Транспортный налог в 2021 году: условия, ставки, льготы для физлиц

Содержание
  1. Что такое транспортный налог?
  2. Что говорится в законодательстве
  3. Кто является плательщиком налога
  4. Что является объектом налогообложения
  5. Можно ли узнать и оплатить налог на автомобиль онлайн?
  6. Как рассчитать сумму налога?
  7. Учет лошадиных сил при определении размера налога на ТС
  8. Как определить, сколько л.с. в автомобиле?
  9. Ставка по Налоговому кодексу в зависимости от количества л. с.
  10. От возраста транспорта
  11. От мощности двигателя
  12. От прописки владельца
  13. От стоимости автомобиля
  14. От года выпуска
  15. Кому положены льготы по налогу на транспорт?
  16. Льготы для физических лиц
  17. Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем?
  18. Ставки транспортного налога
  19. Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
  20. Пример расчёта для легкового автомобиля
  21. Правила и сроки оплаты налога для физических лиц
  22. Как сэкономить на транспортном налоге?
  23. Куда тратятся деньги за транспортный налог
  24. Основные принципы работы налога
  25. Как регионы могут распоряжаться средствами?
  26. Практика расходования налоговых средств в субъектах РФ
  27. Особенности транспортного налога для юрлиц
  28. Изменения 2020–2021 по транспортному налогу для юридических лиц
  29. Срок оплаты транспортного налога для юридических лиц

Что такое транспортный налог?

Транспортный налог – налог, взимаемый с владельцев транспортных средств. Транспортными средствами считаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, гидроциклы, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства.
Не все транспортные средства являются объектами налогообложения. К примеру, существуют следующие исключения:
– весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил
– транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом
Полный список исключений указан .
Плательщиками транспортного налога являются как физические, так и юридические лица.

Что говорится в законодательстве

Все моменты, касающиеся тем или же иным образом транспортного налога, в обязательном порядке освещаются в законодательстве:

  • ст. 357 НК РФ – обозначает полный перечень всех категорий физических и юридических лиц, обязанных платить налог рассматриваемого типа;
  • ст. 362 НК РФ – рассматривает порядок исчисления величины транспортного налога для юридических лиц;
  • ст. 358 НК РФ – обозначается полный перечень техники, владельцам которой необходимо платить транспортный сбор;
  • п.3 ст. 363.1 НК РФ – обозначается срок уплаты;
  • ст. 83 НК РФ – крупнейшим налогоплательщикам необходимо в обязательном порядке предоставлять соответствующим образом составленную декларацию, в которой отображен налог рассматриваемого типа;
  • ст. 44 НК РФ – обозначаются случаи, при возникновении которых обязанность уплачивать транспортный налог упраздняется.

Сам же факт распределения налогового сбора на транспортные средства непосредственно муниципалитетом регламентируется ст. 14 НК РФ и ст. 56 БК РФ.

Именно согласно информации БК РФ весь транспортный налог (в размере 100%) идет бюджет региона и им же распределяется на различные нужды по собственному усмотрению.

Кто является плательщиком налога

Платить транспортный налог обязаны и граждане, и юридические лица. Но в нашей статье речь пойдет именно о физических лицах. Платить транспортный налог должен тот человек, на имя которого зарегистрировано соответствующее транспортное средство.

Стоит отметить, что плательщиком транспортного налога может быть также и несовершеннолетний ребенок. Например, если ребенок получил в дар от родственника автомобиль (и законодательство в России это не запрещает). В этом случае транспортный налог должен оплатить родитель несовершеннолетнего ребенка.

Что является объектом налогообложения

Объектом налогообложения являются:

  • автомобили;
  • мотоциклы;
  • самоходные машины и транспортные средства на пневматическом и гусеничном ходу;
  • снегоходы и мотосани;
  • авиатранспорт (самолеты и вертолеты);
  • морские транспортные средства (теплоходы, катера, яхты и гидроциклы).

Но есть и исключения, к которым относятся:

  • легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (приобретенные через отдел соцзащиты);
  • автомобили, оборудованные для инвалидов;
  • тракторы, самоходные комбайны и спецмашины для перевозки молока, птицы, которые используются для сельского хозяйства (для ИП);
  • промысловые суда (для ИП).

В отношении этих транспортных средств налог не рассчитывается.

Можно ли узнать и оплатить налог на автомобиль онлайн?

Наш сервис позволяет проверить и оплатить транспортный налог через Интернет. Для проверки достаточно ввести номер ИНН или Индекс документа/УИН (уникальный номер налогового начисления) в форму расположенную под текстом. По ИНН владельца машины можно проверить только задолженности, по номеру УИН (индекс документа) текущие начисления.
Для оплаты подойдет любая банковская карта – Visa/MasterCard/МИР.

Как рассчитать сумму налога?

Сумма транспортного налога рассчитывается на основе следующих параметров:
– Ставка налога
Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя. Зависит от мощности, валовой вместимости, категории транспортного средства и года выпуска ТС.
Ставки налога могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз от ставки, указанной в Налоговом кодексе Российской Федерации.
– Налоговая база
Этот параметр устанавливается в зависимости от вида ТС. Для автомобилей, мотоциклов и другого транспорта с двигателем это мощность двигателя в лошадиных силах
– Период владения
Количество полных месяцев владения ТС в течение года.
– Повышающий коэффициент
Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. применяется повышающий коэффициент. Перечень таких автомобилей доступен на сайте Минпромторга РФ.

Учет лошадиных сил при определении размера налога на ТС

Хотя лошадиная сила больше не является официальной единицей измерения мощности двигателя в РФ, при расчете страховой премии по ОСАГО и ставки транспортного налога она все еще применяется.

Сами люди тоже привыкли к такому измерению. При этом многих волнует вопрос о том, почему транспортный налог зависит от мощности двигателя.

Логика законодателей понятна. Чем мощнее машина, тем она габаритнее, соответственно, она создает повышенную нагрузку на дорожное покрытие.

Раз расходы на ремонт компенсируют за счет налогов, то их размер для владельцев более мощных ТС должны быть существеннее.

Мощность двигателя принято измерять в лошадиных силах. 1 л. с. показывает мощность, необходимую для подъема груза весом 75 кг на высоту 1 м за 1 с.

Обычно этот показатель измеряется в кВт, но значение л. с. в ряде стран различается. В России 1 лошадиная сила равна 735,5 ватт.

Как определить, сколько л.с. в автомобиле?

Есть несколько методов, позволяющих определить мощность двигателя ТС в лошадиных силах:

  1. При наличии документов на авто нужно посмотреть в них серийный номер двигателя. Затем следует попарно сложить последние 6 цифр, а результат разделить на 8,5. Полученное значение – это количество лошадей.
  2. Можно поискать сервис-центр, в котором есть агрегаты для расчета мощности двигателя. Они позволяют установить на 100% точное значение.
  3. Зная мощность в кВт, следует умножить его на 1,35962.
  4. Можно поделить мощность авто на 0,735, но результат будет не таким точным, как в предыдущем случае.

Закон не устанавливает единый порядок подсчета количества лошадиных сил, поэтому с измерениями могут возникнуть затруднения. В налоговой инспекции полученное значение рекомендуют округлять до двух знаков после запятой.

Ставка по Налоговому кодексу в зависимости от количества л. с.

Подробная таблица транспортного налога по мощности двигателя, актуальная на 2021 г.:

Вид транспортного средства Мощность двигателя, л. с. Налоговая ставка, руб. за 1 л. с.
Легковые автомобили до 100 2,5
100,1 — 150 3,5
150,1 — 200 5
200,1 — 250 7,5
от 250,1 15
Грузовые автомобили до 100 2,5
100,1 — 150 4
150,1 — 200 5
200,1 — 250 6,5
от 250,1 8,5
Мотоцикл/мотороллер до 20 1
20,1 — 35 2
от 35,1 5
Автобус до 200 5
от 200,1 10
Снегоход/мотосани до 50 2,5
от 50,1 5
Катер/моторная лодка до 100 10
от 100,1 20
Гидроцикл до 100 25
от 100,1 50
Яхта и другие парусно-моторные суда до 100 20
от 100,1 40
Самолет / вертолет и другие суда с двигателями с 1 л. с. — 25
Несамоходное судно С 1 т валовой вместимости — 20
Самолет с реактивным двигателем с 1 кг силы тяги – 20
Другие ТС без двигателя от 1 ед. ТС – 200

Таким образом, транспортный налог в зависимости от мощности двигателя изменяется: чем она больше, тем выше ставка.

К примеру, размер налога на легковые и грузовые машины изменяется через каждые 50 лошадиных сил. Если ставка на 150 л. с. равняется 5, то на 170 лошадей она такая же, а на 200 лошадей уже будет выше.

На другие виды транспорта чаще всего действует только 2 налоговые ставки – одна для мощности двигателя до 100 л. с., другая – для мощности более 100 л. с.

От возраста транспорта

Зависимость сбора по средству передвижения от его даты производства описана в письме от Министерства Финансов Российской Федерации от 18 января 2012 года за номером 03-05-05-04/01. Размер сбора по транспортному налогу напрямую определяется возрастом автомобиля.

Расчёт возраста транспортного средства учитывается первого января отчётного периода. Чем старше машина, тем больше показатель налоговой ставки в расчёте за одну лошадиную силу.

От мощности двигателя

Следующим основанием, которое включено в начисление сбора по средству передвижения, является показатель мощности двигателя автомобиля.

Ставка, зависящая от этого показателя, считается региональной и устанавливается в зависимости от территории местонахождения транспорта и его территории, на которой он был зарегистрирован.

Однако, можно заметить определённое соотношение, которое играет роль при начислении сбора по транспортному средству.

Если автомобиль имеет большой показатель мощности, то и ставка будет выше, чем у автомобиля с низкой характеристикой двигателя. Установлен минимум по мощности транспортного средства, который подлежит налогообложению и составляет сто лошадиных сил.

От прописки владельца

В зависимости от прописки гражданина, владеющего транспортным средством, действует определённый размер налоговой ставки при расчёте пошлины на средство передвижения.

Минимальный показатель ставки закреплён действующим законодательством Российской Федерации. В зависимости от региона проживания, ставка может заметно отличаться от узаконенных размеров.

Для того чтобы наглядно разобрать различие налоговых ставок по различным районам составим таблицу:

Показатель мощности транспортного средства Установленная налоговая ставка (за 1 л. с.) Региональный показатель налоговой ставки в г. Кемерово (за 1 л. с.) Региональная налоговая ставка в г. Новосибирск (за 1 л. с.)
До 100 лошадиных сил 2,5 8 6
От 150 до 200 лошадиных сил 5 45 30 (до пяти лет использования), 22,5 (5-10 лет), 15(больше 10 лет)
От 200 до 250 лошадиных сил 7,5 65 60 (до пяти лет использования), 45 (5- 10 лет), 30 (больше 10 лет)
Более 250 лошадиных сил 150 (до пяти лет использования), 112,5 (5-10 лет), 75 (больше 10 лет) 15 135
От 100 до 150 лошадиных сил 3,5 14 10

От стоимости автомобиля

Федеральный закон от 23 июля 2014 года за номером 241-ФЗ регулирует повышение налоговой нагрузки за счёт наличия в собственности дорогостоящего автомобиля.

Если средство передвижения считается дорогостоящим, то при начислении пошлины по автомобилю будет учитываться показатель повышающего коэффициента. Дорогостоящим считается транспорт с ценником от трёх миллионов рублей.

В связи с этим Федеральным законом можно составить соответствующую таблицу:

Показатель повышающего коэффициента Стоимость автомобиля Возраст автомобиля
1,1 От 3 до 5 миллионов рублей От 2 до 5 лет
1,3 От 3 до 5 миллионов рублей От 1 до 2 лет
1,5 От 3 до 5 миллионов рублей До 1 года
2 От 5 до 10 миллионов рублей До 5 лет
3 От 10 до 15 миллионов рублей До 10 лет
3 От 15 миллионов рублей До 20 лет

Возраст автомобиля начинает своё исчисление с года, в котором было произведено транспортное средство.

Стоит понимать, что за наличие в собственности дорогостоящего транспортного средства не предусмотрены дополнительные пошлины, коэффициент используется в общем расчёте суммы сбора по автомобилю.

Повышающий коэффициент при расчёте пошлины на транспортное средство предусмотрен только для дорогостоящего транспорта, причём его стоимость должна быть не меньше трёх миллионов рублей.

Для остальных автомобилей применение повышающего коэффициента или любых других изменений не предусмотрено. Чтобы понять, считается ли автомобиль дорогим, следует ознакомиться с перечнем дорогостоящих средств передвижения.

Этот список определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Обновление списка дорогостоящих транспортных средств происходит не позже 1 марта отчётного периода.

С перечнем можно ознакомиться на официальном сайте Министерства промышленности и торговли.

От года выпуска

Год производства транспортного средства считается тем же фактором, что и возраст автомобиля и учитывается идентично.

Кому положены льготы по налогу на транспорт?

От уплаты транспортного налога, на федеральном уровне, освобождаются следующие категории граждан:

  • Герои Советского Союза, герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденами Славы трех степеней, — за одно транспортное средство;
  • ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны — за одно транспортное средство;
  • ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий — за одно транспортное средство;
  • инвалиды I и II групп — за одно транспортное средство;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны,— за одно транспортное средство;
  • один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида — за одно транспортное средство;
  • владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 киловатта) включительно, — за одно такое транспортное средство;
  • один из родителей (усыновителей) в многодетной семье — за одно транспортное средство;
  • владельцы транспортных средств, относящиеся к другим льготным категориям.

Кроме федерального списка льготных категорий граждан существует региональные льготы. К примеру, в некоторых регионах РФ пенсионеры уплачивают только 50% транспортного налога, либо освобождены от него полностью. Ситуация сильно различается в зависимости от региона. К примеру, в Москве нет льгот для пенсионеров, а в Санкт-Петербурге пенсионеры полностью освобождены от уплаты транспортного налога за автомобиль отечественного производства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.

Узнать наличие региональных льгот можно на сайте налоговой службы, в разделе «электронные сервисы». На этой странице необходимо выбрать субъект Российской Федерации, муниципальное образование (город), вид налога и год. После этого вы получите полную информацию обо всех видах льгот по транспортному налогу физических лиц.

Важно знать, что налоговый орган не вправе предоставить льготу по транспортному налогу только лишь на основании сведений о возрасте. Льготы носят заявительный характер, вследствие чего в ИФНС необходимо представить заявление налогоплательщика по установленной форме в котором указано основание для предоставления льготы (достижение пенсионного возраста).

Льготы для физических лиц

Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:

  • Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
  • ветеранам;
  • инвалидам I, II групп инвалидности;
  • бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
  • опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
  • граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.

Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем?

Если транспортное средство поставлено или снято с учета в течение года, то транспортный налог рассчитывается с определенным коэффициентом. Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в году (12).

Порядок определения количества полных месяцев владения автомобилем рассчитывается в соответствии с пунктом 3 ст. . Месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признает полным в случае, если автомобиль снят с регистрации после 15-го числа.
К примеру, если автомобиль был поставлен на регистрацию после 15-го числа, то этот месяц не является полным и при расчете налога на автомобиль не учитывается.

Ставки транспортного налога

Ставки транспортного налога устанавливают региональные власти. Однако в статье 361 НК РФ указаны примерные значения транспортного налога, которые регионы имеют право уменьшать или увеличивать не более чем в 10 раз, за исключением автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с.

Основным критерием для определения налоговой ставки является мощность двигателя. Кроме этого, региональные власти имеют право устанавливать дополнительные ставки налога в зависимости от экологического класса автотранспортного средства и количества лет использования.

Для примера возьмем ставки транспортного налога в Москве, утвержденные Законом г. Москвы от 09.07.2008 №33 «О транспортном налоге»:

  • мощность двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 12 руб./л.с.;
  • свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно – 25 руб./л.с.;
  • свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно – 35 руб./л.с.;
  • свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно – 45 руб./л.с.;
  • свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 руб./л.с.;
  • свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно – 65 руб./л.с.;
  • свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75 руб./л.с.;
  • свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб./л.с.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ в отношении дорогостоящих автомобилей применяется повышающий коэффициент в размере:

  • 1,1 – для автомобилей стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более трех лет;
  • 2 – для автомобилей стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет;
  • 3 – для автомобилей стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и стоимостью от 15 миллионов рублей с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Ежегодно Минпромторг определяет перечень автомобили, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей, и публикует его на своем официальном сайте до 1 марта каждого года.

Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей

Для дорогих автомобилей стоимостью выше 3 000 000 рублей применяется повышающий коэффициент 1,1 в первые три года эксплуатации ТС. Коэффициент умножается на 2, если авто стоит более 5 000 000 рублей (при возрасте автомобиля до 5 лет), либо на 3, в случае стоимости транспортного средства более 10 000 000 – 15 000 000 рублей (при возрасте 10-15 лет). Список таких авто ежегодно публикуется на сайте Минпромторга.

Средняя стоимость автомобиля Возраст автомобиля Коэффициент
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. до 3 лет 1,1
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. до 5 лет 2
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. до 10 лет 3
Более 15 000 000 руб. до 15 лет 3

Пример расчёта для легкового автомобиля

Для того чтобы рассчитать транспортный налог для легкового автомобиля следует использовать следующую формулу:

Установленная налоговая ставка х показатель мощности транспортного средства х период, в течение которого налогоплательщик является собственником транспортного средства.

Для примера можно взять легковой автомобиль российского производства, приобретённый собственником в марте 2013 года и снятый с регистрационного учёта в сентябре этого же года.

Получается, гражданин являлся собственником транспортного средства всего семь месяцев. Показатель мощности транспортного средства установлен в восемьдесят девять лошадиных сил.

Показатель налоговой ставки, установленный в регионе регистрации налогоплательщика, составляет тринадцать рублей. Из вышеперечисленных данных можно высчитать транспортный налог:

13 рублей х 89 лошадиных сил х 7 / 12 месяцев = 674,9 рубля

Сегодня каждый автовладелец сможет рассчитать сбор на транспортное средство посредством многочисленных онлайн-калькуляторов.

Помимо подобных сайтов, собственники средства передвижения смогут увидеть размер пошлины на транспортное средство, воспользовавшись официальным порталом Федеральной Налоговой Службы.

Зная всю информацию и показатели автомобиля, собственник сможет рассчитать пошлину самостоятельно. Единственная информация, которую надо получить при расчёте — региональная налоговая ставка.

Ведь в зависимости от региона, в котором была произведена регистрация транспортного средства, установлен определённый размер налоговой ставки при начислении транспортной пошлины.

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Чтобы заплатить налог и спать спокойно, собственник автомобиля может воспользоваться двумя способами:

  • Дождаться почтового уведомления из налоговой инспекции, где будут прописаны данные на ТС и указана сумма налога.
  • Зарегистрироваться на сайте Федеральной Налоговой Службы и получать информацию о налогах через личный кабинет. Оплатить налог можно сразу, использую кредитную карту любого банка.

Срок оплаты транспортного налога за прошлый год истекает 1 декабря текущего года, после этой даты фискальные органы имеют право применить штрафные санкции к неплательщику.

Как сэкономить на транспортном налоге?

Самое первое правило, необходимо заранее продумать, какой автомобиль выбрать, за дорогую машину придется и платить дорого. Если же вы уже приобрели транспортное средство, то есть два варианта:

  • Зарегистрировать авто на другое лицо, которое прописано в регионе, где более низкие тарифы либо же имеющие льготы.
  • Сменить место своей прописки.

В первом варианте есть как свои плюсы, так и минусы, поскольку транспорт будет в собственности другого человека и в случае, например, ссоры между вами, авто останется у законного владельца. В случае смерти, если это не ваш близкий родственник, вы не сможете опять таки получить авто назад, т.к. в наследство будут вступать близкие родственники

Сменить место прописки тоже не так легко и возможно в случае, если имеется жилье в другом, более выгодном регионе. В любом случае прежде, чем регистрировать свою машину на кого-то еще, сто раз подумайте.

Куда тратятся деньги за транспортный налог

Определить, на что же именно траться средства, собранные в виде транспортного налога, достаточно проблематично.

Так, во многих регионах власти продолжают формировать дорожные фонды, в которые из бюджета делаются определенные вливания.

Но величина поступлений зачастую попросту недостаточно велика для поддерживания дорожной отрасли даже в удовлетворительном состоянии, не говоря уже о большем.

Причем о средствах, потраченных на восстановление дорожного полотна, власти отчитываются не особо охотно. Так как в большинстве случаев за счет транспортного налога осуществляется латание дыр в бюджете.

Например, в Волгоградской области в 2020 году из бюджета дорожного фонда было изъято порядка 2 млрд. рублей на различного рода нужды, никоим образом не связанные с целевой инфраструктурой.

В 2020 году данная сумма увеличилась на 2.6 млрд. рублей. Таким образом, на данный момент дефицит бюджета дорожного фонда составляет целых 8 млрд. рублей.

При этом величина бюджета фонда постоянно увеличивается, но при этом пропорционально растут расходы. В итоге, дефицит, как и раньше, продолжает составлять приблизительно 8 млрд. рублей.

Аналогичным образом обстоят дела практически во всех остальных регионах страны – за небольшим исключением.

Тем не менее, положительная динамика имеется, все большее количество регионов начинает озабочиваться проблемами дорожно отрасли.

Основные принципы работы налога

До 2002 года каждый владелец автомобиля в РФ уплачивал так называемый дорожный налог. Данный сбор был целевым, и поэтому тратить полученные средства разрешалось только на дороги (ремонт, строительство и поддержание в нормальном состоянии) — деньги аккумулировались в специально созданных дорожных фондах, которые и контролировали потоки распределения расходов.

С 1 января 2003 года в ходе проведенной реформы описанная выше система перестала существовать. Дорожные фонды упразднили, а соответствующий налог заменили транспортным (ТН). Эти деньги уже поступают напрямую в бюджет региона. При этом дополнительно различные субъекты РФ наделяются правом по собственному усмотрению изменять размер налога (в установленных законом рамках) и, что более важно, свободно расходовать получаемые средства. То есть, руководство региона может совершенно спокойно потратить поступления от транспортного сбора на проведение, к примеру, праздничных мероприятий ко Дню города и запуск салюта.

С одной стороны такая система сделала бюджеты субъектов РФ гибкими — ведь они теперь вправе финансировать любые проекты, которые посчитают нужными, и имеют возможность оперативно перераспределять средства. В то же время нынешнее положение дел вызывает справедливое возмущение автолюбителей, ведь они перечисляют в бюджеты большие денежные суммы в виде налогов, но не видят никаких улучшений в текущем состоянии дорог.

Как регионы могут распоряжаться средствами?

Ввиду описанных выше причин, определить, куда именно уходят деньги, собранные с населения посредством ТН, достаточно сложно. Они и в самом деле могут быть потрачены на ремонт дорог, но зачастую основная часть средств уходит на проекты, вообще никак не связанные с дорожным движением. Грубо говоря, данные поступления используются в качестве своеобразных резервов, с помощью которых осуществляется латание дыр в особо проблемных статьях бюджета.

Стоит отметить, что отдельные субъекты РФ по-прежнему стараются поддерживать систему дорожных фондов и честно направляют туда часть денежного потока от сборов. Однако такая практика — явление довольно редкое и даже в этих регионах состояние дорожного полотна обычно оставляет желать лучшего. Для примера можно рассмотреть Волгоградскую область, где подобный фонд как раз существует. В 2014 году на различные нужды (не имеющие отношение к дорогам) из бюджета, предназначенного на дороги, было изъято больше 2 млрд. рублей. В последующие годы ситуация не улучшилась и на данный момент дефицит бюджета у фонда порядка 8 млрд. рублей. Примерно таким же образом обстоят дела и в других регионах.

Практика расходования налоговых средств в субъектах РФ

Власти большинства регионов даже не скрывают того факта, что основная часть поступлений от транспортного налога будет потрачена на не связанные с дорожной инфраструктурой нужды. Так, в Прикамье и Уфе собранные средства перераспределяют между муниципалитетами и уже те, в свою очередь, решают дальнейшую судьбу денег — чаще всего они идут на строительство социальных объектов (детских садов, больниц и т.д.), которым обычно не хватает финансирования, выделяемого целевым бюджетом. В Чувашии транспортный налог используется для выплаты детских пособий, покрытия расходов на льготы ветеранам и другим нуждающимся категориям населения. В Краснодаре собранные средства тратятся на зарплату работников бюджетных организаций, главным образом связанных со здравоохранением и образованием. Иная ситуация в Омской и Кировской областях — Администрация этих регионов утверждает, что транспортный налог здесь расходуется только по назначению. И любое повышение ставок на него положительно отражается на состоянии дорог в городах.

Особенности транспортного налога для юрлиц

Транспортный налог для юридических лиц, как и для физлиц, рассчитывается по простой формуле:

База налогообложения × ставка налога.

Кроме того, в эту формулу могут также добавляться понижающие/повышающие коэффициенты, а ставка налога в регионе может быть уменьшена или увеличена по отношению к базовым величинам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ. Но установленные в субъектах федерации ставки налога не могут отличаться от базовых больше чем в 10 раз — такое ограничение указано в п. 2 ст. 361 НК РФ.

Подробнее о порядке расчета транспортного налога для автомобилей читайте в нашей статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

В отношении дорогих авто, стоимость которых превышает 3 млн руб., применяется повышающий коэффициент. Этот коэффициент можно найти в п. 2 ст. 362 НК РФ. Его величина зависит не только от стоимости авто, но и от срока его использования после выпуска. Цены на элитные автомобили ежегодно обновляются и доступны для знакомства с ними на официальном сайте Минпромторга.

Налогоплательщики-юрлица в отличие от физлиц должны самостоятельно рассчитывать налог. Несмотря на то, что с налога за 2020 год для организаций отменена сдача деклараций по транспортному налогу, а ФНС должна рассылать им сообщения с уже посчитанной суммой, считать налог юрлица все так же должны сами. Во-первых, они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если они установлены в регионе). А во-вторых, сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. Ведь получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

В сообщении от ИФНС будет указан объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка и сумма исчисленного налога.

Изменения 2020–2021 по транспортному налогу для юридических лиц

За последние годы в порядок уплаты транспортного налога были внесены такие изменения:

  • С 2021 года меняется порядок и сроки уплаты авансов по нему.
  • С 2020 года, как мы уже говорили выше, отменено декларирование налога, а налоговики должны присылать компаниям сообщение о сумме ТН. В этой связи у компаний появилась обязанность сообщать инспекторам о ТС, по которым такое сообщение не получено. За неотправку сообщений будут штрафовать. Кроме того, из-за отмены деклараций юрлицам потребуется подавать в налоговую заявления на льготы.

Ранее:

  • В 2019 году был уточнен перечень дорогих автомобилей. Машины перегруппированы в зависимости от года выпуска и цены.
  • Отменена дифференциация повышающего коэффициента для легковых автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн. руб. С 03.08.2018 вступили в действие изменения в п.2 ст.362 НК РФ, которыми установлен коэффициент 1,1% для всех машин данной ценовой категории. Напомним ранее величина коэффициента зависела от года выпуска автомобиля: менее 12 месяцев назад, коэффициент был равен 1,5%, от 1 до 2 лет – 1,3%, от 2 до 3-х лет – 1,1%.
  • Уточнен порядок расчета коэффициента владения в отчетном (налоговом) периоде, согласно которому этот коэффициент при поступлении (выбытии) ТС в этом периоде определяют как отношение числа полных месяцев владения к полному количеству месяцев в соответствующем периоде. За полный принимается тот месяц, в котором ТС приобретено до 15 числа или выбыло после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).
  • Установлены правила о том, что перечень дорогих автомобилей применим только к тому периоду, в котором он до 1 марта размещен на сайте Минпромторга (п. 2 ст. 362 НК РФ), т. е. с изменением этого списка пересчитывать налог за предшествующие годы не нужно.
  • Региональными законами периодически корректируются ставки транспортного налога.

Срок оплаты транспортного налога для юридических лиц

С 2021 года крайний срок уплаты транспортного налога юрлицами четко прописан в НК РФ. Это 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты авансовых платежей (с авансов за 2021 год) — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Ранее указания на конкретные платежные даты в кодексе не было. И ответ на этот вопрос нужно было искать в региональном законодательстве: властям регионов было предоставлено право самостоятельно определять предельный платежный срок по транспортному налогу и авансам. Однако срок оплаты налога по итогам года не мог быть назначен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Размер квартального аванса составляет ¼ часть рассчитанного за год налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Величина транспортного налога к уплате по итогам текущего налогового периода определяется как разность между указанной в налоговой декларации суммой и суммарным значением уплаченных ранее авансов (абз. 2 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Установление оплаты авансовых платежей для регионов, как и ранее, не обязательно (п. 3 ст. 360 НК РФ). Если авансы не установлены, то юридические лица должны уплатить всю сумму налога сразу в полной сумме, начисленной за год, в установленный законом региона срок.

Источники

  • https://nalogi.online/transport-tax
  • http://provodim24.ru/kuda-idet-transportnyj-nalog.html
  • https://bankstoday.net/last-articles/transportnyj-nalog-v-2021-godu-dlya-fizicheskih-lits-obekty-stavki-lgoty-osobennosti
  • http://pravo-auto.com/shkala-transportnogo-naloga-po-loshadyam/
  • http://avtopravozashita.ru/transportnyj-nalog/kak-rasschitat/ot-chego-zavisit-transportnyj-nalog-na-mashinu.html
  • https://assistentus.ru/transportnyj-nalog/77-moskva/
  • https://osago-gosuslugi.ru/transportnyy-nalog/
  • https://online-buhuchet.ru/ot-chego-zavisit-stavka-na-transportnyj-nalog-2/
  • https://insur-portal.ru/nalog/ispolzovanie-deneg-ot-transp-naloga
  • https://nalog-nalog.ru/transportnyj_nalog/transportnyj_nalog/transportnyj_nalog_dlya_yuridicheskih_lic/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: