В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИЗНАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН НЕСОСТОЯВШИМСЯ

Содержание
  1. Что и где продается на торгах?
  2. Как проходят торги по банкротству
  3. Первичные торги
  4. Повторные торги
  5. Публичные торги
  6. Кто и при каких условиях проводит торги
  7. Какое имущество реализуется на торгах
  8. По какой цене реализуется имущество
  9. Как публикуется информация о торгах и реализуемом имуществе
  10. Где публикуется информация
  11. Какие сведения должны быть в извещении о проведении торгов
  12. Кто может участвовать и присутствовать на торгах
  13. Почему не все объекты «уходят» с торгов
  14. Общие положения о несостоявшихся торгах
  15. Специальные основания для признания торгов несостоявшимися
  16. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИЗНАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН НЕСОСТОЯВШИМСЯ
  17. Когда признать, что аукцион не состоялся
  18. Как действовать заказчику, когда аукцион не состоялся
  19. Обязанность заключить договор с единственным участником
  20. Проведение повторных торгов
  21. Последствия признания несостоявшимися торгов, проведенных по закону № 223-ФЗ
  22. Оспаривание торгов и обжалование действий (бездействия) организатора торгов
  23. Что такое несостоявшаяся закупка по 223-ФЗ и перечень оснований для ее признания
  24. Последствия признания закупки несостоявшейся
  25. Особенности заключения договоров
  26. Единственная заявка — порядок действий
  27. Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки
  28. Несостоявшийся аукцион — последствия
  29. Повторные торги

Что и где продается на торгах?

Если физическое или юридическое лицо банкротится, то всё его имущество продается в виде лотов путем проведения электронных торгов. Недвижимость, транспорт, техника, драгоценности, ценные бумаги и другие активы со всей территории РФ поступают на площадки торгов.

Вырученные от продажи активов деньги конкурсный управляющий использует для того, чтобы закрыть полностью или частично долг перед кредиторами.

Организаторы торгов публикуют исчерпывающие данные о каждом лоте, а недостающую информацию можно получить по запросу у конкурсного управляющего или осмотреть объект вживую.

На сайте Росимущества проводятся аукционы по продаже арестованного имущества. Однако на торгах по банкротству также продается залоговое и арестованное имущество, переданное на реализацию в ходе процедуры банкротства.

Как проходят торги по банкротству

Лот достается участнику торгов, предложившему самую высокую цену. Однако аукционы проходят в три этапа, и у каждого из них есть свои особенности.

Первичные торги

Это начальный этап мероприятия, на котором устанавливается стартовая цена на объект, близкая к его рыночной стоимости.

Участники торгов имеют право повышать ставку раз в 30 минут, основываясь на величине шага. Этот показатель определяется заранее и известен на этапе подачи заявки.

Повторные торги

Они проводятся только в том случае, если лот никто не купил на первичных торгах. На этом этапе стартовая стоимость объекта снижается на 10%, а механика проведения торгов такая же, как и на первичном аукционе.

Публичные торги

Если имущество должника не было реализовано на вторичных торгах, то организаторы переходят к публичному предложению. Для этого этапа характерно максимальное снижение цены на лот, иногда скидка достигает 99%. Участники могут купить объект, если правильно подадут заявку на участие и предложат более высокую цену на конкретном этапе торгов.

Кстати, скоро в сфере торгов по банкротству планируются серьезные изменения.

Минэкономразвития оценило минимальную выгоду для кредиторов и предлагает ввести голландскую модель проведения аукционов, о которой вы узнаете из этого видео.

Голландский аукцион онлайн — теперь в России?

Кто и при каких условиях проводит торги

Их проводят территориальные органы Росимущества самостоятельно или привлекают специализированную организацию ( ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве).

Для проведения торгов нужно, чтобы судебный пристав-исполнитель:

  • вынес постановление о передаче имущества должника на реализацию;
  • передал это имущество территориальному органу Росимущества или привлеченной специализированной организации. Это нужно сделать в течение 10 рабочих дней со дня, когда пристав вынес указанное постановление. Передача имущества оформляется актом, оно считается переданным со дня, когда подписан акт передачи.

Если нет законных оснований для проведения торгов, их могут признать недействительными.

Какое имущество реализуется на торгах

Это имущество перечислено в законе, а именно ( ч. 3, 4 ст. 87 Закона):

  • недвижимость, в том числе заложенная (п. 1 ст. 56 Закона об ипотеке);
  • вещи стоимостью выше 500 000 руб., в том числе неделимые, сложные вещи, главные вещи и их принадлежности;
  • имущественные права (например, право аренды);
  • ценные бумаги, за исключением некоторых инвестиционных паев. Обратите внимание, что если ценные бумаги обращаются на организованных торгах (например, на бирже), то они реализуются на этих же торгах, а не на публичных ( ч. 3 ст. 89 Закона);
  • заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требования взыскателя – не залогодержателя;
  • предметы, которые имеют историческую или художественную ценность;
  • дебиторская задолженность при определенных условиях.

По какой цене реализуется имущество

По общему правилу начальная цена, по которой организатор торгов выставляет имущество на торги, должна быть не ниже, чем та, которая указана в постановлении пристава об оценке этого имущества ( ч. 2 ст. 89 Закона).

Цена должна быть снижена на 15 процентов при проведении вторичных торгов, если первоначальные не состоялись. Однако цена не снижается, если вторичные торги проводятся из-за того, что победитель первоначальных не оплатил полную стоимость имущества в течение пяти дней со дня их проведения (ч. 2 ст. 92 Закона, п. 3 ст. 58 Закона об ипотеке).

Как публикуется информация о торгах и реализуемом имуществе

Ее публикует организация, которая проводит торги. По общему правилу информация об имуществе размещается в 10-дневный срок со дня его получения такой организацией, а извещение о торгах публикуется не позднее чем за 30 дней до их проведения.

Исключение – торги заложенным недвижимым имуществом. Об их проведении извещают не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения ( ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве, п. 3 ст. 57 Закона об ипотеке, п. 4 ст. 449.1 ГК РФ).

После публикации информация должна сохраняться на сайте организатора торгов с даты ее размещения и до окончания приема заявок участников торгов .

Где публикуется информация

Извещение о торгах и информация о реализуемом имуществе публикуется ( ч. 3 ст. 90 Закона, п. 4 ст. 449.1 ГК РФ):

  • на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов – www.torgi.gov.ru;
  • на официальном сайте ФССП России – http://www.fssprus.ru/torgi/;
  • в печатных средствах массовой информации, которые распространяются в том числе по месту нахождения реализуемого имущества.

Конкретное печатное издание не определено. По мнению ФАС России, его нужно выбирать исходя из характера имущества, круга объективно заинтересованных в нем лиц, тиража издания и способа его распространения.

При этом, по мнению некоторых судов, публикация информации в сети Интернет имеет первоочередное значение, а в печатных средствах массовой информации – дополнительное. Это значит, что, если информация о торгах и имуществе будет размещена только в печатном издании, торги могут быть признаны недействительными в связи с нарушением порядка их проведения, особенно если печатное издание не широко распространено и не является специализированным. Если же будет сделана публикация информации только в сети, вероятность, что торги признают недействительными, ниже.

Если реализуется заложенное недвижимое имущество, то помимо опубликования извещения о торгах в сети Интернет нужно также опубликовать его в периодическом издании, которое является официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения недвижимости (п. 3 ст. 57 Закона об ипотеке). Например, в Москве извещения публикуются в официальном издании Мэра и Правительства Москвы “Бюллетень оперативной информации “Московские торги”.

Какие сведения должны быть в извещении о проведении торгов

Извещение о проведении торгов должно содержать сведения (п. п. 2, 3, 5 ст. 448, п. 4 ст. 449.1 ГК РФ):

  • о времени и месте торгов;
  • форме торгов. В рамках исполнительного производства это, как правило, открытые публичные торги в форме аукциона (п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве);
  • имуществе, которое будет продаваться на торгах. Если это недвижимость, то должны быть учтены требования ст. 554 ГК РФ, то есть указаны данные, которые позволяют определенно ее установить, в том числе расположение на земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. В частности, нужно указать кадастровый номер недвижимости;
  • существующих обременениях продаваемого имущества. Например, залоге или праве аренды;
  • порядке проведения торгов, в том числе о том, как оформляется участие в торгах и как определяется их победитель;
  • начальной цене;
  • собственнике (правообладателе) имущества;
  • условиях договора, который заключается по результатам торгов;
  • размере задатка, сроках и порядке, в котором его должны внести участники торгов.

Для заложенного недвижимого имущества есть еще одно требование. В извещении о проведении торгов, которое публикуется на сайте www.torgi.gov.ru, дополнительно нужно указать наименование и номер периодического печатного издания, в котором организатор торгов опубликовал извещение об их проведении, и дату этой публикации.

Кто может участвовать и присутствовать на торгах

Участвовать в открытых торгах может любое лицо, кроме (п. 1 ст. 448, п. 5 ст. 449.1 ГК РФ):

  • должника;
  • организаций, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, работников этих организаций;
  • должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов;
  • членов семей указанных физических лиц.

Присутствовать на торгах могут (п. 3 ст. 449.1 ГК РФ, п. 5 ст. 57 Закона об ипотеке):

  • пристав;
  • должник;
  • взыскатель;
  • лица, которые имеют права на продаваемое имущество, например, арендаторы или собственники;
  • залогодержатели по последующим ипотекам реализуемой на торгах недвижимости.

Обратите внимание, что орган местного самоуправления вправе в интересах поддержания общественного порядка ограничить присутствие других лиц на торгах заложенной недвижимостью.

Почему не все объекты «уходят» с торгов

Согласно данным исследований Федресурса, до 90% всех выставленных лотов продаются на этапе публичного предложения, когда цена на них падает ниже всего.

Однако случается и такое, что лоты никто не покупает. Иногда имущество не удается реализовать по объективным причинам, например:

  • объект явно неликвидный и не представляет собой интереса ни для кого из участников торгов;
  • в составе одного лота много объектов разбросанных по большой территории;
  • недостаточно информации об объекте или не получается его осмотреть;
  • специфические объекты, которые интересуют немногих участников торгов;
  • покупателям не подходит цена.

Если никто не подал заявку на участие в торгах или победитель отказался подписывать договор купли-продажи, торги объявляются несостоявшимися. В этом случае имущество также остается нереализованным.

Впрочем, иногда лот просто теряется в обилии предложений или, как это часто бывает, на первый взгляд неликвидные объекты при ближайшем рассмотрении оказываются очень интересными.

И за счет того, что большинство участников торгов проходят мимо таких предложений, вы можете покупать эти объекты по минимальным ценам, с дисконтом в 50-70%.

Общие положения о несостоявшихся торгах

Следует различать понятия:

  • отмены торгов по решению организатора — до их проведения;
  • признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
  • признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.

Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:

  1. Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
  2. Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ от 01.07.2013 № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО от 25.09.2013, дело № А50-16269/2012).

Из этого правила есть исключения. Так, п. 16 ст. 110 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ на случай уклонения предусматривает обязанность заключить договор с участником, предложившим самую высокую цену, определенную без учета цены победителя.

Специальные основания для признания торгов несостоявшимися

В законодательстве можно встретить следующие основания:

  • неуплата выигравшим торги участником покупной цены (п. 7 ст. 449.1 ГК РФ);
  • отсутствие заявок или случай, когда ни одна заявка не удовлетворяет условиям (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53 закона № 44-ФЗ, п. 17 ст. 110 Закона о банкротстве);
  • отказ от заключения контракта участника под номером 2 (ч. 6 ст. 54 закона № 44-ФЗ);
  • отсутствие надбавки против первоначальной цены (п. 2 ч. 1 ст. 58 закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ).

Последствия несостоявшихся торгов могут быть предусмотрены как законом, так и подзаконным актом или правилами, для них установленными. Рассмотрим некоторые из них.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИЗНАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН НЕСОСТОЯВШИМСЯ

Если аукцион не состоялся, заказчик либо заключает контракт с единственным поставщиком, либо проводит новую закупку. Действия зависят от причины, по которой процедура не состоялась. Расскажу, в каких случаях признавать аукцион несостоявшимся и как действовать в каждой ситуации, чтобы соблюсти сроки и не получить штраф. Правила разберем на примерах аукционов, которые заказчики разместили в ЕИС.

Когда признать, что аукцион не состоялся

Признайте, что электронный аукцион не состоялся, когда оказались в одной из пяти ситуаций:

оператор электронной площадки получил только одну заявку или не получил ни одной (ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);

комиссия допустила к аукциону только одного участника или не допустила никого (ч. 8 ст. 67 Закона № 44-ФЗ);

ни один участник аукциона не подал ценовое предложение во время торгов (ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ);

вторая часть только одной заявки отвечает требованиям или не отвечает ни одна (ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ);

победитель и второй участник не заключили контракт с заказчиком (ч. 15 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: можно ли изменить НМЦК на 10 процентов и повторно объявить аукцион, если закупку признали несостоявшейся

Как действовать заказчику, когда аукцион не состоялся

В протоколе по итогам закупки напишите, что аукцион не состоялся. Укажите причину – одно из оснований, которые описаны ниже. Если нарушите срок на публикацию протокола, сотрудник контрактной службы заплатит штраф в 5000 или 30 000 руб. (ч. 1 и 1.1 ст. 7.30 КоАП РФФ).

Обязанность заключить договор с единственным участником

В ряде случаев при наличии одного участника закон обязывает организатора торгов заключить с ним договор, несмотря на то что победителя в этом случае нет (п. 1 ст. 447 ГК РФ). Заключение договора производится не по результатам прошедших торгов, а на основании специальной нормы закона и юридического факта признания торгов несостоявшимися.

Соответствующие положения содержатся в п. 15 ч. 1 ст. 17.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, ч. 5.7 ст. 19 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и др. Указание на то, что единственная заявка должна отвечать критериям конкурса, в специальных нормах может отсутствовать. В ч. 1 ст. 55 закона № 44-ФЗ это требование конкретизировано, а к примеру, в Законе о рекламе говорится только о регистрации единственного участника. Тем не менее судебная практика идет по пути проверки на предмет соответствия заявки на размещение рекламной конструкции выдвинутым условиям. Так, по одному из дел АС СЗО отказал в иске участнику торгов, который предложил установку рекламной конструкции, отличающуюся по размерам от параметров, указанных в условиях конкурса (постановление от 12.11.2014, дело № А21-10450/2013).

При этом соблюдение формы заявки, предложенной организатором торгов или установленной подзаконным актом, необязательно (если она соответствует требованиям к содержанию). Соответствующий вывод есть в решении ВС РФ № АКПИ13-430. Верховный суд посчитал, что сам факт установления в правилах, утвержденных Правительством РФ, формы заявки для участия в торгах не означает введения правила о том, что ее несоблюдение может повлечь недопуск участника.

Проведение повторных торгов

Во многих случаях обязательных торгов после признания первых из них несостоявшимися предусматривается проведение повторных торгов:

  • по пп. 1, 2 ст. 58 Закона об ипотеке для этого установлены 2 условия: торги должны быть признаны несостоявшимися и после этого залогодатель не достиг соглашения с залогодержателем о покупке объекта ипотеки по начальной цене с зачетом обеспеченных этим залогом требований в оплату;
  • по ч. 2 ст. 55 закона № 44-ФЗ — если не было участников (в том числе отклонены все заявки, никто не прошел предквалификацию) или участник под номером 2 отказался от заключения контракта;
  • по п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве — в случае незаключения договора.

Повторные торги проводятся в большинстве случаев в сокращенные сроки по сравнению с первыми торгами (предполагается, что при первом извещении круг заинтересованных лиц уже предварительно проинформирован). Снижение начальной цены на повторных торгах может составлять до 10% и более (на 15% — п. 3 ст. 58 Закона об ипотеке).

Последствия признания несостоявшимися торгов, проведенных по закону № 223-ФЗ

В соответствии с ч. 2 ст. 2 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, основным регламентирующим документом закупки является Положение о закупке, утвержденное высшим руководящим органом юридического лица из числа организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 1 названного закона. Правила о последствиях несостоявшихся торгов должны содержаться в Положении.

Истцы зачастую ошибаются, оспаривая торги или предъявляя требование о понуждении к заключению договора, основываясь на законе № 44-ФЗ, тогда как торги (конкурс) проводились в соответствии с законом № 223-ФЗ. Так, во многих случаях согласно нормам положений о закупке заключение договора с единственным участником не обязанность, а право организатора. Кроме того, такого права в положении может не быть, а общие нормы ГК РФ не дают оснований для таких утверждений. В связи с этим суды нередко отказывают в удовлетворении требования о заключении договора (см., например, определение ВАС РФ от 22.03.2013 № ВАС-2846/13).

Оспаривание торгов и обжалование действий (бездействия) организатора торгов

  1. Для обжалования действия (бездействия) организатора торгов можно обратиться как в арбитражный суд, так и в территориальный орган ФАС РФ (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о конкуренции). Эта норма распространяется на все виды обязательных торгов (см. постановление АС ПО от 26.03.2015, дело № А65-9335/2014). По несостоявшимся торгам срок подачи жалобы — 3 месяца (ч. 5 п. 1 ст. 18.1), в ином случае — 10 дней.
  2. Истцом по иску о признании торгов несостоявшимися может быть как участник торгов, так и лицо, которое не смогло принять в них участие по причине нарушения порядка проведения (если его права нарушены).
  3. На практике иногда обсуждается возможность признания недействительными несостоявшихся торгов. ВАС РФ признал ее и легитимировал в постановлении президиума от 06.11.2011 № 2436/11, аргументировав это тем, что признание несостоявшимися есть результат проведения торгов. Следовательно, такие торги могут быть признаны недействительными. Однако окружные суды уже после издания этого постановления неоднократно отказывали в исках, считая, что несостоявшихся торгов не было, а потому невозможно признать их недействительными и восстановить нарушенные права.

Признание торгов несостоявшимися не всегда решает проблему заинтересованного лица, так как последствия признания торгов несостоявшимися могут быть не предусмотрены законом; особенно это касается повторных торгов (в п. 4.4 ст. 55 закона № 44-ФЗ — заключение договора путем запроса предложений или иным образом).

Итак, последствия несостоявшихся торгов зависят от нормативного регулирования вида торгов и от основания, по которому произошло такое признание. Прежде чем обращаться в суд с требованием о признании торгов несостоявшимися или несостоявшихся торгов недействительными, следует проанализировать, какие возможности последующего восстановления нарушенных прав существуют в соответствующем случае.

Что такое несостоявшаяся закупка по 223-ФЗ и перечень оснований для ее признания

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при проведении торгов на поставку определенных товаров и оказание услуг заказчики, помимо самого закона о закупках, должны руководствоваться в своих действиях Гражданским кодексом и внутренним утвержденным Положением о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса, под несостоявшимися торгами можно понимать торги, в которых принял участие единственный участник. Здесь стоит подчеркнуть, что речь в гражданско-правовом законодательстве идет именно о торгах, а не всех возможных закупочных процедурах.

Помимо данного случая, который указан в ч. 5 ст. 447 ГК, для признания торгов несостоявшимися в закупочной практике обычно выделяют такие основания:

  1. Если в установленные сроки не поступила ни одна заявка на участие в закупочной процедуре.
  2. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах был признан соответствующим условиям закупки.
  3. Если по результатам рассмотрения поступивших заявок они все были отклонены.

В зависимости от конкретной закупочной процедуры перечень оснований для признания закупки несостоявшейся может быть шире. Например, при проведении открытого конкурса или аукциона могут быть предусмотрены такие основания:

  1. После завершения сроков подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  2. По результатам рассмотрения поступивших заявок на участие в конкурсе комиссией были отклонены все заявки.
  3. Результатом предквалификационного отбора стало то, что ни один участник закупочного мероприятия не был признан соответствующим требованиям документации.
  4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.
  5. Результатом рассмотрения первых частей заявок стало то, что комиссия отклонила от участия их все.
  6. В течение установленного времени после начала проведения аукциона ни один участник не подал предложений по цене договора.

В указанных выше ситуациях заказчику придется предпринять ряд мер для проведения повторных торгов либо новой закупочной процедуры.

В случаях когда только одна заявка была признана соответствующей условиям, или комиссия признала только одного участника закупки участником торгов, заказчик не обязан проводить новые торги. Он может подписать договор с единственным участником.

Следует понимать разницу между несостоявшимися и недействительными торгами. Согласно ст. 449 ГК торги, которые были проведены с нарушением установленных правил, допускается признать недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными имеет целый ряд последствий. Оно автоматически приводит их к недействительности договора, который подписан с победителем торгов.

Таким образом, недействительные торги – это торги, которые были проведены в обход закона и с нарушением процессуальных правил. Тогда как несостоявшиеся торги проведены по нормам закона и по их результатам можно подписать договор с единственным участником, и он не подлежит отмене.

Последствия признания закупки несостоявшейся

Признание закупочной процедуры несостоявшейся включает комплекс юридических и фактических действий, которые призваны зафиксировать особенный статус такой закупки. Это позволяет в дальнейшем подтвердить легитимность заключения договора в упрощенном порядке с единственным поставщиком.

Заказчику следует принять такие меры:

  1. Выявить и проанализировать условия, которые послужили основанием для признания закупки таковой. Например, заказчик предъявил слишком строгие требования к участникам, некорректно указал начальную цену по договору, предоставил участникам слишком сжатые сроки для подачи заявок и пр.
  2. Признать закупку таковой и подписать соответствующий протокол. Протокол нужно разместить в открытом доступе.
  3. Принимается решения о последствиях. Это может быть проведение иной закупочной процедуры в упрощенном порядке или подписание договора с единственным поставщиком.
223–ФЗ дает заказчикам возможность самостоятельно определиться с последствиями признания процедуры несостоявшейся (в отличие от императивных правил, которые прописаны в 44-ФЗ).

В Положении, которое действует у заказчика, тот может предусмотреть такие варианты:

  1. Провести новую закупку.
  2. Провести упрощенную закупочную процедуру.
  3. Заключить договор с единственным поставщиком.

При этом в положении заказчик может предусмотреть возможность выбора одного из указанных вариантов по своему усмотрению в зависимости от специфики ситуации. Например, он подписывает договор с единственным участником, если проведение новой закупки лишено смысла и нецелесообразно (нет времени для организации новых торгов, новая процедура не приведет к появлению новых потенциальных участников и пр.).

Особенности заключения договоров

Заказчик должен подключить договор с единственным участником закупки в случаях, если:

  1. Указанный участник может быть допущен закупочной комиссией к участию в процедуре закупки.
  2. Договор подлежит заключению на условиях документации и проекта договора.
  3. Договор подписывается по той цене, в том объеме и на тех условиях, которые были указаны единственным участником в заявке (в случае, если закупка проводилась в форме аукциона, она должна заключаться по цене, которая не превышает начальную или максимальную цену) или на более оптимальных для участников условиях.
  4. Изменения в план закупок вносить не требуется, в ежемесячный отчет по результатам закупки такой договор нужно включать на общих условиях.
Стоит учесть, что по судебной практике отказ заказчика от заключения договора с единственным участником, заявка которого соответствует всем установленным требованиям, противоречит закону.

Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком в том случае, если в Положении о закупке предусмотрено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам признания закупки без конкурентной борьбы. Соответствующее решение принимается уполномоченными должностными лицами и органами управления заказчика.

Договор подлежит публикации в ЕИС вместе с извещением о закупке у единственного поставщика. На подписание договора сторонам отводится 10 дней после подведения итогов закупочной процедуры.

При необходимости стороны могут по обоюдному согласию изменять контракт, который им предстоит заключить. Для этого они вносят в текст правки перед подписанием документа либо заключают дополнительное соглашение. Сведения об изменении условий контракта должны найти отражение в ЕИС, согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ. Правки появляются в свободном доступе в течение 10 дней после вступления их в законную силу.

Заказчик и единственный поставщик по обоюдному согласию имеют право на отказ от договора и подписать об этом факте дополнительное соглашение.

Заказчик может заключать договор с участником не как с единственным поставщиком, а как с победителем торгов (если подобная возможность предусмотрена в Положении о закупках). Запрос предложений и котировок с поступившей единственной заявкой можно оформить как конкурентную процедуру и подписать по ее итогам протокол и договор.

Таким образом, 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирует действия заказчиков по результатам признания торгов несостоявшимися и предоставляет им свободу выбора. Закупка признается таковой, если фактически не удалось добиться определения поставщика на конкурентных началах. Тогда как сама процедура при этом полностью соответствовала установленным законодательством требованиям. В противном случае она признается недействительной. Последствия признания закупки несостоявшейся прописываются в утвержденном заказчиком Положении о закупках. Обычно в качестве возможных последствий выступает подписание договора с единственным участником, проведение новой закупочной процедуры или проведение закупки в иной форме.

Единственная заявка — порядок действий

Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.



Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.

При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.

Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.

Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.

Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.

Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки

Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.

Итак, тендер признается несостоявшимся, если:

  1. подана одна заявка;

  2. отсутствие заявок;

  3. зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;

  4. в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.

Несостоявшийся аукцион — последствия

Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.

Повторные торги

Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.

Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе

Источники

  • https://torgi-blog.com/torgi-ne-sostoyalis-chto-proishodit-s-imushestvom/
  • https://znatpravo.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/kak-provodyatsya-publichnye-torgi-v-ramkax-ispolnitelnogo-proizvodstva/
  • https://rusjurist.ru/torgi_i_konkursy/posledstviya_priznaniya_torgov_nesostoyavshimisya_nyuansy/
  • https://44fzrf.ru/v-kakih-sluchayah-priznat-elektronnyj-aukczion-nesostoyavshimsya/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/223/nesostoavsiesa-zakupki.html
  • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/priznanie-aukciona-nesostoyavshimsya

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: