Венчание в православной церкви – смысл таинства, значение и цель, зачем нужно паре и что дает для семьи, что значит для супругов

Содержание
  1. Что такое брак?
  2. Какой брак признает Церковь?
  3. Невенчанный брак — блуд?
  4. Как появилось венчание?
  5. Зачем нужно для семьи: мнение церкви
  6. Особенности венчания православных
  7. Кому Церковь разрешает венчание?
  8. Что дает и значит для супругов?
  9. Брак как Таинство
  10. Духовная подготовка
  11. Какой брачный союз считается незаконным?
  12. Кому отказывают в венчании?
  13. Обручение
  14. Венчание… в осуждение?
  15. Готовы — не готовы
  16. Развенчание «развенчания»
  17. Расторжение церковного брака
  18. Как выбрать день для венчания?
  19. Можно ли венчаться с христианами других конфессий?
  20. Можно ли венчаться до государственной регистрации?
  21. Кто не может вступать в церковный брак?
  22. Какой должна быть свадебная трапеза?
  23. Трудные вопросы: измена, второй брак, другая вера
  24. Подготовка: практические моменты
  25. Несколько полезных советов венчающимся
  26. С какими препятствиями к браку могут столкнуться молодые
  27. Реалии современной России

Что такое брак?

Согласно римскому праву, брак — соглашение между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь приняла это определение, но переосмыслила его как «установленный Богом союз мужчины и женщины” (Быт 2:18–24; Мф 19:6).

Какой брак признает Церковь?

Церковь признает зарегистрированный государством брак (роспись в ЗАГСе). Если же это просто сожительство двух людей, то Церковь не признает это браком и считает грехом.

Невенчанный брак — блуд?

Церковь настаивает на венчании супругов, считающих себя православными христианами. Но одновременно с уважением относится к гражданскому (то есть законному — зарегистрированному) браку невоцерковленных людей (см. Основы социальной концепции).

Как появилось венчание?

— Отец Павел, логично начать с главного вопроса: что такое Таинство Венчания, в чем его суть?

— Вопрос не такой простой, как может показаться. Потому что исторически это Таинство появилось достаточно поздно — в том оформленном виде, в каком мы его знаем. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире.

— Разве не было благословения с возложением рук, как, к примеру, сейчас в протестантских общинах?

— Действительно, есть свидетельства о том, что возложением рук епископа освящался брак — это апокрифический памятник «Деяния Фомы», который был написан в Малой Азии в начале III в. Однако до IV века никакого специального чинопоследования не было. Только после Миланского эдикта Константина Великого (Документ 313 года, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи и положивший конец гонениям на христиан. — Ред.), когда начался процесс активного вхождения в Церковь людей, далеких от христианского образа жизни и не очень стремящихся становиться настоящими христианами, возникла необходимость осмыслить с точки зрения христианства брак как союз мужчины и женщины, благословленный Богом. Стало жизненно важным провести четкое различие между христианским пониманием семьи и теми представлениями, которые существовали в языческом мире.

— А какие представления существовали у язычников? В чем различие?

— Отличие заключается в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного бытия. Это не только благословленное общение между мужчиной и женщиной и продолжение человеческого рода, но прежде всего определенное духовное делание. Cупруги, пройдя через обычные для любого брака этапы, выходят на особую высоту единства духовного и душевного. И единство это сохраняется после их смерти. Мы знаем большое количество святых супругов — это святые Петр и Феврония Муромские (8 июля празднуется их память. — Ред.), Кирилл и Мария (родители преподобного Сергия Радонежского. — Ред.), Иоаким и Анна, Адриан и Наталия…

В язычестве такого понимания, разумеется, не было. Оно могло возникнуть только на почве христианского представления о ближнем как главном камертоне отношения к Богу, из понимания необходимости жертвенного подвига как фундамента и первоосновы всего бытия вообще, а не только отношений между супругами.

Вот так, на фоне осмысления супружества, постепенно складывается чин церковного благословения брака. Только к XVII веку он был формализован в том виде, какой сейчас мы имеем в наших православных храмах. Вообще, венчание — единственное Таинство, в котором мы находим огромнейшее разнообразие форм! Некая сердцевина — молитва «Боже Святый» — присутствует уже в IV веке, а остальное могло варьироваться.

Зачем нужно для семьи: мнение церкви


Бездуховной жизни общества потребления церковь противопоставляет брак по традиции православия. Семья в жизни верующего человека — оплот, который дарует:

  • взаимную поддержку в бытовых тяготах;
  • совместное духовное развитие;
  • воспитание друг друга;
  • радость взаимной любви, благословленной Богом.

Венчанный супруг – спутник на всю жизнь. Духовные силы, полученные именно в семье, человек переносит затем в общественную и государственную деятельность.

Особенности венчания православных

В христианстве есть учение о семи таинствах, завещанных своим последователям Иисусом Христом. Церковью они выполняются неуклонно, кто соприкасается с ними, приближается к божественному пониманию жизни вечной. Одним из них является венчание.

Первые христиане сами объявляли себя мужем и женой перед своими собратьями по вере. Позже нужно было получить благословение священника и причаститься. Современный обряд венчания возник в 10 веке.

В РПЦ существует три подхода к браку. Все они изложены в богослужебной книге Требник и учитывают личность тех, кто встал под венец. Если пара венчается первый раз, существует свой «Порядок совершения Таинства Брака».

Для вступающих в брак повторно чинопоследование (таинство венчания) проходит по главе Требника «Порядок венчания второбрачных». Супругов, проживших вместе много лет и решивших сочетаться церковным браком, венчают особым образом.

На Руси перед венчанием обручались. Он и Она давали друг другу клятву, что через определенный срок, например, через год, соединят свои судьбы. Обручение можно было расторгнуть, если обнаруживалось, что кто-то его нарушил. Допустим, молодая охладела чувствами к своему избраннику и обещала руку другому. За это могла и штраф уплатить.

С конца 18 века обряд обручения и венчания составили один чин бракосочетания, он стал проходить в один день. Священник начинает его словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».

Обряд обручения начинается в притворе храма, где жених и невеста стоят отдельно. Священник приглашает молодых в центр, накрывает им руки епитрахилью (нагрудником) и крестит зажженными свечами. Венчающиеся крестятся и принимают их от священника.

Затем иерей трижды предлагает венчающимся обменяться кольцами, что символизирует скрепление брачного договора и согласие на это родителей молодоженов.

Само венчание происходит в центре церкви перед аналоем. Молодые стоят на белом подножии (цвет символизирует чистоту вступающих в брак). Священник проводит чин бракосочетания, заканчивается он колокольным звоном, оповещающим мир, что родилась новая семья, угодная Богу.

Важно! Церковь не венчает по вторникам, четвергам и субботам, в Рождественский, Великий и Успенский пост, а также в некоторые церковные праздники. Например, в канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября).

Кому Церковь разрешает венчание?

На Архиерейском Соборе РПЦ в 2017 году было принято постановление «О канонических аспектах церковного брака». В нем подробно изложены все нюансы заключения церковного союза между мужчиной и женщиной. Рассмотрим, как заключается брак по церковным правилам.

Церковь одобряет только добровольный союз брачующихся, основанный на нравственных началах. По римскому праву, закрепленному в Православии, «брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». В России это значит, что прежде чем молодые обвенчаются у священника, свои отношения нужно зарегистрировать в ЗАГСе.

Только в особых случаях церковное венчание допускается первым. Например, в случае неизлечимой болезни жениха или невесты, когда предвидится быстрый летальный исход. Иерей берет ответственность за бракосочетание на себя и обязан об этом предупредить своего вышестоящего начальника. В таком случае юридическая сила церковного брака признается государством.

В церкви венчаются не только верующие, часто неверующие молодые люди желают пройти церковный обряд венчания. Церковнослужитель или кто-либо из мирян должен ознакомить их с таинством бракосочетания, объяснить, как Священное Писание понимает союз мужчины и женщины, какие права и обязанности, исходя из принципов христианской морали, они берут на себя, соединив свои судьбы. Три дня перед этим нужно поститься, потом исповедоваться и причаститься.

Что дает и значит для супругов?

Православные христиане должны знать, что именно венчание скрепляет союз мужчины и женщины перед Богом. Церковь не проводит обряд, если пара юридически не зарегистрировала отношения. Но одной официальной регистрации недостаточно, чтобы союз считался узаконенным церковью: не повенчанная пара предстает перед Богом посторонними друг другу людьми.

Венчание дает особое благословение небес паре:

  • на жизнь по заветам Иисуса Христа;
  • на благополучную семейную жизнь в духовном единстве;
  • на рождение детей.

Нередки случаи, когда люди осознают важность скрепления союза именно церковью и приходят венчаться через несколько лет после обычного брака, чтобы не просто соблюсти красивую традицию, но постигнуть глубокий сакральный смысл обряда.

Брак как Таинство

Уче­ние о бра­ке как Таин­стве выте­ка­ет из слов апо­сто­ла Пав­ла о том, что хри­сти­ан­ский брак дол­жен быть подо­бен сою­зу меж­ду Хри­стом и Цер­ко­вью: как Цер­ковь пови­ну­ет­ся Хри­сту, так и жены долж­ны пови­но­вать­ся мужьям; как Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и пре­дал Себя за нее, так и мужья долж­ны любить сво­их жен. Об этой люб­ви Павел гово­рит: Тай­на сия вели­ка; я гово­рю по отно­ше­нию ко Хри­сту и к Церк­ви (Еф.5:21–33). Здесь упо­треб­лен тер­мин «Таин­ство» (μυστηριον – «тай­на»), что впо­след­ствии, мно­го веков спу­стя, лег­ло в осно­ву уче­ния о бра­ке как Таин­стве. Прав­да, тер­мин упо­треб­лен не в отно­ше­нии брач­но­го сою­за, а «по отно­ше­нию к Хри­сту и Церк­ви». К тому же, как мы ранее ука­зы­ва­ли, сам по себе этот тер­мин ни во вре­ме­на Пав­ла, ни в тече­ние все­го I тыся­че­ле­тия не упо­треб­лял­ся исклю­чи­тель­но в зна­че­нии цер­ков­но­го чино­по­сле­до­ва­ния. Тем не менее имен­но апо­стол Павел сфор­му­ли­ро­вал те идеи, на кото­рых стро­и­лось хри­сти­ан­ское пони­ма­ние бра­ка, и имен­но ему при­над­ле­жит осно­во­по­ла­га­ю­щая роль в фор­ми­ро­ва­нии пред­став­ле­ния о таин­ствен­ном харак­те­ре брака.

Это пред­став­ле­ние ста­ло про­дол­же­ни­ем и вос­пол­не­ни­ем вет­хо­за­вет­но­го уче­ния о бра­ке. Биб­лия гово­рит о том, что Бог сотво­рил чело­ве­ка по обра­зу Сво­е­му, по обра­зу Божию сотво­рил его, муж­чи­ну и жен­щи­ну сотво­рил их» (Быт.1:27). Сотво­ре­ние чело­ве­ка не есть созда­ние инди­ви­ду­у­ма: это созда­ние двух лич­но­стей, соеди­нен­ных уза­ми люб­ви. Сотво­рив муж­чи­ну и жен­щи­ну, гово­рит Биб­лия сно­ва, Бог «бла­го­сло­вил их и нарек им имя «чело­век» в день сотво­ре­ния их» (Быт.5:2). Опять же чело­век – это не еди­ни­ца, это дво­и­ца: чело­век – это «они», а не «он» или «она». Пол­но­та чело­ве­че­ства реа­ли­зу­ет­ся в брач­ном сою­зе меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной, и это вновь и вновь под­чер­ки­ва­ет­ся Библией.

Рас­сказ Кни­ги Бытия о сотво­ре­нии Евы из реб­ра Ада­ма начи­на­ет­ся со слов Бога: Не хоро­шо быть чело­ве­ку одно­му (Быт.2:18). Брач­ный союз вхо­дит в изна­чаль­ный замы­сел Твор­ца о чело­ве­ке. Двое долж­ны стать в бра­ке одной пло­тью (Быт.2:24) для того, что­бы в сов­мест­ной жиз­ни, в нераз­рыв­ном сою­зе реа­ли­зо­вать замы­сел Божий о себе. Цель брач­но­го сою­за дво­я­ка. Во-пер­вых, это вза­им­ная любовь мужа и жены: оста­вит чело­век отца и мать свою и при­ле­пит­ся к жене сво­ей (Быт.2:24). Во-вто­рых, это чадо­ро­дие, раз­мно­же­ние: Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь и напол­няй­те зем­лю (Быт.1:28). Обе запо­ве­ди даны до гре­хо­па­де­ния, и обе они долж­ны были быть реа­ли­зо­ва­ны в том брач­ном сою­зе, кото­рый замыс­лил Творец.

После гре­хо­па­де­ния в брач­ные отно­ше­ния, как и во все дру­гие аспек­ты чело­ве­че­ско­го бытия, был при­вне­сен гре­хов­ный аспект. Поло­вое вле­че­ние меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной пре­вра­ти­лось не толь­ко в источ­ник бла­го­сло­ве­ния, но и в при­чи­ну гре­ха. Отсю­да воз­ник­ла необ­хо­ди­мость коди­фи­ци­ро­вать брач­ное пра­во, уста­но­вить пра­ви­ла заклю­че­ния брач­ных сою­зов. Целью вет­хо­за­вет­но­го зако­но­да­тель­ства о бра­ке было не столь­ко сча­стье и бла­го­ден­ствие супру­гов, сколь­ко обес­пе­че­ние ста­биль­но­сти обще­ствен­но­го устрой­ства Изра­и­ля и раз­мно­же­ния бого­из­бран­но­го наро­да. Ины­ми сло­ва­ми, лич­ное бла­го было под­чи­не­но общин­но­му[155]. Отсю­да закон леви­ра­та (Втор.25:5–10), запрет на бра­ки с ино­пле­мен­ни­ка­ми (Втор.7:1–4). Отсю­да же – уза­ко­нен­ное мно­го­жен­ство. Все эти уста­нов­ле­ния затем­ни­ли пер­во­на­чаль­ный иде­ал бра­ка как «одной пло­ти», как таин­ствен­но­го, нерас­тор­жи­мо­го сою­за меж­ду мужем и женой.

И все же этот иде­ал про­хо­дит через весь Вет­хий Завет. Обра­зом тако­го бра­ка ста­ла пер­вая чело­ве­че­ская чета – Адам и Ева. Бог создал их друг для дру­га, дал их друг дру­гу без пра­ва выбо­ра. И они при­ня­ли друг дру­га как дар Божий, без сомне­ний и коле­ба­ний. Они вме­сте жили в саду Эдем­ском, вме­сте ока­за­лись изгнан­ны­ми из Рая, вме­сте начи­на­ли жизнь на зем­ле изгна­ния, вме­сте вос­пи­ты­ва­ли детей, вме­сте пере­жи­ли смерть Аве­ля и дру­гие скор­би, выпав­шие на их долю. Они ото­шли в мир иной и, по уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, ока­за­лись в аду. На пра­во­слав­ной иконе Соше­ствия во ад изоб­ра­жен Хри­стос, выво­дя­щий из ада обо­их этих людей, кото­рые сохра­ни­ли вер­ность друг дру­гу в Эде­ме и в шеоле, в радо­сти и в скор­би. Они вме­сте жили, вме­сте умер­ли и вме­сте вос­крес­ли. Речь идет не о двух чело­ве­че­ских судь­бах, но об одной судь­бе двух людей, свя­зан­ных навечно.

В Вет­хом Заве­те есть и мно­го дру­гих при­ме­ров брач­ных сою­зов, кото­рые отли­ча­ет вза­им­ная любовь и кото­рые Бог бла­го­слов­ля­ет обиль­ным потом­ством. «Пат­ри­ар­хи» изра­иль­ско­го наро­да – Авра­ам, Иса­ак, Иаков – были жена­ты­ми людь­ми, и жены игра­ли нема­ло­важ­ную роль в их судь­бе. С каж­дым из них Бог заклю­чал завет, но реа­ли­за­ция это­го заве­та была воз­мож­на толь­ко при помо­щи их жен, посколь­ку основ­ным содер­жа­ни­ем заве­та было имен­но даро­ва­ние потомства.

Любовь меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной вос­пе­ва­ет­ся в кни­ге Песнь Пес­ней, кото­рая сохра­ня­ет свой бук­валь­ный смысл, несмот­ря на мно­же­ство алле­го­ри­че­ских тол­ко­ва­ний как в иудей­ской, так и в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. «Креп­ка, как смерть, любовь» (Песн.8:6), гово­рит­ся в этой бес­смерт­ной кни­ге, язы­ком высо­кой поэ­зии вос­пе­ва­ю­щей иде­ал люб­ви и брач­ной верности.

Совсем иное пони­ма­ние бра­ка мы нахо­дим в дохри­сти­ан­ской гре­ко-рим­ской тра­ди­ции. Здесь брак вос­при­ни­ма­ет­ся не как Таин­ство, а как доб­ро­воль­ное сожи­тель­ство, скреп­лен­ное договором:

Извест­ный прин­цип рим­ско­го пра­ва, утвер­жда­ю­щий, что «брак есть не обще­ние, а согла­сие», а так­же тезис Моде­сти­на «сожи­тель­ство со сво­бод­ной жен­щи­ной явля­ет­ся бра­ком, а не кон­ку­би­на­том»… лег­ли в осно­ву граж­дан­ско­го пра­ва всех совре­мен­ных циви­ли­зо­ван­ных стран. Сущ­ность бра­ка видит­ся в согла­сии, кото­рое, в свою оче­редь, сооб­ща­ет зна­чи­мость и закон­ность брач­но­му дого­во­ру или кон­трак­ту… Муж­чи­на и жен­щи­на, всту­пая в брак, заклю­ча­ли обыч­ный юри­ди­че­ский кон­тракт, и пото­му брак не нуж­дал­ся в какой-либо тре­тьей сто­роне, в гаран­те его юри­ди­че­ской дей­ствен­но­сти. Госу­дар­ство обес­пе­чи­ло себе пра­во реги­стра­ции брач­ных дого­во­ров, кото­рая дава­ла воз­мож­ность сле­дить за их закон­но­стью и обес­пе­чи­ва­ла мате­ри­а­ла­ми суд, если на него выно­си­лись спо­ры, свя­зан­ные с брач­ны­ми отно­ше­ни­я­ми»[156].

Чле­ны ран­не­хри­сти­ан­ской Церк­ви были субъ­ек­та­ми рим­ско­го граж­дан­ско­го зако­но­да­тель­ства, и пото­му брач­ное пра­во пол­но­стью рас­про­стра­ня­лось на них. Во всем, что каса­ет­ся легаль­ных аспек­тов бра­ка, хри­сти­ане сле­до­ва­ли граж­дан­ским зако­нам. Хри­сти­ан­ские писа­те­ли при­ни­ма­ли рим­ское зако­но­да­тель­ство как дан­ность и не оспа­ри­ва­ли его. Обра­ща­ясь к рим­ско­му импе­ра­то­ру Мар­ку Авре­лию, апо­ло­гет II века Афи­на­гор Афин­ский писал: «Каж­дый из нас счи­та­ет сво­ей женой ту жен­щи­ну, на кото­рой он женат соглас­но вашим зако­нам»[157]. Иоанн Зла­то­уст так­же ссы­ла­ет­ся на «граж­дан­ские зако­ны», кото­рые гово­рят, что брак есть «не что иное, как бли­зость или при­язнь»[158].

И тем не менее с само­го ран­не­го вре­ме­ни Цер­ковь наста­и­ва­ла на том, что брак, заклю­чен­ный по граж­дан­ским зако­нам, дол­жен быть освя­щен цер­ков­ным бла­го­сло­ве­ни­ем. Свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец писал во II веке: «Подо­ба­ет женя­щим­ся и выхо­дя­щим замуж, что­бы союз их совер­шал­ся по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па – да будет брак их «о Гос­по­де», а не по вожде­ле­нию»[159]. О бла­го­сло­ве­нии епи­ско­па или свя­щен­ни­ка упо­ми­на­ют и мно­гие авто­ры III–IV веков, в част­но­сти Тер­тул­ли­ан, Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов и Амвро­сий Медио­лан­ский:

(Брак), скреп­лен­ный Цер­ко­вью, под­твер­жден­ный жерт­во­при­но­ше­ни­ем, запе­чат­ле­ва­ет­ся бла­го­сло­ве­ни­ем и впи­сы­ва­ет­ся на небе­сах анге­ла­ми[160].

Мужья, люби­те сво­их жен (Еф.5:25), хотя вы чуж­ды были друг дру­гу, когда всту­па­ли в брач­ное обще­ние. Сей узел есте­ства, сие иго, воз­ло­жен­ное с бла­го­сло­ве­ни­ем, да будет еди­не­ни­ем для вас, быв­ших дале­ки­ми (друг от дру­га)[161].

Если ты еще не соче­тал­ся пло­тью, не бой­ся совер­ше­ния; ты чист и по вступ­ле­нии в брак. Я на себя беру ответ­ствен­ность: я соче­та­тель, я неве­сто­во­ди­тель[162].

…Брак дол­жен быть освя­ща­ем покро­вом и бла­го­сло­ве­ни­ем свя­щен­ни­че­ским…[163]

Неко­то­рые Отцы IV века – как на Восто­ке, так и на Запа­де – гово­рят о бра­ке как о Таин­стве. Иоанн Зла­то­уст, обра­ща­ясь к тем, кто устра­и­ва­ет шум­ные и пыш­ные бра­ко­со­че­та­ния, спра­ши­ва­ет: «Зачем бес­че­стишь все­на­род­но чест­ное Таин­ство бра­ка?» И пред­ла­га­ет про­грам­му хри­сти­ан­ско­го бракосочетания:

Все это надо отверг­нуть… и позвать свя­щен­ни­ков, и через молит­вы и бла­го­сло­ве­ния заклю­чить закон супру­же­ства, что­бы умно­жа­лась любовь жени­ха и сохра­ня­лось цело­муд­рие неве­сты, а все­го более – что­бы в дом твой вошли дела доб­ро­де­те­ли и изгна­ны были из него все ковар­ства диа­во­ла, и что­бы супру­ги, соеди­ня­е­мые бла­го­да­тью Божи­ей, про­во­ди­ли жизнь в весе­лии[164].

Запад­ный писа­тель Зенон Верон­ский (IV в.) гово­рит о том, что «любовь супру­же­ская двух людей через досто­ува­жа­е­мое Таин­ство соче­та­ет двух в плоть еди­ну»[165]. Бла­жен­ный Авгу­стин под­чер­ки­ва­ет: «В нашем бра­ке боль­ше силы име­ет свя­тость Таин­ства, чем пло­до­ро­дие мате­ри»[166]. По сло­вам Авгу­сти­на, «в Церк­ви пред­ла­га­ет­ся не толь­ко союз брач­ный, но и Таинство»1.

Из при­ве­ден­ных сви­де­тельств толь­ко Зенон, как кажет­ся, гово­рит о Таин­стве как цер­ков­ном чино­по­сле­до­ва­нии. В осталь­ных слу­ча­ях под Таин­ством пони­ма­ет­ся, оче­вид­но, сам брач­ный союз. Имен­но о брач­ном сою­зе как «вели­ком Таин­стве» гово­рит Иоанн Зла­то­уст в сле­ду­ю­щих словах:

Поис­ти­не, это – Таин­ство, и вели­кое Таин­ство, пото­му что чело­век, оста­вив про­из­вед­ше­го его, родив­ше­го, вос­пи­тав­ше­го, и ту, кото­рая зача­ла его, в болез­нях роди­ла (оста­вив), тех, кото­рые столь­ко бла­го­де­тель­ство­ва­ли ему, к кото­рым он при­вык, соче­та­ет­ся с той, кото­рой преж­де не видел, кото­рая ниче­го не име­ет с ним обще­го, и пред­по­чи­та­ет ее все­му. Под­лин­но, это – Таин­ство. И роди­те­ли не печа­лят­ся, когда так дела­ет­ся, но, напро­тив, печа­лят­ся, когда это­го не быва­ет, и в знак радо­сти не жале­ют денеж­ных издер­жек и рас­хо­дов. Поис­ти­не, это – вели­кое Таин­ство, заклю­ча­ю­щее в себе какую-то сокро­вен­ную муд­рость[167].

Духовная подготовка

Перед свершением обряда молодым необходимо пройти специальную подготовку:

  • соблюдать пост;
  • посетить исповедь;
  • причаститься;
  • читать молитвы, обращаясь к Богу с просьбой даровать видение своих грехов, простить их, научить, как искупить;
  • обязательно нужно простить всех своих врагов, недоброжелателей, молиться за них с христианским смирением;
  • молиться за всех людей, которых вольно или невольно обидели в жизни, просить у Бога прощения, возможности искупить вину.


Перед венчанием по возможности рекомендуется раздать все долги, совершить пожертвования на богоугодные дела. Венчание – церковное Таинство, молодые должны постараться подойти к нему с чистой совестью, успокоенным сердцем.

Какой брачный союз считается незаконным?

Бывают случаи, когда венчание в церкви считается недействительным. Признание церковного брака утратившим свою законную силу происходит в случае:

  1. Бракосочетание совершено по ошибке. Когда венчание происходит в обход церковных канонов. Например, жених скрыл, что уже трижды был женат. Невеста и священник этого не знали. Когда обман открылся, такой брак считается недействительным.
  2. Незнание церковных канонов, запрещающих венчание. Допустим, Он или Она не крещеные, скрывают это и решили обвенчаться. Такой брак Церковь считает недопустимым. Исключением может быть случай, когда несовершеннолетняя родила ребенка, и молодые люди хотят повенчаться. Это можно сделать с разрешения вышестоящей церковной инстанции.
  3. Заявление кого-либо из супругов. Заключение церковного брака может быть признано недействительным по письменной просьбе жены. Такое заявление принимается только через два года семейной жизни. Церковный закон замечает, что «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна». Допустим, муж не может выполнять свой супружеский долг, жена не знала об этом до венчания. Старческий возраст, когда брачные отношения угасают естественным образом, не служит поводом считать брак таким, что потерял свою силу.
Важно знать! РПЦ допускает заключение брака между православными, католиками и протестантами при условии, что венчание происходит по православному обряду.

Кому отказывают в венчании?

Если Он или Она не расторгли предыдущий брак или венчались более 3 раз. Так что второй церковный брак вполне возможен. Церковь различает три степени родственных отношений, которые неприемлемы для бракосочетания.

Кровное родство определяется общим предком, например, дедом или бабушкой. Брачный союз между родными братом и сестрой считает святотатством. В Англии и некоторых штатах США разрешается обвенчаться двоюродным братьям и сестрам.

Свойственное родство (свояк, свояченица) считается по родственникам жены-мужа и тоже в категории запретных браков. Духовная близость для венчания также недопустима. Например, когда крестная (восприемница), крестный (восприемник) являются духовными родителями тех, кого крестят.

Сексуальные отклонения не соответствуют христианскому пониманию союза мужчины и женщины. Гомосексуалистов, лесбиянок и транссексуалов не венчают. Хотя сегодня такие однополые отношения признаются на законодательном уровне во многих странах мира, например, в Нидерландах.

Не достигшие законного брачного возраста, удочеривший на удочеренной, усыновительница на усыновленном, монахи, состоящие в духовном сане (начиная с иподиакона), по церковным канонам не могут повенчаться.

Если кто-то из супругов атеист, иноверец или кто-либо из молодых не был крещен и не хочет креститься перед венчанием, церковный брак с ними не допускается.

Важно знать! Венчание в церкви подразумевает осознанное соединение влюбленных в единую семью, устроенную по божественным правилам. Этим церковный брак отличается от заключенного в ЗАГСе, когда сиюминутный наплыв страстей зачастую толкает жениха и невесту на поспешный, необдуманный шаг, о котором они впоследствии могут жалеть.

Обручение

Совре­мен­ное чино­по­сле­до­ва­ние Таин­ства Бра­ка состо­ит из двух частей: обру­че­ния и вен­ча­ния. В этом смыс­ле Таин­ство Бра­ка напо­ми­на­ет Таин­ство Кре­ще­ния, так­же состо­я­щее из двух само­сто­я­тель­ных чино­по­сле­до­ва­ний (огла­ше­ния и соб­ствен­но Кре­ще­ния), и Евха­ри­стию, вклю­ча­ю­щую две части (литур­гию огла­шен­ных и литур­гию вер­ных). На прак­ти­ке обру­че­ние и вен­ча­ние совер­ша­ют­ся в один день, одна­ко могут быть и раз­ве­де­ны по вре­ме­ни, посколь­ку у этих свя­щен­но­дей­ствий раз­ный смысл. Обру­че­ние совер­ша­ет­ся в при­тво­ре хра­ма, а вен­ча­ние в самом храме.

В Визан­тии и Древ­ней Руси обру­че­ние было само­сто­я­тель­ным обря­дом, совер­шав­шим­ся за несколь­ко меся­цев или даже лет до вен­ча­ния. Одна­ко уже в XV веке обру­че­ние ста­но­вит­ся частью Таин­ства вен­ча­ния. Сла­вян­ское сло­во «обру­че­ние» явля­ет­ся пере­во­дом гре­че­ско­го αραβων («залог») и семан­ти­че­ски свя­за­но со сло­вом «обруч» (коль­цо). Глав­ным дей­стви­ем обру­че­ния явля­ет­ся обмен коль­ца­ми, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий обет вза­им­ной вер­но­сти буду­щих супругов.

В отли­чие от вен­ча­ния, обру­че­ние начи­на­ет­ся воз­гла­сом «Бла­го­сло­вен Бог наш» (этим же воз­гла­сом начи­на­ют­ся бого­слу­же­ния вечер­ни, утре­ни, часов). Далее сле­ду­ет вели­кая екте­ния, к кото­рой добав­ля­ют­ся про­ше­ния о соче­та­ю­щих­ся бра­ком, о том, что­бы им были даро­ва­ны дети, что­бы им была нис­по­сла­на «любовь совер­шен­ная, мир­ная и помощь Божия», что­бы они сохра­ни­ли еди­но­мыс­лие и твер­дую веру, что­бы были бла­го­слов­ле­ны в непо­роч­ной жиз­ни, что­бы им был даро­ван «брак честен и ложе несквер­но». Чита­ют­ся две молитвы:

Боже веч­ный, раз­сто­я­ща­я­ся собра­вый в соеди­не­ние и союз люб­ве поло­жи­вый им нераз­ру­ши­мый, бла­го­сло­ви­вый Иса­а­ка и Ревек­ку и наслед­ни­ки я Тво­е­го обе­то­ва­ния пока­за­вый, сам бла­го­сло­ви и рабов Тво­их сих (име­на), настав­ляя я на вся­кое дело благое…

Гос­по­ди Боже наш, от язык пре­доб­ру­чи­вый Цер­ковь деву чистую, бла­го­сло­ви обру­че­ние сие и соеди­ни и сохра­ни рабов Тво­их сих в мире и единомыслии…

Боже веч­ный, собрав­ший воеди­но то, что раз­де­ле­но, и уста­но­вив­ший меж­ду ними неру­ши­мый союз люб­ви, бла­го­сло­вив­ший Иса­а­ка и Ревек­ку и сде­лав­ший их наслед­ни­ка­ми Тво­е­го обе­то­ва­ния, Сам бла­го­сло­ви и этих рабов Тво­их (име­на), настав­ляя их на вся­кое доб­рое дело…

Гос­по­ди Боже наш, из раз­ных наро­дов обру­чив­ший Себе Цер­ковь, чистую деву, бла­го­сло­ви это обру­че­ние и соеди­ни этих рабов Тво­их и сохра­ни их в мире и единомыслии…

Обру­че­ние жени­ха неве­сте совер­ша­ет­ся с про­из­не­се­ни­ем три­ни­тар­ной фор­му­лы: «Обру­ча­ет­ся раб Божий (имя) рабе Божи­ей (имя) во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа, аминь». При обру­че­нии неве­сты жени­ху про­из­но­сит­ся ана­ло­гич­ная фор­му­ла («обру­ча­ет­ся раба Божия рабу Божию»). При этом свя­щен­ник наде­ва­ет на палец жени­ха золо­тое коль­цо, на палец неве­сты сереб­ря­ное. Жених и неве­ста три­жды обме­ни­ва­ют­ся кольцами.

Затем свя­щен­ник чита­ет молит­ву, содер­жа­щую тол­ко­ва­ние сим­во­лиз­ма брач­ных колец (перст­ней):

Гос­по­ди Боже наш, отро­ку пат­ри­ар­ха Авра­ама сше­ство­ва­вый в сре­до­ре­чии, посы­лая уне­ве­сти­ти гос­по­ди­ну его Иса­а­ку жену и хода­тай­ством водо­но­ше­ния обру­чи­ти Ревек­ку откры­вый, Сам бла­го­сло­ви обру­че­ние рабов Тво­их, сего (имя) и сея (имя), и утвер­ди еже у них гла­го­лан­ное сло­во. Утвер­ди я еже у Тебе свя­тым соеди­не­ни­ем. Ты бо из нача­ла создал еси муже­ский пол и жен­ский, и от Тебе соче­та­ва­ет­ся мужу жена в помощь и в вос­при­я­тие рода чело­ве­ча. Сам убо, Гос­по­ди Боже наш, посла­вый исти­ну в насле­дие Твое, и обе­то­ва­ние Твое на рабы Твоя, отцы наша, в коемж­до роде избран­ныя Твоя, при­з­ри на раба Тво­е­го (имя) и на рабу Твою (имя) и утвер­ди обру­че­ние их в вере и еди­но­мыс­лии и истине и люб­ви. Ты бо Гос­по­ди пока­зал еси дати­ся обру­че­нию и утвер­жда­ти­ся во всем. Перст­нем даде­ся власть Иоси­фу во Егип­те, прест­нем про­сла­ви­ся Дани­ил в стране вави­лон­стей, перст­нем яви­ся исти­на Фама­ры, перст­нем Отец наш небес­ный щедр бысть на сына сво­е­го: дади­те бо, гла­го­лет, пер­стень на дес­ни­цу его, и заклав­шее тель­ца упи­тан­на­го, ядше воз­ве­се­лим­ся… Сам убо ныне, Вла­ды­ко, бла­го­сло­ви перст­ней поло­же­ние сие бла­го­сло­ве­ни­ем небес­ным, и ангел Твой да преды­дет пред ними вся дни живо­та их.

Гос­по­ди Боже наш! Ты бла­го­во­лил сопут­ство­вать в Месо­по­та­мию слу­ге пат­ри­ар­ха Авра­ама, кото­рый был послан най­ти жену для Иса­а­ка и кото­рый почер­па­ни­ем воды обна­ру­жил Ревек­ку. Ты, Вла­ды­ко, бла­го­сло­ви обру­че­ние рабов Тво­их сего (имя) и сей (имя). Закре­пи их обе­ща­ние; утвер­ди их Тво­им свя­тым сою­зом. Ибо Ты изна­чаль­но создал муж­ской и жен­ский пол, и Тобою обру­ча­ют­ся муж и жена в помощь друг дру­гу и для про­дол­же­ния рода чело­ве­че­ско­го. Ты Сам, Гос­по­ди Боже наш, послав­ший исти­ну Твою насле­дию Тво­е­му и обе­то­ва­ния Твои рабам Тво­им, отцам нашим, Тво­им избран­ни­кам из рода в род, воз­зри на раба Тво­е­го (имя) и на рабу Твою (имя), утвер­ди их обру­че­ние в вере, еди­но­мыс­лии, истине и люб­ви. Ибо Ты Сам, Гос­по­ди, бла­го­во­лил, что­бы давал­ся залог, закреп­ля­ю­щий обе­ща­ние во всех делах. Через пер­стень дана была власть Иоси­фу в Егип­те; перст­нем про­сла­вил­ся Дани­ил в стране Вави­лон­ской; перст­нем откры­лась прав­ди­вость Фама­ри; перст­нем Отец наш Небес­ный явил милость сыну Сво­е­му, ибо Он ска­зал: Поло­жи­те пер­стень на руку его и, заклав­ши тель­ца упи­тан­но­го, будем есть и весе­лить­ся… Посе­му и теперь, Вла­ды­ка, бла­го­сло­ви небес­ным бла­го­сло­ве­ни­ем воз­ло­же­ние этих перст­ней, и ангел Гос­по­день да сопут­ству­ет им во все дни их жизни.

В молит­ве выра­же­на мысль о том, что устро­и­те­лем бра­ка явля­ет­ся Сам Бог. В осно­ве этой идеи лежит свя­то­оте­че­ское уче­ние о том, что брач­ный союз явля­ет­ся чудом и даром Божи­им: «Кто най­дет доб­ро­де­тель­ную жену? (Притч.31:10), гово­рит, как слы­шу, Боже­ствен­ное Писа­ние. Это дар Божий, и Гос­подь устро­я­ет доб­рое супру­же­ство»[178]. Как бы в под­твер­жде­ние этой мыс­ли в молит­ве при­во­дит­ся целая серия биб­лей­ских при­ме­ров бла­го­сло­ве­ния Богом брач­ных союзов.

Пер­вый из при­ме­ров заим­ство­ван из Кни­ги Бытия: это повест­во­ва­ние о том, как Авра­ам послал сво­е­го раба для того, что­бы он нашел жену его сыну Иса­а­ку. Этот длин­ный и тро­га­тель­ный биб­лей­ский рас­сказ (Быт.24:1–61) вспо­ми­на­ет­ся здесь в каче­стве при­ме­ра брач­но­го дого­во­ра. Обру­че­ние – не что иное, как брач­ный дого­вор, обе­ща­ние вза­им­ной вер­но­сти супру­га­ми. И цер­ковь про­сит Бога утвер­дить этот дого­вор («утвер­ди еже у них гла­го­лан­ное сло­во») и утвер­дить обру­че­ние буду­щих супру­гов в вере, еди­но­мыс­лии, истине и люб­ви. Имен­но эти четы­ре доб­ро­де­те­ли долж­ны стать тем фун­да­мен­том, на кото­ром будет сози­дать­ся зда­ние хри­сти­ан­ско­го брака.

Сле­ду­ю­щий ряд биб­лей­ских аллю­зий пред­став­ля­ет собой серию раз­но­род­ных сюже­тов, в каж­дом из кото­рых фигу­ри­ру­ет пер­стень – либо как знак вла­сти (Быт.41:42Дан.5:29), либо как пер­со­наль­ная при­над­леж­ность (Быт.38:18,25 [179]), либо как сим­вол вос­ста­нов­ле­ния утра­чен­но­го сынов­не­го досто­ин­ства (Лк.15:22). В древ­но­сти пер­стень упо­треб­лял­ся не столь­ко как укра­ше­ние, сколь­ко как сим­вол вла­сти. Пер­стень исполь­зо­вал­ся как печать, кото­рым скреп­ля­ли доку­мен­ты, дого­во­ры, заве­ща­ния. Подоб­но под­пи­си, пер­стень был лич­ной при­над­леж­но­стью того или ино­го лица. Пере­дать кому-либо свой пер­стень озна­ча­ло отдать свою власть это­му лицу. Остав­ле­ние перст­ня в чьих-то руках озна­ча­ло оста­вить веще­ствен­ное дока­за­тель­ство сво­е­го при­сут­ствия и сво­ей свя­зи с этим лицом (послед­нее мог­ло быть как след­стви­ем дове­рия, так и след­стви­ем край­ней беспечности).

Все эти зна­че­ния перст­ня (коль­ца) вклю­че­ны в сим­во­ли­ку обря­да обру­че­ния. Жених наде­ва­ет золо­тое коль­цо в знак вла­сти над неве­стой; неве­ста наде­ва­ет сереб­ря­ное в знак под­чи­не­ния жени­ху. Обмен коль­ца­ми озна­ча­ет вза­им­ную ответ­ствен­ность супру­гов друг за дру­га, вер­ность друг дру­гу, пра­во обла­да­ния друг другом.

По окон­ча­нии молит­вы обру­че­ния сле­ду­ет сугу­бая екте­ния, в кото­рую встав­ля­ют­ся про­ше­ния об обру­чен­ных. Чин обру­че­ния закан­чи­ва­ет­ся малым отпу­стом, кото­рый неред­ко опус­ка­ет­ся, если за обру­че­ни­ем без пере­ры­ва сле­ду­ет венчание.

Обру­че­ние может быть совер­ше­но отдель­но от вен­ча­ния в том слу­чае, если буду­щие супру­ги еще не гото­вы создать пол­но­цен­ную семью, но уже укре­пи­лись в сво­ем жела­нии жить друг с дру­гом в брач­ном сою­зе. В этом слу­чае обру­че­ние ста­но­вит­ся обе­ща­ни­ем вза­им­ной вер­но­сти, а пери­од меж­ду обру­че­ни­ем и вен­ча­ни­ем явля­ет­ся вре­ме­нем под­го­тов­ки к вступ­ле­нию в брак.

Венчание… в осуждение?

— Невенчанный брак считается неправильным, греховным?

Нет. Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный — полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

— Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем нужен еще и чин венчания?

— Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее — чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.

В чем таинство? Что таинственного происходит?

— Таинство заключается в том, что призывается Божественная благодать на претворение естественных отношений между мужчиной и женщиной в духовные отношения. Это стремление преображает естественную тягу полов друг ко другу в ступеньку ко Христу — вот что происходит. Образно это прекрасно показано в евангельском рассказе о чуде, которое совершает Христос в Кане Галилейской: претворение воды в вино на свадьбе. К такому претворению предназначен любой брак: «вода» естественных человеческих отношений силой и действием благодати Святого Духа должна стать «вином», приобрести совершенно иное качество!

— А благословение — в чем оно заключается?

— Венчание — это еще и благословение на супружескую жизнь внутри самой христианской общины. Половое сожительство для супругов-христиан мыслимо только в рамках церковного благословения предстоятелем общины — епископом или же священником.

— Можно сказать, что это попытка заручиться помощью Божией на этом сложном пути?

— Отчасти да. В законном браке обе половины вступают в новую, ранее неизвестную, неизведанную для них реальность. И здесь требуется особая помощь Божия.

Но к этому нельзя подходить, как к сделке: мы Тебе — венчание, а Ты нам — гарантию «дома — полной чаши». Венчание — это укрепление и благословение существующих отношений, но не построение их с нуля и тем более — не легализация формальных отношений друг друга «не переваривающих» людей.

Я выскажу свое мнение, которое, может быть, не будет согласным с мнением достаточно большого количества священнослужителей. Но я решительно против того, чтобы к Таинству Венчания приступали люди, не являющиеся достаточно воцерковленными.

Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в «магический костыль» для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что «магических костылей» не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится.

— Почему?

— Потому что любое приближение Бога — это кризис: он обостряет, доводит до некоего предельного напряжения существующую ситуацию. Божественными предметами не шутят: они требуют к себе должного отношения. И если человек готов поступиться собой, своими интересами, вырваться ко Христу — кризис для него оказывается спасительным и полезным. Если он не готов, не хочет меняться, то это обнажение, обострение его истинного состояния только лишь ускоряет возможный распад семьи.

К Богу нельзя относиться пренебрежительно. А Церковь — это Его территория, место Его особого, исключительного присутствия. Поэтому венчаться «на всякий случай», «а вдруг сработает» — не стоит. И то огромное количество прошений о так называемом «церковном разводе», который имеется во всех епархиях, тому самое лучшее свидетельство…

Поэтому если речь о людях, заглядывающих в Церковь, не являющихся, по сути, христианами, для них форма законного брака — это вполне достаточно.

Готовы — не готовы

— Если это настолько серьезный шаг, стоит ли идти на него сразу? Некоторые пары откладывают венчание, не чувствуя себя достаточно готовыми к нему…

— Так бывает. Понимаете, этот процесс дозревания до венчания происходит параллельно с воцерковлением.

Я знаю супругов, которые являются верующими и церковными людьми, прожившими в браке около 50 лет, но которые в то же время еще не дозрели до того, чтобы прийти в храм и повенчаться. Между ними нет такого духовного родства, единства, чтобы совершать это Таинство — процесс еще не завершен. Таких примеров немало.

— Это скорее хорошо, чем плохо?

— Это плохо. Но если бы они повенчались и после этого в их жизни ничего бы не изменилось, это было бы еще хуже.

Мне, скорее, симпатична позиция тех нецерковных молодых людей, которые, сыграв свадьбу, не торопятся сразу же обвенчаться. Тут есть здравое зерно: это свидетельствует об ответственности. Такие супруги должны жить в законном браке, рожать детей, любить друг друга, потихоньку изменяться сами, воцерковляться и, когда дорастут до брака церковного, — венчаться.

Однако если люди уже достаточное время живут полноценной церковной жизнью, если каждый из них в своей мере познал Христа и живет Им, то для таких людей вступать в брак, минуя венчание, ненормально и более чем странно. Когда верующие, воцерковленные супруги по каким-то причинам не венчаются, это должно наводить на мысль: что-то здесь происходит неправильное.

— Почему? Если это «дозревание», то оно происходит у разных пар в разное время…

— Потому что для христианина брак, семья — это не просто «ячейка общества», и тем более не «институт законного пользования друг другом». Это живой пример того, как в полном единстве могут сосуществовать совершенно самостоятельные и отдельные личности. Семья представляет собой единство: все живут по закону любви и в то же время никто никого не подавляет, не поглощает, не вытесняет. Можно провести аналогию со Святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой живут в полной любви, полном согласии и непрестанной самоотдаче друг другу, и в этом обретают абсолютную полноту бытия и то самое блаженство, к которому призываемся и мы все. И поэтому для Церкви брак — одно из фундаментальных понятий.

Отношения между Христом и Церковью самим же Господом отождествляются с брачными отношениями: Церковь называется Невестой Христовой. У апостола Павла, у всех святых отцов в той или иной мере присутствует эта брачная аллегория. И это говорит только о том, что нет в жизни человека более высоких, более способствующих спасению отношений, чем брак. Можно смело сказать, что брак — это своего рода «трамплин» ко спасению. Но как с трамплином связаны различные риски, точно так же и с браком: не вступив на этот путь, ты не достигнешь определенных высот и никогда не узнаешь, что такое полет в свободном падении, но, вступив, ты должен понимать, что тебя ждут не только сияющие вершины, но и опасности переломать себе хребет.

— А могут ли супруги пойти на венчание как на сознательный шаг в сторону единства? Прося у Бога поддержки в этом?

— Да, это самый правильный подход.

Если муж и жена имеют желание устраивать свою жизнь по-христиански, конечно, им лучше вступать в супружество через Таинство Венчания. Но это возможно только тогда, когда каждый из них понимает всю меру ответственности, которую он на себя берет. Ответственности не только в том, что они не имеют права развестись, что бы у них там ни происходило, но ответственность духовную. За тот образ жизни, который каждый из них по своим силам пытается осуществлять согласно евангельским заповедям.

— Получается, это Таинство — одновременно и начало чего-то качественно нового, и вершина некоего внутреннего процесса?

— В таком случае венчание — действительно и важное начало, и вершина, некое свидетельство того, что супруги действительно достигли какого-то духовного единства, в своих устремлениях к Богу их траектории перестали быть параллельными и стали стремиться к единству. В таком случае желание получить церковное благословение и освящение брака становится совершенно естественным и законным желанием.

Развенчание «развенчания»

— Многие говорят о «развенчании». Существует ли в реальности такой чин?

— «Развенчание» — вещь совершенно мифическая. Никакого чина снятия церковного благословения на брак не существует. Есть свидетельство Церкви, когда она, по своему снисхождению к человеку, не сумевшему вынести взятый на себя подвиг брака, дает ему благословение на второй брак.

— Насколько далеко заходит снисхождение Церкви? Допустимо ли венчаться во втором, в третьем и т. д. браке?

— Действительно, есть чин венчания второбрачных, который является скорее чином покаянным.

— Он самостоятельный, отдельный?

— Да, это самостоятельный чин для тех, кто вступает во второй брак. Но вот чина для троебрачных, конечно, уже не существует. В каких-то крайних случаях, при особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания. И тут действительно должны быть какие-то совершенно исключительные случаи и достаточные основания для такого решения! И, конечно же, никакой священник не возьмет на себя подобную ответственность: это целиком и полностью область архиерейской власти. Естественно, нормой подобная ситуация никак быть не может. Здесь мы видим проявление икономии, крайней уступки Церкви, для того, чтобы дать человеку возможность причащаться, продолжать жить церковной жизнью.

— Это, по сути, благословение на брак без венчания?

— По сути дела, это просто благословение на причащение человека, который по своей немощи находится в третьем браке, и просьба к Богу о прощении его грехов.

Расторжение церковного брака

Церковный брак, венчание — это таинство, когда двое любящих соединяются по Божьему провидению в единое целое. Недаром говорится, что такой союз заключается на Небесах. Однако жизнь прожить — не поле перейти. Любовь может уйти, нередко даже обвенчавшиеся в церкви расходятся.

Расторжению церковного брака могут послужить следующие причины:

  • Смерть одного из супругов. Православная Церковь обосновывает такую традицию словами святого апостола Павла. В первом Послании к коринфянам он сказал, что «если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39). Это означает, что верующая во Христа повторно может выйти замуж только за христианина.
  • Прелюбодеяние. Когда муж или жена, забыв божественное откровение, что они есть «единая плоть», разрушают свою семью похождениями на стороне. В Евангелии от Матвея внебрачные связи сурово осуждаются: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).
  • Наличие обстоятельств, влияющих на брачный союз. Развенчание церковного брака при жизни супругов возможно в случае, когда кто-либо из них отпал от православного образа жизни и не желает к нему вернуться. Например, муж пьянствует, жизнь в семье стала невыносимой. Жена подает заявление священнику своего прихода, он может принять решение о прекращении канонической силы венчания.
  • Уход в монастырь. Допустим, муж решил принять монашество, в таком случае брачный союз с согласия церковных властей может быть расторгнут. При условии, что жена дала письменное согласие, а также нет несовершеннолетних детей или иждивенцев на содержании мужчины.
Важно! Если один из супругов сменил свою веру, например, ушел из православия в католицизм, церковный брак теряет свою каноническую силу, считается недействительным.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Можно ли венчаться с христианами других конфессий?

Да. Церковный брак возможен со старообрядцами, католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Условие: венчание в Православной Церкви и согласие на воспитание будущих детей в православной традиции. Для православного человека, вступающего в брак, важно получить благословение своего духовного наставника и правящего архиерея.

Можно ли венчаться до государственной регистрации?

Нет, но есть исключения. Венчание до регистрации брака возможно только по благословению епархиального архиерея и в особых ситуациях. Например, во время тяжелого заболевания (подтвержденного документами), из-за которого человек может внезапно умереть; ввиду предстоящего участия в военных или других действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государство не может зарегистрировать брак в желаемые сроки. В критических ситуациях священник сам решает, кого можно обвенчать до государственной регистрации, о чем обязан потом доложить епархиальному архиерею. В обычной практике супруги сначала расписываются, потом венчаются.

Кто не может вступать в церковный брак?

В первую очередь люди, отрицающие догматы христианской веры и нравственности. Церковь следит не только за телесным, но и духовным родством человека и запрещает ему вступать в брак с духовными родственниками. При этом церковные правила в отношении кровного родства жестче, чем государственные (Церковь не разрешает брак между кузенами). Браки между восприемниками (крестными) могут совершаться по благословению епархиального архиерея. Полный список тех, кому нельзя вступать в церковный брак, можно прочитать в документе «О канонических аспектах церковного брака», который принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Какой должна быть свадебная трапеза?

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Трудные вопросы: измена, второй брак, другая вера

— Если один из супругов неверующий, но из любви к своей «второй половинке» читает книги о христианстве, как-то готовится к венчанию — Таинство над такой парой совершить допустимо?

— Думаю, что да. И апостол Павел об этом говорит: неверующая жена освящается верующим мужем, и наоборот. Тот из супругов, кто ближе ко Христу, вполне может стать источником света для другого. И таких примеров огромное количество — когда любовь ко своей «второй половине» становится для человека самой главной в его жизни ступенькой ко Христу. Мы знаем большое количество таких пар и за рубежом: когда иноверцы берут в жены русских девушек, например, и, понимая, как много значит христианство, Православная Церковь для любимой, постепенно втягиваются в стихию богослужебной жизни. Для меня это живой пример, поскольку только что вернулся из Англии и видел немало таких пар, где один из супругов открывал красоту христианства для другого.

— Православная Церковь допускает венчание православных с христианами других конфессий?

— Как ни парадоксально, да. Как об этом сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, венчание может совершаться между православными и католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Необходимым условием для такого венчания является совершение Таинства в Православной Церкви и воспитание детей в Православии. Святитель Филарет Московский неоднократно это допускал.

Это удивительный факт! И еще одно свидетельство того, что брак — явление, далеко выходящее за пределы лишь человеческих отношений. В свое время религиозный философ Василий Васильевич Розанов писал: «Связь пола с Богом большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом»

Действительно, то, что является неотъемлемой стороной супружества, прежде всего затрагивает какие-то глубинные, духовные стороны в человеке. И я думаю, что Церковь неспроста так жестко выступает против любых форм близких отношений людей, кроме законного брака. Церковь, как чадолюбивая Мать, бесконечно ценит и трепетно охраняет то, что происходит в браке, и столь же решительно и бескомпромиссно относится к тому, что происходит вне его.

— Вы имеете в виду блуд, измену, сожительство?

— Да. Это очень сильно выхолащивает и портит важную часть человеческой природы, где и происходит встреча человека с Богом. Почему монашество, например, немыслимо без подвига целомудрия, подвига абсолютного воздержания от половой жизни? Почему оно изначально было связано с девством? Особенно всегда выделялись монахи и монахини, кто вообще не имел никакого опыта половой жизни — и именно такое монашество считалось настоящим, подлинным посвящением себя Богу. Это очень тонкий, мистический момент обручения всего человека Христу. Можно даже сказать, что своего рода духовный «брак» с Творцом, который требует такой же полноты отдачи, какой требует и обычный брак от супругов.

В монашестве человек полностью вверяет себя Богу — Им живет, Им питается, Им радуется, Им вдохновляется. И тут не может быть никакого «двоеженства», раздвоения. Точно так же, как в супружестве: ничего помимо или вопреки своей второй половине в здоровом и счастливом браке быть не может.

Очень прискорбно, что к «хождениям на сторону» в светском обществе давно относятся терпимо. А об этом надо кричать во всеуслышание: любое сожительство, любое прелюбодеяние является огромной трагедией для всех его участников и для всей семьи, где живёт эта несчастная жертва страсти блуда. Более того, пока есть измена, блуд — ни о каком примирении с Богом и речи в принципе идти не может. Не потому, что церковные каноны такие жестокие, нелиберальные, «негуманные». А потому, что блуд — это глубокий надлом не только души, но даже и на физиологическом уровне. Люди, которые становятся на этот путь, выжигают страстью блуда ту область своей души, которая для Бога бесконечно значима — ведь в ней они могли бы обрести примирение с Ним! И пока эта рана не заживет, с ней абсолютно ничего нельзя поделать.

— Речь не только об измене как таковой, но и о легком увлечении на стороне, о помыслах?

— В святоотеческой аскетике есть очень четкая градация помыслов — когда именно пришедшую человеку страстную, блудную мысль уже можно считать грехом. Сам Спаситель говорил: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Блуд овеществляет уже совершившееся в душе человека отпадение от верности своему супругу. Но начинается все — с мысли.

Вообще, мы многое не понимаем из того, что происходит в браке. И как бы ни были пространны исследования в области интимных отношений мужчины и женщины, до конца понять природу этих отношений мы не можем. Мы здесь выходим за пределы науки как таковой и переходим в измерение скорее духовное, нежели физиологическое.

— То есть можно сказать, что брак сам по себе является Таинством?

— Я, пожалуй, соглашусь. И интересно, что еще святитель Иоанн Златоуст в свое время писал: «Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т. е. в состоянии победителей похоти плотской». Такое понимание венчания прямо противоположно тому, как оно иногда воспринимается сегодня, словно вынужденное церковное благословение на половое сожительство двух обуреваемых похотью людей, «узаконенный блуд» — чтобы совсем из Церкви не ушли. А святитель Иоанн Златоуст говорит: мы их венчаем потому, что они победили свою похоть, что ими движет уже любовь, которая оказывается гораздо выше и сильнее похоти. И дальше ими, как христианами, должна прежде всего двигать любовь, а не вожделения. Ведь страстные движения когда-то всё равно уйдут — а вот сама любовь только укрепится и очистится. И здесь в качестве залога именно такого развития отношений выступает девство, полная физическая чистота обоих брачующихся.

Подготовка: практические моменты

— Существует мнение, что венчание — столь личное дело, которое происходит между двумя людьми и Богом, что присутствовать на нем должны только венчающаяся пара и священник…

— Я считаю, что нет ничего плохого в отсутствии свидетелей на венчании. В Англии или в Греции это Таинство является еще и одной из форм легализации брака — там религиозным конфессиям предоставлено право выдавать государственные свидетельства о совершении брака. У нас в стране такого нет: таинство происходит внутри церковной общины и не требует свидетелей того, что люди обещали друг другу — это их дело перед Богом.

Но именно с этим связано жесткое требование: мы венчаем людей только после заключения ими законного брака и официальной регистрации. За исключением крайних случаев, когда этот вопрос затруднен по каким-то объективным причинам, а не потому, что люди не хотят расписываться, а желают жить в свое удовольствие и при этом иметь и некие духовные преференции.

— Если родственники равнодушно или негативно относятся к Церкви, как лучше поступить: позвать их, дабы приобщить к Таинству, или нет?

— Это один из тех вопросов, которые допускают оба варианта ответа. Есть плюсы и в том, и в другом варианте. Действительно, часто люди желают, чтобы это Таинство было совершено над ними без свидетелей — это личный, интимный договор между ними и Богом. Сами супруги должны решить, как поступить, исходя из того, как для них будет удобнее и как им покажется целесообразнее.

— Какова роль родителей при венчании?

— И в римской, и в греческой, и в иудейской традициях важнейшим элементом бракосочетания был момент, когда отец невесты соединяет руки брачующихся — и передает ее руку в руку жениха. То есть родители передают своего ребенка в руки его «второй половины». Этот момент есть в древних чинах венчания, он сохранился в католицизме, но у нас он, к сожалению, оказался утрачен. Однако отголосок его остался: когда священник перед началом чина обручения соединяет руки брачующихся, накрывая их епитрахилью, и, держа за руки, ведет жениха и невесту из притвора в храм, а также когда уже во время Таинства они все вместе трижды обходят аналой в центре храма. В остальном родители во время Таинства — лишь свидетели и сомолитвенники своим детям.

— Как самим супругам следует готовиться к венчанию?

— Для людей церковных подготовка к венчанию ничем не отличается от обычной подготовки к участию в таинствах. За исключением того, что они должны хорошенько подумать, готовы ли они взвалить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немощами, страстями, проблемами. Четко понимая, что не надо рассчитывать, что твоя «половинка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это определенное дерзновение, на которое человек отваживается перед Самим Богом! Человек должен ясно понимать, что он берет на себя.

Если он готов взвалить на себя другого, причем в самом худшем варианте, о котором он знает, — тогда можно надеяться, что этот брак состоится. А если он рассчитывает на то, что все недостатки супруга куда-то исчезнут, а всё, что в нем вдохновляет, радует, еще больше раскроется… то, скорее всего, все будет с точностью до наоборот.

— Жестко. Значит, надо быть реалистами? И робко надеяться, что вы оба будете становиться лучше?

— Надеяться робко — да, а вот рассчитывать нельзя. Почему в сознании христианина брак и монашество — это практически тождественные вещи? И там, и там человек приносит себя в жертву другому. И нет никаких гарантий, что эта жертва будет принята, понята, оценена. Все счастливые браки проходили очень сложный, тяжелый, болезненный путь «перемалывания» обоих супругов, притирки их друг ко другу. И это всегда связано с максимальным умалением своих собственных интересов, себя самого, своих пожеланий, своих представлений о том, что должно быть в браке. Это процесс «врастания» друг в друга.

Притом, что это «врастание» очень разных на всех уровнях организмов. Гилберту Честертону принадлежит изречение, ставшее афоризмом: по мужским стандартам любая женщина — сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина — чудовище; мужчина и женщина психологически несовместимы. И это прекрасно! Потому что таким образом они становятся один для другого объектом христианского делания, заимствуют друг у друга недостающие им качества и делятся лучшим, что есть в них самих. Апостол Павел писал: Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка (2 Кор 8:14). И в такой постоянной взаимоотдаче и взаимопроникновении и выстраивается целостный организм христианской семьи, который действительно имеет право продолжаться и после того, как исчезает, отпадает, становится ненужным все, что связано с физиологией. Мы знаем, что в Царстве Небесном нет брака как соединения полов, а вот единство — остается… Оказавшись за гробом без тела, супруги все равно сохраняют свое единство! Но до этого еще надо дорасти. Многие ли дорастают? Это вопрос.

Фото Марины Александровой

Обязательно ли причащаться перед венчанием?

Это не является строго обязательным, однако для верующего человека естественно перед важнейшими событиями своей жизни исповедоваться и причащаться Христу. И в Древней Церкви причащение было одной из важных частей венчания. Некоторые слова, сохранившиеся в древних чинах венчания (например, возглас: «Преждеосвященная Святая святым»), свидетельствует о том, что в ранней Церкви после причащения всех членов церковной общины Святые Дары оставлялись, чтобы причастить ими новобрачных во время их венчания.

Что такое «венчальная Литургия»?

Это Литургия, как правило, совершаемая архиереем, в чинопоследование которой включен чин венчания. Она совершается, к примеру, в балканских и греческих церквях. Сейчас венчальные Литургии появляются и в России. Однако это скорее нововведение: никаких свидетельств, что это имело исторические прецеденты раньше, нет.

Если у людей разные духовники, как им выбрать священника, который будет их венчать?

Возможно соборное венчание, когда Таинство совершают сразу несколько священников. И это частая практика. В среде духовенства по-другому почти не бывает.

Сколько стоит участие в Таинстве?

Никакое Таинство нельзя оценивать, и никакой цены у венчания быть не может. Однако после совершения треб (то есть богослужений по просьбе мирян) принято жертвовать на храм, по силам и совести человека. При этом нужно понимать, что венчание — наиболее «ресурсоёмкое» Таинство: здесь, как правило, необходим как минимум квартет певчих, а то и целый хор, — которым, естественно, необходимо оплатить труды. Лучше всего спросить у служащих церкви, каким образом совершаются пожертвования. На некоторых приходах вам могут указать их ориентировочный размер, однако уплата определенной суммы ни в коем случае не может быть необходимым условием совершения Таинства.

Несколько полезных советов венчающимся

  • Для того чтобы венчальная церемония запомнилась на всю жизнь и стала настоящим семейным праздником, следует заранее подумать об организации таинства, выбрать храм и время проведения церемонии;
  • Оформить предварительную запись в храме на совершение венчального таинства может любой родственник брачующихся;
  • В церкви обязательно нужно предоставить свидетельство о регистрации бракосочетания в ЗАГСе, который должен состояться заранее;
  • Если хочется договориться о проведении таинства с определенным священником, то можно оформить квитанцию на совершение обряда в день свадебной церемонии;
  • За день до церемонии следует воздержаться от близости, с самого утра в день венчания соблюдать пост, не курить. В храме брачующиеся изначально исповедуются, читают литургические молитвы и причащаются;
  • Гостям церемонии также следует присутствовать на литургии, но можно прийти и к началу таинства;
  • О видео и фотосъемке следует договориться желательно в церкви, ведь не каждый храм позволяет совершать такое действие;
  • Обручальные кольца следует принести в церковь заранее, чтобы венчающий священник смог освятить их;
  • У невесты обязательно должна быть фата или другой головной убор, оба супруга должны быть с нательными крестиками;
  • На церемонии венчания обязательно должны присутствовать крещеные свидетели, которые помогут держать венцы над головами молодых;
  • Если вам хочется, чтобы на таинстве присутствовали только вы, а не несколько пар, то назначить дату лучше всего в будний день.

С какими препятствиями к браку могут столкнуться молодые

  1. Таинство Брака не проводится без предоставления свидетельства о браке из ЗАГСа;
  2. Таинство Брака не проводится, если это четвертая или пятая церемония бракосочетания для одного из молодых;
  3. Брак не заключается между близкими и кровными родственниками (до 4 степени родства);
  4. Венчание не проводится, если один из супругов некрещеный или атеист;
  5. Венчание не проводится, если один из брачующихся состоит в официальном браке с другим человеком;
  6. Венчание не проводится в том случае, если один из супругов был рукоположен в священный сан или монаха;
  7. Нельзя венчаться в течение 4 главных постов;
  8. Таинство не проводится во время Масленицы;
  9. Таинство не проводится во время Пасхальной Седмицы;
  10. Брак не заключается в период с Рождества до Крещения;
  11. Венчание не проводится во вторник, четверг и субботу на протяжении всего года.

Реалии современной России

Церковный брак в России до революции 1917 года считался только единственно возможным. Страна жила по традициям православной церкви, христианские устои определяли жизнь российского общества.

В современной России Церковь отделена от государства, но церковный брак государственными органами признается. Нужно зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе и показать свидетельство о регистрации брака священнику. Он назначит время венчания.

Иногда бывают исключения. Когда священник хорошо знает своих прихожан, он может зарегистрировать брак до официальной росписи. Таким примером церковного брака стало венчание популярного российского актера Антона Макарского и певицы Виктории Морозовой. Только через 3 года они формально зарегистрировали свои отношения.

Нужно знать, что по российскому законодательству, венчание в церкви не несет никаких юридических последствий в сравнении с гражданским браком. Допустим, обвенчались, но не были в ЗАГСе, жили вместе в доме мужа, он умер. По закону женщина не может претендовать на его жилплощадь, так как официально не являлась его супругой.

Бывают случаи, когда женщина добивается справедливости, если, предъявив свидетельство о венчании, она сумеет доказать, что супружеские отношения имели место, тем более, когда есть общие дети.

Статистика церковных браков в России свидетельствует, что подавляющее большинство молодоженов (87 %) после официальной регистрации брака венчается в церкви. Вряд ли это говорит об их набожности, понимании церковной истины, что брак заключается на Небесах. Скорее, это дань моде, когда в обществе много разговоров, что нужно вернуться к православным истокам своих предков.

Важно знать! Хорошо, когда молодые являются верующими и венчаются осознанно. В противном случае это просто модное увлечение, которое не оставит в душе глубокий след. Такой церковный брак нередко заканчивается разводом.

Что такое церковный брак — смотрите на видео:

Плюсы и минусы церковного брака нужно понимать четко. Свидетельство о венчании — это не юридическая бумага, в отличие от документа о браке, выданного ЗАГСом. В случае смерти кого-либо из супругов другой не может претендовать на его наследство. За редким исключением, когда в результате долгих судебных разбирательств имущественные или иные права мужа (жены) могут признать. Это негативная сторона венчания в церкви. Духовное родство обвенчавшихся с Богом, стремление жить по Божьим заповедям — это сильная сторона церковного брака.

Источники

  • https://foma.ru/pravila-tserkovnogo-braka.html
  • http://hramsuvorov.cerkov.ru/chem-cerkovnyj-brak-otlichaetsya-ot-obychnogo/
  • https://wedus.online/tradisii/venchanie/smysl.html
  • https://tutknow.ru/psihologia/14709-chto-takoe-cerkovnyj-brak-i-kak-on-zakljuchaetsja.html
  • https://azbyka.ru/semya/tainstvo-braka-venchanie-mitropolit-ilarion-alfeev/
  • https://www.pravmir.ru/tainstvo-venchaniya/
  • https://vseikony.ru/news/tainstvo-venchanie/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: