротств между государствами-членами. Договор был обновлен в 1930 году и в целом предусматривал систему, более близкую к территориальности, чем к универсальности, предусматривая несколько администраций по банкротству в разных государствах для транснациональных компаний.
  • В 1933 году Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция подписали Конвенцию о банкротстве стран Северной Европы, которая, хотя и не является длинным документом, действует до сих пор и облегчает управление трансграничными банкротствами в регионе Скандинавии.
  • В 1980-х годах Международная ассоциация адвокатов опубликовала типовой закон, Типовой закон о международном сотрудничестве в случае несостоятельности, но в конечном итоге эта модель не была принята ни одной страной, и попытка не увенчалась успехом.

Но на сравнительно ранней стадии юрисдикции общего права признали желательность обеспечения того, чтобы управляющие по делам о несостоятельности из разных юрисдикций получали необходимую поддержку, позволяющую эффективно управлять имуществом. Согласно английскому законодательству одним из самых ранних зарегистрированных случаев было дело Solomons v Ross (1764) 1 H Bl 131n. В этом случае фирма в Нидерландах была объявлена ​​банкротом и назначены правопреемники. Английский кредитор возбудил в Англии судебное разбирательство поделу о взыскании определенных сумм, причитающихся голландской фирме, но Батерст Дж. Постановил, что в результате банкротства все активы фирмы (включая долги английских должников) были переданы голландским цессионариям, и английский кредитор должен был сдать плоды гарниши и доказать банкротство Голландии. В Re Африканского Farms 1906 TS 373 компании по английски с активами в Трансваале колонии был смотки в Англии, а главный судья Трансвааля подтвердил , что английский ликвидатор будет признан и что «признание , которое несет с собой активной помощью суда “, и эта активная помощь может включать:” Фактическое заявление о том, что ликвидатор имеет право распоряжаться активами Трансвааля таким же образом, как если бы они находились под юрисдикцией английских судов, при условии только такого условия, которые суд может наложить для защиты местных кредиторов или с учетом требований наших местных законов “. В деле Galbraith v Grimshaw [1910] AC 508 лорд Данидин заявил, что должен существовать только один универсальный процесс распределения собственности банкрота и что там, где такой процесс ожидает решения в другом месте, английские суды не должны допускать, чтобы иски в его юрисдикции вмешивались в этот процесс.

Однако первыми значительными изменениями, связанными с режимами трансграничной несостоятельности, которые получили широкое распространение, были (1) Типовой закон ЮНСИТРАЛ и (2) Постановление ЕС о процедурах несостоятельности 2000 года.

Признаки иностранных элементов в банкротстве

Существуют следующие признаки, при наличии которых дело считается осложненным иностранным элементом:

  • нахождение части активов должника на территории иностранного государства
  • нахождение должника и его кредиторов в разных странах
  • наличие иностранных участников дела о банкротстве
  • существенная зависимость банкротящейся фирмы от международного отраслевого регулирования.

В юридической практике не определено однозначно, какая часть активов должна находиться за рубежом, чтобы банкротство считалось трансграничным. Обычно дело о банкротстве считается международным, если за рубежом находятся активы стоимостью более 5% от общей суммы активов, что требует одобрения управляющего на действия с такими активами.

Принципы трансграничной несостоятельности

Трансграничное банкротство (transnational insolvency) — это процедура финансовой несостоятельности, которая затруднена определенными иностранными элементами. Соответствующими компонентами могут выступать зарубежные кредиторы, иностранные банкроты, а также имущество должника, которое находится в разных государствах.

В достаточно развитых государствах нет такого понятия, как единый взгляд на приписывание трансграничного банкротства к одной отрасли права. Трансграничное банкротство является специфической сферой. Во Франции, Германии и Великобритании трансграничное банкротство является межнациональным частным правом.

Трансграничное банкротство предусматривает два основных принципа:

  1. Универсальность. Определяется в том, что при трансграничном банкротстве, возбуждение дела на территории одного государства будет также признано и на территории другого государства.
  2. Территориальность. Заключается в ограничении мероприятий финансовой несостоятельности.

Однако ни один из вышеуказанных принципов трансграничного банкротства не используется в чистом виде. Финансисты используют только измененные или локальные положения.

К принципу параллельных банкротств относятся следующие:

  • Судебная юрисдикция в процедурах банкротства распространяется исключительно на ту собственность должника, которая находится на территории соответствующего суда.
  • Большие расходы кредиторов и банкротов.

Также применяются принципы модифицированного универсализма:

  • Оформление соглашений между должниками, судебными органами, кредиторами и пр.
  • Судебный орган обязан проводить все необходимые мероприятия по выявлению конкурсной массы.

В перечень универсальных принципов банкротства входят следующие:

  • Судебный орган имеет право осуществлять действия в отношении всех активов банкрота в пределах иностранных государств.
  • Наблюдаются определенные затруднения в исполнении вынесенных судебных решений за рубежом.

Трудности при осуществлении процедуры трансграничного банкротства заключаются в том, что абсолютно у каждой страны установлены собственные нормы, которые предусматривают финансовую несостоятельность. Так, защита интересов кредиторов в отдельных правовых системах будет значительно отличаться. К примеру, в сравнении с иными странами на территории Англии кредиторы защищены в большей степени. А в правовом урегулировании Франции главная цель определяется в том, чтобы в первую очередь защитить права организаций, а не кредиторов.

Современные режимы

Два действующих режима международной несостоятельности были введены на более широкой основе, чем на региональной основе: Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности и Постановление ЕС о производстве по делам о несостоятельности 2000 года. Оба режима являются центром основных интересов (или «КОМИ») должника.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ

Основная концепция Типового закона состоит в том, чтобы установить, что такое “основное производство” в отношении любой международной несостоятельности. Все остальные процедуры называются «неосновными». Основное производство начинается там, где у должника находится центр основных интересов, или «КОМИ». Неосновное производство может быть возбуждено в любом месте, где у должника есть коммерческое предприятие. Типовой закон не требует взаимности между государствами, но фокусируется на (i) обеспечении того, чтобы государства оказывали помощь должностным лицам по делам о несостоятельности из других стран в отношении основного производства и неосновного производства, и (ii) устранении преференций для местных кредиторов по сравнению с международными. .

Следующие страны существенно включили Типовой закон в свое внутреннее законодательство.

государство Дата ратификации государство Дата ратификации
Австралия 2008 г. Бенин 2015 г.
Британские Виргинские острова 2003 г. Буркина-Фасо 2015 г.
Камерун 2015 г. Канада 2005 г.
Центрально-Африканская Республика 2015 г. Чад 2015 г.
Чили 2013 Колумбия 2006 г.
Коморские острова 2015 г. Конго 2015 г.
Берег Слоновой Кости 2015 г. Демократическая Республика Конго 2015 г.
Экваториальная Гвинея 2015 г. Габон 2015 г.
Гибралтар 2014 г. Греция 2010 г.
Гвинея 2015 г. Гвинея-Бисау 2015 г.
Израиль 2018 г. Япония 2000 г.
Кения 2015 г. Малави 2015 г.
Мали 2015 г. Маврикий 2009 г.
Мексика 2000 г. Черногория 2002 г.
Новая Зеландия 2006 г. Нигер 2015 г.
Филиппины 2010 г. Польша 2003 г.
Южная Корея 2006 г. Румыния 2002 г.
Сенегал 2015 г. Сербия 2004 г.
Сейшельские острова 2013 Сингапур 2017 г.
Словения 2007 г. Южная Африка 2000 г.
Идти 2015 г. Уганда 2011 г.
объединенное Королевство 2006 г. Соединенные Штаты 2005 г.
Вануату 2013

Регламент ЕС о процедурах банкротства 2000 г.

Как и Типовой закон ЮНСИТРАЛ, в Регламенте ЕС также используется концепция центра основных интересов (или «ЦОИ»). Определение COMI оставлено на усмотрение государств-членов при выполнении ими Регламента, но пункт (13) преамбулы гласит: «Центр основных интересов» должен соответствовать месту, где должник осуществляет управление своими интересами на на регулярной основе и, следовательно, может быть проверена третьими сторонами ». Если ЦОИ юридического лица находится за пределами Европейского Союза, производство по делу о несостоятельности не регулируется Регламентом. В отношении компаний существует предположение, что зарегистрированным офисом является ЦОИ компании, но это предположение может быть (и часто оказывается) опровергнуто .

Регламент ЕС не определяет неплатежеспособность, но он определяет производство по делу о несостоятельности как «… коллективное производство по делу о несостоятельности, которое влечет за собой частичное или полное отчуждение активов должника и назначение ликвидатора». В статье 3 производство делится на основное и территориальное. Основное производство имеет экстерриториальный эффект на всей территории Европейского Союза. Одна из проблем, выраженных в отношении Регламента ЕС, заключается в том, что (кроме ссылки на Европейский суд ) он не предоставляет механизма для определения того, какой набор разбирательств является основным, если две или более юрисдикции заявляют, что их разбирательства являются основными. разбирательства.

Российские реалии: нормативные акты

Россия при решении споров о финансовой несостоятельности предприятия руководствуется исключительно национальными законодательными актами (некоторые статьи Гражданского Кодекса, ФЗ «О банкротстве»). При этом роль иностранных кредиторов в процессе рассмотрения споров особо нигде не упоминается.
Основная проблема российской законодательной базы заключается в том, что в ней полностью отсутствует норма международной подсудности, т.е. независимо от участия в споре представителя зарубежной компании, производство будет рассматриваться на общих основаниях.

Нюансы и трудности

Дела о трансграничном банкротстве могут быть:

  • с иностранным должником
  • с активами за рубежом
  • с иностранными кредиторами.

Если должник находится за пределами РФ, то наибольшая сложность дела заключается в правовых нормах, позволяющих привлечь к ответственности иностранное юрлицо. В большинстве случаев заявление о банкротстве придется подавать в иностранный суд по месту нахождения должника, так как вероятность исполнения им решения российского суда крайне низкая, особенно с учетом различий в проведении самой процедуры и ее отдельных стадий.

При наличии у должника зарубежных активов сложности могут возникнуть при попытках оценить и продать такие активы для погашения претензий кредиторов. Если активы представлены банковскими счетами, то средства переводятся уполномоченным лицом должника, а если у компании должника за границей находятся производственные мощности с работающими людьми, то отчуждение и разделение таких активов должно происходить в соответствии с законодательством страны, в которой находятся активы.

Действия с зарубежными активами должника обычно организуются следующим образом:

  1. Кредиторы приглашают юриста, являющегося специалистом по иностранному праву.
  2. Арбитражный суд выносит решение по активам должника.
  3. Юрист анализирует выполнимость такого решения в стране нахождения активов.
  4. Проводятся мероприятия по исполнению решения суда.

Для исполнения решения суда на территории другого государства необходимо определить правовой статус находящихся там активов и наличие прав на такие активы или их часть со стороны граждан или юрлиц иностранного государства. Если зарубежные активы обременены правами третьих лиц, то происходит координация между органами исполнительной и судебной власти для определения дальнейшей судьбы активов. При возникновении споров, связанных с различными правовыми нормами государств в отношении одного и того же имущества, необходимо обращаться в международные суды или искать компромиссные решения.

В ситуации, когда должник находится на территории РФ, а часть его кредиторов являются нерезидентами РФ, то они могут подавать заявление не только в российский, но и в зарубежный суд, и тогда может возникнуть параллельное рассмотрение, при котором суды разных стран будут принимать различные решения по одному и тому же делу. При этом должник будет обязан исполнять только решение российского суда. Решение же зарубежного суда должно быть предварительно одобрено российским судом на основании принципа взаимности, как гласит .

Важно учесть, что российский суд может отказаться от исполнения решения иностранного арбитражного суда при следующих обстоятельствах, согласно :

  • решение иностранного суда ещё не вступило в законную силу
  • должник-резидент РФ не был должным образом извещен о дате и месте заседания иностранного суда
  • дело находится в исключительной компетенции российских судов
  • в суде РФ уже находится на рассмотрении данное дело
  • суд РФ уже принял решение по данному делу
  • истек срок исковой давности по делу
  • решение иностранного суда противоречит публичному порядку РФ.

Для эффективного разрешения дел о банкротстве, осложненных иностранными элементами, необходимо находить юридические компромиссы, за которые отвечают созданные координационные советы при посольствах. Кроме того, гласит, что при рассмотрении дел о трансграничном банкротстве Федеральная регистрационная служба обязуется оказывать арбитражным управляющим помощь по вопросам международного взаимодействия.

Заключение

Одним из основополагающих международных документов правового урегулирования трансграничного банкротства на территории СНГ является Европейская конвенция. К иным источникам также можно отнести Минскую конвенцию. Согласно ней, трансграничным банкротством является совокупность соответствующих правовых отношений, направленных на признание должника финансово несостоятельным (банкротом) с осложненными иностранными положениями. Нормы конвенций применяются для защиты интересов кредиторов и должника, а также ведения производства в правовом поле разных государств.

Источники

  • https://moepravo.pro/blog/2017/02/21/transgranichnoe-bankrotstvo/
  • https://bankroty.su/mezhdunarodnye-aspekty-bankrotstva/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/transgranichnoe.html
  • https://moluch.ru/archive/297/67462/
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/Cross-border_insolvency

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: