Увеличение цены контракта до НМЦ по 44 ФЗ по услугам

Содержание
  1. Общие правила определения предельной стоимости
  2. Требования к предельной стоимости
  3. Что такое твердая цена договора согласно ГК РФ?
  4. Предельная цена договора с подтверждением калькуляции
  5. Обоснование начальной цены договора
  6. Начальная (максимальная) цена договора по 223-ФЗ
  7. Определение цены при заключении договора
  8. Государственное регулирование цен
  9. Установление максимальных и предельных цен в числе методов государственного регулирования
  10. Нормирование по закону № 44-ФЗ
  11. Влияние суммы контракта на определение способа закупки и сроки размещения извещения в ЕИС
  12. Обязательный учет референтной цены
  13. Выбор метода и способа расчета максимальной (начальной) цены
  14. Метод сопоставимых рыночных цен: некоторые нюансы
  15. Нормативный метод
  16. Тарифный метод
  17. Проектно-сметный метод
  18. Затратный метод
  19. Как увеличить до НМЦК/НЦКцену контрактана поставку товарапо 44-ФЗ
  20. Как увеличить до НМЦК/НЦКцену контрактана оказание услуг / выполнение работпо 44-ФЗ
  21. Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК
  22. Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Общие правила определения предельной стоимости

Согласно постановлению правительства № 926 от 02.09.2015, утверждены общие правила определения требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (ТРУ). На основании этого акта Министерства, администрации субъектов РФ, а также муниципальных образований разрабатывают следующие документы в пределах своих полномочий:

  • собственные правила определения критериев, т. е. как установить требования;
  • требования к характеристикам ТРУ, т. е. ведомственный перечень, уже содержащий набор конкретных характеристик.

В ведомственном перечне, помимо потребительских свойств закупаемой продукции, должна отображаться предельная цена товара — это максимально допустимый размер начальной цены, устанавливаемый заказчиком при проведении торгов или закупке у единственного поставщика.

Данное государственное регулирование направлено на соблюдение принципа эффективного расходования бюджетных средств, недопущение покупки ТРУ с избыточными потребительскими свойствами (функциональными, эргономическими, эстетическими, технологическими и др., значения которых не обусловлены их пригодностью для эксплуатации и потребления).

Требования к предельной стоимости

На федеральном уровне, согласно Постановлению правительства от 02.09.2015 № 927, утвержден обязательный перечень требований, касающийся следующих групп товаров:

  • компьютеры и иная электронная и вычислительная техника, офисные приложения;
  • мобильные телефоны и услуги мобильной связи;
  • автотранспортные средства и услуги по аренде автомобилей;
  • мебель
  • услуги по предоставлению доступа в Интернет;
  • средства обеспечения информационной безопасности и др.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований обязаны включать в перечни своего публично-правового образования все ТРУ, вошедшие в обязательный перечень (п. 10 Правил от 02.09.2015 № 926).

Каждая группа ТРУ должна отражать следующие характеристики:

  • свойства закупаемых ТРУ, как количественные, так и качественные, выраженные в виде значения, диапазона значений или запрета на применение конкретных характеристик;
  • предельные цены товаров, работ, услуг в рублях в абсолютном денежном выражении (с точностью до 2-го знака после запятой).

Критерием при установлении верхнего порога в стоимости является категория или группа должностей работников. Правительством установлено, что закупки ТРУ, необходимые для исполнения функций высших категорий должностей, таких как «руководители», «заместители руководителя», могут обладать более высокой ценой, чем при закупках товаров для нужд категории «специалисты», «обеспечивающий персонал», «помощники».

Что такое твердая цена договора согласно ГК РФ?

1. Цена договора подряда также относится к обязательным условиям, хотя ее указание не является основанием для признания договора незаключенным, так как в этом случае она определяется по следующему правилу: «В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги». В цену договора подряда включается не только вознаграждение подрядчику, но и компенсация понесенных им издержек. Следовательно, обязанность заранее определить размер издержек возлагается на подрядчика. Если цена установлена приблизительной, подрядчик должен своевременно предупредить заказчика, что в ходе выполнения задания возникла необходимость проведения дополнительных работ, которые существенно увеличат цену. Если заказчика указанное превышение по цене не устраивает, он вправе отказаться от выполнения работ. При этом объем выполненных работ полностью оплачивается подрядчику с учетом понесенных им расходов. Если подрядчик не произвел своевременного уведомления заказчика, он теряет право на оплату работ с превышением установленной цены и в то же время не вправе отказаться от договора по этому основанию.

2. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Она содержит перечень затрат, прилагается к договору и с момента утверждения заказчиком является его частью. Из сказанного следует, что составлением сметы занимается подрядчик. Этот документ является обязательным при заключении договора строительного подряда.

3. Особенность твердой цены договора в том, что она не может быть пересмотрена в сторону увеличения по требованию подрядчика и в сторону уменьшения по требованию заказчика, если невозможно было предусмотреть полный объем работ. Но вот в случае увеличения стоимости предоставленных подрядчиком материалов или услуг, которые оказываются подрядчику третьими лицами для выполнения задания заказчика, цена может быть пересмотрена. Подрядчик заявляет свои требования заказчику, а заказчик вправе либо удовлетворить их, либо отказаться от договора подряда. Под существенным изменением цены следует понимать такое ее изменение, когда она изменилась настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

1. Статья 709 посвящена подрядной цене. В условиях рынка цены на товары, работы и услуги устанавливаются свободно и лишь в некоторых случаях могут испытывать влияние извне (в частности, ограничиваться государством – ст. 735 ГК). Учитывая в то же время действие макроэкономического закона стоимости (смысл которого в необходимости производства и обмена товаров, работ и услуг в соответствии с их общественной стоимостью, включающей все общественно необходимые затраты труда, также стоимостные по форме), в формировании цены работы участвуют два фактора: а) подлежащие компенсации издержки подрядчика (так как работа выполняется его иждивением – см. коммент. к ст. 704 ГК); б) вознаграждение подрядчику за его труд (так как ДП является возмездным) (п. 2 ст. 709).

2. Цена работы, несмотря на возмездность ДП, не является объективно существенным его условием, ее несогласование не влияет на его заключенность (ср. с п. 1 ст. 485 ГК). Согласно п. 1 ст. 709 ДП может содержать условия о цене работы (например, стоимость ремонта составляет 1000 руб., в том числе 900 руб. – стоимость материалов и 100 руб. – вознаграждение подрядчику) или о способах ее определения (например, заказчик оплачивает ремонт, исходя из установленной причины неисправности с учетом затрат подрядчика по прейскуранту цен мастерской). При значительности объема и сложности выполняемой работы, многочисленности и разнообразии включаемых в цену работы компонентов цена может определяться путем составления сметы – документа, объясняющего особенности формирования цены и внутренней ее структуры (например, какова в общей стоимости работы стоимость конкретных материалов и средств, каково вознаграждение подрядчика и т.п.) и тем самым определяющего себестоимость работы (абз. 1 п. 3 ст. 709). Обычно смету составляет подрядчик (абз. 2 п. 3 ст. 709), так как является специалистом, а кроме того, выполняет работу своим иждивением (п. 1 ст. 704 ГК). Составленная им смета приобретает силу и становится частью ДП с момента подтверждения ее заказчиком. В то же время нельзя исключать, что смету составляют обе стороны ДП (например, если наряду с имуществом подрядчика используется имущество заказчика – материалы, оборудование, ГСМ и др., а также при выполнении работы смешанным – подрядно-хозяйственным – способом). В этом случае смета становится частью ДП с момента ее согласования сторонами. При согласовании сторонами цены работы или порядка ее определения (в том числе при ее осмечивании) данное условие становится субъективно существенным условием (частью) ДП. Если последний не содержит никаких указаний на цену работы (способ ее определения), цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК, т.е. работа оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы. И только для отдельных видов ДП необходимо определение цены (в том числе ее осмечивание), в таких случаях цена – объективно существенное условие ДП, несогласование которой влечет его незаключенность (ст. 735, 743 ГК).

3. Цена работы может быть твердой (обычно) и приблизительной (при наличии в ДП специальной оговорки); при отсутствии последней, а также при любых сомнениях надлежит исходить из твердости цены (п. 4 ст. 709). Твердая цена придает отношениям жесткость, приблизительная – обеспечивает их гибкость в заданных пределах. В рамках одного ДП цена может быть твердой или приблизительной, возможно также комбинирование твердой и приблизительной цены (например, на разные используемые материалы или этапы работы), в результате чего итоговая цена будет приблизительной. Приблизительно цена может устанавливаться в случаях возможного (предполагаемого) ее расхождения при заключении ДП и при его исполнении (например, при значительной разнице между начальным и конечным сроками выполнения работы – п. 1 ст. 708 ГК, при отсутствии у подрядчика на момент заключения ДП необходимых материалов, которые еще предстоит приобрести для выполнения работы, и т.п.). Твердой или приблизительной может быть не только цена работы, но и способ ее определения. Так, твердый способ определения цены имеет место, если работа оплачивается согласно прейскуранту цен подрядчика на момент заключения ДП, приблизительный – на момент сдачи результата и его оплаты.

Внесение изменений в договор потенциально возможно и в одностороннем порядке в случаях, которые прописаны в ст. 450 Гражданского кодекса или в тексте договора. Но в договорах по 223-ФЗ право сторон на внесение изменений в одностороннем порядке обычно ограничивается, поэтому сторонам необходимо достигнуть договоренности по данному вопросу и внести изменения в контракт чрез подписание дополнительного соглашения.

По общим правилам порядок внесения изменений в договор предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Инициатор внесения изменений составляет письмо в свободной форме о своем желании пересмотреть цену контракта. Такое уведомление желательно направить несколькими способами, одним из которых будет заказное письмо с уведомлением о вручении. Также письмо может быть передано с помощью электронной почты, факса или курьерской доставки. Уведомление должно иметь под собой веские основания и содержать расчет, который лег в основу изменения цены. Если инициатором является поставщик, то он может дополнительно мотивировать свое решение возможным срывом поставки, повышением риска недопоставки, возможным нарушением сроков, нарушением норм безопасности, снижением качества работ и пр.
  2. Второй стороне отводится определенное время на оценку предложения о пересмотре цены. В частности, заказчик или поставщик могут провести собственное рыночное исследование и сделать свои выводы относительно необходимости менять цену.
  3. При получении согласия от второй стороны формируется дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта.
  4. Проект дополнительного соглашения подписывается двумя сторонами, публикуется в ЕИС, после чего оно приобретает юридическую силу.

Если причиной изменения цены стало сокращение финансирования заказчика, то он направляет исполнителю уведомление об изменении стоимости с приложением копии решения вышестоящей инстанции об уменьшении средств на закупку.

Исполнитель может оспорить пересмотр цены, обратившись в антимонопольную службу или суд.

Сведения о подписании дополнительного соглашения к договору должно быть передано в ЕИС не позднее, чем через 10 дней с момента принятия решения о внесении изменений на основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ. Законодательство указывает на необходимость размещения сведений в ЕИС, если цена контракта изменилась по сравнению с итоговым протоколом. Информация в ЕИС не передается только при работе по контракту, сведения которого составляют государственную тайну.

Сведения вносятся путем корректировки информации в карточке контракта. В ЕИС также должно быть опубликовано отсканированное дополнительное соглашение. Оно подписывается посредством ЭЦП.

Изменения в реестр договоров также следует передать в реестр контрактов, подписанных по результатам закупки по Постановлению Правительства №1132 от 2014 года.

Неразмещение такой информации трактуется, как нарушение норм КоАП, и грозит заказчику ответственностью в виде штрафа, который предусмотрен, согласно ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Размер штрафа для организации заказчика составляет 100-300 тыс. р., для должностного лица, допустившего нарушение, – 30-50 тыс. р.

Таким образом, в 223-ФЗ предусмотрено право заказчика на внесение изменений в договор, в частности, цену контракта. Порядок внесения изменений опирается на положения Гражданского кодекса, Положение о закупках и условия самого договора. Изменение цены допускается по соглашению сторон и при наличии веских оснований. Пересмотр стоимости допускается, только если это не будет противоречить договору и Положению о закупках. Необоснованный пересмотр цены может быть обжалован, а заказчика за подобные действия могут привлечь к ответственности за нарушение принципов конкуренции и будут проверять на предмет коррупционного сговора с поставщиком.

Зачастую на практике в договорах встречаются формулировки типа «окончательная цена работ», «фиксированная цена» и т. д. Однако с учетом отсутствия единообразной позиции судов в отношении трактовки дополнительных указаний эксперты рекомендуют все же остановиться на термине «твердая цена».

Примерами формулировок положений, закрепляющих такой способ фиксации цены работ, могут быть следующие:

  • «Цена работы по настоящему договору является твердой и равна _____ руб.».
  • «Цена работы определяется согласно смете (приложение № ___ к настоящему договору). Смета является твердой, изменению не подлежит» и т. д.

Конструкция типа «стоимость (цена) работ по договору подряда не может превышать ______ руб.» уже говорит о приблизительности определения цены.

Иногда в договорах встречается неоднозначная формулировка — ориентировочная цена, взгляды судов на которую также не всегда сходятся. Так, суды трактуют ориентировочную цену как:

  • Возможность пересмотра указанной в договоре цены, а не как приблизительную цену. Занимая такую позицию, суды апеллируют к тому, что при отсутствии других указаний цена считается твердой, а ориентировочно установленная цена к таким указаниям не относится (постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 04.04.2011 № А70-1109/2010).
  • Приблизительно определенную цену. В обоснование такой позиции суды приводят аргумент, что ориентировочно рассчитанная цена — это открытая и подлежащая дальнейшим корректировкам цена (определение ВАС РФ от 01.07.2011 по делу № А45-1299/2008).

Предельная цена договора с подтверждением калькуляции

Согласно п. 4 ст. 709 ГК РФ цена работы (сметы) в договоре подряда может быть приблизительной или твердой. Во втором случае предполагается, что по общему принципу цена не подлежит изменению ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения вне зависимости от фактического объема выполненных работ и понесенных подрядчиком расходов, какая бы из сторон договора ни предъявила это требование. В т. ч. не может быть основанием для изменения цены работы (сметы) тот факт, что при подписании договора подряда не было возможности определить предстоящие объемы работ и сопутствующих им расходов.

В госконтракте цена работ должна быть твердой и не может изменяться в течение срока его исполнения, кроме как по соглашению сторон в установленных законом случаях (п. 2 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Несмотря на разъяснения, представленные в совместном письме от 18.08.2009 Минэкономразвития России № 13613-АП/Д05, ФАС РФ № ИА/27690 об обязанности заказчика оплатить госконтракт по установленной цене при его надлежащем исполнении, ВАС РФ все же рассматривал соответствующие споры с позиции экономии бюджетных средств:

  • Госзаказчиком был принят результат работы, которая была оплачена по указанной в контракте твердой цене. Позже в ходе проверки было выявлено, что цена работ была несколько завышена, в связи с чем госзаказчик обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения подрядчика, и его требование было удовлетворено (постановление ВАС РФ от 22.04.2014 № 19891/13).
  • Подрядчик в рамках госконтракта организовал перевозку граждан, число которых было несколько меньше, чем указывалось в контракте, и получил за это меньшую оплату, что послужило причиной обращения в суд. Его требования не были удовлетворены, т. к. президиум ВАС РФ указал на зависимость расчета изначальной цены контракта от планируемого объема работ, который по факту исполнения был ниже предполагаемого (постановление от 13.05.2014 № 19371/13).

ВАЖНО! ВАС РФ не обозначил, что используемый им подход применяется только в рамках правоотношений, возникающих при исполнении госконтрактов. Однако положения п. 7 ИП президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 разграничивают сферу госконтрактов и сферу предпринимательских отношений вне госконтрактов в части применения такой практики по признанию неосновательного обогащения сторон.

Юридическое значение твердой цены состоит в обеспечении защиты законных интересов обеих сторон (и подрядчика, и заказчика) соответственно на получение или выплату конкретной суммы, даже если стоимость фактически выполненных работ или их объем будут отличаться от согласованных в договоре.

Тем не менее при разрешении вопроса об экономии подрядчиком средств у судов существуют 2 противоположные позиции:

  • Подрядчик имеет право получить оплату по договору в полном объеме, если вторая сторона не докажет, что уменьшение стоимости работ связано с дефектами их исполнения (например, постановление ФАС Северо-Кавкзазского окр. от 18.04.2014 по делу № А32-6315/2013).
  • Цена договора должна быть оплачена с учетом реальных расходов подрядчика. Например, подрядчик должен доказать, что разница между твердой ценой контракта и реальной стоимостью работ — это экономия подрядчика в том смысле, которым данный термин наделяет ст. 710 ГК РФ (постановление ФАС Северо-Западного окр. от 13.02.2014 по делу № А21-2330/2013).

ВАЖНО! Регламентированная ст. 710 ГК РФ экономия подрядчика не может связываться с частичным невыполнением регламентированных договором работ (но, например, может стать следствием его усилий по применению более эффективных способов исполнения работ) либо с динамикой на рынке цен на те материалы и оборудование, которые были учтены при расчете цены (например, решение АС Красноярского края от 15.12.2014 по делу № А33-17439/2014).

Если же условиями контракта определено, что должны быть использованы конкретные материалы, то их замена без согласования с заказчиком также не рассматривается как экономия подрядчика (постановление ФАС Северо-Западного окр. от 20.09.2010 по делу № А56-53960/2009).

В ситуации, когда был подписан акт приемки работ, цена по которому превышает заявленную в договоре твердую цену, и подрядчик требует вознаграждения в сумме, указанной в акте, суды все же чаще принимают сторону заказчика (например, определение ВАС РФ от 16.02.2011 № ВАС-774/11). Хотя и здесь есть противоположное мнение (например, постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 16.09.2009 по делу № А27-2745/2009).

П. 6 ст. 709 ГК РФ устанавливается: при значительном удорожании материалов или стоимости услуг третьих лиц, необходимых для надлежащего исполнения работ по договору подряда, которые невозможно было предугадать при подписании договора, подрядчик правомочен требовать увеличить цену договора. Если вторая сторона не согласна пересмотреть цену, подрядчик может расторгнуть договорные отношения.

При этом закон не указывает, на каком конкретно этапе подрядчик может обратиться с этим вопросом ко второй стороне договора. Хотя судебная практика показывает: это возможно до передачи работ заказчику (например, определение ВАС РФ от 23.12.2010 № ВАС-16857/10, решение АС Липецкой обл. от 14.08.2015 по делу № А36-1693/2015).

Самый удобный и однозначный способ изменить цену договора, в т. ч. твердую, — подписание соответствующего дополнительного соглашения.

Однако даже в отсутствие допсоглашений или корректировок в смете суды могут признать основанием для изменения цены:

  • Переписку между сторонами (например, постановление ФАС Московского окр. от 13.08.2012 по делу № А40-60947/11-89-399).
  • Выполнение заказчиком действий, свидетельствующих о согласовании им дополнительных выплат. Например, перечисление денег в счет оплаты допработ (например, постановление ФАС Северо-Западного окр. от 18.05.2012 по делу № А56-39795/2009) или принятие заказчиком работы, представляющей для него некую ценность как для потребителя (например, постановление ФАС Северо-Западного окр. от 19.11.2010 по делу № А56-5230/2009).

Сторонам следует иметь это в виду, если возникнут разногласия по вопросу фиксации изменений твердой цены договора.

ВАЖНО! Если заказчик намеревается требовать уменьшения твердой цены по договору за выполненные работы через суд, ему надлежит позаботиться о наличии исходных документов, в которых были бы зафиксированы выявленные при приме работы или в процессе эксплуатации объекта на гарантийном сроке дефекты (например, решение АС Белгородской обл. от 08.05.2015 по делу № А08-69/2014).

Итак, по своей правовой природе твердая цена — это размер вознаграждения, который не может быть изменен в одностороннем порядке или по желанию одной из сторон. Однако суды все же производят оценку фактических обстоятельств каждого дела, чтобы установить, каким образом должны быть оплачены услуги подрядчика — по их реальной стоимости или по цене договора.

Кроме того, при разрешении споров с участием бюджетных учреждений наметилась тенденция, когда из 2 вариантов оплаты (по твердой цене госконтракта или по фактической стоимости работ) суды выбирают меньшую по размеру, мотивируя это обоснованным расходованием бюджетных средств. Обновление: 20 декабря 2020 г. Формирование цены на те или иные услуги зависит от стоимости затрат на ее оказание, в которые входят выраженные в денежном виде затраты на материалы, заработную плату, амортизацию и прочие затраты.

В связи с этим работники бухгалтерий хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг населению, задаются вопросом, как выглядит калькуляция стоимости услуг (образец). Оказывая определенного вида, рода и характера услуги населению, хозяйствующие субъекты определяют ее себестоимость, размер которой индивидуален для каждой из услуг.

Для этого рассчитывается совокупность сумм на осуществление затрат при оказании конкретной услуги.

Все затраты, входящие в себестоимость услуг, группируются:

  1. по статьям калькуляции;
  2. по элементам затрат.

Себестоимость продукции работ, услуг представляет собой стоимость затраченных в процессе производства продукции, оказания услуг или выполнения работ ресурсов.

Во втором случае предполагается, что по общему принципу цена не подлежит изменению ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения вне зависимости от фактического объема выполненных работ и понесенных подрядчиком расходов, какая бы из сторон договора ни предъявила это требование. В т. ч. не может быть основанием для изменения цены работы (сметы) тот факт, что при подписании договора подряда не было возможности определить предстоящие объемы работ и сопутствующих им расходов.

Кроме того, абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ закрепляет право подрядчика требовать пересмотра цены в сторону увеличения, если обнаружится факт существенного увеличения стоимости расходных материалов и иных затрат, связанных с проведением работ, которые невозможно было предугадать на стадии заключения договора подряда (постановление ФАС Северо-Кавказского окр. от 09.07.2010 № А32-22037/2008, решение Советского райсуда г.

Если речь идет не об уникальном единичном производстве, цены на товары и услуги устанавливаются с учетом рыночной стоимости аналогичной продукции и услуг.

При этом не только для единичного, но и для массового производства может быть полезным расчет цены, которая является оптимальной, исходя из уровня производственных затрат. Предлагаем вниманию читателей алгоритм расчета стоимости услуг на примере компании, предоставляющей в аренду собственное оборудование на различных условиях.

Тарифы на услуги, как и цены на товары, должны возместить предприятию текущие (производственные) затраты и обеспечить необходимый размер прибыли, поэтому расчет обоснованной цены товара/услуги проводят по единому алгоритму. 1. На начальном этапе выбираем натуральную единицу измерения количества товара/объема услуги, в расчете на которую будет установлена цена.

Обоснование начальной цены договора

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п. 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ. Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример
При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения. Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения. При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.
Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами. Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример
Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения.
Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса. Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств. По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.
Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015)
.

Начальная (максимальная) цена договора по 223-ФЗ

В рамках контрактной системы существует несколько методов формирования НМЦК (ст.22 Закона № 44-ФЗ):

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным.

Заказчики по 223-ФЗ очень часто опираются именно на эти разработанные методы, что вполне логично. Но как мы с вами видим, закон не ограничивает заказчика, поэтому он может пойти дальше и использовать иные методы, которые, может быть, окажутся более эффективными.

Кроме того, существуют методические рекомендации по формированию начальных максимальных цен контракта для 44-ФЗ. Они прописаны в приказе Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Закачки по 223-ФЗ используют эти методические рекомендации.

Сейчас министерство активно выражает свою позицию и, наверное, добьется того, чтобы эти методические рекомендации стали частью закона 44-ФЗ.

В Закон № 44-ФЗ включены условия о налогах в контрактах, которые целесообразно учитывать при формировании условий закупки по Закону № 223-ФЗ:

  • Когда заключается контракт с физлицом, заказчик обязан уменьшить сумму оплаты по контракту на размер НДФЛ и страховых взносов.
  • Удержанные налоги и сборы заказчик перечисляет в бюджет.
  • Уменьшить нужно не цену договора, а сумму, подлежащую уплате.

(Письмо Минфина от 16.06.2017 № 24-01-10/37705, письма Минэкономразвития от 16.12.2016 № Д28и-3536, от 16.01.2017 № Д28и-161)

Каким методом надо обосновывать НМЦ договора по ОСАГО?

Обоснование НМЦК на закупку ОСАГО производят тарифным методом. По указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» используется максимальное значение базовой ставки страхового тарифа.

Решение УФАС по Нижегородской области от 01.02.2018 № 101-ФАС52-КТ-53-09/01-18 (32-НБ).

Заказчик рассчитал НМЦ договора на поставку канцтоваров методом анализа рынка. Источники -интернет-магазины. Заказчик прав?

Суд не нашел в действиях заказчика нарушений и признал сведения из интернета достоверным источником информации. Минэкономразвития признало прайс-листы наиболее эффективно обоснованным предложением цен, которое адресовано неопределенному кругу лиц.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.01.2017 № Ф01-5888/2016.

Чтобы избежать противоречий, рекомендуется:

  • использовать сведения не менее трех интернет-магазинов;
  • информация должна четко и определенно указывать на цены идентичных или однородных товаров и позволять идентифицировать их продавцов;
  • если на сайте есть различные ценовые условия — розничные и оптовые цены на товар, цены при оплате наличным и безналичным расчетом, условия приобретения товара в кредит, зависимость цены от количества и т.д., — заказчик должен выбрать цены, которые отвечают условиям закупки.

Закон № 223-ФЗ не предусматривает для заказчика возможность уменьшить цену договора, которую предложил победитель на УСН, на сумму НДС. Разъяснения:

  • Минфин — письма от 05.12.2017 № 24-01-09/80752, от 21.09.2018 № 02-09-09/67738, от 13.03.2018 № 24-03-07/15341, от 23.01.2018 № 24-03-08/3322.
  • Позиция Минфина основана на сложившейся судебной практике, в том числе на определении Верховного суда от 16.03.2015 № 304-ЭС15-3471.
  • Информационное письмо Минфина России от 15.05.2019 № 24-01-07/34829 по вопросу заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему УСН.

Способ проведения закупки без указания НМЦ на законном основании — это проведение закупки с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции, максимального количества по каждой из товарных позиций. Общая цена договора в таком случае снижается пропорционально уменьшению цен за единицу.

На практике встречаются ситуации, при которых не установленная НМЦ является нарушением.

Постановление Арбитражного суда МО по делу № А40-152005/13-121-543

В нарушение норм закона о закупках начальная (предельная) цена запроса предложений не установлена. При этом в Документации установлено, что заказчик вправе отклонить предложение участника только на том основании, что предложенная цена превышает установленную цену.

Вывод: заказчик, не установив НМЦ договора, нарушил требования п. 5 ч. 9 ст. 4 и п. 5 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ.

Решение ФАС России от 26.04.2016 № 223ФЗ-163/16

Заказчик установил в проекте договора ценовой лимит: предусмотрен общий объем работ на сумму не более 1 200 000 000 рублей. Комиссия ФАС России пришла к выводу, что заказчиком не установлена конкретная начальная максимальная цена договора. Неустановление заказчиком в документации конкретной начальной максимальной цены договора нарушает требования ст. 2, ст. 4 223-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-22969/2015

Заказчик предусмотрел стоимостной критерий оценки — общий процент снижения цены 1 кВт*ч электроэнергии от цены 1 кВт*ч гарантирующего поставщика. Гарантирующие поставщики рассчитывают значения предельных уровней нерегулируемых цен с учетом Постановления Правительства по указанным там формулам. Максимальная цена договора установлена с учетом особенностей функционирования розничных рынков электрической энергии. Сведения о НМЦ были размещены в открытом доступе. Заказчиком установлен ценовой критерий, позволяющий идентифицировать цену, а участник должен указать процент снижения от стоимости, установленной конкретным гарантирующим поставщиком, с которым у него заключен соответствующий договор.

Участник обжаловал закупку в виде конкурентных переговоров на строительство ветряной электрической станции, поскольку заказчик не указал НМЦ договора — фиксированную цену. В Положении о закупке указано, что конкурентные переговоры проводятся в несколько этапов. На первом заказчик получает дополнительную информацию и уточняет требования ТЗ. Претенденты должны предложить варианты по установке и наладке оборудования — эти данные позволят заказчику сформировать НМЦ договора

Суд: в таких случаях нужно учитывать специфику способа закупки, на первом этапе конкурентных переговоров заказчик вправе не указывать сведения о цене договора в фиксированном числовом значении.

Условие 1: В расчет надо брать цены идентичных товаров, работ, услуг. Если на рынке таких нет, надо опираться на однородные товары, работы, услуги.

Условие 2: Надо учитывать сопоставимость условий закупки. Для этого в запросе коммерческого предложения необходимо указать условия исполнения контракта. Надо указать, что должно входить в цену контракта: налоги, доставка, ввод в эксплуатацию и т.д.

Условие 3: Коэффициент вариации цены — определяет однородность значений полученных цен. Целесообразно учитывать коэффициент, порядок его применения указан в Методических рекомендация Минэк, установленных Приказом № 567.

В результате запроса цен от поставщиков было получено несколько коммерческих предложений. Надо рассчитать среднее квадратичное отклонение и посчитать коэффициент вариации. Если коэффициент вариации цены не превышает 30%, значит цены, полученные от поставщиков, однородные.

Определение цены при заключении договора

При оплате за электроэнергию потребители-юридические лица привыкли использовать формулировку «платить по тарифам на электрическую энергию».

Однако, с точки зрения законодательства, организации и предпринимателя оплачивают электроэнергию не по тарифам, а с использованием предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность.

Что такое же такое предельный уровень нерегулируемых цен? Давайте разбираться.

Для удобства, текст разбит на вопросы и ответы.

Предельный уровень нерегулируемых цен на электрическую энергию – это тот размер цены на электрическую энергию и мощность, который применяет гарантирующий поставщик при расчетах с потребителями – юридическими лицами.

Простыми словами — предельный уровень нерегулируемых цен на электроэнергию это тариф, который поставщик ежемесячно рассчитывает для потребителей — юридических лиц и предпринимателей.

В отличие от юридических лиц, граждане (физические лица) рассчитываются с поставщиком совсем по другим ценам – регулируемым тарифам.

Основное отличие предельного уровня нерегулируемых цен для юридических лиц от регулируемых тарифов для населения — регулируемые тарифы утверждаются исполнительной властью на 1 год и меняются только по полугодиям, а предельный уровень нерегулируемых цен для юридических – ежемесячно рассчитывается гарантирующим поставщиком по определенным правилам, предусмотренным с законе.

Порядок расчета предельного уровня цены на электроэнергию и мощность определен в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 (ред. от 15.05.2019) «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)».

Для каждой ценовой категории применяется свой особый порядок расчета предельного уровня нерегулируемых цен, но все они производятся по одной общей формуле:

Предусмотрена следующая дифференциация предельного уровня нерегулируемых цен для потребителей:

Во-первых, предельный уровень нерегулируемых цен на электроэнергию и мощность рассчитывается отдельно по каждой ценовой категории.

Для каждой ценовой категории гарантирущий поставщик производит свой расчет предельного уровня цен.

То есть гарантирующий поставщик рассчитывает отдельно предельный уровень нерегулируемых цен на электрическую энергию для:

  • первой ценовой категории
  • второй ценовой категории
  • третьей ценовой категории
  • четвертой ценовой категории
  • пятой ценовой категории
  • шестой ценовой категории

Во-вторых, по уровням тарифного напряжения, исходя из фактической схемы присоединения потребителям к электрическим сетям.

  • Высокое (ВН) – 110 кВ и выше;
  • Среднее первое (СН I) – 35 кВ;
  • Среднее второе (СН II) – от 1 до 20 кВ;
  • Низкое (НН) – 0,4 кВ и ниже;
  • Генераторное напряжение (ГН) – 110 кВ и выше в случае присоединения потребителя к энергосистеме через распредустройства производителя электроэнергии.

В-третьих, по размеру максимальной мощности потребителям:

  • Потребители с максимальной мощностью менее 670 кВт;
  • Потребители с максимальной мощностью от 670 кВт до 10 мВт
  • Потребители с максимальной мощностью не менее 10 МВт.

Государственное регулирование цен

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) цена как параметр соглашения сторон устанавливается либо по согласованию между ними, либо по аналогии с рыночными ценами. В некоторых видах договоров (агентирования, комиссии) такая формулировка может быть использована для характеристики исполнения (например, агент обязуется продать товар принципала по максимальной цене).

Исходя из ст. 424 ГК РФ, ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 № 381-ФЗ, регулирование цен государством осуществляется только на основании закона. Однако единого законодательного акта в этом направлении не принято, консолидирующую функцию по-прежнему выполняют Указ Президента РФ «О мерах…» от 28.02.1995 № 221 и принятое в соответствии с ним постановление Правительства от 07.03.1995 № 239.

Основные направления государственного воздействия — цены:

  • на энергоносители (в т. ч. коммунальные тарифы);
  • услуги некоторых видов транспорта;
  • социальные услуги;
  • лекарства;
  • товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд.

Установление максимальных и предельных цен в числе методов государственного регулирования

Основные методы государственного регулирования цен:

  1. Установление тарифов (коридора тарифов), по которым должны продаваться соответствующие товары, услуги. Это касается, например, железнодорожного транспорта (см. приказ ФСТ «Об утверждении правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта…» от 18.12.2012 № 398-т/3).
  2. Введение предельных размеров надбавок на цены производителя (порядок ценообразования лекарств, ст. 61–63 закона «Об обращении лекарственных средств» ).
  3. Определение цены комбинированным способом — расчетным путем с одновременным учетом предельной цены (закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).

Во всех случаях метод устанавливается с учетом характера регулируемых отношений. Однако, как показывает практика, метод установления коридора более эффективен по сравнению с установлением максимума (регулирование надбавок — наиболее жесткий метод, его мы не рассматриваем), поскольку не устраняет возможность применения демпинговых цен (с соответствующим низким качеством товара).

Своеобразие правового регулирования закона № 44-ФЗ заключается в применении как метода установления предельных цен (верхней ценовой границы), так и метода определения цены на торгах с установлением расчетного максимума (начальной цены).

Нормирование по закону № 44-ФЗ

Общая характеристика системы, установленной законом № 44-ФЗ, дана в нашей статье Что представляет собой система государственных закупок? В рамках этой системы введено нормирование (ст. 19 закона № 44-ФЗ). Под этим понятием имеются в виду 2 вида мер, направленных на предотвращение закупки предметов, обладающих избыточными потребительскими свойствами:

  • установление требований к объектам закупки, включая установление предельной цены;
  • введение лимита расходов.

Оба вида регламентации могут быть применены как по отдельности, так и одновременно.

Правительством РФ принят ряд нормативных актов как общего, так и конкретного регулирования в этом направлении. К числу последних относится, например, постановление «Об определении требований…» от 02.09.2015 № 927, в котором указаны числовые значения в рублях предельных цен на ряд видов товаров.

Влияние суммы контракта на определение способа закупки и сроки размещения извещения в ЕИС

От конкретной величины цены контракта зависит возможность выбора способа закупки. Если аукцион, конкурс, запрос предложений применимы при любом значении показателя, то в других случаях существуют ограничения:

  • для применения запроса котировок — при сумме не более 500 000 руб. (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 82.1 закона № 44-ФЗ), с 01.04.2021 электронный запрос котировок можно проводить на сумму до 3 млн рублей (см. ст. 8.1 в редакции закона «О внесении изменений…» от 27.12.2019 № 449-ФЗ);
  • закупки для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций — не более 20 млн руб. (ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ);
  • при закупке у единственного поставщика цена не должна превышать:
    • 600 000 руб. — при ограничении годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93);
    • 600 000 руб. — для учреждений (п. 5 ч. 1 ст. 93);
    • 1 000 000 руб. — по некоторым лекарственным средствам (п. 28 ч. 1 ст. 93).

От способа и размера (в денежном исчислении) закупки зависят сроки размещения извещения в ЕИС (от 4 рабочих дней до 20 календарных дней до даты проведения процедуры, ст. 49, 54.2, 63, 74, 82.2, 83, 83.1 закона № 44-ФЗ).

Обязательный учет референтной цены

Референтная цена – средневзвешенные расценки по аналогичным товарам (услугам (параметр, определяется автоматически ЕИС на основе успешно исполненных госконтрактов). Ее применяют только для закупки лекарств и только, если в ЕИС размещены данные о референтной цене на закупаемое лекарство.

Выбор метода и способа расчета максимальной (начальной) цены

Перечень методов расчета приводится в ст. 22 закона № 44-ФЗ:

  1. Приоритетным считается метод сопоставимых рыночных цен, который строится на получении информации об аналогичных расценках. Остальные методы применяются только в оговоренных законом случаях.
  2. Нормативный метод предусматривает расчет на основании требований, сформированных в процессе нормирования.
  3. Тарифный метод необходим в случае государственного регулирования цен на закупаемые товары, работы или услуги.
  4. Проектно-сметный метод применяется в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта с учетом нормативов, применяемых при строительных работах при определении подрядчика по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов (постановление Правительства РФ «О порядке привлечения подрядных организаций…» от 01.07.2016 № 615).
  5. Затратный метод задействуется при невозможности применения других методов или в дополнение к ним и заключается в определении цены как суммы затрат плюс и нормальной прибыли.

Обратите внимание! В отдельных случаях возможно использование других рекомендованных органом субъекта РФ способов (ч. 20.1 ст. 22 закона № 44-ФЗ).

Неправильное применение метода является серьезным нарушением, ведущим к отмене результата торгов (см. определение ВС РФ от 11.08.2016 № 306-КГ16-9318).

Метод сопоставимых рыночных цен: некоторые нюансы

При использовании этого метода должно быть принято во внимание, как правило, не менее 3 показателей расценок по аналогичным — идентичным или однородным (при отсутствии идентичных) — товарам.

Этап выявления таких товаров определяющим образом влияет на весь результат.

В определении Верховного суда РФ от 25.04.2016 № 309-КГ16-2910 на основе толкования чч. 2, 3 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 64 закона № 44-ФЗ подчеркивается необходимость полного учета при обосновании начальной цены контракта сведений о коммерческих и (или) финансовых условиях оказания услуг, таких как:

  • сроки и место оказания услуг;
  • сведения о потребности заказчика (описание объекта закупки);
  • требования заказчика к гарантийным обязательствам и т. д.

Отсутствие учета этих данных приводит к неполноте исходной информации и может отразиться на достоверности представленных цен.

Нормативный метод

Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.

Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4):

Тарифный метод

Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5):

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными исполнительной властью, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.

Как увеличить до НМЦК/НЦКцену контрактана поставку товарапо 44-ФЗ

Увеличение цены контракта до НМЦ по 44 ФЗ на поставку товара
Возможности по увеличению цены заключаемого контракта по 44-ФЗ
на поставку товара до НМЦК / НЦК
Вот что написано в самом законе:
В соответствии с частью 18 статьи 34 44-ФЗ, при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота).
А вот, что это на самом деле означает.
Вы выиграли тендер, допустим, на поставку канцтоваров.
Заказчику приходится покупать такие товары через тендеры постоянно.
И он понимает, что вскоре ему вновь придется опубликовывать новый тендер и снова возиться с новым поставщиком.
При этом на объявленный тендер, который Вы уже выиграли за 50 000р, заказчику выделили 100 000 рублей (НЦК!). Остаток придется потратить в других тендерах, иначе на следующий год учреждению выделят меньше денег.
Что делает заказчик,
чтобы получить больше товара с одного и того же тендера?

Он по закону проявляет инициативу – в соответствии с ч.18 ст. 34 44-ФЗ.
Обращается к победителю ДО подписания контракта и предлагает внести изменения в контракт:
+ увеличить цену до НЦК путем получения от победителя большего количества товара по той же цене, по которой победитель уже согласился делать поставку.
Какие действия должен сделать заказчик, чтобы законно увеличить цену контракта до НЦМК по 44-ФЗ
После того, как сформирован и опубликован протокол итогов аукциона по 44-ФЗ, заказчик должен заполнить контракт (внести реквизиты победителя и предложенный им товар) и выслать на подпись победителю.
Чтобы получить увеличенное количество товара и потратить все выделенные на тендер деньги, заказчик может сразу указать в договоре увеличенную сумму и отправить его на подписание участнику.
Если участник не согласен в новыми условиями контракта, он отправит протокол разногласий, где внесёт свои коррективы.
В случае же, если участник согласен и ему выгодно поставить большее количество того же товара по той же средней цене, то он подпишет измененный контракт. И будет делать поставку по НМЦК.
При этом от сторон не требуется заключать каких-бы-то-ни-было дополнительных соглашений.
Данное согласование проходит до подписания ГК на торговой площадке.
Важно!
По закону инициативу должен проявить именно заказчик.
Он может даже не звонить и не согласовывать с победителем устно такой поворот.
Он имеет право просто выслать через площадку договор, с внесенными изменениями.
В договоре укажет увеличенную до НМЦК общую сумму.
В таком случае, получив измененный контракт,
лучше сразу созваниваться с заказчиком,
чтобы подписать правильный контракт на правильное количество товара.
Влияет ли увеличение количества поставляемого товара на сроки поставки?
Увеличение количества поставляемого товара на сроки поставки никак не влияют
и остаются прежними как в проекте ГК, так и в закупочной документации.
СОВЕТ
Рассчитывая себестоимость поставки товара по конкретному тендеру,
всегда предусматривайте возможность увеличения количества поставляемого товара.
Запрашивайте у поставщика заранее данные о том, есть ли еще товар на складе.
И в случае, если Вы приобретаете последние товарные остатки со склада, запрашивайте дополнительно цены у других поставщиков на точно такой же товар.
Так Вам будет гораздо проще сориентироваться сразу после торгов и Вы сможете смело предлагать заказчику
поставить больше товара, чем предусмотрено документацией, соответственно увеличив свою прибыль.
Может ли сам победитель тендера попросить об увеличении цены контракта?
Ответ:
Может, если возможность увеличения суммы контракта до НМЦК была предусмотрена аукционной документацией изначально.
Пример:
Поставщик выиграл тендер на 500 000р, снизившись с НЦК 700 000р и просит заказчика внести изменения в контракт, заключить контракт все-таки на 700 000р, но с пропорциональным увеличением количества товара в поставке.
Как правильно действовать:
После публикации итогового протокола (протокола рассмотрения вторых частей), убедитесь, что являетесь победителем;
+ позвоните или напишите заказчику, познакомьтесь;
+ выясните, хочет ли он получить большее количество товара по данной закупке;
+ если заказчик согласен увеличить количество товара до НМЦК – обязательно выясните, какой именно товар (позицию, наименование) он хочет получить в увеличенном количестве.
+ проведите (!!!) расчёты – выгодно ли это Вам (наличие на складе, или у поставщика, сроки поставки и т.д)? Вы должны четко понимать, что после согласования увеличения у Вас «обратного пути» уже не будет.

Как увеличить до НМЦК/НЦКцену контрактана оказание услуг / выполнение работпо 44-ФЗ

Увеличение цены контракта до НМЦ по 44 ФЗ по услугам
Можно ли увеличить цену выигранного тендера на оказание услуг / выполнение работ по 44-ФЗ ?
Ответ:
Можно, но не более, чем на 10% от итоговой цены контракта.
Увеличение стоимости работ или услуг регулируется пунктом 1) б) ч. 1 ст 95, который ограничивает объём дополнительного соглашения максимум до 10% от итоговой цены контракта (пропорционально увеличенному объёму работ/услуг).
То есть увеличение количества оказываемых услуг возможно только на 10% и только в том случае, если эти условия изначально были предусмотрены документацией о закупке и проектом контракта в тендере.
При этом увеличивается не просто сумма в контракте, но и объем работ/услуг, который в итоге получит заказчик.
СОВЕТ
Рассчитывая себестоимость выполнения работ /оказания услуг по конкретному тендеру,
всегда предусматривайте возможность увеличения объема таких услуг/работ для этого конкретного заказчика.
Заранее имейте таблицы для расчета себестоимости, чтобы иметь возможность быстро сориентироваться
в ответ на предложение заказчика или
чтобы иметь возможность самостоятельно предложить увеличение цены.
Заранее, при анализе любого тендера
ищите положения в документации, которые прямо говорят о том,
что после победы Вы сможете законно договориться с заказчиком
об увеличенной цене контракта.

Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК

Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:

  1. Определение потребности в определенном товаре или услуге.
  2. Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
  3. Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
  4. Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
  5. Определить метод расчета НМЦК.
  6. Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе. Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке. Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.

Внесение изменений в предельную стоимость контракта допускается, только если такая возможность прописана в самом договоре. При этом стоимость контракта снижается без изменения объема выполненных работ и услуг и цена изменяется в пределах 10%.

В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:

  • выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
  • изменились регулируемые тарифы
  • уменьшился размер бюджетного финансирования
  • изменился перечень услуг для заказчика.

Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.

У сторон также есть возможность не только снизить, но и увеличить цену контракта по 44-ФЗ. Но это должно быть оговорено документацией о закупке или контрактом. 44-ФЗ содержит разъяснения при необходимости увеличить контракт на 10%. Здесь сказано, что стоимость увеличивается пропорционально дополнительному количеству продукции, выполненным работам и услугам исходя из цены за единицу работы.

Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту. Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ. Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.

Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.

По 44-ФЗ изменение цены контракта более чем на 10% допускается только при изменении регулируемых тарифов Правительством или объема бюджетного финансирования. Что касается возможности изменения цены более, чем на 10% по соглашению сторон, то в рамках дополнительного соглашения оно не оформляется (эту позицию озвучивал Минфин в своем письме от 2017 года № 24-03-08/70200).

При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%, заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.

Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки. При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком. При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.

Источники

  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/razbiraemsya-s-trebovaniyami-k-predelnym-tsenam-na-tovary-i-uslugi
  • https://impact-t.ru/inventarizaciya/2283-predelnaya-cena-dogovora.html
  • https://rusjurist.ru/dogovory/ponyatie_i_usloviya_dogovora/kakimi_sposobami_rasschitat_maksimalnuyu_cenu_dogovora/
  • https://star-tender.ru/poleznye-stati/nachalnaya-maksimalnaya-tsena-kontrakta-nmtsk-po-44-fz-i-223-fz-obosnovanie-metody-opredeleniya
  • https://tender1.ru/kak-uvelichit-tsenu-kontrakta-do-nmtsk-po-44-fz
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/cena-kontrakta.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: