Выборы и референдум: определение понятия и классификация

Содержание
  1. Принципы российской избирательной системы
  2. Процедура голосования
  3. Плебисцит
  4. Выборы: понятие и классификация
  5. По уровню власти
  6. По сроку проведения выборов
  7. По законному основанию
  8. Чем отличаются выборы от референдума
  9. Периодичность проведения
  10. Особенности голосования
  11. Значение мероприятий
  12. Практика проведения референдумов в современной России на федеральном и региональном уровнях
  13. Единство референдума и выборов
  14. Виды референдумов
  15. Цель и сущность референдума
  16. Закон России о референдуме
  17. Понятие выборов в государстве
  18. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум
  19. Конституция Российской Федерации
  20. В чем сходство и различие между понятиями
  21. Древний Рим
  22. Голосование и определение результатов
  23. Референдумы на местном (муниципальном) уровнях
  24. Примеры громких выборов и референдумов в истории
  25. Референдумы в Российской СФСР и в Российской Федерации
  26. Что мы узнали?

Принципы российской избирательной системы

Российская избирательная система построена на определенных принципах:

  1. Всеобщность избирательного права. Заключается в том, что каждый гражданин РФ имеет право участвовать в выборах и референдумах и быть избранным в органы государственной власти. Ограничение касается только граждан, не достигших 18-летнего возраста (для активного избирательного права) и 21-летнего возраста (для пассивного избирательного права). Кроме того, избирательным правом не обладают ограниченно дееспособные или полностью недееспособные граждане, признанные таковыми по суду; а также лица, находящиеся в местах лишения свободы. Осуществление данного принципа достигается законодательным закреплением порядка формирования избирательного списка; досрочным голосованием граждан, которые не смогут в день проведения выборов или референдума присутствовать по месту жительства; организации проведения голосования лицами, которые по состоянию своего здоровья (инвалиды) не могут прибыть на избирательные участки. В России действует уголовно-правовая защита избирательных прав граждан. К ответственности в судебном порядке привлекаются лица, которые воспрепятствовали выражению избирательной воли благонадежных граждан страны с применением насилия, обмана, угрозы или подкупа.
  2. Равное избирательное право для всех граждан. Это означает, что каждый избиратель имеет право одного голоса на проводимых выборах или референдуме. Равенство обеспечивается занесением фамилии и инициалов избирателя только в список по месту постоянного жительства на основании предоставленного паспорта гражданина РФ, выдачей на руки одного бюллетеня под личную роспись лица.
  3. Проведение прямых выборов. Это означает, что депутаты избираются гражданами страны лично.
  4. Тайное голосование. Результат своего выражения воли гражданин скрывает от «посторонних глаз», располагаясь единолично в закрытом помещении. Сделанный выбор остается неизвестен другим лицам.

Процедура голосования

  • регистрация избирателей по месту жительства;
  • тайное голосование;
  • использование единого списка кандидатов и бланков для всех регионов страны;
  • присутствие независимых наблюдателей для гарантии честности процедуры;
  • подсчет голосов специальными комиссиями;
  • официальное представление или обнародование результатов.

Здесь необходимо отметить некоторые важные аспекты.Тайна голосования обеспечивается наличием на избирательных участках специальных кабинок и отсутствие какой-либо подписи избирателя на бюллетенях. Во время голосования избирателям представляются два или более кандидатов. Выборы могут происходить в один или два тура, то есть могут быть назначены дополнительные выборы, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов.

Людей, выступающих и отдающих свои голоса за определенную партию, называют электоратом. За него борются все партии, так как именно отданные за них голоса позволяют им играть свою роль в политике государства.

Плебисцит

В конституционном праве термин «плебисцит» сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения тоже могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом состоит в том, что референдум проводится по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула во французской литературе XIX века именовалось плебисцитом.

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Выборы: понятие и классификация

Федеральный закон от 12 июня 2002 года прописывает гарантии избирательных прав граждан, включая право участвовать в референдуме.

Нормативно правовой акт трактует выборы как способ прямого волеизъявления только граждан государства по вопросам избрания государственных органов федерального, регионального и местного уровней власти, а также наделения их правами и обязанностями.

По уровню власти

В зависимости от уровня власти формируемых органов, выделяют:

  • выборы федерального уровня – Президента РФ и депутатов Государственной Думы;
  • выборы регионального уровня – Губернатора и законодательных органов субъекта РФ;
  • выборы местного уровня – мэры городов и депутаты городской Думы.

По сроку проведения выборов

По срокам проведения выборов различают:

  • очередные выборы, срок проведения которых определен Конституцией РФ (в ней указаны сроки полномочий выборных органов и должностных лиц, по окончании которых назначаются новые выборы);
  • досрочные и дополнительные выборы, проведение которых связано со сложением своих полномочий депутатами ранее предусмотренного Основным законом страны срока;
  • повторные выборы, которые состоятся при признании ранее проведенных выборов незаконными (с нарушением требований проведения выборов);
  • совмещенные выборы, когда в один день осуществляется избрание депутатов или должностных лиц разного уровня власти.

По законному основанию

По своему законному основанию выделяют:

  • императивные выборы, которые являются единственным основанием наделения правами и обязанностями выбираемых должностных лиц и органов государственной власти;
  • альтернативные выборы, которые являются одним из способов формирования государственных органов (например, члены Счетной Палаты могут быть назначены путем избрания народом и путем назначения из списочного состава).

Чем отличаются выборы от референдума

Выборы — это конституционное право каждого гражданина путем своего голоса выбирать кандидата или список кандидатов на определённую государственную должность. Референдум — это форма принятия законов и важных вопросов государственно жизни путем выражения мнения группы большинства граждан.

То есть, если сказать простым языком, то выборы – это когда народ избирает кандидата на любую государственную должность (самый понятный пример – избрание Президента РФ), а референдум – когда принимают важное решение, касающееся жизни государства, путем народного голосования (самый понятный пример – голосование о выходе Крыма из состава Украины).

Периодичность проведения

Выборы производятся через определённые интервалы времени. В России голосование проходит 1 раз в 3−6 лет. Только в случаях, предусмотренных законодательством, процедура может инициироваться чаще. Например, если президент досрочно снял с себя полномочия. Периодичность выборов гарантирует стабильность работы органов власти и их сменяемость. В РФ срок действия полномочий депутатов и должностных лиц регламентирован законом.

Голосование на референдуме проводится намного реже. Процедура инициируется, когда в обществе возникает вопрос, требующий волеизъявления народа.

Решение, принятое на таком голосовании, не пересматривается, а закрепляется в нормативно-правовых актах.

Особенности голосования

Ответственность по организации и проведению мероприятий лежит на Центральной избирательной комиссии РФ. В отдельных случаях допускается формирование отдельной комиссии референдума.

Сама процедура голосования на прямых выборах и референдуме не имеет существенных различий. Организаторы мероприятий опираются на общие принципы избирательного права:

  • гласность;
  • равенство;
  • отсутствие давления на избирателей;
  • добровольность;
  • всеобщность.

Гражданин может выбрать только одного кандидата. Человек должен делать осознанный, свободный выбор. Для избирательного права характерна тайная подача голосов и невмешательство власти.

Главное отличие заключается в содержании бланков для голосования. На выборах избирателю предоставляется список кандидатов.

Из перечисленных имён можно выбрать только одно и поставить напротив него отметку. На бланках всенародного референдума кратко сформулирован рассматриваемый вопрос.

Предлагается только 2 варианта ответа: да или нет. Избиратель должен решить, какой результат он считает оптимальным, и поставить соответствующую отметку.

Подсчёт голосов тоже осуществляется по-разному. Выборы считаются состоявшимися при достижении относительно небольшого порога явки. Побеждает кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Для утверждения результатов референдума необходимо, чтобы проголосовало около половины дееспособного населения страны.

Значение мероприятий

Результаты открытых выборов действуют ограниченный срок. Итоги референдума являются бессрочными и имеют высшую юридическую силу.

Основные различия между выборами и референдумом указаны в следующей таблице:

Параметр Выборы Референдум
Цель Формирование органов власти Решение иных вопросов, влияющих на жизнь населения
Подсчёт голосов Результат может быть засчитан при низкой явке Голоса засчитываются, если участвовала бо́льшая часть населения
Периодичность 1 раз в 3−6 лет По мере возникновения важных вопросов
Срок действия результатов Ограниченный интервал времени, регламентированный законодательством Бессрочно

Виды народовластия не должны подменять друг друга. Например, решать кадровые вопросы можно только на выборах. В законодательстве перечислены проблемы, которые невозможно устранить посредством референдума:

  1. Изменение срока полномочий депутатов или президента.
  2. Принятие чрезвычайных мер по обеспечению безопасности населения.
  3. Изменение статуса субъекта РФ, если он уже закреплён в Конституции.
  4. Вопросы амнистии, помилования.

Практика проведения референдумов в современной России на федеральном и региональном уровнях

На федеральном уровне с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года по 1 июля 2020 года референдумы не проводились. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

В 2018 году сразу несколько инициативных групп, включая КПРФ, пытались инициировать всероссийский референдум о повышении пенсионного возраст. ЦИК отказала в проведении такого референдума, обосновав это тем, что предлагаемый для вынесения на референдум Российской Федерации вопрос «Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?» не соответствует требованиям части 7 статьи 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» — Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения.

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. В 2003—2007 годах в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края (передачи КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский); и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.

Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы — при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок. Затем организацию распустили.

Так как потребность в подобном законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан — и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) — и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы. В ходе судебного разбирательства нередко возникали конфликты между посетителями суда и приставами адвокат одного из обвиняемых попал в НИИ скорой помощи им. Склифосовского с сотрясением мозга после удара головой об сейф (ШКГ 15 баллов)

Проблемы конкуренции инициаторов проявились уже в конце августа. В итоге, пассивность подгрупп, кроме зарегистрированных от КПРФ и СР, и бюрократические придирки привели к срыву плебисцита. Сам момент окончательного отказа ЦИК затмила случившаяся в тот же день керченская трагедия.

Единство референдума и выборов

Что их объединяет:

  • Формы представленной демократии, с присутствием в политическом движении граждан.
  • Все достигшие совершеннолетия и вполне дееспособные граждане принимают активное участие.
  • В конечном результате государственные органы обязаны все исполнить.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Цель и сущность референдума

Целью проведения референдума может быть анализ мнения народа по следующим вопросам:

  • прекращение полномочий Главы государства, палат Парламента России (Совета Федерации и Государственной Думы) ранее обозначенного срока, либо продление срока;
  • проведение досрочных выборов государственных органов власти и должностных лиц;
  • изменение правового статуса субъекта Федерации;
  • принятие, внесение изменений в федеральный бюджет страны;
  • порядок исполнения и/или изменения внутренних финансовых обязательств государства;
  • принятие срочных мер по спасению населения (обеспечение здоровья и безопасности);
  • введение, отмена, изменение федеральных налогов и сборов, равно как и освобождение граждан от их уплаты;
  • амнистия, помилование.

Сущность референдума – знать мнение народа, выразившего свою волю путем голосования, и принять меры, отвечающие требованиям граждан. Однако принятые положения путем референдума не должны противоречить конституционным нормам.

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На данный момент на референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закреплённого Конституцией Российской Федерации;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Понятие выборов в государстве

Это процедура избрания претендента на какую-либо должность путем тайного или открытого голосования. Этот процесс – самая распространенная форма участия людей в жизни страны и избрания политических управленцев государством.

Выборы могут быть как государственного уровня (как например избрание президента РФ), так и регионального (голосование за депутатов в городскую мэрию).

Данный способ на сегодняшний день является самой демократичной системой становления у власти руководящих кадров.

Граждане, имеющие право принимать участие в избрании политических личностей и методов правления, именуются электоратом.

Агитация по вопросам, вынесенным на референдум

Пропаганда собственной позиции может вестись любыми способами, допустимыми законом.

Запрещена агитация, способствующая появлению расовой, национальной, религиозной вражды. Проведение агитационных мероприятий запрещено:

  • органам государственной власти всех уровней и их должностным лицам при несении служебных обязанностей;
  • воинским частям;
  • благотворительным и религиозным объединениям;
  • членам избирательного комитета;

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

В чем сходство и различие между понятиями

Представим основные сходства и различия между данными политическими понятиями в виде таблицы:

Референдум Выборы
Сходства
Оба понятия – это формы демократического строя государства, способы участия народа в политической жизни страны, методы влияния на развитие государства.
В обоих случаях участвовать имеют право абсолютно все дееспособные граждане государства, достигшие совершеннолетия.
Результаты как голосования, так и референдума (если он официальный) обязательны к исполнению государственной властью.
Различия
Избрание представителей органов власти: президента, депутата, мэра и т.д. Решение какого-либо важного политического вопроса или иных вопросов, имеющих непосредственное отношение к дальнейшей жизни граждан.
Для признания результатов действительными, обязательно участие более 50% всего дееспособного совершеннолетнего населения. Для официального признания результатов не обязательно, чтобы участвовали более 50% населения.

Древний Рим

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Голосование и определение результатов

Голосование должно проводиться с 8 утра до 22 часов по местному времени. Дата и место проведения референдума сообщается каждому гражданину из списочного состава путем направления извещения по месту прописки. Оповещение проводится не позднее, чем за 20 календарных дней до даты проведения голосования. Председатель участковой комиссии призван обеспечить анонимность голосования. Члены участковой комиссии осуществляют подсчет голосов, по окончании которого составляется письменный протокол. Документ должен содержать в себе:

  • число лиц, имеющих право участия в референдуме;
  • число полученных бюллетеней;
  • число выданных и в дальнейшем предъявленных на референдуме открепленных удостоверений;
  • число выданных для голосования бюллетеней;
  • число погашенных бюллетеней;
  • число бюллетеней, которые находились в ящиках для голосования;
  • число недействительных бюллетеней;
  • число голосов «за» и «против».

Протоколы участковых комиссий направляются в территориальный орган, который составляет общий протокол о результатах голосования по конкретной территории. На основании его составляется протокол об итогах референдума на территории определенного субъекта Федерации. На основании протоколов комиссий субъектов страны определяются общенародные результаты голосования. Итоговый всеобщий протокол подлежит официальному опубликованию не позднее 3-х дней с момента подведения итогов.

Принятое путем референдума решение не нуждается в дополнительном утверждении. Оно является обязательным для всех. Его отмена или изменение допустимы только путем проведения соответствующего референдума.

Референдумы на местном (муниципальном) уровнях

С начала 2010-х годов в России часто проводятся референдумы муниципального уровня. Этому способствовало принятие Постановления Правительства Российской Федерации № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ», которое установило следующее:

  • Каждый муниципалитет с населением свыше 20 тыс. человек для получения федерального финансирования своего проекта благоустройства парка (сквера) должен вынести его на референдум.

Порядок проведения местного референдума определяется уставом соответствующего муниципального образования — нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления местного самоуправления на конкретной территории.

Примеры громких выборов и референдумов в истории

Самыми яркими примерами выборов, пожалуй, можно считать приход к власти двух последних президентов США, а также выборы президента Украины в 2019 году.

  • Приход к власти Дональда Трампа. Дональд Джон Трамп пришел к власти в Америке 20 января 2017 года. Его инаугурации предшествовала очень тяжелая борьба со вторым претендентом (которому, кстати, все пророчили победу) – Хиллари Клинтон. Необычность данного избрания состоят в том, что до участия в предвыборных президентских гонках, Дональд Трамп никогда не имел отношение к политике. Он был известным бизнесменом и шоуменом, автором бизнес-книг. Но в кресле президента его никто и представить не мог. Весь мир был уверен, что 45-тым президентом США станет Хиллари Клинтон (жена 42-го президента США Билла Клинтона). Но народ решил иначе – это показало, насколько в Америке власть действительно принадлежит народу.
  • Избрание 44-го президента США Барака Обамы стали первыми в истории, когда к власти в Соединенных штатах пришел чернокожий президент – раньше такого просто нельзя было вообразить. Но, как мы уже поняли, демократия в США – вещь реальная (а темнокожих граждан в Америке – около 20% от всего населения). И большинство американцев решили, что настала пора перемен. Так к власти пришел Барак Обама – первый в истории Америки темнокожий президент. Это событие стало навсегда запомнится всему населению Земли как победа демократии над расовыми предрассудками.
  • Говоря о самых громких и необычных выборах, нельзя не вспомнить и о недавней истории на Украине, когда к власти пришел актер, шоумен и бывший игрок КВН Владимир Зеленский. И если в случае с Дональдом Трампом, президент США все-таки имел значительный опыт хотя бы в бизнесе, украинский избранник, кроме актерской карьеры, за плечами не имел ничего. Но народ Украины был настолько измучен политиками-олигархами, что не поверил очередному Петру Порошенко, и большинство голосов (73%) отдал за веселого и молодого кандидата Зеленского. Конечно, этот случай навсегда войдет с историю всей демократической системы государств как один из самых нелепых. Хотя, он и показывает, что народ на Украине все-таки имеет власть, и его голос значим.

Из знаменитых референдумов можно отметить следующие:

  • Выход Великобритании из Евросоюза. 23 июня 2016 года прошел знаменитое и дерзкое народное голосование в Англии, которое покачнуло веками стоявший устой Европейского союза. Мысль о выходе появилась у британского правительства (точнее, у премьер-министра Дэвида Кэмерона) еще в 2013 году. 3 года ушли на подготовку народа и выяснения необходимости данного шага. И 23 июня 2016 года, путем голосования всех граждан Королевства (как проживающих непосредственно в Великобритании, так и за ее пределами), было принято судьбоносное для Англии решение о выходе из ЕЭС (Европейского экономического сообщества). На самом деле, идея отделения Великобритании от Евросоюза не нова – подобное общественное голосование о выходе Англии из ЕЭС проводился еще в 1975 году – но тогда абсолютное большинство англичан проголосовало против.
  • Выход Крыма из состава Украины. Для всех россиян же самым знаменитым референдумом навсегда останется голосование жителей полуострова Крым о выходе из состава Украины и присоединении к России. 16 марта 2014 года прошло народное голосование об автономии полуострова, на котором 90% жителей проголосовало ЗА отсоединение Крыма от Украины. Затем Крымчане воссоединились с Россией — тогда и появился знаменитый лозунг «Крым наш».

Референдумы в Российской СФСР и в Российской Федерации

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время с поправками, одобренными в ходе Общероссийского голосования по вопросу одобрений изменений в Конституцию Российской Федерации 1 июля 2020 года.

Что мы узнали?

Выборы и референдум – формы участия людей в политической жизни государства, выражения своего мнения по тем или иным важным вопросам, результаты которых обязательно должны быть исполнены. Но выборы организуются при назначении президента или лиц в представительные органы и являются одним из самых популярных способов народного волеизъявления. Референдум назначается для решения важных вопросов, касающихся государства, но в последнее время потерял свое значение и больше используется на местном региональном уровне. В этом состоят отличия и сходства выборов и референдума.

Источники

  • http://rrepetitor.ru/politics/chto-takoe-vybory-i-referendum/
  • https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/vybory-i-referendum-otlichiya-i-shodstva.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC
  • https://gderaznica.ru/social/vybory-referendum.html
  • https://nauka.club/obshchestvoznanie/vybory-i-referendum.html
  • https://vsesravnenie.ru/top/chem-otlichaetsya-referendum-ot-vyborov.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: