Закон об энергосбережении: основные положения и суть ФЗ 261

Содержание
  1. ФЗ-261 – предмет регулирования и основная цель Федерального закона
  2. Основные термины, используемые в ФЗ-261
  3. Государственная программа энергосбережения.
  4. Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений
  5. Федеральный закон о мерах повышения энергетической эффективности в ЖКХ
  6. Проведение энергетических обследований МКД и получение энергетического паспорта.
  7. Требования по обязательной установке приборов учета
  8. Органы, контролирующие выполнение 261-ФЗ “Об энергосбережении
  9. Приборы учета используемого природного газа
  10. Обязательна ли установка газового счетчика
  11. За чей счет устанавливается
  12. Нужно ли устанавливать счетчики на воду
  13. Изменения и поправки
  14. Выдержки и комментарии к ФЗ № 261
  15. Пассивные дома и энергосбережение европейских стран
  16. За счет чего можно сэкономить?
  17. Снижаем потребление электроэнергии в частных домах

ФЗ-261 – предмет регулирования и основная цель Федерального закона

Представленный Федеральный Закон был разработан специально для усовершенствования системы регулирования в области повышения энергоэффективности современных условиях.

Федеральный закон об энергосбережении главной целью ставит перед собой формирование организационных и экономических мероприятий, создающих новые пути повышения энергоэффективности в ключевых сферах хозяйственной деятельности. Помимо этого, данный закон разъясняет порядок информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Основные термины, используемые в ФЗ-261

Среди ключевых понятий ФЗ 261 об энергосбережении и энергоэффективности стоит выделить следующие:

  • Источник энергии – любое устройство, которое может быть использовано в качестве энергообеспечения любых видов деятельности. Также под данным понятием принято понимать любой вид доступной энергии
  • Вторичный источник энергии – энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта от использования первичного источника питания
  • Энергосбережение – использование мероприятий и доступных возможностей по экономии энергии
  • Энергоэффективность– ключевой параметр, отображающий КПД использования ресурсов энергии, который выражается в соотношении полезного использования энергии к полному объёму потребляемого источника
  • Класс энергопотребления – основная характеристика продукции, которая отражает её энергоэффективность
  • Бытовое энергопотребляющее устройство – используемое оборудование для различных нужд в области электрической и тепловой энергии
  • Энергетическое обследование здания – получение всей необходимой информации о состоянии приборов учёта энергопотребления. При этом согласно ФЗ 261 приборы учёта должны отображать реальные показания энергопотребления, которые записываются в энергопаспорт
  • Договор о повышении энергоэффективности – документация, регламентирующая принятие мер по внедрению новых технологий для повышения класса энергопотребления
  • Регулируемая деятельность – предоставляемые жильцам коммунальные услуги, на которые можно регулироваться тарифная ставка
  • Организации – любые предприятия и компании, внедряющие политику повышения энергоэффективности
  • Ответственный представитель – лицо, контролирующее соблюдение требований 44-ФЗ » О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг» при заключении энергосервисного контракта
  • Застройщик – лицо, имеющее право на постройку зданий согласно требованиям закона
  • Декларация – документ, который содержит в себе сведения о потребляемой энергии

Государственная программа энергосбережения.

Статья 9 Федерального закона № 261 содержит основную информацию об особенностях государственного регулирования в области энергосбережения и энергоэффективности. Среди представленных путей регулирования выделяют следующие:

  1. Формирование новых принципов регулирования товарооборота с соблюдением принятых мер по повышению энергоэффективности
  2. Проведение ограничительной политики и наложение запретов на продажу товаров с низким показателем энергосбережения при наличии аналогичной продукции с более высоким показателем энергоэффективности
  3. Создание дополнительных условий для проведения учёта всей продукции, использование которой сопряжено с потреблением энергетических ресурсов
  4. Принятие новых мер и требований относительно построек и зданий, которые планируется сдать для эксплуатации людьми
  5. Формирование четкой структуры предоставляемой декларации о статьях расходов энергетических ресурсов в субъектах
  6. Принятие мер для обязательного проведения комплексного энергетического обследования зданий, построек и любых жилых помещений
  7. Установление ряда законов и проектов по усовершенствованию программы повышения энергоэффективности относительно общего имущества жильцов, проживающих в МКД
  8. Создание комплекса мер и установленных норм относительно тех ресурсов, которые используются для обеспечения нужд субъектов государства
  9. Формирование требований для государственных программ о повышении энергоэффективности
  10. Составление списка требований, которые могут применяться к государственным организациям в сфере проводимой политики относительно повышения энергоэффективности
  11. Формирование основ современной информационной системы, которая позволяет стимулировать энергоэффективность и развитие энергетики
  12. Обязательное распространение информации относительно энергосбережения и энергоэффективности среди населения страны
  13. Реализация информирования граждан в сфере энергоэффективности
  14. Создание условий для точного исполнения изложенных в данном нормативно-правовом акте требований и обязанностей
  15. Принятие других мер для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в стране

Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений

Основную информацию о способах обеспечения энергоэффективности содержит статья 11 ФЗ-261.Из нее следует, что все постройки, здания и объекты, которые будут эксплуатироваться людьми, должны соответствовать требованиям закона. За установление норм отвечает Правительство Российской Федерации. К числу основных положений, которые устанавливает Правительство, относятся особенности использования общедомовых приборов учета, а также требования, предъявляемые к вводимым в эксплуатацию новостройкам.

Согласно ФЗ-261, Правительство устанавливает критерии, которым должно соответствовать здание в момент его постройки, а также в ходе его дальнейшей эксплуатации в плане энергетической эффективности. При этом указывается, что на начальном этапе застройщик несёт ответственность за соблюдение всех требований. Далее ответственность возлагается на компанию, осуществляющую обслуживание МКД.

Здания, не соответствующие представленным требованиям, не должны допускаться к эксплуатации. Застройщики должны соблюдать нормы, относительно энергоэффективности зданий. Если требования не соблюдены, здание не допускается в эксплуатацию, поскольку это противоречит закону.

Проверка зданий на соответствие выполняется органами государственного строительного надзора. Собственники зданий должны следить за соблюдением норм относительно энергоэффективности дома. При выявлении несоответствия, они имеют право затребовать от застройщика устранение всех недостатков, а также возмещение расходов.

Федеральный закон о мерах повышения энергетической эффективности в ЖКХ

ФЗ-261 был разработан специально для улучшения качества жизни людей в многоквартирных домах. Закон об энергоэффективности содержит в себе основную информацию о требованиях и способах повышения энергоэффективности в МКД.

Проведение энергетических обследований МКД и получение энергетического паспорта.

Согласно ФЗ № 261 каждый МКД должен иметь энергопаспорт. Для получения данного документа необходимо произвести энергетическое обследование – энергоаудит. Он заключается:

  • в снятии показаний приборов учёта тепла, потребляемой электроэнергии, и энергии на водоснабжение
  • в техническом исследовании конструкций и коммуникаций здания, в целях выявления потерь

После обработки всей собранной информации, аудиторской организацией вычисляется класс энергоэффективности МКД. Присвоение класса регулируется статьей 12, ФЗ №261. На следующем этапе, дом получает собственный энергопаспорт. Периодически его необходимо обновлять. Например, после проведения ремонта или замены оборудования, участвующего в поставке энергоресурсов. Для этого следует повторно проходить процедуру энергетического обследования в установленном законом порядке.

Требования по обязательной установке приборов учета

Согласно пункту 4 статьи 13 федерального закона № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ” “до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию”

Органы, контролирующие выполнение 261-ФЗ “Об энергосбережении

Полномочия по контролю выполнения закона по указанным выше пунктам Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 возложены на Ростехнадзор – Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ. Полномочия следующие:

Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Контроль за соблюдением юридическими лицами в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская , субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Контроль за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.

Правила осуществления контроля введены в апреле этого года Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318.

Правила определяют порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм, их руководителями, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с Правилами госконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.

Плановые проверки проводятся 2 раза в 3 года на основании планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа. Основанием для проведения внеплановых проверок являются истечение срока выданного предписания об устранении выявленного нарушения, поступление в контролирующие органы соответствующей информации, обращения граждан, поручения Президента РФ и Правительства РФ.

Приборы учета используемого природного газа

Нормы закона, обязывающие производить установку счетчиков газа, в 2019 году не изменились. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 261-ФЗ) поставщики газа должны совершить действия по оснащению объектов, находящихся под их контролем, приборами учета газопотребления в установленные сроки.

Обязательна ли установка газового счетчика

Требования Закона № 261-ФЗ по установке приборов собственниками не распространяются на собственников аварийных и ветхих объектов, а также, если потребление газа для пользователей составляет менее двух кубических метров в час, например, если в помещении установлена газовая плита. В таких случаях организации, которые снабжают природным газом потребителей, обязаны производить эксплуатацию, установку и замену газовых счетчиков.

Если в жилом помещении используется газовый котел или колонка и потребление газа более двух кубических метров в час, то обязанность по замене прибора лежит на собственнике жилья и без установки оборудования не обойтись.

При этом согласие собственника не требуется и газовый счетчик могут установить принудительно.

За чей счет устанавливается

Если хозяин жилплощади захочет установить прибор учета газопотребления, либо это потребуется сделать в принудительном порядке, то процедура установки и все эксплуатационные расходы будет нести сам собственник. В соответствии со ст. 158 ЖК РФ хозяин несет все расходы на содержание жилого помещения.

Если прибор учета располагается за пределами жилого помещения, например, в подвале, то его замена должна осуществляться за счет управляющей организации.

Нужно ли устанавливать счетчики на воду

Нововведений в законодательстве в 2019 году не предусмотрено. В соответствии со ст. 13 Закона №261-ФЗ обязанность в оснащении приборами учета используемой воды и вводе их в эксплуатацию лежит на собственниках жилых помещений. Они же несут расходы на приобретение и установку. Владельцам муниципального жилья счетчики устанавливаются бесплатно.

Порядок пользования водой определяется Постановлением Правительства РФ от 14.09.2013 №776. На основании Постановлений Правительства РФ от 23.05.2006 №306, от 06.05.2011 №354 устанавливаются тарифы, и определяются категории льготников.

Если жильцы не устанавливают счетчики на воду, то оплата за услугу осуществляется по нормативу с учетом количества зарегистрированных граждан.

Коэффициент для оплаты по нормативу в 2019 году составляет 1,5, то есть те, кто не произвел установку, платит за расход воды на 50 % больше.

Изменения и поправки

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 241-ФЗ “О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации””
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 255-ФЗ “О внесении изменений в статьи 7 и 22 Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации””
Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 221-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 107-ФЗ “О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования”
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 196-ФЗ “О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Изменения в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”
Внесено изменение в статью 18 ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Изменения в Федеральный закон “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
 

Выдержки и комментарии к ФЗ № 261

Для лучшего понимания сути закона, рассмотрим некоторые выдержки из него и комментарии:

  1. О вводе в эксплуатацию зданий. Запрещает ввод в эксплуатацию зданий, которые не соответствуют современным требованиям. Следовательно, обязательство по установке приборов и оборудования лежит на застройщиках. Они должны на этапе планирования продумывать архитектурные особенности согласно 261 ФЗ. Проверка на соответствие проводится уполномоченным государственным ведомством и осуществляет до сдачи объекта. При несоблюдении требований назначается штраф в размере шестисот тысяч рублей.
  2. Все предприятия подлежат обязательному энергетическому обследованию, направленному на получение данных о фактически используемой энергии, на определение энергосберегающих технологий, на разработку комплекса мероприятий. Последние реализуются для снижения энергозатрат конкретной компанией. В результате обследования формируется энергетический паспорт предприятия. С каждой новой проведенной проверкой показатели должны улучшаться.

Отсутствие энергетического паспорта грозит предприятию штрафом до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Форма документа утверждена 400 приказом Министерства Энергетики от 2014 года.

Внимание! Обязательная проверка не реже, чем раз в пять лет должна проводиться на предприятиях, где затраты на энергию превышают пятьдесят миллионов в год

Пассивные дома и энергосбережение европейских стран

В Европе решение вопроса энергоэффективности домов нашли довольно давно. И это предсказуемо, так как мотивация у жителей европейских стран гораздо сильнее: если в России по данным «РИА Рейтинг» стоимость кВт/ч в рублях равна 2,9, то в Германии в 7,5 раз больше – 21,9.

Уровень энергопотребления домов в Европе снижают с помощью технологий «пассивного дома». Пассивные дома, или как их еще называют «энергосберегающие» и «экодома», особенно популярны в Германии, встречаются также во Франции и Швеции.

От своих стандартных «коллег» они отличаются небольшим уровнем энергопотребления. Большую часть необходимых ресурсов в них получают за счет природных факторов. Например, располагают окна так, чтобы естественное освещение поступало в дом как можно дольше, а использовать искусственный свет приходилось реже.

Тепло в жилище сохраняют за счет хорошей теплоизоляции стен и окон, стараясь минимально использовать обогревающие устройства. В особо экологичных домах даже создают резервуары для сбора дождевой воды.

За счет чего можно сэкономить?

В России подобные здания встречаются редко, ведь, как мы уже говорили выше, на частные дома требования энергоэффективности не распространяются, а достаточной финансовой мотивации нет.

Но опыт Германии подсказывает, что технологии, применяемые в пассивных домах – действительно помогают экономить. Вложенные в энергоэффективность 8-10% от общей стоимости жилья окупаются там за несколько лет.

Так, оборудовав высокоэффективную систему теплоизоляции стен, потолка, пола, чердака
и подвала, вы сократите теплопотери с 250-300 КВт на кв.м. до 15 КВт. Сохранить тепло помогут и качественные окна.

Стеклопакеты с хорошей теплоизоляцией сохранят в доме почти на 70% больше тепла, чем обычные. Окна с многофункциональным стеклом стабилизируют температуру в жилище не только зимой, но и летом.

Благодаря специальному напылению они не дадут проникнуть в дом ярким солнечным лучам
и сохранят в комнате прохладу без использования кондиционера. Система рекуперации тепла – возвращения части материалов или энергии для повторного использования – также стабилизирует температуру в помещении.

Снижаем потребление электроэнергии в частных домах

Несмотря на то, что в энергосберегающих домах предпочтение отдается естественному освещению, совсем отказаться от искусственного света нельзя. Установить светильники в доме все-таки придется, ведь энергосбережение в России необходимо организовывать с учетом природных факторов. Например, не стоит забывать, что зимой на улице рано темнеет.

Важно не просто разместить светильники, но и обеспечить достаточный уровень освещенности, так как недостаток света ухудшит зрение. Максимально уменьшат затраты на электроэнергию датчики движения, присутствия и освещенности.

Датчики движения подойдут для тех комнат, в которые вы заходите периодически. Разместите устройства в гардеробной, коридоре или кладовой и не беспокойтесь о том, что забыли выключить свет. Когда вы покинете комнату, датчик движения заметит это и автоматически отключит светильники.

У датчиков присутствия есть зона высокой чувствительности, которая распознает даже мельчайшие движения. В отличие от датчика движения, датчик присутствия «увидит» вас не только тогда, когда вы перемещаетесь по комнате, но и тогда, когда вы, например, перелистываете книгу во время чтения.

Такие устройства подойдут для рабочего кабинета, домашней библиотеки или ванны. Для ванной комнаты важно, чтобы установленный в ней датчик подходил для влажных помещений и имел степень защиты IP65, как мини-датчик присутствия PICO-M-1C.

Датчик освещенности измеряет уровень освещения в комнате и, если он не соответствует заданному порогу, включает дополнительные лампы. Чаще всего это устройство используют для включения фасадного и ландшафтного освещения.

Если вы обычно поздно возвращаетесь домой, то датчик освещенности вам необходим. Он решит сразу две функциональные проблемы: включит фонари, когда естественного света уже недостаточно, и вовремя выключит их утром.

Источники

  • https://m2keep.ru/energoeffektivnost/fz-261-ob-energosberezhenii
  • https://energovopros.ru/issledovania/2322/2406/20301/
  • https://zakonguru.com/izmeneniya/pribory-ucheta.html
  • https://rg.ru/2009/11/27/energo-dok.html
  • https://zakonoved.su/%D1%84%D0%B7-%D0%BE%D0%B1-%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5b5f1fcfd908d200a9e1e56f/energosberejenie-v-rossii-snijaem-energopotreblenie-domov-5b759bddf83f0400a8dc920b

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: