Твердая цена контракта по 44-ФЗ: нюансы, о которых следует знать

Содержание
  1. Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
  2. Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ
  3. Твердая цена контракта по 44-ФЗ: нюансы, о которых следует знать
  4. Основания для изменения цены госконтрактов на строительные работы
  5. Правовое регулирование
  6. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
  7. Ответственность заказчика по контракту 44-ФЗ
  8. Ответственность поставщика по контракту 44-ФЗ
  9. Неустойка по контракту по 44 федеральному закону бывает в виде пеней и штрафов
  10. Отличие твердой цены контракта от НМЦК
  11. Основания для пересмотра в зависимости от способа закупки
  12. Условия заключения контракта по 44-ФЗ
  13. Что включает в себя контракт по 44-ФЗ
  14. Судебная практика в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ
  15. Дополнительное соглашение
  16. Когда цена контракта не является твердой
  17. Возможность изменения цены контракта
  18. Приемка товара, работы, услуги по контракту 44-ФЗ
  19. Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК
  20. Как установить ориентировочную цену
  21. Кому и как помогает в работе
  22. Порядок действий
  23. Методы определения начальной максимальной цены
  24. Пример
  25. О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком
  26. Сроки заключения контракта по 44-ФЗ
  27. На какой процент возможно менять

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.

Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.

Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.

Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.

Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.

От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.

От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.

Способ проведения закупки НМЦК Сроки размещения
Открытый конкурс Независимо от суммы В пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукцион Более 3 млн. р. Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. р. Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировок Свыше 250 тыс. р. Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. р. Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложений Независимо от суммы Как минимум за 5 дней до запроса

Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ

В соответствии со статьей 709 ГК РФ твердой ценой называют сумму, которую придется заплатить за исполнение условий предварительно составленного контракта, если стороны не пришли к другому решению по оплате. Такая стоимость считается фиксированной, поэтому не подвергается изменениям.

Основные требования к проведению госзакупок устанавливает закон 44-ФЗ от 2013 года. Стоимость услуг для всех договоров, оплачиваемых из бюджета, является фиксированной на протяжении установленного документом срока. Любые корректировки допускаются исключительно в случаях, указанных в постановлении Правительства РФ, ст. 34 закона 44-ФЗ.

Стоимость соглашения по 44-ФЗ может быть установлена одним из следующих способов:

  1. Твердая цена строго регламентируется и не может изменяться, даже если для этого существуют действительно серьезные причины.
  2. Фиксируется ориентировочная стоимость, на основе которой производятся итоговые расчетные мероприятия, при этом допускаются погрешности и отклонения.

Заказчик и исполнитель наделены правом вносить любые корректировки в условия соглашения, например, менять твердую цену контракта по 44-ФЗ. Если им удалось договориться, поправки реализуются через государственный контракт, договор купли-продажи, соглашение на оказание работ/услуг, дополнительные соглашения, пр.

Чаще всего цена контракта является твердой по 44-ФЗ, когда для нее установлено определенное значение и срок. Если стороны не выбрали определенную дату, за последнюю принимается день вступления договора в силу.

Твердая стоимость договора может быть зафиксирована в иностранной валюте в проектной документации или в фактически заключаемом госконтракте. Но нужно понимать, что для оплаты приобретенных товаров заказчик должен сформировать порядок перевода валюты в рубли.

Применение фиксированной стоимости является достаточно неудобным и рискованным условием – в первую очередь для самого исполнителя. Поскольку никто не может гарантировать отсутствие рисков в процессе оказания услуг. Особенно такой подход рискован, когда речь идет о длительном сроке выполнения условий контракта. Дело в том, что исполнитель не может в одностороннем порядке отказаться от своих обязанностей при изменении обстоятельств. Если клиент не согласен пересмотреть прайс на работы, подрядчик вынужден будет опираться на изначально зафиксированные положения договора.

Условие о применении фиксированных расценок не влияет на объем работ и понесенные в связи этим расходы. Иными словами, исполнитель не имеет права на повышение стоимости, а заказчик не может рассчитывать на ее уменьшение.

Это все ключевые условия, касающиеся договоров с твердой стоимостью. Любые изменения могут вноситься лишь при достижении договоренности между сторонами либо если соответствующее условие присутствует в закупочной документации и в положениях госконтракта.

Твердая цена контракта по 44-ФЗ: нюансы, о которых следует знать

Что значит твердая цена контракта по 44-ФЗ? Когда есть возможность отойти от данного правила? На чью сторону встанет суд в случае нарушения договора? Все эти вопросы не являются незначительными и тем более риторическими.

Только полностью разобравшись в теме, можно заключать контракты с организациями на определенных условиях. В противном случае возможны ситуации, когда дело дойдет до судебного разбирательства. А это совершенно точно потеря времени и – вполне вероятно – денег.

Основания для изменения цены госконтрактов на строительные работы

С июля 2019 года в силу вступили новые основания для пересмотра существенных условий контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сохранению объектов культурного наследия.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ заказчик вправе изменить любые существенные условия государственного контракта, включая цену. Но для этого необходимо соблюдение некоторых дополнительных условий:

  • контракт подписали более, чем на годовой период
  • цена контракта составляет 100 млн р. или превышает указанный порог (на основании Постановления Правительства №1186 от 2013 года);
  • при снижении цены работы не были выполнены по обстоятельствам, которые не зависели от сторон
  • изменение цены не может превышать 30%.

Для изменения ценовых условий строительного контракта необходимость такого решения нужно обосновать в письменной форме.

В отношении других контрактов на строительные работы предел корректировок цены при изменении объема или вида выполняемых работ составляет 10% в сторону увеличения или уменьшения.

Правовое регулирование

Возможность и порядок внесения изменений в цену контракта по 44-ФЗ допускается с опорой на положения:

  • ст. 95 44-ФЗ
  • Гражданского кодекса.

Ответственность сторон за нарушение положений контрактной системы указана в КоАП.

Для уменьшения цены и одновременного сокращения количества товаров или объемов работ и услуг нужно использовать методику, утвержденную Постановлением Правительства №1090 от 2013 года.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение исполнение контракта по 44-ФЗ. Исключения, где обеспечение контракта является правом, а не обязанностью заказчика, определены в 96 статье федерального закона.

Обеспечение контракта устанавливается от начальной (максимальной) цены и составляет:

  • 5 – 30% при цене до 50 млн. руб.
  • 10 – 30% при цене от 50 млн. руб., но не менее размера аванса
  • повышается до 45% в случае применения антидемпинговых мер (при снижении цены выше 25%).

Контракт заключается после предоставления обеспечения. Если обеспечение установлено, а участник закупки не в состоянии его внести, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Способы обеспечения исполнения контракта:

  • Банковская гарантия по 44-ФЗ
  • Внесение денежных средств на счет заказчика

Способ внесения обеспечения участник закупки определяет самостоятельно.

При выборе банковской гарантии, срок ее действия на 30 дней должен перекрывать срок действия контракта.

Ответственность заказчика по контракту 44-ФЗ

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по контракту по 44-ФЗ, поставщик может потребовать оплаты неустойки.

Конечно, это крайняя мера. Обычно поставщики стараются обходить острые углы, не ссорится с заказчиками, а находить компромиссы.

Особенно хорошо это понимают крупные компании, давно работающие на рынке, имеющие хорошую репутацию. Они выстраивают долгосрочные отношения и понимают, что каждая сторона имеет право на ошибку.

Если такое требование заявлено, то пеня начисляется по стандартной ставке 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки исполнения обязательства (в соответствии с ГК РФ). В случае ненадлежащего исполнения контракта, уже начисляется штраф в виде фиксированной суммы.

Размер ставки рефинансирования ЦБ приравнивается значению ключевой ставки ЦБ (указание 3894-у от 11 декабря 2015 года). Размер ключевой ставки ЦБ – 9,75% с 24 марта 2017 года.

Штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту:

  • 2,5% от цены контракта до 3 млн. рублей
  • 2% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
  • 1,5% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей
  • 0,5% от цены контракта свыше 100 млн. рублей

Ответственность поставщика по контракту 44-ФЗ

Ответственность поставщика работает по той же схеме, что и заказчика.

Однако проект контракта разрабатывается заказчиком, который определяет все условия закупки и платит деньги. Поэтому его интересы защищены контрактом гораздо лучше.

В контракт могут быть включены крупные штрафы, достигающие 10% от суммы контракта.

Если учесть, что сумма контракта для поставщика является выручкой, из которой нужно вычесть расходы на материалы, оплату труда, логистику и прочее, то такие штрафы могут уничтожить большую часть прибыли.

Советуем поставщикам трезво оценивать все условия, на которых они готовы исполнить контракт и заранее просчитать финансовую ответственность в случае просрочки или неисполнения.

В случае просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем) уплачивается неустойка. Заказчик должен направить поставщику соответствующее требование.

Неустойка по контракту по 44 федеральному закону бывает в виде пеней и штрафов

Размер неустойки определяется в документации закупки в соответствии с правилами определения размера штрафа и размера пени, утвержденными постановлением Правительства 1063 от 25 ноября 2013 года.

Пени начисляются за просрочку исполнения обязательств по контракту пропорционально фактически не исполненному объему обязательств.

Формула расчета: Пени = (Цена контракта – Выполненные работы) х Коэффициент х Дни просрочки х Ключевая ставка ЦБ

Ставка пени определяется с учетом коэффициента просрочки исполнения контракта:

  • до 50% от срока исполнения – 0,01 ставки рефинансирования
  • от 50 до 100% от срока исполнения – 0,02 ставки рефинансирования
  • свыше 100% от срока исполнения – 0,03 ставки рефинансирования

Размер пени зависит от просрочки исполнения контракта.

Например, заключен контакт на 10 млн. рублей на поставку компьютеров. В срок поставщик осуществил в срок поставку на 7 млн. рублей. Оставшуюся часть просрочил. Пени будут начисляться на 3 млн. рублей.

Возьмем срок исполнения контракта 30 дней. Если просрочка составит 10 дней, то коэффициент будет 10/30 х 100%, т.е. 30%. Ставка 0,01.

Если просрочка составила 18 дней, то коэффициент будет 18/30 х 100%, т.е. 60%. Ставка 0,02.

Если просрочка превысила срок исполнения контракта и составила 40 дней, то коэффициент будет 40/30 х 100%, т.е. более 100%. Пеня составит 0,03 ставки в день.

Размер пеней составит 3 млн. х 0,03 х 40 дней х 9,75% (ключевая ставка ЦБ). В результате расчета размер пеней составит 8775 рублей в день, а за 40 дней – 351000 рублей.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде фиксированной суммы.

Размеры штрафов за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту 44-ФЗ:

  • 10% от цены контракта до 3 млн. рублей
  • 5% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
  • 1% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей
  • 0,5% от цены контракта свыше 100 млн. рублей

Самые крупные и невыгодные штрафы ожидают поставщика контракта при суммах до 50 миллионов рублей. 5% от 40 млн. составит 2 млн. рублей. Такой штраф может полностью уничтожить маржу компании.

Отличие твердой цены контракта от НМЦК

НМЦК или начальная максимальная цена контракта представляет собой предельную стоимость, рассчитанную и указанную в извещении о закупочной процедуре и в прилагаемых к извещению документах. НМЦК фиксируется в процессе выбора победителя тендера, рассчитывается заранее и прописывается в плане-графике.

В отличие от НМЦК цена госконтракта является фактической величиной, сформированной после завершения закупок. Нередко случается, что итоговая цифра оказывается значительно ниже начальной.

Для определения фактической стоимости проводят анализ заявки победителя тендера, после чего с ним подписывается соглашение. Одним из условий последнего является использование твердой цены, включенной и в проектную документацию и в заключаемый сторонами договор.

Основания для пересмотра в зависимости от способа закупки

Указанные основания для снижения цены государственного контракта распространяются на все виды закупок. Исключением являются контракты, которые были подписаны по результатам запроса котировок. Цена таких контрактов может быть снижена только при уменьшении тарифов на товары, работы и услуги (на основании п. 5, 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). По другим основаниям пересматривать стоимость исполнения контрактов не допускается.

С июля 2019 года вступили в силу изменения в законодательство, которые сделали возможным изменения любых условий контрактов, подписанных с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В частности, допускается изменение без ограничений условий контрактов (включая их ценовые параметры), подписанных с субъектами естественных монополий, контрактов на услуги водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, юридических услуг по защите граждан за пределами РФ, услуг по аренде здания и пр.

Условия заключения контракта по 44-ФЗ

Контракт по 44-ФЗ заключается на условиях, предусмотренных:

  1. Извещением или приглашением
  2. Документацией о закупке (проектом контракта)
  3. Заявкой участника (содержащей предложенные им условия: цену, срок и т.п.)
  4. Окончательным предложением участника (например, последним ценовым предложением в аукционе)

Изменение существенных условий контракта при его исполнении запрещено, за исключением изменения контракта по соглашению сторон по 95 статье 44-ФЗ.

Для заключения контракта поставщик предоставляет обеспечение контракта способом, определенным в документации закупки. Документация размещается на официальном сайте и электронной площадке, где проводятся торги.

Что включает в себя контракт по 44-ФЗ

Контракт должен содержать порядок и сроки:

  • Оплаты
  • Приемки (количества, комплектности и объема)
  • Оформления результатов приемки

В контракт по 44-ФЗ включается:

  • Условие о сроках возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта
  • Обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (пени, штрафы)
  • Обязательство об уменьшении суммы, подлежащей оплате на размер подоходного налога (если контракт заключен с физическим лицом)
  • График исполнения контракта, если срок заключения превышает 3 года и цена контракта более 100 миллионов рублей.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Допускается заключение контракта по 44-ФЗ с несколькими участникам в случаях:

  • Поставки технических средств реабилитации инвалидов
  • Создание нескольких произведений литературы и искусства
  • Выполнение научно-исследовательских работ
  • Оказание услуг в сфере образования
  • Услуги по санаторно-курортному лечению и оздоровлению
  • Услуги по организации отдыха отдыха и оздоровления детей (в т.ч. предоставление путевок)

Судебная практика в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ

В течение всего срока исполнения государственного контракта недопустимы любые изменения стоимости. Заказчик обязан оплатить работу исполнителя по заранее установленной цене.

Поскольку данное требование является очень строгим, достаточно часто приходится сталкиваться с завышением стоимости. Именно это является причиной для большого количества судебных разбирательств в Федеральных арбитражных судах на всей территории нашей страны.

Чтобы составить более точную картину относительно существующих способов экономии бюджетных средств, рассмотрим несколько примеров:

  1. Государственный заказчик принял работу, после оплатил ее в соответствии с твердой ценой, указанной в соглашении. Однако выяснилось, что стоимость была противозаконно завышена. Государственная сторона была вынуждена обратиться в суд, чтобы вернуть средства – ее требования были полностью удовлетворены.
  2. В рамках государственного контракта исполнитель организовал перевозку физических лиц. Однако их оказалось меньше, чем устанавливалось соглашением, в результате подрядчик получил меньшую оплату. Суд отказался удовлетворить требования перевозчика, так как расчет изначальной стоимости зависит от объема мер, который оказался ниже предполагаемого значения.

Нужно понимать, что данный подход может использоваться только во время разбирательств по делам, имеющим отношения к государственным контрактам. Также есть несколько вариантов, при которых твердая цена контракта по 44-ФЗ может подвергаться изменениям.

Дополнительное соглашение

Изменения в государственный контракт оформляют в виде дополнительного соглашения. В нем необходимо указать следующие аспекты:

  1. Наименование и реквизиты сторон государственного контракта.
  2. Реквизиты (дата и номер) контракта, в который вносятся изменения.
  3. Перечень внесенных изменений в контракт с указанием на то, что все прочие его положения остаются неизменными. Изменения могут быть внесены в объем поставки и цену контракта или только в цену.
  4. Ссылка на положения законодательства, которые допускают внесение изменений или подтверждают обязательность таких поправок.
  5. Подписи и печати сторон.

Если в результате изменения цены необходимо исправить величину ответственности за неисполнение контракта, то в допсоглашении необходимо установить новые размеры штрафа (например, цена контракта попала в диапазон до 3 млн р., а до этого превышала данный порог). Необходимость пересмотра величины штрафных санкций по государственному контракту опирается на ч. 2, 5, 8 ст. 34 44-ФЗ.

Дополнительное соглашение необходимо оформить в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Данные экземпляры обладают равной юридической силой.

В течение 5 дней после изменения государственного контракта сведения перенаправляются в казначейство для включения в реестр контракта. Именно эта организация отвечает за ведение реестра контрактов в ЕИС и включает соглашение в реестр по результатам проверки.

При несоблюдении указанного требования о передаче допсоглашения в реестр в установленные сроки ответственное лицо оштрафуют на 20 тыс. р.

Когда цена контракта не является твердой

Существует несколько исключений из правил, касающихся установки твердой стоимости. С 01.07.2019 г. заказчики получили возможность проводить закупки по цене за единицу товара, работы и услуги (ТРУ).

Допустим, необходимо подписать договор на оказание услуг по проведению бактериологических исследований – выявить антитела к вирусу эпидемического паротита. Заказчик не может сказать, какое количество анализов для этого потребуется, поскольку он не знает, будут ли в новом году вспышки инфекций. Поэтому он может при расчете НМЦК обозначить стоимость одного анализа и общую сумму.

Например, один анализ стоит 300 рублей, при этом нужно провести пять видов различных анализов. Тогда стоимость единицы ТРУ рассчитывается таким образом: 5 × 300 = 1500 рублей. Именно этот показатель будет снижаться во время аукциона. Заказчик должен прописать НМЦК всего контракта – допустим, 50 тысяч рублей. При этом НМЦК не должна быть кратной стоимости ТРУ.

Вторым типом закупок без установления твердого размера оплаты являются закупки, где используется формула стоимости контракта и максимальное значение данного показателя. Именно такой подход используют, допустим, при поставке автомобильного топлива. Тогда обоснование НМЦК происходит аналогично тому, как это делается для обычной закупки товара, то есть на основе коммерческих предложений участников или по данным реестра контрактов. Для расчета итогового показателя используют формулу, при этом результат не может превышать цену контракта, предложенную исполнителем электронного аукциона.

Закупка топлива не может проводиться на основе стоимости единицы ТРУ, поскольку заказчик не знает объема топлива. В данном случае допускается использование формулы цены и максимального значения. Любые закупки, для которых применяю такой подход, зафиксированы в постановлении Правительства РФ.

Возможность изменения цены контракта

На основании п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор между сторонами не может быть подписан без достижения согласия по предмету сделки и условий, которые названы в качестве существенных. С учетом ст. 34 44-ФЗ можно сделать вывод, что цена контракта входит в число существенных условий. По общим правилам изменение существенных условий не допускается, но в ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописаны исключения.

Стоимость исполнения государственного контракта можно пересмотреть в сторону уменьшения, если объем поставки сохраняется, но поставщик согласен добровольно пересмотреть цену (на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Увеличение стоимости по этому основанию не допускается. Сниженная цена контракта фиксируется в данном случае в дополнительном соглашении.

При изменении доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств тот так же вправе пересмотреть цену в сторону уменьшения. При этом необходимо соразмерно уменьшить объем поставки товаров, работ и услуг с учетом правил из методики Постановления Правительства от 2013 года №1090. В первую очередь, заказчику следует оплатить контракты на поставку товаров в целях нормального жизнеобеспечения, по которым поставщиком были исполнены обязательства. Но если подрядчик соглашается не снижать объемы работ или поставки, несмотря на снижение цены контракта, то можно оставить их в силе и не пересчитывать.

При снижении регулируемой цены на товар цену контракта также можно пересмотреть в меньшую или большую сторону. При этом нужно сохранить неизменными объем и качество продукции, а изменять условия можно только при достижении соглашения между сторонами. Если тарифы в период реализации контракта были пересмотрены, то необходимо умножить новый тариф на недопоставленные товары, работы и услуги. Например, в ходе исполнения контракта на водоснабжение изменились тарифы на воду. Затем подписывается дополнительное соглашение с пересмотренными условиями.

Стоимость контрактов с ценой исполнения, которая превышает размер по Постановлению Правительства №1186 от 2013 года, допускается изменять в большую или меньшую сторону по решению органов исполнительной власти. Это правило распространяется на контракты:

  1. Для федеральных и региональных нужд, подписанные на три года.
  2. Для муниципальных нужд, подписанные на год.
Для федеральных контрактов минимальная цена составляет 10 млрд р., региональных – 1 млрд р., местных – 500 млн р. Исключение составляют федеральные контракты на выполнение клинических исследований лекарств для медицинских целей. Для подобных целей минимальный лимит установлен в размере 40 млн р. Пересмотр цены контракта по указанному основанию происходит через подписание дополнительного соглашения.

Допускается изменение цены и при изменении перечня услуг на лечение российского гражданина за пределами РФ. Первоначальная стоимость контракта уменьшается на цену услуг, которые остались невостребованными. Затем новые договорные условия фиксируются в дополнительном соглашении (на основании п. 7 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Приемка товара, работы, услуги по контракту 44-ФЗ

Для проверки результатов контракта или отдельного этапа заказчик обязан провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов.

Сроки приемки устанавливаются контрактом. По результатам оформляется документ о приемке, либо мотивированный отказ.Заказчик не вправе отказать в приемке результатов, если несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком.

Для проверки товара, работ или услуг, предоставленных исполнителем заказчик может создать приемочную комиссию в составе не менее 5 человек. Результаты приемки включаются заказчиком в отчет, размещаемый в единой информационной системе.

Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ содержит информацию:

  • Результаты поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • Соблюдение сроков исполнения контракта (в т.ч. отдельных этапов)
  • Нарушения в ходе исполнения контракта или его неисполнение, примененные санкции
  • Данные об изменении или расторжении контракта

Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК

Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:

  1. Определение потребности в определенном товаре или услуге.
  2. Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
  3. Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
  4. Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
  5. Определить метод расчета НМЦК.
  6. Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Как установить ориентировочную цену

Она закрепляется в условиях договора: «Цена услуг на ________, оказываемых в соответствии с настоящим Контрактом, определяется следующей формулой_____, но не может превышать максимальное значение в _____ руб. ___ коп.»

ВАЖНО!
Изменения основных условий вносятся в контракт по взаимному согласию сторон. Однако в некоторых случаях применяется правило одностороннего изменения цены заказчиком или же исполнителем, что тоже необходимо прописать в контрактных параграфах.

Кому и как помогает в работе

При этом и для победителя, и для заказчика важно, чтобы в подписываемом контракте содержались ровно те же условия, что были предусмотрены как в извещении, так и в приглашении принять участие в закупке.

Несмотря на то, что закупка может оформляться по типовому или самостоятельно разработанному контракту, в него должны быть включены такие условия, как:

  • обязательные (предмет, цена, сроки, взаимные права и обязанности и т. п);
  • дополнительные (требования к исполнителям по части миграционного законодательства).

А также должны присутствовать важные пункты:

  • ответственность обеих сторон за нарушение исполнения контракта;
  • порядок и сроки оплаты (19.04.17 года были изменены сроки оплаты для СМП и СОНКО — теперь это 15 календарных дней, для всех остальных — 30 календарных дней);
  • если договор заключается на 3 года и на сумму более 100 млн рублей, то необходим график его исполнения (данный момент важен для энергосервисных закупок);
  • возможность отказа от исполнения в одностороннем порядке в том случае, если контракт подпадает под ст. 95 или изменения объемов;
  • информация о неустойке, если заказчик или поставщик нарушают условия оплаты;
  • информация о банковском сопровождении, если выполняются условия ст. 35 44-ФЗ.

Порядок действий

Если заказчик поменял цену контракта уже после его заключения, то вносить поправки в план-график не нужно. Такие правки вносятся только до начала закупочной процедуры или подписания контракта с единственным поставщиком. На это указано в требованиях, утвержденных Постановлением Правительства от 2015 года №554 и в ч. 8 ст. 16 44-ФЗ.

Для внесения изменений в сведения о контракте в ЕИС нужно придерживаться следующего порядка действий:

  1. Перейти в личном кабинете в реестр контрактов.
  2. Перейти во вкладку «Исполнение» и выбрать опцию «Внести изменения».
  3. В блоке с типом изменений во вкладке «Общая информация» указать сведения об изменениях контракта, в частности, цены.
  4. Заполнить поле «Основание для изменений».
  5. Заполнить все остальные данные и сохранить правки.

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики). Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).

Идентичные товары по ч. 13 ст. 22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара
  • производитель товара
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара
  • взаимозаменяемость товаров
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним. При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.

Пример

Рассмотрим случай закупки работ по оценке:

  • НМЦК — 10 000 рублей;
  • максимальное значение стоимости контракта — 10 000 рублей;
  • оценщик получает 1% от оценочной стоимости имущества;
  • необходимо оценить один объект.

Обоснование НМЦК рассчитано от стоимости объекта в 1 000 000 рублей.

Если стоимость оказалась 1 000 000 рублей, то после оценки специалист получает 10 000. Если же 1 150 000, то 10 000, так как возможный максимум — 10 000. Если же стоимость объекта 900 000, то оценщик получит 9 000.

О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Если в договоре с единственным поставщиком нет пункта, устанавливающего твердую стоимость, то административная ответственность не предусматривается. Поставщику-монополисту разрешается прописать в соглашении не твердый, а примерный размер оплаты, несмотря на положения ч. 2 ст. 34 44-ФЗ.

В компании не смогли прийти к соглашению по условиям договора на поставку электроэнергии. Поэтому одной из организаций пришлось обратиться с иском в арбитражный суд. Сторонам требовалось установить порядок определения цены договора. По мнению истца, необходимо было зафиксировать конкретный объем энергоресурса и твердую цену договора по 44-ФЗ на весь срок оказания услуг. Ответчик настаивал на необходимости указания ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены.

Верховный суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ приоритетны над № 44-ФЗ, то есть стоимость договора устанавливается в соответствии с законодательством об электроэнергетике. Суд пояснил, что окончательный размер оплаты за электричество за месяц устанавливают после окончания расчетного периода. Дело в том, что на момент подписания соглашения нельзя определить твердую стоимость данного ресурса. А значит, невозможно установить твердую цену договора на обеспечение электричеством. Точно такого же мнения суды придерживаются, когда речь идет о договорах на поставку тепла и воды.

Отказывая в удовлетворении требований, суды отталкивались от соответствия спорных положений договора действующим законам.

В ходе разбирательства было определено, что сумма оплаты не может считаться существенным условием договора энергоснабжения. Поскольку установление на оптовом рынке средневзвешенной стоимости единицы электроэнергии имеет свободный характер, окончательная цена за месяц устанавливается по итогам расчетного периода. При этом учитываются предельные уровни нерегулируемых цен. Поскольку отсутствует возможность до окончания расчетных периодов определить твердую стоимость электрической энергии, твердая цена контракта также не может быть установлена.

Суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ являются специальными по отношению к № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013. Поэтому условия о количестве, стоимости товара, договора и ответственности за нарушение срока оплаты в данном случае определяются с учетом законодательства в сфере электроэнергетики.

Сроки заключения контракта по 44-ФЗ

Отсчет срока заключения контракта начинается от даты размещения протокола определения поставщика.

Сроки заключения контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки.

Электронный аукцион по 44-ФЗ. Контракт заключается не ранее 10 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона.

Открытый конкурс по 44-ФЗ. Контракт заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

Запрос котировок по 44-ФЗ. Срок заключения контракта установлен от 7 до 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

Минимальный срок подписания контракта по 44-ФЗ нужен для возможности обжалования участниками контрактной системы результатов закупки.

Сроки по 44-ФЗ по умолчанию измеряются в календарных днях, если отдельно не оговорено измерение в рабочих днях. Перенос сроков с выходных дней на рабочие осуществляется по нормам ГК РФ.

На какой процент возможно менять

Существует распространенный миф, что заказчик по своему усмотрению может изменить цену контракта в пределах определенного процента. На самом деле в 44-ФЗ предусмотрена возможность увеличения цены контракта на 10%, но только пропорционально увеличению количества товаров, работ и услуг. Не допускается просто по своему усмотрению поднять цену на 10% без изменения количества. То есть увеличение цены в данном случае будет вторичным по отношению к пересмотру объема поставки. При этом увеличение объема поставки необязательно должен сопровождать рост цены.

Важно учитывать, что не допускается поднимать цену на 10% только за счет увеличении поставки отдельной позиции (например, из 100 позиций, которые предполагаются к поставке, увеличить стоимость одной позиции). Изменять поставляемую номенклатуру продукции при этом не допускается (например, нельзя исключать старые товары и включать новые). При неделимой закупке изменяется цена всех товаров сразу. Право изменить контракт нужно указать в закупочной документации и самом контракте. Соответствующие изменения вносятся по соглашению сторон.

Для пересмотра объема поставки (например, из-за сокращения лимитов бюджетных обязательств) нужно учитывать установленные правила. В первую очередь, заказчик должен исполнить свои обязательства по контрактам на поставку товаров, необходимых для жизнеобеспечения граждан. Это договоренности, предполагающие поставку продуктов питания, лекарств, топлива, услуг медицинской помощи и пр.

Сокращение объемов происходит с учетом размера снижения цены контракта и необходимости сохранения прибыли поставщика. Такая прибыль не может превышать 1% от затрат поставщика на покупку полуфабрикатов и 20% – в отношении остальных затрат. Количество товаров, работ и услуг сокращается в размере, определяемом поставщиком. Ему необходимо приложить расшифровку расходов, связанных с исполнением контракта, расчет и обоснование прибыли по нему.

Источники

  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/cena-kontrakta.html
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/tverdaya-tsena-kontrakta-po-44-fz/
  • https://pravo.team/zakupki/44/izmenenie-tseny.html
  • https://open-torg.ru/44-fz/kontrakt-po-44-fz-cena-sroki-zaklyuchenie-ispolnenie
  • https://goskontract.ru/kontrakt/kak-ustanovit-orientirovochnuyu-tsenu-kontrakta
  • https://goskontract.ru/docs/fz44/statya-34

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: