Закон о банкротстве несостоятельности физических лиц, признаки банкротства юридического лица

Содержание
  1. Основные положения: фз 127 о несостоятельности банкротстве
  2. Какими правовыми нормами регулируется
  3. Федеральный закон о процедуре наблюдения
  4. Структура и содержание ст. 3 127-ФЗ
  5. Процедура реструктуризации долгов
  6. Последствия введения наблюдения в деле о банкротстве
  7. Комментарий к Ст. 13 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
  8. Временный управляющий и его обязанности
  9. Признаки банкротства юрлица
  10. Судебная практика по статье 13 Закона о Банкротстве
  11. Введение наблюдения в делах о банкротстве
  12. Сроки и стоимость процедуры
  13. Этапы проведения
  14. Дополнительные специальные признаки
  15. Права и обязанности сторон
  16. Как называется арбитражный управляющий для проведения процедуры наблюдения?
  17. При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве?
  18. Упрощенное банкротство физических лиц
  19. Цели проведения процедуры наблюдения при банкротстве
  20. Внешнее наблюдение при банкротстве
  21. Окончание процедуры наблюдения

Основные положения: фз 127 о несостоятельности банкротстве

Главная цель процедуры признания банкротом заключается в списании всех долгов. Но есть обстоятельства, не позволяющие полностью списать задолженность:

  • Предоставление неверной информации о материальном состоянии должника.
  • Невыполнение взятых обязательств, исходя из корыстных целей.
  • Существуют виды обязательств, которые не подлежат списанию при банкротстве:
  • платежи, возникшие после подачи заявления о признании банкротства;
  • возмещение за причиненный вред жизни или здоровью/моральный вред;
  • долги физлица в отношении кредитора по трудовому договору;
  • выплаты по алиментам;
  • обязательства по возмещению вреда в результате совершенных преступлений;
  • по субсидиарной ответственности при поручительстве кредитов;
  • по умышленно причиненным убыткам юридическому лицу, участником которого должник являлся;
  • по недействительным сделкам, которые признаны финансовым управляющим фиктивными.

Закон определяет, что банкротом может быть признан любой гражданин у которого накопились долги большее 500 000 рублей и задолженность по кредитам свыше 3 месяцев.

Заявление о банкротстве можно подать самостоятельно или дождаться пока это сделает кредитор. Долги по судебному разбирательству ложатся на банкрота.

Первый шаг в процедуре банкротства — реструктуризация долгов. Это шанс для должника выбраться из кредитов за более долгое время, но без последствий банкротства.

Все кредиторы вписываются в реестр требований должников, где указывается кому, сколько и с какого периода долг. На основании этого проводится реструктуризация.

Для проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в арбитражный суд в сопровождении бумаг, подтверждающих сложное финансовое положение должника, медицинские справки, копию трудовой с отметкой об увольнении и т.д. Это позволит суду принять решение о начале процедуры банкротства.

Заявление о банкротстве должно включать в себя:

  • данные суда, в который направляете иск;
  • личные данные заявителя; (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
  • сведения о кредитных соглашениях (даты и суммы);
  • сумму текущей задолженности;
  • данные кредиторов;
  • причины невыплаты заемной суммы;
  • сроки, касаемо проведенной процедуры займа;
  • исковые требования;
  • список прилагаемых документов;
  • дату и подпись.

Какими правовыми нормами регулируется

Регулирование процедуры наблюдения в рамках признания финансовой несостоятельности опирается на положения 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года. В этом законе определены базовые признаки несостоятельности, ключевые этапы процедуры с указанием на обязательные, последствия введения отдельных этапов банкротства и остальные ключевые аспекты.

В частности, в ст. 62 ФЗ-127 регламентируется введение наблюдения при банкротстве юридических лиц. В ст. 63 указываются последствия вынесения судом определения о переходе к процедуре наблюдения.

Также проведение наблюдения опирается на нормы Гражданского кодекса. При возникновении спорных ситуаций стоит учитывать обзоры судебной практики от ВС.

Федеральный закон о процедуре наблюдения

Статьей 62 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» регламентируется введение процедуры наблюдения при банкротстве юридических лиц.

Структура и содержание ст. 3 127-ФЗ

Ст. 3 127-ФЗ состоит из трех пунктов, первый из которых утратил свою юридическую силу с октября 2015 года. Тогда как специальные признаки для объявления себя банкротом перечислены в иных положениях 127-ФЗ.

Процедура реструктуризации долгов

Согласно ст. 213.2 Закона № 127 о банкротстве, реструктуризация — это один из способов урегулирования споров с кредиторами.

Реструктуризация долгов направлена на улучшение финансового состояния неплательщика и восстановление его платежеспособности. Решение о реструктуризации принимает суд.

При реструктуризации согласовываются и утверждаются новые условия кредитного соглашения между банком и заемщиком, такие как: увеличение срока на погашение задолженности, списание части долга, снижение процентной ставки или неустойки, выкуп задолженности со скидкой; ликвидация задолженности с помощью продажи имущества неплательщика; замена задолженности акциями.

Реструктуризация выгодна и должнику, и кредитору. Если кредиторы и должник договорятся об условиях, банки обеспечат выплату долга, а должник упростит свое положение и сможет выплачивать долг меньшими суммами и восстановить свое положение.

Последствия введения наблюдения в деле о банкротстве

В соответствии со ст. 63 Закона № 127-ФЗ наступают следующие последствия проведения этой процедуры:

  • требования контрагентов предъявляются к должникам в соответствии с Законом о банкротстве;
  • кредитор, подавая ходатайство, производство по делу о несостоятельности может быть приостановлено;
  • исполнительные документы по делу приостанавливаются;
  • невозможно прекратить обязательные выплаты по денежным обязательствам должника посредством зачета встречного однородного требования;
  • запрещено изъятие имущества должника и прочее.

Кроме того, руководитель компании не имеет возможности принимать следующие решения без согласования с управляющим:

  • участие в каких-либо организациях;
  • действия, вследствие которых возможна реорганизация фирмы;
  • заключение договоров;
  • привлечение капитала посредством выпуска облигация и акций;
  • действия, направлены на создание филиалов и прочее.

Комментарий к Ст. 13 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

Закон о банкротстве 1998 г. не содержал норм, регламентирующих порядок уведомления лиц, имеющих право участвовать в собрании кредиторов, о его проведении, что вызывало значительные затруднения в практике применения указанного Закона.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи арбитражный управляющий или иные лица, уполномоченные на проведение собрания кредиторов (п. 5 ст. 12 Закона О банкротстве России), должны обеспечить надлежащее уведомление о проведении собрания кредиторов всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (имеющих право голоса), а также иных лиц, наделенных правом участвовать в собраниях кредиторов (без права голоса). В этих целях сообщение о проведении собрания кредиторов должно быть направлено по почте не позднее чем за 14 дней до даты его проведения. Если используются иные средства связи (телеграф, телетайп, электронная почта, факс и др.), сообщение о проведении собрания кредиторов должно быть направлено с таким расчетом, что оно должно быть получено адресатом в срок не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.

Если в деле о банкротстве участвует свыше 500 конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит опубликованию в официальном издании, определяемом Правительством Российской Федерации для публикации сведений по делам о банкротстве, а до его создания – в “Российской газете”

Такая же публикация становится необходимой и в том случае, когда число конкурсных кредиторов и уполномоченных органов составляет менее 500, однако имеются обстоятельства, делающие невозможным уведомление лиц, имеющих право на участие в собрании, в обычном порядке.

Временный управляющий и его обязанности

Процедура наблюдения предполагает назначение арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 127-ФЗ, отвечает за нее временный управляющий. Он наделен следующими полномочиями в процессе наблюдения:

  1. Направление в арбитражный суд требования о признании недействительности сделок, которые нарушили имущественные права кредиторов (в частности, безвозмездные операции по передаче основных средств должника в пользу других юрлиц или гражданско-правовые договоры, которые были подписаны на нерыночных условиях).
  2. Выявление требований кредиторов и их оспаривание, в частности, из-за их необоснованности или по причине пропуска месячного срока.
  3. Уведомление всех выявленных кредиторов о введении в отношении юрлица процесса наблюдения.
  4. Ведение реестра требований кредиторов с указанием на сумму задолженности перед каждым кредитором, его доли в общем объеме требований (если не было принято решение о передаче данных полномочий к реестродержателю, либо подобная передача является по закону обязательным условием).
  5. Участие в заседаниях арбитражного суда.
  6. Принятие комплекса мер для обеспечения сохранности имущества должника, которое в дальнейшем может быть направлено на погашение требований кредиторов.
  7. Получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности компании и анализ указанных данных.
  8. Ходатайство об устранении руководства должника от занимаемых должностей.
  9. Созыв и проведение собрания кредиторов.
  10. Предоставление суду отчетности по установленной форме, включая протоколы собрания кредиторов и все приложения. В отчетности по результатам анализа финансовой документации должника управляющий обязан указать на выявленные факты преднамеренного или фиктивного банкротства.
  11. Обоснование возможности восстановления нормального платежного баланса и необходимости введения реабилитационных этапов банкротства.

Таким образом, временный управляющий наделен важными полномочиями в деле о банкротстве, которые дают ему возможность существенно влиять на ход процедуры.

Признаки банкротства юрлица

Для того чтобы определить признаки банкротства гражданина, 127-ФЗ использует принцип неоплатности. Он предполагает, что лицо вправе заявить о своем банкротстве только в том случае, если сумма кредиторской задолженности станет больше стоимости всего имущества гражданина.

В законе о банкротстве юрлиц от 1992 года применялся тот же признак. В современной редакции признаки банкротства юрлиц основаны на принципах неплатежеспособности, сущность которых состоит в возникновении длительной просрочки по обязательствам.

Для получения возможности признания гражданина банкротом по п. 2 ст. 3 127-ФЗ просрочка по обязательствам должна составить 3 месяца и более. Считается, что указанный срок подтверждает неплатежеспособность юрлица и его неспособность погасить свои долги.

Речь в данном случае идет о невозможности удовлетворить требования кредиторов:

  • по денежным обязательствам
  • по выплате выходных пособий
  • по оплате труда лиц, трудоустроенных по трудовому договору.

Также банкротство может быть инициировано при неисполнении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Указанные положения основываются на понимании требований нормального имущественного оборота, который основан на своевременной оплате выполненных работ и оказанных услуг, выплате в пользу кредитора за полученные заимствования. Поэтому при недобросовестном исполнении обязательств и обязанностей компанию могут объявить банкротом.

Стоит учитывать, что сама по себе длительная просрочка по обязательствам не является веским основанием для возбуждения дела о банкротстве. Для применения норм закона нужно, чтобы совокупные неисполненные требования к юрлицу превысили 300 тыс. р. по п. 2 ст. 6 127-ФЗ.

Судебная практика по статье 13 Закона о Банкротстве

  • Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-452, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    При этом в пункте 49 Постановления № 35 разъяснено, что по смыслу статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов также направляется в суд, рассматривающий дело о банкротстве, в порядке и срок.
  • Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД16-4177, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
  • Согласно пункту 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
  • Решение Верховного суда: Постановление N 306-АД16-6875, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Введение наблюдения в делах о банкротстве

Суть процедуры заключается в следующем:

  • арбитражный суд выносит определение о начале стадии наблюдения, а также назначении временного управляющего;
  • арбитражный (временный) управляющий публикует сообщение о начале этого процесса в газете «Коммерсантъ»;
  • управляющий оповещает всех кредиторов должника;
  • контрагенты предъявляют свои требования к должнику;
  • арбитражный суд выносит определение о включение претензий контрагентов в реестр требований кредиторов;
  • происходит погашение требования по обязательным платежам;
  • проводится первое собрание кредиторов;
  • окончание первого этапа.

Сроки и стоимость процедуры

Процедура признания физического лица банкротом стоит от 40 тыс. рублей. Максимальная стоимость может составлять 100 тыс. при учете всех юридических услуг.

  • При обращении в суд необходимо оплатить госпошлину, которая равна 300 рублям.
  • Оплата депозита, который согласно ст. 213, п.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является вкладом на счет Арбитражного суда и равен 25 000.00 рублей для оплаты услуг финансового управляющего.
  • Оплата услуг финансового управляющего по ст. 20.6 п.3 равна фиксированной оплате в 25 000 руб. + 7% от денежных средств, выплаченных кредитору при реализации имущества.
  • Оплата публикации сведений в реестре требований должников.
  • Отправка писем с уведомлением — примерно 85 рублей;
  • Услуги банка по реструктуризации;
  • Расходы на проведение торгов при продаже имущества.

Прочие расходы без организации торгов обычно составляют около 2 000 рублей.

По срокам процедура признания физического лица банкротом занимает до 2-х лет.

  • Выбор юридической фирмы по банкротству, финансового управляющего займет не менее 7 дней.
  • На сбор документов на банкротство физического лица уйдет около 3-4 недель.
  • Составление и подача в суд заявления. Этот этап может занять как 2 дня, так и год. Если вы решаете этот вопрос в сопровождении грамотного юриста, процедура пройдет быстрее.
  • Принятие судом заявления о банкротстве к производству — 5-7 дней.
  • На назначение даты первого судебного заседания займет от 15 дней до 3 месяцев.
  • Введение судом процедуры реструктуризации долгов — около 5-6 месяцев.
  • Реализация имущества в деле о банкротстве физлица занимает примерно 6 месяцев.
  • Включение в реестр требований кредиторов при банкротстве — от 2,5 месяцев.
  • Проведение финансовым управляющим комплекса мероприятий с имуществом должника — от 5 до 10 месяцев.
  • Оспаривание сделок должника (при их необходимости) — 1-2 года.
  • Реализация залогового и недвижимого имущества — до 6 месяцев.

Этапы проведения

Процедура наблюдения предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Арбитражный суд выносит определение о старте этапа наблюдения.
  2. На должность назначается временный управляющий.
  3. Управляющий публикует сообщения о начале процедуры.
  4. В обязанности управляющего входит также оповещение всех кредиторов должника.
  5. Контрагенты в указанные в извещении сроки могут заявить о своих требованиях к должнику. На подачу заявления о включении в реестр у них будет месяц с момента введения наблюдения. Кредиторы, которые не успели заявить о своих требованиях в положенные законом сроки, могут подать их на других этапах банкротства, но права на участие в первом собрании кредиторов они лишаются.
  6. Судом выносится определение о включении претензий кредиторов в реестр, если он сочтет их обоснованными.
  7. Помимо контрагентов, о банкротстве управляющему предстоит уведомить банки, в которых у должника открыт расчетный счет, налоговую инспекцию, судебных приставов и прочие инстанции, осуществляющие контроль над деятельностью должника.
  8. Погашаются требования по обязательным платежам.
  9. Проводится первое кредиторское собрание. На повестку дня выносятся вопросы о дальнейших перспективах должника. Вопросы принимаются открытым голосованием.

Стоит учитывать, что по нормам ст. 68 127-ФЗ за публикацию сообщения о введении этапа наблюдения и отправку уведомлений кредиторам отвечает временный управляющий, тогда как уведомление работников должника, его учредителей и собственников выполняется непосредственным руководителем.

Дата созыва первого собрания кредиторов определяется управляющим. Минимальные сроки для проведения собрания составляют 10 дней до окончания этапа наблюдения. В обязанности управляющего входит должное уведомление всех кредиторов о времени и месте собрания.

Именно после проведения первого собрания кредиторов и принятия судом определения о дальнейшем ходе дела процедура наблюдения считается завершенной.

По результатам рассмотрения всех представленных документов арбитражный суд может принять решение о прекращении процедуры банкротства или о переходе к следующему этапу. В любой момент наблюдения допустимо его прекращение из-за подписания мирового соглашения.

Дополнительные специальные признаки

В п. 3 указанной статьи дополнительно указано, что юрлица признаются неспособными погасить требования кредиторов с учетом признаков из п. 2, если иное не предусмотрено данным законом.

Если в отношении определенной категории юрлица предусмотрены специальные требования, то последние обладают приоритетом.

Специальные правила действуют при признании банкротства ИП (по ст. 214) или фермерского хозяйства (по ст. 217). Две указанные категории дел о финансовой несостоятельности признаются банкротами по общим правилам для физических лиц. Они основываются на принципах неплатежеспособности, но обе указанные категории могут обанкротиться до того, как их задолженность превысила стоимость имущества.

Специальные признаки банкротства предусмотрены для таких категории должников, как стратегически важные предприятия и субъекты естественных монополий. Дело о банкротстве может быть возбуждено лишь при просрочке по обязательствам более 6 месяцев и при сумме долга более 500 тыс. р. по пп. 3, 4 ст. 190, пп. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ.

Таким образом, в ст. 3 127-ФЗ указаны признаки признания юридического лица финансово несостоятельным. В ней сказано, что компания может быть признана банкротом при условии просрочки по обязательствам перед кредиторами, работниками, Налоговой инспекцией и внебюджетными органами в течение 3 месяцев и более.

Права и обязанности сторон

После того как устанавливается этап наблюдения, руководство компании сохраняет свои полномочия и не утрачивает менеджерской позиции, но оно ведет свою деятельность с учетом некоторых ограничений.

В течение 15 дней руководство компании должно передать управляющему всю финансовую документацию. Также руководители ежемесячно отсчитываются перед управляющим об имущественных изменениях в компании.

Руководитель компании должен согласовывать с управляющим и получать от него предварительное одобрение на следующее:

  • заключение договоров, предполагающих отчуждение имущественных объектов с совокупной стоимостью 5% от величины активов должника на дату введения наблюдения по п. 2 ст. 64 127-ФЗ;
  • сделки, предполагающие предоставление гарантий, доверительное управление имуществом, поручительства, уступку права требования, перевод долговых обязательств по п. 2 ст. 64 127-ФЗ;
  • действия по созданию филиалов, реорганизации, ликвидационным мероприятиям и иным юридическим изменениям формы бизнеса по п. 3 ст. 64 127-ФЗ;
  • привлечение капитала через выпуск облигаций и эмиссионных ценных бумаг (кроме акций) по п. 3 ст. 64 127-ФЗ;
  • по выкупу акций и выходу из состава учредителей, по заключению договора товарищества по п. 3 ст. 64;
  • по участию в объединениях юрлиц по типу холдингов, ассоциаций и пр.
Без согласия временного управляющего недопустимо получать новые кредиты, изменять состав учредителей, распределять чистую прибыль между участниками и выплачивать дивиденды.

Также руководство компании не вправе препятствовать процессу банкротства, а непредоставление информации приравнивается к ее сокрытию и может в дальнейшем выступать против руководителей при решении вопроса о привлечении их к субсидиарной ответственности.

Участники компании-должника наделены правами знакомиться с отчетностью управляющего, передавать запросы к арбитражному суду, выдвигать свою кандидатуру на должность управляющего и передавать ходатайства о его отстранении от должности из-за неправовых действий или бездействия.

Кредиторы могут подавать иски о признании компании банкротом, о принятии участия в собраниях и знакомстве с результатами деятельности управляющего, оспаривать судебные решения, выдвигать собственную кандидатуру на должность управляющего.

Как называется арбитражный управляющий для проведения процедуры наблюдения?

С целью организации мер по сбережению имущества компании суд назначает временного управляющего. В этот период работа предприятия не останавливается, а внутренний распорядок предприятия остается прежним, и на некоторые права руководителей вводятся ограничения.

Временный управляющий полностью отвечает за весь процесс наблюдения, осуществляет финансовый анализ и проводит первое собрание кредиторов. Без его согласия на предприятии не проводятся сделки, не оформляются кредиты, не вносятся изменения в состав учредителей, не передаются дивиденды и не выпускаются ценные бумаги.

При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве?

Этап наблюдения – обязательная часть прю любом судебном разбирательстве о банкротстве юридического лица. После рассмотрения арбитражным судом заявления о финансовой несостоятельности начинается процедура наблюдения.

Упрощенное банкротство физических лиц

Высокая стоимость процедуры не позволяет обратиться к ней каждому, кто в этом нуждается. В связи с этим принято решение о внесение изменений в закон о банкротстве. Основная идея — возможность отказаться от услуг финансового управляющего, что позволяет сэкономить минимум 25 тыс. руб.. Если суд в течение 2 месяцев не назначит финансового управляющего в процедуре банкротства, то дело решается без его участия.

Также упрощенная процедура имеет следующие признаки:

  • долг от 50 тыс. р. до 700 тыс. р.;
  • не более 10 кредиторов;
  • право производства в упрощенной форме распространяется только на физические лица, не имеющие статуса ИП и долей в юридических лицах;
  • инициатором может выступить только сам должник;
  • реструктуризация не предусмотрена. Только реализация имущества.

На данный момент закон об упрощенной процедуре признания физического лица банкротом еще не вступил в силу. Законопроект об изменениях в основной закон находится на стадии обсуждения.

Цели проведения процедуры наблюдения при банкротстве

Цель процедуры – помочь предприятию восстановить платежеспособность и не довести до официального статуса банкрота. Хотя, к сожалению, такие ситуации бывают редкими.

Этап наблюдения нужен для того, чтобы:

  • решить, что делать с организацией – провести операцию по финансовому оздоровлению или признать банкротство;
  • определить, действительно ли предприятие стало банкротством или это преднамеренное мероприятие для списание долгов;
  • выявить причину, которая привела к такому состоянию компанию.

Внешнее наблюдение при банкротстве

После вынесения определения арбитражным судом о начале стадии наблюдения, а также назначении внешнего управляющего, последний оповещает действующих контрагентов о начале процедуры банкротства юрлица.

Окончание процедуры наблюдения

Отчет управляющего рассматривается в суде и на основание него принимается решение. Если на этом этапе удалось погасить долги, то дело объявляется закрытым. Если нет, то процедура переходит на следующий этап. Варианты могут быть такими:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.
Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ce801e3dd00af00b25ad434/zakon-o-bankrotstve-nesostoiatelnosti-fizicheskih-lic-fz-127-5cf52810f456fd00af81855c
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/procedura-nabludenia.html
  • https://urstart.ru/protsedura-nablyudeniya-pri-bankrotstve-yuridicheskogo-litsa/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/stata-3.html
  • http://ZakonOBankrotstveRF.ru/glava-1/statya-13
  • https://www.zakonrf.info/zakon-o-bankrotstve/13/
  • https://bankiros.ru/wiki/term/procedura-nabludenia-pri-bankrotstve

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: