Закон 223 ФЗ о закупках 2018 – договор, сроки, изменения, последняя редакция, положение о закупках, образцы

Структура и редакции 223-ФЗ

223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.

Сегодня 223-й закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.

Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.

В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.

Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ

Статистика за 2019 год:

  • по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
  • из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
  • средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
  • в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
  • по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
  • объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).

Насколько перспективна здесь работа для поставщика — каждый подрядчик решает самостоятельно. Но однозначно стоит попробовать свои силы, а для этого нужно разобраться, как устроены закупки по 233-ФЗ.

Почему понадобился отдельный закон

223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения, выполняющие социальные функции.

Госкомпании – это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.

223-ФЗ определяет основные цели регулирования:

  1. Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
  2. Эффективное использование денежных средств
  3. Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
  4. Развитие добросовестной конкуренции
  5. Обеспечение гласности и прозрачности закупок
  6. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений

На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая “прочие способы закупки”, экономии пока не наблюдается.

Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.

Преимущества 223-ФЗ

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
  2. Государственные компании, такие как
    • Роснефть
    • Транснефть
    • Сбербанк
    • ВТБ
    • РусГидро
    • Холдинг МРСК
    • Ростелеком
    • Алроса
    • Аэрофлот
  3. Субъекты естественных монополий
    • Газпром
    • РЖД
    • Почта России
  4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
    • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
    • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
    • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
  6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
  7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
  8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
  9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

Кто может участвовать

Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  1. Любое юридическое лицо, независимо от:
    • Организационно-правовой формы
    • Формы собственности
    • Места нахождения
    • Места происхождения капитала
  2. Любое физическое лицо
  3. Индивидуальный предприниматель
  4. Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица.

Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

Что необходимо для участия в закупках

Общие шаги:

  • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
  • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
  • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).

Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.

Подготовка к закупочной деятельности

Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:

  1. Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
  2. На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
  3. На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
  4. Формулирование положений.
  5. Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
  6. Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
  7. Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.

После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.

О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

Статья 3.1. Особенности осуществления закупок юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой, включенные в реестр инвестиционных проектов

Статья 3.1-1. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками – государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам

Статья 3.1-2. Особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства

Статья 3.1-3. Особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ

Статья 3.2. Порядок осуществления конкурентной закупки

Статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки

Статья 3.4. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства

Статья 3.5. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом

Статья 3.6. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

Статья 4.1. Реестр договоров, заключенных заказчиками

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

Статья 5.1. Проведение оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке

Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона

Статья 6.1. Ведомственный контроль закупочной деятельности

Статья 7. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации

Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

223-ФЗ о закупках в последней редакции

Самые важные пункты:

  • все закупки должны быть спланированы, а соответствующий документ размещен на едином портале zakupki.gov.ru;

  • закупочная документация размещается в свободном доступе в единой информационной системе;

  • при выборе победителя, заказчик должен руководствоваться только положением о закупках, составленным в соответствии с законом 223-ФЗ;

  • существует отдельный реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.

По ФЗ-223 организатор закупки может самостоятельно выбрать любые конкурентные способы, но обязательно включить в положение о торгах аукцион и конкурс. Торги, на которые не распространяется действие данного закона перечислены в ч. 4, ст. 1 закона (купля-продажа ценных бумаг и валюты, военные закупки и т.д.).

Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ

Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

  • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
  • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
  • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
  • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

Структура федерального закона № 223

Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:

  1. Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
  2. Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
  3. В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
  4. Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
  5. Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
  6. Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
  7. Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
  8. Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
  9. Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
  10. Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
  11. Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
  12. Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
  13. Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
  14. Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
  15. Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
  16. Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.

Закон 223-фз: кого это касается

Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:

Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.

Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.

Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.

Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223

Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:

  1. Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
  2. Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
  3. Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.

Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.

Размер гарантированных средств по 223-фз

Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.
В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.

Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.

Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.

Основные принципы закупок по 223-ФЗ

Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.

Принципы закупок:

  1. Информационная открытость.
  2. Равные для участников требования и условия закупки.
  3. Недопустимость дискриминации участников закупки.
  4. Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
  5. Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
  6. Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
  7. Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.

Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:

  • конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
  • закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
  • закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
  • закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
  • закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
  • информационного обеспечения закупок (ст. 4);
  • мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
  • обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).

Как контролируют закупки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.

Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.

В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.

Для чего нужен закон о закупках

Закон 223-ФЗ о проведении торгов отдельными видами юридических лиц вступил в силу 01.01.2012. Он закрепляет основные положения проведения закупочных процедур определенной категорией организаций. Цели, для которых он принят:

  • развитие конкуренции на товарном рынке;
  • рациональное использование денежных средств;
  • обеспечение открытости и прозрачности торгов;
  • недопущение коррупции и иных злоупотреблений.

Изучаем основы

Федеральный закон № 223 ФЗ с изменениями 2020 и комментариями для чайников закрепляет принципы, среди которых:

  1. Информационная доступность торгов. Этот принцип общеправовой и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. На официальном сайте по 223 ФЗ Закупки гов ру публикуется информация о проводимых тендерах. Среди площадок, на которых проводят торги, выделим «Фабрикант» и B2B-center, а из специализированных — торговая площадка по 223 ФЗ Сбербанк УТП и торговая площадка РЖД.
  2. Равноправие, справедливость и отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обеспечивает равные права и возможности участников, исключает избирательный подход при отборе победителя.
  3. Эффективное расходование денежных средств и уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики стремятся рационально расходовать денежные средства. Но речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
  4. Отсутствие ограничений для участников. Запрещено устанавливать неизмеряемые требования. Избегайте условий (финансовые ресурсы участников, производственные мощности), которые трактуются двусмысленно или не применяются к участникам в полной мере.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:

  1. Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
  2. Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
  3. Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
  4. Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
  5. Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
  6. Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
  7. Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.

Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.

Источники

  • https://open-torg.ru/223-fz
  • https://zakupki-gov-ru.com/223-fz/
  • https://fzrf.su/zakon/o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-223-fz/
  • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/zakony/fz-223
  • https://Zakon44FZ.ru/articles/223fz
  • https://zen.yandex.ru/media/iitrust/glavnoe-o-zakupkah-po-223fz-polojeniia-osobennosti-i-trebovaniia-k-uchastiiu-5f1977087461176a85256c41
  • https://goskontract.ru/docs/fz223

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: