- Структура и редакции 223-ФЗ
- Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ
- Почему понадобился отдельный закон
- Преимущества 223-ФЗ
- Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
- Кто может участвовать
- Что необходимо для участия в закупках
- Подготовка к закупочной деятельности
- О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
- 223-ФЗ о закупках в последней редакции
- Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ
- Структура федерального закона № 223
- Закон 223-фз: кого это касается
- Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
- Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223
- Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз
- Размер гарантированных средств по 223-фз
- Основные принципы закупок по 223-ФЗ
- Как контролируют закупки
- Для чего нужен закон о закупках
- Изучаем основы
- Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
Структура и редакции 223-ФЗ
223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.
Сегодня 223-й закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.
Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.
В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.
Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ
Статистика за 2019 год:
- по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
- из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
- средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
- в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
- по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
- объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).
Насколько перспективна здесь работа для поставщика — каждый подрядчик решает самостоятельно. Но однозначно стоит попробовать свои силы, а для этого нужно разобраться, как устроены закупки по 233-ФЗ.
Почему понадобился отдельный закон
223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения, выполняющие социальные функции.
Госкомпании – это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.
223-ФЗ определяет основные цели регулирования:
- Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
- Эффективное использование денежных средств
- Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
- Развитие добросовестной конкуренции
- Обеспечение гласности и прозрачности закупок
- Предотвращение коррупции и других злоупотреблений
На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая “прочие способы закупки”, экономии пока не наблюдается.
Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.
Преимущества 223-ФЗ
- Не требуется обоснование закупок
- Планирование закупок на 1 год
- Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
- Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
- Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
- Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках
При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.
Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
- Государственные корпорации, такие как
- Агенство страхования вкладов (АСВ)
- Внешэкономбанк (ВЭБ)
- Роснано
- Росатом
- Ростех
- Роскосмос
- Государственные компании, такие как
- Роснефть
- Транснефть
- Сбербанк
- ВТБ
- РусГидро
- Холдинг МРСК
- Ростелеком
- Алроса
- Аэрофлот
- Субъекты естественных монополий
- Газпром
- РЖД
- Почта России
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
- Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
- Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
- Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
- Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
- Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
- Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
- Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов
Кто может участвовать
Участником закупки по 223-ФЗ может быть:
- Любое юридическое лицо, независимо от:
- Организационно-правовой формы
- Формы собственности
- Места нахождения
- Места происхождения капитала
- Любое физическое лицо
- Индивидуальный предприниматель
- Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника
Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.
Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.
На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица.
Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.
Что необходимо для участия в закупках
Общие шаги:
- получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
- настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
- для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).
Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.
Подготовка к закупочной деятельности
Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:
- Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
- На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
- На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
- Формулирование положений.
- Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
- Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
- Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.
После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.
О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг
Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг
Статья 3.1. Особенности осуществления закупок юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой, включенные в реестр инвестиционных проектов
Статья 3.1-1. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками – государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам
Статья 3.1-2. Особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства
Статья 3.1-3. Особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ
Статья 3.2. Порядок осуществления конкурентной закупки
Статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки
Статья 3.4. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства
Статья 3.5. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом
Статья 3.6. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
Статья 4. Информационное обеспечение закупки
Статья 4.1. Реестр договоров, заключенных заказчиками
Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков
Статья 5.1. Проведение оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке
Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
Статья 6.1. Ведомственный контроль закупочной деятельности
Статья 7. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации
Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
223-ФЗ о закупках в последней редакции
Самые важные пункты:
-
все закупки должны быть спланированы, а соответствующий документ размещен на едином портале zakupki.gov.ru;
-
закупочная документация размещается в свободном доступе в единой информационной системе;
-
при выборе победителя, заказчик должен руководствоваться только положением о закупках, составленным в соответствии с законом 223-ФЗ;
-
существует отдельный реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.
По ФЗ-223 организатор закупки может самостоятельно выбрать любые конкурентные способы, но обязательно включить в положение о торгах аукцион и конкурс. Торги, на которые не распространяется действие данного закона перечислены в ч. 4, ст. 1 закона (купля-продажа ценных бумаг и валюты, военные закупки и т.д.).
Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ
Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:
- Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
- Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
- Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
- Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.
Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.
Структура федерального закона № 223
Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:
- Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
- Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
- В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
- Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
- Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
- Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
- Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
- Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
- Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
- Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
- Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
- Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
- Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
- Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
- Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
- Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.
Закон 223-фз: кого это касается
Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:
Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.
Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.
Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.
Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.
Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:
Критерий сравнения | Федеральный закон №44 | Федеральный закон 223-фз |
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. | Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. | Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица. |
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. | Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. | Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения. |
Условия выполнения соглашений. | 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. | По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком. |
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. | Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. | Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке. |
Антидемпинговые санкции. | Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. | Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика. |
Возможность обжалований действий заказчика. | Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. | Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте. |
Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:
- Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
- Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
- Право на использование обширного перечня торговых площадок.
Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223
Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:
- Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
- Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
- Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.
Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз
Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:
- Безотзывными.
- С определенным сроком действия.
- С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
- Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
- С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.
Размер гарантированных средств по 223-фз


Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.
Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.
Основные принципы закупок по 223-ФЗ
Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.
Принципы закупок:
- Информационная открытость.
- Равные для участников требования и условия закупки.
- Недопустимость дискриминации участников закупки.
- Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
- Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
- Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
- Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.
Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:
- конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
- закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
- закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
- закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
- закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
- информационного обеспечения закупок (ст. 4);
- мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
- обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).
Как контролируют закупки
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.
Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.
В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.
Для чего нужен закон о закупках
Закон 223-ФЗ о проведении торгов отдельными видами юридических лиц вступил в силу 01.01.2012. Он закрепляет основные положения проведения закупочных процедур определенной категорией организаций. Цели, для которых он принят:
- развитие конкуренции на товарном рынке;
- рациональное использование денежных средств;
- обеспечение открытости и прозрачности торгов;
- недопущение коррупции и иных злоупотреблений.
Изучаем основы
Федеральный закон № 223 ФЗ с изменениями 2020 и комментариями для чайников закрепляет принципы, среди которых:
- Информационная доступность торгов. Этот принцип общеправовой и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. На официальном сайте по 223 ФЗ Закупки гов ру публикуется информация о проводимых тендерах. Среди площадок, на которых проводят торги, выделим «Фабрикант» и B2B-center, а из специализированных — торговая площадка по 223 ФЗ Сбербанк УТП и торговая площадка РЖД.
- Равноправие, справедливость и отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обеспечивает равные права и возможности участников, исключает избирательный подход при отборе победителя.
- Эффективное расходование денежных средств и уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики стремятся рационально расходовать денежные средства. Но речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
- Отсутствие ограничений для участников. Запрещено устанавливать неизмеряемые требования. Избегайте условий (финансовые ресурсы участников, производственные мощности), которые трактуются двусмысленно или не применяются к участникам в полной мере.
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:
- Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
- Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
- Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
- Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
- Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
- Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
- Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.
Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.
- https://open-torg.ru/223-fz
- https://zakupki-gov-ru.com/223-fz/
- https://fzrf.su/zakon/o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-223-fz/
- https://tender-rus.ru/vopros-otvet/zakony/fz-223
- https://Zakon44FZ.ru/articles/223fz
- https://zen.yandex.ru/media/iitrust/glavnoe-o-zakupkah-po-223fz-polojeniia-osobennosti-i-trebovaniia-k-uchastiiu-5f1977087461176a85256c41
- https://goskontract.ru/docs/fz223