Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: основания, ответственность

Содержание
  1. Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: основания, ответственность
  2. Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ
  3. Как оттянуть подписание контракта?
  4. Возможно ли уклонение участника от заключения контракта 44-ФЗ на законных основаниях
  5. Процесс применения санкций к “уклонисту”
  6. Почему поставщик газа не в праве отказать в заключении договора реализации газа через присоединительную сеть?
  7. Внесение участника в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
  8. Как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков
  9. Можно ли законным способом оттянуть подписание контракта
  10. Алгоритм действий для поставщика
  11. Возможные препятствия при внесении обеспечения
  12. ПРОБЛЕМА НЕСООТВЕТСТВИЯ ЦЕЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
  13. Уклонение заказчика от подписания контракта
  14. Можно ли избежать занесения в Реестр недобросовестных поставщиков
  15. Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: примеры из практики
  16. Риски предпринимательской деятельности
  17. В каких случаях возникает обязанность заключить договор
  18. Заключение договора в особом порядке
  19. Последствия уклонения от заключения Контрактов в результате проведения конкурентных процедур
  20. Страховая сумма, порядок заключения договора
  21. Советы, как избежать внесения в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
  22. Процесс применения санкций к уклонившейся стороне
  23. Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика
  24. Требование документации об отсутствии участников закупки в РНП
  25. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
  26. Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ последствия
  27. РНП и уклонение от заключения договора при проведении закупочных процедур согласно ФЗ № 223
  28. Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков
  29. Судебная практика и решения ФАС
  30. Обязательства, возникающие из недобросовестного ведения переговоров о заключении договора, в международном частном праве
  31. Административная ответственность за уклонение от подписания Контракта
  32. Направление заказчиком сведений об уклонившемся участнике в антимонопольный орган
  33. Законная отсрочка подписания контракта
  34. Что делать участнику закупки?

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: основания, ответственность

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ может быть инициировано как участником закупочной процедуры, так и ее организатором. Причины уклонения могут быть разные, как и последствия нарушения положений закона: от рассмотрения дела в суде, до включения участника в реестр недобросовестных поставщиков.

Однако у участника есть возможность если не уклониться, то потянуть время до заключения договора. В любом случае рекомендуется изучить опыт других оказавшихся в такой ситуации. Достаточно проанализировать судебную практику.

Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ

После проведения тендера выбирается участник, предложивший наиболее выгодные условия исполнения заказа, инициатором которого является бюджетное учреждение любого уровня. С ним заказчик подписывает договор на поставку в соответствии с теми условиями, которые были изложены в документации по закупке и в предложении самого потенциального поставщика. Все положения контракта также должны соответствовать нормам закона.

Если договор в итоге не был подписан по вине победителя электронной процедуры, то в соответствии со ст. 83.2 Федерального закона о контрактной системе можно говорить о его уклонении от заключения контракта по 44-ФЗ.

Данный факт признается по таким основаниям:

  • Заказчик направил исполнителю подписанный контракт, но не получил его назад в установленные законом сроки с подписью уполномоченного лица.
  • Исполнитель не оформил протокол разногласий (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ).
  • Исполнитель нарушил положения ст. 37 44-ФЗ, когда по итогам конкурсной процедуры стоимость контракта оказалась на 25 % ниже НМЦК.

Если наступают указанные выше обстоятельства, то заказчик обязан закрепить факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ протоколом не позже следующего рабочего дня. Протокол должен включать информацию о месте и дате его оформления, сведения об уклонившемся победителе и причине, послужившей основанием признания факта. Последний пункт подтверждается документально, а в протоколе дается ссылка на соответствующий документ. Протокол должен быть опубликован в Единой информационной системе.

Как оттянуть подписание контракта?

Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта. Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.

Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов. Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола. То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.

Возможно ли уклонение участника от заключения контракта 44-ФЗ на законных основаниях

Что делать победителю конкурса, если он не собирается уклоняться от подписания контракта, но по объективным причинам не может уложиться в отведенные сроки – 5 дней с момента направления ему документа? На законных основаниях выиграть немного времени поможет протокол разногласий.

Регламент оформления протокола разногласий установлен в ст. 83.2 ФЗ № 44. В соответствии с ним документ может быть оформлен в пятидневный срок после того, как заказчик опубликует в ЕИС проект контракта. Исполнитель выкладывает протокол в ЕИС, излагая в нем суть своих претензий по договору, удостоверяет его усиленной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Закон разрешает по каждому контракту опубликовать один протокол разногласий.

В протоколе должна быть указана конкретная информация, с которой не согласен победитель тендера. Это могут быть следующие моменты:

  • несоответствие содержания контракта положениям конкурсной документации и (или) извещению о закупке;
  • несоответствие условий договора предложениям участника, изложенным в заявке.

В протоколе должны быть указаны конкретные пункты проекта и их редакция, предлагаемая исполнителем.

Заказчик рассматривает протокол и корректирует проект контракта в соответствии с предложениями подрядчика. Исправленная версия размещается в ЕИС. Если же организатор закупки не согласен с предложениями исполнителя, то он публикует прежнюю версию проекта контракта и документ, в котором обосновывает причины своего отказа. После этого победителю тендера дается три рабочих дня на подписание договора.

Процесс применения санкций к “уклонисту”

Еще одна деталь состоит в том, что внесение информации происходит не автоматически и у вас есть все шансы добиться того, чтобы сведения не были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое, в свою очередь, назначает заседание Комиссии для изучения обстоятельств дела и заслушивания сторон. Дата заседания назначается в течение десяти рабочих дней с даты поступления обращения. Обратите внимание, что организация должна быть уведомлена о месте и времени проведения заседания.

В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.

Почему поставщик газа не в праве отказать в заключении договора реализации газа через присоединительную сеть?

Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства следует вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора.

Внесение участника в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ

Итак, конкурсная процедура проведена, победитель определен, но контракт по его вине не подписан в установленный срок. Для участника тендера такое действие расценивается как уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ, в результате чего юридическое лицо (сведения о самой организации и управляющих ею должностных лицах) попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

Насколько серьезна такая мера? Этот реестр – своего рода черный список компаний, с которыми большинство заказчиков в сфере госзакупок дела вести не хотят. В большинстве случаев тендерная документация содержит требование о том, чтобы участники не числились в качестве недобросовестных поставщиков. Хотя заказчика никто не обязывает непременно устанавливать подобное требование, но реестр для того и ведется, чтобы не допустить ненадежных исполнителей к участию в госзакупках. Поэтому почти нереально найти тендер, где в документации не предусмотрено данное условие.

Неподписание контракта победителем вовсе не означает, что его тут же автоматически занесут в реестр. Поэтому участник может принять кое-какие меры, чтобы не попасть в этот список.

Чтобы признать факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ, заказчик обязан прежде всего направить информацию в территориальный орган ФАС. Затем в последующие 10 рабочих дней назначается заседание комиссии, которая должна разобраться в обстоятельствах дела. Обе стороны приглашаются на заседание и имеют возможность объяснить свою позицию.

Если уведомление победителю тендера было направлено с какими-либо нарушениями или его вообще не пригласили на заседание, то компания имеет хорошие шансы опротестовать в арбитражном суде решение о занесении ее в реестр. Но это только в том случае, если участник сам не виноват в том, что уведомление до него не дошло. Например, им допущена ошибка в контракте – указан неверный адрес, на которой и было направлено уведомление.

Как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков

Существуют следующие способы избежать принятия комиссией ФАС решения о включении победителя в реестр недобросовестных исполнителей:

  • доказать отсутствие признаков недобросовестного поведения
  • доказать отсутствие возможности исполнить контракт в нужные сроки
  • доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы
  • взаимодействовать с заказчиком.

Если уже после принятия отделением ФАС заявления от заказчика подписать контракт или внести обеспечение с опозданием, то решение о включении в реестр не будет принято за отсутствием признаков недобросовестности. При этом достаточно внести обеспечение частично – это покажет готовность подписать контракт с небольшим опозданием.

Если у исполнителя по независящим от него причинам нет требуемого товара или возможности оказать услугу или выполнить нужную заказчику работу, то нужно предъявить комиссии документальное подтверждение данных фактов, объявив о сроках ликвидации простоя и дате планируемого подписания контракта.

Переговоры с заказчиком до заседания комиссии могут помочь избежать включения в список, если объяснить причину затягивания подписания контракта и обозначить готовность исполнить обязательства позже в конкретные сроки после устранения объективных препятствий.

Можно ли законным способом оттянуть подписание контракта

На основании требований законодательства о контрактной системе участник закупки обязан подписать контракт при победе на торгах.

Для поставщика победа в закупке может быть незапланированной. Например, он подал заявку на участие в закупке с заранее невыигрышными условиями и забыл про нее. Но в установленные сроки заказчик присылает ему контракт на подписание, при этом сроки внесения обеспечения и подписания контракта крайне ограниченные.

Внезапная победа участника в закупке возможна по следующим причинам:

  1. В электронном аукционе заявки на участие в закупке подали несколько участников. Но в самих торгах участия никто не принимал. В этом случае победителем закупки признают участника, который подал заявку первым по времени, что может стать неожиданностью.
  2. Заявка, поданная участником, стала единственной.

Чтобы не оказаться в столь неприятной ситуации, поставщику следует внимательно отслеживать ход закупки и при необходимости своевременно отзывать заявку на участие.

Если участник был признан вторым, и заказчик обратился к нему с предложением подписать контракт вместо уклонившегося победителя, то поставщик не обязан подписывать договор. При отказе в подписании к нему не будут применяться санкции в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Это правило действует для всех типов закупок, кроме запроса котировок. В рамках запроса котировок второй участник также может быть признан уклонистом, как и победитель закупки.

В некоторых случаях поставщик может немного оттянуть сроки для подписания контракта на законных основаниях:

  1. У победителя электронной закупки есть 5 дней на подписание госконтракта или отправку протокола разногласий. В течение 3 рабочих дней заказчик может принять решение о внесении правок в протокол с указанием причины, а в следующие три дня проект контракта подписывается поставщиком, а затем и заказчиком, и контракт считается подписанным. Таким образом, у победителя возникает дополнительное время на подписание контракта. Но по п. 4 ст. 83.2 44-ФЗ протокол разногласий допускается передать только единожды.
  2. Если о необходимости подписать контракт поставщику стало известно уже после передачи информации о нем в РНП, то допускается возможность обжалования действий заказчика в ФАС или арбитражном суде. Поставщик может получить рассрочку и на основании судебного решения. При подаче искового заявления победитель может сослаться на обстоятельства непреодолимой силы. Это могут быть отзыв лицензии у банка, в котором обслуживается победитель, либо подтвержденные перебои с поставкой необходимых импортируемых товаров.
  3. Если в адрес заказчика не допускается оформление протокола разногласий из-за специфики закупки, то он может направить претензию. Претензия к содержанию документа о закупке – это документ, который является альтернативой протокола разногласий. Она передается, если протокол разногласий не предусмотрен условиями закупки. В претензии перечисляют факты о том, почему закупка не соответствовала требованиям. Например, что был нарушен процесс отбора победителя, не были корректно указаны в контракте условия реализации контракта от победителя и пр. Для того чтобы рассмотреть такую претензию, заказчику следует привлечь независимых экспертов, что сделает необходимым отложить условия контракта на срок до 30 дней.
  4. Если у поставщика есть объективные основания, которые делают невозможным подписание контракта в данный момент времени, то он может попробовать договориться с заказчиком в согласительном порядке. Таким причинами могут стать просрочка сертификата ЭЦП, тяжелое заболевание сотрудника, который отвечает за закупку.

Алгоритм действий для поставщика

Порядок действий для поставщика будет следующим:

  1. Он должен направить в адрес заказчика письмо с описанием ситуации и сообщить о своем желании подписать государственный контракт.
  2. При наличии заинтересованности заказчика в мирном урегулировании вопроса тот может открыть контракт на площадке для подписания вновь, указав формальную причину для этого (например, неточности в реквизитах) или составить протокол разногласий.
  3. Поставщик получает дополнительное время на подписание государственного контракта.

Возможные препятствия при внесении обеспечения

Проблемы у поставщика могут возникнуть и при внесении обеспечения исполнения контракта. Например:

  1. Банком была выдана гарантия, которая не соответствует требованиям (в том числе гарантия оформлена на более короткие сроки, чем это требует 44-ФЗ, или не содержит обязательного условия о ее безотзывном характере). В данном случае поставщику нужно в срочном порядке менять гарантию или вносить обеспечение деньгами. Либо нужно искать способы договориться с заказчиком о продлении сроков.
  2. Гарантию выдал банк, у которого была отозвана лицензия.
  3. У поставщика не хватает времени на оформление гарантии. Для недопущения таких ситуаций поставщику рекомендуется заранее обращаться в банк для получения одобрения по лимитам гарантийных обязательств. Тогда процедура выдачи гарантии банком будет происходить в ускоренном формате.
  4. Поставщик внес обеспечение в стандартном размере, хотя по нормам 44-ФЗ он обязан был вносить обеспечение в 1,5 раза больше в рамках антидемпинговых мероприятий. Это может понадобиться при снижении цены на 25% и более от НМЦК. В указанной ситуации поставщик может воспользоваться возможностью передачи заказчику документа, который подтверждает его добросовестность (выписку из реестра контрактов об успешно исполненных трех контрактах за последние три года).

ПРОБЛЕМА НЕСООТВЕТСТВИЯ ЦЕЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Существующие положения налоговых соглашений были разработаны с первоочередной целью предотвращения двойного налогообложения, что нашло отражение в заголовке проекта Конвенции об избежании двойного налогообложения доходов и капитала в 1963 г. и модели Конвенции двойного налогообложения доходов и капитала.

Уклонение заказчика от подписания контракта

Многие заказчики устанавливают особые требования в аукционной документации о том, что информация об участнике не может быть внесена в РНП. Но все же данное действие является необязательным, поэтому заказчик сам принимает решение делать это или нет. Но на практике данные ситуации по включению данных сведений встречаются очень редко.

К тому же включение сведений в данный реестр происходит в автоматическом режиме и имеется возможность добиться того, чтобы информация не могла быть включена в данный реестр.

На заказчика накладывается ряд обязанностей, он может отправить данные об участнике, уклонившимся от заключения контракта в особый орган, которым будет являться территориальное управление ФАС со стороны которого должно быть собрано заседание Комиссии по изучению обстоятельств данного дела, а далее совершается действие по заслушиванию сторон.

При этом заседании может быть назначено в течение 10 дней после момента, когда поступило обращение. Организация может быть оповещена о месте и времени организации заседания.

При случае того, что одна из сторон не была оповещена, то при этом может произойти обжалования решения в Арбитражном суде и при этом будет иметься большая вероятность принятия положительного решения в сторону участника.

Можно ли избежать занесения в Реестр недобросовестных поставщиков

Участник может участвовать в рассмотрении дела и заявлять доводы в свою защиту. Для этого ему придется хорошо подготовиться: собрать документацию и сведения, подтверждающие неумышленный характер правонарушения (например, если причиной были технические неполадки, то стоит приложить скрины обращения в службу поддержки или к провайдеру).

Также поставщику следует подготовить доказательства того, что он принял со своей стороны все возможные меры для подписания контракта (например, обратился в банк или к брокеру для оформления гарантии) и предполагал исполнение своих обязательств в рамках этого контракта (например, подписал контракт с производителем). В пользу поставщика будет играть тот факт, что он готов подписать контракт в текущий момент.

Стоит отметить, что решение о включении сведений о поставщике в реестр принимают непосредственно отделения антимонопольной службы на местах. Поэтому единой практики по вопросу включения сведений в реестр нет. В одинаковых ситуациях некоторые участники включаются в РНП, другие – нет. Поэтому оптимально ориентироваться на аналогичные решения, принятые в ФАС по местонахождению заказчика. Например, некоторые ФАС посчитали такие причины просрочки, как сбой на ЭТП, выход из строя техники, уважительными.

Поставщика должны известить о том, где и когда будет рассматриваться дело о его включении в реестр. Отсутствие такого уведомления является нарушением и заседание подлежит переносу. Но если поставщик был уведомлен о заседании, но не явился на него, то дело рассмотрят по существу без поставщика.

Если ФАС примет решение в пользу поставщика, то государственный контракт может быть подписан в перспективе. Если же антимонопольный орган посчитает, что в действиях поставщика были нарушения, то сведения о компании будут переданы в реестр в течение 3 дней. Согласно условиям законодательства, участник закупки будет находиться в РНП в течение 2 лет.

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: примеры из практики

  1. Внесение участника в РНП

Некоторая организация проводила конкурс с целью выбрать подрядчика для ремонта и обслуживания периферийной компьютерной техники. Победитель был определен, заказчик направил ему проект контракта. Но подписания не последовало, и заказчик обратился в антимонопольную службу с заявлением о признании факта уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ и занесении победителя в РНП.

В ходе разбирательств комиссия ФАС выяснила, что участник конкурса опубликовал протокол разногласий в ЕИС. Заказчик откорректировал проект контракта и вновь разместил его в системе. Но победитель тендера не подписал его в установленные сроки. Кроме того, не было предоставлено обеспечение контракта.

В свое оправдание исполнитель привел следующие аргументы: кредитная организация затянула сроки выдачи банковской гарантии и у заявителя не было возможности повлиять на это дело. В связи с этим контрагент не смог вовремя предоставить обеспечение контракта.

Комиссия ФАС вынесла положительное решение и включила победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года. В качестве аргумента было заявлено следующее: любой участник конкурсной процедуры обязан осознавать и самостоятельно нести ответственность по рискам, возникающим при неблагоприятном развитии событий (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019).

  1. Протокол разногласий

Государственный заказчик организовал аукцион с целью закупки запасных частей. Один из участников предложил цену на 26 % меньше НМЦК и стал победителем. Заказчик опубликовал контракт в соответствии с регламентом, в ответ на который контрагент разместил протокол разногласий. Его суть сводилась к следующему: требуется изменить реквизиты счета заказчика, так как из-за допущенной ошибки невозможно перечислить сумму обеспечения контракта.

Организатор процедуры внес коррективы в текст договора и повторно опубликовал его. После этого победитель произвел выплаты в адрес заказчика – перечислил предусмотренные условиями конкурса 57 498,69 руб. в качестве обеспечения контракта. Но оператор электронной площадки вернул эту сумму, а заказчику направил уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта.

Далее разбирательство перешло в Арбитражный суд, куда обратился заказчик, не согласившийся с выводами комиссии ФАС. Суд поддержал решение антимонопольного органа.

Затем дело было рассмотрено апелляционной инстанцией, по решению которой предыдущие постановления комиссии ФАС и Арбитражного суда признаны незаконными. Суд сделал следующие выводы: победитель тендера обязан предоставить обеспечение исполнения контракта до того, как отправит подписанный договор, а исполнитель не предъявил в срок заказчику платежное поручение в подтверждение своевременного перечисления нужной суммы.

Также суд отметил, что заказчик имеет право предусмотреть в проекте контракта лишь один способ обеспечения исполнения обязательств, это не нарушает ни нормы ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, ни права участника (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. № 15АП-21292/17).

Из анализа существующей судебной практики можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день у антимонопольной службы отсутствует единый подход относительно занесения субъектов в реестр неблагонадежных поставщиков. Очень многое зависит от твердости позиций каждой из сторон, обоснованности доказательной базы при рассмотрении дела. Как бы то ни было, компания, ставшая победителем тендера, должна в точности исполнять все требования закона при подписании контракта, чтобы избежать неприятных последствий.

Риски предпринимательской деятельности

При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 44, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. На основании этого неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта) участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.

В каких случаях возникает обязанность заключить договор

Обязательный порядок имеет смысл в том случае, если был заключен предварительный договор, которым стороны сами взяли на себя обязательство заключить основной (ст. 429 ГК РФ). Чаще всего в таком случае одна сторона передаёт другой задаток, который является обеспечительной мерой. Другим путём, ведущим к возникновению обязательства в заключении договора, является участие в публичных торгах на право заключения договора (ст. 448 ГК РФ).

Все остальные ситуации относятся к разряду ведения хозяйственной деятельности и предоставления услуг, поставок товаров. Из содержания ст. 426 ГК РФ станет ясно, что субъект хозяйственной деятельности должен её осуществлять и не вправе отказываться от заключения публичных договоров. Это правило верно, если соответствует его коммерческой деятельности. Ограничение свободы договора может возникнуть и в силу наличия публично-правовых интересов.

Отдельной ветвью является антимонопольное законодательство, которое тоже может обязывать заключать договоры. В таком случае сама потребность должна соответствовать осуществлению принципа, изложенного в ст. 34 Конституции РФ, которая направлена на недопущение недобросовестной конкуренции и монополии.

Заключение договора в особом порядке

Положения, устанавливающие обший порядок заключения договора, ввиду высокой степени обобщенности носят универсальный характер. Однако в отдельных случаях без дополнительной регламентации не обойтись. Причем это касается как действий, составляющих основу заключения любого договора, т. е. действий по направлению.

Последствия уклонения от заключения Контрактов в результате проведения конкурентных процедур

Согласно ч. 3 данной статьи, в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В силу ч. 4 ст. 54 при уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Как следует из п. 7 ст. 54, в течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю, либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

В соответствии с п. 13 статьи, Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

На основании п. 14 в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона.

На основании ч. 11 указанной статьи, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно п. 12 в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

В силу п. 17 этой статьи, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Страховая сумма, порядок заключения договора

Страховая сумма в договоре страхования ответственности определяет предельный размер обязательств страховщика по возмещению убытков, причиненных страхователем (застрахованным лицом) третьим лицам или окружающей природной среде.

Советы, как избежать внесения в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ

Факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ рассматривается на комиссии ФАС. Победитель тендера должен защитить свою позицию и объяснить, по какой причине он не смог подписать договор в соответствии с требованиями закона. Ему нужно привести аргументы в пользу того, что его поведение нельзя считать недобросовестным, он сделал все от него зависящее, чтобы подписать контракт.

В подтверждение своих слов компания должна предоставить документы в максимально возможном количестве. Если на заседании комиссии победитель тендера заявит о том, что никаких препятствий для надлежащего оформления и исполнения договора с его стороны не имеется, то это сильно укрепит его позиции.

Нарушением процедуры подписания контракта является и внесение обеспечения позже установленного срока. Но если исполнитель все-таки перечислил эту сумму, то данный факт расценивается в его пользу как намерение выполнить поставку. Чтобы укрепить свои позиции в последующих разбирательствах, даже если вы видите невозможность подписать контракт, лучше внести сумму обеспечения.

Еще один аргумент в пользу добросовестности намерений исполнителя – наличие на его складе товаров, предполагаемых к поставке по госконтракту (данный факт нужно подтвердить документами). Если же объектом договора являются услуги или работы, то надо предоставить бумаги (накладные, счета-фактуры и пр.), доказывающие, что у исполнителя достаточно ресурсов для их производства.

Могут быть объективные обстоятельства, которые помешали победителю конкурсной процедуры вовремя подписать контракт. Например, сломался компьютер, на котором осуществлялась работа с ЕИС, не открывается флешка с электронной подписью уполномоченного должностного лица. В этом случае нужно запастись соответствующими документами, подтверждающими подобные обстоятельства, например акт из сервисной мастерской о приеме компьютера в ремонт.

Также нелишним будет установить хорошие отношения с заказчиком. Тогда можно рассчитывать на его поддержку на заседании комиссии. У вас будут шансы на хороший исход, если заказчик не станет требовать занести компанию в реестр.

Если вам все-таки не удалось убедить комиссию в своей добросовестности, то в течение 3 месяцев после принятия ею решения можно обратиться в Арбитражный суд субъекта Российской Федерации и уже там отстаивать свои интересы.

Процесс применения санкций к уклонившейся стороне

Реестр недобросовестных поставщиков ведет реестр ФАС РФ. Именно это ведомство отвечает за включение и исключение сведений из реестра. Порядок ведения реестра утвержден Постановлением Правительства РФ от 2013 года № 1062. РНП можно найти в открытом доступе на официальном ресурсе по госзакупкам.

Порядок включения сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков следующий:

  1. Победитель закупки в установленные законом сроки не подписывает государственный контракт.
  2. Заказчик передает сведения об уклонившемся поставщике в реестр, прилагая к заявлению комплект подтверждающих документов. Передача такой информации заказчиком при уклонении победителя от подписания контракта является обязательной. На передачу сведений заказчику отводится 3 рабочих дня, иначе ему грозит административная ответственность.
  3. ФАС рассматривает поступившие документы в установленные сроки (в течение 10 дней) и принимает решение о включении поставщика в РНП или об отказе. При необходимости поставщик может обжаловать решение антимонопольной службы в суде или оформить возражение на жалобу. Обращение в суд допускается по решению поставщика и не является обязательным. При неуведомлении поставщика о предстоящем заседании по делу о включении в реестр высоки риски того, что решение суда будет принято в пользу поставщика. Обжаловать решение ФАС допускается в течение 3 месяцев после его принятия.
В случае если в течение 10 дней ФАС не передаст сведения о поставщике в реестр, то заказчик имеет право обратиться в Прокуратуру за защитой своих интересов. Именно прокуратура ответственна за проверку соблюдения законов РФ и правовых норм по ч. 1 ст. 1 Закона № 2202-1 от 1992 года.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Для подачи жалобы в антимонопольный орган ему следует успеть до истечения сроков заключения контракта. Жалоба подается в письменной форме и содержит всю необходимую информацию о нарушенных правах поставщика и указание на то, почему он считает действия заказчика необоснованными, и ссылку на закупку в ЕИС. К документу следует приложить копию протокола об отказе, полученного от заказчика.

Требование документации об отсутствии участников закупки в РНП

Многие заказчики при формировании закупочной документации прописывают требование об отсутствии участников процедуры в реестре недобросовестных поставщиков. Однако это условие не обязанность, а право организатора закупок, но, как показывает практика, заказчики им активно пользуются и документации без данного требования встречаются очень редко. Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения о ненадежных участниках , исключается из такого «черного списка» по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от подписания контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения контракта, т.е. создает условия, влекущие невозможность его подписание.

Основанием для включения сведений в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 “О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)” в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 “О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Ряд особенностей заключения договоров предусмотрен в отношении государственного или муниципального имущества. Согласно ст. 17′ Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом.

Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ последствия

При проведении процедуры заседания Комиссии входе нее происходит слушание мнения сторон по причине наличия уклонения от подписания договора. Простыми словами можно сказать, что лицо представляющее организацию обязано доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки ненадлежащего поведения. Под данным термином понимаются действия, при которых участник не думал уклоняться от подписания контракта, осуществил действия по подписанию контракта.
Подтверждением данного рода позиции будет следовать заявление о том, что в данный момент времени участник готов сделать действия по подписанию контракта и дальнейшему выполнение условий. Но все же эти мысли должны быть подтверждены документально, чем больше будет подтверждена данная позиция, тем более увереннее будет выглядеть ваша позиция. Стоит уделить особое внимание тому, что внесение обеспечения исполнения контракта даже в случае нарушения срока, будет свидетельствовать о намерении заключить договор.

Чтобы избежать непредвиденных последствий не стоит отменять внесения обеспечения, даже в случае, когда невозможно совершить действия по подписанию и исполнению контракта. Свидетельствовать о наличии желания подписания контракта будет документация, которая будет подтверждать наличие товара. В случаях, когда в качестве предмета выступают работы или услуги, то возможно с помощью документов подтвердить наличие товаров для их исполнения. В качестве таких документов могут выступать счета-фактуры, накладные, которые были оформлены на юр лицо.
Всегда существует вероятность того, что неподписание могло произойти по тем обстоятельствам, которые не будут зависеть от самого участника.
Подтверждающими документами в данном случае будут являться акты или документы по сдаче техники или ЭЦП в особые сервисные организации.
Всем участникам стоит помнить, что у них имеется право обжаловать решение по влючению сведений об организации в реестр. Обжаловать такое решение можно в Арбитражном суде субъекта РФ в течение 3 месяцев с того дня, когда было принято решение.

РНП и уклонение от заключения договора при проведении закупочных процедур согласно ФЗ № 223

РНП служит механизмом защиты не только для заказчиков, работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки согласно ФЗ № 223

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков занимается ФАС на основании информации, которая поступила от заказчика. Попадание в такой реестр фактически лишает компанию права на участие в государственных закупках.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Судебная практика и решения ФАС

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2015 года по делу №А07-19042/2014 предъявление участником обеспечения исполнения контракта по частям не может рассматриваться, как уклонение от подписания договора.

В рамках рассматриваемой закупки победитель внес обеспечение исполнения контракта частями, при этом вторая часть поступила на счет заказчика в последний день для перевода денег. Суд признал включение сведений о поставщике в реестр необоснованным, так как в 44-ФЗ не прописано требование о необходимости внести обеспечение одним платежом.

По решению УФАС по Челябинской области по делу №074/06/104-426/2019 от 2019 года поставщика исключили из реестра. В РНП он попал из-за того, что своевременно не оформил банковскую гарантию. При этом поставщик в суде указал, что он внес плату за предоставление банковской гарантии, подтвердил данный факт документально и, соответственно, не имел цели уклонение от подписания контракта.

Но не всегда решения выносятся в пользу победителя закупки. Например, по решению Челябинского УФАС №074/06/104-714/2019 от 2019 года поставщика посчитали правомерно включенным в реестр недобросовестных поставщиков из-за непредоставления банковской гарантии в положенные сроки. Поставщик в свою защиту указал, что банк в последний момент приостановил оформление гарантии, и это не позволило ему подписать контракт. Но созванная комиссия антимонопольной службы пришла к выводу, что при принятии решения об участии поставщик должен осознавать риски и возможные неблагоприятные последствия.

В Решении УФАС по Ивановской области по делу №07-02/2019-004 от 2019 года комиссия признала обоснованным включение в реестр поставщика, который в качестве уважительной причины для неподписания контракта в срок указал поломку ноутбука. Несмотря на то что поставщик приложил документы, подтверждающие ремонт ноутбука, а также оформление им банковской гарантии, суд признал его доводы необоснованными и включил сведения о компании в реестр на два года.

Таким образом, поставщику следует внимательно относиться ко всем закупочным процедурам, отслеживать их ход и при необходимости отзывать свою заявку на участие. При уклонении от подписания контракта поставщику грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик обязан передать сведения о недобросовестном поставщике в реестр.

Обязательства, возникающие из недобросовестного ведения переговоров о заключении договора, в международном частном праве

Основные положения, касающиеся доктрины culpa in contrahendo Существуют три основополагающие работы по преддоговорной ответственности, которые некогда задали вектор развития этого института.

Административная ответственность за уклонение от подписания Контракта

За уклонение от подписания контракта является административным правонарушением. Как следует из ч. 3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях, данные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Однако помимо административной ответственности должностных лиц участника, за уклонение от подписания Контракта такой участник в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона О контрактной системе включается в Реестр недобросовестных поставщиков.

Данная мера является очень действенной, так как ч. 1.1. ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлена право заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Направление заказчиком сведений об уклонившемся участнике в антимонопольный орган

В случае уклонения участника от подписания контракта заказчик обязан направить сведения о нем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, а также документы, свидетельствующие об уклонении контрагента от заключения контракта. После поступления обращения антимонопольный орган назначает дату заседания для выяснения всех обстоятельств дела и уведомляет об этом стороны. Поставщику следует иметь в виду, что, если контролирующий орган не уведомит его соответствующим образом о месте и времени заседания по рассмотрению дела, последующее решение УФАС о включении его в РНП можно обжаловать в Арбитражный суд. Однако, если в документах, поданных в составе заявки указаны неверные контактные данные участника или вообще не указаны таковые, то поставщику будет трудно доказать свою правоту в суде о его ненадлежащем оповещении.

Законная отсрочка подписания контракта

Для победителя закупочной процедуры существуют следующие законные способы оттянуть подписание госконтракта по 44-ФЗ:

  • направить заказчику протокол разногласий
  • направить претензию к содержанию закупочной документации
  • получить отсрочку по непредвиденным обстоятельствам.
После публикации заказчиком проекта контракта у победителя электронной процедуры есть 5 дней для подписания документа, но вместо этого можно в течение 3 рабочих дней разместить в ЕИС протокол разногласий. В протокол можно включать любые замечания к пунктам проекта договора, которые, по мнению стороны победителя, противоречат условиям закупки, отраслевым нормативам и законодательству о закупках.

В течение следующих трех рабочих дней заказчик должен разместить доработанный проект контракта или предоставить отказ от доработки в письменном виде с указанием причин. Следующие три дня даются на подписание окончательного варианта проекта победителем, и ещё три дня проект подписывается заказчиком, и контракт считается заключенным. Таким образом, победитель получает 7 дополнительных рабочих дней до момента вступления контракта в силу. Важно учесть, что протокол разногласий можно направлять только один раз, но заказчик обязан рассмотреть данный документ.

Претензия к содержанию документации о закупке направляется при проведении очного конкурса или аукциона, когда протокол разногласий не предусмотрен. В претензии можно указать:

  • ссылки на несоответствие извещения о закупке закону 44-ФЗ или отраслевым нормам;
  • данные о нарушении процедуры отбора победителя
  • факт невключения в контракт условий победителя (при запросе предложений).
Для рассмотрения претензии заказчик обязан привлечь независимых экспертов, и подписание контракта может быть отложено на срок до 30 дней.

Что делать участнику закупки?

В случае назначении УФАС заседания в отношении действий (бездействий) поставщика, который, по мнению заказчика, уклонился от подписания контракта, такому участнику не следует сразу паниковать. Обращение организатора закупки в контролирующий орган с требованием о внесении в РНП сведений о том или ином контрагенте вовсе не означает, что УФАС поддержит заказчика. Каждая из сторон должна надлежащим образом аргументировать свою позицию, представить соответствующие документы, разъяснить все нюансы.

Поставщику в ходе рассмотрения дела следует:

– доказать, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения и у него не было намерений уклониться от подписания контракта

– представить доказательства оформления банковской гарантии (в случае установления требования об исполнении контракта)

– объяснить невозможность подписания контракта по независящим от него обстоятельств (однако, контролирующий орган не всегда может принять доводы участника)[6]

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время нет единого подхода в практике антимонопольных органов о включении сведений о поставщике в РНП. Все будет непосредственно зависеть и от доказательственной базы сторон и убедительности их доводов в процессе рассмотрения конкретного дела. В любом случае, став победителем закупки, контрагенту следует своевременно выполнить все обязанности по подписанию контракта во избежание неблагоприятных последствий.

Источники

  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/uklonenie-ot-zaklyucheniya-kontrakta-44-fz/
  • https://good-tender.ru/poleznye-stati/483-uklonenie-ot-podpisaniya-kontrakta-po-44-fz-posledstviya-i-kak-ikh-izbezhat
  • https://studref.com/322299/pravo/otkaz_uklonenie_zaklyucheniya_dogovora_navyazyvanie_nevygodnyh_usloviy_hozyaystvuyuschim_subektom_zanimayuschi
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-uklonenie.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/otvetstvennost-za-uklonenie.html
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/uklonenie-ot-podpisaniya-kontrakta/
  • https://etpgpb.ru/posts/818-uklonenie_ot_zaklyucheniya_kontrakta_-_praktika_fas_sudebnaya_praktika_zakonodatelnoe_regulirovanie/
  • https://zen.yandex.ru/media/rulaws/zakliuchenie-dogovora-v-obiazatelnom-poriadke-po-osnovaniiam-stati-445-gk-rf-5dbade5b98fe7900ad1292b9
  • https://regforum.ru/posts/3699_uklonenie_ot_zaklyucheniya_kontrakta_posledstviya_dlya_zakazchikov_i_uchastnikov_zakupki/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/otkaz-ot-zaklucenia.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: