Заключение договора по ФЗ-223 в 2021 году: порядок, условия, сроки

Содержание
  1. Основные требования к договору
  2. Порядок заключения договора
  3. Какие требования выставляются к договору
  4. Виды договоров
  5. Существенные условия и возможности их изменения
  6. Кто должен заключать контракты, руководствуясь нормами 223-ФЗ
  7. Основания для изменения предмета, срока действия и цены
  8. Неправильное определение начала отсчета 10-дневного срока
  9. Как определить срок подписания договора в рамках 223-ФЗ.
  10. Проверяем сроки
  11. Существенные и дополнительные условия договора
  12. Отсутствие необходимого товара на складе поставщика
  13. Ограничение на установление минимального срока договора в рамках 223-ФЗ.
  14. Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ
  15. Граничные сроки подписания договора
  16. Сроки заключения договора и публикации сведений в ЕИС
  17. Отчет об исполнении договора
  18. Предоставление победителем банковской гарантии, не отвечающей требованиям организатора закупки
  19. Заключение договора с учетом протокола разногласий
  20. Как выбирается контрагент
  21. Определяем исполнителя договора
  22. Возможности расторжения
  23. Заполняем документацию
  24. Требования к участникам закупок
  25. Подписываем договор
  26. Условия договора, оформляемого с субъектом малого бизнеса
  27. Регламент заключения договора в рамках 223-ФЗ.
  28. Вносим сведения в реестр
  29. Что делать, если другая сторона уклоняется от подписания договора
  30. Ликвидация организации заказчика как причина неподписания им договора
  31. Понятие и особенности рамочного договора
  32. Принимаем обеспечение договора
  33. Выводы.

Основные требования к договору

Федеральный закон №223-ФЗ регулирует процедуру проведения различных закупочных мероприятий отдельными категориями государственных и муниципальных заказчиков. Однако эта регламентация не является очень подробной. В результате такой особенности данного нормативного акта можно сказать, что и процедура заключения договора, и основные требования к нему в данном законе весьма условны.

Ключевое требование, которое формулирует данный закон, говорит о том, что в настоящее время заказчики, которые осуществляют закупки в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ, должны заключать договор на основании составленного в рамках своей деятельности положения о закупках. В рамках такого положения могут быть отражены основные разделы, которые необходимо указывать в рамках подписываемого договора или контракта. Однако типовых форм для таких договоров заказчик не предусматривает.

Тем не менее при обращении к Единой информационной системе можно увидеть, что в ней содержится библиотека типовых договоров, которые могут быть использованы в рамках заключения соответствующего соглашения на основании положений указанного закона. Однако данная библиотека не является обязательной к использованию, так как только отражает информацию, доступную к использованию, например, если речь идет о договорах или контрактах на получение какого-либо вида специальных услуг для обеспечения функционирования самого заказчика.

Порядок заключения договора

Закон о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц № 223-ФЗ предусматривает два способа подписания соглашений — по факту проведения конкурентных закупок с победителем такой процедуры и с единственным поставщиком (неконкурентный способ). Вот порядок заключения договора по 223 ФЗ:

  1. Готовим документальное соглашение или заполняем проект контракта.
  2. Вносим в договор по 223-ФЗ все основные сведения из предложения поставщика.
  3. Выбираем формат подписания — электронный или бумажный.
  4. Получаем положенное обеспечение (если заказчик устанавливал такое условие).
  5. Вносим сведения в реестр контрактов.

Какие требования выставляются к договору

В отличие от закона «О контрактной системе» от 05.04.2013 № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ не содержит требований к обязательному содержанию договоров. Не содержит он и четко регламентированной процедуры проведения торгов.

Все эти моменты заказчик прописывает в своем положении о закупке (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). При составлении положения о закупке необходимо учесть требования самого закона № 223-ФЗ, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, других законов и подзаконных нормативных актов. В положении заказчик может прописать основные положения, которые должны быть отражены в договоре.

Важно! Договоры, за небольшими исключениями, заключаются в соответствии с планом закупки, опубликованным в Единой информационной системе (ЕИС).

Виды договоров

Все действующие на территории нашей страны договора можно разделить на две группы: рамочные и возмездные. В первых не прописываются конкретные данные о цене и объему поставляемых товаров или услуг. Отгрузка продукции или оказание услуг осуществляется по заявке заказчика. В документе описаны лишь общие правила ведения договорных взаимоотношений. По нормам 223-ФЗ заключение таких договоров невозможно. Во всех контрактах должны быть четко прописаны условия поставки, цена товаров или услуг, порядок оплаты и так далее. То есть по 223-ФЗ возможны заключения только возмездных договоров.

Заказчики, опираясь на нормы 223-ФЗ, могут заключать с контрагентами следующие виды договоров:

  1. Купли – продажи. При оформлении взаимоотношений в этом случае стороны должны соблюдать требования главы 30 ГК РФ. Такие договора подразумевают поставку товаров, электроснабжение, приобретение недвижимости.
  2. Подряда. По заданию заказчика вторая сторона обязуется выполнить все работы, предусмотренные контрактом. Заказчик в свою очередь принимает и оплачивает их. При этом должны соблюдаться нормы статьи 37 ГК РФ.
  3. Оказания услуг. Контрагент по заданию заказчика оказывает ему определенные услуги. Должны соблюдаться требования главы 38 ГК РФ.

Выбор типа заключаемого договора производится, исходя из потребностей заказчика. Требования, которые прописываются в тексте документа, заказчик разрабатывает самостоятельно.

Существенные условия и возможности их изменения

Все существенные условия, которые должны быть включены в текст договора, заключаемого по итогам проведенной закупки на основании 223-ФЗ, регулируются не только положениями действующего законодательства в сфере закупок, но также и положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, так как последний выступает в качестве ключевого регулятора существующих договорных отношений на территории России независимо от того, кто является контрагентами того или иного соглашения.

В соответствии с положениями перечисленных нормативных актов, следует определить, что к существенным условиям заключаемого по 223-ФЗ договора будут относиться:

  1. Предмет договора. Все сведения, которые относятся к предмету договора, должны быть вынесены в отдельный раздел, который полностью отражает информацию об объекте закупки, которая ранее содержалась в извещении о проведении закупочной процедуры. При этом сам Федеральный закон №223-ФЗ не устанавливает прямого запрета на возможности изменения данного раздела, в том числе путем замены предмета договора, но и не разрешает это сделать, так как в противном случае возможно вести речь о том, что проводимая закупка нарушит принципы указанного закона и Гражданского Кодекса, а сама сделка может быть признана судом и контролирующими органами незаконной.
  2. Цена или стоимость договора или контракта и порядок взаиморасчетов между сторонами. Окончательная информация по данному вопросу должна быть сформирована на основании тех результатов, которые были получены по итогам завершения закупочной процедуры, даже если речь идет о закупке у единственного поставщика. При этом ни ГК РФ, ни действующие нормы права в сфере закупок не запрещают производить изменение данного существенного условия как в части изменения цены контракта (но только если такое изменение не приведет к перерасходу бюджетных средств и вызвано острой необходимостью, например, по причине изменения государственной политики в части ценообразования), так и в части проведения полного взаиморасчета между участниками подписанного соглашения.
  3. Права и обязанности сторон договора, а также возможные меры ответственности для участников договора за нарушение установленных положений конкретного закона. В данном разделе, который чаще всего не подвергается изменениям, прописываются либо фиксированные размеры штрафных санкций, либо те механизмы, на основании которых производится расчет штрафов, а также пеней и неустоек.
  4. Срок действий договора, варианты изменения и расторжения договора. Данные условия обязательно должны быть включены в содержание договора даже в том случае, если речь идет о простой форме договора, которая, например, используется при заключении такого соглашения с единственным поставщиком.

Для каждого из таких существенных условий существует свой порядок их изменения, который сводится, тем не менее, к следующему алгоритму:

  • стороны проводят переговоры о возможности изменения каких-либо условий в рамках заключенного ранее договора;
  • достигнутые договоренности необходимо оформить в виде специального дополнительного соглашения, в котором указываются все те положения, которые должны быть изменены;
  • необходимо указать, с какого момента вступает в силу такое дополнительное соглашение, а также на какой срок оно было заключено.

Подобный алгоритм внесения изменений в тот или иной договор предусмотрен Гражданским Кодексом, на основании которого и происходит все функционирование договорных отношений по итогам проведения закупочных процедур на основании 223-ФЗ.

Кто должен заключать контракты, руководствуясь нормами 223-ФЗ

Оформлять договорные отношения, руководствуясь нормами 223-ФЗ, могут следующие организации:

  1. Компании и корпорации, в уставном капитале которых более 50% уставного капитала принадлежит государству.
  2. Дочерние предприятия компаний и корпораций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%.
  3. Любые бюджетные и унитарные организации, если закупка проводится за счет средств, полученных по грантам или от коммерческой деятельности.

Если в уставном капитале организации доля государства менее 50%, то действие 223-ФЗ на неё не распространяется.

Основания для изменения предмета, срока действия и цены

Изменение условий договора, заключенного для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, может быть продиктовано возникшими изменениями в экономическом положении организации-заказчика, а также в случае изменения его потребностей.

Следует понимать, что изменение существенных условий может быть осуществлено только в том случае, если такое изменение не повлечет за собой нарушение действующего закупочного законодательства.

Так, если речь идет о предмете договора, то необходимо обратиться к правовым источникам определения данного условия, как существенного, а именно к самому Федеральному закону №223-ФЗ и Гражданскому кодексу Российской Федерации. При изучении имеющихся правовых норм в указанных нормативных актах можно получить информацию о том, что прямого запрета на изменение данного существенного условия не содержится ни в одном из указанных актов. Однако в них нет и разрешающих норм, которые позволили бы внести такие изменения в сам договор.

На основании сложившейся практики, в том числе судебного урегулирования возникающих споров, можно сделать вывод о том, что изменение предмета договора возможно только в том случае, если произошло существенное изменение основных регламентирующих документов, которые описывают конкретный предмет закупки. Например, в ходе действия договора были внесены на федеральном нормативном уровне изменения в ГОСТы по оказанию образовательных услуг, что становится причиной изменения выдаваемых документов по итогам завершения образования.

При этом в договоры об оказании образовательных услуг по данной специальности, если они были заключены до вступления в силу изменений в Профессиональный стандарт оказания соответствующих образовательных услуг, должны быть внесены изменения в части описания предмета договора (если под действие этого договора подпадают учащиеся разного пола, так как итоговое наименование специалиста «маникюрша» для выпускников мужского пола будет являться некорректным).

Внесение изменений в предмет договора может быть осуществлено только на основании специального дополнительного соглашения, подписанного всеми участвующими в договоре сторонами при условии, что в тексте такого дополнительного соглашения будет дано исчерпывающее обоснование внесения изменения, например, будет содержаться указание на те нормативно-правовые акты федерального или регионального уровня принятия, которые стали правовым основанием для внесения указанных изменений.

Кроме того, изменение цены возможно только в том случае, если происходит изменение ранее заявленного объема закупки как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом если исполнитель по контракту выступает инициатором для изменения цены на основании ее увеличения на предмет закупки у контрагентов компании, такое увеличение будет считаться неправомерным, так как на весь срок действия подписанного договора или контракта цена единицы товара должна сохраняться фиксированной.

Исключение из указанного выше правила возможно только в одном случае: если стоимость единицы товара регулируется на основании специальных федеральных или региональных правовых актов, а также на основании устанавливаемых тарифов на стоимость единицы товара, работы или услуги (как, например, в случае с оказанием услуг по железнодорожным перевозкам).

Срок действия договора, как еще одно существенное условие контракта или договора, не подлежит изменению. Этот параметр прописывается во всех документах, сопровождающих проводимые закупки. Однако в том случае, если по каким-то причинам контракт или договор были исполнены в полном объеме до даты окончания срока его действия, то он может быть расторгнут на основании подписания соглашения о расторжении. Только в этом случае может быть зафиксировано изменение срока действия договора или контракта.

Если стороны планируют изменить срок действия в ходе исполнения договора или контракта, потребуется подготовить веское обоснование данного факта, так как ни Гражданский кодекс, ни Федеральный закон №223-ФЗ не дают права изменить данное существенное условие. В качестве такого обоснования может быть рассмотрено действие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства, которые определены в качестве таковых на уровне федеральных или региональных правовых актов). Однако использование такого права возможно только в том случае, если соответствующее условие было зафиксировано в тексте самого договора или контракта. Если подобной фиксации не было, то изменение срока действия договора или контракта будет возможно только в том случае, если речь идет о его расторжении.

Права и обязанности сторон также относятся на основании Гражданского кодекса Российской Федерации к существенным условиям договора. Данные условия меняются реже всего, так как основной их перечень формируется сторонами на основании действующих норм права в части осуществления контроля за существующими договорными обязательствами. Если говорить о еще одной составляющей данного вида существенных условий – применяемых штрафных санкциях, то порядок их определения и расчета в настоящее время фиксируется в тексте договора либо со ссылкой на тот нормативный акт, который лежит в основе расчета, либо указывается в фиксированном размере от установленной цены договора или контракта.

Если стороны все же решили в ходе исполнения договора или контракта внести изменения в его содержание, то они должны соблюсти специальный алгоритм, так как, в противном случае, такие изменения могут быть расценены, как нелегитимные, что выльется в оспаривание всех результатов исполнения такого контракта или договора и признание его недействительным в судебном порядке. Весь алгоритм состоит из следующих шагов:

  • изучение правовой базы для определения возможностей внесения тех или иных изменений в содержание документа;
  • проведение консультаций о том, какие именно изменения должны быть внесены в текст контракта или договора, а также каким является срок начала действия таких изменений;
  • юридическое оформление достигнутых договоренностей в виде специального дополнительного соглашения.

Завершают процесс изменения контролирующие мероприятия за соблюдением таких изменений.

Неправильное определение начала отсчета 10-дневного срока

В адрес УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении запроса ценовых предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по взысканию дебиторской задолженности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По мнению участника процедуры, организатор закупки нарушил срок моратория заключения договора. При рассмотрении материалов дела, комиссия УФАС установила, что согласно закупочной документации срок заключения договора не ранее 10 дней с момента подведения итогов и не позднее 20 дней с момента подведения итогов. Однако в соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. По мнению УФАС России дата размещения протокола и дата подведения итогов могут не совпасть и в итоге произойдет сокращение сроков моратория на заключение договора.

Как определить срок подписания договора в рамках 223-ФЗ.

Закон под номером 223 не имеет точных, установленных сроков, в рамках которых должен быть заключен договор, который и является окончательным результатом торгов. Это означает, что оформляя все нужные документы, руководствоваться следует положением иных нормативных актов, которые действуют на территории Российской Федерации.
Договор, чаще всего заключается за 15 дней, после того, как был выбран победитель. Но все же, в случае, если он не будет заключен позднее – не одна из сторон не понесет наказания. Исключительным случаем здесь является только такой момент как прописанные сроки на заключение в положение о закупке.
Еще один фактор, который оказывает косвенное влияние на срок, который отводится для того, чтобы стороны подписали соглашение, является заранее разработанный план закупок на будущий год, который как правило Заказчик обязуется составить исходя из второй части в четвертой статье Закона под номером 223. В этом плане указывается объем затрат, которые может понести заказчик на выполнения всех обязательств по подписанным контрактам, а также список сделок, которые он собирается заключить в указанный отрезок времени.
Договор, данные которого были внесены в план-график закупок, нужно заключить в том же году, согласно графику.

Проверяем сроки

Существует законодательно установленный срок для подписания сторонами соглашения (ч. 15 ст. 3.2 223-ФЗ). Минимальный срок заключения контракта по 223 ФЗ — 10 дней после публикации итогового протокола закупки, максимальный — 20 дней. В таком случае сроки изменятся: подписание контракта производится в течение 5 дней (но не позже) после получения разрешения от ФАС. Ждите уведомление от Антимонопольной службы, и только после этого подписывайте соглашение с победителем. Нарушение этого норматива грозит признанием договора по 223-ФЗ ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 135-ФЗ от 26.07.2006).

Существенные и дополнительные условия договора

При заключении контракта по 223-ФЗ необходимо согласовать:

  • условия, которые ГК РФ относит к существенным для этого вида договоров;
  • условия, которые закон № 223-ФЗ обязывает согласовать для некоторых типов договоров, если заключаемый договор относится к такому типу;
  • условия, которые одна из сторон заявила в качестве существенных;
  • другие условия договора (стоимость, порядок разрешения споров и др.).

Важно! К существенным условиям ГК РФ относит предмет договора (п. 1 ст. 432). Предмет должен быть согласован при оформлении договора любого вида.

Кроме того, существенными условиями являются в зависимости от вида договора:

  • срок поставки товаров (ст. 457 ГК РФ);
  • начальный и конечный срок производства работ (ст. 708 ГК РФ);
  • сроки оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).

Закон № 223-ФЗ содержит требования к обязательным условиям для некоторых видов договоров:

  • Для договоров на создание произведений градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства и разработку на их основе проектной документации (ст. 3.1-2). В них необходимо закрепить исключительное право заказчика на использование этого произведения и право многократно использовать проектную документацию, разработанную на его основе.
  • Договоров на производство проектных и изыскательских работ. В таких договорах нужно прописать, что проектная документация и документ с изысканиями признаются результатом производства работ при наличии положительного заключения экспертизы, если ее проведение предусмотрено законом. Кроме того, за заказчиком закрепляются исключительные права на результаты выполненных работ.
  • Для договоров о закупке товара, либо работы, услуги, в ходе которых поставляется товар. Здесь обязательно указывается информация о стране происхождения товара (п. 5.2 ст. 3).

Отсутствие необходимого товара на складе поставщика

В УФАС России обратился заказчик с требованием о включении в РНП сведений о победителе аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки своевременно не подписал проект договора, направленный организатором торгов через ЭТП. Как пояснил данный участник аукциона, на момент заключения договора у него отсутствовало дизельное топливо на складе, что послужило причиной уклонения от заключения договора.

Вывод: принимая участие в закупке участник должен оценить свои возможности и максимально предугадать риски, связанные с поставкой и наличием продукции к моменту заключения договора. В противном случае недобросовестным контрагентам грозит двухлетнее ограничение на участие в закупках и запись в «черном списке» РНП.

Ограничение на установление минимального срока договора в рамках 223-ФЗ.

Если рассматривать данный вопрос по факту, то можно понять, что Законодательством не было установлено ограничений на отрезок времени, в течение которого сделка должна быть заключена, запрещено только заключение договора сразу после того, как будет определен победитель, это должно быть сделано после срока в 10 дней с момента окончания тендера.
Подписание контракта до того момента, как истечет срок, влечет последствия в виде невозможности реализации другими претендентами права на обжалование неправомерных действия Заказчика.
В постановлении Верховного суда от 2.2.16 под номером 309-КГ 15-14384 говорится о том, что Заказчик, уменьшая срок на заключение сделки, злоупотребляет своими полномочиями в ущерб интересам других претендентов. ФАС в этом случае не может предотвратить незаконную деятельность Заказчика.

Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ

Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще. Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках. Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.

Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:

  1. По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
  2. 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
  3. Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
  4. Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
  5. Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.

Граничные сроки подписания договора

Срок заключения договора по закону № 223-ФЗ при проведении конкурентной процедуры установлен ч. 15 ст. 3.2. Договор должен быть оформлен не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней с момента публикации итогового протокола торгов.

Обратите внимание! Если договор нуждается в одобрении органом управления заказчика, он должен быть подписан в течение 5 дней с момента получения такого одобрения.

Если на действия заказчика или оператора электронной площадки была подана жалоба в Федеральную антимонопольную службу России, договор должен быть оформлен в течение 5 дней с момента вынесения решения по жалобе.

Важно! Договор не может быть оформлен ранее чем через 10 дней с момента публикации итогового протокола торгов, т. к. именно этот срок установлен для подачи жалобы п. 4 ст. 18.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Если заказчик оформляет договор с единственным поставщиком, то жестких сроков не установлено. Нужно, чтобы договор был подписан в период, указанный в плане закупки.

Сроки заключения договора и публикации сведений в ЕИС

Конкретное время, в течение которого должен быть заключен договор, в 223-ФЗ не прописано. Оно определяется положением о закупках. При этом должны соблюдаться требования закона «О защите конкуренции», согласно которым срок подписания документа не должен лишать возможности третьих лиц оспорить незаконные действия сторон, заключающих договор. Поэтому подписать контракт стороны смогут не ранее, чем через 10 дней с момента подведения итогов закупки.

Сведения о контрактах, заключаемых в рамках 223-ФЗ должны публиковаться в ЕИС. Исключение составляют:

  1. Договора, в которых содержится информация, связанная с государственной тайной.
  2. Если сумма закупаемых товаров или услуг не превосходит 100 тысяч рублей. Для предприятий с годовым объемом выручки более 5 миллиардов рублей эта сумма возрастает до 500 тысяч рублей.
  3. Когда объектом закупки выступают товары, входящие в правительственный перечень за номером 2027. Сюда входят бланки ценных бумаг, оборудование для производства государственных бланков и так далее.

При необходимости по соглашению сторон условия заключенного договора разрешено изменять. При внесении корректировок в объем поставляемых товаров или услуг, цену контракта или срок его исполнения сведения об этом должны быть отражены в ЕИС. Эта норма регламентируется частью 5 статьи 4 223-ФЗ. Вся информация об этом должна появиться в свободном доступе в срок не позднее 10 дней с момента вступления поправок в законную силу.

Отчет об исполнении договора

Отчет об исполнении договора заказчик формирует на основании специального функционала Реестра договоров Единой информационной системы в сфере закупок. Подготовить такой отчет заказчик обязан в течение десяти дней с даты подписания итоговых документов, которые отражают фактическое исполнение всех обязательств сторонами, участвующими в данном соглашении.

В рамках отчета должны быть отражены сведения о том, в каком объеме обязательства были оформлены сторонами, были ли нарушения в таком исполнении, а также какие штрафные санкции применялись сторонами.

Если имеет место одностороннее расторжение, необходимо указать причину, которая вызвала такое одностороннее расторжение (в том числе прикрепить документы, которые являются правовым обоснованием такого расторжения, например, решение руководителя организации-заказчика).

Отчет формируется на основании соответствующего решения Федерального казначейства (так как Реестр договоров и контрактов по Федеральному закону №223-ФЗ ведет Федеральное казначейство Российской Федерации) после проверки предоставленных заказчиком документов, подтверждающих исполнение договора или контракта.

Для формирования сведений об исполнении договора в документах, которые направляются заказчиком в Федеральное казначейство, должны содержаться следующие данные:

  • данные о кодах и наименованиях приемочных документов, на основании которых заказчик принял решение о признании обязательств выполненными в полном объеме;
  • сведения о реквизитах такого документа (дата составления, присвоенный номер);
  • сведения о том, в каком объеме все взятые исполнителем обязательства по контракту или договору были реализованы в рамках договора
  • сведения о применяемых единицах измерения в отношении исполненных обязательств
  • сведения о той валюте, которая использовалась для проведения расчетов
  • дата и сумма проведения итогового платежа от заказчика к исполнителю
  • в случае наличия обеспечения по договору ‒ сведения о том, когда оно было возвращено исполнителю, а также о том, были ли удержания из этого обеспечения заказчиком;
  • данные о наличии внесенных изменений в договор с указанием реквизитов таких изменяющих документов;
  • сведения о дате полного прекращения обязательств между сторонами (например, о наступлении даты, обозначенной в качестве даты окончания действия договора).

Данные сведения проверяются Федеральным казначейством, а по итогам проверки делается соответствующая реестровая запись.

Предоставление победителем банковской гарантии, не отвечающей требованиям организатора закупки

В антимонопольную службу обратился заказчик с заявлением о включении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения договора на поставку компьютерной техники. При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что в установленный срок победитель торгов подписал на ЭТП проект договора и направил его заказчику с приложением проекта банковской гарантии без подписи и печати гаранта. Кроме того, представленный документ не содержал обязательные условия банковской гарантии, указанные в извещении о закупке. Победитель закупки направил в антимонопольный орган переписку с банком, которая свидетельствовала о совершении необходимых действий для своевременного получения и представления в установленный срок банковской гарантии.

Вывод: несмотря на то, что победитель закупки готов исполнять условия договора, на стадии его заключения могут возникнуть проблемы, не зависящие от контрагента. Процедура согласования банковской гарантии порой затягивается, и участник, выигравший в закупке, оказывается заложником ситуации, ожидая ответа от гаранта.

Заключение договора с учетом протокола разногласий

В антимонопольную службу обратился организатор торгов с заявлением о включении сведений о победителе запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению энергетического обследования предприятия с составлением энергетического паспорта в реестр недобросовестных поставщиков. По мнению заказчика, названный участник процедуры уклонился от заключения с ним договора. Рассматривая материалы дела, комиссия УФАС России установила, что после подведения итогов закупки между организатором процедуры и победителем велась переписка о корректировке проекта договора посредством направления заказчику протокола разногласий. Подписав со своей стороны данный документ, победитель закупки посчитал, что выполнил все необходимые условия для заключения договора.

Вывод: при заключении договора стороны могут исправлять его исходную редакцию, однако всегда необходимо следить за процессом корректировки данного документа, иначе можно неверно понять сторону по договору.

Как выбирается контрагент

По 223-ФЗ закупка может проводиться конкурентным и неконкурентным способом. К первой категории относятся торговые процедуры (конкурсы, аукционы), а так же неторговые (запросы цен и предложений, конкурентные переговоры). К неконкурентным способам закупки относят приобретение товаров или услуг у единственного поставщика.

Контрагент, с которым будет заключаться контракт, определяется по результатам закупочной процедуры. Выделяют несколько ситуаций, при которых заказчикам разрешено не проводить торги для определения поставщика:

  • Если предметом закупки становится продукт естественной монополии.
  • Закупка услуг в области инженерной инфраструктуры, на которые действуют государственные тарифы. К этой категории относятся водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и так далее.
  • Ситуации, когда закупаются услуги по доставке ценностей, имеющих культурное значение и предназначающихся для государственных запасников.
  • В вышеперечисленных ситуациях заказчик может самостоятельно выбирать контрагента, который будет исполнять договор. Если проводится торговая процедура, то победителем признается компания, предложившая самые выгодные для заказчика условия исполнения договора.

В качестве поставщика может выступать любое юридическое лицо. Организационно-правовая форма компании при этом значения не имеет. Главное, чтобы участник отвечал всем требованиям заказчика, которые прописаны в положении о закупках.

Определяем исполнителя договора

Сделать это можно путем проведения конкурентной или неконкурентной закупки. Виды конкурентных процедур (конкурс, аукцион и т. д.) определены в ч. 3.1 ст. 3 закона № 223-ФЗ, общие правила их проведения — в ст. 3.2.

В конкурсной документации необходимо предусмотреть способ обеспечения заявок.

Важно! Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 утвержден список работ, товаров, услуг, приобретать которые можно только электронно. В этой форме проводятся закупки у субъектов МСП (ч. 2 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Обратите внимание! Случаи и способы проведения неконкурентных закупок (например, оформление договора с единственным поставщиком) должны быть прописаны в положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Возможности расторжения

Далеко не всегда договоры и контракты, заключенные государственным и муниципальным заказчиком, исполняются в полном объеме. Нередко складывается ситуация, в соответствии с которой стороны приходят к решению о необходимости расторжения подписанного ранее договора. Чаще всего это действие осуществляется в случаях, когда по каким-либо причинам результаты исполнения не удовлетворяют стороны, но судебного разрешения возникшего конфликта они не хотят.

К другим основаниям, по которым могут быть расторгнуты договоры, заключенные во исполнение положений о закупках, освещенных в Федеральном законе №223-ФЗ, следует относить:

  • невозможность дальнейшего исполнения договора по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые были предусмотрены договором;
  • сокращение финансирования ввиду принятия такого решения вышестоящим контролирующим органом в сфере закупок;
  • судебное признание договора или контракта недействительным по причинам, сформулированным в действующем законодательстве, например, в Гражданском Кодексе Российской Федерации;
  • если договор или контракт был полностью исполнен до даты, которая установлена в тексте документа как дата окончания его действия, и это подтверждено с юридической точки зрения;
  • одностороннее решение заказчика или исполнителя о необходимости расторжения заключенного договора по личным причинам (однако, такие причины должны быть обоснованы в виде специального документа, например, письма о необходимости расторжения договора).
В том случае, если контракт был расторгнут, сведения об этом должны быть внесены в реестр договоров, находящийся в Единой информационной системе, в течение десяти дней с момента подписания документов, подтверждающих такое расторжение, например, дополнительного соглашения о расторжении договора.

При этом в отчет о таком расторжении должны быть включены сведения о причине такого действия, например, если речь идет о расторжении по причине судебного решения, потребуется указать номер дела и итогового постановления о расторжении контракта.

Заполняем документацию

При публикации извещения о закупке вы готовили проект контракта. Он и является основой соглашения заказчика с победителем заказа. Заполните проект контракта по 223-ФЗ условиями, предложенными победившим поставщиком. Вносятся номер и дата заключения договора по 223 ФЗ, наименование исполнителя, цена, порядок поставки и реквизиты обеих сторон. Для общих заказов нет нормативных ограничений по способу заключения договора — стороны вправе подписывать документы на бумаге или в электронной форме, если такой формат допускает действующее положение о закупке организации-заказчика.

Если заказчик заключает соглашение с субъектами малого и среднего предпринимательства (проводился заказ только для МСП), надлежит учитывать законодательные правила. Контракты с СМП заключаются на электронной площадке и подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП (ч. 28 ст. 3.4 223-ФЗ). Если победитель не согласен с условиями заказчика, он направляет протокол разногласий через оператора электронной площадки.

Требования к участникам закупок

223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  • юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
  • физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
  • индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.

Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.

Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.

В положении и документации о закупке должны быть отражены:

  • требования непосредственно к участникам;
  • требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
  • требования к условиям исполнения договора (контракта);
  • критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:

  1. Регистрация на территории РФ.
  2. Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
  3. Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
  4. Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
  5. Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
  6. Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
  7. Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
  8. Наличие определённой материально-технической базы.
  9. Требования к деловой репутации.
  10. Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
  11. Наличие опыта определённой деятельности.
  12. Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
  13. Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.

Правительство РФ вправе устанавливать:

  • приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
  • перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
  • квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
  • запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
  • перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
  • основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.

Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.

Подписываем договор

Согласование и подписание договора происходит по правилам, установленным положением о закупках, конкурсной (аукционной) документацией, а также по правилам подписания договоров, действующим у заказчика и поставщика.

Важно! Закон № 223-ФЗ не устанавливает ограничение по числу протоколов разногласий, которыми могут обмениваться стороны.

Условия договора, оформляемого с субъектом малого бизнеса

Договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), а также самозанятыми гражданами заключаются в упрощенном порядке, который, установлен положением, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Относят к МСП госзаказчики всех, кого обнаружат при проверке в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчикам запретили требовать справки о статусе МСП у предпринимателей с 24.11.2020.

Правила положения № 1352 действуют в отношении следующих заказчиков:

  • автономных учреждений с годовой выручкой свыше 250 млн руб.;
  • кредитных организаций, чьи активы за предыдущий год превысили 500 млн руб.;
  • других заказчиков с годовой выручкой за последний год более 500 млн руб.

Эти заказчики в договорах с субъектами МСП должны прописать:

  • обязанность отплатить поставленные работы, товары, услуги в течение 30 календарных дней с момента подписания акта приемки;
  • возможность предоставления обеспечения выполнения договора (при наличии такого требования) путем предоставления банковской гарантии, либо другим способом, предусмотренным в закупочной документации.

Регламент заключения договора в рамках 223-ФЗ.

В результате подписания сделки в рамках 223-ФЗ, происходит ее регламентирование в закупочном положении, которое составляется Заказчиком в преддверии закупки. В данном документе может быть также указано:

  • Срок передачи проекта контракта победившему участнику.
  • Порядок и сроки в которых должна быть заключена сделка в случае, если другие претенденты не подадут жалобы на действия Заказчика или победившего участника.
В случае, если Заказчик, создавая закупочное положение не возьмет во внимание Закон под номером 135 и поставит в документах меньший срок для подписания сделки, то подписанный договор с нарушением Закона будет аннулирован.

Вносим сведения в реестр

В реестр, который ведет Федеральное казначейство, вносится информация о контрактах, заключенных по результатам любых закупочных процедур (конкурентных и неконкурентных). Сформируйте сведения в личном кабинете заказчика в ЕИС. Не нарушайте установленные сроки: внести информацию надлежит в течение 3 дней после подписания соглашения (ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ). Для контрактов, заключенных с единственным поставщиком, не заполняйте реквизиты извещения.

Что делать, если другая сторона уклоняется от подписания договора

Заказчик может отменить проведение конкурентной процедуры до окончания срока приема заявок. Позднее он может отменить торги до заключения договора только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (чч. 5, 7 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ).

Если такие обстоятельства отсутствуют, а заказчик отменил закупку и не подписывает договор, его действия можно обжаловать в ФАС России или в суд как уклонение от заключения договора по 223-ФЗ.

Отказ победителя от заключения договора 223-ФЗ также расценивает как уклонение. В этом случае:

  • ему не возвращается обеспечение заявки (п. 1 ч. 26 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ);
  • сведения о таком участнике включаются в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Важно! Сведения будут находиться в РНП 2 года. В течение этого времени уклонисту будет сложно участвовать в торгах, т. к. большинство заказчиков устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений о потенциальном поставщике в реестре (ч. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Ликвидация организации заказчика как причина неподписания им договора

В УФАС России поступили жалобы участника закупки на действия заказчика при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по ремонту помещений. Обращения заявителя мотивированы незаключением заказчиком с ним договора по результатам проведения закупки, что предопределило состояние правовой неопределенности подателя жалобы. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик не отрицает допущенные нарушения, произошедшие в связи с ликвидацией их организации и последующему присоединению к другому предприятию. Вышеуказанное обстоятельство повлекло допущение технических ошибок со стороны организатора торгов и увеличение сроков заключения договоров. Согласно закупочной документации установлен срок заключения договора не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней после официального размещения протокола, в котором отражены итоги закупки. При этом на дату рассмотрения жалоб, договоры с заявителем так и не были заключены и сроки их подписания неизвестны.

Вывод: изменение своего правового статуса не является причиной, по которой заказчик может уклониться от заключения договора. В таких случаях следует заранее позаботиться о технических возможностях своего функционала, либо закупить необходимые товары до начала присоединения к другому предприятию.

Понятие и особенности рамочного договора

Еще до момента начала действия Федерального закона №223-ФЗ достаточно большую популярность набрали рамочные договоры. После вступления указанного закона в силу они продолжают использоваться, так как в некоторых случаях являются очень удобными для государственного или муниципального заказчика.

Рамочный договор, если формулировать понятие на основании сложившейся правоприменительной практики (так как в законодательстве определения рамочного договора до настоящего времени не содержится), это договор, который заключается с указанием определенных шаблонных требований, но в котором не определены конкретные данные и неключевые параметры.

В настоящее время выделяют следующие виды рамочных договоров:

  • договоры с открытыми условиями. Для таких договоров характерно, чтобы что-то из условий, в том числе существенных, было не до конца определено. Исключение составляется только для предмета договора – его необходимо описать конкретно. В противном случае такое соглашение не будет с юридической точки зрения договором;
  • договоры с неопределенными сроками. Чаще всего речь в этом случае идет о тех договорах, которые подлежат пролонгации (например, если речь идет о договорах оказания коммунальных услуг, которые осуществляются одним и тем же поставщиком на протяжении достаточно длительного периода времени);
  • договоры с открытой ценой. Эти договоры заключаются в тех случаях, когда по каким-либо причинам не может быть полностью определена цена заключаемого договора, однако, есть информация о том, когда и какие объемы товара могут быть поставлены. Чаще всего такие договоры заключаются в отношении тех групп товаров, которые либо имеют непосредственную зависимость от иностранной валюты, либо относятся к категории товаров или услуг, подлежащие обязательному государственному регулированию (сам договор при этом может быть заключен до момента официальной публикации такого регламентирующего нормативного акта);
  • договор, в отношении которого не определены объемы поставки. Такие договоры заключаются в тех случаях, когда речь идет о невозможности определения конкретного объема закупки, которая будет осуществлена, по различным причинам (например, в случае срочной закупки медикаментов для регионов с установленным режимом чрезвычайных обстоятельств, когда невозможно определить, какой именно объем и каких медикаментов может быть закуплен).

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении вопросов, связанных с регулированием договоров и контрактов, заключаемых по итогам проведенных закупочных процедур, является более лояльным, нежели Федеральный закон №44-ФЗ. Основные вопросы, которые могут возникать и подлежат обязательному регулированию с точки зрения действующего законодательства, могут быть разрешены на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В то же время некоторые правила оформления заключаемых договоров могут не иметь обязательной государственной регламентации. В этом случае они должны найти отражение в рамках созданного заказчиком Положения о проведении закупок, на основании которого они осуществляют свою деятельность. Если же заказчик не может по каким-то причинам найти правила для регламентации заключенного им договора, он может воспользоваться рамочным договором, но это будет требовать тщательного обоснования, так как нередко может привести к дополнительным расходам из бюджетных средств.

Принимаем обеспечение договора

Порядок внесения обеспечения закрепляется положением о закупке заказчика (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ). В 223-ФЗ нет никаких норм и правил, регулирующий порядок обеспечения соглашений.

Проводили закупку у субъектов МСП и в извещении запросили обеспечение? Тогда следуйте правилам:

  1. Не навязывайте победителю способ внесения обеспечения. Исполнитель вправе самостоятельно выбрать вариант обеспечения: предоставить банковскую гарантию, вносит средства на расчетный счет или руководствуется внутренним положением о закупке и выбирает любой другой вариант.
  2. Соблюдайте условие о максимальном размере обеспечения. Эта сумма не должна превышать величину договорного аванса или 5% от начальной (максимальной) цены контракта, если авансирование не предусмотрено.

Срок, в течение которого вносится обеспечение, заказчик устанавливает в своем положении о закупке. Требование о внесении обеспечительных средств в момент подписания соглашения или в любой другой конкретный срок не является нарушением. Есть и другой важный момент — многолетние контракты. В законе нет прямого ответа на вопрос, можно ли заключать переходящие договоры по 223-ФЗ. Но в статье 4 закона указано, что основой закупочной деятельности заказчика является план закупок, размещенный не менее чем на один год (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). Если организации необходимо заключить соглашения сроком, превышающим срок действия плана закупок, то в документ планирования вносится информация обо всех годах действия договора (п. 3 требований из ПП РФ № 932 от 17.09.2012).

Выводы.

  1. Законом под номером 223, не устанавливается четко регламентированный срок для заключения договора между победителем и Заказчиком.
  2. При подписании договора с Исполнителем следует руководствоваться положением закона о защите конкуренции и помнить о том, что срок должен быть установлен согласно 135-ФЗ – то есть не лишать третьих лиц прав на оспаривание действий сторон, поэтому подписание сделки может произойти не ранее, чем спустя 10 дней после выбора победителя.
  3. В случае, если сведения считаются конфиденциальные – то они не подлежать опубликованию в открытом доступе и точкой отсчета в этом случае является протокол итогов.
Источники

  • https://zakonguru.com/goszakupki/223/dogovor-zaklucenie.html
  • https://goskontract.ru/kontrakt/sroki-i-pravila-po-zaklyucheniyu-kontraktov-po-223-fz
  • https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/kak-zaklyuchit-dogovor-soglasno-fz-223/
  • https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/176-zaklyuchenie-dogovora-223-fz
  • https://pravo.team/zakupki/223/zaklyuchenie-dogovora.html
  • https://etpgpb.ru/posts/4146-sroki_i_spetsifika_podpisaniya_dogovorov_po_223-fz-1/
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/sroki-podpisaniya-dogovora-po-223-fz/
  • https://zen.yandex.ru/media/iitrust/glavnoe-o-zakupkah-po-223fz-polojeniia-osobennosti-i-trebovaniia-k-uchastiiu-5f1977087461176a85256c41

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: