Закон об ответственном обращении с животными: что разрешено и запрещено

Содержание
  1. ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. Глава 1. Общие положения
  3. Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными
  4. Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных
  5. Глава 4. Требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев
  6. Глава 5. Государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными
  7. Глава 6. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
  8. Глава 7. Заключительные положения
  9. Какие изменения вступят в силу?
  10. Насчет налога и сбора за чипирование
  11. Основные проблемы с применением нового закона
  12. О принятом законе и нововведениях
  13. Вопросы к новому закону
  14. Главное – нравственность и гуманность
  15. Домашние животные: проблема выгула
  16. Требования к приютам
  17. Общественным инспектором может стать каждый
  18. Основные положения нового законопроекта
  19. Обязательная регистрация домашних собак и кошек
  20. Что нужно знать владельцам животных
  21. Каких животных можно держать дома
  22. Что будет с боями животных
  23. Запрет контактных зоопарков
  24. Отлов бродячих животных
  25. Приюты для безнадзорных животных
  26. Уход за домашними животными
  27. Дикие животные в домашних условиях
  28. О жестоком отношении
  29. Цирки и контактные зоопарки
  30. Чего удалось добиться правозащитникам
  31. Почему этот закон так важен
  32. Выводы экспертов

ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года
Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

Статья 14. Требования к содержанию и использованию служебных животных

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

Статья 16. Приюты для животных

Глава 4. Требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев

Статья 17. Общие положения деятельности по обращению с животными без владельцев

Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев

Глава 5. Государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными

Статья 19. Государственный надзор в области обращения с животными

Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными

Глава 6. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 22. Конфискация диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом

Глава 7. Заключительные положения

Статья 23. О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”

Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

Статья 25. О внесении изменения в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”

Статья 26. О внесении изменения в Федеральный закон “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”

Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Какие изменения вступят в силу?

Закон «Об ответственном обращении с животными» 1 января существенно расширится.
Вступающий в силу пункт 6 статьи 13 данного документа запретит выгул потенциально опасных пород без намордника. При выгуле на собственной территории владельца, намордник на собаке не обязателен, но должна присутствовать предупреждающая табличка.
Статьей 15 будут установлены требования к использованию животных, содержащихся в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, а также их участию в культурно-зрелищных целях и содержанию.
Статья 16 будет регулировать деятельность приютов для животных. Это как новые требования к условиям содержания животных, так и новые обязанности для руководства и персонала приютов. Статья достаточно большая, заинтересовавшиеся могут ознакомиться по ссылке выше. Самое главное изменение, которое она несет – запрет на умерщвление животных, содержащихся в приюте, за исключением такой необходимости для прекращения страданий нежизнеспособных животных. Будет введен ужесточенный контроль.
Статья 18 будет касаться бездомных животных. А именно: процедуры отлова, содержания, поиска владельцев или возвращения животного в прежние места обитания.
В статье 19 будут содержаться нормы по обеспечению государственного контроля в области обращения с животными: органы контроля, порядок их действий и полномочия, позволяющие обеспечить работу всех норм Закона «Об ответственном обращении с животными».
Статья 20 вводит еще и общественный контроль за обращением с животными и устанавливает полномочия общественных инспекторов (которые будут действовать на добровольной и безвозмездной основе). Чтобы стать общественным инспектором, потребуется обратиться в органы государственного надзора и получить соответствующее удостоверение.
Последнее нововведение – статья 22 . Конфискация диких животных, используемых в неволе с нарушением требований закона. Конфискованные животные должны быть возвращены в среду обитания, а если это невозможно – переданы на содержание, с соблюдением необходимых норм.

Насчет налога и сбора за чипирование

Как видите, изменения есть, из много и они очень значительны. Однако, о введение платы за содержание домашних животных, в указанном Законе речи не идёт. Нет и других вступающих в силу документов, которые вводили бы подобный налог. Если налог и появится, то в далеком будущем.
Очень хочется верить, что до этого не дойдет – все мы прекрасно понимаем, что он даст обратный эффект, и вместо повышения ответственности за содержание животных, приведет к увеличению числа бездомных братьев наших меньших.
Что касается чипирования – такое требование действует лишь в том случае, если необходимо пересечение с животным (некоторых видов) государственной границы. Внутри страны такое требование отсутствует, как и предпосылки для его появления.

Основные проблемы с применением нового закона

1) В законе не прописано что понимать под животным, таким образом потенциально можно привлечь к ответственности человека за убийство домашнего таракана

2)В законе прописано, что владельцы должны выгуливать домашних животных только в местах выгула,что фактически делает преступниками всех владельцев домашних животных, которым как то нужно до такого места выгула еще добраться.

Вывод: депутатов, разработавших этот закон, вероятно следует привлечь к ответственности за халатность и за нанесение ущерба владельцам домашних животных.

О принятом законе и нововведениях

Согласно N 498-ФЗ, животных признали эмоциональными существами, имеющими право на жизнь. Теперь по закону относиться к животным нужно как к «существам, способным испытывать эмоции и физические страдания». Об этом говорит статья 4 данного закона, которая устанавливает основные принципы обращения с животными:

1) Законом запрещено их произвольное умерщвление, если речь не идет о самозащите или об избавлении от мук, связанных с тяжелым смертельным заболеванием.

2) Помимо того, законом запрещается не только жестокое обращение c животными, но и распространение связанного с этим контента, производство, показ и распространение фото-и видеоматериалов с жестоким обращением с животными везде, в том числе и в интернете.

3) Теперь прямо запрещены бои между животными и другие развлечения, связанные с нанесением им повреждений и увечий. Будут приняты меры, направленные на воспитание у граждан «нравственного и гуманного отношения к животным».

4) Владельцы животных теперь будут нести ответственность за их судьбу. Теперь законодательно будет запрещено бросать своих питомцев на улице. Ответственности за это пока не предусмотрено, но, по всей вероятности, будут внесены изменения в КоАП. Избавиться от животного легально можно будет только путем передачи другому лицу или приюту.

5) Появилось ограничение на количество кошек и собак в квартире. Точного числа закон не устанавливает. Данные вопросы будут решаться с каждым хозяином индивидуально, исходя из «возможности владельца обеспечить питомцам условия, соответствующие ветеринарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам». На кого будет возложена эта обязанность, пока неизвестно.

6) Собачники теперь обязаны убирать за собаками на улице. Закон вменяет в обязанность владельцам животных убирать за питомцами во время прогулок. Сами же прогулки могут проводиться только в отведенных для этого муниципалитетом местах.

7) Появятся общественные инспекторы по делам животных. Они получат официальный статус общественных инспекторов в области обращения с животными, соответствующие удостоверения и права. Им будет разрешено фиксировать правонарушения на фото и видео, заниматься просветительской деятельностью, осуществлять общественный контроль за приютами. Однако им нельзя будет вмешиваться в работу со служебными животными, находящимися в распоряжении силовых ведомств.

8) Теперь животных могут изымать у граждан, опасных собак занесут в отдельный список. Закон вводит понятие потенциально опасных собак — это представители «определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека». О каких именно породах идет речь в законе, не говорится. Конкретный список будет утвержден правительством.

9) Теперь будет запрещено держать дома диких животных. Список диких животных, содержание которых гражданам будет запрещено полностью, также будет утвержден правительством. Исключение: использование таких животных в зоопарках, цирках, дельфинариях и океанариумах, а также в качестве служебных животных.

10) Теперь отлов беспризорных собак и кошек будет запрещено проводить на глазах у детей, если эти животные не представляют для последних непосредственной опасности. Кроме того, закон обязывает ловцов снимать на видео все свои действия и предоставлять эти записи для контроля.

Здоровых и неопасных для окружающих бездомных животных оставят на улице.

Приюты обяжут пожизненно содержать больных и брошенных животных.

При необходимости усыпления питомца сама эта процедура может проводиться лишь ветеринаром «гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть».

Вопросы к новому закону

Вызывает вопрос пункт 4 ст. 11 данного Закона.

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;
3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

И тут же идет 4-й пункт:

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого.

Не совсем понятно, какое отношение может иметь этот пункт к защите от жестокого обращения?

Главное – нравственность и гуманность

Новым законом, в частности, установлено, что обращение с животными основывается на нравственных принципах и принципах гуманности – как с существами, способными испытывать эмоции и физические страдания, а также ответственности человека за судьбу животного. Установлены полномочия федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, а также полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными.

Не допускается содержание и использование животных, запрещенных к содержанию – соответствующий перечень утверждает Правительство РФ (включенные в данный перечень животные, приобретенные до 1 января 2020 г., могут находиться на содержании их владельцев до своей естественной смерти). Указанный запрет не распространяется на зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии и океанариумы – при этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, обязаны получить лицензию до 1 января 2022 г.

В качестве мер защиты от жестокого обращения закон обязывает проводить ветеринарные и иные процедуры, которые могут вызвать у животных непереносимую боль, с применением обезболивания. Также запрещаются натравливание одних животных (за исключением служебных) на других, отказ владельцев от исполнения обязанностей по содержанию животных до их передачи в приюты или отчуждения иным законным способом, торговля животными вне специальных мест. Кроме того, недопустимы организация и проведение боев животных и иных зрелищных мероприятий, которые влекут травмы, увечья и умерщвление животных.

Кроме того, закон запрещает кормление хищников живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, а также пропаганду жестокого обращения с животными и призывы к такому обращению, включая производство, изготовление, показ и распространение, в том числе через интернет, соответствующих кино-, видео- и фотоматериалов, печатной и аудиовизуальной продукции.

Комментируя «АГ» приведенные положения, адвокат АП Московской области Андрей Николаев с радостью отметил, что в закон вошло определение «жестокое обращение с животными». «Я бился за это еще в 2009 г. на заседаниях рабочей группы в Госдуме – ведь первоначально это определение вообще не хотели включать в законопроект», – добавил он.

При этом эксперт задался вопросом, подпадают ли действия личности, разбрасывающей отраву в местах прогулки собак со своими владельцами, под определение «обращение с животным»? «Ведь речь идет не о конкретном животном, даже без владельца, а об абстрактных действиях, которые, с точки зрения пойманного с поличным, не направлены против животных вообще», – отметил Андрей Николаев.

Директор Фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева отметила важность запрета натравливания одних животных на других. Эксперт пояснила, что в 2017 г. были легализованы бесконтактные притравки, и принятие закона должно положить конец варварской практике притравочных станций – как контактных, так и бесконтактных. В то же время, по мнению эксперта, непонятно, относятся ли лошади, используемые полицией, к категории служебных животных, и получат ли они шанс на передачу заинтересованным лицам в случае невозможности дальнейшего использования.

Домашние животные: проблема выгула

Содержание домашних животных также подверглось регулированию. В частности, владельцы питомцев должны соблюдать не только общие требования к их содержанию, но и права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные. Использовать домашних питомцев в предпринимательской деятельности запрещено, за исключением случаев, установленных правительством.

Определены требования к выгулу домашних животных. В частности, он должен обеспечивать безопасность граждан, животных, а также сохранность имущества физических и юридических лиц. Владельцам необходимо исключать возможность неконтролируемого передвижения питомца при пересечении проезжей части дорог, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, а также во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках. Также закон обязывает владельцев животных убирать продукты их жизнедеятельности в местах и на территориях общего пользования. Кроме того, запрещено выгуливать питомца вне мест, разрешенных органом местного самоуправления.

Президент Сахалинской адвокатской палаты Максим Белянин критически оценил положения, касающиеся выгула. «Как владелец двух собак, я обеспокоен тем, что с 1 января, как и многие “собачники”, стану нарушителем закона – сложно выполнить требования о выгуле собаки, если самого определения “выгула” закон не содержит», – пояснил он.

Что касается положения о том, что владелец должен «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного…», эксперт задался вопросом: по сути, выходит, что гулять с собакой, в том числе на детских и спортивных площадках, можно – была б она на поводке?

В отношении запрета выгула вне официально разрешенных мест Максим Белянин отметил, что в г. Южно-Сахалинске, например, такое место – одно на город численностью в 200 тыс. жителей: «И где в таком случае выгуливать собаку?»

Норму об уборке продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования, по мнению эксперта, можно было бы оставить без комментариев. «Однако отмечу, что “продукты жизнедеятельности” могут быть нескольких видов, одни из которых убрать не представляется возможным, но исходя из текста закона они должны быть убраны», – добавил Максим Белянин.

Закон также запрещает выгул потенциально опасных собак, перечень которых утверждается правительством, без намордника и поводка, независимо от места выгула. Исключение составляет пребывание собаки на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу на праве собственности или ином законном основании.

Андрей Николаев по этому поводу отметил: «Считаю откровенной глупостью сохранение списка потенциально опасных пород собак – благо, теперь определение этого перечня передано не на “откуп” органам исполнительной власти субъектов РФ, а федеральным органам государственной власти в области обращения с животными. Вот только непонятно, почему к этим органам относится правительство, поскольку, как следует из п. 14 ст. 3 Закона, именно оно устанавливает этот перечень». Эксперт добавил, что потенциально опасна практически любая порода: «Напомню, что у собаки 42 зуба, а активно-оборонительные реакции на опасность есть очень у многих из них».

Использование животных в культурно-зрелищных целях допускается только в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях. Закон запрещает деятельность, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными. Если мероприятия предусматривают такой контакт, обязательно наличие в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.

Управляющий партнер КА «Старинский и партнеры» Владимир Старинский обратил внимание, что закон запрещает содержание животных в барах, ресторанах и т.д., а также контактные зоопарки в торговых центрах. Эксперт подчеркнул, что контактные зоопарки давно находились в центре внимания зоозащитников.

Также согласно закону под запретом применение лекарственных препаратов и иных веществ, причиняющих вред здоровью животных, для повышения их эффективности в культурно-зрелищных целях. В отношении животных, участвующих в спортивных соревнованиях, запрещено использовать субстанции или методы, не допустимые для использования в спорте.

Требования к приютам

Закон детально регламентирует требования к приютам для животных – они могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами последних могут выступать индивидуальные предприниматели или юридические лица. По отношению к содержащимся в приютах животным ответственность владельцев приютов и уполномоченных ими лиц приравнивается к ответственности владельцев животных. Кроме того, они обязаны размещать в интернете не позднее чем в течение трех дней со дня поступления животного в приют информацию о нем, а также вести учет поступления и выбытия животных. Их также запрещено передавать для использования в лабораторных целях, а также умерщвлять без крайней необходимости, но обязательно гуманно и безболезненно.

По мнению Екатерины Дмитриевой, пункт об обязанности передачи животного в приют или новому владельцу при отказе от права собственности от него хорош, но без обязательной регистрации и чипирования с единой базой данных понятно, что закон работать не будет.

Максим Белянин обратил внимание на огромный перечень требований, установленный к приютам. По его мнению, в результате может оказаться, что те, кто за собственный счет и за счет волонтеров реально помогает животным, не смогут выполнять все эти – не всегда оправданные –требования закона, и будут вынуждены платить штрафы либо устранять допущенные нарушения вместо того, чтобы реально спасать животных.

Закон также урегулировал отлов животных без владельцев. В частности, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов, обязаны вести видеозапись процесса и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти копии видеозаписи. Вести отлов в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность. Содержание отловленных животных вне приютов также запрещено.

Общественным инспектором может стать каждый

Закон вводит государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными. Последний могут осуществлять общественные объединения и иные некоммерческие организации, а также граждане, изъявившие желание оказывать содействие органам государственного надзора в качестве общественных инспекторов на добровольной и безвозмездной основе.

Общественный инспектор вправе фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеоcъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в надзорные органы.

По мнению Екатерины Дмитриевой, «прекрасная инициатива по госнадзору в области обращения с животными будет реализована очень нескоро». Эксперт пояснила, что по традиции, оставшейся с советского времени, животными без владельцев занимаются коммунальные службы и муниципалитеты. «Профильных специалистов среди них нет, и это является огромной нерешаемой проблемой. По новому закону функции госнадзора делегированы органам исполнительной власти, но боюсь, функции надзора в области гуманного обращения с животными будут совмещать те, кто еще вчера размещал гостендеры на “умерщвление в момент отлова” или подписывал акты на эвтаназию 1200 животных за один день по причине агрессивности», – добавила она.

За нарушение требований закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Екатерина Дмитриева выразила надежду, что в связи с принятым законом ст. 245 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, будет изменена и наконец-то начнет работать.

Андрей Николаев, напротив, скептически настроен по отношению к неотвратимости привлечения к ответственности тех, кто допускает жестокое обращение с животными. Он отметил, что ранее ст. 245 УК применялась крайне редко, и только если дело получало общественный резонанс. По мнению эксперта, положительные изменения сейчас вряд ли произойдут. «Пока не поступит команды от вышестоящего руководства, не думаю, что кто-то из полицейских проявит рвение по изобличению и привлечению к ответственности тех же “догхантеров”», – пояснил адвокат.

Основные положения нового законопроекта

Рассмотрим ключевые аспекты первого российского закона, регулирующего нормы обращения с животными.

Обязательная регистрация домашних собак и кошек

Этот вопрос беспокоит многих заводчиков домашних животных. В частности, разговоры про обязательное чипирование кошек и собак велись уже давно. Эта норма выносилась на рассмотрение ещё в 2011 году, однако, правозащитники предлагали ввести добровольное чипирование. Закон, который был принят 19 декабря 2018 года, не содержит пункта о добровольном либо обязательном вживлении микрочипа.

Так выглядит чип для собаки

Что нужно знать владельцам животных

Если рассматривать правовые нормы в целом, то заводчики животных должны обеспечить своим четвероногим и пернатым друзьям максимально комфортные условия проживания. Как было указано выше, сюда относится обязанность по обязательному соблюдению требований ветеринарного контроля, осуществлять выгул или выпас в строго отведённых для этого местах.

В качестве дополнения можно указать, что после вступления нормативно-правового акта в законную силу торговать животными можно будет только в специально отведённых для этого местах. Кроме этого, будет запрещено проведение любых медицинских обследований и хирургических вмешательств, способных причинить боль без обезболивающих препаратов.

Важно! Количество животных, которых допускается держать дома, принятый законопроект не регулирует, но предполагается, что здесь нужно руководствоваться нормами общежития и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Каких животных можно держать дома

Принятый закон предписывает составить перечень потенциально опасных животных, которых нельзя содержать в домашних условиях. Кроме этого, предполагается утвердить перечень бойцовых собак, которых нужно выгуливать исключительно на поводке и в наморднике. Если такая собака проживает на территории частного дома, с наружной стороны должна иметься предупреждающая надпись, сообщающая об этом.

Что будет с боями животных

Проведение таких боёв получило широкое распространение в республиках Северного Кавказа, но начиная с 1 января, подобные мероприятия окажутся под запретом. В частности, согласно нормам принятого закона, запрещается устраивать любые зрелищные мероприятия, в результате которых животное может получить серьёзные травмы или погибнуть.

Кроме этого, нельзя натравливать животных на человека и других представителей животного мира, за исключением случаев, когда это не противоречит нормам служебного собаководства и необходимой самообороны.

Запрет контактных зоопарков

Твердого запрета на организацию контактных зоопарков нет. Однако все организации и предприятия с участием животных будут проходить процедуру лицензирования. Это касается контактных и обычных зоопарков, дельфинариев, океанариумов и цирков.

Если говорить именно о контактных зоопарках, то здесь вводится ряд обязательных требований. В частности, контакт между человеком и животным должен быть максимально безопасным. Кроме этого, организаторы должны обустроить специальную зону, недоступную для посетителей, где животное может отдохнуть.

Отлов бродячих животных

Мероприятия по отлову бродячих животных запрещается проводить в присутствии детей, за исключением случаев, когда существует угроза здоровью и жизни окружающих. Если на животных имеются несмываемые метки или клипсы, подтверждающие, что четвероногий стерилизован и уже побывал в приюте, то отлов запрещён.

Приюты для безнадзорных животных

После поступления животного в приют, его помещают на 10-дневный карантин. Здесь четвероногие друзья человека проходят вакцинацию, при необходимости стерилизуются. Если имеется ошейник или микрочип, животное должны вернуть владельцу, в случае, когда безнадзорный зверь не проявляет агрессии, его выпускают в естественную среду обитания.

Кроме этого, приютам предписано вести базы данных и умерщвлять животных, за исключением безнадёжных случаев.

Уход за домашними животными

Согласно закону, хозяева домашних питомцев должны ответственно относиться к их содержанию, следить за здоровьем и своевременно оказывать требуемую ветеринарную помощь.

При этом максимальное количество животных, которых одновременно можно содержать в одной квартире, должно соответствовать санитарным нормам и ветеринарным правилам.

Во время выгула питомцев хозяину необходимо:

  • обеспечить безопасность не только окружающих людей, но и имущества;
  • контролировать поведение своих любимцев при пересечении проезжей части, во время передвижения во дворах, на детских площадках, в помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • убирать за питомцами продукты жизнедеятельности.

Владелец не имеет права избавиться от своего питомца, просто выбросив его на улицу. Закон предусматривает, что хозяин обязан найти нового владельца для животного или же передать питомца в приют.

Дикие животные в домашних условиях

В России известно немало случаев, когда дикие представители животного мира содержались в частных домах и даже в обычных квартирах. Теперь такие действия официально запрещены российским законодательством: Федеральный закон №498-ФЗ не разрешает содержать диких животных в домашних условиях. В частности, запрет распространяется на таких животных:

  • ядовитых животных;
  • крупных хищников;
  • представителей животного мира, опасных для жизни человека;
  • зверей, для которых невозможно создать подходящие условия обитания на территории жилого дома.

Однако данный запрет вступит в силу только с 1 января 2020 года. Все «запрещенные» животные, приобретенные до этого времени, смогут и дальше проживать у своих хозяев до момента наступления их смерти.

Также в законе говорится о потенциально опасных собаках, которые могут принести вред здоровью человека. Полный список таких пород будет утвержден отдельно в ближайшем будущем. Если порода попадет в перечень опасных, то выгул такой собаки без поводка и намордника будет недопустим.

О жестоком отношении

Законодательный акт устанавливает очень важное определение понятия «жестокое отношение к животным». По документу основными признаками такого отношения являются:

  • преднамеренное причинение вреда здоровью животного (в том числе ставшее причиной его гибели);
  • нарушение правил содержания;
  • отказ от оказания помощи в случае наличия такой возможности.

Жестокое отношение также является уголовно наказуемым деянием, за которое предусмотрена ответственность, согласно статье 245 УК РФ.

Цирки и контактные зоопарки

Такое понятие, как «контактный зоопарк», не прописывается в законе №498-ФЗ. Однако, согласно статье 15 (которая вступит в силу только 1 января 2020 года), любая деятельность, главная цель которой заключается в непосредственном контакте человека с животным, будет запрещена. Физический контакт будет допустим только в ходе культурно-массового мероприятия и при условии, что животному предоставят зону для укрытия, недоступную для людей.

Кроме того, любые развлекательные заведения, чья деятельность связана с демонстрацией животных (в том числе цирки, дельфинарии, зоопарки), обязаны будут получить лицензию до начала 2022 года. Организации, не оформившие официальное разрешение на свою работу, будут закрыты.

Чего удалось добиться правозащитникам

В целом, законопроект регулирует нормы обращения с домашними и дикими животными, внося изменения в ряд нормативно-правовых и подзаконных актов. Например, уголовная статья за жестокое обращение с животными была ужесточена, и получила более конкретные формулировки. Жестоким обращением теперь считается неоказание первой помощи, избиение, отказ от содержания, если это влечёт за собой смерть или увечья.

Почему этот закон так важен

Во-первых, любители публично мучить животных и выкладывать видео о своих зверствах в сеть теперь могут получить реальный тюремный срок. Это устраняет ряд пробелов в действующем законодательстве. Многие помнят резонансное дело о живодерах из Хабаровска, которые выкладывали в сеть ролики, на которых они убивают животных. Да, девушек посадили, однако, именно за жестокое обращением их приговорили только к принудительным работам. Тюремный срок они получили за унижение человеческого достоинства, оскорбление чувств верующих и пр.

Во-вторых, законопроект обяжет владельцев цирков и зоопарков более гуманно относиться к своим питомцам.

Выводы экспертов

Максим Белянин отметил, что комментировать документ, который, несмотря на многолетнее обсуждение, выглядит «сырым», очень сложно. «Закон пронизан мотивами помочь животным, не допустить жестокого обращения, но вот техника его исполнения не позволит выполнять его требования либо может привести к злоупотреблениям со стороны контрольных и надзорных органов, – резюмировал он. – Вероятнее всего, все сведется к исторической аксиоме о том, что в России суровость законов компенсируется их неисполнением».

По мнению Андрея Николаева, закон производит двоякое впечатление: с одной стороны, необходимость его принятия «перезрела», с другой – он во многом декларативен, поскольку его выполнение не обеспечено финансово и организационно. «Складывается впечатление, что его авторы не очень представляли, как он будет работать не только в крупных городах, а где-нибудь в российской глубинке. Например, за счет каких средств будет обеспечиваться содержание муниципального приюта, каким требованиям должно удовлетворять “специально предназначенное для этого здание, строение, сооружение”», – отметил он.

Также эксперт обратил внимание на неурегулированность деятельности так называемых «зоогостиниц», где животные остаются на временном попечении, когда их хозяева уезжают, например, в отпуск: «Не секрет, что часто такие “гостиницы” содержат люди, которые не только не имеют специального образования, но и содержат остающихся на их попечении животных в явно неподходящих для этого местах».

Владимир Старинский отметил, что закон содержит ряд основополагающих положений для урегулирования сферы обращения с животными, причем не только домашними, но и дикими. «Например, наконец-то появился запрет на содержание дома диких зверей», – добавил он. По мнению эксперта, закон является большим шагом в направлении ответственного обращения с животными, так как обеспечивает нормативную базу для защиты животных. Проблема, считает эксперт, может возникнуть с применением закона на практике, так как правоохранительные органы, как правило, не обращают внимания на подобные нарушения, даже если о них известно. «С другой стороны, этот закон – хороший инструмент в руках зоозащитников, которого у них раньше не было», – считает он.

Екатерина Дмитриева полагает, что закон не стоит оценивать критически и сомневаться в его исполнении. По ее мнению, это важный и необходимый шаг на пути гуманизации. «В XXI в. не иметь ни одного закона о защите животных – показатель варварства, отсутствия в государстве понимания важности социальных проблем и игнорирования мирового тренда на гуманность. Я очень рада, что после многих лет борьбы за принятие закона он подписан – уверенности в этом не было вплоть до последнего», – подытожила она.


Источники

  • https://fzrf.su/zakon/2018-12-27-n-498-fz/
  • https://zen.yandex.ru/media/bestjurist/izmeneniia-v–498fz-s-1-ianvaria-2020-budet-li-vveden-nalog-na-domashnih-jivotnyh-5df5ee688f011100ad77a4d7
  • https://www.9111.ru/questions/777777777374777/
  • https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/eksperty-o-plyusakh-i-minusakh-podpisannogo-zakona-ob-otvetstvennom-obrashchenii-s-zhivotnymi/
  • https://zakonoved.su/zakon-o-zashchite-zhivotnyh.html
  • https://zakonguru.com/izmeneniya/zakon-ob-obrashhenii-s-zhivotnymi.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: