Закон об ОСАГО 2021: Федеральный закон №40-ФЗ действующая редакция с последними изменениями

Содержание
  1. С 24 августа 2020 года вступают в силу серьёзные изменения в закон об ОСАГО. Каждого водителя ждёт персональный тариф. Для кого полис подорожает, а кто будет платить меньше?
  2. С 1 января 2021 года в ОСАГО внесли поправки – это правда?
  3. Подорожала ли стоимость полиса ОСАГО?
  4. В 2021 году молодым водителям быть невыгоднее!
  5. Неограниченный полис подорожал
  6. Коэффициент города подешевел
  7. Подорожает ли ещё цена страховки в 2021 году?
  8. Новый закон о регрессе за отсутствие техосмотра с 1 марта 2021 года
  9. Штраф за отсутствие диагностической карты отложили
  10. ОСАГО в 2021 году: главные изменения
  11. Новые правила при оформлении
  12. В установленном законе об ОСАГО в 2021 году, озвучен ряд нововведений для владельцев авто:
  13. Индивидуальный расчет стоимости ОСАГО
  14. Базовые ставки на ОСАГО в новом 2021 году
  15. ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
  16. Глава I. Общие положения
  17. Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
  18. Глава III. Компенсационные выплаты
  19. Глава IV. Страховщики
  20. Глава V. Профессиональное объединение страховщиков
  21. Глава VI. Заключительные положения
  22. Контроль над исполнением закона
  23. Чего ждать водителям?
  24. Остаться или уйти?

С 24 августа 2020 года вступают в силу серьёзные изменения в закон об ОСАГО. Каждого водителя ждёт персональный тариф. Для кого полис подорожает, а кто будет платить меньше?

Как следует из поправок к закону об ОСАГО, теперь страховщики будут назначать тариф по “автогражданке” персонально каждому водителю. Зависеть это будет от целого ряда факторов. В частности, от количества грубых нарушений Правил дорожного движения.

Среди них — проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, превышение скорости более чем на 60 км/ч, а также выезд на полосу встречного движения. Впрочем, тут есть нюанс. Все эти нарушения должны были выявлены непосредственно инспектором ДПС на дороге, а не камерами автоматической фотовидеофиксации. Максимальный тариф грозит тем водителям, которых раньше лишали прав.

Одновременно с поправками к закону вступает в силу указание Центробанка. В нём определяется тарифный коридор, в пределах которого страховые компании могут устанавливать стоимость полиса. Для владельцев легковых машин — физических лиц он расширяется на 10%. Если раньше базовый тариф для них составлял от 2746 до 4942 рублей, то станет — от 2476 до 5492.

Если машина принадлежит юридическому лицу, то тарифный коридор расширится на 20%. Причём как вверх, так и вниз. То же самое касается и владельцев грузовиков.

С 1 января 2021 года в ОСАГО внесли поправки – это правда?

Нет. Если вы где-либо услышите или прочитаете, что законодательство автострахования обновилось с начала 2021 года, то это не соответствует действительности и является вымыслом.

Вообще, на сегодняшний день действуют 3 законодательных актах, так или иначе касающихся “автогражданки”:

  • Федеральный закон №40 Об ОСАГО – это самый главный по приоритетам правовой акт, регулирующий базовые основы закона о страховании, и он в последний раз изменялся 8 декабря прошлого года, никаких изменений с 1 января 2021 года не было,
  • Правила страхования – регулируют, собственно, порядок заключения договора ОСАГО и осуществления возмещения, и здесь последние новости об изменениях нас ожидали 20 ноября прошедшего года,
  • Указание Банка России о страховых тарифах – здесь перечислено всё то, что влияет на конечную стоимость полиса: базовые тарифы и различные коэффициенты.

По ссылкам в пунктах выше вы самостоятельно можете убедиться, посмотрев редакции соответствующих нормативных актов и законов, что никаких поправок именно с января 2021 года не было.

Однако, давайте теперь сравним, что и как работает в 2021 году по-новому, в отличие от прошлого. По порядку рассмотрим все обновления законодательства об ОСАГО.

Подорожала ли стоимость полиса ОСАГО?

И да, и нет. Дело в том, что изменились как базовые ставки цены на полис, так и коэффициенты, которые, складываясь по порядку, влияют на конечную стоимость страховки в бóльшую или меньшую сторону.

То есть конечная сумма, которую вы заплатите при покупке страховки ОСАГО, рассчитывается по определённой формуле: базовый тариф поочерёдно умножается на коэффициенты (сначала территориальный, затем мощности, возраста и стажа, КБМ и другие). Если коэффициент больше единицы, то он увеличивает стоимость полиса, если меньше, соответственно, уменьшает.

Так вот, сам базовый тариф как база для дальнейшего расчёта тоже не является фиксированной суммой. Страховым компаниям предоставлен выбор определять для расчёта для своих клиентов из тарифного коридора определённую сумму. Однако, не стоит думать, что все страховщики берут максимально возможную базовую ставку – конкуренцию никто не отменял.

Но сам этот тарифный коридор базовых ставок значительно расширился 24 августа прошедшего года, и в 2021 году, грубо говоря, стоимость полиса ОСАГО может варьироваться для конечного потребителя гораздо шире.

Давайте в сравнительной таблице рассмотрим, как это было и как стало!

Таблица новых базовых ставок в ОСАГО в 2021 году
Категория транспорта Базовая ставка в рублях
Было Стало в 2021 году
Мототранспорт 694-1407 625-1548
Легковые, в том числе с прицепом (категории “В”, “ВЕ”), по следующим критериям:
организаций 2058-2911 1646-3493
физлиц и ИП 2746-4942 2471-5436
на которых работают в такси 4 110-7399 2877-9619
Грузовые автомобили (категории “С” и “СЕ”), по следующим критериям:
массой до 16 тонн включительно 2807-5053 2246-6064
массой более 16 тонн 4227-7609 3382-9131
Автобусы (категории “D” и “DE”), по следующим критериям:
с количеством пассажирских мест до 16 включительно 2246-4044 2134-4165
с количеством пассажирских мест более 16 2807-5053 2667-5205
Тракторы и самоходные машины 899-1895 872-1952

Таким образом, в таблице базовых ставок мы можем увидеть, что минимальный тариф стал ниже, а максимальный – выше. Соответственно, и конечная стоимость страхового полиса ОСАГО может быть в зависимости от притязаний страховой компании как дешевле, так и подорожать.

А теперь давайте рассмотрим изменения в коэффициентах. Они тоже произошли и немалые.

В 2021 году молодым водителям быть невыгоднее!

Всё дело в поправках в коэффициент возраста и стажа. К сожалению, он и без того почти всегда увеличивал стоимость полиса:

  • если вы моложе 30 лет, то в любом случае страховка для вас дорожает из-за этого коэффициента,
  • а вот со стажем проще – уже при наличии 3-хлетнего стажа этот коэффициент может немного уменьшить цену.

Но в любом случае почти всегда он увеличивает стоимость. Ниже в таблице вы увидите, что он во многих случаях выше единицы.

Но главное заключается в том, что коэффициент возраста и стажа в 2021 году стал дешевле для опытных и старших водителей и менее выгодным для молодых и неопытных. Смотрите сами:

Поясним: зачёркнутое – это значение коэффициента для данного возраста (в строках) и стажа (в колонках), которое было ранее. А не перечёркнутое – то, что действует по новым правилам ы 2021 году. В первой строке находите ваш стаж, а в колонке – возраст, и пересекаете их в нужной ячейке, получая применяемый в вашем случае коэффициент.

Неограниченный полис подорожал

Есть всего 2 значения коэффициента ограниченности полиса:

  • если у вас число допущенных к управлению вашим автомобилем лиц ограничено, то он равен единице – то есть никак не меняет цену страховки,
  • а вот “открытая” страховка ОСАГО стала дороже – если ранее только за сам факт неограниченного круга лиц на данном шаге базовая ставка умножалась на 1,87, то в 2021 году она перемножается на 1,94.

Коэффициент города подешевел

Ещё одна приятная новость – большинство коэффициентов в зависимости от региона использования транспортного средства снизились. Плохая новость – снизились они, к сожалению, очень незначительно (где-то буквально на одну сотую доли).

Например, если в Москве был 2 (то есть умножал на 2 стоимость полиса), то стал 1,9; то в Смоленске “подешевел” всего на 0,02 (с 1,2 до 1,18).

Полный список значений мы не стали публиковать в рамках статьи об изменениях ОСАГО в 2021 году, но вы можете посмотреть его в нашей специальной статье про соответствующий новый закон.

А значения всех базовых ставок и коэффициентов вы можете посмотреть в соответствующем официальном Указании Банка РФ о страховых тарифах.

Подорожает ли ещё цена страховки в 2021 году?

По состоянию на 14 Января 2021 года поправок в соответствующее Указание Банка России о базовых страховых тарифах, а также изменения коэффициентов не планируются. Мы ежедневно мониторим информацию об изменениях в законодательстве Об ОСАГО и обновим статью, как только такие обновления появятся.

Новый закон о регрессе за отсутствие техосмотра с 1 марта 2021 года

И до указанной даты существовала норма, предусматривающая регрессное требование за отсутствие диагностической карты, но только для такси и некоторых других видов транспорта.

С 1 марта 2021 года если у вас не пройден (или аннулирован) техосмотр, вы стали виновником ДТП, а само происшествие произошло по причине неисправности вашего автомобиля, то страховщик может выставить вам регресс – то есть требование заплатить всю сумму денег, которую страховая возместила потерпевшему.

Такую поправку вносит новый Федеральный закон №122, вносящий изменения в статью 14 ФЗ Об ОСАГО, как раз и перечисляющую условия для возможности регрессного требования.

Таким образом, регресс по новому закону будет возможен при 3 условиях:

  1. в данном ДТП виноваты вы,
  2. столкновение произошло по причине вашего неисправного автомобиля,
  3. у вас отсутствует действующая диагностическая карта.

Если же авария случилась из-за нарушения вами какого-либо пункта ПДД (например, вы не уступили дорогу другой машине), то здесь ОСАГО будет работать в полной мере – выгодной для вас.

Штраф за отсутствие диагностической карты отложили

Другой новый закон вводил отдельный штраф за отсутствие техосмотра также с 1 марта 2021 года. На 2 000 рублей могли начать штрафовать водителей, у которых не было действующей диагностической карты.

Однако, из-за пандемии вступление в силу этой поправки отложили ещё на один год. Теперь начало действия штрафа запланировано на весну 2022 года.

Мы писали подробную статью о том, что это за новый штраф.

ОСАГО в 2021 году: главные изменения

Страхование личного автомобиля является прямой обязанностью каждого водителя. И так как большая часть автовладельцев ответственно относятся к данному вопросу, то возникает обоснованный вопрос: какие нововведения в будущем ждут ОСАГО. Далее будут подробно описаны все нюансы оформления страховки ОСАГО.

Новые правила при оформлении

По законам РФ, владелец автомобиля обязан вовремя оформлять ОСАГО. Тариф определяет государство, а страховые компании анализируют риски, производят расчет величины взноса. В любом случае имеется тариф, который утвержден российским законодательством и страховые фирмы обязаны ему следовать.

Тариф полиса с 2019 года зафиксирован в пределах 23%, а с 2021 года диапазон возрастет до 45%. Тем не менее, при выполнении законодательного акта существует ряд важных нюансов, вызывающих спор.

В установленном законе об ОСАГО в 2021 году, озвучен ряд нововведений для владельцев авто:

• Коэффициент мощности теперь не будет фиксироваться. Владельцы, имеющие транспортные средства с двигателем на 120 л.с. платили на 45% больше установленного тарифа. Соответственно при наличии авто с мощностью более 150 л.с. водитель платил уже 60% от тарифа. Депутаты, благодаря внесению поправок в законодательство, отменили этот закон. Теперь с нового 2021 года страховщики будут предлагать другой способ повышения тарифа. Будет учитываться марка автомобиля, исходя из этого, владельцам иномарок придется платить примерно на 40% больше установленного тарифа.

• Еще одно предложение законодательной власти заключается в объединение полисов КАСКО и ОСАГО. На практике такая мера особого результата не даст, а лишь упростит систему оформления страхового полиса.

• Обязательное наличие диагностической карты на автомобиль, без нее в новом году не оформят ни один полис.

• Установка специального прибора на транспортное средство. Его функция заключается в том, что он будет отслеживать: пробег, скорость торможение, как ускоряется при разгоне, сколько использовалось авто. По утверждению специалистов, эти факторы значительно влияют на аварийность. Данная мера не обязательная, устанавливается прибор по желанию владельца автомобиля.

Индивидуальный расчет стоимости ОСАГО

В новом году стоимость страхового полиса будет, зависеть от многих факторов и вот самые основные из них:

1. Коэффициентное повышение показателей по возрасту и стажу вождения.

2. Оформление ОСАГО упростится в разы. Водителям теперь не придется сидеть в очереди и составлять договор, посещая офис компании, все можно будет сделать дистанционно.

3. Изменение формата. Полис станет более понятным для страхователей и инспекторов ГИБДД.

4. Увеличение «ценового коридора» тарифов используемых страховщиками.

5. Отмена нерациональных коэффициентов, влияющих на цену полиса ОСАГО.

6. Федеральный закон № 161, вступивший в силу с 24.07.2020 года, определил, что при индивидуальном расчете ОСАГО теперь будут учитываться такие факторы как: неоднократное совершение проезда автомобиля на красный свет, превышение скоростного режима. А также обгон через двойную сплошную и выезд на встречную полосу.

7. Теперь на стоимость ОСАГО будет влиять наличие штрафов, чем больше автовладелец будет нарушать ПДД, тем дороже ему обойдется полис. И наоборот, чем меньше у водителя будет нарушений, тем ниже будет стоимость страховки.

Базовые ставки на ОСАГО в новом 2021 году

Базовая ставка устанавливается Центробанком (примерно до 2015 года ее определяло правительство). Но ставка не является фиксированной суммой, она лишь определяет диапазон, за который страховые компании не имеют право выходить.

На данный момент базовые тарифы любой российской страховой компании не могут быть ниже значения в 2740 рублей и выше 4945 рублей. Такой диапазон был установлен еще в 2019 году после расширения «денежного коридора» на 20%. На 2020-2021 годы Центробанком было запланировано увеличение финансового диапазона: на 40% с января 2020 года и еще на 33% с января 2021 года. Но на данный момент ставки не изменились.

Возникают новые инициативы, утверждаются некоторые правовые акты. Но не все так просто, как хотелось. Так, отдельные коэффициенты, которые должны были отменены еще в середине 2020 года, не действуют, так как эти поправки не утверждены правительством и по сей день. И все же имеются некоторые изменения в оформлении полисов, что, не может не радовать владельцев машин.

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее – международные системы страхования).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Статья 3. Основные принципы обязательного страхования

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

Статья 5. Правила обязательного страхования

Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск

Статья 7. Страховая сумма

Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию

Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования

Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства

Статья 13. Утратила силу

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

Статья 14.1. Прямое возмещение убытков

Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования

Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств

Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования

Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования

Глава III. Компенсационные выплаты

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат

Статья 19. Осуществление компенсационных выплат

Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат

Глава IV. Страховщики

Статья 21. Страховщики

Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию

Статья 23. Утратила силу

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков

Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

Статья 26. Правила профессиональной деятельности

Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков

Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат

Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков

Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения

Глава VI. Заключительные положения

Статья 30. Информационное взаимодействие

Статья 31. Международные системы страхования

Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию

Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В 2019 году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Чего ждать водителям?

Таким образом, у компаний появляется пространство, чтобы дать скидку аккуратным водителям и надбавку аварийным. Как полагает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, поправки усилят борьбу между страховщиками за безубыточных клиентов, а значит, средняя стоимость “автогражданки” для них снизится.
“Предполагается, что после того, как вступит в силу новое указание Банка России о тарифах ОСАГО, территориальные коэффициенты примерно для двух третей населенных пунктов в России будут снижены. При этом страховщики смогут использовать при тарификации накопленный ими опыт в каско и применять факторы, влияющие на реальную аварийность автовладельца, тем самым устанавливая более низкий тариф для безаварийных автолюбителей”, — пояснил Юргенс.
Он ожидает, что сами поправки не приведут к изменению средней стоимости ОСАГО. При этом Юргенс отметил, что давить на тариф могут возросшие цены на запчасти.

Остаться или уйти?

Открытый список факторов, которые могут использовать страховщики, поможет настроить тариф под конкретного клиента, говорит Никитина. Здесь она снова согласна с РСА: введение собственных факторов может стать дополнительным конкурентным преимуществом в борьбе за маржинальных клиентов.
Однако она отмечает, что, помимо стоимости полиса, клиенты обращают внимание и на удобство заключения договора, и на качество урегулирования убытков. Кроме того, страховщики могут завоевать лояльность, давая скидки на другие виды страхования.
Так или иначе колебания стоимости полиса для среднего клиента не превысят 500 рублей, поэтому массовой миграции страхователей не ожидается, считает эксперт.
 
Источники

  • https://life.ru/p/1341164
  • https://TonkostiOSAGO.ru/izmeneniya-v-zakone-osago/kakie-izmeneniya-osago-s-yanvarya-2021-goda-bazovye-stavki-stoimost
  • https://zen.yandex.ru/media/legal/osago-v-2021-godu-glavnye-izmeneniia-5fafbd85f2466e1810b2645b
  • https://fzrf.su/zakon/ob-osago-40-fz/
  • http://zakonobosago.ru/
  • https://ria.ru/20200824/1576215158.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: