Уголовная ответственность за налоговые преступления: нюансы

Содержание
  1. Статья 199. Уголовного кодекса РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
  2. Комментарий к Статье 199 УК РФ
  3. Другой комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации
  4. Уклонение от уплаты налогов – что это, какие статьи УК определяют понятие
  5. Предмет преступления, субъект и объект уклонения
  6. Налоговые риски
  7. Меры наказания
  8. Регламент работы с должниками
  9. Что будет за неуплату налогов ИП
  10. Методы воздействия по УК РФ
  11. Срок защиты интересов государства
  12. Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?
  13. Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции
  14. Ответственность за сокрытие активов
  15. Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС
  16. Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?
  17. Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?
  18. Освобождение от уголовной ответственности.
  19. Срок исковой давности.
  20. Вместо заключения.

Статья 199. Уголовного кодекса РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере:

  • наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) в особо крупном размере:
  • наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания.

1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Статье 199 УК РФ

1. Объект преступного посягательства – финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями.

2. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями (см. коммент. к ст. 198).

3. Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее – иностранные организации) (п. 2 ст. 11 НК).

3.1. К организациям, о которых говорится в коммент. статье, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.

3.2. Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК).

3.3 Юридическое лицо действует через свои органы, порядок назначения или избрания которых определяется законом и учредительными документами (ст. 53 ГК).

3.4. Не являются юридическими лицами представительства и филиалы, которые наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, указываются в его учредительных документах, действует на основании утвержденных им положений, а руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 55 НК).

3.5. Филиалы и представительства российских юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов и сборов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

4. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

4.1. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащийся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате, и фактически перечисленных налогов и сборов.

4.2. Альбомы унифицированных форм первичной документации утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 “О первичных учетных документах” <1>.
——————————–
<1> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3448.

5. С объективной стороны преступление выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации только указанными в законе способами, которые аналогичны тем, которые определены в ст. 198.

6. О моменте окончания рассматриваемого преступления см. коммент. к ст. 198.

7. Обязательным условием наступления УО за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации является предельный размер неуплаченных налогов и сборов, устанавливаемый дифференцированно в зависимости от суммы неуплаты за период трех финансовых лет подряд от общей суммы подлежащих уплате платежей.

Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).

8. Квалифицированный состав преступления образует то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); б) в особо крупном размере, т.е. когда сумма налогов и (или) сборов составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает 7 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).

8.1. По смыслу закона уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации может быть признано в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченных налогов и (или) сборов образует указанные последствия по какому-либо одному из видов налогов и (или) сборов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом нескольких различных налогов и (или) сборов. Это положение распространяется и на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в особо крупном размере (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

9. К субъектам преступного посягательства могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

9.1. В тех случаях когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 (см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

Содеянное надлежит квалифицировать по п. “а” ч. 2 ст. 199, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика, иные служащие организации-налогоплательщика (организации – плательщика сбора), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии на то оснований привлечены к УО по соответствующей части ст. 199 как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33), умышленно содействующие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного коммент. статьей, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующим частям ст. 33 и 199 (см. п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

9.2. Руководители филиалов организации, не являющихся налогоплательщиками, не могут быть непосредственными исполнителями комментируемого преступления, но могут выступать в качестве соучастников преступления.

10. О субъективной стороне уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации см. коммент. к ст. 198.

11. В том случае если руководитель или главный (старший) бухгалтер уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с организации, а также от уплаты налогов и (или) сборов, подлежащих уплате им как физическим лицом, то его деяния надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199.

11.1. Должностное лицо может быть субъектом посягательства в том случае, если оно, являясь руководителем или главным (старшим) бухгалтером в государственной или муниципальной организации, уклонилось от уплаты налогов и (или) сборов. При наличии признаков злоупотребления должностными полномочиями вопреки интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления эти действия могут быть квалифицированы дополнительно по соответствующим статьям УК РФ (ст. 285, 292).

12. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 – к категории тяжких.

Другой комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК РФ.

2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.

3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. “а” ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации – плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Уклонение от уплаты налогов – что это, какие статьи УК определяют понятие

Для начала обозначим основные определения, чтобы свободно ориентироваться в терминологии. Уклонение от налоговых выплат обычно рассматривают в контексте того, что лицо-нарушитель осознает противоправность своих действий. Более того, оно использует те деньги, которые изначально предполагалось заплатить в казну. Юридическая тонкость – понятие подразумевает не сами действия, которые направлены на невыплату налога, а именно конечный результат – деньги не поступили в казну.

В уголовном кодексе для характеристики данного преступления, помимо самой распространенной и широко известной (ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов), есть еще несколько, которые раскрывают суть понятия шире. Рассмотрим их подробнее в порядке убывания частоты применения.

  • Ст. 199. В ней говорится об уклонении от уплаты налогов с организации (юридического лица).
  • Ст. 198. В ней рассказывается об уклонении от уплаты физлицами.
  • Ст. 194. Частный случай. Уточняется специфика данной темы в отношении неуплаты таможенных выплат. Касается и юрлиц, и физлиц.
  • Ст. 199.1. В ней рассматривается несоблюдение налоговым агентом договоренностей, по итогам чего казна недосчиталась поступлений.

Предмет преступления, субъект и объект уклонения

Остановимся более подробно на понятиях, упомянутых в подзаголовке.

Предметом нарушения как такового являются налоги – невозмездные, обязательные выплаты юрлиц и физлиц в адрес государства с целью наполнения бюджета для финансирования государственных расходов. Также предметом являются сборы. Суть термина несколько отличается от понятия о налогах. Сборы – это тоже платёж обязательный, но уплачиваемый физлицами и юрлицами взамен на совершение со стороны гос. органов и учреждений определенных действий (выдача прав, разрешений).

Объектом уклонения в общем виде принято называть порядок того, как уплачиваются налоги в казну.

Теперь определим предмет, объект и субъект уклонения для каждой из 2 частностей: для юрлиц и физлиц в отдельности. Для удобства восприятия мы приведем информацию в табличной форме.

Статьи за неуплату для физических и юридических лиц

Понятия

Физлицо

Юрлицо

1

Статья, регулирующая ответственность

Ст.198

Ст. 199

2

Субъект уклонения

Физлицо, достигшее 16 лет, которое имеет доход, облагаемый налогом.

Руководитель организации, главбух, работники, которые вносили в отчетные документы обманные сведения (о чем им самим было известно)

3

Объект уклонения

Порядок уплаты налогов и сборов физическими лицами

Порядок уплаты налогов и сборов с юридических лиц

4

Предмет уклонения

Налоги, сборы, взимаемые с физлица

Налоги и сборы, взимаемые с юрлица (организации)

5

Формы уклонения

Если лицо не предоставляет декларацию, либо вносит в нее ложную информацию. Важная сторона вопроса – осознанность нарушения.

Аналогично способам, указанным для физлиц.

6

Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Если произошло доказано, что произошло уклонение в крупном/особо крупном размере.

Аналогично причинам, указанным для физлиц.

Налоговые риски

С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин берет на себя ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с регламентом НК ФР. Одни из самых распространенных проблем, встречающихся в деятельности ИП, – нарушение сроков сдачи деклараций, а также несвоевременные или неполные платежи по налогам и сборам.

Предприниматель обязан уплачивать бюджету государства суммы сборов по налогу на автомобили легковые и грузовые, недвижимое имущество, а также взносы в фонд пенсионного страхования за себя лично и своих наемных работников. Дополнительно ИП выступает в роли налогового агента: обязуется производить отчисление, удержание и перечисление НДФЛ региональной казне.

Причинами отклонений от законодательного регламента могут стать банальные ошибки самого предпринимателя, его бухгалтерии. Если предоставить отчетность с опечатками, некорректными расчетами, уже возникают проблемы с инспекцией.

Обострит конфликт ситуация с неплатежами. Часто на практике деньги перечисляют по ошибочным реквизитам.

Если перепутать КБК, финансы будут числиться на другом лицевом счете переплатой, а по основному обязательству начнут начисляться пени и штрафы.

Дополнительно ИП может оказаться в сложной финансовой ситуации из-за нестабильной ситуации на российском и международном рынке. Высокая конкуренция приводит многие компании к состоянию кризиса, снижается платежеспособность и исполнительность по сделкам, обязательствам по налогам и страховым взносам. В критическом положении ИП может грозить банкротство и полная ликвидация.

Каждый индивидуальный предприниматель обязан вовремя уплачивать налоги

Чтобы избежать проблем с контролирующим органом, необходимо сохранять все первичные документы, своевременно отражать операции по регистрам учета дохода и затрат.

Нельзя просто придумывать цифры, не стоит забывать, что инспекция вправе устроить проверку за любое время.

Когда камеральный или выездной контроль покажет грубые нарушения, выявит факт невыплаты сборов, неплательщика привлекут к ответственности по НК РФ.

Самая легкая форма наказания – пени, более жесткая – штрафы.

Дополнительно предпринимателя ожидает арест расчетных счетов в банке, ограничение распоряжения имуществом и финансовыми активами, запрет регистрационных действий.

Оштрафовать могут как должностное лицо, так и руководителя. По самым проблемным ситуациям виновные будут привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Меры наказания

Система налогообложения и порядок наказания должников за ее нарушение строго регламентированы законами РФ. Согласно ст.

120 НК РФ, весомыми нарушениями признаются все действия предпринимателя и его сотрудников, выраженные в сокрытии информации по деятельности, включая расходы, прибыль.

Это заключается в утрате, уничтожении, некорректном оформлении документации, подтверждающей хозяйственные операции.

Далее выясним, какой штраф за неуплату налогов ИП предусмотрен законом. Когда указанные деяния зафиксированы на протяжении одного отчетного периода, должника ожидает штраф не более десяти тысяч рублей. Когда срок уклонения больше, размер штрафных санкций утраивается. Если действия нарушителя вызвали занижение налоговой базы, дополнительно с основным долгом придется уплатить 20% штрафа.

Непредумышленное занижение суммы налогового платежа, типичные ошибки повлекут за собой ответственность в виде увеличения задолженности на 1/5.

Аналогичное наказание ожидает налогового агента при неправильном исполнении своих функций, выраженном в отсутствии сданной отчетности, сумм перечисленного НДФЛ.

Когда зафиксировано грубое нарушение налогового законодательства, налогоплательщик намеренно уклоняется от пополнения казны государства, ему грозит штраф 40%.

Независимо от величины, структуры непогашенных обязательств, налогоплательщика за просрочку ожидают пени. Размер начисления определяется произведением суммы основного долга на одну трехсотую ключевой ставки ЦБ РФ с учетом дней просрочки. То есть даже если нарушить срок перечисления денег на депозит инспекции на неделю, все равно задолженность увеличится за счет пеней.

Неуплата налогов грозит начислением пени и штрафов

Важно понимать, что процент рефинансирования постоянно изменяется в соответствии с экономической обстановкой по стране. Поэтому за расчет берутся именно те значения коэффициента, которые действуют. Размер пеней определяется суммарно: в разрезе по дням начисляются взносы от разных ставок ЦБ РФ, а полученные числа складываются.

Регламент работы с должниками

Налоговая инспекция вправе привлечь нарушителя к ответственности за совершенное нарушение НК РФ только в соответствии с требованиями кодекса. Нельзя наказать лицо дважды за одно и то же действие. Чтобы назначить наказание, нужно вначале доказать и обосновать действие. Если штраф назначен напрямую компании, должностные лица не освобождаются от индивидуальных санкций.

Важно, что все меры привлечения неплательщиков к ответственности не освобождают их от обязанности погасить долговую недоимку полным объемом. Прерогатива инспекторов – доказать виновность или непричастность конкретного лица к рассматриваемому правонарушению. Сам нарушитель не обязан предъявлять доказательства.

Первоочередно налоговый инспектор контролирует сроки предъявления фискальной отчетности и правильность информации, которую этот бланк содержит. Далее осуществляется контроль зачисления денег на депозитный счет ФНС.

Если финансы не поступают до назначенной даты, налогоплательщику будет направлено требование. Документ содержит уведомление о текущей задолженности и крайней дате ее погашения.

Независимо от направления официального письма, начисление пеней будет идти по стандартной схеме.

Регламент рассылки требований определен статьей 70 НК РФ. Так, долги суммой менее половины тысячи рублей истребуют на протяжении двенадцати месяцев, по остальным случаям срок сокращается до одного квартала. После проведения проверки инспекция потребует возврата недоимки в течение двадцати дней.

Следующим этапом возвращения долгов становится направление решения о взыскании недоимки за счет остатка денежных средств на расчетном счете в кредитном учреждении. Одновременно с этим банку направляется инкассовое поручение.

При наличии денег осуществляется безакцептное списание, если остатка нет, документ помещается в картотеку, а на оборот финансов накладывается ограничение.

Важно, что решение ФНС вправе отправить не позднее шестидесяти дней с даты для добровольного погашения долга, указанной в требовании.

Взысканием задолженности занимается налоговая служба в соответствии с регламентом

Когда длительное время обороты по счетам должника в банке отсутствуют, налоговая служба инициирует процедуру закрытия долгов за счет имущества налогоплательщика. Причем инспекция не сможет отобрать единственное жилье (квартиру, дом, комнату) предпринимателя, жизненно необходимые машины, последние деньги и другие вещи, определенные ст. 446 ГК РФ.

Если величина непогашенных обязательств превышает триста тысяч рублей, а неплательщик не предпринимает никаких действий по их погашению, ИФНС подает иск в суд с требованием признать ИП банкротом.

Последствия этой процедуры самые негативные: конфискация, продажа активов, принудительная ликвидация и ограничение на создание нового бизнеса в ближайшие пять лет.

К тому же должник не сможет занимать определенные должности аппарата управления других фирм и предприятий.

Что будет за неуплату налогов ИП

Предприниматель привлекается к административной ответственности, если он самостоятельно осуществляет начисление налогов и взносов в бюджет, а также оформляет платежные документы и распоряжается финансами.

Грубейшие ошибки ведения регистров по продаже, покупке, при составлении отчетности влекут за собой начисление штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Если нарушение повторится еще раз, сумма санкций удвоится, а виновному лицу грозит дисквалификация до двух лет.

Должник может освободиться от наказания, когда оперативно внесет корректировки по сведениям бухгалтерского учета, предоставит исправленные фискальные декларации по сборам в бюджет, ПФР, погасит задолженность.

Методы воздействия по УК РФ

Если физическое лицо в 2018 г. уклоняется от уплаты обязательных бюджетных платежей, его ожидает штраф от ста до трехсот тысяч рублей. Альтернативный вариант – взыскание официального дохода за период до двух лет.

Уголовная ответственность для ИП за полную или частичную неуплату налогов может быть выражена назначением специальных работ до двенадцати месяцев. По более сложной ситуации должник может оказаться за решеткой на срок до одного года.

Когда выявлено правонарушение в большом размере, неплательщика ожидает более значимое взыскание: 200-500 тыс. руб. Взамен этой санкции может быть назначено лишение зарплаты на 1,5-3 года. По аналогии с предыдущей схемой наказания возможно привлечение к исправительным работам или арест до трех лет.

В зависимости от степени нарушений, ответственность может быть вплоть до уголовной

Срок защиты интересов государства

Для сумм непогашения налоговых обязательств не действует общий срок исковой давности, обозначенный ст. 196 ГК РФ.

Если с момента формирования задолженности прошло более трех лет, привлечь должника к ответственности не получится.

Нельзя наказать предпринимателя за неуплату сборов в пенсионный фонд, по другим объектам налогообложения, если ранее по этим лицевым счетам существовала переплата.

Несмотря на невозможность взыскать долги с неплательщика, налоговая инспекция не спишет недоимки. Они будут дальше существовать в прежнем размере. Единственный вариант полного закрытия обязательств – погашение или амнистия Правительства РФ. Только тогда ИП освободится от долгового бремени.

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

  • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
  • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
  • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
  • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительный труд;
  • лишение свободы

Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

Статья УК РФ

Деяние

Санкции

Примечания

199.1

Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупной или особо крупной форме

  • Штраф 100–300 тыс. (200–500 тыс.) или же в величине зарплаты за 12–24 месяца (за 2–5 лет);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 5 лет) с прекращением коммерческой деятельности;
  • тюремное заключение до 2 лет (до 6 лет) с перерывом в деятельности;
  • арест до 6 месяцев

Крупный ущерб:

  • от 5 млн (более 25% налогов);
  • 15 млн (при любом налоге).

Особо крупный ущерб:

  • 15 млн (более 50% налогов);
  • 45 млн (при любом налоге)

Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

Далее рассмотрим нормы по ст. 199.2 УК РФ.

Ответственность за сокрытие активов

Статья УК РФ

Деяние

Санкции

Примечания

199.2

Сокрытие денежных средств должника или иных активов в крупной или особой величине, за счет которых могут быть истребованы долги по налогам

  • Штраф 200–500 тыс. (от 500 тыс. до 1 млн) или в величине зарплаты за 18–36 месяцев (за 2–5 лет);
  • принудительный труд до 3 лет (до 5 лет) с прекращением ведения коммерческой деятельности;
  • заключение до 3 лет (до 7 лет) с запретом деятельности

Крупное нарушение: 2 млн 250 тыс.

Особое нарушение: 9 млн

Теперь поговорим об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и взносов. Нарушения плательщиков взносов на травматизм в ФСС (физлиц и юрлиц) рассматриваются отдельно от деяний, связанных с невыполнением обязанностей по другим социальным взносам.

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Статья УК РФ

Деяние

Санкции

Примечания

199.3

Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ

  • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
  • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
  • при особом размере — тюремное заключение до 1 года

Крупное нарушение:

  • от 600 тыс. (10% от взносов);
  • 1,8 млн (при любых взносах).

Особый размер ущерба:

  • от 3 млн (20% от взносов);
  • 9 млн (при любых взносах)

199.4

Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.

К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору

  • Штраф 100–300 тыс. (при 300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
  • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)

Крупный ущерб:

  • от 2 млн (10% от взносов);
  • 6 млн (при любых взносах).

Особое нарушение:

  • от 10 млн (20% от взносов);
  • от 30 млн (при любых взносах)

* — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

*** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

Какие условия нужно соблюсти, чтобы избежать уголовновной ответственности, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

В общем случае подозреваемым считается руководитель фирмы (или ИП, владеющий бизнесом). Главный бухгалтер либо его подчиненные, фактически совершившие противоправные действия по распоряжению руководителя и не осведомленные о его преступном замысле, не привлекаются в качестве обвиняемых (приговор Заельцовского районного суда Новосибирска от 15.10.2015 по делу № 1-386/2015).

Однако если преступный умысел руководства был известен сотруднику, исполняющему незаконное распоряжение, то данный сотрудник будет нести уголовную ответственность за неуплату налогов юридическим лицом (п. 2 ст. 42 УК РФ). При этом он вправе рассчитывать на смягчение наказания, если выяснится, что его заставили нарушить закон силой или он не имел другого выбора по иным причинам (подп. «е» п. 1 ст. 61 УК РФ).

Не исключено, что противоправные действия совершит и руководитель фирмы либо ИП (как вариант, в качестве подставных лиц) в силу чьего-либо принуждения, подстрекательства. В этом случае именно то лицо, которое побудило директора совершить налоговое правонарушение, будет нести уголовную ответственность (п. 7 постановления пленума ВС РФ № 64). При этом директор будет считаться пособником преступления, если выяснится, что он осознавал незаконность своих действий (п. 6 постановления № 64). У него также будет право на смягчение наказания по ст. 61 УК РФ.

Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

Речь о привлечение к уголовной ответственности за налоговые правонарушения, как правило, заходит по инициативе инспекторов ФНС.

Обнаружив признаки преступления по указанным выше статьям УК РФ, налоговики обязаны проинформировать об этом Следственный комитет и передать туда необходимые документы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Следователи, действуя в порядке, предусмотренном УПК РФ, принимают решение о возбуждении дела против плательщика.

Значительный объем работы ФНС и СК может проводиться ведомствами совместно. Так, общими усилиями им предстоит определить, есть ли в действиях плательщика основной квалифицирующий признак — умысел. Один из возможных критериев его установления — обнаружение действий плательщика, свидетельствующих об имитации хозяйственной деятельности, заключении фиктивных сделок (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected]). Разновидность имитации здесь — образование плательщиком новых юридических лиц в целях сохранения возможности платить налоги на спецрежиме.

О наличии умысла плательщика может свидетельствовать установленная ФНС или СК «виновная осведомленность» подозреваемого лица — осведомленность об обстоятельствах правонарушения, о которых может знать только непосредственный участник правонарушения (соответственно, имеющий умысел в его совершении).

Освобождение от уголовной ответственности.

Статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ установлены основания для освобождения от уголовной ответственности, а именно: лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от такой ответственности, если полностью уплатило суммы недоимки, соответствующих пеней и штрафа. Лицо признается впервые совершившим налоговое преступление, если оно не имеет неснятую или непогашенную судимость за преступление, предусмотренное той же статьей, от ответственности по которой оно освобождается.

Возмещение ущерба и (или) денежное возмещение, предусмотренные ст. 76.1 УК РФ, могут быть осуществлены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами[6]. В случае совершения преступлений, предусмотренных ст. 199 и 199.1 УК РФ, ущерб возмещается и организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов с которой вменяется лицу (п. 2 примечаний к ст. 199 и 199.1 УК РФ). Полное возмещение ущерба может быть подтверждено платежными документами (например, платежным поручением или квитанцией с отметкой банка). При этом суд может проверить этот факт.

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего налоговое преступление, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

Срок исковой давности.

Самые драматичные последствия ожидали налогоплательщиков, если бы Верховный суд пересмотрел свою позицию относительно срока исковой давности и начал бы его исчислять с момента погашения налоговой задолженности. В проект Постановления № 48 было включено предложение следующего содержания: исходя из того, что преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, являются длящимися, сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента их фактического окончания, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки по налогам, сборам, страховым взносам.

В окончательную редакцию Постановления № 48 это предложение не вошло, поэтому все налогоплательщики могут вздохнуть с облегчением.

Итак, сохранился прежний порядок отсчета срока исковой давности по налоговым преступлениям: с даты, когда налог следовало уплатить в бюджет.

Вместо заключения.

В целях гуманизации уголовной политики ВС РФ 17.12.2019 внесен законопроект № 863715‑7 «О внесении изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». В действующей редакции ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ установлен такой порядок, в соответствии с которым прекращение уголовного преследования за налоговые преступления допускается лишь в тех случаях, когда ущерб полностью возмещен до момента назначения судебного заседания. Проект предлагает снять подобное ограничение, установив в качестве основания для освобождения от уголовной ответственности возмещение ущерба вне зависимости от того, состоялось оно до или после назначения судебного заседания.

Источники

  • https://consultant-mos.ru/kodeksy-rf/uk/statya-199-uk-rf.html
  • http://UKodeksRF.ru/ch-2/rzd-8/gl-22/st-199-uk-rf
  • https://bankiros.ru/wiki/term/uklonenie-ot-uplaty-nalogov
  • https://cpd-pskov.ru/krazha/ugolovnaya-otvetstvennost-za-neuplatu-nalogov-yuridicheskim-fizicheskim-litsom-ip-ooo-v-2020-godu.html
  • https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/ugolovnaya_otvetstvennost/ugolovnaya_otvetstvennost_za_nalogovye_prestupleniya/
  • https://www.audar-press.ru/otvetstvennost-za-nalogovye-prestupleniya

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: