Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

Понятие и содержание налоговых отношений

ФЗ №146 (НК РФ) представляет собой базовый документ законодательства о налогах и сборах РФ. Он определяет характер и специфику налоговых правоотношений.

Объектами таких взаимоотношений являются сами налоги и сборы, обязательные к уплате в соответствии с нормами действующего законодательства. Субъектами данной категории права являются лица, обязанные производить оплату, а так же государство, представляемое специально уполномоченными органами и людьми, занимающими определённые должности (ст. 9 НК). В последнем случае к субъектам относятся:

  • территориальные подразделения налоговой инспекции;
  • таможенные органы;
  • соответствующие структуры исполнительной государственной и муниципальной власти.

Субъекты налогового законодательства производят перевод на государственный счёт денег для осуществления регулярных и разовых платежей (ст. 8). Регулярными платежами являются налоги, соответствующие доходу от собственности и экономической деятельности и обязательные страховые сборы. Платежи не регулярного характера взимаются с разовых продаж, а так же действий. К последней категории относятся пошлины. Кроме того, НК РФ регулирует и акцизные платежи.

Платить налоги обязаны все физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Кроме того, производить платежи в казну государства должны и структурные подразделения российских юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность за пределами страны.

Регулируемые положения НК РФ

Налоговый кодекс относится к тем документам, которые состоят из двух частей. Первая, общая, предназначена для того, чтобы создать правовую базу для обеспечения законности взимания налогов и других платежей с физических и юридических лиц. Эта база состоит из описания:

  • категорий налогов, взносов и сборов;
  • особенностей налогообложения в разных ситуациях;
  • прав и обязанностей плательщиков;
  • прав и обязанностей госорганов, осуществляющих взимание платежей и контроль исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • перечня объектов налогообложения;
  • порядка проведения контроля и мониторинга;
  • методов определения доходов;
  • правонарушений, связанных с обязательными платежами в государственный или муниципальный бюджет.

Основываясь на этих нормативах, физические и юридические лица обязаны осуществлять регулярные или разовые платежи по категориям, описанным во второй части. Кроме регламентации порядка осуществления платежей по различным видам налогам, акцизам и сборам, вторая часть НК России содержит описание специальных режимов, представляющих собой особые системы налогообложения. К таковым относятся системы:

  • упрощённая;
  • сельскохозяйственная;
  • патентная;
  • при разделе продукции;
  • единого налога на вменённый доход.

Таким образом, НК РФ призван сочетать в себе две функции. Он обеспечивает регулярные поступления денег в бюджеты государственных и муниципальных образований разного уровня. Одновременно он создаёт правовую базу, позволяющую налогоплательщикам обеспечивать себе защиту от произвольных действий субъектов, обязанных взимать платежи и контролировать их соответствие действительности.

Система налогового законодательства

Законодательство о налогах и сборах включает в себя не только Налоговый Кодекс (его первую и вторую части), но и иные нормативно-правовые документы, которые регулируют отношения, возникающие в налоговой сфере. Так же, такое понятие, как «законодательство о налогах и сборах», подразумевает все законы, все местные или региональные нормативно-правовые акты, которые упоминаются в статьях Налогового Кодекса.

Законодательство РФ о налогах и сборах – это не только упорядоченная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения плательщиков и сборщиков налогов, но и определенная налоговая система. Так, система налогообложения РФ относится к косвенной системе, где основной доход государства на сборах получается при сборе с объектов потребления.

То есть косвенная система подразумевает обязательство по уплате налога или сбора только за то, что потребляется/используется/имеется у плательщика. Например, при приобретении недвижимости новоиспеченный собственник уплачивает налог на имущество. То есть за то, что он использует, за то, что есть у него в собственности. Оплачивать налог или сбор за чужое имущество гражданин или организация не обязаны, и обязать их к этому никто не вправе.

Кроме того, налоговая система страны относится еще и к нейтральной категории. То есть, той, где финансовое положение (следует понимать, как неравенство, оцениваемое получаемыми доходами конкретных плательщиков) остается неизменным, даже после уплаты всех налогов и сборов.

По уровню налоговой нагрузки система налогообложения РФ относится к категории умеренно фискальной, что подразумевает сравнительно небольшой процент бремени к ВВП. В среднем налоговое бремя составляет 30-45%. По данной модели работает множество развитых и развивающихся стран, за исключением, например, Соединенных Штатов Америки.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, как главная гарантия и контроль по исполнению норм в налоговой сфере, постоянно совершенствуется путем внесения соответствующих изменений и поправок в Налоговый Кодекс, нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые отношения.

Состав законодательства и НПА

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах представляет собой целый массив нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые отношения. К таким НПА можно отнести:

  • Налоговый Кодекс;
  • Бюджетный кодекс;
  • Закон о налоговых органах;
  • Таможенный и Трудовой кодексы;
  • Закон о налогах на имущество у физических лиц.

Законодательство о налогах и сборах – это любой официальный документ, имеющий правовую основу и силу, который затрагивает налоговые отношения.

Так, в Трудовом кодексе прописаны все сборы, которые обязан уплачивать и работник, и работодатель, в пользу государственного бюджета. А Бюджетный кодекс регулирует поступление средств в бюджет, дальнейшее распределение этих средств, налоги и сборы, которые уплачиваются или должны уплачиваться плательщиками.

Все новые нормативно-правовые акты вступают в силу только тогда, когда проходит установленный законом срок с момента опубликования последней принятой версии. Предусмотрен ровно один календарный месяц на ознакомление всех заинтересованных лиц. При этом незнание вновь принятых законов и поправок не освобождает плательщиков от обязанности уплачивать налоги и вносить требуемые суммы сборов.

Статья 3 Налогового кодекса предусматривает следующие основы и начала налогового законодательства. В частности:

  • обязанность плательщиков в законном порядке вносить все необходимые налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством;
  • учет платежеспособности плательщика к уплате налогов и сборов в соответствии с его финансовым положением;
  • законодательством не предусмотрено разграничение налоговых ставок и процентов для граждан разной национальности, религиозной принадлежности, расового отношения;
  • у всех взимаемых налогов и сборов в обязательном порядке должна быть экономическая основа, в противном случае такие сборы считаются неправомерными;
  • все коллизии в законодательстве (подразумевается различные непонятные ситуации и противоречия, которые могут встречаться в нормативно-правовых актах разных уровней) должны быть использованы исключительно в пользу плательщика.

Исполнение норм налогового законодательства

Вопрос по контролю за исполнением налогового законодательства подробно изложен в Приказе Генпрокуратуры РФ №193. В частности, данным приказом установлено, что законность проведения налоговых операций возложена на налоговые органы и организации, наделенные таким правом, и существующие нарушения исполнения норм налогового права возникают с попустительства именно этих организаций.

Именно поэтому Генеральная прокуратура РФ не только вправе, но и обязана осуществлять мониторинг на постоянной основе по контролю за исполнением норм налогового права. Кроме того, именно Генпрокуратура обязана обеспечить не коррупционный характер, как проверок, так и процесса взимания налоговых сборов с плательщиков.

Статья 45 Налогового Кодекса предусматривает внесение всех налогов и сборов плательщиком самостоятельно на постоянной основе в обязательном порядке. Если в качестве плательщика выступает организация, то обязанность по уплате сборов и налогов перекладывается на уполномоченное лицо.

Примечательно, что исполнение норм налогового законодательства предусматривает досрочный порядок уплаты налогов и сборов.

То есть гражданин может оплатить сбор до того срока, который предусмотрен законом. Однако вносить средства позже установленного в каждом конкретном случае срока тоже не запрещается. При этом на просрочившего платеж плательщика накладывается штраф (пени), который исчисляется в зависимости от вида налогообложения и размера задолженности.

Кроме того, в отношении организаций может быть установлен и судебный порядок взыскания задолженности по налогам.

В случаях, если сумма долга по налоговым выплатам превышает 5 миллионов рублей, а также в тех случаях, когда недоимка превышает срок в три календарных месяца. То есть если по итогам проверки со стороны налоговых органов было установлено, что организация не уплачивала налоги 3 месяца, то дело о взыскании может быть передано в суд на рассмотрение. Более того при наличии задолженностей предусмотрено ежемесячное уведомление плательщику со стороны налогового органа в письменном виде.

Законодательство субъектов РФ

Статьей 12 Налогового Кодекса предусмотрено разделение всех существующих налогов на три категории: местные, федеральные и региональные. При этом законодательство о налогах и сборах регулирует все эти категории, иначе законность их существования можно было бы поставить под сомнение.

Так, представители органов власти субъектов Федерации вправе устанавливать особый режим налогообложения по следующим направлениям:

  • льготы на уплату налогов (в соответствии с финансовой способностью плательщиков конкретного субъекта);
  • ограничения или разрешения для применения особого режима обложения налогом;
  • размер ставки (в соответствии с категорией плательщика или определенного вида коммерческой деятельности).

В состав законодательства субъектов по вопросам налогообложения входят такие нормативно-правовые акты, как отдельные законы субъекта, регулирующие налоговые правоотношения, Налоговый Кодекс и прочие федеральные налоговые нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории страны.

Нарушения в налоговой сфере

Вопросы, связанные с существующими нарушения в налоговой сфере, а также существующие меры наказания прописаны в главе 16 Налогового Кодекса (в части первой). В частности, глава охватывает такие вопросы, как:

  • нарушенный порядок постановки на учет;
  • невыплата или частичная выплата установленных сборов и налогов;
  • нарушение в сфере заполнения или представления декларации по налоговому законодательству;
  • утаивание данных от налоговых органов об обстоятельствах, влияющих на процесс осуществления налоговых правоотношений;
  • предоставление заранее недостоверных или ложный сведений и данных о плательщике.

За каждое из нарушений настоящий законодательством предусмотрено свое наказание, которое может быть вынесено на основании не только налогового права, но и административного, уголовного, гражданского, в зависимости от обстоятельств конкретного нарушения.

В чём суть документа?

Положения закона нацелены на реализацию основных направлений налоговой политики. Предусмотрены меры по совершенствованию налогового администрирования, по уточнению отдельных положений Налогового кодекса, затрагивающих вопросы НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.

Среди многочисленных поправок выделим пять наиболее значимых.

Движимое имущество вновь станет налогооблагаемым?

Возможно, да, поскольку в декларацию по налогу на имущество организаций теперь нужно включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе в качестве объектов основных средств. Причём делать это придётся с отчётности за 2020 год. Скорее всего, поправка потребовалась для того, чтобы оценить стоимость движимого имущества у организаций.

Что же дальше? В основных направлениях налоговой политики указано на необходимость проработать возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной налоговой ставки налога. По мнению Минфина, это позволит не увеличивать налоговую нагрузку, а также исключить споры об отнесении объекта к недвижимости.

Когда отчётность будет считаться непредставленной?

Перечень таких обстоятельств закреплён в Налоговом кодексе. Это, к примеру, ситуация, когда декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям или расчёт по взносам содержит ошибки. Если проверяющие обнаружат хоть одно из подобных обстоятельств, они в течение 5 дней направят налогоплательщику уведомление.

Камеральную проверку прекратят в день направления уведомления. Если непредставленной посчитали уточнённую декларацию или расчёт, то возобновляют проверку предыдущей отчётности.

Положения вступят в силу 1 июля 2021 года.

Как изменилось налогообложение недвижимости?

Будет только два исключения, когда изменение кадастровой стоимости земельного участка или другой недвижимости учитывается в текущих и прошлых периодах:

1. Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной. Для расчёта налогов рыночная стоимость будет использоваться с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости. Пока в Кодекс не была внесена поправка, ФНС разъясняла: пересчёт налогов по рыночной стоимости возможен лишь с 1 января года, в котором налогоплательщик обратился в бюджетное учреждение;

2. Текущее или ретроспективное применение изменённой кадастровой стоимости предусмотрено Законом о кадастровой оценке.

Кроме того, если стоимость объекта недвижимости, включённого в региональный перечень, не определена на начало года, то по новым правилам налог платить нужно, но по среднегодовой стоимости. Это касается торговых, деловых центров, помещений в них, офисов, объектов общепита и бытового обслуживания. Ранее Минфин разъяснял, что в такой ситуации налог не платится вообще.

Какие выплаты освободили от страховых взносов?

В отдельном подпункте Налогового кодекса закрепили норму, согласно которой освобождаются от взносов суммы, выплачиваемые на возмещение фактически произведенных и документально подтверждённых расходов исполнителя по гражданско-правовому договору, а также оплата таких расходов.

Что взять на заметку физлицам?

Утрата автомобиля

Установлен порядок взаимодействия налогоплательщика с инспекцией в случае гибели или уничтожения транспортного средства, которое облагается транспортным налогом.

Чтобы налоговики перестали начислять налог, нужно подать заявление, желательно с подтверждающими документами. Если документов нет, инспекция сама запросит сведения у органов и лиц, которые ими располагают. Рассмотрев заявление, она уведомит налогоплательщика о том, что налог больше не начисляют, или об отсутствии оснований для прекращения начислений. Форму заявления должна утвердить ФНС. До этого налогоплательщик может подавать заявление в произвольной форме.

Имущественные налоги

С 2021 года будет возможен перерасчёт земельного налога или налога на имущество физлиц за предыдущие периоды. Пересчёт возможен, если, в частности, у гражданина возникла налоговая льгота, которая ранее не была учтена при исчислении налога. В этом случае льгота будет применена с периода, в котором у налогоплательщика возникло на неё право.

Также с 1 июля 2021 года в Налоговом кодексе появится правило о том, что перерасчёт транспортного налога физлица не проводится, если такой перерасчёт (независимо от его оснований) влечёт увеличение ранее уплаченной суммы налога, то есть ухудшает положение налогоплательщика.

Взыскание задолженности

Минимальная сумма налоговой задолженности физлица, при которой инспекция может обращаться в суд для взыскания, повышена с трёх тысяч до десяти тысяч рублей.

Часть 1 НК

Приняты новые правила взыскания налоговой задолженности с физлиц

Увеличили пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тысяч до 10 тысяч рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании указанных платежей с физлиц, не являющихся ИП.

Налоговики смогут признавать отчетность непредставленной

Налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки будет установлено хотя бы одно из нескольких перечисленных в ст. 80 НК обстоятельств.

Например, если отчет подписало неуполномоченное лицо, если директор дисквалифицирован, или отчет подписан ЭЦП умершего человека.

Налог на прибыль

В НК внесли порядок определения остаточной стоимости НМА

В ныне действующей редакции НК порядок определения стоимости НМА не указан, поэтому приходилось пользоваться аналогией с ОС.

Теперь порядок внесен в НК — остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

НДФЛ

Решен вопрос освобождения от НДФЛ проезда в заграничный отпуск северных сотрудников

В случае использования отпуска за пределами территории РФ не подлежит налогообложению стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через госграницу РФ.

Страховые взносы

Допрасходы на физлиц по договору ГПХ освободят от страховых взносов

Заказчики не будут облагать взносами те расходы исполнителя, которые они (заказчик) оплатили за него сами.

Меняются правила освобождения полевого довольствия от страховых взносов

Норма необлагаемого взносами полевого довольствия будет такой же, как и для НДФЛ — 700 рублей.

Расширили перечень периодов, когда ИП освобождается от фиксированных взносов

По задумке властей ИПшникам не будут начислять фиксированные взносы за периоды содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы.

Однако не все так просто с этой нормой. Если буквально трактовать поправку, то речь идет только о невинно осужденных. А значит все остальные ИП, находящиеся в тюрьме, по-прежнему будут платить взносы

Налог на имущество

Данные о движимом имуществе обязали вносить в декларацию, хотя налогом оно не облагается

Организации обязали вносить в декларацию по налогу на имущество данные о движимом имуществе.

Транспортный налог

В случае уничтожения авто транспортный налог перестанут начислять

В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.

Изменения в налогах для физлиц в 2021 году

Проценты по вкладам.

Все проценты по банковским вкладам будут облагаться НДФЛ по новой формуле.

Новая ставка НДФЛ.

Те, чей годовой доход превышает 5 миллионов рублей, будут платить повышенный НДФЛ в 15%.

Отчетность по НДФЛ.

Отчетность 2-НДФЛ и 6-НДФЛ объединили.

Вычет по НДФЛ на лечение (новые услуги).

Социальный вычет можно заявить по обновленному перечню медицинских и дорогостоящих услуг.

Проценты по вкладам

Суть: с 2021 года расчет НДФЛ с процентов по банковским вкладам будет производиться по-новому. До 2021 года проценты по вкладам облагались НДФЛ в крайне редких случаях – если ставка по вкладу превышала ставку ЦБ РФ на 5 процентных пунктов (по рублевым депозитам) или на 9 процентных пунктов (по валютным депозитам). На самом деле подобных ставок банки практически не предлагали, поэтому НДФЛ вкладчики не платили.

С 2021 года действует НДФЛ 13%, начисляемый не на сам вклад, а на полученные по нему проценты. НДФЛ начисляется на проценты, если они превысят сумму по формуле:

  • 1 000 000 руб. х ставка ЦБ на начало года.

Пример расчета: допустим, ставка ЦБ на 1 января 2021 года составляет 6%. У человека есть два вклада в банках по 1 000 000 руб. каждый. По первому вкладу ставка 4,5%, по второму – 5%. Соответственно, за год банки начислили по первому вкладу 45 000 руб., а по второму – 50 000 руб. Общая сумма начисленных процентов – 95 000 руб.

Считаем НДФЛ:

  • (95 000 руб. – (1 000 000 руб. х 6%)) х 13% = 4 550 руб.

Новый порядок применяется к доходам, полученным с 1 января 2021 года, то есть впервые налог придется заплатить только в 2022 году. Самостоятельно рассчитывать ничего не нужно – ФНС сделает все сама на основании сведений, предоставленных банками.

Новая ставка НДФЛ

Суть: с 1 января 2021 года будет действовать новая ставка НДФЛ в 15% для лиц, чей годовой доход превышает 5 миллионов рублей. Станет действовать так называемая прогрессивная шкала НДФЛ, поскольку ранее доходы физлиц облагались одинаковыми 13% в год вне зависимости от размеров заработков.

Эти изменения коснутся таких видов доходов физлиц, как:

  • оплата труда
  • дивиденды
  • купонные доходы по облигациям и ценным бумагам;
  • доходы от предпринимательской деятельности
  • доходы из-за рубежа и т. д.

Если физлицо имеет доход от нескольких налоговых агентов, при этом каждая из сумм не более 5 миллионов рублей, но в совокупности они превышают лимит, то ФНС по окончании года самостоятельно рассчитает НДФЛ с общей суммы и пришлет налогоплательщику соответствующее уведомление.

Отчетность по НДФЛ

Суть: отчетность 2-НДФЛ и 6-НДФЛ объединили. Это значит, что сведения о доходах физлиц нужно будет подавать в составе расчета 6-НДФЛ. Форма нового бланка отчетности уже утверждена .

Сама отчетность так же изменилась – по структуре и содержанию. Например, сведения о доходах физлиц нужно будет отразить в приложении №1 к расчету. Обратите внимание, что приложение №1 заполняется только в годовом отчете 6-НДФЛ. Также в бланке не будет информации о дате получения дохода и удержания налога. Зато появились новые графы – для сведений об излишне удержанном налоге, датах и суммах возвратного НДФЛ – для информации за прошлые периоды.

Вычет по НДФЛ на лечение (новые услуги)

Суть: Постановление вступает в силу с 2021 года, утверждая новые перечни для получения социального вычета по НДФЛ. Ранее данные перечни регулировались , которое утрачивает силу, а спектр услуг для получения вычета дополнился и расширился.

В перечень медицинских услуг с 2021 года добавили паллиативную помощь и медицинскую эвакуацию.

К дорогостоящим услугам отнесли новые услуги:

  • оказываемые в рамках паллиатива;
  • по ортопедическому лечению врожденных или приобретенных зубных дефектов
  • по репродуктивным технологиям.

Чтобы иметь право на вычет, необходимо в течение года собирать все документы, подтверждающие расходы на лечение. Получить вычет налогоплательщик может не только за себя, но также и за супруга (или супругу), детей до 18 лет и родителей.

Источники

  • http://NKodeksRF.ru/
  • https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/zakonodatelstvo-o-nalogah-i-sborah.html
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/507671/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/507018/
  • https://zakonguru.com/nalogi-2/dlya-fizicheskikh-lits.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: