В России завершилось голосование по поправкам в Конституцию

Содержание
  1. Что такое референдум
  2. Правовые моменты
  3. Инициативы президента РФ
  4. Поправки: высокий интерес и легитимность
  5. Предыстория
  6. Инициативы по проведению плебисцита
  7. Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации
  8. В соцсетях: ложь и провокации
  9. Итоги всенародного голосования
  10. Предлагаемое усыновление без референдума
  11. Терминология
  12. Обсуждение
  13. Всероссийское голосование
  14. Условия проведения
  15. Дата голосования
  16. Версии о фальсификации
  17. Одобрение законопроекта
  18. Правовые моменты президентских указаний о проведении всенародного голосования
  19. Хакеры промахнулись, а мифы развенчают
  20. Результаты всенародного голосования
  21. Порядок голосования
  22. Агитационные кампании
  23. Материалы государственных органов
  24. Процедура голосования
  25. Сбор подписей
  26. Первое чтение, предложения новых поправок в законопроект
  27. Кампания
  28. Оценки наблюдателей: все спокойно
  29. Как проходило предварительное голосование
  30. Два проекта
  31. Назначение референдума
  32. Окончательная версия
  33. Принятие поправок во втором чтении, новые дополнения в законопроект
  34. Общенародное голосование
  35. За какие поправки предлагается проголосовать

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ “О референдуме Российской Федерации” от 28 июня 2004 года, “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 года.

Правовые моменты

Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин после роспуска Верховного Совета и ввиду фактического игнорирования действия конституции 1978 года издал указ от 1 октября 1993 года № 1557 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Государственной думы» и указ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Целью всенародного голосования было утверждение новой Конституции России.

Таким образом, инициатором всенародного голосования был Президент России, что прямо противоречило Закону РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР», в котором говорилось, что право принятия решения о проведении всероссийского референдума — всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики — принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету России (ст. 9). Решение о проведении референдума могло быть принято либо Съездом народных депутатов РСФСР, либо Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (ст. 10).

Статья 35 закона «О референдуме РСФСР» гласит следующее:

При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесённых в списки для участия в референдуме.

Несмотря на то, что президент не вправе был инициировать референдум, и за новую конституцию проголосовало только около четверти от списочного состава избирателей, она всё же была принята, так как всенародное голосование проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», утверждённым ранее указом президента, который тоже вступал в противоречие с Конституцией РСФСР, в ст. 121-8 которой прямо утверждалось:

Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации.

Инициативы президента РФ

15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию заявил о необходимости внести ряд изменений в действующую Конституцию РФ. В частности, глава государства предложил установить приоритет российской конституции над требованиями международного законодательства, закрепить в основном законе роль и статус Госсовета, расширить полномочия Госдумы, Совета Федерации, Конституционного суда, ограничить число президентских сроков, закрепить в основном законе ряд мер социальной поддержки населения и др.

При этом Владимир Путин подчеркнул, что поправки в конституцию не должны затрагивать ее фундаментальных основ, и предложил утвердить их парламентом через принятие соответствующих конституционных законов, после чего провести общероссийское голосование по всему пакету предложенных изменений. По результатам волеизъявления граждан президент примет окончательное решение о подписании поправок в основной закон.

В тот же день, 15 января, для сбора предложений о поправках в Конституцию РФ распоряжением президента была образована рабочая группа. В нее вошли законодатели, эксперты, общественные и культурные деятели – всего 75 человек. Возглавили группу три сопредседателя: глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева.

Поправки: высокий интерес и легитимность

Граждане проявили большую активность, чем на референдуме в декабре 1993 года, когда принималась действующая Конституция России. Активнее всех голосовали жители Чечни (92%) и Тывы (90%). А, например, в Центральной России наибольшую активность проявили жители Брянской области, где участие в процессе приняли 86%.

Предыстория

Конституция России была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и состоит из девяти глав. Порядок пересмотра 1-й, 2-й и 9-й глав закреплён в статье 135 Конституции и требует созыва Конституционного собрания для принятия новой Конституции. Порядок изменения глав с 3-й по 8-ю определён в статье 136 и требует принятия закона о поправке к Конституции Российской Федерации по процедуре, аналогичной, но не идентичной ввиду требования ратификации поправки региональными законодательными органами, принятию федерального конституционного закона.

За время действия Конституции в неё был внесён ряд изменений. Наиболее общественно значимыми были поправки, предложенные в президентском послании 2008 года, увеличивающих срок полномочий президента Российской Федерации с 4 до 6 лет, а Государственной думы — с 4 до 5. В начале 2014 года произошло объединение Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации, что потребовало внесения изменений в Конституцию, а затем состав Совета Федерации пополнили «представители Российской Федерации», которые назначаются (могут назначаться) президентом России. Также в Конституцию вносились изменения, связанные с ликвидацией и образованием, переименованием субъектов Федерации.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию – так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации

Рассылавшееся в Москве приглашение на проводимые 12 декабря 1993 года выборы в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации и выборы в Московскую городскую Думу

Одновременно со всенародным голосованием по Конституции России были проведены выборы депутатов в Государственную думу и выборы депутатов в Совет Федерации первого созыва — органы, введение которых предусматривалось проектом новой Конституции. На выборах в Думу победила ЛДПР (лидер В. В. Жириновский). Демократические партии и блоки, включая крупнейший проправительственный блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар) в сумме получили менее половины голосов избирателей.

При этом, согласно указу Президента России от 19 октября 1993 года № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года», от участия в выборах в Федеральное Собрание были отстранены партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях в сентябре-октябре 1993 годана стороне Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации

В соцсетях: ложь и провокации

Еще накануне в интернете кто-то начал распространять бланки с особым мнением членов участковых избирательных комиссий от КПРФ, в которых заранее, до подведения итогов голосования, выражалось несогласие с содержанием итогового протокола. Глава ЦИК направила срочное письмо лидеру КПРФ Геннадию Зюганову и попросила разобраться в этой ситуации. “Никаких таких указаний не было, это не идет от руководства коммунистической партии”, – проинформировала она об ответе лидера КПРФ.

Итоги всенародного голосования

В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции, что существенно меньше половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчётах о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных.

Одновременно были проведены выборы в Государственную думу и выборы в Совет Федерации первого созыва — органы, введение которых предусматривалось проектом новой Конституции.

По указу президента России Б. Н. Ельцина от 19 октября 1993 года № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года» от участия в выборах в Федеральное Собрание были отстранены как имеющие отношение к вооруженному мятежу партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях конституционного кризиса в сентябре-октябре 1993 года на стороне Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

На выборах в Думу победила ЛДПР. Демократические партии и блоки (включая проправительственный блок «Выбор России») в сумме получили менее половины голосов избирателей.

Тем самым в России установилась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту Президента России Б. Н. Ельцина.

Предлагаемое усыновление без референдума

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и состоит из девяти глав. Порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 установлен в статье 135 Конституции и требует созыва Конституционного собрания для принятия новой Конституции. Порядок внесения изменений в главы 3–8 определен в статье 136 и требует принятия закона о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации в соответствии с процедурой, аналогичной (но не идентичной в связи с требованием ратификации поправки региональными властями). законодательные органы) принятие федерального конституционного закона.

С момента вступления в силу в Конституцию было внесено несколько поправок. Самыми крупными были поправки, предложенные в послании президента от 2008 года. Другие поправки включали поправку об объединении Высшего и Высшего арбитражных судов, а также поправку о назначении Президентом дополнительной группы членов Совета Федерации («представителей Российской Федерации»). В Конституцию также были внесены изменения в связи с образованием или ликвидацией субъектов Федерации, а также с их переименованием.

Путин отметил, что российский парламент имеет законные полномочия изменять Конституцию, но он утверждал, что для придания поправок легитимности необходимо всенародное голосование. В то время как Путин сказал, что пакет поправок должен быть поставлен на всенародное голосование, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что голосование не влечет за собой референдум. 20 января 2020 года Путин внес в Государственную Думу (нижнюю палату парламента) законопроект о поправках к конституции . Предложенная Путиным поправка к Конституции не требует ни референдума, ни созыва Конституционного собрания России .

Терминология

Действующая Конституция Российской Федерации была принята “всенародным голосованием” 12 декабря 1993 года . Это официальный термин, имеющий юридическое значение. Поправки или новая конституция также могут быть приняты «всенародным голосованием».

Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Конституция Российской Федерации вступает в силу с момента ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

– Конституция РФ, разд. 2, арт. 137 с. 1

Статья 3 Конституции России 1993 г. гласит:

Высшим непосредственным выражением власти народа референдум и свободные выборы.

Высшим прямым выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

– Конституция РФ, разд. 1, арт. 3 шт. 3

Глава 9 говорит:

  1. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа Совета членов Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
  2. Конституционное Собрание либо подтверждает Конституции Российской Федерации, либо утверждает проект новой Конституции Российской Федерации, принимается двумя третьими голосами от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считает принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей.
  1. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации поддержат три пятых от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание.
  2. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает новую Конституцию Российской Федерации, которая принимается Конституционным Собранием двумя третями от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При всенародном голосовании Конституция Российской Федерации считается принятой, если ее поддержали более половины пришедших на избирательные участки избирателей и при условии, что в голосовании участвовало более половины электората.

Таким образом, «референдум» ( русский : референдум , латинизированный : референдум ), «свободные выборы» ( русский : свободные выборы , латинизированный : свободные выборы ) и «всенародное голосование» ( русский язык : всенародное голосование , латинизированный : всенародное голосование ) предусмотрены Конституция. Явка не менее 50% является обязательной для «всенародного голосования» в соответствии со статьей 135 Конституции России 1993 года.

Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 1995 году периода А кампании, 50% + явка и международные демократические избирательные стандарты являются обязательными для проведения референдума. Результаты референдума являются обязательными и не могут быть изменены, если не будет проведен новый референдум. Консультативный референдум в России не предусмотрен.

Обсуждение

С другой стороны, заявление Путина о том, что «окончательное решение» будет принято только после процесса голосования, можно истолковать как означающее, что само голосование не будет иметь обязательной силы. Однако согласно Конституции это не так: результаты общенационального голосования должны применяться как есть. Это означает, что референдум будет проводиться как дополнительная конституционная процедура (во многом как онлайн-опрос). Критики обвиняют Путина в организации «конституционного переворота» и стремлении ускорить изменения политической системы страны без прохождения надлежащих процедур, включая референдум.

Всероссийское голосование

Обновление Конституции требует ни референдума, ни о созыве Учредительного собрания, но «Всероссийское голосования» ( русское : общероссийское голосование , латинизируются : obshcherossiyskoye golosovaniye ) в предусмотренной статье 2 проекта закона о внесении изменений и дополнений в русском Конституция. Путин ввел этот термин впервые, и это не юридический термин с четким определением. Общероссийское голосование не предусмотрено конституцией, не упоминается ни в федеральных законах, ни в региональных законах, ни в иных правовых документах.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным – “да” или “нет”.

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Дата голосования

Щит ЦИК России о дате голосования

На встрече с рабочей группой 26 февраля 2020 года по изменению Конституции РФ Путин поддержал дату проведения общероссийского голосования 22 апреля 2020 года.

25 марта в своём обращении к народу Путин объявил о переносе даты голосования с 22 апреля на более поздний срок в связи с всемирной пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, которая затронула в том числе и Россию. В тот же день был подписан соответствующий указ.

21 мая ЦИК РФ постановил возобновить подготовку к проведению голосования по поправкам в конституцию. Возобновляется изготовление бюллетеней, подготовка информационных материалов.

1 июня после видео-конференции с членами рабочей группы и ЦИК, Путин подписал указ о проведении общероссийского голосования 1 июля.

Версии о фальсификации

В мае 1994 года были опубликованы выводы экспертной группы А. А. Собянина при администрации президента о масштабных фальсификациях на референдуме (после этой публикации президентская администрация прекратила сотрудничество с группой). Согласно выводам данной комиссии, в референдуме принимало участие не более 46 % от списочного состава избирателей.

Однако, Центризбирком при подведении итогов посчитал Конституцию принятой, и 25 декабря 1993 года она была опубликована в Российской газете. Избирательные бюллетени были вскоре уничтожены по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Рябова.

Одобрение законопроекта

11 марта 2020 года депутаты Государственной думы приняли в третьем, окончательном чтении законопроект о поправке в конституцию. За него проголосовали 383 парламентария, 43 воздержались. В тот же день документ одобрили члены Совета Федерации: за – 160 сенаторов, против – один, трое воздержались.

13 марта законодательные собрания всех 85 регионов России приняли решение поддержать изменения в Конституцию РФ. 14 марта закон подписал президент РФ Владимир Путин, в тот же день документ поступил в Конституционный суд.

Правовые моменты президентских указаний о проведении всенародного голосования

Указ Президента России «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»

В связи с прекращением деятельности народных депутатов и судей Конституционного суда, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин при фактическом пренебрежении действующей конституцией издал ряд указо, санкционирующих проведение всероссийского голосования по проекту конституции и парламентских выборов, целью которых было принятие нового Основного закона, смена конституционного строя страны.

Проводимое «всенародное голосование», на котором гражданам России предполагалось проголосовать за принятие Конституции Российской Федерации, официально не называлось «референдумом», ввиду того, что Президент России, согласно действовавшему законодательству, формально не мог быть инициатором проведения референдума. Так, в законе РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР» говорилось, что право принятия решения о проведении всероссийского референдума — всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики — принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету России (ст. 9). Решение о проведении референдума могло быть принято либо Съездом народных депутатов РСФСР, либо Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (ст. 10). Данный закон действовал до 16 октября 1995 года, пока не был отменён Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Существенным отличием указа Президента России «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от означенного Закона РСФСР «О референдуме» было также положение о том, что Конституция России считалась бы принятой, если бы «за её принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании» (п. «и» ч. 2 ст. 22 Положения о всенародном голосовании, утверждённого Указом), тогда как по Закону о референдуме решения по конституции считаются принятыми, только если «за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесённых в списки для участия в референдуме» (абз. 4 ст. 35 Закона РСФСР).

Указ Президента России «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» и другие акты о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации не были официально признаны противоречащими действовавшей на момент их утверждения Конституции (Основному Закону) Российской Федерации — России, в статье 121-8 которой говорилось:

Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации.

Хакеры промахнулись, а мифы развенчают

В Центризбиркоме внимательно следят за всеми “фейкометами” и готовы к противодействию. Мы будем активно развенчивать разного рода мифы, целенаправленную, хорошо спланированную, суперпроплаченную из разных источников, в основном из-за рубежа, кампанию по дискредитации общероссийского голосования.

Результаты всенародного голосования

Разность победившего ответа и проигравшего по субъектам федерации.

Днём 13 декабря 1993 года Центральная избирательная комиссия обнародовала первую официальную информацию, содержащую предварительные результаты голосования. 15 декабря председатель Центризбиркома подтвердил в пресс-центре МИД России, что считает новую Конституцию принятой. В течение 10 дней после голосования службы Центризбиркома вели при подсчёте голосов обработку поступающих от участковых и окружных избирательных комиссий протоколов.

22 декабря Центризбирком обнародовал общие итоговые результаты, объявив о том, что всенародное голосование состоялось, а проект Конституции Российской Федерации одобрен необходимым большинством населения. C подобным заявлением 22 декабря выступил Президент России на пресс-конференции в Кремле.

Согласно официальным итоговым данным, во всенародном голосовании приняло участие 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,4 %) проголосовали за принятие новой Конституции. Таким образом, за новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 31,02 % от числа зарегистрированных избирателей в России что существенно меньше половины всех избирателей.

При публикации предварительных результатов всенародного голосования публицисты трактовали «скромные его результаты как всенародное одобрение, не беря во внимание сколько республик (9) и областей (10) высказалось против», по условиям проведённого всенародного голосования. Однако в прессе встречались отдельные высказывания о том, что в некоторых регионах оно не состоялось. В двадцати регионах (не считая Чеченской республики) явка составила менее 50 % (во всех из них «за» проголосовало большинство из пришедших). Только в одном регионе — Усть-Ордынском Бурятском автономной округе — «за» проголосовало большинство от всех зарегистрированных избирателей; во всех остальных регионах большинство избирателей не проголосовало «за» (то есть либо не пришли, либо проголосовали «против», либо испортили бюллетень).

Несмотря на то, что в ряде субъектов Российской Федерации всенародное голосование не проводилось, либо большинство населения проголосовало против проекта конституции, это не имело значения для констатации факта принятия Конституции Российской Федерации. Если правовые требования для принятия Конституции, установленные указами Президента России, были соблюдены, то федеральная конституция вступала в действие и на территории таких субъектов (случаи голосования субъектов федерации против принятия федеральной конституции имели место и в других странах, например, ландтаг Баварии отклонил Основной закон ФРГ 1949 года, что не помешало тому вступить в силу для всех земель ФРГ, а в последующем распространить своё действие на присоединённые новые земли).

Порядок голосования

В связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 по рекомендации Роспотребнадзора были приняты особые противоэпидемиологические мероприятия. Одной из мер стало продлённое голосование. С 25 по 30 июня проходило так называемое «голосование до дня голосования», которое помогло снизить число голосующих, одновременно находящихся на участке. По прогнозам ЦИК, количество голосующих на участке не должно было превышать 8—12 человек в час. Для безопасности перед входом на избирательный участок измерялась температура тела, участки были обеспечены одноразовыми масками и перчатками, санитайзерами, одноразовыми ручками, дезинфицирующими ковриками, а также разметками социального дистанцирования

Также на заседании ЦИК 2 июня были предусмотрены несколько вариантов голосования: вне УИК, привязанной к адресу регистрации, с помощью механизма Мобильный избиратель; вне помещения для голосования (на придомовых территориях), а также бесконтактное голосование на дому. В рамках этого плебисцита для голосования на дому не требовалась уважительной причины, а желаемое время УИК согласовывала с голосующим. Эти варианты голосования были доступны не только 1 июля, но и в период с 25 по 30 июня. Подача заявок была открыта до 21 июня, для этого следовало подать заявление (в том числе и устное, по телефону) о голосовании по месту нахождения — в территориальную избирательную комиссию (ТИК), УИК, МФЦ или через портал «Госуслуг». Для голосующих на дому также предусматривались меры защиты: внутрь квартиры или дома члены комиссии и наблюдатели не входили, все они были в средствах индивидуальной защиты, также комплект с маской, перчатками, ручкой, антисептиком члены выездной комиссии привозили с собой для участника голосования.

На зарубежных участках действовал отдельный режим голосования. Каждое посольство и консульство будет самостоятельно определять, можно ли проголосовать до 1 июля.

Наблюдать за голосованием и контролировать его могли три категории участников: члены комиссии с правом решающего голоса, наблюдатели и представители СМИ. Участковые комиссии формировались заранее, наблюдателей на общероссийское голосование могли направлять региональные общественные палаты по заранее поданным заявкам, а представители СМИ должны были иметь договор с редакцией, заключённый не позднее чем за два месяца до назначения голосования. Заявлялось, что на этапе предварительного голосования ЦИК будет ежедневно публиковать данные о явке, подсчёт голосов за и против будет проводиться только после закрытия голосования 1 июля.

Агитационные кампании

Трамвай с агитацией ЦИК России за голосование по Конституции (июнь 2020 года)

Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц выделил 5 стратегий участия в голосовании 1 июля:

  • Отдать голос за.
  • Отдать голос против.
  • Сделать бюллетень недействительным — фактически означает «нет».
  • Унести бюллетень — это повысит явку, но не изменит пропорцию голосов.
  • Не ходить на голосование — повлияет только на явку, но не на результат.

Оппозиционные движения, партии и политики заняли разные позиции по отношению к голосованию: среди них нашлись как сторонники голосования против (Открытая Россия, КПРФ), так и те, которые призвали не участвовать в голосовании (Левый фрот, Яблоко, ПАРНАС).

Материалы государственных органов

Уличный стенд с поправками

Член московской Общественной наблюдательной комиссии Марина Литвинович указала на своей странице в социальной сети Facebook, что после жалобы активистов кампании «НЕТ!» в ЦИК на присутствие агитации за поправки, в том числе в разделах «Новости» и «Мнения», спорный раздел был убран с сайта.

Процедура голосования

  • Голосование будет проходить неделю — до 1 июля включительно. 1 июля объявлен выходной день.
  • Участки в дни голосования будут открыты с 8 до 20 часов по местному времени.
  • Помимо избирательных участков голосование проходит на дому, а в Москве и Нижегородской области можно было проголосовать и онлайн. Заявки на участие в онлайн-голосовании подали более 1,3 млн человек. Если пользователь подал заявление, но потом передумал голосовать онлайн, он может прийти на свой участок 1 июля.
  • 213 участков открыты на предприятиях с непрерывным циклом работы. Около 2 тыс. участков создано в местах временного пребывания.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Первое чтение, предложения новых поправок в законопроект

23 января 2020 года Госдума единогласно приняла в первом чтении внесенный президентом законопроект (за проголосовали 432 депутата). После первого чтения в думский комитет по госстроительству и законодательству поступило 391, а в рабочую группу – более 1 тыс. предложений о дополнительных поправках в основной закон.

В частности, Павел Крашенинников, председатель комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев и ряд других парламентариев предложили увеличить число назначаемых президентом РФ членов Совета Федерации до 30 человек (ныне – до 10% общего числа сенаторов, то есть до 17 человек). При этом семь из них могут назначаться пожизненно из числа бывших президентов РФ, а также граждан, “имеющих выдающиеся заслуги” перед страной. Член рабочей группы, председатель Тульской облдумы Сергей Харитонов предложил закрепить в конституции создание особых, не входящих в субъекты РФ “федеральных территорий”, которые в силу своей специфики требуют управления из центра.

Среди других предложений – закрепление в конституции положения об особой роли русского народа в создании российской государственности, включение понятия семьи как “союза мужчины и женщины”, упоминание Бога, предоставление Госдуме права прекращать полномочия членов кабинета министров и др.

Основные положения поправок, внесенных в законопроект перед вторым чтением

Перед вторым чтением законопроекта 10 марта 2020 года в документ было внесено 170 поправок. В общей сложности была скорректирована 41 статья 3-8 глав основного закона. Также они дополнялись пятью новыми статьями. 1-2 и 9 главы по-прежнему оставались неизменными.

В глава 3 (“Федеративное устройство”) были включены положения о недопустимости нарушения суверенитета и территориальной целостности РФ, а также о правопреемстве Российской Федерации по отношению к СССР. Статья 67 дополнена положением об особых федеральных территориях, не входящих в состав субъектов РФ. Организация публичной власти в них будет установлена отдельным федеральным законом. По словам Павла Крашенинникова, эта норма коснется в первую очередь военных городков и закрытых административно-территориальных образований. По мнению спикера Совфеда Валентины Матвиенко, федеральными территориями должны стать озеро Байкал и космодром Восточный.

Статья 68, закрепляющая статус русского языка как государственного, была дополнена положением о том, что он признается языком “государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации”. Согласно поправкам в статью 69, государство берет на себя обязательство защищать этнокультурное и языковое многообразие народов и этнических общностей РФ. Кроме того, Россия гарантирует защиту интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

В статью 72 был включен пункт о защите “института брака как союза мужчины и женщины”, а также о создании федеральными и местными властями “условий для достойного воспитания детей в семье” и “для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях”.

Президенту РФ, членам правительства, сенаторам, депутатам Госдумы, высшим должностным лицам субъектов РФ, прокурорам, уполномоченному по правам человека, руководителям федеральных госорганов, судьям запрещено иметь вклады, а также хранить ценности в зарубежных банках. Также в число лиц, которым нельзя иметь иностранного гражданства, включены прокуроры и уполномоченный по правам человека в РФ.

Согласно новым поправкам в статьи 83 и 110, российский президент фактически становился во главе исполнительной власти, так как на него было возложено “общее руководство” правительством РФ.

При формировании нового правительства в случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатуры премьер-министра президент получил право не распускать нижнюю палату парламента (статья 111). В соответствии с действующим законодательством, глава государства в таком случае обязан распустить Думу и назначить новые парламентские выборы. В новой редакции основного закона, президент также может назначать вице-премьеров и министров правительства без согласия Госдумы, если депутаты трижды проголосуют против предложенных премьером кандидатур на эти посты.

Полностью изменился порядок назначения и освобождения от должности генпрокурора и его заместителей. В соответствии с поправками, эти полномочия переходят от Совета Федерации к президенту РФ, который производит назначения и отставки руководства Генпрокуратуры “после консультаций с верхней палатой парламента” (статья 83). В настоящее время президент представляет кандидатуры генпрокурора и его замов на утверждение Совфеду, а также вносит в верхнюю палату парламента предложения об их отставке.

Изменилась и процедура назначения руководителей Счетной палаты РФ: право на внесение в Совет Федерации и Госдуму кандидатур на эти посты получил глава государства (статья 83). Сейчас кандидатов на пост председателя Счетной палаты предлагает Госдума, его заместителя – Совет Федерации. После согласования с президентом нижняя и верхняя палаты парламента производят соответствующие назначения.

Кроме того, конституция была дополнена положениями, усложняющими процедуру привлечения к уголовной ответственности экс-президента РФ. Согласно поправкам в статью 93, бывших глав государств можно будет лишать неприкосновенности только по процедуре, предусмотренной для отрешения от должности действующего президента (она предполагает участие Верховного и Конституционного судов, поддержку такого решения квалифицированным большинством обеих палат парламента). В настоящее время, согласно федеральному закону от 12 февраля 2001 года, для снятия с бывших руководителей страны неприкосновенности необходимы представление председателя Следственного комитета РФ и согласие простого большинства депутатов Госдумы и членов Совета Федерации РФ.

Изменения в статью 95 предполагают, что президент РФ, прекративший свои полномочия, становится пожизненным сенатором (он может отказаться от этого статуса). До 30 человек увеличивается президентская квот в Совете Федерации.

Конституционный суд получил право выносить постановления о неисполнении решений иностранных или международных судов и арбитражей в отношении РФ, если они противоречат “основам публичного правопорядка Российской Федерации” (статья 125).

Также в конституцию была внесена поправка, позволяющая представителям госвласти участвовать в формировании органов местного самоуправления и назначении их должностных лиц. Соответствующий порядок должен быть установлен федеральным законом.

Среди других предложенных изменений – положение о ежегодной индексации пенсий, государственная поддержка культуры, запрет на “умаление значения подвига народа при защите Отечества” и др. Также поправкой в статью 70 предусматривается возможность “пребывания отдельных федеральных органов государственной власти” в иных городах РФ, кроме Москвы.

Кампания

Оппозиционные движения, партии и политики по-разному относились к голосованию.

Поскольку не существует минимальной явки избирателей, поправки будут считаться утвержденными и вступившими в силу, если большинство фактических избирателей согласны с изменениями. Однако, чтобы продемонстрировать сильные управленческие навыки, местные органы власти и финансируемые государством организации используют традиционную тактику для увеличения участия избирателей и поощрения людей к голосованию онлайн и досрочно.

Закон, регулирующий общенациональное голосование, не упоминает никакой политической агитации. Государственный орган имеет право информировать общественность, и избирательная комиссия обязана это делать.

Телефонный опрос МФЦ (Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг) о голосовании по поправкам в Конституцию РФ. Вопросы о голосовании и месте голосования. 25 июня 2020 года (первый день голосования), Петрозаводск .

Оценки наблюдателей: все спокойно

Более полумиллиона наблюдателей следили за ходом голосования по поправкам в Конституцию РФ в основной день – 1 июля. “У нас сейчас, по данным Общественной палаты РФ, контролируют процесс голосования 526 584 наблюдателя. Это представители общественных организаций, почти двух десятков партий”, – рассказала глава ЦИК.

Согласно закону, координация работы наблюдателей была возложена на Общественную палату (ОП) РФ и палаты в регионах. Формирование наблюдательского корпуса продолжалось до 29 июня включительно. За это время к работе подключились представители более чем 1600 общественных организаций и 18 политических партий. “Все наблюдатели, которые хотели получить направления, вне зависимости от своего политического подхода и ориентации – оппозиционные, неоппозиционные, за поправки они выступают или против – все, кто хотел, получили от нас направления”, – заявил на брифинге в ОПРФ глава рабочей группы по наблюдению Максим Григорьев.

К середине дня 1 июля “ситуационный центр связался с 22 тысячами 457 наблюдателями в разных регионах, зафиксировано 153 случая нарушения процедур”, сообщила секретарь ОПРФ Лидия Михеева. На “горячую линию” палаты поступило более 220 обращений, все данные проверяются, добавила она.

Как проходило предварительное голосование

  • Электронное голосование в Москве и Нижнем Новгороде завершилось 30 июня в 20:00 мск. Итоговая явка на онлайн-голосовании составила 93,02%. Такой показатель мэр Москвы Сергей Собянин на пресс-конференции в ЦИК объяснил активной гражданской позицией тех, кто выбрал для себя такую форму голосования.
  • ВЦИОМ представил данные экзитполов, согласно которым 76% опрошенных поддержали поправки. Результаты экзитполов обычно запрещено публиковать в день голосования и за пять дней до него, но голосование по внесению поправок в Конституцию регулируется отдельным законом и не подпадает под это правило. В опросе ВЦИОМ приняли участие 163,1 тыс. человек в 25 регионах, согласились раскрыть информацию о своем выборе 70,6%.
  • Глава Центризбиркома заявила РИА «Новости», что публикация экзитполов не нарушает закона, но ЦИК просила не обнародовать их до конца голосования. В Кремле считают, что публикацию экзитполов до завершения голосования «может способствовать повышению информированности населения». Но вопрос, была ли допустима публикация ВЦИОМом экзитполов на голосовании по Конституции, следует адресовать Центризбиркому, сказал Дмитрий Песков.
  • Президент России Владимир Путин на встрече с новым составом Общественной палаты заявил, что «принудиловка», накрутка явки и сбои при учете голосов недопустимы, а важнейшей задачей должны стать достоверные и легитимные результаты голосования.
  • Правозащитная организация «Голос» обнародовала приказ главы рязанского отделения МЖД Сергея Дмитрова о мобилизации сотрудников на голосование: «В целях выполнения гражданского долга каждого работника железнодорожного транспорта обязываю руководителей структурных подразделений проанализировать сложившуюся ситуацию и принять все меры по активному участию в голосовании». В РЖД сообщили, что приказ был «инициативой регионального руководства» и в данный момент он отозван.
  • С момента начала голосования организация получила 1587 обращений. Почти половина из них — 682 сообщения — содержит признаки нарушений, считают в организации. Обращения содержат жалобы на деятельность избирательных комиссий, принуждение к голосованию, незаконную агитацию и так далее.
  • Журналисту «Медиазоны» Давиду Френкелю полицейские сломали руку на избирательном участке № 2191 в Санкт-Петербурге. По его словам, он пришел на участок, где до этого пытались удалить одного из членов УИК с правом решающего голоса, представился председателю УИК, после чего та попросила полицейских вывести журналиста. В Главном управлении МВД России по Санкт-Петербургу РБК заявили, что нападения не было, а председатель УИК попросила сотрудников полиции помочь вывести Френкеля, который мешал работе комиссии.
  • 27 июня начальник управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы Артем Костырко сообщил о попытке атаки на систему онлайн-голосования через сервис наблюдателя. Сбоя в системе не произошло, все голоса онлайн-избирателей будут учтены.
  • К 18:00 26 июня у ЦИК все еще не было данных о явке в регионах (на сайте комиссии опубликовали только данные о количестве проголосовавших за 25 июня).
  • К электронному голосованию не было допущено почти 2 тыс. сомнительных учетных записей, рассказал главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», руководитель Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами Алексей Венедиктов. По его словам, из этого числа успели проголосовать 547 москвичей. Это личные кабинеты, которые были зарегистрированы после 5 июня, когда регистрация была закрыта.
  • Избирательные участки открылись по всей стране 25 июня, но в некоторых городах не с 8:00 по местному времени, как это бывает в дни обычных голосований. Корреспондент РБК в городе Кимры Тверской области не смогла проголосовать на своем участке утром, так как УИК, согласно опубликованному расписанию, начинает работу в 15:00. На участке расписание назвали «устаревшим», а информацию ложной.

Два проекта

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов одобрил основные положения проекта новой Конституции. Но потом дело застопорилось. Экономическая реформа шла тяжело, доходы бюджета были крайне низкими. Программа президента и его команды — создание новой экономики и новой Конституции — стала вызывать острое раздражение, и это можно было понять. Но консервативное депутатское большинство, в сущности, не предлагало никакой внятной альтернативы реформам. По-хорошему представителям двух соперничающих лагерей следовало бы сесть за стол переговоров и прийти к общему решению, скажем, договориться о досрочных выборах — и парламентских, и президентских.

После этого Борис Ельцин решил дорабатывать новую Конституцию без съезда. До осени 1993 года он сохранил за собой место председателя Конституционной комиссии, но пленарные заседания проводил Хасбулатов — как заместитель председателя комиссии.

Труднее всех, думаю, было в этой ситуации Олегу Румянцеву, который отдал столько сил проекту комиссии. Из него в окончательный вариант почти целиком перешли две первые главы — «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека», а также глава «Федеративное устройство» — к тому времени усилиями Конституционной комиссии эта часть уже вошла в текст Федеративного договора, подписанного в марте 1992 года главами субъектов Федерации. Форму правления Конституционное совещание сформулировало иначе. Впрочем, и главы 4–9 проекта, определявшие устройство органов власти и порядок внесения изменений в Конституцию, во многом основывались на предложениях Конституционной комиссии, уже прошедших к тому времени через горнило обсуждений в Верховном Совете.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Окончательная версия

А что же большинство депутатов? Думаю, они могли бы на очередном съезде в ноябре 1993 года принять новую Конституцию, поскольку проект, над которым почти три года работала Конституционная комиссия, был вполне готов. Но вместо этого консервативное большинство решило вносить в действовавшую Конституцию 1978 года новую порцию поправок — на сей раз лишающих президента основных полномочий. Думаю, это была и тактическая, и стратегическая ошибка.

Новое обострение политического кризиса привело к трагической кровавой развязке в сентябре—октябре 1993 года, когда президент своим указом распустил парламент. Невозможно забыть стреляющий с моста по зданию парламента прямой наводкой танк. Я считаю, что ответственность за такое развитие событий лежит на обеих сторонах конфликта.

После событий 3–4 октября 1993 года проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, еще несколько раз подправили и подчистили. В частности, установили, что президент не обязан получать согласие Государственной думы на отставку правительства (ранее в проекте такое согласие требовалось). Еще записали, что Совет Федерации не избирается, а формируется органами власти регионов. Этот вариант Конституции и был вынесен на референдум, где получил поддержку граждан.

Так появилась наша сегодняшняя Конституция. Конечно, ее нельзя назвать результатом компромисса, устраивающего всех. Но все же это первая российская Конституция, над которой совместно работали представители различных политических и общественных сил, опиравшиеся на мировой конституционный опыт. Надо ли ее менять? Наверное, она не должна оставаться в неизменном состоянии — просто в силу развития общества и становления государства. Но изменения не должны затрагивать основные институты демократического государства, такие как разделение властей, права и свободы человека и пр.

Да, Конституция несовершенна: скажем, роль парламента при формировании правительства могла бы быть и более значительной. Но я крайне настороженно отношусь к идеям институциональных поправок к ней и тем более к идее замены действующего Основного закона новым. Пороки и нелепости нашей нынешней общественной жизни обусловлены вовсе не конституционными нормами.

Сейчас много говорят о том, что Конституция России в большей степени ориентирована на западные образцы и не отражает российских традиций. Мне кажется, что это лукавство. Те, кто так утверждает, вряд ли согласятся с нарушением своих основных прав и свобод, отраженных в Конституции, например права на судебную защиту или на участие в выборах органов власти. Наличие или отсутствие писаного Основного закона, как и его содержание, еще не делает государство правовым: в Великобритании и Израиле формально вообще нет Конституции. Правовым государство делают люди, которые в полной мере осознают, разделяют и принимают общечеловеческие ценности.

Принятие поправок во втором чтении, новые дополнения в законопроект

10 марта 2020 года в ходе заседания Госдумы депутат от “Единой России” Валентина Терешкова предложила после вступления в силу изменений в конституцию дать действующему президенту Владимиру Путину право снова избираться на высший пост в стране. По ее инициативе статью 81 основного закона было предложено дополнить частью 3.1. В ней говорится, что правило о не более чем двух президентских сроках “не препятствует лицу, занимавшему и (или) занимающему должность президента РФ на момент вступления данной поправки в силу, участвовать в качестве кандидата на выборах президента РФ после вступления изменений в основном законе в силу”. Число предыдущих президентских сроков значения иметь не будет.

Кроме того, Валентина Терешкова высказалась за полное снятие ограничений на количество президентских сроков в конституции. Другой единоросс, депутат Александр Карелин, внес поправку о досрочном прекращении полномочий депутатов Госдумы и проведении новых выборов после вступления в силу изменений в основной закон.

В тот же день в Государственной думе выступил президент РФ Владимир Путин. Он поддержал поправку Терешковой, при условии, что ее одобрит Конституционный суд. При этом глава государства заявил, что не видит необходимости в досрочных выборах депутатов Госдумы и считает нецелесообразным убирать из конституции ограничение по количеству президентских сроков.

В итоге в законопроект о поправке к Конституции РФ было включено только дополнение в статью 81, изначально предложенное Валентиной Терешковой. 10 марта документ был принят Госдумой РФ во втором чтении (за – 382 депутата, 44 воздержались).

Общенародное голосование

17 марта 2020 года президент Владимир Путин подписал указ, которым назначил общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ на 22 апреля текущего года. Согласно документу, на плебисцит должен быть вынесен один вопрос: “Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?”.

Однако 25 марта, в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, глава государства своим указом перенес дату голосования на неопределенный срок.

За какие поправки предлагается проголосовать

Помимо прочего, поправки предполагают изменение полномочий премьера и палат парламента, новый порядок назначения правительства, неприкосновенность экс-президентов и появление пожизненных сенаторов. В Основном законе будут прописаны полномочия Госсовета, появится ряд социальных норм, в том числе индексация пенсий, будет закреплено понятие брака исключительно как союза мужчины и женщины. Также в Основном законе будет прописана возможность действующего и бывшего президента выдвинуть свои кандидатуры еще на два срока.

Источники

  • https://tass.ru/info/5440292
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/50571
  • https://tass.ru/info/8619459
  • https://rg.ru/2020/07/01/v-rossii-zavershilos-golosovanie-po-popravkam-v-konstituciiu.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%BC_%D0%BA_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/2020_Russian_constitutional_referendum
  • https://www.rbc.ru/politics/02/07/2020/5ef3308f9a79473ae1126f1a
  • https://www.rbc.ru/opinions/politics/12/12/2018/5c0f9c489a794794d1765333

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: